Презентация на тему "образ евгения онегина "
«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис)
Урок-размышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин»)
Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе.
1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки)
Проблемный вопрос
Предполагаемый ответ (главное!)
НЯНЯ – «смиренная печаль» (гл.3)
Зачем обращается к ней Татьяна?
Помогло ли это обращение?
Почему не помогло?
Зачем нужен в романе этот образ?
Чтобы получить рецепт, как поступить с Евгением.
Няня не знала любви!
Это в какой-то степени судьба Татьяны – «смиренная печаль».
ОЛЬГА – гл. 2, 5, 6
(пусть основное определение подберут сами ученики)
Чьими глазами мы видим эту героиню?
Почему именно его глазами?
Что она собой представляет?
Изменила ли Ольга Ленскому?
Что роднит ее с Татьяной?
Зачем нужен этот образ в романе?
Ленского
Он молод, неопытен, влюблен, и его точка зрения на Ольгу очень отличается от точки зрения автора.
Обычная деревенская барышня. Красивая, веселая, но такую можно найти в любом романе.
Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же ее за это! Удивляется, что Владимир уехал. Не умеет глубоко чувствовать, поэтому жертва Ленского ей не нужна.
Обычная судьба – замужество.
Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит Онегина – под влиянием книг.
В первую очередь, чтобы оттенить сложность характера Татьяны.
ТАТЬЯНА
(определения подбирают сами учащиеся)
Охарактеризуйте Татьяну во 2-5 главах.
Как меняется на протяжении романа?
Какова Татьяна в 7 главе?
Разлюбила?
- «Он москвич в гарольдовом плаще» - Татьяна права?
Почему Татьяна выходит замуж? Неволили?
Поняла ли Татьяна Онегина в конце?
Почему же она «милый идеал»? Какая черта, линия воспитания всё же главная?
Какой пейзаж чаще всего сопутствует Татьяне? Почему?
Внутренние противоречия6 подлинные чувства и чувствительность (от романов – «заменяли всё). Мечтательность, одиночество. Воображает себя героиней книг.
Не только внешне. Изменяется социальный статус, облик: величественная, холодная светская дама, княгиня в конце романа. Молчалива. Но в душе – та же («прежняя Таня!»)
Переворот. Поняла, что обманулась. Он не тот, за кого принимала («Уж не пародия ли он?»)
Нет. Но освободилась от книжных иллюзий. Поняла настоящего Онегина.
Нет. Книга – не жизнь. Нельзя отождествлять книжного героя и реального человека.
Никто ее не неволил. Это ее выбор . Долг, которому она сама подчиняется. Так воспитана.
Видит только корысть, интригу. Попала под влияние света. Не может поверить ему: он ее уже один раз отверг.
- «Русская душою». Фамилия Ларина – от русского «Лар» - домашние божества. Уют, домашность, семейная преемственность. («Привычка свыше нам дана, замена счастию она»).
Зима. Холод: любила, не понимая, почему
Снег,холод – это готовность терпеть, страдать, нести свой крест и не роптать. Привычка жить в суровом климате
Примечание. Чтобы вовлечь в работу остальных учащихся, можно в промежутках между выступлениями учащихся третьей группы предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например:
Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло на мировоззрение и жизнь Татьяны?» (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Муж-генерал.)
Составить сравнительную таблицу «Влияние чтения книг на Татьяну и Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века- благородные герои, любовь, долг, честь (эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои –романтики, одинокие, холодные, разочарованные, эгоистичные, творящие зло, преступления (Байрон, Шатобриан)).
2. Размышляя над прочитанным и услышанным…
- Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было так возможно, близко», но не пришло? Правы ли критики (см. название урока)? (Татьяна нравится в конце романа Онегину. Увидел все ее человеческие достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум», не способен глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это – «наука страсти нежной»: это в начале романа, потом – разум побежден («чуть с ума не своротил/ или не сделался поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще – он сильно опоздал!
Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос «Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его. После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь – это проверка человека на истинные ценности, это испытание, это ТРУД, а Онегину «труд упорный был тошен»!).
С кем из героев романа сближена Татьяна? Почему? (С автором. Он тоже меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню)
Почему Белинский сказал, что Татьяна – «гениальная натура»? Что же в ней гениального? (Исключительная способность к духовному развитию и самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа),
Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский: «…колоссальное исключение в пошлом мире,…способна порвать с предрассудками». Ф. Достоевский: «…олицетворение русского соборно-православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского смирения, который Россия может предъявить всему миру».
