Троепольский годы жизни. Гавриил Николаевич Троепольский. Цитаты. Интересные факты о Г. Троепольском
«Жизнь идет, жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда.
Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду».
Г.Н. Троепольский
29 ноября 2015 г - 110 лет Гавриилу Троепольскому, автору всемирно знаменитого романа «Белый Бим Чёрное ухо».
Известный русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский прожил долгую жизнь, оставаясь неравнодушным, смелым и честным человеком, человеком деятельного добра. Г. Троепольский представил читателю реальных людей разных характеров, нравов, причуд. Гавриил Николаевич в своих произведениях часто использовал истории из собственной жизни, удачно сочетая реальные события и вымысел. «Я за то, чтобы писать обо всём... Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать», - говорил писатель.
Г. Н. Троепольский написал несколько книг: «Чернозем», «Кандидат наук», «Прохор X VII и другие», «Рассказы».
Но главная его книга - пронзительная повесть «Белый Бим Черное ухо». Трагическая книга о собаке и ее жизни среди людей, полная приключений, радостей и горестей. Автор с большой верой в победу добра над злом и неправдой поднимает сложные нравственные проблемы. Это книга, начав читать которую, уже невозможно оторваться. «Белый Бим Черное ухо» - это «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми» , - писал Гавриил Николаевич Троепольский.
Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла писателю в 1975 г. Государственную Премию СССР. Г. Н. Троепольскому присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга издавалась во многих странах, была переведена на множество языков. В американских колледжах «Белый Бим Черное ухо» входит в обязательную программу по литературе.
Режиссер Станислав Ростоцкий снял замечательный двухсерийный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», заставила множество людей плакать над судьбой Бима.
В 1998 году в Воронеже был открыт памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо. Одна из улиц г. Воронежа названа в честь писателя. Его имя носит и одна из библиотек города.
Более подробно о судьбе писателя можно прочитать в книге воронежского писателя М. Федорова «Человек Чернозёма». Это документальный роман, в основу которого легли воспоминания родственников, друзей и знакомых писателя, архивные материалы и публикации. В книге также рассказывается о судьбе священника из глубинки - отца Николая Троепольского, расстрелянного в 1931 году за сопротивление коллективизации. Вошел туда и рассказ о деле Николая Троепольского «Отец писателя. Дело №…» Писатель М. И. Федоров был лично знаком с Г. Троепольским и считает его одним из тех людей, которые направляли его по жизни и помогли не отступить от своей цели - стать писателем.
Зотов, С. Человек добра // Наш современник. - 2013. - № 12. - С. 275-277.
Перова, Е. Жизнеописание Гавриила Троепольского // Москва. - 2013. - № 1. - С. 213-215.
Высказывания Г. Н. Троепольского
«Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города»
«Можно говорить глупости, но не торжественным тоном»
«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»
«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние»
- [р. 16(29).11.1905, село Новоспасовка, ныне Грибановского района Воронежской области], русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок… … Большая советская энциклопедия
- (1905 95) русский писатель. Цикл сатирических рассказов Из записок агронома (1953); в повести В камышах (1963) поэтизируется земледельческий труд, природа; проникновенная драматическая повесть о сострадании и жестокости в современной… … Большой Энциклопедический словарь
Троепольский Гавриил Николаевич - (1905 1995), русский писатель. Цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953); в повести «В камышах» (1963) поэтизируются земледельческий труд, природа; в повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975) о… … Энциклопедический словарь
ТРОЕПОЛЬСКИЙ Гавриил Николаевич - (р. 1905), русский советский писатель. Ром. «Чернозем» (кн. 12, 195861). Пов. «Кандидат наук» (1958), «В камышах» (1963), «Белый Бим Черное ухо» (1971; Гос. пр. СССР, 1975). Цикл сатирич. рассказов «Из записок агронома» (1953). Пьесы … Литературный энциклопедический словарь
Троепольский, Гавриил Николаевич - Род. 1905, ум. 1995. Писатель. Произведения: "Из записок агронома" (сатирические рассказы, 1953), "В камышах" (повесть, 1963), "Белый Бим Черное ухо" (1971) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1975) … Большая биографическая энциклопедия
Троепольский Гавриил Николаевич - … Википедия
Гавриил Николаевич Троепольский - … Википедия
