От чего зависит цвет камилавки. Облачение священника. Отрывок, характеризующий Камилавка
камилавка
ж. наглавник, род черной шапочки, в виде шляпной тулейки, носимой монахами под клобуком; подкапок.
Фиолетовая бархатная шапочка, знак отличbя для белого духовенства;
вообще, скуфейка, феска, еломок, ермолка, шапчонка. Камилавковый, -вочный, к камилавке относящ.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
камилавка
камилавки, ж. (греч. kamelaukion) (церк.). Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
камилавка
Высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор - почетная награда православных священников.
Монашеский головной убор.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
камилавка
Высокий цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор фиолетового или синего цвета у православных священников, даваемый как знак отличия.
Монашеский головной убор черного цвета.
разг. Маленькая мягкая круглая шапочка, облегающая голову, напоминающая ермолку, тюбетейку.
Википедия
Камилавка
Камила́вка - головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников.
Первоначально - это шапка, наподобие турецкой фески, из верблюжьей шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца.
Камилавка иначе называлась скиадий и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму. С XV века камилавка начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.
В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.
Камилавка, покрытая наметкой, стала являться частью монашеского облачения и называется клобуком.
В настоящее время чёрная камилавка - часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока - диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук .
Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов - белого цвета.
Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские.
Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.
У старообрядцев «камилавкой» именуется скуфья .
Головной убор Папы Римского - камауро . Католические священники носят биретту
Примеры употребления слова камилавка в литературе.
Выслушав ответ, Чет поднял голову, посмотрел с любопытством на фиолетовую камилавку абыза, снова улыбнулся: - А налог с тебя за одно лето по пять раз брали?
Голову его - вместо черного клобука, придающего монаху царственный вид,- украшала простая афонская камилавка .
Когда на престол взошла Елизавета, Юсупова стала вольной монахиней, но не только не надела старого платья -- светского, а сменила рясу и камилавку на куколь, добровольно став великосхимницей, чтобы хранить беззлобие и младенческую простоту.
Казак толкает попа в грудь кулаком, звенит цепь креста, поп падает на колени, поддерживает рукой камилавку , стонет: - Ра-а-туй-те!
В церкви после креста, вместо проповеди, седой протопоп в выцветшей ризе и фиолетовой камилавке сказал народу: - Людие!
После обеда оба священника в синих камилавках , в новых рясах, с протоиерейскими тростями, чинно направляются к дому Прохора Петровича.
Певчие, в кафтанах, - цветных, откидных, подбитых, - и великое духовенство, в серебряных и злаченых ризах: причетники, дьяконы, протопопы в лиловых камилавках , юноши в стихарях, с рипидами: на золоченых древках лики крылатых херувимов, дикирии и трикирии, кадила.
Коль поп и в камилавке валяется на лавке, так нам уж и в канавке -- извини-тель-но Наш дьякон из собора, накушавшись ликера, стоит возле забора -- наклони-тель-но!
Тогда он не обратил на этот факт надлежащего внимания, и даже счел его игрою воображения, но теперь ясно, что градоначальник, в видах собственного облегчения, по временам снимал с себя голову и вместо нее надевал ермолку, точно так как соборный протоиерей, находясь в домашнем кругу, снимает с себя камилавку и надевает колпак.
Седой протопоп в фиолетовой камилавке вышел из боковых дверей алтаря, встал противу царских врат, не оборачиваясь к голове, перекрестился медленно и каким-то козлиным, тонким голосом ответил: - Перед господом богом даю ответ, что того, куда подевали государеву грамоту, не ведаю!
Полковой поп по должности, а по чину епископ Трифон в камилавке сидит над раскрытой книгой - Библией, видать.
Во время подготовки к конфирмации он узнал, что старший из кардиналов в красной камилавке всегда удостоверяет смерть Папы, постукивая его по лбу серебряным молоточком.
