Увлечение психологи говорят. Счастливые люди не увлекаются психологией. Крылатые выражения об увлеченности
В поисках потока. Психология включенности в повседневность Чиксентмихайи Михай
МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ В ПОИСКАХ ПОТОКА Психология увлеченности повседневной жизнью
МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ
В ПОИСКАХ ПОТОКА
Психология увлеченности повседневной жизнью
Как мы проводим свои дни? Что доставляет нам удовольствие? Как мы чувствуем себя, когда едим, смотрим телевизор, занимаемся любовью, работаем, управляем автомобилем, общаемся с друзьями? Как показывает глубокое исследование жизни тысяч людей, лежащее в основе книги «В поисках потока», мы часто живем, не задумываясь о своей внутренней жизни и не соприкасаясь с ней. В результате этой невнимательности мы постоянно разрываемся между двумя крайностями: в течение большей части дня мы испытываем беспокойство, стресс на работе и необходимость справляться со своими обязанностями, а свободное время мы проводим, ничего не делая, пассивно и скучно.
Книга «В поисках потока» – это книга о психологии, а также книга самопомощи. Это руководство для тех, кто хочет управлять своей жизнью. По мнению Чиксентмихайи, решение заключается в том, чтобы ставить перед собой сложные задачи, требующие от нас высокого профессионализма и полной самоотдачи. Вместо того чтобы смотреть телевизор или играть на пианино, подойдите к ежедневным делам с другой стороны. Короче говоря, узнайте радость полной самоотдачи.
Возможно, выводы, излагаемые в книге «В поисках потока», покажутся простыми, если смотреть на них поверхностно. Однако они могут изменить вашу жизнь. Они являются итогом многолетней работы автора и исследований, проведенных им в Чикагском университете. В результате был создан глубокий и значительный труд, в котором автор предлагает своим читателям способы, как сделать свою жизнь внутренне более богатой и насыщенной.
Из книги Водная логика автора Боно Эдвард деСПИСОК ПОТОКА СОЗНАНИЯ Первый шаг состоит в том, чтобы определить тему потокограммы. Например, предположим, ваш сосед по дому включает музыку слишком громко по вечерам.Вторым шагом является составление списка потока сознания. Вы включаете в список по порядку свои мысли,
Из книги Дао хаоса автора Волински СтефенГлава 20 Стратегия 7 Я хороший, если я живу ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ; ты хороший, если ты помогаешь мне жить полной жизнью Здесь, как и в других случаях, пара наблюдатель-личность страдает от чувства утраты бытия и гнетущей внутренней пустоты; при этой стратегии стимулом для первого
Из книги 48 аффирмаций для укрепления веры в себя автора Правдина Наталия БорисовнаЯ – ЧАСТЬ ПОТОКА ЖИЗНИ Я – часть потока жизни, и с радостью двигаюсь вместе с ним!Я позволяю потоку жизни нести меня к счастью и любви.Я верю, что мир открывает передо мной правильные
Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир ВасильевичВЫРАВНИВАНИЕ ПОТОКА Целью этого упражнения является развитие большей чувствительности к энергии и напряжению. В фокусе внимания находятся рот, нос, челюсть и горло (гортань). Это упражнение приводит к тонко-му, но сильному самопознанию и умению управлять собой. Оно имеет
Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг ТоркельСостояние потока Американский психолог и ученый Михай Чиксентмихайи - автор теории, согласно которой люди абсолютно счастливы, если пребывают в особом «потоковом» состоянии, в состоянии полной физической и духовной гармонии с окружающим миром. Состояние потока -
Из книги Эффект визуализации автора Наст ДжеймиМышление по типу потока Сейчас наша деятельность будет несколько иной. Снова начинаем с одного выбранного вами слова или используем предложенное мной (рис. 2.4). Нарисуйте линию от данного слова, к этой линии добавьте еще одну ветвь и т. д., пока их не станет десять. Рис. 2.4.
Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия БорисовнаСпособы увеличения денежного потока 1.Ваша входная дверь.Посмотрите на нее глазами постороннего. Что она говорит о вас? Как давно вы ее красили? Входная дверь в квартиру привлекает жизненную энергию ци, поэтому она очень важна. Убедитесь, что ничего не мешает прохождению
Из книги Пульт управления жизнью. Энергетика взаимоотношений автора Кельмович МихаилТри энергетических потока Теперь, когда мы познакомились с основными перегрузками, становится понятно, как действуют потоки. Они компенсируют перегрузку и восстанавливают равновесие. Их движения являются «содержанием» индивидуальных программ.Мы подошли к очень
Из книги Эволюция личности автора Чиксентмихайи МихайТворческая сила потока Для меня поток – прежде всего творческая сила, притом управляемая. Когда я пишу стихи или книги, разрабатываю дизайнерские проекты или новые тренинги, решаю сложные ситуационные задачи, я всегда обращаюсь к творческой силе потока. Я знаю ее, а она
Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан БобМихайи Чиксентмихайи Эволюция личности Его книга «Поток» представила нам принципиально новую теорию счастья, в ее не менее революционном продолжении Михай Чиксентмихайи показывает нам, как осмыслить и преодолеть наше эволюционное наследие, чтобы возродить себя и мир
Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри ЛуЭлемент 4. Проблемы потока Порой машина ломается даже тогда, когда все идет как надо. В таких ситуациях вы можете столкнуться с одним из четырех видов дисфункции.Эрозия. Порой мы истощаем ресурсы, необходимые для того, чтобы стать успешными. Возможно, у нас заканчиваются
Из книги Черная полоса – белая! [Практическое руководство по управлению своей судьбой] автора Харитонова АнжелаПризнание потока изменений Стимулом пересадить себя в новый горшок может стать любое изменение в вашей жизни. Это может быть событие, выходящее за пределы вашего контроля, или случай, который вы каким-то образом можете контролировать. При наилучшем раскладе изменение
Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин БенПирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,
Из книги Психология счастья. Новый подход автора Любомирски СоняДень 46 Нахождение потока вашей жизни Замечали ли вы, что иногда бывает очень трудно справиться с делами, добиться желаемого, во всем не везет, как будто все двери оказываются для вас закрыты? А бывает наоборот - вы как будто попадаете в водоворот событий, и все получается,
Из книги автораКрасный свет: блокирование потока Формы коммуникативного поведения, представленные в верхней строке таблицы SAVI, оказывают на информацию такой же эффект, как красный свет светофора на дорожное движение. Они не перекрывают полностью движение информации, но создают
Из книги автораДействие № 8: войти в состояние «потока» Вы когда-нибудь были настолько поглощены каким-то делом – рисованием, письмом, разговором, игрой в шахматы, выжиганием по дереву, рыбалкой, молитвой, Интернетом, – что совершенно теряли счет времени? Возможно, вы даже не замечали,
Как известно, индустриальное общество – классический промышленный капитализм родился в Великобритании, да и жил там. (Даже Маркс строил свои теории, неотрывно глядя на Остров, больше глядеть было некуда).
Там же, в Великобритании, родилось и слово «хобби». Они неразрывно связаны друг с другом – «промышленный капитализм», («индустриальное общество») и – «хобби».
Хобби – это культурная практика технической интеллигенции в эпоху классического промышленного капитализма.
Советские дети изучают английский язык по старым-старым учебникам 70-х годов...
Уже в середине 20 столетия «хобби» практически вымерло повсеместно, даже в стране своего происхождения – Англии. А к концу 20 века – это была уже окончательно мёртвая культурная практика. Анахронизм. КакHow do you do... И как привычка вставать со стула при входе женщины в помещение.
Но... от архаической культурной практики, выделявшей одно сословие из других, остались – старенькие учебные тексты про Темзу, которые мы воспринимали с недоумением, потому что шифр ко многим вещам, о которых там шла речь, был утерян.
Все, кто изучал английский по старым учебникам, помнят эти странные темы-топики, которые нужно было зубрить наизусть:
В качестве подсказки давалось: to collect stamps, к примеру. Это смешило и раздражало. Ну какой нормальный человек будет всерьёз собирать марки!..
