Кумиры прошлых лет: Михаил Александрович, тенор. Поет михаил александрович Певец милостью божьей
Есть голоса, которые раз услышав, не забудешь никогда. Такой голос был у Михаила Александровича. У него был очень приятный, "сладкий" голос, задушевность, тепло интонации (зачастую с большой примесью сентиментальности, т.н "чувствительности"), прекрасная команда переводчиков, аранжировщиков, его репертуар был тщательно выверен с возможностями и особенностями голоса и манеры исполнителя. Всё это, помноженное на незаурядное вокальное мастерство певца, сделало из него чрезвычайно популярного артиста, желанного исполнителя всех филармонических площадок бывшего СССР. Достаточно сказать, что в то время из филармонических певцов только народный артист СССР Рашид Бейбутов (тоже тенор и очень колоритный исполнитель популярных и национальных песен) мог как-то ещё посоревноваться с Александровичем в популярности. Голос Александровича звучал по Всесоюзному Радио невероятно часто, особенно в передачах "Концерт по заявкам радиослушателей". В магазинах пластинки с записями популярного артиста были постоянно: если распродавался тираж, его тотчас же допечатывали. Помню, каким невероятным успехом пользовались пластинки с записями "Белла донна", "Тиритомба", "Синьорина" - так называемые "неаполитанские песни", романсы Булахова, Гурилёва, песни Хренникова, Бабаева, Блантера и других композиторов. Советские композиторы несли ему свои сочинения в твёрдой уверенности успеха своего детища. Вообще у Александровича был огромный и разнообразный концертный репертуар.
В Советском Союзе было выпущено более 70 пластинок с записями Михаила Александровича – их общий тираж составил два миллиона экземпляров. Тут он, кажется, не знал себе не то что равных, но да близко сопоставимых по тиражу исполнителей. Вместе с тем за все годы жизни в СССР певцу ни разу не была предоставлена возможность гастролей на Западе, которые он страстно ждал.
В конце-концов, 1971 году,
когда волна эмиграции евреев из СССР стала не единичным явлением, певец покинул страну. В эмиграции он концертировал в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Торонто, Рио-де-Жанейро, Сиднее и Буэнос-Айресе, выступал с канторским пением в синагогах. На Западе певец выпустил семь пластинок с записями оперных арий, русских романсов, еврейских традиционных песен, сложнейших канторских псалмов и гимнов.
В России же после эмиграции Михаила Александровича почти все его многочисленные записи на радио были размагничены, - обычная практика, касающаяся отъезжающих деятелей искусства. Записи, представленные здесь - перепись с пластинок как виниловых, так и шеллачных.
А. Земляной
Михаил Александрович - Неаполитанские песни
01. О, моё солнце (Е.Капуа) - 02:56
02. Ночное танго (В.Маттео, обр.Э.Колмановского - Е.Аграновича) - 03:17
03. Белла Донна (В.Маттео, обр.Э.Колмановского - Е.Аграновича) - 02:05
04. Моя избранница (Е.Нарделла) - 03:07
05. Кармела (Э.Куртис) - 03:36
06. Море (Л.Нутиле) - 03:25
07. Песня моряка (Лабриома - р.т. Б.Ронгинского, А.Мануйловой) - 01:55
08. Уличная серенада (В.Маттео, обр.Э.Колмановского - Е.Аграновича) - 03:13
