Герой своего времени. Князь Михаил Всеволодович Черниговский. Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде Князь михаил черниговский в орде
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ
БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО
И БОЯРИНА ЕГО ФЕОДОРА
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него бы-ло очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил извест-ность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съез-да русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи полов-цам про-тив надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в бит-ве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал кня-зем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение нов-городцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого бла-говерного великого князя владимирского Геор-гия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он воз-вратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новго-родцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междо-усобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224—1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.
С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский вели-кокняжеский стол.
Смуты и войны или иные бедствия — все сие бывает не простым, обыч-ным явлением сего временного мира или произошло от какого-нибудь случая; бедст-вия попускаются волею Всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. Наказания ма-лые, которые Господь попус-кает вначале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразум-ляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие инопле-менников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство и обратиться от путей своих лукавых, по слову пророка: Егда убиваше я, тогда взыскаху его (Пс. 77, 34). Так было и с нами, со всей нашей землей Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и силь-но оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и тво-рить благое не хотели, тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшей казнью. И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким татарам, с нечести-вейшим и беззаконнейшим их царем Батыем.
Наступило тяжелое время. В 1238 г. в бесчисленном множестве напав на Рус-скую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли Черниговские и Переяславские. Осенью 1240 г. монголы подступили к Киеву.
Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему о сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему. Благоверный князь Ми-хаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосер-дия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя. Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое, как саранча, в великом множе-стве (ибо воинов было 600 тысяч человек) нашло на Русскую землю и овладело укрепленными городами ее. Сознавая, что Киеву невозмож-но уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с бояри-ном Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине, чтобы побудить венгерского короля Бела, выдавшего дочь за его сына Ростислава, совместными силами организовать отпор общему врагу. Пы-тался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвра-тился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от го-рода, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Князь не терял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвиж-ник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей — римского папы и германского императора предала интересы христианства. Папа был за-нят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашест-вием, чтобы самим броситься на Русь.
В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет испо-веднический подвиг в языческой Орде православного князя-муче-ника святого Ми-хаила Черниговского. Вскоре на Русь явились хан-ские послы, чтобы произ-вести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татар-скому хану, а на княжение его особое разрешение — ярлык. Послы сообщали князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей, прельстив-шись славой мира сего, поклонялись идолам, благочестивый князь Михаил сильно скорбел о том и, возревновав о Господе Боге, решился идти к царю неправедному и неустрашимо исповедать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа. Замыслив сие и воспламенясь душой, Михаил призвал своего верного советника боярина Феодора и поведал ему о своем намерении. Тот, будучи благочестив и тверд в вере, одобрял решение своего господина и обещал не покидать его до самой кончины и вместе с ним положить свою душу за Христа. После такого совещания они твердо решили, отнюдь не изменяя своего на-мерения, идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. От духовного отца, епископа Иоан-на, он получил благословение ехать и Орду и быть там истинным испо-ведником имени Христова.
В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими держава-ми. Враги давно искали случая убить его. И когда в 1246 году благо-верный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, прой-ти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклонить-ся обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жре-цам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непо-корные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов покло-ниться царю, так как ему Бог вручил судьбу зем-ных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба му-жест--венных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Свя-тых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко из-бивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступни-ков от христианской веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, тата-ры льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного стра-дальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отру-били голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября/3 октября 1246 года (по другим источникам, в 1244 году).
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедив-шись в непоколебимом хранении русскими людьми православ-ной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ха-ны не решились испы-тывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого ис-пол-нения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продол-жалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был вели-кий князь Феодор (+1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский (+†1270 г.), святой Михаил Тверской (+1318 г.) и его сыновья Димитрий (+1325 г.) и Алек-сандр (+1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.
14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозно-го, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были пере-несены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.
Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником — епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зи-новием Отенским.
«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжали святое христианское служение князя Михаила. Цер-ковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/ 8 октября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября).
