Народ в приморском крае. Исчезающие народы России. Тазы. Удэгейские народные игры
Приморский край образован 20 октября 1938 г. Территория края составляет 165.9 тыс. кв. км (леса -78.5%; воды - 2.6%; сельхозугодия - 9.9%;- прочие - 9.0%) и включает в себя 10 городов, 2 закрытых административно-территориальных образования, 24 района, 31 поселок городского типа, 615 сельских населенных пунктов (данные по состоянию на 01.01.05 г.).
Численность постоянного населения края – 2035.8 тыс. чел . (мужское – 980.4 тыс. чел., женское – 1055.4 тыс. чел.), в т.ч. городское – 1534.0, сельское – 501.8 (01.01.05 г.). По последним данным на 01.01.2006 г. – население Приморского края составляет 2019 тыс. чел .
Плотность населения – 12.3 чел . на 1 кв. км
Край расположен на юго-восточной части российского Дальнего Востока. На западе край граничит с Китайской Народной республикой, на юго-западе – с Корейской Народно-Демократической Республикой, на севере – с Хабаровским краем. Восточной и южной границами является Японское море. Граница с КНР занимает 1162 км.
Административный центр –
г. Владивосток,
основан в 1860 г., население - 610,2 тыс. чел.
Население городов Приморского края:
г. Арсеньев - основан в 1902 г., население - 60.6 тыс. чел.
г. Артем
– основан в 1924 г., население – 111.5 тыс. чел.
г. Дальнегорск
– основан в 1889 г., население – 49.4 тыс. чел
г. Дальнереченск
– основан в 1894 г., население – 33.6 тыс. чел.
г. Лесозаводск
– основан в 1894 г., население - 42.2 тыс. чел.
г. Находка
– основан в 1950 г., население – 174.6 тыс. чел.
г. Партизанск
– основан в 1896 г., население – 51.5 тыс. чел.
г. Спасск-Дальний
– основан в 1885 г., население – 47.8 тыс. чел.
г. Уссурийск
– основан в 1866 г., население – 156.0 тыс. чел.
На территории Приморского края проживает более 120 национальностей, наиболее многочисленные из них:
русские – 1861808
украинцы – 94058
корейцы – 17899
татары – 14549
белорусы – 11627
армяне – 5641
азербайджанцы – 4411
мордва – 4307
китайцы – 3840
немцы- 3578
чуваши – 3287
молдаване – 2288
башкиры – 2101
узбеки – 1634
казахи – 1296
марийцы – 1151
удмурты – 1130
поляки – 1060
евреи – 1059
Коренное население Приморского края представляют нанайцы, удэгейцы, орочи, тазы и др. Наибольшая численность – удэгейцы – 918 чел, нанайцы – 417 чел., тазы – 256 чел. Основными компактными местами проживания коренных малочисленных народов являются Красноармейский, Лазовский, Ольгинский, Пожарский и Тернейский районы.
В Приморском крае официально зарегистрированы 7 национально – культурных автономий: 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая, 1 еврейская.
Общеэкономические характеристики территории
Приморский край является промышленно-сельскохозяйственным регионом.
Основные отрасли промышленности:
рыбная
горнорудная
машиностроение и металлообработка
пищевая
топливно-энергетическая
деревообрабатывающая
торговля
строительство
Основная отрасль сельского хозяйства: растениеводство – выращиваются соя, гречиха, рис, картофель; животноводство – разводится крупный рогатый скот, птицеводство, свиноводство.
Территория Приморского края является дотационной. Объем дотаций из федерального бюджета на 2006 г. предусмотрен в размере 8 млрд. 409 млн. рублей. Работает Целевая программа поддержки Приморского края “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года”.
Среднедушевой денежный доход на одного жителя Приморского края равен 8280 руб., среднемесячная начисленная заработная плата составляет 10530 руб. (по данным на 01.10.06 г.).
Белых Ирина Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ №8
Населённый пункт:
Село Богуславец, Приморский край
Наименование материала:
ПРОЕКТ
Тема:
"Ознакомление с коренными малочисленными народами Приморского края"
Дата публикации:
03.05.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное
общеобразовательное учреждение «Детский сад №8»
с. Богуславец
ПРОЕКТ
" Ознакомление с коренными малочисленными
народами Приморского края"
Выполнила: Белых Ирина Владимировна,
Воспитатель первой квалификационной категории
2017 год
Здесь я родился и вырос, в этом таежном
краю.
Самую лучшую песню, край мой, тебе отдаю.
Мне хочется взлететь повыше в облака и,
обозрев родимые края, увидеть, как цветет
земля моя -
земля охотника и рыбака.
маленький
неповторимый
человечества
Айтматов
Тип проекта: комбинированный
Возраст детей: старшие дошкольники 5-7 лет
Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (1 неделя)
Раздел программы: национально-региональный компонент
Актуальность. Мы и наши дети живем в мире межнациональной резни и конфликтов.
Воспитывая их, мы, взрослые, демонстрируем им свое незнание культуры народов, живущих рядом с
нами. Из чего следует, что наши дети имеют недостаточные знания о жителях родного края.
об истории коренного населении Приморья, их духовной культуры, традициях, прикладного искусства.
Проблема.
Недостаточные знания детей о коренных народностях, живущих в Приморском крае, их быте и культуре.
Неумение видеть другого человека как носителя культурных ценностей жителей родного края.
Непонимание и неуважительное отношение к коренным народам нашего края со стороны детей и их
родителей.
Уверена, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность
понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно относиться к обычаям разных
народов. Считаю, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о
человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела –
значит и человек добрый, хороший.
Цель. Уточнение и расширение знаний детей об удэгейцах коренных жителях Приморского края(их быт,
занятия, одежда,культура).
Задачи:
Познакомить детей с тем, что в Приморском крае живут и жили раньше люди такой национальности, как
удэгейцы, познакомить с их бытом и культурой.
понять и принять его мир.
Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы,
обобщать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать культурного человека, способного понимать, бережно относиться к быту и культуре
народов Приморского края.
Способствовать формированию устойчивых, нравственных патриотических позиций в разных
ситуациях у детей и их родителей.
Прогнозируемый результат
У детей появится интерес к истории, культуре удэгейского народа. Расширится кругозор. Будет
сформирована устойчивая позиция отношения к быту и культуре других народов.
Понимание родителями важности толерантного отношения к окружающим людям, уважения их
национального достоинства.
Ресурсы:
Интеллектуальные - администрация ДОУ; воспитатель; дети старшего дошкольного возраста, их
родители и родственники; работники национального парка «Удэгейская легенда» .
Материальные - набор материалов и оборудование (краски, карандаши, кисти, гуашь, ножницы,
иллюстрации, шаблоны и трафареты национальных костюмов, изделия декоративно-прикладного
искусства, музыкальные инструменты),ИКТ, энциклопедия «Народы России».