09. Скажите, как по-итальянски "любовь" (В.Маттео - Е.Аграновича) - 02:34
10. Французская серенада (Р.Леонковалло) - 02:58
11. Мандолината (Е.Тальяфери) - 02:58
12. Баркаролла (Е.Тальяфери) - 02:48
13. Неаполитанский романс (А.Печчиа - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 02:53
14. Синьорина (Капер - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 02:19
15. Не оставь меня (Вернись в Сорренто) (Э.Куртис) - 03:17
16. Солнечный город (Ц.Биксио - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 03:16
17. Край наш родной (Е.Марио) - 03:17
18. Выйди (неаполитанская песня - р. т. С.Болотина) - 03:17
19. Тиритомба (неаполитанская песня) - 02:32
20. Ты, моё счастье (Д.Бечче - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 02:29
21. Прощай, красивый сон (Э.Куртис) - 02:56
22. Моя Терезита (неаполитанская песня) - 02:53
23. Нет, разлюбила ты (Э.Куртис) - 03:00
24. Тарантелла (В.Кресченцо) - 02:22
25. О, не забудь меня (Э.Куртис) - 03:09
26. Весна (Е.Тальяфери) - 03:01
27. Дай мне покой (Е.Тальяфери) - 02:54
Михаил Александрович - Песни русских композиторов
01. Как соловей о розе (Т.Хренников - П.Антокольский) - 02:11
02. Вот солдаты идут (К.Молчанов - М.Львовский) - 02:29
03. Над рекой голубой (Дм. и Дан.Покрасс - В.Карпов) - 02:15
04. Колыбельная (Н.Богословский - Е.Долматовский) - 02:54
05. Я тоскую без тебя (А.Бабаев - В.Гурьян) - 03:14
06. Ты пришла, моя весна (А.Бабаев - В.Гурьян) - 02:20
07. Хороши колхозные покосы (А.Новиков - А.Фатьянов) - 02:00
08. Баллада (Т.Хренников - П.Антокольский) - 02:15
09. Сад мой любимый (А.Хачатурян - В.Лебедев-Кумач) - 03:06
10. Черноглазая ласточка (мексиканская песня) - 02:56
11. Чико-Чико (пузрториканская песня) - 01:44
12. Погонщик мулов (аргентинская песня) - 02:30
13. Сибоней (кубинская песня) - 03:11
14. Кармен (испанская песня) - 02:54
15. Я напрасно верил милой (венгерская песня - Т.Сикорской) - 03:41
16. Спи, мой бэби (негритянская песня - Безыменского) - 02:30
17. Будет счастье, или нет (румынская песня) - 02:34
18. A gleisele lechaim (еврейская песня) - 02:23
19. Серенада Дон Жуана (П.Чайковский - А.Пушкин) - 02:06
20. Ария Канио из 1 действия оперы "Паяцы" (Р.Леонковалло) - 02:52
21. Не верь, дитя (муз. Н.Петрова) - 02:47
22. Я вас любил (Б.Шереметьев - А.Пушкин) - 02:27
23. Свидание (П.Булахов - Н.Греков) - 03:43
24. Я помню чудное мгновенье (М.Глинка - А.Пушкин) - 03:50
25. На заре ты её не буди (А.Варламов - А.Фет) - 02:49
26. О, позабудь былые увлеченья (Т.Толстая) - 03:19
27. Аве Мария (И.С.Бах) - 03:06
28. Kaddisch (еврейская литургия) - 04:33
CD 1
343 мб
https://cloud.mail.ru/public/2ybD/9Cc33nAyp
CD 2
320 мб
https://cloud.mail.ru/public/AfuZ/rFm1wXYcL
Бывший пост участника Владимир Кузин ( )
Alexandrovich - The Wunderkind. Recordings 1937-1997
01 - Sei miei sospiri, 1961
02 - Ave Maria, 1961
03 - Kaddish, 1995
04 - Uv"chen YehiRatzon, 1937
06 - Arie des Werther aus der Oper "Werther", 1956
07 - Arie des Eleazar au der Oper "Die Jüdin", 1956
08 - Arie der Gefangenen aus der Oper "Der Gefangene im Kaukasus", 1952
09 - Glaub nicht, mein Kind
10 - Ein Augenblick ist mein gewesen