Кого вспоминает Татьяна в конце романа в своей отповеди Онегину? Почему? (Могилу няни. Это самое дорогое. Это спасение души от отчаяния. Это незыблемо, свято. Это опора в жизни!)
А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?)
Слова И.Гончарова: «В литературе, как и в жизни, можно встретить два противоположных женских типа. Один из них – характер положительный, это пушкинская Ольга, другой – характер идеальный – это его же Татьяна».
Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как противоположные? (Можно предложить эту работу в виде сочинения-миниатюры как задание на дом. Один из ответов, которые мне предложили мои ребята, особенно понравившийся мне: положительность – это такой, как многие, пассивность, остановка в росте, а идеальный – это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что способны далеко не все)
Примечание: если в 9 классе не предлагалась учащимся работа М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом по поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.
учитель высшей категории,
Заслуженный учитель РФ
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа. В годы создания романа Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей, испытать горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
Образ Онегина Пушкину нравится "резкий, охлажденный" ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время представляется сам Пушкин. Автор и его герой это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство. Пушкин пишет: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть".
Слайд 5
Описание слайда:
Отличие автора от Онегина Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. 0б Онегине он пишет, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее "высокой страстью". Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: "Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок." По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр волшебный край о котором он мечтает в ссылке. Онегин же "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам", а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом "отворотился и зевнул". Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Слайд 6
Описание слайда:
Жизнь автора и Онегина Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы его высылаю из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину все равно, потому что он ясно видит, что "и в деревне скука та же". Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди "дикого барства" в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это "ветошь маскарада". Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: "Я так люблю Татьяну милую мою". Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.
Слайд 7
Описание слайда:
Письмо Татьяны Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: "Там, под сению кулис, младые дни мои неслись".
Слайд 8
Описание слайда:
Образ Ленского Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат". Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все е.го уважение к своему герою.
Слайд 9
Описание слайда:
Образ Татьяны Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.
Слайд 10
Описание слайда:
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.
Слайд 11
Описание слайда:
Любовь Татьяны Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой.
Слайд 12
Описание слайда:
Душевный облик В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
Цели и задачи урока Проблемная характеристика образов Онегина и Татьяны. Помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа. Раскрыть образ «милого идеала» Автора.
Онегин – главный герой пушкинского романа Какой характер стремился воссоздать Пушкин в образе Онегина? Стремился воссоздать характер и облик своего современника – представителя образованной части дворянского сословия. Происхождение героя Молодой аристократ, родившийся и выросший в Петербурге, светский франт. Сторонник либеральных взглядов Нигде не служил – признак вольнодумства. Увлекался теорией Адама Смита. Читал Байрона и др. современных авторов. Заменил барщину оброком. Лицо пушкинского круга (обедает со знакомым Пушкина Кавериным, сравнивается с Чаадаевым, становится «добрым приятелем» автора.
Противоречия в мировоззрении и жизненных принципах Онегина Образованный, начитанный Образование оторвано от национальных истоков, духовных традиций. Отсюда – скептицизм, пессимизм, утрата смысла жизни. Натура тонкая, незаурядная. «неподражательная странность», «резкий, охлажденный ум», умение разбираться в людях. Иссушил душу в светских увлечениях. Оказался не способен откликнуться на глубокое и искренне чувство Татьяны. «Добрый малый».Честный, порядочный, благородный. Крайний эгоизм, эгоцентризм (история с Ленским) Равнодушен к светскому обществу, тяготится пребыванием в светской толпе. Но оказывается рабом общественного мнения, что не позволяет ему избежать дуэли убийства друга.
Художественные средства создания образа Онегина Интерьер Характеризует как светского франта Описание кабинета в Петербурге Деревенский кабинет Характеризует интеллектуальную и духовную жизнь Детали: Янтарь Фарфор Духи Статуэтка Наполеона В Онегине соединяются типические черты светского человека и незаурядность натуры. Онегин – это герой, не сумевший найти смысл жизни и счастье, обреченный на бесцельное существование. Он открывает галерею «лишних людей» в русской литературе.