Потом старший, в лиловой камилавке , читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, - необыкновенную, веселую молитву, - и начинает окроплять яблоки.
Вида не очень постного: на черной камилавке белый вышитый крест, а наперсный крест золотой, на георгиевской ленте: воевал, значит!
Подхватив с головы попа падающую камилавку , сует ее на лоток ближнего торговца, быстро валит за волосы попа лицом в снег и начинает пинать под бока, часто покряхтывая при пинках.
Камилавка - головной убор священнослужителей. По мнению одних (Свиды, автора „Новой Скрижали“ и др.), он получил подобное название от своего назначения защищать голову от жара (камилавка от καύμα - жар и ελαύνω - гоню), по словам других - от материала, из которого делался - собираемой с шеи верблюда шерсти, так называемого калелота (камилавка от χαμηλός - верблюд и αυχήν - шея). Последнего словопроизводства держатся Дюканж, Лев Алляций, Гоар (Du Gange, Glossarium mediae et infimae latinitatis, Paris 1731, col. 697-99), из русских ученых K. И. Невоструев (О скуфье и камилавке в „Душеполезном чтении" за 1867 г., декабрь, стр. 276), Н. Бр-ч (Заметка о значении названий „скуфья“ и „камилавка“ (в „Христ. Чтении“ за 1892 г., май-июнь, стр. 481- 484), проф. А. А. Дмитриевский (Ставленник, Киев 1904 г., стр. 123, прим. 4) и др. Первоначально, как видно из свидетельства Кодина Куропалота (De officiis Palatii Constantinopolitani, Bonnae 1839, p. 220), и Симеона солунского (Писания Отцев и учит. II, стр. 242), камилавка носилась императором и сановниками и именовалась „скиадий". О тожестве этих двух названий говорят свидетельства хронографа Феофана, заменяющего слово σκιάδιον словом καμηλαύκιον , и императора Константина Порфирородного, прямо называющего императорские венцы камилавками (De administrando imperio, cap. 13, p. 28). Прямое же указание на тожество скиадия с камилавкою имеется на византийских монетах: стадион изображенных на них императора Юстиниана и других имеет вид носимой греческим духовенством камилавки (Du Cange, Familia Bysantina, p. 88, 104). Составляя первоначально головной убор императора и сановников, камилавка-скиадион с XV в. начинает употребляться не только священнослужителями, но и диаконами. Так, Симеон солунский в своем сочинении „О священнослужениях и таинствах церковных“ замечает, что „священники и диаконы сверху одеваются одеждами, подобными иматиям, а на главе имеют скиадии; они - „царский дар“, данный „из почтения к священству“ (Писания Отцев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения II стр. 242). От того же XV в. сохранилось и другое свидетельство о ношении камилавки-скиадия духовными лицами. Именно, великий екклисиарх константинопольской церкви Сиропул, повествуя о путешествии своего патриарха на Флорентийский собор и о его пребывании в Венеции, рассказывает, что он вошел в храм, осматривал алтарь и находящееся в нем и повелел нам снять с голов наших скиадии, и мы сняли. (Syropali Historia Consilii Florentini, sect. 4, cap. 18). О ношении греческим духовенством камилавки-скиадия говорит, наконец, и писатель XVII в. Христофор Ангел (Enchiridion de institutis et ritibus Graecoruin et Ecclesiae Graecae, cap. 21). В настоящее время камилавка составляет в греческой церкви неотъемлемую принадлежность священного сана и даётся священнослужителям при хиротонии.