Среди правителей Чернигова выделяется прославленный в лике святых Михаил Всеволодович. Он был великим князем Черниговским с 1224 по 1234 год. Несколько раз приглашался в Новгород. Во время опустошительного нашествия Батыя бежал в Венгрию. Но возвращении на Русь отправился в Орду, где принял мученическую кончину вместе со своим боярином Феодором. Общерусская канонизация Михаил Черниговского состоялась на Макарьевских церковных соборах середины XVI века.
Михаил Всеволодович, князь Черниговский, известный , выдающаяся и просто мужественный человек.
Рождение Святого Михаила Черниговского
Михаил Черниговский родился на излете XII столетия, в 1180-е или 1190-е годы. Его отец — знаменитый князь Всеволод Святославич Чермный, трижды занимавший киевский престол и столько же раз его терявший; мать — дочь польского короля Казимира II Справедливого Мария. В 20—40-е годы XIII века Михаил Черниговский принимал деятельное участие в политической жизни Южной и Северо-Восточной Руси, боролся, как и Всеволод Чермный, за Киев.
Михаил - князь Черниговский
В 1223 году он участвовал в первом сражении русских с монголами на реке Калке. Среди многих князей, павших при Калке, был его дядя Владимир Святославич Черниговский. Смерть дяди позволила Михаилу занять черниговский стол.
Княжение в Киеве и бегство в Венгрию
В 1238 году Михаил добился долгожданной цели — он стал великим князем Киевским. На следующий год по его приказу были убиты послы Батыя, прибывшие в Киев для переговоров. Опасение последствий этого убийства заставило великого князя оставить стольный город и искать политического убежища: Михаил бежал в Венгрию. Все русские владения бывшего великого князя Киевского тут же захватили и разделили меж собою другие князья — раздробленная удельная Русь жила своими порядками.
По возвращении на родину и нескольких лет пребывания здесь в статусе persona non grata Михаил в 1246 году отправился в ставку Батыя. Вероятнее всего, он хотел получить от властелина улуса Джучи ярлык на Черниговскую землю.
Михаил Черниговский едет в Орду
Перед аудиенцией Михаил должен был пройти особый языческий обряд очищения огнем, а также поклониться идолам и солнцу. Князь отказался выполнить обряд, сказав:
«Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу»
Ни угрозы со стороны монголов, ни мольбы свиты подчиниться требованиям не повлияли на решение Михаила. За свой отказ он был предан смерти. Вместе с князем погиб и его верный боярин Феодор, единственный из свиты не только открыто вставший на сторону Михаила, но и укреплявший князя не поддаваться нажиму окружающих.
О стойкости мучеников книжник XVI века Григорий Суздальский писал:
«Вем полнаго благодатей благовернаго великаго князя Михаила Черниговскаго — и мученика и преподобна... и врага посрамивша и мучителево злобуйство обличивша с доблим его болярином Феодором, ради исповеданиа Православныа веры от Владыкы Христа сподобишася приати почести венца нетленныа».
Князя тайно похоронили верные ему приближенные, а позже его останки перенесли в Чернигов. Дата убиения Михаила и Феодора, 20 сентября 1246 года, сохранилась в церковной памяти.
Начало почитания мученика Михаила Черниговского
Местное церковное почитание мучеников было установлено вскоре после их гибели дочерью Михаила Черниговского Марией, вдовой убитого в 1238 году во время монгольского нашествия ростовского князя Василька. Пережившая по вине иноплеменников смерть и отца, и мужа княгиня вместе с сыновьями построила в честь своих близких церковь в Ростове.
«Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре
Через непродолжительное время появился и первый письменный памятник, посвященный мученикам, — краткий вариант «Сказания» о Михаиле и его боярине Феодоре. Историки считают, что возникновение «Сказания» следует датировать до 1271 года. Первый, краткий, вариант лег в основу других повествований о мучениках, включая Житие Михаила Черниговского. Не позже конца XIII века возникла пространная редакция — «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго в княжении его», — автором которой был некий священник по имени Андрей.
