Идея единства мира как основа экологического мировоззрения. Идея единства Русской земли борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архит
ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ЕДИНСТВО
Высшая Реальность – это ЕДИНСТВО.Единство подразумевает отсутствие отделённости (чувства отдельности). Отделённость начинается с ощущения «я» и «не я»: я отделён от других, я отделён от Бога и т.д. Когда есть отделённость, возникаетотношение к чему-то «другому», возникает некая позиция, игровая роль, и далее - зафиксированность в этой позиции или роли, что ведёт к накоплению опыта отделённости, который и мешает в дальнейшем осознать Единство. Конечно же, отделённость – это всего лишь иллюзия, проявление хитрости ума, хотя эта иллюзия довольно реалистична и убедительна, не правда ли?
Стирание границ и достижение Единства
Границы – это иллюзия, выдумка Сознания, скрывающая Единство.
Границы создаются отождествлениями и различениями. Когда сознание отождествляется с телом, возникает идея «моё тело» и «другие тела», происходит разделение на я и не я. В этом нет ничего плохого, однако именно отождествлённости и убеждения (накопленные в связи с этими отождествлённостями) приводят в итоге к страданиям.
Стирание границ – это устранение отождествлений и других иллюзий жизни, что приводит к достижению Единства
.
Границы
– это всего лишь видимость, существующая в проявленном мире. На более «высоком» уровне сознания нет никаких границ, так как всё Едино.
Когда вы видите другого человека, вы видите только тело. Тела различны, поэтому, конечно же, вы считаете, что я - это я, а он - это он. Имеет место отождествление и различение в отношении тел. Очевидно, что тела разные, и границы существуют. Но есть ли границы между его умом и вашим? Не было ли у вас такого, что вы «прочитали чьи-то мысли»? Или кто-то ваши? Может быть, догадались, о чем думает другой, или вместе сказали одно и то же? Таким образом, границы на уровне ума менее очевидны.
За пределами ума (эго или ложного я) границ нет, нет ощущения отделённости, всё Едино. Поэтому стирание границ неизменно приводит к достижению Единства.
Что представляет собой Единство?
Отсутствие отождествлений и различений, отсутствие ощущения разделённости, отдельности, отсутствие «я» и «не я». Всё цельно, едино. Нет никаких беспокойств, проблем, страданий. Есть только вечное и бесконечное Блаженство, которое часто называют и другими словами: Счастье, Любовь, Радость, Безмятежность, Нирвана, Просветление и т.д. Это состояние иногда случается (кратковременно) в медитациях, упражнениях, при выполнении техник разотождествления, а также в обычной жизни без (или вне) всяких практик.
Можно целенаправленно заняться стиранием границ, хотя для большинства людей стирание границ может оказаться слишком трудным занятием ввиду огромного количества отождествлённостей и убеждений по поводу себя, других и жизни вообще. Однако попробовать можно.
Сядьте удобно, закройте глаза и расслабьтесь. Нужно, чтобы ничто не беспокоило и не отвлекало, чтобы внимание было свободно от проблем и забот. Приведу пример стирания границ между собой и Богом – достижения Единства с Богом.
Вы направляете внимание на своё «я», затем на Бога. Ваше «я» представляет собой набор отождествлений и имеющихся убеждений о себе. Бог тоже представляет собой набор имеющихся у вас убеждений о Нём. Эти убеждения и создают границы. Без торопливости вы ищете сходства и различия, находите все убеждения о себе и Боге. Это занимает какое-то время. Следует понимать, что все ваши представления о себе и Боге – это просто набор представлений (отождествлений, убеждений), не более того.
Затем посмотрите внимательно и попробуйте почувствовать, существует ли сейчас граница между вами и Богом. Другими словами, где заканчиваюсь я, и начинается Бог
. Если граница есть (для вас), вы её почувствуете, и в таком случае её нужно рассмотреть (прочувствовать) во всех деталях: из чего она состоит, где находится, на каком расстоянии, имеет ли она плотность и какие-то ещё характеристики. Исследуйте эту границу во всех деталях, тщательно и полностью. Рассмотрите все свои убеждения, чувства и ощущения по поводу этой границы.