План мероприятий
Чтение методической и художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Проведение цикла тематических бесед.
Творческие работы семей по теме: «Кукла в удэгейском костюме»
Выставка продуктов детской деятельности.
Подбор пословиц, поговорок, загадок об удэгейцах.
Подборка «Энциклопедические данные об удэгейцах».
Подборка «Удэгейские подвижные игры».
Подборка «Удэгейские сказки».
Подборка «Иллюстративный материал».
Создание макета «Русская изба и удэгейский чум».
Изготовление удэгейского узора «Медведь».
Изготовление атрибутов для подвижных игр.
МЕРОПРИЯТИЯ
1 этап (подготовительно- организационный).
Подбор методической и детской литературы, иллюстрационного материала, видеозаписей и т.д. по
данной теме.
Составление перспективного плана.
Подготовка атрибутов для сюжетных игр.
Сбор различных экспонатов прикладного искусства, утвари, предметов снаряжения рыболовов,
охотников, национальной одежды, украшений.
Изготовление макета «удегейский чум и русская изба».
Проведение бесед, с использованием ИКТ (звуки зверей, бубна, удэгейские песни).
Знакомство с удэгейскими сказками, пословицами, поговорками, загадками.
Знакомство с подвижными играми удэгейских детей.
Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей.
Взаимодействие с родителями: Организовать работу с родителями по изготовлению национальной
одежды «Кукла в удэгейском костюме»
Совместно с родителями организовать в группе мини музей по теме.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, Познание, Речевая,
Художественно – эстетическая деятельность, Физическая культура.
2 этап (основной).
Развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей, умение
понять и принять его мир: беседы, самобытные игры, ручной труд, сочинение сказок, советы родителям,
консультации для родителей. Знакомство детей и родителей с культурой и бытом удэгейцев: беседы,
иллюстрации, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд),
подвижные игры, чтение, знакомство с музыкальными инструментами(бубен).
Сотворчество детей и родителей. Конкурс для родителей и детей «Кукла в удэгейском костюме». Цель:
Выявляем знания по проделанной работе о традициях, культуре удэгейского народа. Объединение
родителей и детей совместной работой. Воспитание уважительного отношения к людям другой
национальности: моделирование проблемных ситуаций, ручной и художественный труд, анкетирование
родителей,.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дни недели
Понедельник
Утро. Знакомство с коренными жителями Приморского края – удэгейцами. Чтение загадок.
Рассматривание иллюстраций. Сюжетная игра «Охотники» (как охотились удэгейцы).
ООД: познание. Тема «Мой родной край – Приморский».
Развитие речи. Удэгейская сказка «Откуда в тайге появились комары и мошкара».
Прогулка. Наблюдение: читаем по следам – кому они принадлежат. Учимся ходить по лесу след в след.
Утро. Беседа: Чем занимались удэгейцы их быт, образ жизни. Подвижная удэгейская игра «Прыжки через
нарты». Сюжетная игра «Строим лодку- оморочку» (как рыбачили удэгейцы).
ООД: конструирование. Тема «Русская изба и удэгейский чум» макет. Коллективная работа.
Прогулка. Наблюдение исследование гибкости веток. Изготовление лука. П. и. «Попади из лука в цель».
Утро. Беседа о терпимом (толерантном) отношении к людям других национальностей. Чтение уд.
народной сказки «Белка и черепаха». Удэгейская п.и. «Охотники и звери»
ООД. Познание. Сотрудники парка «Удэгейская легенда». тема: «Национальная культура удэгейцев».
Рисование. Тема «Тигр Амба»
Прогулка. Чтение удэгейских пословиц и поговорок. Удэгейская п.и. «Попади копьем в цель»
Утро. Беседа по удэгейской легенде «Почему на небе одна луна и одно солнце?».
Чтение удэгейской сказки «Два слабых и один сильный»
Удэгейская подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
ООД. Аппликация-квиллинг. Тема «Медведь» из удэгейских узоров. Коллективная работа.
Утро. Беседа «В какие игры играли удэгейские дети».
Чтение уд. сказки «Как звери ногами менялись»
Удэгейская п.и. «Перетяни палку»
ООД. Тема «Мой родной край - Приморский»
Рисование. Тема «женский головной убор удэгейцев»
3 этап (заключительный).
В результате проделанной работы в группе появились: Мини -музей коренных народов Приморья
Удэгейцев. Картотека удэгейских народных игр. Появился устойчивый интерес к истории, культуре
коренных народа Приморского края. У детей расширился кругозор. Они стали использовать в сюжетных
играх полученные знания о жизни рыбаков и охотников. Расширился словарный запас, дети используют в
речи удэгейские слова. Сформировалась творческая активность. Результаты проделанной работы
свидетельствуют о положительной динамике, сформированности у детей социально-личностного,
нравственного, патриотического развития.
Конспект
«Мой родной край – Приморский»
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие».
Цель: Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.
Формирование представлений об объектах окружающего мира, других людях, о малой родине и
Отечестве.
Добиться усвоения знаний о родном крае. Умение находить на карте свою
страну, край, село.
Пробудить патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой
край, любовь к месту, где живешь, её природе, обычаям, традициям и
праздникам народов, населяющих этот край.
«Художественно-эстетическое развитие»
Совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор удэгейского народа;
Закреплять
рисовать
передавать
отношения
величине,
продумывать
композицию
рисунка, определять место и величину изображений.
Развитие эмоциональной восприимчивости
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей
при чтении стихов, пословиц.
«Речевое развитие»
Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей: Россия, Приморский край,
Приморье, удэгейцы, чум.)
Формировать правильное звукопроизношение
Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.
Умение действовать сообща.
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и его культурном
наследии.
Развивающие:
Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Воспитательные: Толерантное отношение к представителям других
национальностей.
Используемые образовательные технологии:
Здоровьесберегающие, сотрудничества, моделирования.
Планируемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре родного края.
Формирование чувства национального достоинства, толерантности.
Уметь ориентироваться по карте.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (стихи, сказки, пословицы).
Знакомство с удэгейскими играми.
Рассматривание карты России, Приморского края.
Рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о Приморском крае.
Экскурсии в школьный музей, по улицам села, к памятным местам.
Изготовление панно методом квиллинга «Удэгейский узор».
Материалы и оборудование: ноутбук, доска, карты, глобус, фломастеры, гуашь, кисточки, листы бумаги,
макет чума и русской избы, женская удэгейская повязка, схема рисования повязки.
Ход деятельности:
1. Рефлексия
Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг, потрем ладошки. Затем вытянем ручки
вперед, к солнышку и скажем: «Здравствуй, солнце красное!»
Затем поднимем ладошки к небу и поздороваемся:
«Здравствуй, небо ясное!»
Покачаем руками: «Здравствуйте, деревья!»