Троепольский - Троепольский, Гавриил Николаевич Гавриил Николаевич Троепольский (16 (29) ноября 1905 30 июня 1995) русский советский писатель. Родился в селе Ново Спасское на Елане (Новоспасовка) Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской… … Википедия
Троепольский Г.Н. Биография. - Троепольский Г.Н. Биография. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Троепольский Г.Н. Биография Русский писатель. Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 в селе Новоспасовка Тамбовской губернии (в советское время… …
Троепольский Г.Н. - Троепольский Г.Н. Троепольский Гавриил Николаевич (1905 1995) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Троепольский Г.Н. Биография. Белый Бим Черное Ухо, 1971 *) Читатель друг! Прости, что в лирическо оптимистической повести о собаке я иногда… … Сводная энциклопедия афоризмов
Книги
- Белый Бим Черное Ухо , Троепольский Гавриил Николаевич. История преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту шотландских сеттеров, живёт в квартире вместе со своим… Купить за 364 руб
- Белый Бим Черное Ухо , Троепольский Гавриил Николаевич. Повесть "Белый Бим Черное ухо" Гавриилы Николаевича Троепольского - драматическая, пронзительно-трогательная история об охотничьей собаке по имени Бим, оставшейся без хозяина. Судьба…
, Российская империя
Гавриил Николаевич Троепо́льский (1905-1995) - русский советский писатель , драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР ().
Биография
Творчество
Во второй половине 50-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы. В этом он следовал за Овечкиным , с которым у него были общими как знания о делах в деревне из собственного практического опыта, так и стремление к искренности при изображении отрицательных явлений действительности.
Среди произведений - рассказы, повести, пьесы , публицистика :
Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».
Награды и премии
- Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим чёрное ухо» (1971)
- литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981)
- золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)
- Почётный гражданин Воронежа (1993)
Напишите отзыв о статье "Троепольский, Гавриил Николаевич"
Примечания
Литература
- Скобелев В. П. Гавриил Троепольский. - М., 1969.
- Никитин В. Н. Необходимые истины // «Подъём». - № 11. - 2005.
- Новичихин Е. Г. «Милость Божья, которая называется душой» // «Подъём». - № 2. - 2012.
- Новичихин Е. Г. Малоизвестные страницы из жизни Троепольского // Новичихин Е. Г. Былого лики и черты: Воспоминания. Очерки и путевые заметки. Публицистика. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012. - С. 9-17. - ISBN 978-5-91338-063-0 .
- Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г. Н. Троепольском / Ред.-сост. Е. Г. Новичихин . - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2013. - 216 с. - ISBN 978-5-9273-2025-7 .
Ссылки
- в библиотеке Максима Мошкова
Отрывок, характеризующий Троепольский, Гавриил Николаевич
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.
– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
Гавриил Николаевич Троепольский -
русский советский писатель, один из лучших авторов очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы и защиты
природы. Лауреат Государственной премии СССР (1975) за повесть «Белый Бим Черное Ухо». Среди произведений писателя - рассказы, повести, пьесы, публицистика. В произведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую построенных на документальной основе и лично пережитом опыте, органично соединяются очеpковость и лиризм, здравый смысл и гражданский пафос. Почетный гражданин Воронежа (1993), Почетный доктор Воронежского государственного университета (1993). Награжден орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).
Читать в библиотеке ЛитРес*
Краткая биография
Гавриил Николаевич Троепольский родился 16 (29) ноября 1905 г. в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника Николая Семеновича Троепольского. Гавриила назвали в честь деда по матери Елены Гавриловны. Кроме него в семье было еще 5 детей, любовь к большим семьям писатель пронес сквозь всю свою жизнь: женился, стал отцом, а впоследствии и дважды дедушкой. Гавриил получил отличное для сельской местности образование и, прежде всего, основательное домашнее образование. По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях, в том числе в школе второй ступени села Новогольское Новохопёрского уезда Воронежской губернии у знаменитого учителя Григория Романовича Ширмы. Г. Н. Троепольский впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека». В дальнейшем учился в сельскохозяйственном училище, которое окончил в 1924 г. Работал сельским учителем, затем с 1931 г. - агрономом.
