Статья 149 кодекса пункт 3 подпункт 15. Налоговый и бухгалтерский учет. Что нужно знать
Ст. 149 НК РФ содержит исчерпывающий перечень направлений хозяйственной деятельности, не требующих начисления и уплаты НДС. Пристальное изучение ее положений вызвано желанием получить максимум информации о правильном методе учета налога при проведении сделок такого типа.
Перечень подпадающих под льготу операций в ст. 149 НК РФ
Все льготируемые направления деятельности, содержащиеся в ст. 149 НК РФ , разбиты на 3 укрупненных блока:
- Передача в пользование на возмездной основе площадей зарубежным компаниям и гражданам других стран, если они имеют необходимую аккредитацию;
- Продажа различных наименований социально значимой продукции;
- Вывод из-под обложения НДС обособленной группы специфических операций.
По первому пункту списка ключевым моментом является наличие межгосударственного договора с соответствующей страной о введении аналогичного режима в отношении российских контрагентов. Их список можно посмотреть в приказе от 08.05.2007 № 6498/40н, который формируют совместно Минфин и МИД РФ. Гражданам и компаниям из таких государств выдается специальное свидетельство о внесении в соответствующий реестр. Указанный документ они могут получить в регистрационной палате.
Второй пункт приведенного выше перечня полностью охватывается п. 2 ст. 149 НК РФ, где приводится весь спектр возможных социально значимых операций. Сюда входят:
- изготовление лекарств;
- оказание медицинских услуг населению;
- образовательная деятельность;
- инвестиционные проекты в названных областях.
По послаблениям, поименованным в третьем пункте списка, компания может принять решение пользоваться ими. Для этого в инспекцию предоставляется заявление с указанием видов операций, по которым планируется предпринять подобный шаг. Период, в течение которого можно задействовать механизм отказа, - 1 год, по его окончании нужно будет снова подтверждать свое решение. При этом в данном случае компании придется отдельно учитывать облагаемые и необлагаемые операции.
По общему правилу датой начисления НДС будет день отгрузки товаров или принятия по соответствующему акту работ, услуг. Факт перечисления денег за приобретение никак на это не влияет.
Конкретные виды необлагаемой деятельности, выделенные в п. 2 ст. 149 НК РФ
Эта часть статьи включает большой список фактов хозяйственной деятельности, освобожденных от уплаты НДС:
- Реализация активов:
- продукции медицинского назначения, в том числе ортопедической обуви;
- транспортных средств для людей с ограниченными возможностями;
- средств коррекции зрения (включая солнечные очки);
- принадлежностей для погребения;
- продуктов интеллектуального труда;
- продукции предназначенной для проведения Олимпийских игр.
- Осуществление работ и оказание услуг:
- по медобслуживанию населения;
- помощь людям пожилого возраста, людям с ограниченными возможностями и с тяжелыми заболеваниями по предписанию органов социальной защиты и здравоохранения;
- диагностика заболеваний и проведение лечебных процедур;
- работа скорой помощи и иные работы медицинской направленности;
- образовательные услуги для дошкольников;
- пассажирские перевозки с применением любого вида автотранспорта;
- предоставление услуг по погребению и производство памятников;
- ремонт товаров и техники медицинского назначения в течение срока гарантии;
- деятельность по восстановлению памятников архитектуры, поименованных в реестре;
- возведение жилья для военнослужащих;
- техосмотр транспортных средств;
- кинематографическое производство;
- деятельность некоммерческих предприятий в сфере образования;
- услуги по ремонту речных, воздушных, морских судов;
- прочие работы и услуги.
Нужно ли платить НДС с реализации медицинской аппаратуры?
При реализации техники медицинского назначения, в том числе и в случае поставки ее в Россию из-за рубежа, на ее стоимость не начисляется НДС, но для этого ее наименование должно содержаться в регистрационных документах, которые выписываются на основе перечня, утверждаемого постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19. Подобная позиция изложена в письме Минфина РФ от 04.12.2014 № 03-07-03/62212.
Указанный документ необходимо представить в инспекцию продавцу, в том числе если реализуются комплектующие и дополнительное оборудование к технике. В нем должно быть четко указано, на комплект какой аппаратуры он выдан.
В качестве примера можно привести стоматологическую технику, где к креслу зубного врача прилагается масса инструментов режущего и ударного назначения. Все мелкие приспособления также должны быть включены в текст удостоверения, поскольку тоже не могут облагаться налогом.
Предполагает ли статья 149 НК взимание налога с медосмотров?
