Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации фгос. Семинар-практикум «развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации фгос до Профессиональная компетентность педагога
Повышение профессиональной компетентности современного педагога ДОО
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.ЦЕЛЬ : Оказание методической поддержки воспитателям и специалистам детского сада в осуществлении государственной образовательной политики в области образования; совершенствования профессиональной компетентности педагогов; обеспечение качества образовательных услуг детского сада.
Задачи:
1. Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и повышения квалификации.
2. Организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации проектов, в инновационных процессах.
3. Обеспечение теоритической, психологической, методической поддержки воспитателей и специалистов.
4. Создание условий для повышения профессиональной компетенции роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
5. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы реализовывать ключевые компетенции?
Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть педагогу, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?
При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Эти вопросы ставит сегодня перед собой педагог ДО
Профессиональная компетенция воспитателя
интегративное качество личности педагога, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной компетенции зависит от различных свойств личности
-проще говоря, способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
МОТИВАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ
СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ, КРЕАТИВНОСТЬ
СПОСОБНОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ В РЕФЛЕКСИИ
Все эти компетентности лежат в основе Профессионального Стандарта педагога, который
Вышел Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
Согласно ему Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
Каждый педагог, учитывая самооценку включает в тему по самообразованию вопросы по ликвидации проблем в основных компетенциях своей педагогической деятельности, согласно профессиональному стандарту.
Ресурсное обеспечение детского сада для повышения профессиональной компетентности педагогов
Материально-техническое обеспечение Трудовые ресурсы Информационные ресурсы
Обновление научно -методической литературы для педагогов;
Набор словарей;
Учебники психологии и педагогики
В перспективе максимальное количество журналов, относящиеся к сфере дошкольного образования Повышение квалификации педагогов
Привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации педагогов Множительная техника (принтер, ксерокс, сканер)
В плане иметь банк данных цифровых ресурсов, интернет, чтобы педагоги могли бы им пользоваться в любое удобное время.
Формы работы с педагогами:
- Организация исследовательской деятельности в детского сада
- Разработка программ, проектов, методического и диагностического обеспечения нововведений по профилю творческой группы для совершенствования образовательного процесса в детском саду
- Обсуждение актуальных проблем
- Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, педагогических советов, семинаров, консультаций и др.
- Оказание методической помощи педагогам
Работа с родителями
Составление памятки для родителей 55 способов сказать «Я тебя люблю»
Конкурс «Очумелые ручки» (выявить таланты родителей)
Выставки «Веселый снеговик», «Моя удивительная семья», «Моя мама лучшая на свете
Родительская почта (выявить отзывы родителей о работе педагогов детского сада
Выпуск семейной газеты « Бабушка рядышком с дедушкой»
Беседа с детьми «Папа лучший друг»
Выставка работ «Дети цветы жизни»
Разработка читательского журнала для семейного чтения (пропаганда активного чтения в семье)
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО
«Быть компетентным – значит знать,
когда и как действовать».
П.Вейлл
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовании, пересмотр основ теории и практики образования. Поскольку дошкольное образование является первой ступенью образования, необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня.
В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.
Компетенция (от лат. competentio от co mpeto добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией.
Под профессиональной компетентностью принято понимать свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
Основные составляющие профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
В настоящее время разработан «Профессиональный стандарт педагога», который начнет действовать с 1 января 2017 года. В нём в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования которые можно просмотреть на слайдах.
Педагог дошкольного образования должен:
1.Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
2.Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
3.Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-
манипулятивную и игровую, обеспечивая развитиедетей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
4.Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5.Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6.Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
8.Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания образовательной организации
9.Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе
10.Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11.Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В связи с этим к педагогам-дошкольникам предъявляются все более
высокие требования. Образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, важным направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов. Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе. В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
Воспитательно-образовательной;
Учебно–методической;
Социально–педагогической .
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть :
Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
Семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
Организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
Организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
Мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
Открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
Самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
Прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
Желание педагога познавать и самореализовываться.
Все эти направления выполняют одну важную задачу –повышение качества образования в ДОУ, обновление воспитательно-образовательного процессов условиях введения ФГО ДО, Профессионального стандарта педагога.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности
является готовность к постоянному повышению своей квалификации,
профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Заместитель директора по УВР МБОУ Полурядинской СОШ Цуканова О.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.
Вся методическая работа ШМО учителей начальных классов была направлена на реализацию ФГОС НОО.
Была принята основная образовательная программа начального общего образования на 2015 – 2019 год.
Все рабочие программы разработаны учителями начальных классов в соответствии с требованиями стандарта.
В основную образовательную программу основного общего образования внесены изменения согласно примерной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Разработаны рабочие программы по предметам для 5 и 6 класса, программы внеурочной деятельности согласно структуре, определенной для рабочих программ педагогов согласно ФГОС ООО.
1) В течение учебного года вопросы внедрения и реализации ФГОС обсуждались на методических и педагогических советах школы.
