Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории, как один из способов повышения эффективности обучения. Укрепление здоровья учащихся начальной школы на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологий Последнее время несколько приб
Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе - важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.
Еще нашими пращурами было замечено: какова у человека деятельность и привычки - таково будет его и здоровье. О том, что здоровье детей подрывает школа, было уже известно в прошлые века и медики с педагогами били в набат. Великий просветитель и педагог И.Т. Песталоцци в 1805 году поведал миру о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же «подрыв их здоровья». И эти слова были сказаны в эру, когда и сами родители были здоровые, и а дети у них рождались здоровые. Когда дети практически до 3-х лет еще пили молоко матери. Когда питались здоровой пищей, пили родниковую воду, а дышали девственно чистый воздух. Когда программы школ имели меньшую информационную нагрузку.
В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 50-60% (и более) школьников; резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, органов чувств, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. А также увеличение количества учащихся школ, имеющих одновременно несколько диагнозов (в анамнезе у 20% старшеклассников 5 и более).
В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья.
Не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности школы современности является сохранение здоровья учащихся школ. Для данной цели используют здоровьесберегающие технологии, которые предполагают компиляцию психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование к нему ценного отношения.
Цель образовательных здоровьесберегающих технологий
Это, в первую очередь, обеспечение школьника возможностью за время обучения в школе сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности.
Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и направленности его деятельности (педагогической психологической грамотности). Педагоги должны придерживаться следующих правил:
Эмоциональные разрядки на уроке;
Использовать физкультурные паузы на уроке;
Освобождать, а не сковывать;
Поддерживать, а не сдерживать;
Распрямлять, не сгибать.
Главной составной частью учебного процесса является урок. Урок в здоровьесберегающей школе должен длиться 40 мин . И на каждом уроке может появиться как интерес к предмету, но и смерти подобная скука. Потому на занятиях необходимо проводить паузы-динамики: упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность. Также следует проводить производственную физзарядку, а на уроках физкультминутки. Таким образом, двигательная активность увеличивается. В ГОУ «СКШ №2» г. Саратова общая учебная нагрузка учеников 6-11 кл. 36 учебных часов, а учащихся 5 кл. - 30.
Педагоги указанной выше школы на уроке много уделяют внимания выбору методов, которые способствуют творческого самовыражения непосредственно учащихся и активизации инициативы. Вот с этого момента школьники превращаются из «потребителей знаний» в персону действия по их созиданию и получению.
Это следующие методы:
Свободный выбор (свобода в беседе, выбор действий, выбор метода действий, свобода творчества и прочее);
Активный метод (ученик играет роль учителя, обсуждение в группе, ролевые игры, дискуссии, семинары, ученик в роли исследователя);
Метод, направленный на развитие и самопознание (интеллект, эмоция, общение, воображение, самооценка и взаимооценка).
На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки - все это на уроке создает психологический благоприятный климат.
Одна из остро стоящих проблем не только в школах, но и в целом в обществе, - это, разумеется, гиподинамия. Технический прогресс приводит к снижению двигательной функции человека. Снижается не только время, отведенное активным упражнениям, но и часы, проведенные на свежем воздухе. В школе (СКШ №2 г. Саратов) каждому классу отведено по три урока физической культуры в неделю, а во внеурочное время много спортивных состязаний. При этом ведется учет требований, предъявляемых к активным движениям ребенка и они должны быть разнообразными, их следует проводить на первоначальном этапе утомления, и отдавать предпочтение упражнениям для группы мышц находящихся в стадии утомления, подбор упражнений ведется в зависимости от урока и его особенностей.
На уроке биологии изучая темы здороввьесберегающих технологий, реализуется следующим способом.
Знакомя учеников со строением опорно-двигательного аппарата, следует акцентировать внимание учащихся на значении упражнений физического характера для ее дальнейшего развития.
В период изучения дыхательной системы следует проводить тренировки дыхания, которые, не занимают много времени. Данный метод позволяет развивать органы дыхания и повышает культуру общения.