11 - Oh, vergiß die vergangenen Leidenschaften, 1978
12 - Neapolitanischer Tango, 1956
13 - Tarantella, 1954
14 - O sole mio, 1961
15 - Konzertarie KV 420, 1961
16 - Wie die Nachtigall die Rose, 1948
17 - A gleisele lechaim, 1972
Лосслесс
флак
https://cloud.mail.ru/public/F5mp/zzVDEkQ6M
Кумиры прошлого (1950-1960гг) Михаил Александрович
01 - Белеет парус одинокий (Варламов - Лермонтов)
02 - Нет, не тебя так пылко я люблю (старинный романс)
03 - Ave Maria (Bach-Gounod0
04 - Не верь, дитя (Н. Петров)
05 - О моё солнце (Капуа)
06 - Как соловей о розе (Хренников- Антокольский)
07 - Я помню чудное мгновенье (Глинка - Пушкин)
08 - Былые увлеченья (Т. Толстая)
09 - Я здесь, Инезилья (Глинка - Толстой)
10 - Я вас любил (Шереметьев - Пушкин)
11 - Острой секирой (Гречанинов - Толстой)
12 - Тебя здесь нет (старинный романс)
13 - На заре ты её не буди (Варламов - Фет)
14 - Свидание (Булахов - Греков)
15 - Мы вышли в сад (Т. Толстая)
16 - Царство и трон тебе я создам (Б Сметана)
17 - Под явором (М. Карлович)
18 - Баллада (Хренников- Антокольский)
19 - Как соловей о розе (Хренников- Антокольский)
20 - Прощай, прощай, прекрасный сон (Куртис)
21 - Французская серенада (Р. Леонкавалло)
https://cloud.mail.ru/public/LbwX/QHjNPd1f3
Михаил Александрович , тенор
АРИИ И РОМАНСЫ
01 - Arie der Gefangenen aus der Oper "Der Gefangene im Kaukasus", 1952
02 - Arie des Eleazar au der Oper "Die J ьdin", 1956
03 - Arie des Werther aus der Oper "Werther", 1956
04 - Konzertarie KV 420, 1961
05 - Romanze des Nemorino aus der Oper "Der Liebestrank", 1954
06 - Ария Канио из I действия оперы "Паяцы"
07 - Серенада Дон Жуана
08 - Я помню чудное мгновенье
https://cloud.mail.ru/public/7WSK/CMK2rSfNH
Михаил Александрович , тенор
Итальянские песни и песни народов мира
Море (муз. Р. Нутиле). 03:27
Песня моряка (муз. Лабриома). 01:59
Солнечный город (муз. Биксио). 03:20
Синьорина (муз. Ю. Капера). 02:31
Вернись в Сорренто (муз. Э Куртиса). 03:21
Тиритомба (народная). 02:36
Амапола (муз. И. Локалле). 04:35
Тарантелла (муз. В. Крещенцо). 02:21
Прощай, прекрасный сон (Куртис)
Серенада» (Куртис)
Мандолината (Тальяферри)
Баркарола(Тальяферри)
"Взгляд твой как неба ясный.. " 03:05
Американская песня "Спи, мой бэби".. 02:3 8
https://cloud.mail.ru/public/CBZA/3brWpU172
Михаил Александрович , тенор
Еврейские народные песни
Инструментальный ансамбль. Дирижёр Лев Коган
Обработка и оранжировка (Л. Коган)
Ба а тайхеле.. 03:21
Киндерйорн.. 03:59
Варнечкес.. 04:03
А пастехл а троймер.. 04:08
Ин род арайн.. 02:21
Менаше.. 05:09
Мойшеле майн фреинт.. 05:04
Унтер берг.. 03:04
А хазн аф шабес.. 05:35
Мэхутоним.. 02:47
Аз их вил.. 05:48
А лэхаим.. 02:30
https://cloud.mail.ru/public/qT58/oNhpFTu27
Валерий Рогов ( ) добавил ссылки на собственную оцифровку пластинки 1950 г. с ариями из "Турандот":
https://cloud.mail.ru/public/Ek2W/ZJS7ELW14
https://cloud.mail.ru/public/8U6b/Neq5TRtPj
Российская империя
Российская империя →
Латвия
Латвия →
СССР
СССР
Израиль
Израиль
США
США
Германия
Германия
Михаи́л Дави́дович (Давы́дович) Александро́вич ( - ) - латвийский и советский певец (тенор). Лауреат Сталинской премии второй степени ().
