Казнить какой вид глагола. Категория вида глагола. Что будем делать с полученным материалом
Я искала хорошее и короткое определение термина «вид» и смотри, что я нашла:
Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. - Словарь лингвистических терминов
Вот никак не пойму, зачем люди так сложно пишут, если можно написать попроще. Такое чувство, как будто специально стараются написать так, чтобы никто ничего не понял.
Я попробую объяснить по-человечески что такое вид глагола и зачем он вообще нужен.
В русском языке есть два вида глаголов : совершенный вид и несовершенный вид . Для чего они нужны? Виды глаголов нам помогают уточнить действие , т.е. сказать, что то или иное действие уже успешно закончено или все еще продолжается ; что действие было однократное или регулярно повторяемое . Например:
Анна пишет книгу. - Действие (пишет) все еще продолжается . Писать - несовершенный вид.
Анна уже написала книгу . - Действие успешно закончено (написала) - книга написана. Написать - совершенный вид.
Павел прыгнул на одной ноге. Действие было однократным , он прыгнул только один раз . Прыгнуть - совершенный вид.
Павел уже целый час прыгает на одной ноге. Действие продолжалось регулярно в течение часа (и может быть будет еще продолжаться - Павел будет еще два часа прыгать ). Прыгать - несовершенный вид.
Итак, мы употребляем глаголы несовершенного
вида, когда мы говорим о длительном, постоянном или повторяющемся действии
:
Он долго спал
.
Длительное действие.
Она постоянно
опаздывает
.
Постоянное/повторяющееся действие.
Каждое утро я
иду
на работу.
Повторяющееся действие
Мы употребляем глаголы совершенного
вида, когда мы говорим о законченном действии
(это действие доведено до конца или какого-нибудь предела) или однократном действии
.
Я прочитала
книгу.
Действие закончено.
Он
убрался
дома.
Действие закончено.
Она
купила
хлеб.
Однократное законченное действие.
Он
толкнул
меня.
Однократное действие.
Внимание!!!
Я знаю, что «видеть
» (несовершенный вид) и «увидеть
» (совершенный вид) на английский язык переводятся одним
и тем же словом “to see
”. И поэтому у англоговорящих часто включается такое мышление: «Ага! Значит совсем не важно какое слово употреблять, оба означают то же самое.» Тогда они выбирают какое-нибудь одно слово и пробуют его изменить каким-нибудь образом, например, окончание поменять, чтобы вышло что-то похожее по смыслу на"have seen
". Это очень плохое мышление! Все совсем не так. Хотя слово «видеть
» и «увидеть
» переводятся так же, это два совершенно разных слова
. Запомни это!
Я понимаю, что тебя может смущать то, что эти слова очень похожи и ты может быть даже думаешь, что все глаголы совершенного вида похожи на глаголы несовершенного вида, часто это так: читать/прочитать; смотреть/посмотреть; летать/улететь.
Но есть и такие глаголы, которые совсем непохожи
: говорить/сказать; класть/положить; брать/взять
. Все эти пары переводятся на английский язык одним словом
(т.е.: брать - to take, взять - to take; класть - to put, положить - to put
и т.д.), но ты должна запомнить, что это разные слова
, ты не можешь так просто одно из них заменить другим, ты должна выбрать правильный вид глагола в зависимости от того, о коком действии ты говоришь. Например:
Он кладет
книгу в сумку
. - Действие еще не закончилось, книгу он все еще кладет.
Он положил
книгу в сумку
. - Действие удачно закончено, книга уже находится в сумке.
СОВЕТЫ // TIPS
Я дам тебе несколько советов, которые тебе помогут выбрать правильный вид глагола:
Во-первых , если ты не уверена какой вид глагола более подходящий: несовершенный или совершенный, то лучше употребляй несовершенный , он встречается намного чаще чем совершенный и поэтому у тебя меньше шансов ошибиться.
Во-вторых , запомни, что совершенный вид глагола употребляется только в прошедшем и будущем времени.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что д е л а т ь?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершённость действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершённость действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару:
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (ехать - уехать, мчаться - примчаться), суффиксы (толкать - толкнуть, наводнять - наводнить).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне:
Чередующиеся звуки (гласные и согласные) | Совершенный вид | Несовершенный ВИД |
о//а | опоздать | опаздывать |
1/и | стереть | стирать. |
о//ы | вздохнуть | вздыхать |
я//им | понять | понимать |
а//ин | начать | начинать |
д//ж | проводить | провожать |
дЦясд | победить | побеждать |
ж//г | изложить | излагать |
т//ч | ответить | отвечать |
зЦж | снизить | снижать |
ж//мл | утомить | утомлять |
етЦщ | простить | прощать |
тЦщ | защитить | защищать |
е//ш | упросить | упрашивать |
пЦпя | укрепить | укреплять |
Некоторые видовые пары представляют собою разные слова, имеют разные основы:
Отдельные видовые пары могут различаться ударением:
Совершенный внд | Несовершенный вид |
разрезать | разрезamp;ть |
засamp;пать | засыпamp;ть |
отрёзать | отрезать |
Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.
Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).
Совершенный вид
Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.
Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.
Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.
Несовершенный вид
Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.
Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).
Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).
Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами
У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:
- о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
- о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
- я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
- у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
- д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
- т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
- п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
- ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).
Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).
Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида
Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.
Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.
Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.
Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Вид – это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить – решать.
Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).
Вид – это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики – аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.
Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).
Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать – делал – делаю – буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать – сделал – сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.
Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать – написать, делать – сделать.
Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.
Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить – подклеивать, расспросить – расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать – давать, запеть – запевать, решить – решать, спасти – спасать).
Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать – толкнуть, колоть – кольнуть, сыпать – сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать – законспектировать, писать – написать, печь – испечь, делать – сделать, читать – прочитать, слабеть – ослабеть, лечить – вылечить, строить – построить и т. д.).
Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: читать – перечитать, отчитать, зачитать и т. д.
Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть – вЫрезать, насыпАть – насЫпать.
В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать – взять, искать – найти, говорить – сказать.
Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела
Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)
Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.
К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.
Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).
Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.