В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты Земля и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе.
По материалам работы Данилова Л.С.,
учителя биологии и химии ГОУ «СКШ №2» г. Саратова
Материал подготовила:
Белоножко В.А.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 3»
Использование здоровьесберегающих технологий в школе
(из опыта работы).
«У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё».
- Как так мы учим наших детей, что наши ученики выходят из школы неполноценными членами общества?
- Почему лишь малый процент выпускников школ можно считать действительно здоровыми?
- Ка к сохранить здоровье учащихся и не отнимать надежду на полноценную жизнь?
С каждым годом, по данным многочисленных исследований, наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Выявляются всё больше детей с умственными и физическими отклонениями. Об этом свидетельствуют данные, приведённые в докладе Министерства здравоохранения РФ « О состоянии здоровья детей в Российской федерации:
15-20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 40-50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей с 1 класса к выпускным увеличивается с 3 % до 12 %, с нервно-психическими расстройствами - с 5 % до 16 %, нарушениями осанки - с 1 % до 16 %. Тенденция ухудшения здоровья детей продолжается увеличиваться с каждым годом. Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных детей на 20–25 процентов ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности. Такие показатели сильно тревожат.
Учёными доказан отрицательный факт влияния на физическое развитие молодого организма ограничения двигательной активности. Один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это запрет на движение. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает на 45-50%. До 80 % дневного времени большинство учащихся младших классов находятся в статическом положении внутри помещения.
При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответить у доски и многое другое.
У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом. Движения являются для ребенка важнейшим источником получения представлений и сведений о действительности, имеют огромное значение в его физическом, сенсорном и интеллектуальном развитии. В сохранении и укреплении нервно-психического и физического здоровья, предупреждении утомления существенную роль играет двигательная активность. В жизни приоритетными должны быть высказывания: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» Должно быть понимание и убеждённость в справедливости слов: «Движение – есть жизнь и залог здоровья». Признание великого французского мыслителя Жан Жака Руссо как нельзя лучше раскрывает взаимосвязь мозга с движением « Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении и тогда ум тоже начинает двигаться ».
Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье обучающихся и необходимость ее незамедлительного разрешения помогают использование в работе здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья детей.
Цель - здоровьесберегающих (образовательных) технологий обучения обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: это
Организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
Рациональная организация двигательной активности учащихся;
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, по словам самого автора В.Ф.Базарного, не просто укрепляет и развивает здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.
К здоровьесберегающей технологии относится и технология индивидуально - дифференцированного обучения. Данная технология помогает более качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию. Во время проведения уроков учитываю допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, которая зависит от возраста и патологии зрения обучающихся, длительность активного внимания учащихся. После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, переходим к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор. Индивидуально-дифференцированный подход способствует проявлению творчества педагога по отношению к личности учащегося. Он помогает более качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.
Глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся в разных видах двигательной деятельности (учебной, игровой) совместно с учителем физической культуры в зависимости от степени подвижности учащиеся были распределены на три основные группы:
Высокая подвижность (моторные или гиперактивные)
Средняя подвижность (нормальные)
Низкая подвижность (малоподвижные)
Каждая группа учащихся характеризуется определёнными сочетаниями уровней объёма, продолжительности и интенсивности двигательной активности. Обследование детей по уровню двигательной активности показало, что благоприятный уровень двигательной активности имеют 28% от общего числа детей. Более 72% составляют гиперактивные и малоподвижные дети.
Изучив здоровьесберегающую технологию АСРС «Обучение и воспитание в условиях активной сенсорно-развивающей среды» авторов Башкановой Г.Л.,и Улановой С.А., я стала использовать её в работе, так как данная технология направлена на увеличение двигательной активности учащихся на уроках, самоподготовке, внеклассных мероприятиях, внеурочной деятельности, предупреждение утомляемости глаз, снятия зрительного напряжения. В своей работе применяю большинство режимов. Один из них:
Организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижений по классу. Например, смена позы, направления взгляда, когда во время объяснения материала нахожусь не только перед доской, но и обращаюсь к пособиям, иллюстрациям, расположенным на задней или боковых стенках класса. На каждой 10 или 15-й минуте меняю своё расположение, например, к окну, затем, через 2 – 3 минуты к своему столу и так несколько раз. На 25-й минуте – пройду вдоль рядов к задней стене и т.д.
