Мойка 106 дворец. Морская романтика земель низовьев реки мойки. Фрагмент спинки кабинетного дивана.Фотография прислана Еленой Прониной
Династия Романовых является предметом моего пристального изучения. Поэтому попасть во дворец Александра Михайловича на Мойке (ныне Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) - давнее желание. Хотя мне приятней называть его дворцом Ксении Александровны. Тезка, да и рангом повыше своего супруга. Все-таки дочь и сестра императоров, а Сандро - только внук и двоюродный дядя.
Экскурсий по учебному заведению не проводят, но мы получили разрешение ректора на осмотр исторических помещений. Правда, от интерьеров практически ничего не осталось - после революции здание горело, в войну в него попала бомба, да и новые владельцы не стремились сохранить роскошное убранство. Тем ценнее уцелевшие приметы прошлой жизни, которые нам удалось увидеть.
Сотрудники «Исторического центра» университета совместили наше посещение с визитом Е.И. Жерихиной - исследователя-краеведа, автора многочисленных публикаций и книг о Петербурге. Поэтому были осчастливлены полноценной экскурсией от специалиста.
Сначала прошли во флигель управляющего Шателена – ныне кабинет ректора.
Затем зашли в сам дворец.
На парадной лестнице удалось сделать сравнительную фотографию «сквозь столетие».
Лестница на второй этаж была встроена после войны.
Наконец, половина хозяйки. Камины, дубовая лестница и умывальник.
После проследовали в апартаменты Великого князя, где полюбовались адъютантской и кабинетом. Помимо деревянного потолка и шкафов, сохранился шикарный камин. Но он заставлен книжными полками, поэтому сфотографировать удается только сбоку.
Университету также принадлежит здание бывшего Демидовского дома призрения трудящихся. Решили заглянуть и туда, чтобы осмотреть старинные лестницы, печи и фрагменты отделки.
Любопытна и дворовая территория. Здесь растет трехсотлетний дуб, по легенде перевезенный из Крыма Потемкиным в угоду Екатерине II,
и стоит памятник Ленину с Варшавского вокзала, спасенный ректором от переплавки.
Рядышком поилка для лошадей у бывших конюшен.
Так много эпох переплелись в одном месте…
Императорские Дворцы Санкт- Петербурга
Набережная реки Мойки 106
Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В середине XIХ века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой. В 1895-1897 гг. он восстанавливался архитекторами Николаем Владимировичем Султановым и графом Николаем Ивановичем де Рошфором (Рошефор). Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. «Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора». Кабинет Шателена — уютная небольшая комната с угловой темно-зеленой керамической печью. Дубовая панель вдоль стен имеет вставки с изображениями цветов и фруктов, выжженных и раскрашенных художником Ясинским. Верхняя часть стен затянута соломкой. Соломкой затянуты и кессоны потолка, образованные дубовыми балками, украшенными металлическими накладками. Комнату опоясывает фриз из керамической плитки с анютиными глазками и желтофиолями. Кабинет Шателена является уменьшенной копией «Кабинета наследника», будущего Николая II, в Беловежском дворце. «Соломенные комнаты» графа де Рошфора уникальны и, насколько известно, не имеют аналогий.
Использование материалов сайта только с согласия автора.
Так дворец выглядел зимой 1914 года, за пол-года до Великой Войны.
Вид с набережной Мойки. Хорошо видна надстройка третьего этажа…(((
Главное крыльцо дворца
Деталь внешнего декора здания
Садовый балкон во дворце. Сидят на первом плане — паж Князь Императорской Крови Федор Александрович, моряк Кн. Имп. Крови Андрей Александрович, на заднем плане — Кн. Имп. Крови Ростислав Александрович.
Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Александр Михайлович был женат на Вел. Кн. Ксении Александровне — сестре Николая II. Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время Первой Мировой войны возглавляла госпиталь для раненных, устроенный в одном из флигелей дворца.