Онегин – первый «лишний человек» в русской литературе. Новый тип проблемного героя («героя времени», «лишнего человека») Личность сформировалась в петербургской светской среде. Среда обусловила характер героя. Характерные черты такого типа личности: Скука Хандра Разочарованность как следствие пустоты окружающей жизни, отсутствия в ней подлинных нравственных ценностей Скептическое сознание Резко отличные от общепринятых суждения и поведение Затворничество в деревне – протест против норм светского общества, подавляющих личность Испытание дружбой и любовью. Герой не способен жить сердцем, не способен любить. Испытание дружбой заканчивается катастрофически
Татьяна Ларина – «милый идеал» Автора Татьяна Ларина – первый в русской литературе реалистический женский образ.Татьяна Ларина – первый в русской литературе реалистический женский образ. «Милый идеал» поэта, «романное» воплощение мечты поэта о женщине определенного типа. «Подвиг поэта» в том, что «он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину» В.Г. Белинский
Татьяна соединяет в себе типические черты, свойственные женщинам- дворянкам пушкинской поры черты незаурядной личности
Место Татьяны в системе персонажей Татьяна Сестра Ольга Мать Прасковья Ларина Онегин
ТАТЬЯНА Живой ум Глубина чувств Поэтичность натуры Воспитывалась французскими гувернантками Жизнь в деревне приобщила к русской народной культуре Национальная самобытность Нравственные ценности: Живая вера в Бога Милосердие Искренность Целомудрие Отсутствие сомнений в святости брака Любовь к русской природе Связь с народом Знание народных обычаев Равнодушие к светской жизни
Татьяна – Онегин Ум, глубина и тонкость мировосприятия Онегин холоден к окружающему его миру, не чувствует его красоты Татьяна любит природу, умеет чувствовать красоту окружающего мира. Онегину чужды христианские духовные ценности. Ему непонятны взгляды Татьяны на брак, семью, супружескую верность Татьяне свойственны народные корни ее личности, самоотверженность, глубокая вера в Бога.
Итог урока Онегин представитель передовой интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел. Он живет умом, а не сердцем и все подвергает сомнению. Одним из путей преодоления душевного кризиса становится преступление Онегина убийство Ленского, последовавшее за этим осознание своей неправоты и раскаяние.
Итог урока Татьяна воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не теряет русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, с ее ничтожными духовными запросами, героиня страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Но она не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает от собственной позиции нравственного отрицания.
Домашнее задание 1. Письменно проанализировать один из эпизодов, которые обсуждались на уроке. 2. Составить план сообщения и подготовить монологический ответ на тему «Эволюция образа Татьяны в романе» или «Исторические и общечеловеческие черты в образе Татьяны» (по выбору). Подобрать для своих ответов необходимые цитаты.
Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа. В годы создания романа Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей, испытать горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Образ автора помогают раскрыть многочисленные лирические отступления: их в романе пушкинисты насчитывают около тридцати, а если брать вставочные конструкции, заметки автора в скобках, то их гораздо больше. Лирические отступления производят на читателя эффект «болтовни» . Многие считают, что главный герой романа это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал об Евгении, что это «добрый мой приятель». Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас. . .
Образ Онегина Пушкину нравится «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время представляется сам Пушкин. Автор и его герой это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть».
Отличие автора от Онегина Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. 0б Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью». Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок. » По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр волшебный край о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом «отворотился и зевнул». Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.
Жизнь автора и Онегина Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы его высылаю из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину все равно, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же». Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это «ветошь маскарада». Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.
Письмо Татьяны Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: «Там, под сению кулис, младые дни мои неслись».
Образ Ленского Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все е. го уважение к своему герою.
Образ Татьяны Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века «хандру». Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины», характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.
Любовь Татьяны Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой.
Душевный облик В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины.
Заключение Образ автора, столь ярко отражённый в романе «Евгений Онегин» , меняется, как меняются его герои, их мысли, их мироощущение. Вместе со своими героями автор вновь переживает любовь и разлуку, радость и печаль, горячие чувства и отчуждённость, вдохновение и хандру. Спектр чувств его героев столь же разнообразен, сколь он широк в душе А. С. Пушкина. Автор в романе ставит многие проблемы и, ещё не зная их разрешения, размышляет над ними со своими героями и читателем. Образ автора настолько неотъемлем от повествования, от мыслей героев, что А. С. Пушкина можно назвать «одним из главных героев романа» . Его образ незрим, и в то же время перед читателем раскрыт весь духовный мир автора; наряду с Онегиным и Татьяной поэт «переживает» свою жизнь ещё раз, и вновь его впечатления ярки и новы, как в первый раз. Но в то же время образ автора отличен от образов героев романа: А. С. Пушкин расстаётся и с Татьяной, и с Онегиным, с читателем же он останется навсегда.
Источники http: //lady-happy 666. narod. ru/refer 1. html http: //archives. narod. ru/Onegin. htm http: //www. bestreferat. ru/referat-167 00. html
Слайд 2
Жизнь Онегина.
Евгений Онегин – центральное действующее лицо одноименного романа А.С. Пушкина. Вокруг этого образа строится сюжет произведения, о судьбе Онегина автор рассказывает на протяжении восьми глав. Евгений – современник Пушкина, его «добрый приятель», и многие критики отождествляют автора и его героя. Но сам поэт постоянно проводит границу: Всегда рад заметить разность Между Онегиным и мной С первых страниц романа читатели узнают о том, как воспитывался пушкинский герой, чем интересовался, какие привычки имел. Воспитание Евгения, по моде того времени, было доверено гувернерам-французам. Эти люди в отечестве своем служили парикмахерами, булочниками, портными, поэтому вряд ли могли дать русским «недорослям» достойное образование. Поэтому, рассказывая о воспитании Онегина, Пушкин иронизирует: …француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил всему его шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. Мы видим, что герой получил очень поверхностное образование, он мог лишь «коснуться до всего слегка», но для высшего света того времени этого было вполне достаточно. Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось.
Слайд 3
Слайд 4
В первой главе Пушкин подробно описывает один день из жизни героя. Онегин ведет типичный для светской молодежи образ жизни: посещает театр, рестораны, балы. ”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, не подражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:Но счастлив ли он? Мы видим, что нет: в театре ему скучно, балет Онегина не интересует, потому он зевает. Друзья и женщины, окружающие его в Петербурге, надоели: До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера… Пытаясь реализовать себя в жизни, Онегин пробует писать, но «ничего не вышло из пера его», чтение тоже не приносит удовольствия герою: «читал, читал, а все без толку». И тогда, чтобы отвлечься от однообразия светской жизни, Евгений отправляется в деревню: Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле…
Слайд 5
Слайд 6
Дружба
В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы... Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и без духовности сблизили героев. Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии Канта, поэт, романтик. Образ Ленского необходим Пушкину для того, чтобы показать, насколько далеки эти герои друг от друга: Меж ними все рождало споры, И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло… Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Владимир оторван от реальной действительности, он совсем не знает жизни, витает в облаках. Онегин, хотя холоден и расчетлив, живет разумом, а не сердцем. И Евгений, и сам Пушкин иронизируют и смеются над чудаком Ленским. Однако Владимир будто бы восполняет в душе Евгения то, чего ему не хватает. И поэтому герои дружат.
Слайд 7
Пушкин вводит в роман и женские образы. Особое место в развитии сюжета занимает любовь Онегина и Татьяны. Ольгу, ее сестру, Евгений считает пустой кокеткой, ветреницей, и выбирает Татьяну. Эта героиня выросла в деревне наедине с природой, и поэтому умеет тонко чувствовать, сопереживать. Однако Онегин отвергает любовь милой деревенской дворяночки лишь потому, что считает себя не созданным для семейной жизни, боится потерять свободу. И в то же время он не хочет быть обузой для Татьяны, сделать ее несчастной: Супружество нам будет мукой. Такой поступок можно считать благородным. Онегин не может изменить себя, свои привычки, а Татьяна для него – слишком чистый и невинный человек, поэтому ему страшно связать себя с ней «узами Гименея». Онегин не может противостоять обычаям общества, в котором он вырос
Слайд 8
Слайд 9
Убийство друга.
В то время мужчины защищали свою честь на дуэлях. По трагической случайности он убивает своего друга, Владимира Ленского. Но я считаю, что в душе Онегин сожалеет об этом поступке. Он подавлен, отвергнут светом. Чтобы избавиться от страданий, герой уезжает в Петербург.Вывод:
Трагедия Онегина в том, что его жизнь, его судьба «испорчена светом». Он пытается найти применение своим силам, быть полезным обществу. Но именно духовная пустота окружающего мира делает героя эгоистичным, безвольным. Он сам от этого страдает и мучается, но не может измениться, стать другим. Онегин способен чувствовать, страдать, но от окружающих его внутренний мир будто бы отгорожен толстой стеной, и поэтому его воспринимают как холодного, расчетливого эгоиста. Образ Онегина открывает галерею портретов «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появятся лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов… Судьба этих героев также «испорчена светом», воспитанием, и они страдают от того, что не могут найти себе применение, быть полезными обществу. Но это не только их личная трагедия, это и трагедия общества, в котором они существуют.
Посмотреть все слайды