Опустим руки вниз, потянемся к земле:
«Здравствуй, матушка- Земля!»
Обнимем себя ручками крест- накрест: «Здравствуй, я!»
Разведем руки в стороны: «Здравствуйте, все мои друзья!»
Похлопаем себе в ладоши. Молодцы!
2.Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.
Аделина Кялунзига прочитает стихотворение о Приморском крае.
Наверное, это сказка, наверное, это рай,
Ведь нет ничего прекраснее, чем наш Приморский край.
Нам эти таежные дали и в жизни не исходить.
Мы многое в жизни видали, но этого нам не забыть.
В лесах от могучих деревьев раскинулась стройная тень.
Лишь здесь не кончается вечер, лишь здесь начинается день.
Как называется наше село?(Богуславец.)Наше село находится в Красноармейском районе, а
Красноармейский район– это часть Приморского края. Где находится Приморский край? Покажите на
карте. Кто покажет его местонахождение на глобусе.
Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.
3.Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры.
Воспитатель:
На какой планете мы живем? (дети: Земля.) Возьмем голубой фломастер и нарисуем большой круг. Это
планета Земля.
Как называется наша страна? - Россия. Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом
круге круг поменьше. Это наша Россия.
Край в котором мы живём называется - (дети-Приморский край). Возьмите карандаш синего цвета и
внутри кругов рисуем еще один круг - это наш Приморский край.
Оранжевым фломастером мы нарисуем круг внутри синего круга, это будет Красноармейский район.
А наше село находится где? (В Красноармейском районе). Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте
маленький круг - это наша малая Родина –Богуславец.
Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле.
4.Все страны мира, все республики и города имеют свои гербы и флаги. Как, вы думаете почему? Для
чего нужны флаг и герб? (Флаг и герб – это отличительные знаки, символы страны, республики, города).
На доске изображены флаги разных государств. Пожалуйста, найдите и покажите флаг России. Кто знает,
что означают цвета флага России? (Белый цвет означает мир и чистоту мысли; синий – небо; красный
цвет- огонь и отвагу).
Кто может показать флаг Приморского края, что означают цвета флага?
Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по диагонали белой
полосой и состоящее их 2-х треугольников верхнего расположенного у древка, красного цвета и нижнего
голубого цвета. В верхнем углу у древка золотой изображение идущего уссурийского тигра /показать флаг
Приморского края/ Цвета флага края приняты такими же, как и флага России, что символизирует
единство края и России.
отправимся
Приморья,
по-другому
называют
Приморский
поговорим с вами о жизни, обычаях коренных жителей Приморского края – удэгейцах.
(1-й слайд - удэгейцы)
Рассмотрите национальные костюмы удэгейцев и русских.
(2-й, 3-й слайд – русские)
Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник,
лапти или сапоги)
Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)
Верхняя одежда удэгейцэв называется тэгэ.
Посмотрите, на что она похожа? (ответы детей)
Тэгэ похожа на халат с запахом на правую сторону и с застежкой. Большинство удэгейских халатов
имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники, гокоги, хэиги и длинные штаны с ноговицами
«амухи», нарукавники «адапти» для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли
накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь называется
улы, их шили из кожи. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом
служили шкуры животных и рыбья кожа.Зимой на охоте удэгейцы носили короткие куртки из меха
изюбра с тремя парами завязок спереди. Мужчины обычно ходили с непокрытой головой, летом иногда
носили берестяные орнаментированные шляпы или капюшон для защиты головы и шеи от мошки.
Зимняя охотничья шапочка (боздо) имела кисточку из собольего или беличьего хвоста.
БАГДИФЕ обозначает по-удэгейски здравствуйте.
Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; пушного зверя добывали в
основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били
копьями, луком со стрелами приманивая звуками берестяной трубы. Различные остроги, удочки, крюки,
небольшие сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве.
Жильем для удэгейцев была полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на
землю или конический чум тоза, сделанный из деревянных жердей(палок) и шкур животных или
корьевой шалаш кава.. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю.
Посередине этих жилищ был очаг –огонь, который обогревал жилище
Посмотрите на макеты (русская изба и чум).
Из чего строили русскую избу? (из дерева, бревен).
Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей).
(4-й слайд – интерьер чума)
(5-й слайд – интерьер избы)
6.Послушайте пословицы удэгейского народа
Дети называют пословицы. «Дорогу начиная, не считай шагов», «Неумелой швее иголка и нитка шить
мешают», »Если лето рыбное – это счастье», «Лентяй горазд на отговорки», «Глупая голова самые
быстрые ноги погубить может».
7.Загадка
Как большая кошка он, грациозен и умен
Но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр)
Священные животные у удэгейцев –это тигр и медведь. Этих зверей они обожествляли, молились им и
считали своими предками.
Многие узоры на одежде имеют изображения тигра и медведя.
Дети, какой праздник у вас самый любимый? (Новый год).
У удэгейцев Новый год называется Гуаня, на котором кланяются старшим, почитают их, желают всего
хорошего, а старшие раздают младшим монеты, подарки и угощения.
Летом проходит праздник - Кункай. На праздник готовят разнообразную пищу, проходят состязания по
прыжкам через нарты, борьба, метание копья, командные игры, поют песни, исполняют народные танцы.
Предлагаю поиграть в удэгейскую игру «Охотники и звери»
ХОД ИГРЫ:
Ребёнок -"охотник " выбирается считалкой. На одной стороне площадки очерчивается место для
находиться по 2-3 «зверя».
ногах, продвигаясь вперёд.
По слову воспитателя " охотник ", звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в
них мячом.
" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе. Игра
повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.
Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным
рисунком. Узором и орнаментом украшались одежда и обувь. Орнамент тонкий, изящный, в нем много
кривых линий, завитков, напоминает переплетение лиан, растений и оставляет много свободного фона,
который оттеняет рисунок орнамента. По краю орнамента разноцветные прямые полоски. Какие вы
видите элементы узоров? – Удэгейцы считали, что так с помощью орнамента они защищают себя от злых
духов, поэтому узоры извилистые, чтобы заблудился злой дух. - Почему узоры такие разноцветные? - Что
обозначают цвета? - Красный цвет – огонь, закат, цветы. Зеленый – трава, листья. Синий – небо, вода.
удэгейские
мастерицы
увлечемся
постарайтесь сделать ее очень аккуратно, ярко, красиво.
8.Ребята, предлагаю нарисовать женский головной убор удэгейцев. Посмотрите, как он выглядит (показ
схемы рисования повязки)
(6-й слайд –повязка)
Рефлексия занятия
Дорогие ребята! Вот и закончилось наше путешествие по Приморскому краю. Я предлагаю оценить вам
сегодняшнее занятие. Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.
Перед вами три тарелочки со смайликами. Выберите себе один из смайликов
и прикрепите их на грудь.