Следя за учителем, читая записи на доске и пособиях, учащиеся класса вынуждены поворачивать голову и верхнюю часть туловища то в одну, то в другую сторону, что очень важно для работы мышц.
Во время определённых этапов урока обучающиеся держат позу «стоя». По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Если ребёнок устаёт, то он может сесть. В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это главный момент режима динамических поз.
Для своеобразного массажа биологически активных точек на ладонях во время оценивания на уроках учащиеся «глухо» хлопают в ладоши. Эффект разрядки достигается при работе с воздушным шариком на 15-й и 30-й минутах урока. С удовольствием обучающиеся выполняют задание «Право – лево, вверх – вниз». Например: называю существительное – руки вверх, - глагол - присядьте и т.д. Важно, чтобы при выполнении таких заданий работала и левая рука, а у левшей – правая. Работа обеими руками обеспечивает не только тренировку опорно-двигательного аппарата, но и оказывает благотворное влияние на функционирование обеих полушарий головного мозга.
Каждую неделю учашиеся пересаживаются колонками. А 1 раз в месяц меняем положение парт. Смена взглядов в меняющееся пространство крайне полезны не только для глаз, но и для работы мозга.
В режиме поиска использую сенсорно – координаторные планшеты. Учащиеся класса по указанию находят нужный ответ и фиксируют взгляд на данном изображении. При этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. В данном режиме я использую подвески, которые применяю как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. В данном режиме использую держатели, подвески, стены и простенки. Режим снятия напряжения направлен на профилактику утомления зрения. Для этого я использую зрительные лабиринты.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников, и на их работоспособность оказывает структура урока. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока.
Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Для предупреждения утомления, улучшения общего состояния, восстановления работоспособности у учащихся, повышения эффективности урока, снятия напряжения с кистей рук и для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, провожу различные виды физкультминуток.
Особенно любимы учащимися на уроках следующие минутки расслабления:
виброгимнастика - встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Рекомендуется заниматься детям, которым нельзя заниматься активными движениями и они обычно остро переживают это. Можно использовать после напряженной умственной деятельности.
аутотренинг. С помощью аутотренинга человек может расслаблять мышцы, создавать состояние покоя, преодолевать боли, страх, упадок сил, утомление. Аутотренинг применяем на уроках перед напряжённой работой.
эмоциональные разминки (улыбнёмся, посмеёмся, покричим).
минутки покоя : постоим молча с закрытыми глазами; полюбуемся на солнце; помечтаем под прекрасную музыку. Они способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время уроков.
музыкально - ритмическая гимнастика . С давних времён музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Учащиеся делают ритмичные движения под музыку. Мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым. В.М.Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением. При спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Наиболее сильный и ярко выраженный эффект даёт мелодичная и спокойная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года». Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическую гимнастику называют аэробикой (аэробика - двигательная тренировка при оптимальном усвоении организмом кислорода воздуха), которая гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами.
При составлении комплексов большое внимание уделяю последовательности выполнения физкультминутки:
упражнения напотягивание;
упражнения для ног;
наклоны и повороты туловища;
упражнения для глаз
Время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, а мальчики врабатываются долго. Когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки начинают уставать. Поэтому время проведения физминуток на уроке для мальчиков и девочек абсолютно разное . Я на уроках русского языка и математики провожу поочерёдно физминутки для девочек и мальчиков. Иногда для девочек провожу на уроке дополнительную физминутку (мальчики выполняют в это время физминутку по желанию).
Пониженная двигательная активность лишает учащегося состояния функционального комфорта. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется «установка» неприятного. У младших школьников уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет. В свою очередь, это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности.