Как и в первоначальном кратком сказании, так и во всех остальных редакциях этого произведения гибель Михаила и его боярина Феодора трактуется как гибель за христианскую веру. Исследователь древнерусской литературы Л. А. Дмитриев подчеркивал:
«Такое осмысление убийства черниговского князя в Орде в условиях монголо-татарского господства носило характер политического протеста. Благодаря этому рассказ о гибели русского князя, не покорившегося воле „поганых“ и пожертвовавшего своей жизнью за чистоту христианства, приобретал общерусскую патриотическую окраску».
, Московских , Тульских и Черниговских святых
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Святославича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника , который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.
Взял в жены княжну Феофанию. Княжеская чета долго не имела детей и часто посещала Киево-Печерскую обитель , где молилась Господу о даровании им чад. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Их первенцем стала преподобная княжна Феодулия, в монашестве Евфросиния . Впоследствии у них также родились сын благоверный князь Роман , и дочь Мария.
Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр , призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Римо-католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.
Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.
Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов .
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.
МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - князь чер-ни-гов-ский (1223-1235 годы; 1244-1246 годы), га-лиц-кий (1235-1238 годы), ки-ев-ский (1238-1239 годы).
Сын князя Все-во-ло-да Свя-то-сла-ви-ча Черм-но-го, отец князя Ро-ма-на Ми-хай-ло-ви-ча. Ро-дил-ся от бра-ка от-ца (14 ноября 1179 года) с Ма-ри-ей, до-черью польского князя Ка-зи-ми-ра II Спра-вед-ли-во-го.
Впер-вые упо-ми-на-ет-ся в ле-то-пи-сях в свя-зи с со-бы-тия-ми 1206 года, ко-гда был по-са-жен от-цом на кня-же-ние в Пе-ре-яс-лав-ле (Юж-ном), од-на-ко уже в кон-це то-го же го-да был вы-ну-ж-ден ос-та-вить его. Вплоть до 1223 года о судь-бе Михаила Всволодовича ис-точ-ни-ки не со-об-ща-ют.
Уча-ст-во-вал в съез-де кня-зей в Кие-ве (1223 год), при-няв-шем ре-ше-ние о во-енном вы-сту-п-ле-нии про-тив мон-го-ло-та-тар. Уча-ст-ник Калк-ской бит-вы 1223 год, по-сле ги-бе-ли в ней своего дя-ди Мсти-сла-ва Свя-то-сла-ви-ча за-нял чер-ни-гов-ский стол в об-ход сы-но-вей князя Иго-ря Свя-то-сла-ви-ча.
В середине - второй половины 1220-х годов на-хо-дил-ся в сою-зе с вла-ди-мир-ским князем Юри-ем Все-во-ло-до-ви-чем и ки-ев-ским князем Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем. В 1224 году уча-ст-во-вал в по-хо-де князя Юрия Все-во-ло-до-ви-ча к Но-во-му Тор-гу (Торж-ку), в 1225 году не-про-дол-жи-тель-ное вре-мя кня-жил в Нов-го-ро-де, за-тем вер-нул-ся в Чер-ни-гов.
В 1226 году всту-пил в кон-фликт с кур-ским князем Оле-гом Иго-ре-ви-чем, предъ-я-вив-шим пре-тен-зии на Чер-ни-гов. Кон-фликт был уре-гу-ли-ро-ван при по-сред-ни-че-ст-ве митрополита Ки-ев-ско-го Ки-рил-ла I/II, при-слан-но-го Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем.