Удэгейская сказка
Белка и черепаха
У жадности нет конца. Если поддался ей кто, плохо тому будет. Подружились как-то белка и черепаха.
Пошли они в лес собирать орехи. Белка залезла на кедр, а черепаха под кедром сидит, ждет, когда белка
орешек ей сбросит. Сорвет белка кедровую шишку, попробует орешек - вкусно. Жадная была белка: чем
больше ест, темжадней становится. Выколупывает она все орешки из шишек, а пустые шишки бросает
черепахе.
Белка! - кричит ей черепаха. - Почему шишки пустые?
Такие уродились, - отвечает белка.
Но вдруг уронила нечаянно белка одну шишку, полную орехов. Посмотрела черепаха и говорит:
Это неправда, ты меня обманываешь, видно. Смотри, сколько орехов в шишках! Сама поедаешь их,
Обиделась черепаха. А белка слезла с кедра, много орехов у нее, и говорит:
Ладно, черепаха, не сердись. Пойдем ко мне домой, я там угощу тебя орехами.
Подходят они к реке. Лежит через реку ильм, верхушкой другого берега касается.
Дай мне орехов немного, - говорит черепаха белке. - Как по ильму пойдешь, упасть можешь.
Жалко белке орехов.
Ладно, пройду как-нибудь, - отвечает она.
Дошли по ильму до середины реки. Посмотрела белка вниз, течение быстрое. Страшно сделалось
белке. Поскользнулась она и упала прямо в реку.
Черепаха, друг! - кричит белка. - Спаси меня, я тебе дам не только орехов - ядрышки от орехов! Сама
Поздно, - отвечает черепаха. - Я ничем не могу помочь тебе.
Течение быстро понесло белку да и закрутило ее совсем.
Удэгейская сказка
Как звери ногами менялись
Повстречались как-то лисица и лось.
Что нового? - спрашивает лиса у лося.
Ничего нового, соседка, - отвечает лось. - Вчера чуть было совсем не пропал: гнался за мною
охотник, а я запутался в ветках рогами... Беда мне на длинных ногах - за ветки задеваю!.. А ты как
живешь? - спрашивает лось лису.
И я плохо, сосед, - говорит лиса, подстерегают меня охотники. Беда мне с короткими ногами - не
могу сверху вокруг посмотреть!
Запечалились звери, какая у них плохая жизнь и как плохо все на свете устроено: кому нужны
длинные ноги - у того короткие, кому короткие нужны - у того длинные. Вот лиса и говорит:
Давай, сосед, ногами меняться!
Давай, - отвечает лось. Вот поменялись они ногами.
Посмотрела лиса вокруг: с длинных-то ног далеко видно - нет поблизости людей. Побежала в
стойбище. Захотелось ей курятины. Попробовала в амбар залезть, где куры на насесте сидели, а длинные
ноги мешают. Сунула ногу в щель, чтобы курицу сцапать, а лосиная нога - в копыте, никак ей добычу не
зацепишь. Вздохнула лиса и пожалела о своих лапках: какие у нее были когти острые, как удобно было
ими добычу держать и разрывать! Тут из дома человек вышел... Испугалась лиса и бросилась прочь. Так и
убежала голодная.
А лось, получив ноги лисы, ростом стал совсем маленький. В траве спрятался, радуется:
Вот теперь хорошо мне! Никто меня издалека не увидит!
Стал он потихоньку на лисьих лапках передвигаться. Устал быстро. Устал и проголодался. По
привычке голову поднял, чтобы молодыми побегами да листьями голод утолить. Губами шлепает, а веток
достать не может: ноги-то коротки!
Вздохнул лось:
Эх, напрасно я обменялся ногами! Такие хорошие у меня ноги были: высокие да крепкие! Не то что
эти лапки! Пропаду я теперь совсем с голоду...
И заплакал лось.
Вдруг слышит он: кто-то по тайге летит, напрямик ломится. Сучья да валежник трещат. Кинулся лось
бежать! Запнулся за валежину, упал и глаза закрыл. Ну, - думает, - сейчас мне конец будет!
Однако слышит - зовет его лиса:
Эй, сосед, где ты?
Здесь, - говорит лось. - Это ты в тайге шумела?
Я, - говорит лиса. - Беда мне с твоими ногами! Хотела тихо пройти, а ноги твои ломают сучки,
топают, стучат. Чуть не пропала я с ними!
И мне, - говорит лось, - с твоими ногами беда: маленькие они, слабые... Давай, соседка, опять
меняться!
Вот обменялись они ногами.
Топнул лось своими копытами о землю: хорошо!
Здорово это, - говорит, - устроено, что лось на копытах ходит! Ноги крепкие, копыта твердые!
Пробежалась лисица на своих лапках: хорошо! Лапки легкие, когти острые, походка неслышная.
Отвечает лиса лосю:
Да, правда! Хорошо это устроено, что у лисы маленькие лапки с острыми когтями.
Попрощались они и в разные стороны пошли. С тех пор звери ногами не меняются.
Откуда в тайге появились комары и мошкара
Удэгейские сказки
Давным-давно жили в тайге две сестры. Старшая сестра собралась за ягодами и говорит младшей:
– Разведи костер в Юрте, а то Кугомни придет.
Сказала и ушла.
А младшая сестра набрала ракушек на речке, сидит и играет. Совсем забыла про Кугомни и про костер.
А Кугомни ходит по тайге да юрты ищет, в которых костра нет. Боится Кугомни огня и дыма: от огня на
нем шерсть горит, а от дыма глаза лопаются. А питается Кугомни кровью; когда сыт бывает, только языки
вырывает и в запас откладывает. Зубы у него большие, желтые, язык острый, как шило, на лице шерсть
черная, а на руках когти медвежьи. Идет он по тайге и нюхает воздух. Видит Кугомни – юрта стоит, в
юрте костра нет. Заходит он в юрту, в юрте младшая сестра ракушками играет.
– Ты, девочка, немая? – спросил Кугомни.
– Нет, – ответила младшая сестра.
– Ну-ка, покажи язык, – сказал Кугомни. Высунула язык младшая сестра, а Кугомни схватил его когтями и
– Ха-ха-ха! Вот будет у меня теперь вкусный ужин, – засмеялся Кугомни и ушел.
Возвратилась старшая сестра из тайги, видит: младшая сестра сидит и плачет, а говорить совсем не
может, нет у нее языка. Догадалась старшая сестра, кто это сделал, и говорит:
– Не плачь, сиди и жди меня. Я пойду твой язык искать.
Пошла она по тайге. Шла-шла – видит: цзали Кугомни стоит, а рядом юрта, в которой он живет.