Трудовым кодексом, а также другими различными актами предусмотрено прохождение обязательного медицинского осмотра в ряде отраслей производства, торговли, сферы услуг. В частности, перед началом управления транспортным средством, которое считается потенциально опасным объектом, необходимо пройти медицинское обследование и получить допуск, при этом процедура должна повториться и по окончании рабочего дня.
Подобные услуги не должны облагаться НДС, однако проводящее их учреждение или частнопрактикующий врач обязаны иметь лицензию на занятие названной деятельностью на основании постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Допускается создание на территории фирмы специально оборудованных помещений, в которых будет работать нанятый для этого персонал поликлиник или медицинский работник с лицензией.
В частности, продолжая рассматривать вопрос медосмотра водителей, нужно уточнить, что в договоре на оказание подобных услуг должны быть четко регламентированы действия медперсонала и базовые критерии, на основании которых сотрудник может быть не допущен к управлению автомобилем. При этом ведется специальный журнал медосмотров, а в путевом листе ставится штамп и подпись врача. При предъявлении листа патрульному инспектору дорожного регулирования это является достаточным доказательством прохождения процедуры проверки здоровья.
Указанные осмотры являются элементом для пристального надзора со стороны транспортной и трудовой инспекции. По результатам проверок в случае отсутствия предрейсового и послерейсового осмотра могут быть вынесены предписания и наложены штрафы.
Требования к операциям, указанным в п. 4 статьи 149 НК РФ
Законодательством об общеобразовательных учреждениях предусматривается несколько целей для их создания:
- предоставление дошкольного образования;
- забота о состоянии здоровья детей;
- содействие разностороннему развитию детей.
Именно так сказано в постановлении Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204. При соблюдении правил, которые утверждены ст. 91 закона № 273-ФЗ с учетом выбранного направления учебной деятельности, организация образования в обязательном порядке должна получить лицензию в соответствии со ст. 2 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
Хотя право на льготу по НДС распространяется в том числе и на частные школы, однако это касается только программы дошкольного образования. Так решил Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.09.2014 № А27-18046/2013. Помимо этого, они в обязательном порядке должны иметь лицензию на ведение подобной деятельности в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Без описанных выше документов и соблюдения соответствующих условий получить льготу по налогу будет невозможно.
Необходимость разрешительной документации при сборе металлолома
Продажа отходов металлообработки и металлолома не должна облагаться НДС на основе подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Продажей остатков от производства могут заниматься компании следующих типов:
- Избравшие продажу отходов основным направлением бизнеса, занимаются сбором, скупкой, хранением и последующим сбытом. Все указанные этапы составляют единый производственный цикл.
- Занимающиеся металлообработкой, в результате чего образуются соответствующие типы отходов, которые невозможно использовать в дальнейшей основной деятельности.
Требования к компаниям в части льготы различны. Для фирм, указанных в первом пункте статьи, обязательно наличие разрешительной лицензии. Для производителей металлоизделий подобное требование отсутствует. При этом и те и другие имеют право не платить НДС.
Основными документами, регламентирующими подобную деятельность, служат закон «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановления Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 и № 370. Согласно их положениям, источником лома и отходов могут быть только лица, имеющие на них соответствующие документы, подтверждающие право собственности. Поставщик отходов при этом пишет заявление, в котором дает подробное объяснение, каким образом у него возникло право на них. Сделка совершается с применением акта приемки-передачи, а компания принимающая отходы, должна проверить металл на взрыво- и пожароопасность.
Какие сделки избавлены от обложения п. 3 ст. 149 НК РФ?
В п. 3 ст. 149 приведен следующий список не подлежащих обложению НДС операций:
- Реализация церковными организациями предметов религиозного назначения.
- Деятельность по производству и реализации продукции, созданной людьми с ограниченными возможностями, если их доля в списочной численности работников превышает 80%.
- Операции кредитных учреждений:
- прием вкладов от граждан и их кассовое обслуживание;
- открытие и обслуживание расчетных счетов компаний;
- валютные операции и сделки с драгоценными металлами;
- организация обращения банковских карт.
- Страховые услуги.
- Организация лотерей.
- Оборот руды и иных материалов и сырья с содержанием драгоценных металлов.
- Реализация неграненых алмазов.
- Реализация входных билетов на массовые спортивные мероприятия и предоставление в возмездное пользование крупных спортивных площадок.
- Займы, выданные наличными или ценными бумагами.
- Опытно-конструкторские и исследовательские работы, проведенные за счет средств целевого финансирования на основе закона от 08.1996 № 127-ФЗ, проводимые в целях создания новых технологий и изделий; помимо процесса изобретения, испытания важно получение конечного результата, пригодного к внедрению в производство.
- Организация отдыха детей и взрослых с целью оздоровления в санаториях, оздоровительных лагерях.