Прямо напротив дворца находится арка Новой Голландии, через которую когда-то выплывали прекрасные парусники…
Калитка и главные ворота, выходящие на набережную Мойки
Бальный зал дворца; В открытую дверь видна оранжевая гостиная с бюстом Великого Князя Александра Михайловича.
Фотография сделана зимой 1914 года
Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась. В 1919 г. во дворце разместился Государственный институт физического образования — сейчас Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Оранжевая гостиная; через дверь видна белая гостиная.
Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Александр Михайлович
и их дочь, Ирина, будущая жена Феликса Юсупова, убийцы Распутина
Мавританский кабинет. На полу настоящий китайский ковер — подарок Китайского Императора.
Фотография сделана зимой 1914 года
Голландская комната; в перспективе — белая гостиная, далее столовая.
Фотография сделана зимой 1914 года
Кое что из современных интерьеров дворца — сохранившийся камин.
Фрагмент спинки кабинетного дивана.
Фотография прислана Еленой Прониной.
Боковые флигели дворца
Парадная дворца сегодня.
Дворцовая передняя изнутри, за этим парадным входом, в 1914-году.
Справа стоит казак Императрицы Марии Феодоровны
Ну а теперь моя любимая тема — связь с Одессой. Великий Князь Александр Михайлович был Председателем Императорского Одесского Общества истории и древностей. Кстати его членом был также и брат Александра Михайловича, Георгий.
Адрес: Санкт-Петербург, Мойки наб., 106
Описание: Второе название дворца - Дворец Великой княгини Ксении Александровны . Здание дворца было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894. Расположен дворец прямо напротив острова Новая Голландия, на набережной реки Мойки. Здание много раз перестраивалось. Первым владельцем участка на набережной Мойки стал в 1710-х годах контр-адмирал Иван Акимович Сенявин, служивший Петру I.
Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой. Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой, с роскошными ажурными воротами, украшенными вензелями с инициалами княгини - "КА".
На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Интерьеры особняка были заново отделаны по проекту инженера Н. И. де Рошефора. Интерьеры были оформлены в различных стилях. До наших дней внутренняя отделка почти не сохранилась.
Во дворце была также сооружена сводчатая домовая церковь прп. КСЕНИИ РИМЛЯНКИ и благ. вел. кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО в русском стиле XVI-XVII веков, расписанная старинными орнаментами, украшенная иконами в стиле Рублева и иконостасом из чеканной меди с эмалью.
Во время Первой мировой войны в одном из флигелей дворца располагался госпиталь для раненых, устроенный здесь по инициативе Ксении Александровны, принимавшей активное участие в общественной жизни страны.
С 1919 года в этом здании расположен Государственная Академия (раньше Институт) физической культуры им. Лесгафта.
- Смотрите: Дворец Великого князя Андрея Владимировича »
В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый. Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси. Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.
площадь Искусств
До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.
Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).
Миллионная улица, 5/1
Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года. По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось - здесь были различные организации. До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.
Адмиралтейская набережная, 8
Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота. Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур. Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки. Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.
набережная реки Мойки, 122
Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга - место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга. Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году. Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.
Исаакиевская площадь, 6
Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.
Петергоф, усадьба Михайловка
После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них - дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики. Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда». Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.
площадь Труда
Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма.
Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.
Дворцовая набережная, 18
Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот. Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину. Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина).
В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.
Стрельна
Дворец Великого князя Михаила Александровича
В 1830 году дом покупает светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже - покои жены князя Екатерины Сергеевны.
Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын - боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу - превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию.
После Владимира Александровича дворец перешёл к младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу - настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой.
В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.
Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» - здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича.
Английская наб., 54; Галерная ул., 55
Дом учёных. Владимирский дворец
В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей - Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения.
Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи. Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI. После Гостиной следовала Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал.
Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера.
После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных». Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства.
В 1920-30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам - общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам.
Дворцовая наб., 26
Усадьба Александровка. Львовский дворец
В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады. Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом. Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров - внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».
Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея.
Последним владельцем усадьбы был внук Павла - Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь». В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу. В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти. Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник.
После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.
г. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1