Ищите снова сходства и различия между собой и Богом, затем снова смотрите, есть ли граница, и т.д. - до тех пор, пока граница не исчезнет полностью
Стирание границ происходит при тщательном рассмотрении их . Когда вы внимательно исследуете границы, вы чувствуете, что они начинают меняться, ускользать и исчезать. Тогда вы начинаете понимать, что это всего лишь выдумка сознания, всего лишь убеждение. А так как убеждения – это иллюзия, то границы, которые и состоят из этих иллюзий – стираются, исчезают. Все представления и убеждения о себе и о Боге должны исчерпаться. Когда стираются надуманные границы, остаётся Изначальное Единство, цельность.
Когда границы исчезают, может появиться мысль «я и Бог – едины». Сама фраза «я и Бог» подразумевает ещё оставшуюся отделённость. В конечном итоге достигается Единство, без ярлыков типа «я» и «Бог». Нет никаких мыслей по этому поводу и ощущения отдельности.
Чем больше накопилось отождествлений и убеждений, тем дольше происходит стирание
. Если техника стирания границ идёт очень медленно и без ярких результатов, значит, это не то, что вам нужно делать сейчас.
Стирание границ можно делать в отношении чего угодно, по отношению к чему (кому) вы чувствуете отделённость, но, опять-таки, не во всех случаях это будет подходящей техникой. Возможно, для начала нужно плотно поработать с убеждениями о себе, чтобы произошло некоторое разотождествление. Очень сильно мешает работе эгоизм, любые его проявления.
Достижение Единства – это не совсем верная формулировка, потому что то, чего вы пытаетесь достичь, уже есть и было всегда. Это не что-то новое, это, скорее, нечто забытое. Единство уже есть, нужно только избавиться от иллюзорных границ, мешающих осознавать его.
См. Уровни Единства.
Рецепт Единства.
Все религии Едины.
Высшая Реальность – это Гармония.
Когда нет разделения на «я» и «не я», нет также никакого напряжения, вражды, беспокойств, борьбы противоположностей (нет дуальностей), потому что всё едино, цельно. Откуда в Единстве возьмётся дисгармония? Дисгармония может быть только при условии, что есть больше Одного, то есть при наличии иллюзии отделённости. Когда нет никакого личного (отдельного) «я», кто будет испытывать дисгармонию? Кто скажет, что есть дисгармония?
См. Гармония и равновесие.
Высшая Реальность – это Безусловная Любовь.
Безусловная – потому что нет никого, кто ставил бы условия, нет личного отдельного «я» (всё ведь Едино). Любовь – потому что нет дисгармонии, нет субъектно-объектных отношений, нет напряжения, борьбы, беспокойства.
См. Безусловная любовь.
Высшая Реальность – это Счастье.
Потому что нет никакого отделенного «я», которое могло бы сказать: «я не счастлив». Нет «я» и «обстоятельств, которые делают меня несчастливым». Такого разделения нет, есть только Единство.
См. Близкое или далёкое счастье.
Притча «Будь счастлив».
«Образ себя - счастливого человека» - Синельников Валерий Владимирович.
В Высшей Реальности
также нет негатива, привязанностей, зависимостей, предпочтений, нет ощущения, что что-то важнее чего-то другого.
Высшая Реальность
– это состояние вне иллюзий. Таким образом, Высшую Реальность можно назвать Высшей Истиной.
Высшая Реальность
– это отсутствие эгоизма и его негативных последствий.
Фактически, всё написанное выше относится к описанию просветления.
Всё, что не есть Единство – иллюзия
КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНСТВА
Есть Сознание. Сознание – это всё, что было, есть и будет. Сознание – это совокупность всего, поэтому его можно назвать Единым Сознанием. Вы можете назвать его другим словом, например Жизнь, Бог или Единство.
Единое Сознание разделяют на проявленное (всё, что воспринимается) и не проявленное (из которого возникает проявленное).
Всё изначально Едино и, можно сказать, состоит из одного и того же «материала». Этот материал некоторые физики и мистики называют пустотой. Не важно, каким словом это будет названо.
Важным аспектом Сознания является некая Высшая Сила (или силы), управляющая природой, людьми и событиями, и часто эту Высшую Силу делят на Бога и Дьявола. У обеих сторон есть своя иерархия (дальнейшее разделение). Для практических целей можно упростить эту модель, и не разделять Высшую Силу на множество различных сил. Так мы будем ближе к концепции Единства.