Биография
М. Д. Александрович родился 10 (23) июля 1914 года в селе Биржи (ныне Берзпилс Балвского края Латвии) в еврейской семье мелких торговцев. В 1920-е годы приобрёл популярность как вундеркинд , в девятилетнем возрасте гастролировал в городах Восточной Европы и в Германии с исполнением еврейских народных песен на идише , романсов и арий на русском и немецком языках и других произведений недетского репертуара, в сопровождении композитора и пианиста О. Д. Строка . Окончил Латвийскую консерваторию , стажировался в Италии у Б. Джильи . В 1930-е годы был кантором синагог в Манчестере , Риге и Каунасе .
Голос певца -- не очень сильный, но красивый, удивительно чистого и мягкого тембра и широкого диапазона высокий лирический тенор. Он обладал хорошо разработанной вокальной техникой и исключительной дикцией .
Награды и премии
- Сталинская премия второй степени (1948) - за концертно-исполнительскую деятельность
Напишите отзыв о статье "Александрович, Михаил Давидович"
Ссылки
Литература
- Махлис Л. С. Шесть карьер Михаила Александровича. Жизнь тенора. - М .: Весь Мир , 2014. - 656 с. - 1 500 экз. - ISBN 978-5-77770-563-1 .
Примечания
Отрывок, характеризующий Александрович, Михаил Давидович
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d"honneur que j"ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
Александрович Михаил Давидович - … Википедия
Михаил Давидович Александрович - (23 июля 1914, село Бержи Люцинского уезда Витебской губернии (сейчас Берзпилс, Балвский район Латвии) 2002, Мюнхен, Германия) латвийский и советский певец (тенор). В 1920 е годы приобрёл популярность как вундеркинд. Окончил Рижскую… … Википедия
Александрович - (белор. Александровіч, польск. Aleksandrowicz) белорусская и польская фамилия. Известные носители: Александрович, Александр Дормидонтович (наст. фам. Покровский; 1881 после 1955) певец (тенор), артист Мариинского театра.… … Википедия
Михаил Александрович Михайлов
Михаил Васильевич Фрунзе - 2 й Народный комиссар по военным и морским делам СССР … Википедия
Михаил Фрунзе - Михаил Васильевич Фрунзе 2 й Народный комиссар по военным и морским делам СССР … Википедия
Волков Александр Александрович - Волков фамилия, образованная как отчество от нецерковного мужского личного имени Волк. На Руси такое прозвище часто давали, дабы уберечь человека от хищников. По древним повериям, получавший имя соответствующих животного или стихии вступал с ними … Википедия
Волков, Михаил - В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Волков. Волков, Михаил Александрович (1900 −1939) деятель советских спецслужб. Волков, Михаил Анатольевич (р. 1955) израильский поэт, бард, юморист. Волков, Максим Сергеевич (р.… … Википедия
Михаил Давидович Александрович
Михаил Александрович родился 23 июля 19 14 года в бедной еврейской семье в небольшом латвийском селе Берспилс близ Риги.
В 1934 году Александрович заканчивает в Риге Еврейскую народную консерваторию и, выдержав конкурс, уезжает на три года в Англию на должность главного кантора Манчестерской синагоги. Канторское пение - хазанут - имеет недолгую историю, и лишь в начале ХХ века появились певцы с профессиональной вокальной подготовкой, что, конечно, обогатило и облагородило этот вид музыкального искусства, совсем почти неизвестного в России. В 1937 году Александрович перебрался в Каунас, поближе к родным. В этот период ему удалось даже съездить в Италию и брать уроки вокального мастерства у великого Беньямино Джильи. Некоторое время артисту с успехом удавалось совмещать религиозные богослужения со светской концертной деятельностью.