- Борьба с лесными пожарами.
- Реализация сельскохозяйственной продукции, если ее объемы не менее 70% от всего объема деятельности.
- Реализация жилых помещений населению.
- Осуществление коммунальных услуг собственникам квартир в жилых домах товариществами собственников жилья, управляющими компаниями и т. д.
- Размещение рекламы социального характера.
- А также иная деятельность.
Правила применения льгот для организаций инвалидов
На основании ст. 117 ГК РФ общественные объединения людей с ограниченными возможностями признаются некоммерческими. В своей работе они имеют право на освобождение от начисления НДС, однако для этого коммерческая составляющая их деятельности должна быть дополнительной к основной, указанной в учредительных документах. Извлечение дополнительного дохода должно позволять создавать фонды потребления, обеспечивающие полноценную реализацию уставной деятельности. Если описанная цель не достигается, применять послабления в области обложения НДС нельзя.
Основания для ведения деятельности по реализации билетов на спортивные состязания
Начиная с апреля 2014 года, существенно изменено содержание подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ. Произошло это после опубликования закона от 29.12.2014 № 479-ФЗ, дополнившего статью формулировкой «входные билеты и абонементы». Таким образом, базовое условие для использования освобождения от НДС - реализация должна производиться организациями физкультуры и спорта. Указанное требование озвучено в письме Минфина РФ от 20.03.2014 № 03-07-07/12151.
Исчисление налога при зачете жилой собственности в счет погашения долга банку
Возможна ситуация, когда погашение части задолженности по взятому ранее кредиту произведено посредством передачи квартиры. Такая возможность предусмотрена ст. 409 ГК РФ. Кредитное учреждение выставляет объект недвижимости на торги и вырученные деньги направляет на погашение долга. Описанная операции не должна облагаться НДС на основании подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ. В то же время, если правление банка примет решение не пользоваться указанной льготой, возможно начисление налога на сумму сделки по продаже квартиры.
Статья 149 НК РФ 2016 года до сих пор является предметом очень пристального изучения как со стороны специалистов компаний, так и со стороны налогового ведомства. Лучше всего в практической деятельности работать с
Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Судебная практика по статье 149 НК РФ.
Определение от 7 октября 2019 г. по делу № А32-19122/2018
Общества в суд с настоящим требованием послужил отказ таможенного органа в применении льготы по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). По мнению таможенного органа, поскольку декларант заявил право на льготу в отношении товара как медицинского изделия, поименованного в разделе I ...
Определение от 30 сентября 2019 г. по делу № А45-34017/2017
Верховный Суд Российской Федерации
Мягкие гидрогелевые контактные цветные линзы плановой замены для коррекции зрения....» с диоптриями 0,00 не подлежит освобождению от налогообложения по подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03....
Определение от 15 августа 2019 г. по делу № А55-14956/2018
Верховный Суд Российской Федерации
Определение от 15 августа 2019 г. по делу № А55-13849/2018
Верховный Суд Российской Федерации
На добавленную стоимость, фактически приобретался лом меди, операции по которым освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку право на вычеты по налогу на добавленную стоимость носит заявительный характер, налогоплательщик должен доказать обстоятельства, подтверждающие соблюдение им условий, позволяющих учесть вычеты...
Решение от 18 июня 2019 г. по делу № А14-3836/2017
Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)
ОАО «УКБП» в интересах заявителя. Относительно довода ответчика, что произведенные заявителем платежи являются лицензионными, суд находит необходимым отметить следующее. Согласно пп.26 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, ...
Решение от 30 мая 2019 г. по делу № А40-213469/2017
Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
На услуги по перерасчету денежной наличности, в несколько раз, что с учетом освобождения операций по перерасчету от уплаты НДС в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ привело к незаконному переводу выручки от облагаемой НДС операций по инкассации на необлагаемую НДС операцию по перерасчету и как следствие к получению необоснованной выгоды. Установив...
Решение от 17 мая 2019 г. по делу № А43-991/2019
Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)
Схемы уклонения от налогообложения, направленной на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде снижения сумм НДС при применении льготы, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ вследствие «дробления бизнеса» (создание одними и теми же лицами организаций для участия в схеме получения необоснованной льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 30 п.3 ...
Решение от 13 мая 2019 г. по делу № А11-2644/2019
Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)
Приемку товара и оплатить товар согласно условиям контракта. Цена контракта составляет 2 570 817 руб. 25 коп., в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской федерации без учета НДС, и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы на перевозку товара до государственного заказчика, расходы на...