Посмотрела старшая сестра – в, юрте никого нет. Открыла она цзали, а там много языков висит. Выбрала
она самый свежий. Возвратилась домой, примерила язык младшей сестре, как раз подошел – ее, видно,
был. Обрадовалась младшая сестра, что с языком снова стала, и говорит; – Спасибо тебе, сестра, век
твоей доброты не забуду.
Только она сказала это, как явился Кугомни.
– Ты у меня язык в цзали украла? – крикнул он на старшую сестру.
А старшая сестра бросила кусок мяса в ступку и говорит:
– Вон твой язык, возьми его.
Залез Кугомни в ступку за языком, а сестры взяли пестики железные и начали толочь Кугомни да
приговаривать:
– Вот тебе, кровожадный Кугомни, не вырывай языки у людей, не пей человеческую кровь.
Так сильно толкли сестры, что Кугомни в пыль превратился. Взяли они эту пыль и бросили на ветер.
Только бросили, как из пыли появились комары и мошкара. С тех пор мошкара и комары налетают на
людей, кровь пьют, а люди от них дымом избавляются.
Удэгейская легенда
Почему на небе одна луна и одно солнце.
Очень давно на небе два солнца светили. Жарко было тогда и все время светло: и днем и ночью. От жары
гибли животные и люди. Тогда сильный мужчина-охотник сделал лук и застрелил одно солнце. На месте
убитого солнца образовалась луна.
Удэгейские пословицы и поговорки.
Закон таежный гласит: не бери у тайги больше, чем нужно тебе и твоей семье на пропитание и для
выживания.
Если лето рыбное – счастье.
Дорогу начиная, не считай шагов.
Неумелой швее иголка и нитка шить мешают.
Лентяй горазд на отговорки.
Глупая голова самые быстрые ноги погубить может.
Удэгейские загадки.
Кружусь, летаю, вот-вот растаю. (Облако).
Захочу сосну до земли согну, устану-отпряну, выйду на поляну. Потанцую на снегу, без оглядки убегу.
На ветке кедра горят два огня, горят два огня, а дыма нет. (Глаза рыси).
Как большая кошка он грациозен и умен, но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр).
Удэгейские народные игры
«Море волнуется»
Цель: Закрепить бег змейкой, воспитывать интернациональные чувства.
Предварительная работа: Знакомство с жизнью, бытом удэгейского народа, с их пословицами, загадками,
выучить удэгейскую считалку.
Оборудование: для водящего - поясок или накидка, украшенная удэгейским народным орнаментом.
ХОД ИГРЫ:
Из числа играющих выбирается водящий по считалке, он отличается от детей пояском или накидкой,
украшенной удэгейским орнаментом. Остальные дети встали в круг на расстоянии одного шага и каждый
чертит на своѐм месте кружок.
Водящий идѐт вокруг играющих змейкой, при этом те дети, кому он скажет: " море волнуется " , встают
за ним, постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они ещѐ немного ходят или бегают.
Неожиданно ведущий говорит: " море спокойно " , все опускают руки и бегут занимать какой - либо
кружок, изображая рыбака, тянущего сети. Тот, кто останется без кружка, становится ведущим.
Игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы цепочка двигалась змейкой, не пропуская ни одного
Подвижная игра «Охотники и звери»
Цель: Закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд. Развивать ловкость, сноровку,
вызвать интерес к удэгейским народным играм.
Предварительная работа : Знакомство с жизнью, бытом, национальными играми народов удэге.
Оборудование : у ребѐнка - "охотника" отличительный знак - "лук " за спиной,в игре он его не
использует, у остальных детей на голове шапочки зверей (заяц, волк, медведь, соболь).
ХОД ИГРЫ:
Ребѐнок -"охотник " выбирается считалкой. На одной стороне площадки очерчивается место для
охотников или охотника, на другой стороне обозначают домики для зверей.В каждом домике может
находиться по 2-3 "зверя " .
" Охотник " обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зверей, а затем возвращается к себе
По сигналу (слово воспитателя)" зайцы ", выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух
ногах, продвигаясь вперѐд.
По слову воспитателя " охотник " , звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в
них мячом.
" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе.
Игра повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.
Этапы заселения Приморского края: Ученые считают, что первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся здесь 5 -6 тысяч лет назад. Потомки этих народов живут на территории края, других районов Дальнего Востока и сейчас. Это – нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. Некоторые из палеоазиатских народов продвинулись в северные районы Дальнего Востока и занимают обширные площади в Хабаровском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.
В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.
Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы – ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.
В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.
Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем.
Общие сведения
Удэгейцы |
|
Современный ареал расселения и численность |
|
Всего: 1500 Россия: 1 453 (Всероссийская перепись 2010 г.) ·Приморский край: 784(2010) ·Хабаровский край: 609(2010) ·Камчатский край: 3(2010) ·Сахалинская область: 2(2010) Украина: 42 (перепись 2001) |
|
Язык |
удэгейский,русский |
Религия |
шаманизм |
Расовый тип |
байкальский |
Родственные народы |
Маньчжуры Нанайцы Ульчи Эвенки Эвены |
УДЭГ‘ЕЙЦЫ , удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России, одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов (численность 1902 человек). Общая численность около 2000 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек, по данным переписи 2010г. – 1 тыс. 496 человек.
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.), в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
Говорят на удэгейском языке, относящимся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования – анимизм, шаманизм.
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, а главными занятиями – охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня).
В этногенезе северных групп Удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных Удэгейцев – древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру Удэгейцев.
До настоящего времени Удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т.п., Удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х годах продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы Удэгейцев. В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай». Это первое известное упоминание об удэге..
До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, выраженные в вере в родство людей с медведем и уссурийским тигром, а главными занятиями – охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). Также существовал Обряд воздушного погребения.
Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера, а удэгейцы стали полноправными гражданами страны.
Традиционное хозяйство
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве, причем последнее было второстепенным, особенно у обитателей верховьев реки Уссури,где чаще добывали оленьи панты и женьшень.
Промысловые орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 веке) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети – орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел.
У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчины занимались различными промыслами, строили жилье, мастерили лодки, нарты, лыжи, ловушки для зверей, домашнюю утварь из бересты, дерева или лозы, то женщины готовили пищу, сохраняли на длительный срок мясо и рыбу, выделывали шкуры и кожи, шили из них одежду и обувь,
Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили диасперсно – одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.
В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.
В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури – мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.
Высокая мода по-удэгейски
Женщины удэге слыли среди соседних народов искусными рукодельницами. Вот как привлекательно изображены у Арсеньева нахтохуские удэгейцы: «Цвет их кожи можно назвать оливковым, со слабым оттенком желтизны. Летом они так сильно загорают, что становятся похожими на краснокожих индейцев. Впечатление это еще более усугубляется пестротой их костюмов. Длинные, прямые, черные как смоль волосы, заплетенные в две коротких косы, сложены вдвое и туго перетянуты красными шнурами. Косы носятся на груди, около плеч. Чтобы они не мешали, когда человек нагибается, сзади, ниже затылка, они соединены перемычкой, украшенной бисером и ракушками. Одежда их состоит из трех кафтанов: двух нижних, матерчатых, и одного верхнего, сшитого из тонкой изюбровой кожи, выделанной под замшу.