Однако эстрада все же пересилила. А присоединение в 1940 году государств Балтии к СССР, казалось, вообще положило конец его канторству. Александрович стал советским артистом и был зачислен в штат ВГКО (Всесоюзное гастрольно-концертное объединение).
С весны 1941 года началась совсем другая, советская артистическая жизнь молодого певца, ставшего сразу любимцем у новой публики.
Но все перевернула война... Началась трудная военная жизнь в гастрольных поездках по стране, с концертами в госпиталях, фронтовых артистических бригадах. В военные годы Миша нашел свою единственную любовь Раечку Левинсон (вместе они прожили более 60 лет). 5 июля 19 43 года в Доме Союзов прошел с огромным успехом его первый московский концерт.
В послевоенные годы артистическая судьба М.Александровича складывалась очень счастливо. Он стал всенародно известным, исключительно удачно концертировал по великой стране, пел в филармониях, заводских клубах и на стройках, в цехах и в колхозах, под открытым небом. Репертуар певца обогатился песнями народов СССР на их языках, песнями советских композиторов. Но стержнем почти всех его концертов оставались прекрасные лирические неаполитанские песни на русском языке, вызывавшие бурный восторг у слушателей: певец был лучшим их исполнителем. Кроме того, в каждую свою программу Михаил Давидович включал самые разные песни народов мира, русские романсы, популярные оперные арии, произведения западноевропейских авторов, еврейские народные песни.
В 1947 году он уже заслуженный артист РСФСР. Несколько раз ему пришлось выступать перед "отцом всех народов", в его активе имелись на подобные случаи такие песни, как, например, панегирик А.Новикова "Любимый Сталин", и даже целая программа - "Борьба за мир в творчестве советских композиторов".
В 1948 году он получает Сталинскую премию. Слава всенародного любимца не давала покоя завистникам-коллегам и начальствующим чинам из Министерства культуры и Москонцерта, его посадили на бессрочную "гастрольную диету", т.е. по причине еврейского происхождения он просто-напросто стал "невыездным".
В конце 60-х годов прекратились телевизионные трансляции выступлений, резко сократили число концертов (под предлогом борьбы с "баснословными гонорарами"), всё реже звучал голос Александровича по радио, перестали выходить пластинки. В отношении к легендарному певцу дошло до того, что руководитель Москонцерта решил устроить только ему одному унизительное прослушивание на комиссии Минкультуры на право давать сольные концерты. Это уже было неслыханным оскорблением.
Устроенная ему обструкция фактически оторвала певца от публики, интерес к нему упал, он стал терять здесь свое артистическое лицо. В 1970 году М.Александрович получил вызов из Израиля и сразу же попал в черный "список". Его концертная деятельность была полностью пресечена, его имя было напрочь вычеркнуто из списков "разрешенных" исполнителей, все официальные записи его пения на радио и телевидении размагничены (сохранились лишь архивные и в собраниях коллекционеров), а грампластинки, до того выпускавшиеся миллионными тиражами, были изъяты из продажи и уничтожены. 29 октября 1971 года М.Д.Александрович с семьёй покинул СССР. Золотая страница из истории советского искусства была вырвана.
Михаил Давидович жил в Израиле, США, Канаде, Германии. Везде он продолжал свою неиссякаемую творческую деятельность камерного певца и великолепного, никем не превзойденного синагогального кантора, вызывая неизменное восхищение слушателей.