1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в "аренду" на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
Положения "абзаца первого" настоящего пункта применяются в случаях, если
законодательством соответствующего иностранного государства установлен
аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и
российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве,
либо если такая норма предусмотрена международным договором
(соглашением) Российской Федерации. "Перечень" иностранных государств, в
отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы
настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной
власти в сфере международных отношений совместно с Министерством
финансов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 "N 57-ФЗ", от 29.06.2004 "N
58-ФЗ", от 02.11.2004 "N 127-ФЗ")
2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по "перечню", утверждаемому Правительством Российской Федерации:
абзацы второй - третий исключены. - Федеральный "закон" от 28.12.2001 N 179-ФЗ;
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления
и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за
исключением солнцезащитных);
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
В целях настоящей главы к медицинским услугам
относятся:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 "N 166-ФЗ", от 29.05.2002 "N
57-ФЗ", от 22.07.2005 "N 119-ФЗ")
услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному
медицинскому страхованию;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению
независимо от формы и источника их оплаты по "перечню", утверждаемому
Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со
стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
абзац исключен. - Федеральный "закон" от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
услуги патолого-анатомические;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и
наркологическим больным;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
абзац исключен. - Федеральный "закон" от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;
4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и
школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми
медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими
в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно
произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими
указанным столовым или указанным учреждениям.
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;
6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
7) услуг по перевозке пассажиров:
городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением
такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по
перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего
пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям
перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами
местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на
проезд, утвержденных в установленном порядке;
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников
и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по
"перечню", утверждаемому Правительством Российской Федерации);
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных
открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей,
проводимых по решению "уполномоченного органа";
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
11) монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством
наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства
(группы государств);
(пп. 11 в ред. Федерального "закона" от 28.12.2010 N 395-ФЗ)
12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В целях настоящей главы под реализацией финансового инструмента срочной сделки понимается реализация ее базисного актива, а также уплата сумм премий по контракту, сумм вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон финансового инструмента срочной сделки, которые не являются в соответствии с условиями финансового инструмента срочной сделки оплатой базисного актива.
Определение финансовых инструментов срочных сделок, а также их базисного
актива осуществляется в соответствии с "пунктом 1 статьи 301" настоящего
Кодекса;
(пп. 12 в ред. Федерального "закона" от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
12.1) депозитарных услуг, оказываемых депозитарием средств
Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и
развития и Международной ассоциации развития в рамках статей Соглашений
Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и
развития и Международной ассоциации развития;
(пп. 12.1 введен Федеральным "законом" от 03.11.2010 N 291-ФЗ)
13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;
15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ,
выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых
государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании
религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ
в зоне расположения "памятников" истории и культуры или культовых зданий
и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных
памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ
по производству реставрационных, консервационных конструкций и
материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:
работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;
работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;
17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые
взимается "государственная пошлина", все виды лицензионных,
регистрационных и "патентных пошлин" и сборов, "таможенных сборов за
хранение", а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами,
органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и
должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам
определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования
природными ресурсами);
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 "N 166-ФЗ", от 22.07.2005 "N
119-ФЗ", от 04.12.2006 "N 201-ФЗ")
18) товаров, помещенных под таможенную процедуру "магазина беспошлинной
торговли";
(в ред. Федерального "закона" от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
19) товаров (работ, услуг), за исключением "подакцизных товаров",
реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной
помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным
"законом" "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и
внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в
государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением
безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
(в ред. Федерального "закона" от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной
донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с
получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров
(выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной
помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем
безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган
исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган
представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим
федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации
организацией;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном "порядке" и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
абзацы пятый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 17.12.2009 "N 318-ФЗ";
20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры
и искусства, к которым относятся:
услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов
указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных
инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви,
театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей,
культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению
копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию,
репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной
продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных
учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных,
культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по
изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги
по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов
библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов
экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд
указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и
концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а
также услуг по распространению билетов, указанных в "абзаце третьем"
настоящего подпункта;
реализация входных билетов и абонементов на посещение
театрально-зрелищных, культурно-просветительных и
зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках
культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок,
"форма" которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой
отчетности;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся
театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и
концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы
культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора),
планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты,
экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро),
заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные
парки и ландшафтные парки;
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых
(оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование
(включая прокат и показ) кинопродукции, получившей "удостоверение
национального фильма";
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
23) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских
судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды
"портовых сборов", услуги судов портового флота), а также лоцманская
проводка;
(пп. 23 в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
24) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а
также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением
солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических
изделий, перечисленных в "подпункте 1 пункта 2" настоящей статьи, услуги
по оказанию протезно-ортопедической помощи;
(пп. 24 введен Федеральным "законом" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
25) лома и отходов черных и цветных металлов;
(пп. 25 введен Федеральным "законом" от 17.05.2007 N 85-ФЗ, в ред.