Давайте Высшую Силу называть словом Бог. Бог управляет всем без исключения – людьми, природой, событиями, явлениями – целиком и полностью. Итак, у нас есть кажущаяся двойственность: Бог и то, чем он управляет. Чтобы устранить иллюзию двойственности и вернуться к Единству, нужно понять, что Бог есть ВСЁ, но один его аспект управляет другими аспектами в проявленном существовании. Посредством чего происходит управление? Посредством тех же людей, событий, явлений. Имеет местовзаимовлияние проявленных аспектов Единого Бога. Все аспекты Единства так или иначе влияют друг на друга, и этот механизм полностью слажен, поэтому Ничто не случайно.
Действующая сила только одна – Бог. Но в проявленном мире есть видимость множества действующих сил. Почему так? Все ответы на этот вопрос представляют собой лишь концепции. К примеру, такая концепция: «Бог (Единство) решил познать себя в проявленном существовании через множество аспектов себя же».
Множественность в основе своей представляет собой Единство, из которого она возникает.
Таким образом, Единый Бог проявляет себя во множестве форм.
Следующая концепция: Бог сделал так, чтобы люди были погружены в Иллюзии жизни.
Для чего Бог создал иллюзии? В качестве ответа отлично подойдёт такая концепция: чтобы жизнь могла быть такой, какой она есть сейчас. Без всех этих иллюзий спектакль под названием Жизнь не мог бы состояться.
Бог – это всё, что есть
.
Каждый из нас является частью Бога. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, и вообще воспринимаем каким-либо образом, является частью Единого Бога. Нет ничего, что не было бы частью Бога.
Когда проявлена иллюзия множества, Единство не ощущается, так как его «перебивает» ощущение множества. Это нормально, как нормально и то, что по мере духовного развития иллюзия множества теряет свою силу, как и все остальные иллюзии жизни, на что тоже Воля Бога.
Воля Бога на то, чтобы у вас была Иллюзия личной причинности, Иллюзия свободы выбора и Иллюзия личной ответственности. Эти иллюзии делают жизнь реалистичной и интересной. Стали бы вы в одиночку играть в карты за шестерых? Не так интересно, как с «настоящими соперниками», верно?
Воля Бога на то, чтобы у вас возникали определённые мысли, желания, ощущения, эмоции, реакции, которые приводили бы к тем или иным решениям, выводам и действиям, а также к их последствиям. И чтобы вам казалось, что это вы причина этих мыслей, эмоций, решений и действий.
Всё в жизни происходит исключительно и только по Воле Бога – и в вашей, и в жизни других людей.
В большинстве случаев Воля Бога на то, чтобы идея Единства и Воли Бога не принималась массово, потому что это испортило бы спектакль под названием Жизнь.
Принятие концепции «на всё Воля Бога» может произойти только по Воле Бога. И по Воле Бога может произойти исчезновение этой (возможно последней) концепции в духовном развитии.
У кого-то может возникнуть вопрос: так нужно ли что-то делать, изучать, практиковать, пытаться? Если есть желание и импульс это делать, значит нужно, на то Воля Бога. Если есть понимание, что практиковать ничего не нужно, значит не нужно. Если в данный момент есть сомнение, значит и на это Воля Бога.
Полное принятие концепции «на всё Воля Бога» избавляет от эгоизма, вовлечённости в иллюзии и последствий этого – личных страданий. В большинстве случаев духовное развитие всё же требует практики. Избавление от иллюзий и страданий происходит по мере работы над собой.
Принятие Воли Бога крайне редко случается без целенаправленной работы.
Хорошо, если вы всегда будете помнить о концепции Единства и Воли Бога на всё, это ускорит духовный рост и приблизит избавление от иллюзий.
Различные трения и конфликты между Россией, Украиной, Грузией и Молдавией, сложности, возникшие в связи со вступлением Греции в Евросоюз, грузино-абхазское противостояние, неспособность прежних союзников оказать Сербии полноценную помощь в ситуации с Косово - это лишь несколько иллюстраций к нынешней печальной ситуации в православной ойкумене. И такое отсутствие единства крайне отрицательно сказывается на каждом из государств в отдельности и на их вместе общем имидже в мире.