Что касается русской церкви, то в качестве богослужебной одежды священнослужителей камилавка стала употребляться в ней со второй половины XVII ст., заменив собою скуфью. Подобное нововведение вызвало протест со стороны защитников старины. Один из них - известный расколоучитель Никита Пустосвят в своей челобитной Алексею Михайловичу между прочим пишет, что от Никоновых распоряжений и нововведений произошло в духовенстве несогласие в рассуждении одежды. „Такожде и черныя власти, - говорит он, - и весь священнический чин одеждами разделилисяж: овии священники и диаконы ходят по отцы-преданному Словенскому извычаю в однорядках и скуфиях, иние ж, развратившася от Никоницкаго нововводнаго учения, ходят поиноземски в Ляцких рясах и в Римских калпашных камилавках“ (сочинения Никиты Пустосвята в Синодальной Библиотеки из Патриаршего архива, свиток № 22). Подобные нападки приверженцев старины были причиною того, что камилавка, как головное украшение пресвитеров и диаконов, не пользовалась популярностью в среде русского духовенства. К концу XVIII в. даже совершенно выходит из практики нашей церкви обычай возлагать ее на голову священнослужителей при совершении богослужения (А. А. Дмитриевский, Ставленник, стр. 126-127). По указу императора Павла Петровича от 18 декабря 1798 г. этот обычай был восстановлен с тою однако особенностью, что камилавка была отнесена к числу наград „в пользу духовенства“ и при том одних священников. Святейший Синод, по рассмотрении данного указа, от 30 декабря 1798 г. постановил „употреблять камилавки как в служении, так и кроме онаго, по примеру игуменов“ (Полный Свод Законов, 25 т., № 18.801, стр. 504). Тог же самый указ требует возлагать камилавку на голову награждаемого „при священнослужении“, но в настоящее время это практикуется по отношению к священникам городским и ближайшим по месту жительства к епархиальному городу. Другие же согласно указу от 1871 г. о рассылке наград, - „знаков отличий“ по почте возлагают ее на себя сами [ср. и у W. Smith, А Dictionary of Christian Antiquities I, 262].
О камилавке монашествующих см. под словом „Клобук “.
* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, священник
Успенской Спасо-Сенновской церкви.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 8, стлб. 205. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1907 г. Орфография современная.
фески , из верблюжьей (греч. κάμηλος ) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά "тень") и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами . Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана .
В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века , заменив собой скуфью . Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград .
В настоящее время чёрная камилавка - часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока -диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук .
Камилавку носят как во время богослужения , так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов (как и весь клобук) - белого цвета.
Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские (сербские, болгарские) камилавки, отличаются от русских меньшей высотой и диаметром (нижний край камилавки располагается выше ушей).
Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.
Напишите отзыв о статье "Камилавка"
Примечания
Литература
- Барсов Н. И. Камилавка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Ссылки
- - статьи в БЭС и толковых словарях Даля и Ожегова
Отрывок, характеризующий Камилавка
Её мысли звучали в моём мозгу очень непривычно, как будто кто-то не совсем правильно переводил чужую речь. Но, тем не менее, я её прекрасно понимала.– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.
Удивлённо оглядываясь по сторонам, я вдруг заметила причудливое явление – у растений появилась вторая тень... И она почему-то очень резко контрастировала с освещённой частью – как будто светотень была нарисована яркими, кричащими цветами, резко противоположными друг другу. В теневой части воздух мерцал яркими миниатюрными звёздочками, вспыхивающими от малейшего движения. Это было сумасшедше красиво... и необыкновенно интересно. Пробудившийся волшебный мир звучал тысячами незнакомых голосов, будто радостно оповещая о своём счастливом пробуждении всю вселенную. Я очень сильно, почти наяву, почувствовала, насколько невероятно чистым был здесь воздух! Он благоухал, наполненный удивительно приятными, незнакомыми запахами, которые чем-то неуловимо напоминали запахи роз, если бы их было здесь тысяча разных сортов одновременно. Повсюду, сколько охватывал глаз, алели те же самые ярко-красные, огромные «маки»... И тут только я вспомнила, что Вэя принесла мне такой же цветок! Я протянула к ней руку – цветок плавно перетёк с её хрупкой ладошки на мою ладонь, и вдруг, в моей груди что-то сильно «щёлкнуло»... Я с удивлением увидела, как миллионами невиданных фантастических оттенков на моей груди раскрылся и засверкал изумительный кристалл... Он всё время пульсировал и менялся, как бы показывая, каким ещё он может быть. Я застыла в шоке, полностью загипнотизированная открывшимся зрелищем, и не могла отвести глаз от всё время по-новому открывающейся красоты...