Потом: to watch on the TV-set. А вот это, кажется, совсем и не хобби! Так, time-killer...
А вот тут-то мы и подходим к главному! Действительно, to watch on the TV-set – это никакое не хобби... Это – убийца старой доброй английской культурной практики: «хобби – моя вторая профессия».
Да. На хобби держалось психологическое здоровье нации, да и сама цивилизация капитализма. Как держалась? Сейчас узнаем.
Зачем идеологи Империи заставляли школьников искать своё хобби с восьми лет?
Опасности «слияния со своей профессией»
Промышленный капитализм и рост индустриальных городов породил в 19 столетии такую социальную прослойку общества как «техническая »интеллигенция».
«Техническая» интеллигенция:
инженеры, получившие образование в политехникумах (они технически обслуживали машины),
плюс – чиновники на государственной службе, получившие самое широкое гуманитарное образование (они «технически» обслуживали невидимую Машину по имени Государство).
В островной Англии и частично во Франции было больше инженеров, потому что существовала реальная промышленность и машины. В России, в Индии и в отсталой Германии было больше чиновников на государственной службе, куда входили бюрократы различных ведомств, судейские чиновники, статистики, учителя гимназий, «государственные» врачи и даже – почтальоны.
Добавьте сюда – землемеров, топографов и картографов, агрономов, инспекторов, управляющих, счетоводов и полисменов.
Эти люди не принадлежали ни к пролетариату, ни к фермерскому крестьянству, ни к люмпенам, ни к высшему, аристократическому сословию.
Но главным было вот что: от этих людей ожидался труд, требующий интеллекта – от кого больше, от кого чуть поменьше. Они были – «соль общества». Ось индустриального мира и бюрократического государства.
Интеллект – понятие «широкое», в самом – прямом смысле этого слова.
То есть, мы не имеем права констатировать, что у человека «есть интеллект», мы не можем выделить его социологически в группу «интеллектуалов», если его интеллект развит только в направлении своей профессии, своих профессиональных навыков и своих профессиональных интересов.
Если вне профессии – мы видим провал: вкусы и интересы пятилетнего ребёнка со зрелыми половыми органами.
Кто научит варвара искусству мореходства приговаривается к смертной казни
Да, так было в Древней Греции, в Афинском Морском Союзе.
Идеологи 19 века тоже понимали это и вынуждены были считаться с тем, что:
«если ты хочешь получить качественного работника умственного труда, который будет ответственно обслуживать сложные дорогие машины и самоё – Машину Государства, ты должен понести издержки и привить ему со школьных лет второй профессиональный навык, порождающий стойкий искренний интерес к чему-то ещё, кроме его узко направленной профессиональной деятельности».
То есть – важно было, имея диплом, не быть при этом варваром.
Можно сказать, что буквальное требование от младшеклассников 19 столетия «определиться с хобби» было Второй (last but not least) Профориентацией, которая служила страховкой – и почвой для хорошего произрастания Профориентации Первой.
Как примерно рассуждали идеологи 19 столетия?
Чем будет заниматься пролетарий вне работы?
О! В сущности, ничем. Он же ничего не умеет, ничему не обучен, кроме как лить свой чугун. Он не испытывает искренней потребности заняться чем-то, что превосходит его разум пятилетнего ребёнка.
Пролетарий пойдёт в паб и там напьётся после тяжёлой рабочей недели (рабочего дня). Это же очевидно. У него низкие инстинкты, не облагороженные и не укрощённые ни воспитанием, ни образованием.
Пролетарий пойдёт на собачьи или крысиные бои. Или на бокс. Или будет бить жену. Или делать детей. Нам это не интересно. Пролетарий всегда найдёт, чем себя занять. Он же вчерашний крестьянин, дитя Природы. Пусть резвится.
Если Город его окончательно испортит, у нас есть полиция, суд и каторжные работы в далёких колониях.
Чем будет заниматься чиновник или инженер вне работы?
