Вводить цитаты. Как правильно оформить цитату в тексте? Отрывок из книги «Как писать убедительно. Слияние чужих и ваших слов
Цитата , или выдержка, - текст из какого-либо произведения, дословно воспроизводимый автором в издании, чтобы обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора и т.д.
Каковы же правила оформления цитат, в зависимости от расположения ее в фразе и синтаксических отношений между нею, предшествующим и последующим текстом?
1.
Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой
:
- ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее последует цитата; например:
И.С. Никитин писал: "...не читать - для меня значит не жить..." - ставят точку, если, несмотря на предупреждающий характер предшествующего цитате текста, внутри цитаты или за нею наличествуют слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы; например:
Ярко сказал об этом И.С. Никитин. "...Не читать - для меня значит не жить..." - пишет поэт Н.И. Второву. - не ставят никаких знаков, если цитата выступает по отношению к предшествующему ей тексту как дополнение или как часть придаточного предложения, начатого в тексте цитирующего; например:
С.И. Вавилов требовал "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".
С.И. Вавилов считал, что надо "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".
2.
После закрывающих цитату кавычек в фразе, заканчивающейся цитатой
:
- ставят точку, если перед этими кавычками нет многоточия, восклицательного или вопросительного знака; например:
А.Н. Соколов пишет: "Непонимание есть отсутствие объединения". - ставят точку, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, но цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как член того предложения, в которое включена (обычно такие цитаты - часть придаточного предложения); например:
Гоголь писал о Манилове, что "на взгляд он был человек видный...". - не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а цитата, заключенная в кавычки, является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от слов цитирующего, предшествующего им); например:
Печорин писал: "Я не помню утра более голубого и свежего!"
Печорин признавался: "Я иногда себя презираю..."
Печорин спрашивает: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?"
3.
В фразе с цитатой посередине
:
- перед цитатой двоеточие ставят или не ставят по тем же правилам, что и перед цитатой, которой заканчивается фраза цитирующего (см. п 1а);
- после закрывающих цитату кавычек ставят запятую, если цитата входит в состав деепричастного оборота, который ею кончается, или придаточного предложения, также ею завершающегося; например:
Так, девятиклассники, прочитав фразу: "Особенно зорко охраняли англичане морской путь в Индию", спрашивали себя...
или завершает первую часть сложного предложения:
Несколько редакторов читали следующий текст: "Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопросы", и никто из них не заметил грубой логической погрешности;
или цитата завершает главное предложение, а далее следует придаточное предложение:
И тогда приходится читать: "Зритель встретился с Е. Вициным...", хотя Вицина зовут Георгий. - после закрывающих цитату кавычек ставят тире, если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не полагается (в частности, в тексте перед цитатой стоит подлежащее, а в тексте после нее сказуемое или перед цитатой находится один однородный член, а после нее присоединяемый союзом "и" другой):
Автор после фразы: "Управление производством строится на научной основе" - так цитирует...
или цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком:
Когда литсотрудник подписывал ответ на вопрос читателя: "Сохраняются ли витамины в фруктовых соках?" - он, видимо, не был озабочен...
или тире необходимо ставить по правилам пунктуации между частью фразы перед цитатой и частью фразы после нее:
Сказать: "чувственное представление и есть существующая вне нас действительность" - значит вернуться к юмизму... - после стихотворной цитаты ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой, в конце последней стихотворной строки; например:
В природе разлита "жизнь, как океан безбрежный", и даже то, что она к человеку
блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам (1,96),
не бросает тени на призыв...
4.
В фразе со словами цитирующего внутри цитаты
:
- если на месте разрыва цитаты стоит запятая, точка с запятой, двоеточие, тире или отсутствуют знаки препинания, то слова цитирующего отделяют от текста цитаты с обеих сторон запятой и тире; например:
в источнике:
Я стал неспособен к благородным порывам...
в издании с цитатой:
"Я, - признается Печорин, - стал неспособен к благородным порывам..." - если на месте разрыва цитаты стоит точка, то перед словами цитирующего ставят запятую и тире, а после этих слов - точку и тире, начиная вторую часть цитаты с прописной буквы; например:
в источнике:
...Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет снова. Я готов на все жертвы...
в издании с цитатой:
"...Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет снова, - заключает Печорин. - Я готов на все жертвы..." - если на месте разрыва цитаты стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами цитирующего ставят этот знак и тире, а после слов цитирующего - точку и тире или запятую и тире, начиная вторую часть с прописной или строчной буквы в зависимости от того, с какой буквы она начиналась в цитате после восклицательного или вопросительного знака; например:
в источнике:
Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других?..