Первоначально - это шапка из верблюжьей (греч. κάμηλος) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).
Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху).
С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.
В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII в., заменив собой скуфью.
Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства.
В 1798 г. камилавка была отнесена к числу церковных наград.
В настоящее время чёрная камилавка - часть богослужебного облачения иеродиакона (а ещё недавно и игумена); монахам же полагается носить клобук.
Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового (реже: любого другого, но не чёрного) цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты.
Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе.
Символическое значение
Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.
вот что нашла в инете
Первой наградой для священника (иерея, пресвитера, иеромонаха) является набедренник, продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.
Второй наградой белого священника является скуфья фиолетового цвета. Вообще, скуфья – головной убор, обычно, темного цвета, который имеют право носить все священно- и церковно-служители вне богослужения. Фиолетовая скуфья – награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.
Следующей наградой для белого священника является камилавка также фиолетового цвета. Первоначально это была простая шапка из верблюжьей шерсти, которая постепенно приняла форму расширяющегося кверху цилиндра. Черную камилавку имеют…
Камилавки различных цветов
Камилавка - головной убор фиолетового (реже черного) цвета, распространенный исторически на Востоке, а сегодня - в православных церквях (греческой, русской). Черное духовенство (монахи) в РПЦ МП носит камилавку вместе с другим облачением в соответствии с обычаем, белое (священники) может получить его только в качестве награды (обычно от правящего архиерея).
Изначально камилавка носилась народами Ближнего Востока для защиты от солнца. Затем получила распространение в Византийской империи: ее носили византийский император, иные высшие сановники государства. Потом начинается использование камилавки священниками. С конца XVII века начинает использоваться священнослужителями в России. В 1798 году этот головной убор причислен к списку наград для…
Читаем новое положение о наградах:
Камилавка. …
Правила ношения: … Камилавка должна быть фиолетового цвета. После награждения камилавкой, награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).
Прошлая редакция:
«Камилавка фиолетового цвета…»
И в прошлой и в новой редакции цвет указан, разве что в новой редакции уточнили, что «должна быть фиолетового цвета», видимо для особо непонятливых, но всеже, зайдя практически на любой епархиальный сайт в фотогалерее мы разве только зеленых камилавок не увидим. Почему?
А, да, интересно, а Софрино сняли с производства все камилавки кроме черных и…
Первоначально - это шапка из верблюжей (греч….
Облачения бывают разных цветов. Вошло в обычай в дни праздников употреблять светлые цвета, в дни постные темные цвета. Ныне принято в воскресные дни надевать облачения золотого цвета, в дни памяти св. Апостолов и мучеников красного цвета, в дни праздников в честь Пресвятой Богородицы голубого цвета, в дни памяти пророков зеленого цвета, Великим постом в седмичные дни и на Страстной Седмице, кроме Великого Четвертка и Великой Субботы черного цвета. От Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Богоявления и на Преображение Господне белого цвета. В Великую Субботу сразу после чтения Апостола при пении «Воскресни Боже» указано в Уставе переменить черные облачения на светлые. На Пасхальной Утрени принято менять облачение при каждом новом выходе для каждения всего храма, чем символизируется особое торжество Церкви. Таинство крещения указано совершать в белых ризах, отпевание, кроме периода Пятидесятницы, в темных ризах.
В то время, как монашествующие носят особые головные уборы,…
Для получения дополнительной информации об изделии, и увеличения изображения на фото, нажимайте (щелкайте левой клавишей мышки) на ВСЕ фото.
Вид ткани: бархат.
Камилавка (греч. — верблюд) — головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. Черная камилавка — принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.
Христианство. Церковные награды
Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из…
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)