Господа, мы не можем себе позволить, чтобы человек, который строит нам железнодорожные узлы, котлы паровозов и мосты – имел во всём остальном разум и инстинкты пятилетнего ребёнка!
Его мосты будут плохими. И его жизнь будет плохой. И он будет разрушать своей плохой жизнью и своими плохими мостами всю нашу цивилизацию.
Идеологи 19 века знали – чем заканчивается «слияние со своей профессией». Сегодня этим вынуждены заниматься исключительно психологи. Государство больше не берёт на себя функцию предупреждения этой болезни...
«Слияние со своей профессией» – это психологический ад.
Ад – в часы после работы, ад в выходные дни, ад в отпуске и ад на пенсии.
Человек, которого не научили всерьёз ничему, кроме его профессии, не знает, чем ему заняться в часы, дни и годы после окончания работы.
Классический инженер 19 столетия уже не мог опуститься до уровня потребностей пролетария и он не пошёл бы ни буянить в паб, ни на крысиные бои.
Что же ему оставалось? Ему оставались: депрессия, тихий домашний алкоголизм и в итоге – суицид.
Теперь вы понимаете: почему ученикам государственных школ (которые (школы) и были питомниками будущей «технической интеллигенции») с восьми лет педагоги задавали этот навязчивый вопрос: What is your hobby, Bobby?
Чего только ни учились делать эти дети, прежде чем выучиться на инженеров-химиков, превратиться в лысых дядечек и поехать работать технологами на завод!
Они выводили новые сорта орхидей. Потому что их «второй профессией» (а это и есть – хобби) было селекционное цветоводство.
Они выводили новые породы кур.
Они коллекционировали марки, потому что их второй профессией была – история почты, история почтовой связи.
Британия была большой империей, почта жила хорошо, и потому мода на научную филателию пошла именно оттуда – был материал. (Нам же та мода была никогда не понятна).
Отыскивали они и старинные римские монеты, копаясь у себя в земле или ископаемые останки допотопных зверей вроде трилобитов.
Наблюдали птиц своего региона.
Собирали материалы об истории города, в котором жили.
Им как-то было интересно жить... даже простое перечисление того, чем они занимались, и то вдохновляет.
Но вот закончилась эпоха индустриальная, классическая. Началась эпоха – постиндустриальная.
Умные инженеры и даже умные учителя оказались не нужны, избыточны. Издержки на их «просвещение» с младых ногтей тут же сократились.
Почему так? Потому что машины стали настолько совершенны, что человек, который их обслуживал и даже создавал – мог быть уже и обычным «безмозглым винтиком».
Вы представляете себе воображаемый межвременной диалог между:
типичным создателем сталелитейного оборудования
и типичным создателем плазменной панели?
Честно, я нет. «Диалога» не получится. Мне кажется, что первый принял бы второго за слугу и попросил бы а) вычистить ботинки и б) вытащить руки из карманов, когда разговариваешь с джентльменом.
То же случилось и с гуманитариями будущего, которые по-новому обслуживали Машину Государства на всех фронтах.
Машина эта стала настолько отлажена, что учителю оставалось только дать ученикам тест, составленный не им. Сегодня это можно сделать в компьютерном классе, так что даже и учитель не нужен, а только вахтёр – следить за техникой. Учитель стал вахтёром.
С опасностью «инженер может построить мост, который разрушится, потому что инженер – не джентльмен и у него нет никаких понятий об ответственности» всё ясно.
Компьютеризированный станок не ошибается и ему понятия не нужны.
Ну а как же быть с той «пустотой», которая возникает сразу же после работы?
И с этим постиндустриальное общество справилось легко!
Демократизация культурных практик. Рождение массовой культуры. Низведение культурных практик до Entertainment
«Техническая интеллигенция», в уме которой больше не нуждались, стала резко глупеть – от поколения к поколению – и вскоре была низведена до уровня «пролетариата». (Того самого «пролетариата», о котором так искренне и по делу горевали социалисты, пытаясь поднять его до своего уровня из блевотины).
Но... Идея равенства всегда ведь берёт в итоге – низкую планку. (После того, как отшумят политики-романтики, призывающие равнять всех по высокой планке). Так и произошло.
Варианты «чем занять себя после работы» стали демократичными, общими для всех абсолютно. И для тех, кто закончил только школу и стал автомойщиком.
И для тех, кто закончил политехнический и затем стажировался в самой завидной компании, в которую попасть – чудо. (А уж объяснить на пальцах профану – чем ты там занимаешься – вообще невозможно).
И тем не менее, оба они, теперь, приходя домой с работы, слушают одно и то же музло, лежа на одной и той же мебели из Икеи. Например, они слушают Рианну. А что, не так? Хорошо, иногда бывает не так. Иногда мебель бывает более дорогая.
Зато оба они, освободившись от работы, не занимаются ничем хорошим, ничем творческим. Они не созидают Красоту и Добро. Они – потребляют – Трэш и Зло.
С этим-то вы хоть согласны?
Чем же предлагало себя занять постиндустриальное общество после работы? Этапы деградации...
Чем заняться после работы? Первый исторический этап.Медиабизнес. Телевизор
С появлением в домах обывателей – телевизоров, необходимость иметь суровое хобби, чтобы занять свою душу чем-то после работы, на выходные, в отпуску, и в старости – отпала сама собой.
Работники умственного труда старой закалки ещё сопротивлялись, сидели с лупой и пинцетами над своими альбомами, но скоро они вымерли как бронтозавры.
Чем заняться после работы? Второй исторический этап.Производство компьютерных игр как бизнес. Компьютерные игры
К 90-м гг. ХХ века телевизор надоел, потому что появились первые персоналки – ПК. А соответственно – первые, ещё смешные, компьютерные игры. История ухода мужчин конца 90-х в компьютерные игры из реальной жизни – грустна как история ухода эльфов из Валинора.
Чем заняться после работы? Третий исторический этап.Секс-индустрия: 1) Dating-индустрия. 2) Porn-индустрия. 3) Сексуальные игрушки.
Когда, наконец, окончательно разрешили секс, (а это произошло совсем не так давно) стало понятно, чем занять трудящихся после работы.
Dating-индустрия
Dating – это индустрия «очных свиданий», точнее – индустрия случайных интимных связей и беспорядочной половой жизни: постулируемой обществом потребления «нормы и стиля жизни для современного успешного жителя мегаполиса».
В этом сегменте работает огромное количество бизнесов (почти все, которые есть в природе):
парикмахеры,
косметологи,
пластические хирурги,
тренеры по дайвингу,
производители модной одежды и устойчивых дезодорантов,
создатели мобильных приложений для поиска партнёра по заданному параметру в точке геолокации,
ортодонты,
туристический бизнес,
ресторанный бизнес,
венерологи,
автосалоны,
тренеры пикапа,
фитнес-клубы,
коучи по личностному росту и повышению самооценки,
маги и гадалки.
И вообще все те, кто продаёт нам любые товары и услуги, потребление которых повышает наш рейтинг – в глазах общества потребления.
Ну а те, у кого совсем нет сил и возможности (или есть упрямое нежелание) поддерживать своими деньгами и временем dating-индустрию, поддерживают своими деньгами и временем porn-индустрию и (недавно совсем) вышедшую из своих берегов – индустрию секс-игрушек.
Как интересно, правда? Мы с вами так отвлеклись, что...
На этом фоне уже и забыли про дядечку, который копается в своём огородике, выводя новый сорт тюльпана, чтобы дать ему имя своей дочки: Margarite.
Дядечка знает немного по-гречески (хобби цветовода заставляет узнавать многое дополнительно). И он считает, что это очень тонкое название, ведь margarite – это не только имя его дочери, но и греческое наименование жемчуга. А тюльпан будет цветом точь-в-точь как жемчуг.
Но нам, кажется, не понять тонкость, заложенную в названии сорта дяденькиного тюльпана. Нам вообще это всё не интересно.
«Хобби» и «досуг»: поля совпадения и несовпадения этих понятий
Мы потеряли хобби (подобные описанному выше), но мы не потеряли досуг. Иногда он выглядит даже очень пристойно. Даже кажется со стороны, что мы увлечены наукой.