Федерального "закона" от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
26) "исключительных прав" на изобретения, полезные модели, промышленные
образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных,
топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а
также прав на использование указанных результатов интеллектуальной
деятельности на основании "лицензионного договора";
(пп. 26 введен Федеральным "законом" от 19.07.2007 N 195-ФЗ)
Положения подпункта 27 пункта 2 статьи 149 применяются до 1 января 2017 года ("пункт 6 статьи 12" Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).
27) товаров (работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками,
являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного
олимпийского комитета в соответствии со "статьей 3.1" Федерального
закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в
городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации", за исключением филиалов, представительств в Российской
Федерации организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами
Международного олимпийского комитета в соответствии со "статьей 3.1"
указанного Федерального закона, в связи с исполнением этими
организациями обязательств маркетингового партнера Международного
олимпийского комитета в рамках организации и проведения XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
(пп. 27 введен Федеральным "законом" от 30.07.2010 N 242-ФЗ)
3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: (в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного
назначения и религиозной литературы (в соответствии с "перечнем",
утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению
религиозных организаций (объединений), производимых религиозными
организациями (объединениями) и организациями, единственными
учредителями (участниками) которых являются религиозные организации
(объединения), и реализуемых данными или иными религиозными
организациями (объединениями) и организациями, единственными
учредителями (участниками) которых являются религиозные организации
(объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением
"подакцизных" товаров и минерального сырья, а также организация и
проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний,
молитвенных собраний или других культовых действий;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 "N 166-ФЗ", от 29.05.2002 "N
57-ФЗ", от 03.11.2006 "N 176-ФЗ")
2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для
собственных нужд) товаров (за исключением "подакцизных", минерального
сырья и "полезных ископаемых", а также других товаров по "перечню",
утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению
общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за
исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и
реализуемых:
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
"общественными организациями инвалидов" (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в "абзаце втором" настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в "абзаце втором" настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных,
психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях
социальной защиты или социальной реабилитации населения,
лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях,
а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных
исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
(в ред. Федеральных законов от 17.05.2007 "N 85-ФЗ", от 24.11.2008 "N
209-ФЗ")
3) осуществление банками "банковских операций" (за исключением инкассации), в том числе:
привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том
числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а
также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
(в ред. Федерального "закона" от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с "законодательством" Российской Федерации;
по исполнению "банковских гарантий" (выдача и аннулирование банковской
гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж
по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а
также осуществление банками и банком развития - государственной
корпорацией следующих операций:
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 "N 119-ФЗ", от 19.07.2011 "N
245-ФЗ")
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий
(страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на
случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в
которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;
(абзац введен Федеральным "законом" от 28.02.2006 N 28-ФЗ)
(пп. 3 в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
3.1) услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;
(пп. 3.1 введен Федеральным "законом" от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;
5) осуществление отдельных "банковских операций" организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
6) реализация "изделий народных художественных промыслов" признанного
художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров),
образцы которых зарегистрированы в "порядке", установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти;
(в ред. Федерального "закона" от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и
перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая
организация получает:
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования,
сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую
перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;
средства, полученные страховщиком в порядке "суброгации", от лица,
ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового
возмещения, выплаченного страхователю;
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
средства, полученные страховщиком по заключенному в соответствии с
"законодательством" Российской Федерации об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств соглашению о
прямом возмещении убытков от страховщика, который застраховал
гражданскую ответственность лица, причинившего вред;
(абзац введен Федеральным "законом" от 25.12.2008 N 282-ФЗ)
8) организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том
числе с использованием игровых автоматов) организациями или
индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса;
(пп. 8 в ред. Федерального "закона" от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
8.1) проведение лотерей, проводимых по решению "уполномоченного органа"
исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных
билетов;
(пп. 8.1 введен Федеральным "законом" от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов,
содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для
производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных
металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением
указанных в "подпункте 6 пункта 1 статьи 164" настоящего Кодекса)
Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней
Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней
субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации
и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением
необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм
собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных
камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим
организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных
камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных
камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской
Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из
фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской
Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям,
Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также реализация
драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и
банками Центральному банку Российской Федерации и банкам, в том числе по
договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным
банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих
слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или
хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки
остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей,
хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах
банков);
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 "N 110-ФЗ", от 17.05.2007 "N
85-ФЗ")
10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех
форм собственности;
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями "уголовно-исполнительной системы" произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным "законом" "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением "подакцизных" товаров;
13) реализация входных билетов, "форма" которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;
14) оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими
палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой
адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной
деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 "N 187-ФЗ", от 27.07.2006 "N
137-ФЗ")
15) операции "займа" в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.