С 1938 г. начал печататься в газетах и журналах. В 1953 г. Гавриил Николаевич послал в столичный журнал «Новый мир» цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (впоследствии составивших сборник «Прохор семнадцатый и другие».). Несмотря на то, что Воронежский обком партии признал записки «очернительскими» и «злопыхательскими», А. Т. Твардовский поддержал автора. С тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х гг. впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Троепольский часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью. «Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссер С. Ростоцкий снял в 1956 г. одноименный фильм.
В 1963 г. вышла в свет повесть «В камышах», положительно отмеченная критикой. Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки писателя «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать и опубликованные в журнале «Новый мир» (1965, № 1). Для написания этих очерков Гавриил Николаевич исколесил на своем стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья и собрал обширный материал в защиту окружающей природы. Заметным явлением общественной жизни стали и его выступления в защиту природы в газете «Правда» (1966). В 1976 г. Троепольский работал в редколлегии журнала «Наш современник», был одним из лучших авторов очерково-публицистической прозы.
Самым известным произведением писателя является лирическая повесть «Белый Бим Черное ухо». Нечасто случается, чтобы главную свою книгу литератор создал на склоне лет, после шестидесяти. Но творческая биография Гавриила Троепольского сложилась именно так: его повесть «Белый Бим Черное ухо» вышла в свет в 1971 г. Все предыдущие работы, никак не соприкасающиеся с детской литературой, были «сочинениями честного автора, погруженного в проблемы советской деревни, не лишенного чувства юмора и не обделенного сдержанным вниманием читателя».
Но «Белый Бим…» грянул как гром среди ясного неба. Не осталось, кажется, ни одной литературной премии, которой бы не наградили эту книгу. Повесть была отмечена на родине, за границей и даже названа одной из лучших книг для слепых детей, пользующихся шрифтом Брайля. О создании «Белого Бима» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Черное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому еще при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнал «Наш современник». Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха... Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».
Огромным успехом в стране пользовался и одноименный фильм режиссера Станислава Ростоцкого (1976). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на фестивале в Карловых Варах и в 1978 г. номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Гавриил Николаевич Троепольский умер в Воронеже 30 июня 1995 г. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.
Что говорят о Троепольском сегодня на улицах Воронежа
(из материалов материалы сайта www.peoples.ru )
Владимир Калитвин, адвокат:
Я считаю, что это писатель высокого профессионального уровня - Лескова, Паустовского. Мне посчастливилось лично познакомиться с Гавриилом Николаевичем. Причем при достаточно курьезных обстоятельствах. Как-то еще юношей я на машине ехал к своему знакомому. Когда припарковался, ко мне подошел Троепольский. Он гулял в детском парке с собакой, конечно, я его узнал. А он мне так добродушно говорит, мол, что же вы, молодой человек, дважды так грубо нарушили правила дорожного движения. Я пообещал больше не допускать нарушений. Слово держу до сих пор.
Владимир Мухин, учащийся выпускного класса:
Мы в школе проходили по программе его произведения. Про Белого Бима - хорошая книжка. Я еще и фильм видел.
Мария Журавлева, бухгалтер:
Троепольский жил в Воронеже. И не только книги писал. Еще, кажется, и шахматистом знатным был.
Светлана Дубова, заместитель главного редактора радиоканала:
Хотела бы не знать Троепольского, не читать его книгу про Бима и не видеть фильма. Зная все это, очень тяжело жить. Когда наблюдаю, как детвора играет у памятника Биму у Воронежского театра кукол, одолевают противоречивые чувства. Прочтут ли они книгу о страданиях этой собаки, поймут ли ее судьбу?