Но как я уже говорила, хобби отличается от иных занятий на досуге тем, что хобби – это, по сути – вторая профессия, вторая личность, вторая жизнь.
То есть, хобби недаром воспитывали с восьми лет – чтобы овладеть хобби, надо как бы «закончить ещё один институт», только в некотором роде «заочно» (или «вечерне») да так и не получив при этом никакого диплома!
А всё то, чем – мы – занимаемся «на досуге», если и требует от нас овладеть новым знанием, то лишь очень поверхностно, с приставками квази- и псевдо-.
Когда «вгрызание» в предмет – неглубокое, без труда, тогда не выделяется эндорфинов от ситуации «я познал!», «я понял!», «я решил!»;
очень скоро становится неинтересно и скучно, чувствуешь себя обманутым и начинаешь менять «хобби» как аватарки и статусы...
В психологии такой легковесный тип взаимодействия с информацией и практиками называется: «потребительское отношение к Знанию» и очень не одобряется.
Ну а на языке современного рынка, проблем тут нет.
Всё, что мы делаем с информацией, (по мнению рыночного жаргона) называется теперь исключительно «потреблением информации».
То есть, мы потребляем информацию и тогда, когда
купив за свой счёт телескоп и справочники просиживаем ночи на крыше и затем – открываем звезду
и тогда, когда на скорости листаем ВКонтакте с телефона паблик о популярной астрономии и картинках с «Хаббл», и ставим лайк.
По мнению рыночного жаргона – это одно и то же. Мы – «потребляем информацию».
По мнению же психологов, это, ну конечно, далеко не одно и то же!
Первое ведёт к счастью, второе – к депрессии, которую не вылечишь никакими лекарствами. Потому что лекарство от «несчастья, вызванного глупостью», не существует.
Постскриптум
Entertainment или подражание Творцу?
Мой скромный гимн паро-панку – эпохе, когда и сложилась культурная практика «хобби – моя вторая жизнь» , имеет своей целью следующее предупреждение.
Если в свободное от работы время мы будем лишь потреблять (неважно – что; неважно – грубо или изысканно), то мы исчезнем. Лично мы.
Если же в свободное от службы время мы будем пытаться созидать и постигать , то мы выживем. Лично мы. А что там будет с остальным обществом, это известно лишь футурологам.
Как узнать: я «созидаю и постигаю» или только«потребляю и развлекаюсь»?
Можно созидать и постигать , играя в любительской футбольной команде у себя во дворе.
При этом вы будете созидать – живую культурную практику, которой цены нет, и горизонтальные связи у себя в многоквартирном жилом комплексе, а постигать вы будете – конечно же, психологию человеческую и пределы своего терпения...
А можно не творчески потреблять и развлекаться , делая ровно то же самое: играя с теми же пожилыми мужчинами в тот же футбол.
Смысл любому действию придаём сами мы.
А что было до хобби? Чем люди живы
Я намеренно не говорю сейчас о том, что служило человечеству опорой в более отдалённые эпохи – до классического промышленного капитализма, до того, как возникла нужда в феномене «хобби» для межеумочной части социума – «технической» интеллигенции.
Потому что, если вдуматься, то хобби существовало всегда и для всех – только под другим именем и без британского акцента.
И без глупого, вульгарного социологизма, без классового деления. Без исключения из обязательной практики «иметь хобби» – низших, а равно и высших сословий.
Хобби – это песня твоей души, если ты человек. Музыкальная тема, данная Илуватаром своим Детям, которую нужно услышать и развивать. Данная Илуватаром каждому из своих Детей. И не надо петь её фальшиво или как-то нарочно наперекосяк.
Об этом знали ещё британские идеологи стабильного государства – в своём 19 столетии.