В целях настоящей главы операцией РЕПО признается договор, отвечающий
требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным "законом" "О
рынке ценных бумаг";
(пп. 15 в ред. Федерального "закона" от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
15.1) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный "закон" от 27.07.2006 N 137-ФЗ;
16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда
фундаментальных исследований, Российского фонда технологического
развития и образуемых для этих целей в соответствии с
"законодательством" Российской Федерации внебюджетных фондов
министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными
организациями на основе хозяйственных договоров;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 "N 166-ФЗ", от 22.07.2005 "N
119-ФЗ")
16.1) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов
машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для
нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для
реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого
для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической
документации;
(пп. 16.1 введен Федеральным "законом" от 19.07.2007 N 195-ФЗ)
17) утратил силу. - Федеральный "закон" от 05.08.2000 N 118-ФЗ;
18) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и
организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе
детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской
Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися "бланками"
строгой отчетности;
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 "N 57-ФЗ", от 22.07.2005 "N
119-ФЗ")
19) проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;
20) реализация продукции собственного производства организаций,
занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес
доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не
менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач
для оплаты труда, а также для общественного питания работников,
привлекаемых на сельскохозяйственные работы;
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
21) утратил силу. - Федеральный "закон" от 05.08.2000 N 118-ФЗ;
22) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
(пп. 22 введен Федеральным "законом" от 20.08.2004 N 109-ФЗ)
23) передача доли в праве на "общее имущество в многоквартирном доме"
при реализации квартир;
(пп. 23 введен Федеральным "законом" от 20.08.2004 N 109-ФЗ)
23.1) услуги застройщика на основании договора участия в долевом
строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным "законом" от 30
декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве
многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за
исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов
производственного назначения);
(пп. 23.1 введен Федеральным "законом" от 17.06.2010 N 119-ФЗ)
24) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный "закон" от 17.05.2007 N 85-ФЗ;
26) операции по "уступке" (переуступке, приобретению) прав (требований)
кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению
займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также по
исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по
первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки;
(пп. 26 введен Федеральным "законом" от 19.07.2007 N 195-ФЗ, в ред.
Федерального "закона" от 25.11.2009 N 281-ФЗ)
27) проведение работ (оказание услуг) "резидентами портовой особой
экономической зоны" в портовой особой экономической зоне;
(пп. 27 введен Федеральным "законом" от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
О распространении действия пункта 28 статьи 149 на правоотношения по оказанию услуг по предоставлению бесплатного эфирного времени и (или) бесплатной печатной площади, возникшие в период с 1 января 2006 года до 1 августа 2009 года, см. "части 2" и "3 статьи 2" Федерального закона от 17.07.2009 N 161-ФЗ.
28) безвозмездное оказание услуг по предоставлению эфирного времени и
(или) печатной площади в соответствии с "законодательством" Российской
Федерации о выборах и референдумах;
(пп. 28 введен Федеральным "законом" от 17.07.2009 N 161-ФЗ)
29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими
организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными
потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения
потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых
инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные
услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными
налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков
электрической энергии и газоснабжающих организаций;
(пп. 29 введен Федеральным "законом" от 28.11.2009 N 287-ФЗ)
30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими
организациями, товариществами собственников жилья,
жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными
потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения
потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых
инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные
услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у
организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно
выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
(пп. 30 введен Федеральным "законом" от 28.11.2009 N 287-ФЗ)
Положения подпункта 31 части 3 статьи 149 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и применяются до 1 января 2017 года (Федеральный "закон" от 27.12.2009 N 379-ФЗ).
31) передача имущественных прав (в том числе предоставление права
использования результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств
индивидуализации) общероссийским общественным объединением,
осуществляющим свою деятельность в соответствии с "законодательством"
Российской Федерации об общественных объединениях, Олимпийской хартией
Международного олимпийского комитета и на основе признания Международным
олимпийским комитетом, и общероссийским общественным объединением,
осуществляющим свою деятельность в соответствии с "законодательством"
Российской Федерации об общественных объединениях, Конституцией
Международного паралимпийского комитета и на основе признания
Международным паралимпийским комитетом, в рамках исполнения обязательств
по соглашениям, заключенным с российскими и иностранными организаторами
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в
городе Сочи в соответствии со "статьей 3" Федерального закона от 1
декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII
Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе
Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(пп. 31 введен Федеральным "законом" от 27.12.2009 N 379-ФЗ)
4. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие
налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению
(освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями
настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких
операций.