Рубашки застегиваются у правого плеча и сбоку, как поддевки, и надеваются с напуском вокруг талии. Рукава около кистей стягиваются особыми нарукавниками. Затем принадлежностями костюма являются короткие штаны и наколенники, привязываемые ремешками к поясу. Головной убор включает в себя белый капюшон, спускающийся на спину и плечи, и маленькую шапочку, на которой в стоячем положении
прикрепле
н беличий хвост и несколько красных шнурков с кисточками. Весь костюм, от головы до ступней ног, спереди и сзади, обшит цветными полосами и обильно украшен красным орнаментом, изображающим спиральные круги, стилизованных рыб, птиц и животных.
Каждый мужчина и даже мальчики носят у пояса два ножа: один – обыкновенный охотничий, а другой – маленький кривой, им они владеют очень искусно, ведь он заменяет им шило, струг, буравчик, долото и все прочие инструменты»
Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из ры бьей кожи. Под халатом – штаны с ноговицами, у женщин – длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнамент ом. | |
Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенк ийского в ви де сапожка. | |
Праздничная обувь. |
Поселись там, где поют: кто поет, тот худо не думает
Эта старинная пословица, наверно, точно характеризует удэгейцев, главной чертой общественного устройства которых является взаимовыручка. Их современная музыка представлена несколькими локальными стилями: иманским – район реки Большая Уссурка (Иман), пос. Санчихеза; бикинским – река Бикин, поселок Красный Яр; хорским – бассейн реки Хор, село Гвасюги; анюйским – река Анюй, Арсеньево; самаргинским – река Самарга, поселок Агзу. В интонационном отношении она заметно отличается от музыки соседних народов – нанайцев, ульчей, орочей, хотя и включает
родственные напевы и жанры. Все мелодии удэгейцы называют «дзага», что обозначает форму звукового поведения, которая реализуется в жанрах песенной лирики, сказаниях с песенными вставками, шаманских импровизациях, наигрышах на музыкальных инструментах и звукоподражаниях зверям и птицам.У всего живого есть своя мелодия
Свои дзага имеют люди, животные, духи, ритуальные предметы, инструменты. Песенная лирика обозначается общим термином «йэхэй», при этом каждая группа удэгейцев обладает своей отличительной системой напевов. Вставки в сказаниях у самаргинских, анюйских и хорских удэгейцев называются «яваний», у иманских и бикинских – «янгку» (или «яйти»). Эти напевы являются «прямой речью» героев, их характеристикой, а также олицетворяют магическое действие: шаманское камлание, перемещение в иной мир, демонстрацию силы перед соперником, предсказание будущих событий. Музыкальные фрагменты исполняются по-разному: возгласным речитативом, ритмизованным скандированием или говорением. Особое значение во вставных мелодиях имеют припевные слова, повторяемые в конце каждой строки. Они – своеобразная энциклопедия исторических мелодий, сложившихся на различных этапах истории удэгейцев. Так, напевы «яй» (ей, янгку, яйти) исполняются как бы голосом духа, вселившегося в шамана. При этом практикуются специфические способы звуковоспроизведения, основанные на «клокотании в горле», гудении с подключением носового резонатора – так называемый «замогильный голос». Интонационная сторона «яй» зависит от состояния шамана: композиция должна содержать не только напевы, сопровождаемые звучанием бубна (унгту) и трубчатых конусных погремушек на поясе (янгпа), но и выкрики, стоны, шумные вдохи, шипение, звукоподражание. Некоторые сопровождения и называются «хаундэ» – песня сумасшедшего. Они основываются на многократном повторении мелодии с постепенным эмоциональным и динамичным нарастанием. По традиции, шаманское действо предваряется гонгой или такун-такун – игрой на ритуальных инструментах, в которой принимают участие все желающие. В звуковой арсенал удэгейцев входят не только музыкальные инструменты, но и охотничьи манки, детские игрушки и обрядовые атрибуты.Религиозные верования
существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды – касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа – духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.
Шаманизм играл большую роль в жизни Удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна Удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами – дудочками, варганами – металлическими и деревянными. Танцевали Удэгейцы по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор Удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки.
Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др.
Наконец, старики, женщины и дети из враждебного рода считались неприкосновенными. По этой причине именно из них обороняющаяся сторона формировала стражу. Вооруженные палками «стражники» обходили стойбище, и если замечали врагов, а узнать их было легко по специально надетым наизнанку праздничным халатам, то били незваных гостей палками по спине. Нападавшие в этом случае не имели права оказывать сопротивление и немедленно отступали. Вероятно, именно такие способы «выяснения отношений» спасли небольшой удэгейский народ от самоуничтожения, что, к сожалению, нередко происходило с другими древними племенами.
Настоящее время
На 2002 год насчитывалось 1657 человек, указавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и посёлках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признало удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения.Одна из главных проблем удэгейцев в местах традиционного их проживания – алкоголизм, весьма распространённый среди жителей. Другая проблема – заготовка леса крупными компаниями на их территориях, что в 1990-е гг не раз приводило к конфликтам.
Удэгейцы относятся к коренным народам Севера, хотя северная граница их традиционного проживания находится на широте Киева, а лето на большей части территории теплее московского.
Известная группа «Мумий Тролль» назвала свой альбом начала 2007 года «Амба», что по-удэгейски означает «Амурский тигр».
Удэгеец Пётр Батанеевич Суляндзига стал первым в истории коренных народов Севера учёным-математиком.
Заключение
Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур. Проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. Среди них можно выделить такие программы как: "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества", "Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно- досуговой деятельности" и некоторые другие. Однако в силу ряда причин, и, прежде всего, экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, слабо учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур. Еще более усугубляет финансовое положение национальных культур перевод обязанностей по их развитию на уровень субъектов Федерации, который закреплен Федеральным законом N184 - ФЗ от 6.10.1999г. (ред. 27.05.2005г.).История страны складывается из истории малых городов, сёл, из истории людей, живущих в них. И понятно, что нельзя познать историю своего государства, не зная прошлого и настоящего своей маленькой родины, земли, где родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории своего края, когда живут в нём люди, прославляющие свой край трудом.
Коренными народами Дальнего Востока, живущими в нашем крае был сделан значительный вклад в развитие экономики и в культурный облик района. Они сохранили свою самобытность и культуру спустя столетия.
Литература
1. Жизнь удэгейцев // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре.2. История и культура удэгейцев, Москва, 1989.