Одним из наиболее распространенных видов отклоняющегося поведения вне психопатологических рамок считаются сверхценные психологические увлечения. Увлечением называют повышенный интерес к чему-либо с формированием пристрастного эмоционального отношения. При сверхпенном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность. Классическим примером пароксизмаль-ного увлечения и «гиперувлечения» является состояние влюбленности, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, утрачивать контроль за временем, посвященным ему, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Существенными признаками сверхценных психологических увлечений считаются:
Глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения
Пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения
Утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение
Игнорирование любой иной деятельности или увлечения
Психологическое увлечение в отличие от психопатологического не выходит за границы традиционных для общества или отдельных его групп. Поэтому одно и тоже групповое или коллективное увлечение может включать как людей с обычным интересом к такому виду деятельности, так и увлеченных, и гиперувлеченных, захваченных идеей фикс. Сверхценные психологические увлечения входят в состав аддиктивного, патохарактерологического типов девиантного поведения, а также отклоняющегося поведения на базе гиперспособностей. Используя терминологию N.Peseschkian, при сверхценных увлечениях происходит «бегство от реальности» в какую-либо деятельность в ущерб другой и в ущерб гармонии личности, в целом.
При «трудоголизме» происходит бегство от реальности в сферу деятельности и достижений. Повышенным интересом и увлечением для человека становится его работа или иная деятельность, на поприще которой он пытается достичь совершенства. Если у обычного человека работа является способом повышения собственного престижа, авторитетности, материального благополучия, удовлетворения потребности властвовать и доминировать, или она рассматривается как повинность, то у человека-трудоголика работа становится самоцелью, а не способом достижения чего-либо. Он получает удовольствие от самого процесса деятельности, а не от его результата, хотя результат также немаловажен для продолжения данного вида работы. Трудоголик (работоголик) сосредоточен на интересующей его деятельности практически постоянно, он не способен отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе или намеренной смене деятельности.
Базой для формирования сверхценного увлечения в виде трудоголизма являются, как правило, либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, прослыть неспособным и неквалифицированным специалистом, либо аддиктивный уход от реальности, которая воспринимается как неинтересная, непривлекательная и скучная. В первом случае формирование трудоголизма происходит на основе психастенических (анан-кастных) или астенических (зависимых) чертах характера. Неуверенность в себе, собственных способностях, страх проиграть и не справиться с поставленными задачами, затрудненность в межличностных контактах, робость и скромность, неумение выстроить собственную карьеру, используя личное обаяние, общительность или манипулятивные способы приводит к постепенной выработке гиперкомпенсаторного поведения в сфере деятельности. Человек начинает «перерабатывать», уделять больше внимания работе, чем сослуживцы, стремиться к избеганию любых неожиданностей и доведения результатов собственного труда до совершенства. Постепенно выработанный стиль становится чертой характера, и интенсивный труд начинает доставлять удовольствие.
Иной механизм формирования трудоголизма обнаруживается при аддиктивном поведении. Повышенный уровень работоспособности, увлеченность процессом деятельности, получение от него удовлетворения может являться замещающей деятельностью. «Бегство в работу» может быть связано с неприспособленностью человека к обыденной жизни, ее бытовым требованиям, невозможностью испытывать удовольствие и «маленькие житейские радости». Индивида с аддиктивным поведением в виде трудоголизма тяготит серость и однообразие жизни, отсутствие «великих потрясений». Моделируя сложности на работе в своей деятельности и преодолевая их, такой человек живет полноценной, по его мнению жизнью, кардинально отличающейся от реальной жизни.
Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут включать не только профессиональную сферу. Человек может быть трудоголиком но поприще хобби. Например, он может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, не получая удовлетворения, и при этом ориентироваться на иную деятельность (ремонт своего автомобиля, уход за садом, рыболовство, охота, коллекционирование и т.д.).
При сверхценном увлечении азартными играми человек склонен полностью посвящать себя игре, исключая любую иную деятельность. Игра становится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. Увлеченность азартными играми называется гемблингом. Выделяются следующие признаки, характерные для гемблинга, как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения (Ц.П.Короленко, Т.А. Донских):
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
4. Появление состояний психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства (т.н. «сухой абстиненции») через короткие промежутки времени после очередного участия в игре с труднопреодолимым желанием приступить к игре («игровым драйвом»).
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высокому риску.
6. Нарастание снижения способности сопротивляться соблазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к действительности, обыденности, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жизни. Основой аддиктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, игре «на грани фола», когда за секунду можно потерять все, что имеешь или приобрести «весь мир». В подобный вид аддиктивного поведения включаются карточные игры, рулетка, тотализатор и др.
Азартные игры не всегда связаны с денежным риском или риском для жизни. Азарт может быть связан с вымышленным риском при идентификации себя с участниками игр, к примеру компьютерных. Идеями фикс могут становиться спортивные игры, лотереи, разгадывание кроссвордов, а также сексуальные игры.
Особой разновидностью сверхценных психологических увлечений является т.н. «паранойя здоровья» - увлеченность оздоровительными мероприятиями. При этом человек в ущерб иным сферам жизнедеятельности (работе, семье) начинает активно заниматься тем или иным способом оздоровления - бегом, особой гимнастикой, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой, промыванием ноздрей и полости рта соленой водой и пр. Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.
Увлечение какой-либо деятельностью достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и растворением индивидуальности носит название фанатизм. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Общей характеристикой фанатизма является выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорирование работы.
Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозную, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов может быть психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами.
Счастливый человек умеет наслаждаться самой жизнью, её вкусом, её ощущением, её присутствием.
Счастливые люди не увлекаются психологией, в этом нет нужды
Счастливый человек умеет наслаждаться самой жизнью, её вкусом, её ощущением, её присутствием.
Несчастный человек увлекается рассуждениями о жизни, копит формулы и названия. Если вы хотите быть счастливыми – вы не нуждаетесь в психологической информированности. Психология – это хороший инструмент в руках грамотного специалиста, но в руках дилетанта все открытия выраженные словами, которыми делились грамотные специалисты становятся мёртвыми – они превращаются в скальпели в руках неготового к ним ребёнка.
Поэтому бросайте рассуждать о жизни, копить формулы, характеристики и знания – бросайте всё это смело и начинайте учиться жизнь ЧУВСТВОВАТЬ и присутствовать в своей собственной жизни целиком.
Foto by Rebeca Cygnus
Возможность чувствовать открыта для каждого, для этого никому не нужно ничего о жизни знать: ни психологию, ни, так называемую, духовность.
Настоящее познание психологии, заключается в открытии бессмысленности любых размышлений, любых слов о жизни. Если ваша психология не ведёт вас к тому чтобы бросить всю свою информированность в этом ключе, то всё, что вы познали – без толку, это бестолковая психология.
Познав психологию по-настоящему, вы становитесь больше в ней не заинтересованы. По-настоящему умея чувствовать ощущение дождя, ощущение ветра – вам не нужно знать названия этих ощущений, вам не нужно знать, что такое ветер и откуда берётся дождь. Вам не нужно уметь классифицировать разновидности дождей и знать их определения: вот этот дождь косой, а этот с градинками, а этот прямой, а этот грибной, а этот летний, а вот этот деструктивный дождь – он точно ливень.
Неважно перверзный ли это дождь или аутентичный, невротик ли этот дождь или это дождь-психотик, есть ли у этого дождя биполярное расстройство или нет. Это всё, все эти названия целиком становятся не важны, если вы умеете по-настоящему чувствовать дождь, а точнее – себя. Если вы умеете во всём и везде чувствовать себя.
Но если не умеете – учитесь, иначе так и будете купаться в словах, выводах, формулах, да концепциях, а жизнь в это время пробежит мимо, и вы её упустите, так и не раскрыв ей своих настоящих объятий.
Если психология помогает вам не быть заложниками собственных знаний-названий, если психология помогает вам быть насыщенными и счастливыми – это можно называть верным направлением.
Да, есть единственно верное для всех и каждого направление психологии – это ощущение себя целиком счастливыми, это забвение ваших психологических знаний, всей вашей психологической информированности. Только так открывается возможность обнаружить себя улыбающимися посреди ЛЮБОГО дождя. Остальное – лукаво .
опубликовано