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров
(работ, услуг), предусмотренные "пунктом 3" настоящей статьи, вправе
отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив
соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не
позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик
намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
(в ред. Федерального "закона" от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех
осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или
несколькими подпунктами "пункта 3" настоящей статьи. Не допускается,
чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от
налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем
(приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от
налогообложения операций на срок менее одного года.
(в ред. Федерального "закона" от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
6. Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков,
осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление
деятельности, лицензируемой в соответствии с "законодательством"
Российской Федерации.
7. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями
настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской
деятельности в интересах другого лица на основе "договоров поручения",
"договоров комиссии" либо "агентских договоров", если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального "закона" от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
Налогом на добавленную стоимость облагается большинство предприятий, поэтому их руководителей и владельцев часто интересует освобождение от НДС.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Это возможно при присутствии определенных условий. НДС является налогом косвенного вида, представляющим собой форму оплаты в государственный бюджет определенной части средств от стоимости товаров (услуг, работ) по мере их реализации.
Что нужно знать
Ст. 149 НК РФ – это целый справочник, который рассматривает ситуации, где уплата НДС не требуется. Она содержит правила и условия, соблюдая которые налогоплательщик имеет возможность освободить себя от уплаты налогов.
Освобождение от уплаты НДС – это понятие, которое включает в себя несколько причин не уплачивать налог:
Налог применяется к цене товара, что происходит в большинстве организаций. Поэтому собственники бизнеса ищут возможность освободить себя от НДС и это возможно, учитывая некоторые условия.
Налоги – средства, которые идут в государственный бюджет, являются частью стоимости продукта/услуги.
НДС входит в стоимость покупаемого товара, в счете-фактуре и платежных квитанциях прописано в виде «в том числе НДС».
Налоговый тариф в 2019 году – фиксированная цифра в размере 18%. Оплачивают его не реализаторы, а покупатели товаров, в связи с этим налог является косвенным.
Налогоплательщиками считаются:
- Торговые предприятия, промышленно-хозяйственные учреждения, которые занимаются финансированием и страхованием.
- Бизнесмены, которые имеют множество схем по освобождению от уплаты налогов.
- Налогоплательщики, которые занимаются экспортом.
- Иностранные бизнесмены, ведущие деятельность в Российской Федерации.
Кто освобожден от уплаты
Рассмотрим, кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ. Разрешается освободить от налогообложения в определенной деятельности.
Данная статья содержит целый список таких ситуаций, например:
- сдача в аренду частной собственности иностранцам на территории Российской Федерации;
- сбыт некоторых отечественных и импортных медицинских изделий;
- услуги, связанные с банковской сферой:
- Обслуживание карт.
- Внутренние банковские операции, кроме инкассации.
- Банковские манипуляции, которые подлежат законодательству РФ.
- Страхование, страховые выплаты.
- государственные услуги:
- Социальный пакет престарелым и людям с особенными потребностями.
- Медицинский сервис по оздоровлению и профилактике населения.
- Служба неотложной помощи, которая включает все виды медицинских услуг(в том числе донорство).
- Обеспечение дошкольного образования и внеклассных часов (кружки секции).
- Питание в медицинских комплексах и образовательных учреждениях.
- Санитарно-курортные развлекательные центры по реабилитации и профилактики здоровья.
- деятельность с объектами культурного наследия Российской Федерации, которые входят в Государственный реестр ;
- строительство центров самоподготовки, обучающих комплексов, специальных зданий для подготовки военнообязанных, офицеров в отставке и их семей;
- строительство жилищных структур и реформация зданий, реализация социальных программ;
- ремонтное и техническое обслуживание медицинского оборудования, которое имеет гарантию;
- противопожарная система в лесах и лесных насаждениях;
- услуги ритуального характера;
- работа с кинематографом, художественные постановки;
- деятельность, связанная с речными портами по обслуживанию воздушно-морских судов;
- пассажиро-перевозки на речном, железнодорожном, городском транспорте;
- коллекции марок, драгоценных монет, которые есть платежными средствами и собственностью государства;
- научные исследования и лабораторные работы за счет денежных средств государства;
- внедрение инноваций, а также синтез химических и технологических операций с трудовой деятельностью с целью получения новых технологий, процессов;
- осуществление ремонтных работ в высотках – многоквартирных домах;
- услуги коммунального характера;
- бескорыстное размещение и производство социальной рекламы в рамках закона Российской федерации;
- получение и передача прав на имущество в виде инвестиций в договор;
- выращивание и содержание крупного скота согласно списку Всероссийского классификатора товарной продукции, который утвержден властью РФ.