3. История и традиции удэгейцев // Страна тысячи народностей.
4. Ларькин В. Г., Удэгейцы, Владивосток, 1958.
5. Лесные люди Удэгейцы // Академик.
6. Народы Сибири (очерки).// АН СССР, ИЭ им. Н.Н М-М., М.-Л.,1956.
7. Страна Удэге // Лучегорск. Пожарский район.
8. Удэгейцы // Лица России. Коренное население Приморского края представлено удегейцами нанайцами, тазами. В о сновном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском, Терней, Перетычиха, Агзу, Пожарском, Лучегорск, Красный Яр, Верхний Перевал, Ясеневый, Соболиный, Олон, Охотничий; Красноармейском, Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово, Ольгинском, Михайловка. До сих пор существует две точки зрения. Согласно одной из них – южной – удэгейцы происходят из южной Маньчжурии. Впоследствии на их культуру напластовалось много элементов культуры палеоазиатов. Некоторые ученые считают, что по ряду элементов материальной и духовной культуры, удэгейцы, а также орочи – это народы северного происхождения.
Благодаря археологическим исследованиям в настоящее время установлено, что в конце второго тысячелетия до нашей эры в район Нижнего Амура и северного Приморья пришли тунгусские племена из Сибири. Культура пришельцев смешалась с культурой аборигенного населения и постепенно создалась новая культурно-этническая общность. По мнению ряда ученых предки современных удэгейцев и нанайцев Приморья генетически и культурно связаны с народами средневековых государств региона. Важную роль в этнической истории предков удэгейцев сыграли монголы, которые своими действиями привели к массовому переселению и смещению между собой ряда народов региона. Считается, что эти этнические процессы стали основанием для образования маньчжуров, удэгейцев, орочей и нанайцев. Особняком стоит проблема происхождения тазов. Долгое время, из-за политических и идеологических причин, эта тема была закрыта для исследователей. В научной литературе название тазы встречается в разных вариантах: таза, тацзе, тадзы, дацзы, дадзы, дачже. Дацзами в просторечии называли монголов да-да или дадань. Тадзами стали называть коренных жителей Уссурийского края китайские отходники переселявшиеся в середине XIX века. По мнению ряда ученых термин тазы – это фонетический вариант китайского названия тацзы – инородцы, юпитацзы – инородцы в рыбьих шкурах, дикари. Это название является одним из наиболее ранних этнонимов аборигенов Приморья в китайских династийных хрониках, летописях и географических описаниях. Считается, что тазы образовались в результате смешанных браков китайцев с аборигенками – удэгейками и нанайками. В своей основе это были беглые ссыльные, политические заключенные, уголовники и разбойники. Самостоятельно выжить в дикой тайге они не могли, поэтому и пристраивались в стойбищах коренных народов. Немаловажную роль в процессе этногенеза тазов сыграли и многочисленные китайские купцы. Изощренными способами и хитростью они ставили удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость и за долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда купцы продавали в рабство своим соплеменникам целые семьи аборигенов. Способствовал межэтническому смешению и характер занятий удэгейских и нанайских мужчин, которые большую часть года находились на промысле в тайге, оставляя своих женщин с их хозяином-китайцом. Нарождающиеся дети постепенно перенимали китайскую культуру: язык, мировоззрение, одежду, привычки. Однако, лишь в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов в отдельный этнос. Совместное проживание тазов и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий. В разные периоды своего существования количество тазов значительно варьировало. Так, в 1872 г. их насчитывалось в Уссурийском крае 638 человек, в 1902 г. – 782, в 1915 г. – 183, в 1955 г. – 156, 1971 г. – 172, в 1990-х гг. – 204. Любую жилую постройку, кроме промысловой, удэгейцы называют джугди. Общая терминология для жилища у большинства тунгусо-маньчжуров региона свидетельствует о древних этнокультурных контактах. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные. По конструкции жилища разделяются на каркасные и срубные. Основу каркасных сооружений составлял остов покрываемый деревянными плахами, корой, берестяными покрышками или ровдугой. Стены срубных построек сооружаются из бревен, уложенных друг на друга. По внешней форме и типу крыш удэгейские традиционные жилища представляют собой конические, полуцилиндрические, одно- и двускатные, а также прямоугольные домики с двускатной крышей. Внутри постоянный зимник удэгейцев делился бревнами на три части. Боковые стороны жилища засыпались наравне с бревнами землей. На этих местах устраивали нары кана для отдыха. В центре жилища располагался очаг над которым устраивали помост из тонких жердей для сушения и копчения рыбы и мяса сохатого. К этому же помосту подвешивали котел для приготовления пищи. Жилое помещение делилось на мужскую малу и женскую хутимала половины. Мужская стороны находилась напротив входа в жилище за очагом. Женская часть располагалась около стены направо и налево от входа. Здесь находилась посуда, одежда, швейные принадлежности и другая домашняя утварь. Наиболее зажиточные иманские и бикинские удэгейцы жили в XIX веке оседло в фанзах – домах с вертикальными стенками, двускатной крышей и кановой системой отопления. По мнению некоторых исследователей, такая система была заимствована удэгейцами, нанайцами и орочами от китайцев. Однако благодаря археологическим исследованиям можно сделать вывод о том, что у неолитических племен Приморья существовали жилища с подобной системой отопления. Скорее всего, кановая система отопления могла возникнуть на территории Приморья, Приамурья, части Маньчжурии и Кореи в условиях очень холодной зимы. Конструкция удэгейских и нанайских фанз (стены, сделанные техникой в плетенку, как и у ЧЖУРЧЖЭНЕЙ) также позволяет говорить о древней традиции. Наиболее распространенными летними жилищами удэгейцев, орочей и нанайцев являлись двускатные шалаши. Такие шалаши походили на двускатную крышу, поставленную на землю. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Самаргинские, бикинские и иманские удэгейцы строили летние жилища прямоугольного типа с вертикальными стенками и двускатной крышей. Иманские удэгейцы жили летом в шалашах полуцилиндрической формы. Некоторые виды удэгейских шалашей совпадали с подобными у нанайцев и орочей. Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба удэгейцы и нанайцы сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы. На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя. Кроме жилых, хозяйственных и промысловых построек аборигены края сооружали и ритуальные. К ним можно отнести кумирни, погребальные домики и родильные шалаши. Основными видами хозяйственной деятельности коренных народов региона были и в некоторой степени остаются до сих пор охота, рыболовство и собирательство. Жили аборигены небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья, места для отправления родовых культов и кладбище. В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные. Временные поселения всегда устраивались на берегу реки или в лесной пади. При устройстве временного летнего поселения джуасикси удэгейцы старались, чтобы это место было рядом с рекой и хорошо обдувалось ветром. В таком стойбище чаще всего было имелось три-пять жилых построек, в которых проживали от трех до десяти семей. В постоянных поселениях йохо проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. К таким постоянным поселениям относятся Джоонго и Чукен на реке Хор, Зава и Исим на реке Самарге, Сяин и Олон на реке Бикин. Летом удэгейцы, нанайцы и тазы покидали зимние жилища и переселялись на берега рек, богатых рыбой. С наступлением холодов снова возвращались в постоянные жилища. Зимой в жилищах оставались только женщины, старики и маленькие дети. Все взрослое население