Он объездил весь мир с концертными программами. В период перестройки и после распада СССР Михаил Давидович смог встретиться вновь со своими почитателями в нашей стране - в 1989 - 1992 годах он совершил три больших турне по России и Украине с четырьмя десятками концертов, уже в качестве иностранного гастролера, сохранившего, несмотря на почтенный возраст, прекрасную артистическую форму и голос. 26 мая 1997 года в Большом зале Московской консерватории состоялся его последний прощальный концерт.
В апреле 2000 года в честь 85-летия М.Д.Александровича в Москве были проведены два творческих вечера в Доме-музее Ф.И.Шаляпина и в Российском Фонде культуры (этот вечер имел знаковое название "Возвращение легенды"). К сожалению, заболевший тогда певец не смог на них присутствовать.
В последние годы жизни жестокая судьба наряду с многими недугами нанесла певцу тяжелейший удар - он почти потерял зрение и слух. Михаил Давидович с печалью высказался по этому поводу: "Еврейский Бог - большой мастер все уравновешивать: за мою счастливую молодость я получил от него такую страшную старость"...
NET,_RAZLUBILA_TY
IA_TOSKUU_BEZ_TEBIA
MOIA_TEREZITA
VESNA
ARIIA_KANIO_IZ_1_DEYSTVIIA_OPERY_PAIACY
SIBONEY
NA_ZARE_TY_EE_NE_BUDI
O,_NE_ZABUD_MENIA
MANDOLINATA
FRANCUZSKAIA_SERENADA
O,_POZABUD_BYLYE_UVLECHENIA
O,_MOE_SOLNCE
MOIA_IZBRANNICA
CHERNOGLAZAIA_LASTOCHKA
PROSCHAY,_KRASIVYY_SON
NE_VER,_DITIA
VYYDI
SAD_MOY_LUBIMYY
AVE_MARIIA
KRAY_NASH_RODNOY
NOCHNOE_TANGO
SOLNECHNYY_GOROD
DAY_MNE_POKOY
KOLYBELNAIA
KARMEN
NEAPOLITANSKIY_ROMANS
Родители М. Александровича работали на сельском постоялом дворе, обслуживали корчму и торговую лавку.
Отец, музыкант-самоучка, прививал своим детям любовь к музыке, учил их пению и игре на скрипке. Особое внимание он стал уделять четырехлетнему Мише, у которого обнаружил чистый и сильный голос, великолепную музыкальную память и отличный слух.
Родители понимали, что в деревенских условиях талант сына зачахнет и что необходимо поселиться в большом городе, где опытные педагоги сумеют развить музыкальные способности маленького Миши.
И в 1921 году семья Александровичей, в которой было уже пятеро детей, перебралась в столицу Латвии - Ригу.
В том же 1921 г. Михаил Александрович стал учиться в Народной еврейской консерватории.
В течение первого года занятий педагоги подготовили с Мишей разнообразную и обширную программу. В ней были песни Шуберта, Шумана, романсы Грига, Римского-Корсакова, Гречанинова, Гуно, еврейские народные песни и песни еврейских композиторов - Мильнера, Шкляра, Ямпольского. Часть произведений М. Александрович готовил на немецком языке (например, песни Шуберта), большинство же вещей пел на русском и на идиш.
19 октября 1923 г. в Риге состоялся первый публичный концерт девятилетнего Михаила Александровича, прошедший с большим успехом. Для того чтобы публика, сидевшая в задних рядах, могла увидеть маленького артиста, он пел, стоя на стуле.
После первых концертов в Риге осенью 1923 г. газета "Ригаше нахрихтен" писала: "Что же касается девятилетнего певца Миши Александровича, о чьем феноменальном даровании надо много писать, то он не имеет себе равных среди вундеркиндов. Его первое появление на сцене вызвало - иначе и быть не могло - всеобщее изумление и восторг. Человек, не присутствовавший на концерте, просто не может представить себе всю проникновенность его исполнения, одинаково сильно звучавшую и в пианиссимо, и в форте, и необъятный диапазон его голоса, проявлявшийся самым впечатляющим образом..."