Я стал неспособен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе.
...Прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова.
в издании с цитатой:
"Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других?.. - признается Печорин. - Я стал неспособен к благородным порывам..."
"...Прости любовь! - пишет Печорин в своем журнале, - мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова". - если на месте разрыва цитаты стоит многоточие, то перед словами цитирующего ставят многоточие и тире, а после слов цитирующего запятую и тире; например:
"Я иногда себя презираю... - признается Печорин, - не от того ли я презираю и других?.." - если в словах цитирующего два глагола, один из которых относится к первой части цитаты, а другой - ко второй, то после первой части цитаты ставят знак препинания, стоявший на месте разрыва цитаты, и тире, а после слов цитирующего двоеточие и тире; например:
"Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других? - спрашивает Печорин и признается: - Я стал неспособен к благородным порывам..."
5.
В фразе, начинающейся цитатой
:
- если цитата в источнике заканчивалась точкой, то после цитаты перед словами цитирующего ставят запятую и тире; например:
в источнике:
...Я боюсь показаться смешным самому себе.
в издании с цитатой:
"Я боюсь показаться смешным самому себе", - писал Печорин. - если цитата в источнике заканчивалась многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то после цитаты перед словами цитирующего ставят ставят тире; например:
в источнике:
Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других?..
в издании с цитатой:
"Я иногда себя презираю..." - признается Печорин.
Цитируй правильно!!!
Автор: Аркадий Мильчин
Описание презентации Цитаты и способы цитирования Цитаты Цитаты по слайдам
В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется. Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность. Благодаря цитированию, автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.
Основные требования к цитированию 1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу. 2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты. 3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. 4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. 5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав — ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник
Как сделать цитату частью текста О том, что полезно знать при цитировании, можно отразить в схеме: 1. 2. 3. текст, после включения цитатытекст, предшествующий цитате цитата
Итак, отобрав цитату, которая соотносится с темой сочинения (или устного выступления), необходимо подумать, как сделать её частью текста. Для этого надо, чтобы текст, который предшествует цитате (1), как бы готовил её появление. После включения цитаты (2) в текст (используется один из способов цитирования), опираясь на цитату, мы строим высказывание (3) так, чтобы последующая часть содержала комментарий, отклик на те мысли, которые сформулированы в цитате. При этом может быть использовано частичное цитирование.
1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего её, то применяются соответствующие правила пунктуации. Способы цитирования Сократ вывел формулу «ума» и «глупости» , до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого» .
2. Если цитата – стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф, то она не заключается в кавычки. Когда я брожу по Москве, когда любуюсь панорамой Московского Кремля, испытываю чувства, которые мне трудно выразить словами. . . И тогда невольно вспоминаются замечательные строки Лермонтова: Москва, Москва!. . люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
3. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся только в начале и в конце всего текста. Н. Рерих писал: « Россия не только государство… Россия – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. »
4. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится: а) перед цитатой (после открывающихся кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения; б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её: в) после цитаты (перед закрывающимися кавычками) когда цитируемое предложение приводится не до конца. Хочется вспомнить слова А. Блока, как бы обращенные к будущему читателю его произведений: . . . Есть ответ в моих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить. . .
5. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением. У Гоголя читаем: «Ничего человек не боится так, как смеха…. »
6. Цитата заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, если включается в авторский текст как часть предложения. Когда я смотрю на «Кремль зубчатый, безмятежный» , моя душа наполняется волнением, которое невозможно передать обыкновенными словами.
ЦИТАТЫ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ 1. Цитаты могут стоять при словах автора (представляют собой прямую речь - знаки препинания такие же, как и в предложениях с прямой речью) В. Г. Белинский писал: «Русский язык необыкновенно богат» . 2. Можно цитировать и часть предложения (цитата выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы) К. Г. Паустовский говорил, что «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов» . 3. Если цитируется фраза не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие М. В. Ломоносов считал: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает. . . ни единому европейскому языку не уступает» . 4. Если цитируется стихотворный текст (строки и строфы подлинника соблюдаются), то кавычки не ставятся У Л. Татьяничевой есть красивые строки о Родине: И в самом обычном наряде Мила ты, Отчизна, до слез. К лицу тебе русые пряди Твоих не наглядных берез.