Сергей Попов, член Союза российских писателей:
Имел честь знать Гавриила Николаевича. И могу сказать, что все мы, пишущее сообщество, с нетерпением ждали от Троепольского многократно им обещанного романа «Колокол». К сожалению, ни при жизни, ни после смерти писателя это произведение не увидело свет. Лелею надежду, что рукопись все-таки будет обнародована. Думаю, это даст вторую жизнь Троепольскому-писателю.
Произведения Г. Н. Троепольского
* «Из записок агронома» (1953 - журнал «Новый мир»; в 1954 году вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»)
* «Земля и люди» (1955; сценарий фильма)
* «Кандидат наук» (1958; повесть)
* «Чернозем» (1958-1961; роман)
* «В камышах» (1963; повесть)
* «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк)
* статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966)
* «Постояльцы» (1971; пьеса)
* «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971; повесть)
Читайте в Публичке!
Троепольский, Г. Н
. Белый Бим Черное Ухо: рассказы и повести / Г. Н. Троепольский. - Ленинград: Лениздат, 1979. - 592 с., 1 л. портр. : ил.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Т 703; Инв. К-239461
В книгу вошли повести «Белый Бим Черное Ухо» и «В камышах», а также рассказы, вышедшие впервые под названием «Записки агронома», и другие произведения.
Из высказываний Г. Н. Троепольского
Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж.
Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города.
Можно говорить глупости, но не торжественным тоном.
Читать в библиотеке ЛитРес*
*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.
Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО
Советская литература
Гавриил Николаевич Троепольский
Биография
Троепольский Гавриил Николаевич (16 (29).11.1905), родился в с. Новоспасовка, ныне Грибановского р-на Воронежской обл. Русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953; сценарий фильма «Земля и люди», 1955) выступил одним из зачинателей нового подхода к изображению сельской жизни, отмеченного правдивостью, проблемностью. Опубликовал также сатирическую повесть «Кандидат наук» (1958), роман «Чернозём» (кн. 1−2, 1958 - 1961) о советской деревне 1920-х гг., публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» (1965), пьесу «Постояльцы» (1971) и др. Новые грани таланта Троепольского раскрылись в лирической повести «В камышах» (1963) и повести «Белый Бим чёрное ухо» (1971; Государственная премия СССР, 1975), поднимающей сложные нравственные проблемы. Произведения Троепольского переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Скобелев В., Гавриил Троепольский, М., 1969; Борисова И., В поисках друга, «Новый мир», 1971, № 8; Дед ков И., «В поле две воли…». Проза Г. Троепольского, «Наш современник», 1975, № 11; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.
Троепольский Гавриил Николаевич (16 (29).11.1905) – советский, русский писатель. Родился Гавриил Николаевич в селе Новоспасовка, сегодня Воронежская обл., Грибановский р-н. Работал в сельской школе учителем, потом агрономом.
Свои произведения Троепольский стал печатать с 1937 года, а с 1953 года систематически появлялся в разных изданиях.
В сатирических рассказах «Из записок агронома» (1953 г.), сценарии к фильму «Земля и люди»(1955 г.) Троепольский выступал как один из основателей нового подхода изображения сельской жизни, в котором отмечалась правдивость и проблемность.
Также он опубликовал в 1958 году сатирическую повесть «Кандидат наук» и роман «Чернозём» (кн. 1−2, 1958 - 1961), в котором рассказывается про советскую деревню 20-х гг. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем» издан в 1965 году, а пьеса «Постояльцы» в 1971 г.
Гавриил Николаевич смог раскрыть новые грани своего таланта в лирической повести «В камышах» (1963 г.) и повести «Белый Бим чёрное ухо» (1971 г.; Государственная премия СССР, 1975 г.), в которой поднимались сложнейшие нравственные проблемы. Произведения Треопольского на протяжении многих лет были переведены на множество иностранных языков, а также на языки народов стран СССР. Гавриил Николаевич был награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 1967 г. был членом правления СССР, а с 1975 года членом правления СП РСФСР.
В 1995 году 30 июня Гавриила Николаевича не стало. Его могила находится на Коминтерновском кладбище в Воронеже.