Глаза, как и мозг человека, нуждаются в двигательной активности (тренировке и отдыхе). Глаза и мозг представляют собой единую структуру, так как зрение на 90% является результатом работы головного мозга. Ограничение движений в результате долгого пребывания в одной позе и пристального смотрения в одну точку (н–р, за письменным столом, перед компьютером) приводит к напряжению мышц глаза и мозга. Появляется головная боль, усталость, чувство тяжести в области глаз и затылка. С целью снятия напряжения с глаз, повышения работоспособности и активизации деятельности обоих полушарий головного мозга на уроке я использую перекрёстные движения - при котором одновременно «включаются» в действие мозг, глаза и тело.
С целью снятия напряжения с глаз используются в работе:
Зрительные паузы.
Зрительные гимнастики.
Коррекционные физминутки.
Тренировочные упражнения для глаз.
Аутотренинг.
Массаж глаз.
Для детей характерна во время статического положения на уроке согнутая спина и чересчур согнутые ноги, что приводит к нарушению осанки, сколиозу и плоскостопию. Поэтому я большое внимание уделяю вопросам профилактики этих нарушений. С целью профилактики выполняю специальные упражнения с предметами, есть уголок с многофункциональными цветными ладошками, используем мешочки, с которыми дети выполняют различные движения, держа их на голове, держим ровную позу, стоя у стены.
В процессе урока с активной динамической нагрузкой двигательная активность возрастает в 2 – 3 раза и более. В связи с этим предъявляются более высокие требования к составу воздушной среды. В течение дня существенно меняется химический и ионный состав воздуха: снижается содержание кислорода, увеличивается концентрация углекислого газа. В условиях «динамического» урока эти изменения становятся более значительными. Всё это снижает работоспособность и способствует быстрому утомлению. Кроме того, нарушение температурно–влажностного режима способствует размножению микроорганизмов. Естественным регулятором состояния воздушной среды в классе являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют химический и ионный состав воздуха. Растения повышают содержание кислорода в воздушной среде класса. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на регуляторно – координационную функцию коры головного мозга, органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности. Кроме того, растения положительно влияют на психо – эмоциональное состояние обучающихся и радуют глаз. Поэтому в моём классе всегда много цветов.
Использование здоровьесберегающих технологий и приёмов, способствует повышению уровня "школьной успешности", радости и положительных эмоций.
Городской конкурс мастер-классов педагогов по вопросам здоровьесбережения
Ф.И.О. участника: Румянцева Ирина Ивановна
должность: учитель музыки
место работы: МБОУ "СОШ № 17"
номинация: тренинг, практическое занятие
Конспект мастер-класса
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»
Цель: Ознакомление и распространение опыта работы
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
Методы работы с аудиторией: беседа, практикум.
1. Вступление:
Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель музыки МБОУ СОШ №17 Румянцева Ирина Ивановна.
2. Основная часть.
2.1. Обоснование проблемы.
Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.
Ответы педагогов.
Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, устранение перезагрузки. В современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
Вопрос : Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?
Ответы педагогов : использовать здоровьесберегающие технологии
Вопрос : Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов ( или закончите фразу… )
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.
Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
Двигательная активность
Психологическое здоровье школьника
Творческий характер процесса обучения
2. 2. Практикум
Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.
Двигательная активность.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса я использую на уроках в начальной школе во время разучивания песен различные танцевальные движения.
(Предлагаю на выбор выучить первый куплет песни «Смешной человечек» или «Песенку о доброте», 5 минут)
Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
Все эти оздоровительные минуты довольно эффективны по своим результатам. Их дети очень любят, т.к они снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.
Психологическое здоровье школьника
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок я включаю «этюды для души». Фиксирую психологический климат на уроке.
Оздоровительная минутка «Солнышко» (можно включить музыку Э.Грига «Утро», 3 мин.)
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Пере-ключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем вни-мание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для общения. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным и интеллектуальным заданиям.
Творческий характер процесса обучения
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки - соревнования, уроки - конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
(Провожу фрагмент урока-игры во 2 классе, по теме: «Интонация», 5 мин.)
Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физкультминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его творчества.
Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.
3. Подведение итогов. Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1.Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2.Освоили на практике, что положительно на здоровье детей влияют такие факторы как: двигательная активность, психологическое здоровье школьника, творческий характер процесса обучения.
Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот только не каждый может найти и сберечь этот бесценный дар богов!»
Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.
Литература:
Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.
Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса/ Э.И. Гоникман,- М., 1996.
Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики/ Е.Л. Журавлева,- Кемерово, 1996.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии всовременной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В работе с детьми начальных классов используются здоровьесберегающие технологий всех трех групп: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса начинается с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эта работа проводится в начале каждого учебного года. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.
Размеры мебели и ее маркировка
Вторая группа здоровьесберегающих технологий, используемых в начальных классах – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Здесь особенно большое значение имеет воспитание у обучающихся правильной посадки в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий, примерно 7-8 раз за урок, практически каждые 5 минут.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
При подготовке любого урока необходимо оценивать качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. В этом может помочь памятка «Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения».
Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.
2. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.
3. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.
4. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.
5. Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
6. Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.
7. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъекты действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
8. Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).
9. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.
10. Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).
11. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. В 1 классе проводятся 2 физкультминутки: первая через 10-15 минут после начала урока (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз); вторая – через 20-25 минут (двигательная гимнастика).
12. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
13. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.
14. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей), между учащимися (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, заинтересованность-безразличие).
15. Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.
В этой памятке 15 пунктов. Всем они известны. Я остановлюсь на некоторых из них. Это, прежде всего, оздоровительные моменты на уроке, т. е. физкультминутки.
В состав упражнений для физкультминуток кроме общеразвивающих можно включать упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Гимнастика для глаз проводится как дополнение к физкультминутке или отдельно как вторая физкультминутка. Для этого есть специальные упражнения. Можно проводить такую гимнастику с помощью офтальмотренажёра В. Ф. Базарного, который представляет собой расположенные в пространстве классной комнаты ориентиры и траектории, по которым дети «бегают» глазами. С этой целью лист ватмана с изображением цветных фигур (овалов, прямых линий, «восьмёрок») помещается на потолке или на стене.
В начальных классах ещё большое значение имеет один вид физкультминуток. В работе с младшими школьниками особое внимание необходимо уделять развитию мелкой и крупной моторики рук. С этой целью на уроках письма и русского языка, технологии и изобразительного искусства проводится пальчиковая гимнастика. Это позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, влияет на центр речи в головном мозге ребенка, активизирует нервные окончания на кончиках пальцев, улучшает циркуляцию крови. Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Особенно это актуально в 1 классе.
Например, дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
В основных требованиях к организации урока с позиций здоровьесбережения есть и такой пункт: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни содержит предмет «Окружающий мир», в составе которого изучаются большие разделы «Здоровье и безопасность» во 2 классе и «Мы и наше здоровье» в 3 классе. Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о своем распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил. Учащиеся приходят к осознанию соблюдения данных правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки.
Сам материал уроков «Окружающего мира» позволяет говорить о правилах личной гигиены, о профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о лекарственных растениях и т.д.
В других случаях, когда тема урока никак не связана создоровьесбережением, что чаще всего бывает, можно использовать такой методический прием: вставки о здоровье на уроках.
Например, на уроках русского языка вставкой о здоровье может быть списывание с доски пословиц и поговорок о здоровье, правильном питании и проч. («Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», «Чистота – залог здоровья» и т.п.). После краткого обсуждения пословицы или поговорки предлагается повторить вслух всем вместе.
Ценностное отношение к здоровью можно формировать и на уроках математики. Для этого используются задачи о пользе овощей, фруктов. Или, например, «Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
(Дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
Таким образом формируется внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывается понимание ценности человеческой жизни, закладываются основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Большое значение для здоровьесбережения имеет психологический климат на уроке, взаимоотношения между учителем и учащимися. Ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, демократический стиль общения способствует предупреждению утомления учащихся и раскрывает творческий потенциал детей.
Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.
В создании ситуации эмоционального благополучия поможет игра. Игра снимает чувство усталости, тонизирует нервную систему, улучшает эмоциональное состояние и повышает работоспособность. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Поэтому игра является элементом здоровьесберегающих технологий. Уроки с применением игровых приёмов проходят живо, эмоционально с большой активностью, в благоприятной психологической атмосфере.
Элементы игры, используемые в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, например, такие как хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек, элементы театрализации являются ещё и средством эмоциональных разрядок, наличие которых просто обязательно на каждом уроке в начальных классах.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.
Таким образом, использование здоровьесберегающех технологий на уроке не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени, но даёт при этом хороший результат:
1. Снижение утомляемости.
2. Повышение продуктивности, работоспособности.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является воспитательная работа. Невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни необходимо научить детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
Главной формой внеклассной работы является классный час. Классные часы проводились по следующим направлениям:
Здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;
- террористические акты.
Для этого были выбраны различные формы реализации:
Беседы: о вредных привычках, о правильном питании, например, «Здоровые зубы», «Глаз-алмаз», «Если хочешь быть здоров».
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Основные направления здоровьесбережения на уроках в начальной школе:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
5. Привлечение семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ
Здоровье человека в XXI веке становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Физика в подавляющем большинстве школ изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 7 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью.
Создание адаптивного пространства для каждого отдельного ученика осуществляется через:
дифференциацию и индивидуализацию обучения;
использование игровых технологий;
проектную и коллективную деятельность.
Осуществляю интеграцию учебной и внеурочной деятельности учащихся: решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствует расширению их кругозора, усилению интереса к науке физике. Включаю в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.
Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Все
здоровьесберегающие уроки по физике
можно условно разделить на следующие
виды:
1.
Это запланированный «Урок здоровья»,
проводимый в конце изучаемой темы.
Например: «Механика в спорте», «Физика
температур», «Электростатические
явления в жизни человека», «О роли полей
в живых организмах», «Здоровье и
радиация»
2.
Это может быть урок, в который включены
элементы здоровьесбережения, так как
содержание урока имеет отношение к
здоровью.
3. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
Формирует интерес к своему предмету;
Устанавливает доверительные, партнерские отношения;
Продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
Максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Каждый учитель на своем уроке должен заботиться о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.
7 класс, изучение темы «Строение вещества ».
Одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.
8 класс, изучение темы «Теплопроводность»
Прошу всех учеников выйти из-за парт и стать в шеренги. Прошу: «Изобразите гвоздь. Мы частички этого гвоздя. Предлагаю показать, как ведут себя частички этого гвоздя.
Объявляю: «Нагреваем кончик гвоздя. Изобразите, что происходит с каждой частичкой гвоздя».
Упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
(Дети садятся за парты.)
Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на место побежали.
Гимнастика для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
3. Смотреть вдаль перед собой - 2-3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивал головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки - на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль - на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
6. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 -2 раза.
7. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
8. Медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Исходя из этого можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.
Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся
Информационные ресурсы:
Отчет учителя английского языка Евсеевой Веры Кузьминичны о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка
ОтчетЭлементарных знаний по математике, физике , биологии, химии и... при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям , целью которых... компетентности. Применение сетевых и дистанционных технологий на уроках английского языка В соответствии с...
Примерная тематика занятий методических объединений педагогических и руководящих работников образовательных организаций на 2015/16 учебный год
Реферат... на уроках физики : организация учебного исследования. – М.: Илекса, 2014. Ирихин В.Н. Формирование культуры здоровья на уроках физики ... третьего урока физической культуры (обсуждение). 2. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры...
Учебно-воспитательной работы мбоу сош с. Красное на 2013-2014 учебный год План работы школы на 2013-2014 учебный год
ДокументПедсовет-презентация «Эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий на уроках в рамках реализации образовательных стандартов». ... и здоровья учащихся на уроках Контроль соблюдения ТБ на уроках химии, физики , физкультуры Учителя- ...
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.