З А Д А Н И Е: ПЕРЕПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. ОБЪЯСНИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. А как ваше здоровье? Слава Богу не пожалуюсь сказал Собакевич. И точно не на что было жаловаться скорее железо могло простудиться и кашлять чем этот на диво сформированный помещик. Да вы всегда славились здоровьем сказал председатель и покойный ваш батюшка был тоже крепкий человек. Да на медведя один хаживал отвечал Собакевич. Мне кажется однако ж сказал председатель вы бы тоже повалили медведя если бы захотели выйти против него. Нет не повалю отвечал Собакевич покойник был меня покрепче. (Н. Гоголь)
ПРОВЕРКА! — А как ваше здоровье? -Слава богу, не пожалуюсь, –сказал Собакевич. Иточно, нена чтобыло жаловаться: скорее железо могло простудитьсяикашлять, чемэтотнадиво сформированный помещик. – Да, вы всегда славились здоровьем, – сказал председатель, – и покойныйваш батюшка был также крепкий человек. – Да, намедведя один хаживал, -отвечал Собакевич. -Мне кажется, однако ж, -сказал председатель. -вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него. — Нет, не повалю, -отвечал Собакевич, — покойник былменя покрепче.
ДИКТАНТ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» . Антон Павлович Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость -- сестра таланта» , что «язык должен быть прост и изящен» . «Нет сомнений - говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, - что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» . «Начиная с Пушкина, наши классики создали тот, великий, прекрасный язык”, служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого» - так оценивал А. М. Горький значение литературы. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни» .
1. Какое предложение с цитатой оформлено верно? а) Лев Толстой писал, что «музыка- высшее в мире искусство» . б) «Музыка - высшее в мире искусство» , считал Лев Толстой. в) Лев Толстой утверждал: «Что музыка - высшее в мире искусство» . г) Лев Толстой утверждал - «музыка - высшее в мире искусство» .
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) А. С. Пушкин писал: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы» . б) «Мудрено пишут только о том, чего не понимают» , утверждал В. Ключевский. в) М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека» . г) Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. . .
Найдите неправильный способ цитирования. а) А. Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства» . б) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости. . . » в) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного - есть еще смех радости» . г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим, «есть еще смех. . . озорства» .
Цитаты способны украсить текст, подтверждая или шире раскрывая мысль, высказанную автором, поэтому, наверное, их охотно используют и в публицистике, и в научных работах. Но иногда введение в текст цитаты может вызвать затруднения с точки зрения пунктуации.
В этой статье мы постараемся вспомнить правила оформления цитат при разных способах включения их в текст. Вспомним, какие нужно использовать при этом, а также способы выделения каких-то слов в цитируемом отрывке.
Что такое цитата: пример
Цитата - это дословное воспроизведение сказанного, при этом неразрывно связанное по смыслу с текстом, куда данный отрывок включается.
Пожилой возраст - это, прежде всего, опыт, накопленный в течение жизни. Как говорила в свое время великая Фаина Раневская: «Воспоминания - это богатство старости».
Объединение нескольких отрывков из разных мест произведения в одной цитате не допускается. Их следует оформлять как разные цитаты. Обязательным требованием является и наличие указания на ее источник.
Если приводящееся вами место начинается не с начала предложения оригинала, то в цитате там ставится многоточие. На месте всех пропущенных слов в отрывке также ставится этот знак.
«… Умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает», - подчеркивала Раневская.
Как указывается автор или источник цитируемого отрывка
О том, как оформляется библиографическая сноска, в этой статье мы рассказывать не станем, но обсудим способы, которыми указывается автор или источник цитируемого. Правила хорошего тона требуют делать это каждый раз, когда вы пользуетесь чьей-то мыслью.
«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (Дэвид Даннинг).
Обратите внимание, что точка после цитаты в таком варианте не ставится, ее ставят лишь после ссылки! Кстати, если первое слово в скобках, указывающее на источник, не имя собственное, то пишется оно с маленькой буквы.
«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (из статьи психолога Дэвида Даннинга).
Если же оформление цитат в тексте требует вынести имя автора или их источник на другую строку, то они пишутся уже без скобок и иных знаков препинания. А после самой цитаты ставится точка или любой необходимый знак.
У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам.
Дэвид Даннинг
Это же правило распространяется и на эпиграфы.
Выделения внутри цитат
Если в приведенном в качестве цитаты отрывке имеются авторские выделения, их сохраняют в том же виде, как и в первоисточнике. Оформление цитат не требует специально подчеркивать, что данные отметки принадлежат автору. В случаях же, когда выделить что-то хочет цитирующий, он должен сделать соответственную сноску. Для этого в скобках указывают: «курсив мой» или «выделено мной» - и ставят инициалы.
А. Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать (курсив мой - И.И.)».