Семья М. Александровича испытывала острую материальную нужду, и чтобы помочь семье, маленький Миша в 1924-1926 гг. с большим успехом выступал в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Германии. В эти годы он пел уже не только на русском, немецком и идиш, но много оперных арий, романсов и песен исполнял на латышском, иврите, итальянском. В период ломки голоса (1927-1933 гг.) юный М. Александрович учился в гимназии и игре на скрипке в Рижской консерватории. После шестилетнего перерыва М. Александрович впервые выступил с сольным концертом в Риге 1 января 1933 г. и в этом же году стал работать кантором в рижской синагоге. В августе 1934 г. он переехал в Манчестер (Англия), где стал главным кантором местной синагоги. Живя и работая в Англии, М. Александрович периодически выезжал в Италию, где совершенствовался в пении у знаменитого тенора Беньямино Джильи.
М. Александрович работал кантором в Англии 3 года. В 1937 г. он переехал в Литву, где стал кантором хоральной синагоги "Оэль Яаков" в Каунасе. Наряду со службой в синагоге М. Александрович пел в опере и давал концерты. В театре он исполнял партии Ленского в "Евгении Онегине" и Альмавивы в "Севильском цирюльнике", но наибольшее удовлетворение и наибольший успех приносили певцу выступления на концертной эстраде.
В 1940 г. Литва была присоединена к Советскому Союзу, начались затруднения с канторской деятельностью. М. Александрович получил приглашение от Белорусской госэстрады на работу в Минск и с весны 1941 г. стал выступать с концертами в Минске и других городах Белоруссии.
Во время Великой Отечественной войны М. Александрович много пел для солдат Закавказского фронта (в 1942-1943 гг.), а между поездками на фронт с успехом гастролировал в Баку, Тбилиси, Ереване.
5 июля 1943 г. М. Александрович впервые выступил с концертом в Москве. Чарующий бархатный голос певца и виртуозное исполнение им трудных оперных арий вызвало восторг московской публики. Начиная с 1945 г. М. Александрович много и с неизменным успехом гастролировал по Советскому Союзу.
В 1947 г. Михаил Александрович получил звание Заслуженный артист РСФСР.
В 1948 г. за концертную деятельность ему была присуждена Сталинская премия. В Советском Союзе было выпущено 70 пластинок с его записями - общий тираж пластинок составил 2 миллиона экземпляров. Вместе с тем за все годы жизни в СССР певцу ни разу не была предоставлена возможность гастролей на Западе.
В октябре 1971 г. М. Александрович с семьей выехал на постоянное жительство в Израиль, а в 1973 г. переехал в США.
После отъезда из СССР он с успехом концертировал в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Торонто, Рио-де-Жанейро, Сиднее и Буэнос-Айресе, выступал с канторским пением в синагогах. На Западе певец выпустил 7 долгоиграющих пластинок с записями оперных арий, русских романсов, еврейских традиционных песен, сложнейших канторских псалмов и гимнов.
В 1985 г. в Мюнхене были изданы мемуары М. Александровича "Я помню..." (в 1992 г. изданы в Москве).
В 1989 г. Михаил Александрович провел месяц в гастрольном турне по Советскому Союзу и в мае 1991 г. вновь выступал с концертами в Москве.
В начале июля 2002 года на 87 году жизни в Мюнхене (Германия) скончался Михаил Давидович Александрович.
Фотографии прислал Владимир Терентьев
Муз. Капера
Сл. Б. Ронгинского и А. Майнуловой
Анс. п/у А.М. Ковалева
17066 - 1949 г.
Запись сделана в формате MP3 (1,133 Мб)
Мексиканская народная песня
Русский текст В. Крылов
Инстр. ансамбль п/у В.В. Мещерина
26286 - 1956 г.
Запись сделана в формате MP3 (1,436 Мб)