Методический совет
Заседание № 1
2. Рассмотрение рабочих программ по учебным предметам и курсам
Октябрь
Методический совет
Заседание № 2
1. Педагогические технологии системно-деятельностного типа (обмен опытом работы)
2.Утверждение тематики научно-исследовательских работ школьников и организация проектной деятельности в рамках ФГОС ООО
Ноябрь
Педсовет № 2
1. Основные направления реализации ФГОС ООО. Освоение и внедрение основных концептуальных положений ФГОС ООО с учетом результатов диагностики затруднений учителей при введении ФГОС ООО в 2014 году в пилотном режиме.
Методический совет
Заседание № 3
1. Управление процессом формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС ООО
2. Отчет о проведении школьного тура предметных олимпиад и конкурсов
Декабрь
Педагогический совет № 3
Реализация принципов воспитания, изложенных в ФГОС ООО.
Январь
Методический совет
Заседание № 5
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО.
Март
Педсовет № 4
Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.
2) Кроме того, были проведены и проанализированы комплексные работы в 4,5,6 классе.
3) В марте 2016 года был проведен муниципальный семинар «Создание образовательной среды в начальной школе в условиях реализации ФГОС», ставший своеобразным отчетом школы о результатах реализации ФГОС НОО.
4) Посещенные в начальной школе уроки и мероприятия в рамках внутришкольного контроля показали, что учителя владеют системно-деятельностным подходом в обучении, широко применяют технологии проблемного обучения, ИКТ-технологии, технологии проектного обучения.
5) К концу 2015-2016 учебного года 100% педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по тематике ФГОС НОО или ФГОС ООО.
По результатам посещений уроков в 5 и 6 классе, собеседований с учителями, можно сделать выводы, что:
учителя, работающие в 5 и 6 классе, знакомы со стандартами второго поколения, т.к. прошли курсы повышения квалификации по тематике введения и реализации ФГОС ООО, а также актуальным проблемам преподавания конкретных предметов в условиях реализации ФГОС ООО;
учителя –предметники применяют на уроках, правда с различным успехом, системно-деятельностный подход, развивают личностные, регулятивные, познавательные УУД.
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы уже столкнулись с множеством проблем. Эти же проблемы перешли и на вторую ступень.
При посещении уроков в классах, в которых осуществляется обучение по ФГОС, был отмечен ряд недостатков:
Невысокая степень дифференцированности заданий для различных категорий обучающихся на уроках;
Отсутствие дифференциации домашнего задания для обучающихся согласно результатам урока;
Отсутствие на уроках организации формирования умений у обучающихся планировать свою деятельность, оценивать и анализировать её при помощи оценочных листов на каждом этапе урока, и как следствие, низкий уровень развития у обучающихся регулятивных УУД;
Отсутствие в плане уроков большинства учителей этапа рефлексии, на котором происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, самоанализ приобретенных знаний;
Неумений некоторых учителей конструировать технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Из вышесказанного можно выделить несколько разновидностей проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе реализации ФГОС.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
Планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
Синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
Изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
Выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
Неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
Сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
Сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия в других учреждениях доп. образования. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
Психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
Дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
Организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
Профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Как было отмечено ранее, учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной и основной школы к ФГОС второго поколения.
Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д.)
Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:
Организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
Проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
Организовать работу по мониторингу формирования УУД;
Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
Может быть, создать микрогруппы по проблемам:
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся,
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС: проблемы и решения.
За последние годы в обществе произошли кар-динальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов обра-зования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудни-чать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требо-вания рынка труда.
В связи с этим, важным фактором развития инно-ваций в образовании, становится педагог, готовый к эффективному использованию инновационных образовательных технологий для решения актуаль-ных методических и дидактических задач; педагог, создающий условия подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному образованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося мира. Следует отметить, что наиболее уязвимой сторо-ной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методо-логической, дидактической, коммуникативной, мето-дической и других компетенций. Работая по ФГОС, учитель должен осуществить переход от традицион-ных технологий к технологиям развивающего, лич-ностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситу-аций», проектной и исследовательской деятельно-сти, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.
Но сделать это сразу очень нелегко, так как уже на начальной ступени педагог сталкивается с некоторыми проблемами, они так же переходят и на следующую ступень. Речь идет как об общих проблемах, так и об индивидуальных, то есть личных. К общим проблемам относятся:
- планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизация действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявление социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Кроме того, возникают личностные проблемы , связанные с особенностями личности педагога:
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Для решения любой проблемы человек должен хорошо разбираться в той или иной сфере. Так же и в данном случае у педагога формируется его профессиональная компетентность. Естественно, все прекрасно понимают, что она - профессиональная компетентность - появляется не на данном этапе, а сразу с того момента, как он начинает свою педагогическую деятельность.
Итак, работая с данными проблемами, в течение немалого времени, было установлено, что необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:
Проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
Организовать работу по мониторингу формирования УУД;
Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
Возможно, создать микрогруппы по определенным проблемам:
Организовать психологическое сопровождение в начальной школе.
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам - компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации - чтобы это желание появилось после обучения) и способность видеть проблемы, а не их следствия.