«Литературное предание, соединившее их имена (Гоголя и Островского - И.И.), знаменательно. Ведь Островского поначалу восприняли как прямого продолжателя дела Гоголя…»
Способы, которыми цитаты вводятся в контекст
Цитаты могут вводиться в предложение как прямая речь. В этих случаях и в русском языке ставятся так же, как при выделении прямой речи.
И. Захаров подчеркивает: «Раневская выносила другим жестокие определения, смахивающие на решения судебных инстанций. Но и себя не щадила».
В случаях же если цитата должна быть разделена словами автора, это выглядит так:
«Его величество совершенно остается уверенным, - писал А.С. Пушкину А.Х. Бенкендорф, - что вы употребите отличные способности ваши на передание потомству славы нашего Отечества…»
Если цитата - это дополнение, или же она входит в придаточную часть то никаких знаков, кроме кавычек, не ставится, а саму цитату начинают с маленькой буквы, даже если в источнике она писалась с большой:
В свое время философ Дж. Локк говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».
в конце цитаты
Отдельно нужно рассмотреть оформление цитаты на письме в ситуациях, когда необходимо определиться со знаками препинания в конце нее - до и после кавычек.
- Если цитируемая фраза заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками:
Восклицала: «Подчиняясь всем правилам, лишаешь себя множества удовольствий!»
- А в ситуации, когда в цитате перед кавычками знаков нет, в конце предложения ставится точка, но только после них:
Раневская сокрушалась: «85 лет при диабете - не сахар».
- Если же цитата - это часть придаточного предложения, то точку после кавычек следует ставить, даже если перед ними уже имеется либо восклицательный, либо вопросительный знак или многоточие:
Марлен Дитрих справедливо полагала, что «нежность является лучшим доказательством любви, чем самые страстные клятвы…».
Строчная или стоит в начале цитаты?
Если цитата помещается после двоеточия, то необходимо обратить внимание на то, с какой буквы она начиналась в первоисточнике. Если со строчной буквы - то цитата пишется с маленькой, только перед текстом ставится многоточие:
Описывая А.С. Пушкина, И.А. Гончаров подчеркивал: «…в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».
Если же приводимый отрывок начинается с прописной буквы, то оформление цитат происходит так же, как и при прямой речи - с большой буквы после двоеточия.
В. Лакшин писал об А.Н. Островском: «Много продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе».
Еще некоторые нюансы обозначения цитат
А как обозначить цитату, если необходимо привести только одно слово или словосочетание? В таких случаях приводимое слово заключается в кавычки и вводится в предложение с маленькой буквы:
В. Лакшин подчеркивал, что лица в комедиях Островского точны исторически и «этнографически ярки».
В ситуациях, когда первоисточника цитаты нет в свободном доступе (нет перевода на русский или же это редкое издание), то при цитировании следует указать: «цит. по».
Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
Оформление цитат требует не только соблюдения правил пунктуации, но и корректного отношения к цитируемому тексту. Со стороны автора статьи, в которой приводятся эти отрывки, допускается только несколько отклонений от их исходного состояния:
- употребление современной орфографии и пунктуации, если манера написания и расстановка знаков не признак индивидуального стиля автора;
- восстановление сокращенных слов, но с обязательным заключением дописанной части в например, св-во - св[ойст]во;
- оформление цитат допускает и пропуск отдельных слов в них, с обозначением места пропуска многоточием, если это не исказит общий смысл приводимого отрывка;
- при включении отдельных словосочетаний или слов можно изменять их падеж, чтобы не нарушить синтаксический строй фразы, в которую они включены.
Если же автору требуется дополнительно выразить свое отношение к цитируемому отрывку или к некоторым его словам, он, как правило, ставит после них заключенный в круглые скобки вопросительный или восклицательный знак.
Не только знаки препинания в русском языке должны служить для передачи цитаты
Для пишущего научный или литературный труд автора, цитата - это убедительный и экономный прием, который позволяет представить факты читателю, провести их обобщение и, конечно же, подтвердить свою мысль ссылкой на авторитетные источники.
В ненаучных текстах цитата часто является средством эмоционального воздействия. Но нельзя забывать, что приводимый отрывок должен передаваться точно. Ведь даже в определении понятия «цитата» подчеркивается, что это дословно переданная выдержка из какого-либо текста. А из этого следует, что не только сам текст, но и знаки препинания, имеющиеся у автора, а также выделения, которые есть у него, должны быть воспроизведены без искажений.
И это в равной мере можно отнести как к официальным документам, так и к эмоциональным выдержкам из художественной литературы. Лишь помня об этом, можно до конца понять, что такое цитата. Пример бережного отношения к цитируемому материалу - это прежде всего уважение к автору, написавшему приводимые вами строки.