В 1228 году уча-ст-во-вал в не-удач-ном по-хо-де на Вла-ди-мир-Во-лын-ский, ор-га-ни-зо-ван-ном Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем. Вес-ной - осе-нью 1229 года вновь кня-жил в Нов-го-ро-де, за-тем ос-та-вил на кня-же-нии там стар-ше-го сы-на Рос-ти-сла-ва (до 8 декабря 1230 года). В 1230 году обо-ст-рил-ся кон-фликт Михаила Всеволодовича и пе-ре-яс-лав-ско-го князя Яро-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча, ко-то-рый со-би-рал-ся пред-при-нять по-ход на Михаила Всеволодовича, но при-ми-рил-ся с ним по-сле вме-ша-тель-ст-ва ки-ев-ско-го и вла-ди-мир-ско-го кня-зей.
Уча-ст-во-вал в кня-же-ском съез-де 1231 году в Кие-ве, при-уро-чен-ном к по-став-ле-нию на епи-ско-пию но-во-го епископа Рос-тов-ско-го Ки-рил-ла II. Вско-ре по-сле это-го ра-зо-рвал со-юз с вла-ди-мир-ским и ки-ев-ским князь-я-ми. В 1234 году Михавил Всеволодович и его со-юз-ник князь Изя-слав Мсти-сла-вич не смог-ли за-хва-тить Ки-ев бла-года-ря под-держ-ке, ока-зан-ной Вла-ди-ми-ру Рю-ри-ко-ви-чу га-лиц-ким князем Да-ни-илом Ро-ма-но-вичем. В конце 1234 - начале 1235 годов ки-ев-ский и га-лиц-кий кня-зья со-вер-ши-ли по-ход на Чер-ни-гов-ское княжество, где к ним при-сое-ди-нил-ся двою-род-ный брат Михаила Всеволодовича Мсти-слав Гле-бо-вич. Со-юз-ни-кам уда-лось взять несколько го-ро-дов и ра-зо-рить по-сад Чер-ни-го-ва. Од-на-ко за-тем у Чер-ни-го-ва Михаил Всеволодович су-мел раз-бить вой-ска Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча.
В 1235 году Михаил Всеволодович и Изя-слав Мсти-сла-вич за-хва-тили Ки-ев, где во-кня-жил-ся Изя-слав Мсти-сла-вич. Вско-ре Михаил Всеволодович уда-лось за-хва-тить и Га-лич, где он кня-жил до 1238 года, ве-дя на-пря-жён-ную борь-бу с князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем. Зи-мой 1235/1236 года вой-ска Михаила Всеволодовича без-ус-пеш-но оса-ж-да-ли Кре-ме-нец.
В 1238 году за-нял ос-во-бо-див-ший-ся ки-ев-ский стол, ос-та-вив в Га-ли-че сы-на Рос-ти-сла-ва, ко-то-рый в том же го-ду ут-ра-тил Га-лич, за-хва-чен-ный князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем. По-сле взя-тия мон-го-ло-та-та-ра-ми Пе-ре-яс-лав-ля (Юж-но-го) (3 марта 1239 года) Мун-кэ от-пра-вил к Михаилу Всеволодовичу по-слов, ко-то-рые по его приказу бы-ли уби-ты.
В ус-ло-ви-ях не-по-сред-ст-вен-ной монгольской опас-но-сти по-сле это-го ак-та Михаил Всеволодович был вы-ну-ж-ден бе-жать в Венг-рию, ос-та-вив Киев. Вско-ре вла-ди-мир-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич со-вер-шил стре-ми-тель-ный по-ход на г. Ка-ме-нец, за-хва-тив там же-ну Михаила Всеволодовича, его бо-яр и иму-ще-ст-во (по прось-бе Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча Яро-слав от-пус-тил же-ну Михаила Всеволодовича - се-ст-ру Да-нии-ла в Га-лич).