В чем же причина этого? Почему духовно родственные страны и народы, имеющие вековые взаимные связи, сегодня часто доходят до открытого взаимного противостояния? Очевидно, что причина - в утрате ими собственных корней, являющихся для всех них общими.
Для того чтобы понять, каким может быть выход из сложившейся ситуации, необходимо обратиться к истории.
История идеи
Идея единства православных народов начала формироваться в Византийской Империи - первом многонациональном христианском государстве. Она пришла на смену прежней римской языческой идее единства внешнего, чисто политического, основанного на физическом покорении Империей всех соседних народов. Новая идея заключалась в духовном единении разных народов и стран - единении, основанном на свободной воле. И фундаментом этого единства должна была стать вера во Христа, т.е. христоцентричность . Политический союз рассматривался как внешнее выражение внутреннего единства в лоне Православной Церкви. Для братьев по вере естественно любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга независимо от того, идет ли речь об отдельных собратьях-христианах или о братских христианских народах. Мощная Византия, естественно, являлась старшей в этой семье православных стран и стремилась проявлять заботу обо всей православной ойкумене. Случались и войны, доходило и до напряженности в отношениях между единоверцами, но это скорее было исключением из правила.
В XV веке, после падения Византийской Империи, духовную эстафету от Константинополя - Нового Рима переняла Москва. Суть этого нового статуса нашей Первопрестольной заключалась в том, что отныне Государство Российское должно было взять на себя попечение обо всех братских православных странах и народах. И это ответственное жертвенное служение наше Отечество несло многие века. Духовная и материальная помощь находившимся под турецким игом древним Восточным Патриархатам, поддержка Украины в освободительной войне против Польши и многое другое было со стороны России проявлением заботы о своих братьях во Христе.
Со временем, по причине исторических катаклизмов и под влиянием западного рационализма, в сознании православных народов исчезло ясное понимание подлинной природы их братства. И в XIX веке, как реакция на это, в России возникло новое течение религиозно-философской и культурно-политической мысли - славянофильство. Правильнее сказать, это направление не было новым, но представляло собою возврат к общим для всех православных духовным корням и стремление к восстановлению единства на их основе. Освободительные русско-турецкие войны, даровавшие свободу сербам, болгарам, грекам, во многом были вдохновлены именно возродившейся идеей единения православных народов.
Христоцентричность
Итак, если мы не хотим допустить утраты православными народами их духовной идентичности, если мы понимаем, чем нам грозит отход от своих исторических и культурных корней, мы должны в меру сил и возможностей способствовать новому возрождению идеи единства православных народов. Но для этого единения нужна по настоящему крепкая основа.
И единственный Краеугольный Камень, подходящий для этого - это Сам Христос. Т.е. единство внешнее, подразумевающее и экономическую, и военную помощь, должно стать производным от единства внутреннего, от духовного единства в лоне Святой Церкви. Таким образом, мы вновь возвращаемся к тому, что идея единства православных народов христоцентрична . Без нового глубокого воцерковления населения наших стран мы не сможем достичь поставленной цели.
И если за всеми отношениями между братскими народами будет стоять их единство во Христе, то не останется места для выяснений отношений на национальной и языковой почве, для дележа общего исторического и наследия и природных ресурсов, для попыток показать свое мнимое превосходство и т.д. Не останется места и для взаимной силовой агрессии, т.к. православные правители исторически прибегали лишь к защите и упреждению, но не к завоеваниям.
Царство Мое не от мира сего
Спаситель сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18. 30). Поэтому для христиан ничто земное не является самоценным. Оно ценно лишь настолько, насколько способствует нашей подготовке к вечной жизни в Царствии Христовом. Это относится и к идее единства православных народов.
Поэтому духовной должна быть не только основа, но и цель их единения. Взаимная экономическая и военная поддержка, культурный обмен и прочие проявления единства должны быть средством, а не целью. Цель же должна заключаться в создании для людей, населяющих православную ойкумену, наиболее оптимальных условий для жизни во Христе. Для этого законодательство и политическое устройство братских стран должны предоставлять полную свободу и гарантию жизни своим православным гражданами по библейским принципам. Заботой руководителей православных государств должно стать не просто материальное благосостояние их граждан, но, в первую очередь, их духовная просвещенность и духовная свобода.
Заключение
Что же мы, на нашем уровне, можем сделать для возрождения идеи единства православных народов? Наверное, для начала самим осознать всю ее важность. И понять, что речь идет не просто о внешнем политико-экономическом союзе, а о единстве во Христе. Которое окажется невозможным без воцерковления и духовного возрождения наших народов.
Народы состоят из отдельных людей. А потому каждый из нас должен начать возрождение с самого себя и со своей семьи. Сознательное постоянное и полнокровное участие в жизни Церкви Христовой, в Ее Таинствах - вот то, что должно заложить основу для восстановления духовного единства и России, и всех православных народов.
Сейчас начинает входить в оборот идея единства народа, - говорю я. - Чем, на ваш взгляд, она отличается от идеи национальной?
Это на первый взгляд есть вариант на ту же тему, - говорит Защитник. - Но тут есть существенное различие. Оно не столько в словесном выражении, сколько в том, откуда выходят идеи, кто за ними стоит, каковы цели их инициаторов. Национальная идея исходит из кругов населения, озабоченных судьбой России и жаждущих спасти её. А идея единства исходит… Вспомните, кто её высказал?..
Вот именно. Она исходит от власти, точнее говоря из «Кремля». Вспомните Гитлера и Сталина! Гитлер: один народ, один фюрер. Сталин: морально-политическое единство народов и всех слоёв населения (дружеские классы рабочих и крестьян и трудовая интеллигентская прослойка). Идея единства населения страны - естественная идея всякой высшей власти. Но она приобретает особое значение в исключительных ситуациях.
А что питает её теперь?
Целый комплекс условий. В стране беспредел. Нужен порядок, который способна установить лишь сильная власть. Завершился социальный перелом. Нужно закрепить его результаты. Заставить население признать новое социальное расслоение как факт, не подлежащий сомнению. Для жизнедеятельности денежного механизма нужна стабильная жизнь. Это нужно для новых господствующих классов собственников. Оппозиция мешает власти. Особенно - «левая». Особенно - коммунисты.
Да, ситуация в стране напоминает ситуацию прихода к власти гитлеризма.
И не забывайте о том, что за спиной Гитлера стоял крупный капитал.
Хотя массы населения поддержали Гитлера.
Массы советского населения поддержали сталинизм, хотя условия в Советском Союзе были другими, чем в Германии. Сейчас условия в России сложные. Даже запутанные и противоречивые. Силы, занятые в российской активной жизни, ещё не разобрались и не выработали ясную позицию.
Но дело идёт к этому?
Да. Думаю, скоро все прояснится.
Как вы себе представляете это?
Думаю, что произойдёт перелом. Установится «сильная» власть «Кремля». Гибрид сталинизма и гитлеризма, но не в трагическом исполнении, как было, а скорее как фарс. Имитационно-карикатурная форма.
Какова её роль?
Окончательно утвердить новый социальный строй. Установить элементарный общественный порядок. Ограничить беспредел во всех сферах общества. Загнать в нужные рамки и оппозицию. Загнать в нужные рамки оппозицию. Добить коммунистов. Обеспечить условия для деятельности глобального денежного механизма.
А если новая власть выйдет из-под контроля этого механизма?
Эта тенденция не исключена. Но надо же быть реалистом. Ему, конечно, будет дана какая-то свобода действий и закулисная поддержка. Но в пределах, допустимых с точки зрения западных хозяев. Нужно понять как аксиому следующее: основной стратегической установкой Запада в отношении Советского Союза и России было и остаётся разрушение их внутреннего единства, дезинтеграция, атомизация, разрыхление. Демократизация власти, приватизации экономики и деидеологизация менталитетной сферы - средства для этого. Плюс - национальная рознь. Расчленение территории. Подумайте, что обеспечивало единство страны? В системе власти - партийный аппарат, однопартийность КПСС. В менталитетной сфере - единая идеологическая система. В системе хозяйства - единая экономическая система. Все части страны были привязаны к целому во всех основных аспектах. А теперь? Что бы ни говорили о единстве на высотах власти и идеологические слуги, никакого единства не будет без внутреннего притяжения частей к целому и без внутреннего взаимопроникновения различных аспектов общества, - власти, экономики, идеологии. Все аспекты атомизированы, между ними нет соответствия и взаимопроникновения.
Идея единства Русской земли борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.
Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызывала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.
Борьба против монголо - татарского нашествия и золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества. Многие устные народнопоэтические произведения на эту тему вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанским богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.
Наивысшего подъема достиг героический былинный эпос. Древние былины получали новую жизнь. Слагатели былин о татарском нашествии обращались к образцам киевских богатырей, группировавшихся вокруг старого князя Владимира «Красное Солнышко». В них повествуется о том, как татары подступали к Киеву и как киевские богатыри изгоняли захватчиков. Киев в былинах представляет как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период создание цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром, завершалось. В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры этого времени интерес к героическому прошлому русского народа.
В XIV в оформился новый жанр устного народного творчества - жанр исторической песни. В отличии от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно эпическое, а конкретно - историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными. Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня - произведение не о прошлом, а о настоящем, исторической она становится лишь для следующих поколений.
Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, и прежде всего песни о девушках - полонянках. В центре их не судьбы государства, а частные человеческие судьбы, через которые раскрывается один из трагических моментов судьбы народной. Образ чистой и стойкой духом девушки, попадающей в плен, воплощает образ страдающей под тяжким игом Русской земли.
Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в XI - XII вв., удалось сохранить.
Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице - Сергиева, Кирилло - Белозерского и Соловецкого монастырей.
Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строго «уставного» письма появились так называемые полуустав, а с XV в. и «скоропись», что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса.
Русская книга XIV - XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы, прошло и распространении современных ей произведений глубокого идейно - политического звучания.
Русская литература XIV - XV вв. унаследовала от древнерусской литературы ее острую публицистичность, выдвигала важнейшие проблемы политической жизни Руси. Особенно тесно было связано с общественно - политической жизнью летописание. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе.
Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести - это светские произведения, близкие к устному народному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии.
Победа над монголо - татарами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль - о единстве Русской земли как основе победы над врагом.
В XIV - XV вв большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти.
В житийной литературе получил распространение риторическо - панегирический стиль (или экспрессивноэмоциональный стиль). В текст вводили пространные и витиеватые речи - монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально - богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц.
Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV в. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев.
Культурное развитие русских земель в XIV - XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур.
С конца XV в наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальные предпосылками расширения масштабов каменного строительства как культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.
"Революция" Караваджо и "Караваджизм" в западноевропейском искусстве XVII века
Научно-критическая традиция от 17 столетия до наших дней, вопреки непрекращающимся попыткам ревизии...
Взаимодействие музыки и живописи, передача музыки через художественное произведение
Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре
Любой человек, будь он взрослым или ребенком, в своей жизни не раз встречается с этими волшебными полными ярких красок рассказами, а если и не волшебными, то обязательно поучительными текстами...
Культура Древнего Египта
Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона...
Место хореографии в средневековой Европе
Пространственные искусства средневековой Европы были представлены главным образом архитектурой и скульптурой. Часто можно уменьшать, как архитектуру называют ведущим видом средневекового искусства. Это не совсем так. Действительно...
Образ материнства в русской иконописи
Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная...
Развитие русской культуры
К началу XIII в. древнерусская литература предстает перед нами вполне зрелой. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, которые сами могли служить образцами, достойными подражания...
Реформы Петра I в области культуры и быта и их оценка
“ Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков...
Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности
Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества...
Русская культура: история и современность. Массовая культура
Для архитектуры первой четверти XIX в. наиболее характерен стиль ампир (стиль империи). Этот стиль вместил в себя имперскую мощь архитектурных образов эпохи Александра I. Большое значение в развитии русской архитектуры начала XIX в...
История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры...
Формы проявления фольклорного сознания
Богатство жанров, тем, образов, устного народного творчества обусловлено: 1. разнообразием его социальных и бытовых функций; 2. способами исполнения (соло, хор, хор и солист); 3. сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение...
Формы проявления фольклорного сознания
Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки...
Коллективы народного искусства. Народное искусство представляет собой древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях. Во-первых, это собственно народное искусство в его подлинном...
Художественное народное творчество
Понятие "народное творчество" широко, емко и очень неоднородно по своему характеру и уровню. В него входит крестьянское искусство, кустарные художественные промыслы, творчество ремесленников, песенная традиция...
Первый шаг: расслабьтесь сидя, устройте тело удобно.
Следующий шаг: закройте глаза.
Третий шаг: расслабьте дыхание, сделайте его настолько естественным, насколько возможно и с каждым выдохом говорите “один”. Когда дыхание выходит, говорите “один”.
Вдыхайте и не говорите ничего. С каждым выдохом вы просто говорите “один”- “один”-“один”. И не только говорите это, но и чувствуйте что все существование едино, это единство. Не повторяйте это, просто пусть будет это чувство - и говорить...
Единство не рождается из рассуждений и уговоров типа: «Мы все едины, и то, что происходит на Земле, это и есть гармония». Все, кто оперирует лозунгами подобного рода, понятия не имеют...
Ко мне на консультацию пришла одна молодая женщина и стала рассказывать, что ее начальник ведет себя, как она выразилась, по-садистски. Такое впечатление, что ему доставляет удовольствие выводить из терпения окружающих людей.
Женщина призналась, что люто его ненавидит. Ей противна даже его манера раскуривать трубку. Легко понять, в чем была причина. Эта женщина сосредоточивала все свое внимание на негативных аспектах его личности: его голосе, одежде и прочих деталях, включая трубку, - и...
Учения целого ряда древнеиндийских традиций основаны на понимании свободы как важнейшего онтологического и методологического принципа. Это особенно верно для школы веданта (веда - знание и анта - завершение), входящей в систему шести основных школ (шат-даршана) ведической мысли (, с. 67 - 71).
В то же время, одно из центральных мест в метафизической системе Веданты занимает принцип причинности. Это отмечается в “Бхагавад-гите” (текст 13. 5) : "знание о поле деятельности и знающем поле...
Под кашмирским шиваизмом принято понимать комплекс многочисленных мистико-религиозных, ритуальных, метафизических теорий и практик, сложившихся в VIII-XII вв. на территории, которую ныне занимает индийский штат Кашмир. Самоназвание его трика.
Т. е. «Триада», что означает либо три аспекта Шивы (желание, сознание, действие), либо Шиву, Шакти и Ану (смертный индивид), либо Пати Пашу, Паша (господина, раба и их связь). Есть и другие разделения.
В целом кашмирский шиваизм обнаруживает единство...
В данной статье (пусть она послужит на благо всех живых существ) мы поведем речь об одном уникальном - в какой-то мере даже фантастическом - феномене, которому, тем не менее, довелось стать мировой религией. Это Буддизм. Что это такое, откуда он взялся, какова дата и обстоятельства его появления, и т.д. и т.п., - все это слишком объемная задача, для осуществления которой не хватит и крупной книги, не говоря уже о краткой статье. Поэтому мы здесь ограничимся исследованием только одного...
Награда всегда соразмерна делу, которому служим; она приходит только тогда, когда цель достигнута, работа выполнена и сила обретена, и никогда ранее. Это справедливо как для духовного, так и для материального развития.
Необходимо помнить, что духовная сила должна развиться так же, как и чувства. Поэтому пока мы не приобрели ее и можем существовать лишь на том плане, который доступен нашим внешним чувствам, нам придется на время забыть о других планах и подумать, какими духовными и...
Введение
Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога, и различные религии мира были ответом Бога на эти искания, - ответом, данным через людей, в душе которых Он был более раскрыт, чем в душе обыкновенных людей.
Этих людей называли различно: пророками, риши, богочеловеками, Сынами Божьими, и мы можем смотреть на них как на Одно Великое Духовное Братство, состоящее из Боговдохновенных людей, Охранителей и Учителей человечества. К Ним мы должны относиться с...
Нет ничего более несхожего, как говорит один учитель, чем небо и земля. Почувствовала земля в глубине естества своего, что чужда она небу и несхожа с ним. Потому бежала от неба в места глубинные и лежит там неподвижно и тихо, чтоб не приблизиться к небу. И узнало небо в глубочайшем естестве своем, что земля удалилась от него и заняла глубинные места. Поэтому неудержимо изливается оно плодородием своим в...