ТЕМА КОНКУРСНОГО УРОКА (МАСТЕР-КЛАССА) ДЛЯ 8 КЛАССА: «Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации».
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.
ЗАДАЧИ:
образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
форма УРОКА : комбинированный.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ : модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, интерактивная доска, учебник русского языка для 8 класса под редакцией Л. А. Тростенцовой.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Цифровой диктант. Если утверждение верно, то ставится цифра 1, если нет, то ставится цифра 0.
1. Верно ли, что синтаксис изучает строение словосочетаний, предложений и текста? - 1
2. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется прямой речью? - 0
3. Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию - 1
4. Способ присоединения косвенной речи зависит от цели высказывания - 1
5. Диалог - это речь одного лица - 0
Проверка цифрового диктанта.
3. Блиц-опрос класса (фронтальная работа). Целеполагание.
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи? | Сочинение, доклад, реферат, научная работа. |
2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах? | Речь героев в художественных произведениях или цитаты. |
3) Что такое цитата? | Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно. |
4) Для чего нужны цитаты? | В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения. |
Вывод: | Надо знать основные правила цитирования. |
4. Слово учителя.
Немного об истории слова «цитата». Оно произошло от латинского слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году .
5. Орфографическая работа со словом «цитата», подготовка к ГИА (Буквы ы-и в слове после ц).
Вспомним ее написание при выполнении словарного диктанта по принципу «Третье лишнее»
жильцы, цикорий, циркуляр
очевидцы, нарцисс, круглолицый
дикция, сигнализация, тигрицын
цыгане, цилиндр, циркуль
ровесницы, иллюстрация, перцы
Проверьте себя по образцу через компьютер на экране, оцените, сформулируйте правило.
6. Работа с учебником.
§ 72, стр. 109
. Чтение теоретического материала, обсуждение.
7. Физкульминутка
8. Слово учителя.
Существуют разные способы передачи чужой речи. Один из способов - это цитирование.
Цитата - это чужие слова, дословно вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.
Напоминаю вам. Для того чтобы выдержка из текста считалась цитатой, она должна быть специально оформлена, выделена.
Цитирование - это точное копирование чьих-то слов. Это ценность любой работы.
Вид цитаты и знаки препинания.
Вид цитаты | Правила оформления | Схема | Пример |
Как прямая речь |
|||
Полная цитата | А: «Ц». «Ц», - а. | В.И. Даль писал: « Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка ». « Онегин, добрый мой приятель », - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя. |
|
Как косвенная речь |
|||
Частичное цитирование | Что («ц»). | Гоголь писал, что « при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте ». |
|
Частичное цитирование | Цитата - несколько слов - включается в предложение , пишется со строчной буквы в кавычках. | [..«ц».. ]. | В.Г. Белинского поражало « разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри ». |
Стихотворная цитата |
|||
Стихотворная цитата | Пишется без кавычек в центре страницы, каждая строка с прописной буквы. | А: Ц, Ц. | Ф. И. Тютчев писал: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи. |
9. Закрепление темы урока
Обратите внимание на цитаты, изображенные на слайдах. Ваша задача: объединиться в группы, выбрать способ цитирования и изобразить цитату на ватмане, затем будет обсуждение иллюстраций.
«Сноровка и умение - в беде спасение». (Пословица )
«Сказка- воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Паустовский )
«Охранять природу - значит охранять родину». (М. Пришвин )
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык... По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К. Паустовский )
(проверка)
10. Подведение итогов урока . Рефлексия.
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
Перечислите основные правила цитирования. | Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация. |
Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату? | Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования. |
Для чего нужны цитаты в тексте? | Для аргументации, примера. |
Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату? |
11. Сообщение домашнего задания
Параграф 72, упр. 423, 430 (устно)
Список литературы
1. Ларионова Л.Г. Дидактический материал по русскому языку. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 - с. 178
2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.А. Тростенцовой. - М.: Просвещение, 2009. - 221 с.
Социальные сети убедительно показывают нам, что люди обожают цитаты. Мы часто видим их на картинках и некоторые нравятся нам настолько, что мы их запоминаем. Совсем другое дело — статьи в интернете. Цитаты в них — особенно важные, помогающие раскрывать суть статьи — редкость. Почему так происходит?
Мой опыт говорит о том, что у этого явления три причины:
- авторы пишут много и не хотят заморачиваться подбором цитат
- статьи часто пишутся на заказ и автор просто не владеет темой настолько, чтобы подобрать цитаты
- цитат избегают потому, что они могут понизить уровень уникальности текста
И это очень грустное явление, потому что цитаты помогают автору подкреплять свои доводы и мысли мнением более важных и авторитетных людей. Цитаты делают текст более убедительным и ярким, и очень часто становятся сильным местом статьи.
Замечательные советы о цитировании я нашла в книге
«Как писать убедительно»
Джеральда Граффа и Кэти Биркенштайн. Книга хороша тем, что в ней не только теория, но и готовые шаблоны (Делюсь с вами целой главой из нее:
Глава 3 «По его словам»
Искусство цитирования
Цитирование придает вашему обзору бóльшую достоверность и помогает убедить читателя в том, что ваши обобщения честны и точны. Следовательно, в каком-то смысле цитаты служат своего рода подкреплением ваших доводов, говоря читателю: «Смотрите, это не я придумал. Она сама говорит об этом - вот ее слова».
Однако многие авторы допускают в отношении цитирования множество ошибок, не последняя из которых - недостаточное количество или даже полное отсутствие цитат. Некоторые цитируют слишком мало - возможно, потому, что не хотят утруждать себя и снова обращаться к оригинальному тексту за точными словами автора или полагают, что могут восстановить его идеи по памяти.
Другая крайность - перегруженность текста цитатами до такой степени, что места для собственных комментариев автора практически не остается; причиной может быть неуверенность автора в том, что он сможет правильно прокомментировать цитаты, или недопонимание их смысла, что мешает дать адекватное пояснение цитируемым словам оппонента.
Однако основная проблема, связанная с цитированием, возникает тогда, когда автор текста решает, что цитаты могут говорить сами за себя.
Из того, что смысл цитируемого фрагмента кажется очевидным ему самому, он делает вывод, что читатели поймут цитату с той же легкостью, хотя на практике это часто оказывается не так.
Авторы, допускающие такую ошибку, считают свою работу выполненной, когда подбирают подходящую цитату и вставляют ее в текст. Они пишут свои соображения о проблеме, вкрапляют там и сям несколько цитат, и - вуаля! - статья готова. Они не в состоянии понять, что цитирование - это не только заключение в кавычки того, что «они говорят».
Цитаты в чем-то подобны сиротам: это слова, вырванные из оригинального контекста, которые необходимо встроить в новое текстовое окружение.
В этой главе мы предлагаем два основных пути такого встраивания:
1) вдумчиво подходить к выбору цитат, всегда обращая внимания на то, насколько удачно они подчеркивают те или иные мысли в вашем тексте;
и 2) помещать каждую важную цитату в правильное обрамление, указывая, кому принадлежат эти слова, каков их смысл и какое отношение они имеют к вашему тексту.
Мы хотим особо подчеркнуть, что цитирование того, что «они говорят», всегда должно быть связано с тем, что говорите вы.
Цитируйте нужные отрывки
Прежде чем выбрать подходящие цитаты, разберитесь в том, чего вы планируете добиться, то есть как они смогут помочь вашему тексту в том или ином месте, куда вы собираетесь их поместить.
Не нужно вставлять в текст цитаты только затем, чтобы продемонстрировать свое знакомство с чужими работами; они должны подкреплять ваши мысли.
Однако подбор правильных цитат - не всегда легкая задача. Бывает так, что цитаты, которые вначале казались вам подходящими, постепенно перестают быть такими по мере того, как вы дописываете и пересматриваете текст.
Поскольку процесс написания не всегда развивается по заранее спланированному сценарию, иногда вы обнаруживаете, что цитата, поначалу служившая идеальной поддержкой ваших аргументов, перестает работать.
Поэтому формулировка тезисов и подбор цитат к ним не всегда являются отдельными последовательными стадиями работы.
Когда вы глубоко погружаетесь в работу над текстом, вновь и вновь пересматривая и редактируя его, отношения между вашими аргументами и выбранными цитатами могут измениться не один раз.
Правильное обрамление цитирования
Поиск подходящих цитат - только часть вашей работы; помимо этого вам необходимо представить их так, чтобы их смысл и отношение к вашим словам были очевидны для читателя.
Поскольку цитаты не говорят сами за себя, вы должны построить вокруг них соответствующее обрамление, чтобы сопроводить их всем необходимым.
Цитаты, вставленные в текст без обрамления, иногда называются «подвешенными»: они будто бы повисают в воздухе, лишенные всяких разъяснений.
Стив Бентон, один из аспирантов, помогавших нам в работе над книгой, назвал такое цитирование «бегством с места происшествия», проводя аналогию с водителями, которые уезжают с места ДТП, не желая брать на себя ответственность за ваш помятый бампер или разбитые фары.
Вот пример такого цитирования.
Он взят из рецензии на статью философа-феминистки Сьюзан Бордо, которая переживает из-за того, что СМИ заставляют молодых женщин садиться на диету даже в таких ранее изолированных регионах мира, как, например, Фиджи.
Сьюзан Бордо пишет о женщинах и диетах. «Фиджи - лишь один из примеров. Пока в 1995 году сюда не пришло телевидение, на островах не было зафиксировано ни одного случая расстройств, связанных с питанием. В 1998 году, спустя три года после того, как здесь стали транслироваться передачи из США и Великобритании, 62% опрошенных девушек заявили, что сидят на диете».
Мне кажется, Бордо права. Она говорит также о том… Поскольку автор данного текста не сумел адекватно ввести цитату или объяснить, почему эти слова достойны цитирования, читателю сложно реконструировать точку зрения, которую отстаивает Бордо.
Автор рецензии не только не говорит нам о том, кто такая Бордо и является ли она автором цитаты, но даже не объясняет, как ее слова связаны с тем, что говорит он сам, и в чем именно, на его взгляд, она «права». Он просто «подвешивает» цитату, торопясь перейти к какой-то другой мысли.
Правильно обрамленная цитата находится внутри конструкции, которую мы называем «цитатным бутербродом»: утверждение, предваряющее цитату, служит верхним кусочком хлеба, объяснение, следующее за цитатой, - нижним, а сама цитата - начинкой.
В части текста, предваряющей цитату, вы должны пояснить, кто является ее автором, и подготовить для нее смысловую базу; в следующей за цитатой объяснительной части вам необходимо показать читателю, почему она кажется вам важной и в чем, на ваш взгляд, состоит ее смысл.
Шаблоны для ввода цитат в текст
Х утверждает, что «не все стероиды нужно запретить употреблять спортсменам».
Как говорит знаменитый философ Х: «____».
По мнению Х: «____».
Сам Х пишет об этом: «____».
В своей книге ____ Х говорит о том, что «____».
В журнале Commentary Х выражает сожаление по поводу того, что «____».
С точки зрения Х, «____».
Х соглашается с этим, утверждая: «____».
Х с этим не согласен, говоря: «____».
Х еще более усложняет вопрос, когда пишет: «____».
Шаблоны для разъяснения цитат
Самый полезный совет по поводу цитирования, с точки зрения наших студентов, - завести привычку сопровождать каждую цитату разъяснением ее смысла, используя шаблоны вроде приведенных ниже.
По сути, Х предупреждает нас о том, что предложенное решение лишь усугубит проблему.
Иными словами, Х верит, что ____.
Давая такой комментарий, Х побуждает нас ____.
В этом Х соглашается со старинным изречением, которое гласит: ____.
Смысл высказывания Х в том, что ____.
Аргументы Х сводятся к ____.
Предлагая читателю такие пояснения, важно использовать язык, точно отражающий дух цитируемой фразы.
Вполне уместно было бы, оформляя цитату о Фиджи, написать: «Бордо утверждает» или «Бордо говорит». Однако, принимая во внимание тот факт, что Бордо явно обесп окоена распространением влияния СМИ на эти отдаленные острова, гораздо точнее будет использовать язык, отражающий ее тревогу: «Бордо озабочена тем, что», или «ее волнует», или «она предостерегает».
Рассмотрим, например, как можно отредактировать приведенный ранее отрывок из рецензии на Бордо, используя некоторые из этих приемов: Философ-феминистка Сьюзан Бордо осуждает одержимость западных СМИ женским похудением и диетами.
В первую очередь ее волнует то, что все больше женщин по всему миру начинают под их влиянием считать себя толстыми и нуждающимися в диете.
Используя в качестве подкрепления своих взглядов пример островов Фиджи, Бордо отмечает, что «пока в 1995 году сюда не пришло телевидение, на островах не было зафиксировано ни одного случая расстройств, связанных с питанием.
В 1998 году, спустя три года после того, как здесь стали транслироваться передачи из США и Великобритании, 62% опрошенных девушек заявили, что сидят на диете» (149–150).
Бордо отмечает, что западный культ диет распространился по земному шару до самых отдаленных уголков. Она обеспокоена тем, что культура диет находит нас везде, где бы мы ни жили. То, о чем говорит Бордо, волнует и меня. Я согласна с ней, поскольку большинство женщин, которых я знаю, независимо от того, откуда они родом, всерьез переживают из-за своего веса.
В таком обрамлении слова Бордо не только лучше встраиваются в авторский текст, но помогают автору также дать интерпретацию того, о чем говорит Бордо. Обороты «философ-феминистка» и «Бордо отмечает» снабжают читателя необходимой информацией, а предложение, следующее за цитатой, перебрасывает мостик между словами Бордо и авторским текстом.