уходило на охоту, которая была главным занятием удэгейцев. По сравнению с охотой рыболовство играло второстепенную роль. Этим удэгейцы и тазы отличались от уссурийских нанайцев, у которых в пищевой модели главную роль играла рыба. Охотничьим промыслом занимались с 12 лет. К охотничьему сезону удэгейцы, нанайцы и тазы готовились заблаговременно: с лета ремонтировали или изготавливали новый охотничий костюм, нарты, лыжи, самострелы и ловушки, запасали продовольствие. Отправлялись в тайгу сразу же после выпадения первого снега. Снаряжение охотника состояло из лука со стрелами, копья, нескольких ножей и сумочки паду для мелких вещей. Для того, чтобы нести с собой припасы, а также для переноски мяса убитого зверя охотник использовал носилки типа «сина» и «ханами». Первый тип представляет из себя вилообразную рогульку, к концам которой прикреплялись плечевые лямки. Большой интерес представляют удэгейские носилки «ханами», так как по внешнему виду они напоминают эвенкские носилки, что, возможно, говорит об этнокультурных контактах этих народов. Эти носилки состоят из длинной дощечки на двух лямках с многочисленными тесемками для привязывания необходимых охотнику предметов. Ранней весной, зимой и глубокой осенью охотники пользовались деревянными лыжами-голицами и лыжами обшитыми камусом. Весной, летом и ранней осенью охотники и рыбаки выезжали на промысел на различных лодках: долбленках (оморочках и батах), которые выдалбливали из цельного ствола огромного тополя специальными нехитрыми инструментами; лодках изготовленных из бересты; каркасных ложках обтянутых шкурой нерпы. С середины 1950-х гг. аборигены Приморского края использую лодку сколоченную из нескольких досок. Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры. Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные – тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров – подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба. Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа человека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей. Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха. Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах – пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по особому, поклонялись им и никогда на них не охотились.
После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи. Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов под особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели кумирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.
Публикации раздела Традиции
Исчезающие народы России. Тазы
С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Фото из книги С.Н. Браиловского «Тазы или удихэ»
Тазы проживают в основном в Приморском крае. Народность эта образовалась в конце XIX века в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. Как ни парадоксально, предками тазов были преимущественно беглые ссыльные, политические заключенные или разбойники. Чтобы выжить в дикой тайге, они прибивались к стойбищам коренных народов. Кроме того, влились в этногенез тазов и китайцы. Они хитростью загоняли удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость. За долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда китайские купцы продавали в рабство соплеменникам целые семьи аборигенов.
Когда-то у тазов был свой диалект, в 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют.
Корень женьшеня
Удэхе-тазы
Удэхе-тазы с р. Имана
Главными хозяйственными занятиями тазов были охота и рыболовство. Охотники умело использовали природные ориентиры: течение рек, направление ветра, положение солнца, луны и созвездий. Охотились на изюбря, лося, кабана с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Популярен был ночной рыболовный промысел при свете факела. Запорами из тальниковых прутьев перегораживали мелкие реки или ручьи. К концу XIX века значительное распространение получило огородничество, а к середине XX века – земледелие
Тазы разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили – держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством. Важное значение имело собирательство. Особенно женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость. Пожилым людям рекомендовали ежедневно употреблять сырой корень, тщательно разжевывая маленький кусочек. О женьшене слагали легенды. Говорили, что с помощью богов его сможет найти человек, ведущий чистую, нравственную жизнь.
Помимо запасов грибов и ягод заготавливали морскую капусту, трепангов, раковины гребешков.
Традиционная одежда тазов соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла от мороза, а летом – от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа. Аборигенов тазов называли «инородцы в рыбьих шкурах».
Тазы владели секретом долголетия и славились традициями целительства. Многие из них доживали до ста лет и более. Они считали главным фактором в сохранении хорошего самочувствия позитивный настрой. Заболеваниям предшествуют негативные мысли и эмоции – страх, гнев, испуг, стресс. Они ничего не знали о химических свойствах растений, но на основе познаний о местной флоре и фауне смогли разработать систему здорового питания. Употребляли злаки, корнеплоды, орехи, то есть растительную пищу, богатую питательными веществами. Из животной пищи предпочитали рыбу и моллюсков. В дальнейшем этот рацион был взят за основу питания и русскими переселенцами.
Тазы полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.
Дошедшие до наших дней письменные источники хранят малоизвестные знания тазов о способах врачевания. Так, например, с помощью глины они вытягивали из организма шлаки и яды. Широко применялись методы акупунктуры. При помощи серебряных игл местные знахари избавляли соплеменников от головной и зубной боли. Народная медицина тазов призывала к соблюдению гигиены и умеренности во всем. Особенно тщательно ухаживали за волосами. Считалось, что волосы наделены магической силой и связаны с памятью и разумом. Видимо, здесь сказывается влияние китайской культуры.
В религиозных представлениях тазов сочетались буддизм, китайский культ предков и другие элементы китайской культуры.
Удэгейцы
Местный житель с арканом
Село Михайловка Приморского края
Тазы считали неотъемлемой частью в воспитании детей коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было знать женщине и матери, мальчиков – тому, что должен был знать охотник, добытчик пропитания для своей семьи. Им были известны также и разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.
Соблюдались законы, направленные на гуманное отношение друг к другу и окружающей природе. «Опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение. Рассказчики пользовались большим уважением сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех и более солнцах, об охотнике – преобразователе окружающего мира, убившем лишние светила» , – пишет С.В. Березницкий.
Тазы довольно рано стали применять вариоляцию (прививки от заболеваний). Несмотря на это, большая часть народности вымерла в начале XX века из-за частых эпидемий оспы, сифилиса, туберкулеза, чумы и холеры. Многие попали в алкогольную зависимость. Смертность в полтора раза превышала рождаемость. Лишь долгожители-старики своим иммунитетом могли противостоять напастям неизлечимых заболеваний.
С.В. Березницкий в своих исследованиях пишет: «В целом коренные народы Приморского края – удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, – проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранить свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры» .
Современные тазы компактно проживают в Приморском крае малочисленными этническими группами, в основном среди русского населения. Сегодня их осталось всего 274 человека. Несмотря на массовую ассимиляцию, тазы стараются воссоздать черты культурной специфики своей общности. Поощряют интерес к истории народа, его культуре и обычаям.