Михаил Всеволодович не по-лу-чил ак-тив-ной под-держ-ки от ко-ро-ля Венг-рии Бе-лы IV и уе-хал от-ту-да к дя-де - ма-зо-вец-ко-му и ку-яв-ско-му князю Кон-ра-ду. Из Поль-ши об-ра-тил-ся с пись-мом к князю Да-нии-лу Ро-ма-но-ви-чу с прось-бой про-стить все его пред-ше-ст-вую-щие пре-гре-ше-ния; Да-ни-ил про-стил Михаилу Всеволодовичу и по-обе-щал ему Ки-ев, а его сы-ну Рос-ти-сла-ву пре-дос-та-вил в 1241 году во вла-де-ние Луц-кое кня-же-ст-во. В 1241 году Михаил Всеволодович бе-жал в Си-ле-зию, а в середине 1241 года вер-нул-ся в Ки-ев, уст-ро-ил свою ре-зи-ден-цию на ост-ро-ве на р. Днепр. В 1244 году ез-дил в Венг-рию, за-тем вто-рич-но во-кня-жил-ся в Чер-ни-гове.
В 1246 году от-пра-вил-ся в став-ку ха-на Ба-тыя вме-сте с вну-ком - рос-тов-ским князем Бо-ри-сом Ва-силь-ко-ви-чем и боя-ри-ном Фёдо-ром. От-ка-зал-ся прой-ти об-ряд очи-ще-ния - про-хо-ж-де-ние че-рез огонь, а за-тем по-кло-нить-ся из-вая-нию Чин-гис-ха-на.
Каз-нён вме-сте с боя-ри-ном Фё-до-ром. По-хо-ро-нен в Чер-ни-го-ве (с 1774 года мо-щи Михаила Всеволодовича на-хо-дят-ся в Ар-хан-гель-ском со-бо-ре Мос-ковского Крем-ля).
Ка-но-ни-зи-ро-ван Российской Православной Церковью в чи-не бла-го-вер-но-го кня-зя и му-че-ни-ка.
Дни па-мя-ти - 20 сентября старого сти-ля, 14 февраля старого сти-ля (пе-ре-не-се-ние мо-щей).
князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским. С 1229 г. по 1232 г. враждовал с Ярославом Всеволодовичем; в 1234 г. занял Галич, а через два года - Киев; в 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу, скитался там по разным городам и, возвратясь на родину, жил на острове против Киева, разоренного татарами. Пробыв опять несколько лет в Венгрии по случаю женитьбы своего сына (Ростислава) на дочери Белы VI, вернулся в Чернигов (1245); по приказанию ханских сановников, переписывавших там народ, отправился в орду и там был зверски замучен татарами из-за несоблюдения татарских языческих обычаев (20 сент. 1246). Тела его и погибшего с ним его боярина Феодора были погребены первоначально в Чернигове, потом перенесены в Москву (1572.); теперь покоятся в кремлевском Архангельском соборе (с 1774 г.), в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г.
В. Р -в.
- - князь черниговский. Сын кн. Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х гг. 13 в. принимал активное участие в политич...
Советская историческая энциклопедия
- - великий Киевский князь. Сын вел. кн. Всеволода Ольговича и вел. кн. Агафьи Мстиславны, дочери Мстислава Великого. В 1140-60-е Святослав княжил в Турове, Владимире-Волынском, Бужске, Новгороде Северском...
Русская энциклопедия
- - Род. в г. Куйбышев в семье служащих. Окончил Литинститут. Работал фрезеровщиком, слесарем, сантехником, сторожем, транспортировщиком, журналистом. Помощник главы администрации г. Самара...
-
Большая биографическая энциклопедия
- - Протопоп Черниговский, один из первых и искуснейших состязателей о Вере с Датским Принцем Валдемаром...
Большая биографическая энциклопедия
- - князь черниговский, † 1246, 20...
Большая биографическая энциклопедия
- - князь Черниговский, причтенный к лику святых. В 1234 г. занял Галич, через два года - Киев. В 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу; возвратясь на родину, жил близ Киева...
Биографический словарь
- - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монго-ло-татарских войск бежал в Венгрию. В 1241 вернулся на Русь...