Положение данного подпункта вступает в силу, когда плательщик налогов может предоставить племенное свидетельство, соответствующее законам РФ.
Услуги и процессы не подвергаются налогообложению, если налогоплательщик имеет лицензионное разрешение на осуществление деятельности, предусмотренных законодательством РФ.
Освобождение от НДС не есть допустимым, если деятельность совершается в интересах третьего лица, путем составления документов о поручительстве, и то, что не предусматривает налоговый кодекс страны.
Какие документы нужно предоставить
В законодательстве Российской федерации прописаны случаи, когда предпринимателем и организацией не уплачиваются налоги в государственную казну.
Процесс освобождения от налогообложения имеет чисто информативный характер, то есть не нужно ожидать согласия с налоговой службы , пока оно примет положительное решение.
Задача состоит в том, чтобы написать заявление, заполнив стандартный бланк. Заявление действует с даты его создания – заявитель считается свободным от НДС.
Налогоплательщиком в кратчайшие сроки должна быть предоставлена декларация о налогах. Каждый чек и квитанция сохраняется и заносится в книгу, при этом ведется учет льгот.
Согласно законодательству нужно придерживаться поставленных условий, в другом случае налоговая пересмотрит разрешение на освобождение от НДС, и работодатель заплатит должный налог за весь срок освобождения.
Нарушением условий считается, например, выручка в крупном размере и продажа подакцизной продукции.В случае, если бюджет фирмы составляет более 2миллионов руб. за 3 месяца подряд – освобождение от налогообложения прекращает свое действие.
Специального оформления заявление на освобождение не требует, главное идти строго по подпунктам ст. 149 НК.
При получении организацией необходимого дохода в 2 млн. руб., можно обратиться с уведомлением в сроки с 1-го по 20-е число ежемесячно. Образец уведомления на освобождение от НДС можно .
Список документов таков:
- Выписка по балансам.
- Выписка из книги, где ведется учет торговли.
- Книга фиксированных счет-фактур.
- Физическое лицо предоставляет журнал расходов и доходов.
В случае разбирательств и запроса налоговой документации о праве на льготы, предприниматель обязан держать при себе пакет необходимых бумаг.
Эти же документы учреждение или спецслужба по бухгалтерским делам подает в налоговую службу с целью продлить период освобождения от налогов.
Ежегодно нужно продлевать освобождение от НДС, либо же отказаться, если в нем нет необходимости. Процесс продления/отказа имеет свои нюансы:
- Написать заявление.
- Успеть подать заявление до 20-го числа нового года, после предыдущего, в котором вышли сроки освобождения.
- В ИНФС предоставить форму 2 и выписку из книги регистрированных счет-фактур.
Итак, сдача отчетности должна быть под регулярным контролем организации, все действия которой направляются непосредственно на освобождение ее от НДС.
Налог будет начисляться в автоматическом режиме, если не соблюдать условий по продлению освобождения.
Достоинства и недостатки
Каждый работодатель – плательщик налогов лично принимает решение о пользовании правом ст. 149 НК. Поэтому стоит учесть все «за» и «против» этого права.
Преимущества освобождения от налогообложения:
- Стоимость товара ниже установленной.
- Нет необходимости начислять НДС на продукцию и внедрять его в бюджет.
- Себестоимость остается прежней – НДС входит в изначальную цену.
- Ведется общий учет по розничным и оптовым продажам (экономия времени на учет и заполнение документации).
- Не требуется каждый квартал заполнять отчет по НДС.
- Возможность не предоставлять счет-фактуры на отгрузку.
Недостатки освобождения от налогообложения:
- Не прибыльность в бизнесе — партнерство может не состояться по причине того, что крупные организации работают с НДС, без налогов сотрудничество не выгодно.
- Средства по заключенным сделкам до оформления освобождения нужно вернуть в государственную казну.
- Ежегодно требуется продлевать освобождение во избежание штрафных санкций, если отчетность по НДС отсутствует, что предусмотрено налоговой.
- Средства по восстановлению налогов не учитываются в расходах.
- За несоблюдение условий необходимо уплатить НДС, а также взымаются штрафы, насчитывается пеня.
- Обязательное формирование счет-фактуры с надписью «без НДС».