Упоминание о 62% девушек на Фиджи, сидящих на диете, перестает быть сухой статистикой (как это было в неправильном отрывке, приведенном ранее) и становится количественным примером того, как «западный культ диет распространился по земному шару».
Важно также, что эти предложения разъясняют мысль Бордо словами автора, давая понять, что цитата использована автором намеренно, чтобы подготовить почву для собственных аргументов, а не с целью увеличить объем статьи или список литературы.
Слияние чужих и ваших слов
Приведенный выше вариант обрамления цитаты хорошо работает еще и потому, что он точно передает слова Бордо и вместе с тем придает этим словам звучание, необходимое автору текста. Обратите внимание, как в этом отрывке автор несколько раз возвращается к основной идее о диетах, как продолжает тему Бордо о «телевидении» и американских и британских «передачах», вводя термин «культ» и определяя далее этот культ как «западный».
Вместо того чтобы просто повторить сказанное Бордо слово в слово, предложения, следующие за цитатой, достаточно адекватно передают ее речь, но в то же время разворачивают дискуссию в направлении, нужном автору. В итоге обрамление цитаты создает удачное сочетание слов Бордо со словами автора.
Бывает ли анализ цитат чрезмерным?
Можно ли переусердствовать при разъяснении цитат? И как понять, что объяснений уже достаточно? Ведь не все цитаты требуют одинакового количества пояснений, а каких-то раз и навсегда установленных правил для того, чтобы это определить, не существует.
В общем можно сказать, что больше всего разъяснений требуют такие цитаты, которые могут оказаться трудными для понимания, - длинные и сложные, с многочисленными подробностями или жаргонными словами, содержащие в себе какие-то незаметные на первый взгляд проблемы.
Хотя обычно место и объем пояснений диктуется конкретной ситуацией, мы можем предложить один общий совет: если вы сомневаетесь, стоит ли объяснять, - объясняйте.
Лучше рискнуть и оказаться чрезмерно многословным в объяснении смысла цитаты, чем «подвесить» ее, оставив читателей в недоумении.
Даже если вы знаете, что ваша аудитория знакома с трудами того, кого вы цитируете, и способна сама интерпретировать его слова, лучше все равно обеспечить цитате полное объяснительное оформление.
Даже в таких случаях читателям необходимо знать, как понимаете эту цитату вы, поскольку слова - особенно если они принадлежат неоднозначным фигурам - можно интерпретировать по-разному и использовать для поддержки разных, порой противоположных, мнений.
Ваши читатели должны увидеть, что вы делаете с тем материалом, который цитируете, - хотя бы для того, чтобы удостовериться, что вы и они читали одно и то же.
Как не нужно вводить цитаты
Мы хотим закончить эту главу обзором некоторых неправильных вариантов ввода цитат в текст. Не стоит предварять цитату такими оборотами, как «Оруэлл предлагает идею о том…» или «Позаимствованная у Шекспира цитата говорит…», хотя некоторые авторы так поступают.
Такие вводные обороты избыточны и сбивают с толку. В первом примере вы можете написать: «Оруэлл предлагает…» или «Идея Оруэлла в том…», а не комбинировать оба варианта, что будет явным излишеством.
Второй пример запутывает читателя, потому что цитированием занимается автор, а не Шекспир (оборот «позаимствованная у Шекспира цитата» допускает разночтения). Шаблоны из этой книги помогут вам избежать подобных ошибок.
Когда вы достигнете мастерства в употреблении таких шаблонов, как «по утверждению Х» или «говоря словами самого Х», вы, вероятно, даже не будете об этом задумываться, спокойно фокусируясь на интересных идеях, которые можно оформить при помощи шаблонов.
Упражнения
- Найдите опубликованную работу, в которой цитируется то, что «они говорят». Как автор встраивает цитаты в текст? Как он вводит эти цитаты и что говорит (если говорит вообще) для того, чтобы объяснить их и привязать к собственному тексту? Можете ли вы предложить какие-то улучшения, опираясь на то, что прочли в этой главе?
- Проанализируйте одну из своих письменных работ по какомулибо предмету. Цитировали ли вы в ней какие-нибудь источники? Если да, то как вы встраивали цитаты в текст? Как подводили к ним читателя? Как объясняли их смысл? Каким образом обозначали их отношение к вашему тексту? Если вы ничего этого не делали, отредактируйте ваш текст, используя шаблоны для ввода цитат в текст и разъяснения цитат. Если вы никогда не использовали цитаты в ваших текстах, попробуйте отредактировать какую-либо из своих работ, добавив цитаты.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)