Русская энциклопедия
- - Владимир Николаевич, физиолог, академик АН СССР и АМН СССР. Осн. труды по функциональным взаимоотношениям различных отделов коры головного мозга и внутренних органов, космической физиологии и медицине...
Русская энциклопедия
- - князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - древнерусский князь, сын великого князя киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного...
- - Владимир Николаевич, советский физиолог академии АН СССР и АМН СССР. Окончил медицинский факультет Пермского университета. Ученик В. В. Парина, К. М. Быкова...
Большая Советская энциклопедия
- - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. Во время нашествия Батыя бежал в Венгрию...
Современная энциклопедия
- - российский физик, член-корреспондент РАН. Труды по оптике атмосферы...
- - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. несколько раз был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монголо-татарских войск бежал в Венгрию. Вернулся на Русь...
Большой энциклопедический словарь
- - ...
Орфографический словарь русского языка
"Михаил Всеволодович черниговский" в книгах
МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру
Из книги Рюриковичи автора Володихин ДмитрийМИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И
ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ
Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина МарковнаЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ Настоящее имя – Лука Евсеевич Проскура(род. в 1868 г. – ум. в 1950 г.) Архимандрит, схимник, руководитель знаменитого церковного хора в Свято-Троицком монастыре. Один из самых влиятельных священнослужителей Черниговщины, внесший огромный вклад в
Борщ «Черниговский»
Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -Михаил Романов ― Святослав II Всеволодович
Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав АлексеевичМихаил Романов? Святослав II Всеволодович 1633 Начало самостоятельного правления Михаила 1174 Святослав становится великим князем Киевским 459 Второе имя Святослава - Михаил. 1645 Смерть Михаила 1194 Смерть Святослава 450 Святослав умер 27 июля, а Михаил? 13 июля. От первой даты
Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы
Из книги Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский автора Андреев Александр РадьевичГлава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы В 1224 году новгородским князем снова стал сын великого князя Юрия Всеволод, но ненадолго, он ушёл в Торжок, и в Новгороде стал князем Михаил Черниговский - брат жены великого владимирского князя Юрия Всеволодовича, в 1225
138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский
автора Хмыров Михаил Дмитриевич138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых.Год и место его рождения
154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский
Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского, от брака с неизвестною.Родился в Чернигове около 1055 г.; посланный отцом, уже великим князем киевским (см. 174), ходил с Владимиром Мономахом, тогда князем
МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ
Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий ГеоргиевичМИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1246)Князь черниговский (1225–1246). С конца 20-х гг. XIII в. вел борьбу с волынскими князьями за Юго-Западную Русь, для чего помирился с владимиро-суздальскими князьями и оставил притязания на Новгород.В 30-е гг. одержал победу над галицким
Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245)
Из книги автораГлава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245) Неожиданное несчастие, разразившееся над Русью, не изменило хода истории Северской земли. Поражение, понесенное на реке Калке, не имело дальнейших последствий, и татарскому разорению подверглись только передовые поселения
Михаил Всеволодович
Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.Михаил Всеволодович Михаил Всеволодович – князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после калкской битвы, новгородским и с 1225 г. – черниговским. С 1229 г. по 1232 г.
Михаил Всеволодович
Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭМихаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245)
Из книги Молитвослов на русском языке автораМихаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245) «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» – одно из произведений, посвящённых борьбе с монголо-татарами в XIII веке. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и
КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР
Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей ЮрьевичКНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР (ум. 1246)Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял
МИХАИЛ, святый, князь Черниговский
Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторовМИХАИЛ, святый, князь Черниговский сын Всеволода Чермного. В 1206 г. получил он от отца княжение Переяславское; но когда Всеволод принужден был бежать из Киева, то и сын удалился в Чернигов. В 1224 г. Михаил был послан великим князем Георгием II княжить в Новгород. Княжение его
Михаил Черниговский, благоверный князь
Из книги Русские святые автора Автор неизвестенМихаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил