Марта грэхем что такое танец. Танцовщица и хореограф Марта Грэм: биография. Школа и танцевальная техника Марты Грэм. Единая система движений
Первой танцовщицей, выступавшей в Белом доме, была именно американская танцовщица Марта Грэм. В своей карьере, охватывающей более полувека, она произвела революцию в современном танце и создала более 180 работ в качестве танцовщицы и хореографа. Эта женщина верила в раскрытие внутреннего мира человека и считала искусство танца средством выражения сильных человеческих эмоций. Ее влияние на современный танец часто сравнивали с влиянием Пикассо на современное изобразительное искусство. Эта творческая личность смотрела на танец как на «язык движения», который позволял людям артистически выражать свои внутренние желания, страхи и экстазы. Как хореограф, она сотрудничала не только с другими танцорами, но и с художниками, дизайнерами и музыкантами для создания произведений искусства, которые были эстетически привлекательными, поскольку они были глубоко трогательными. Свои эксперименты с социальными, политическими и психологическими темами она проводила с целыми поколениями хореографов. Она творила с такими танцорами, как: Мерс Каннингем, Пол Тейлор и Твайла Тарп. Марта Грэм основала танцевальную компанию, которая сегодня является старейшей в Америке. Компания служила стартовой площадкой для многих великих современных танцоров и хореографов 20 и 21 века.
Известная танцовщица и хореограф родилась 11 мая 1894 года. Ее отец Джордж Грэм работал врачом, занимался психиатрией и интересовался телесным выражением человеческого поведения. В семье было еще две девочки, сестры Марты. Мать танцовщицы звали Джейн Бирс. Семья жила в штате Пенсильвания. Марта поступила на обучение в танцевальную школу Денишоун, основанную Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном в середине 1910-х годов. Недавно созданная школа изучала различные типы танцевальных стилей, включая народные, классические экспериментальные, восточные танцы, а также танцы американских индейцев, таким образом, представляя богатое культурное наследие танцевального искусства всего мира. Марта проучилась здесь до 1923 года. Тед Шоун, который был ее наставником в школе, увидел потенциал Марты и велел ей исполнить ацтекский балет «Xochitl». Выступления танцовщицы на различных концертах и водевилях были встречены с большим успехом. Грэм исполнила также египетский танец под руководством Шоуна в коротком немом фильме Хуго Ризенфельда в 1922 году.
Марта дебютировала как независимая танцовщица в Нью-Йорке в 1926 году. Она любила экспериментировать с танцевальными движениями, и это отразилось на ее выступлениях. В этом же году она основала свою современную танцевальную компанию, которая стала очень известным учреждением для танцоров и хореографов. С течением времени ее гениальный ум и творчество привлекли внимание критиков. К тому моменту, когда она создала хореографическую постановку «American Document» в 1938 году, ее слава как инновационного хореографа распространилась повсюду. Она считала, что танец является мощным средством выражения и раскрывает некоторые социальные, политические, психологические и сексуальные темы во время выступлений. В 1927 году Грэм исполнила программу, настроенную на авангардную музыку Артюра Онеггера. Это был оригинальный танец, который значительно отличался от ее предыдущих работ. Ее работы 1940-х годов отражали взгляды танцовщицы на человеческое общество и его сложности.
Танцор по имени Эрик Хокинс присоединился к труппе Марты Грэм в 1939 году и сыграл главную роль во многих ее произведениях. В конце концов, у них завязались отношения, и Грэм вышла за него замуж в 1948 году. Пара развелась в 1954 году. В какой-то период жизни Марта стала зависимой от алкоголя, это произошло практически сразу после ее последнего выступления в качестве танцора. Женщина была настолько подавленной, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако вскоре Грэм все-таки смогла отказаться от алкоголя и восстановила свою карьеру в качестве хореографа. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла от пневмонии 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет.
Март Грэм создала свою собственную технику, которая носит ее имя, и является по сей день основополагающей в танце-модерн. Без «техники Марты Грэм» не вырастает ни один профессиональный танцовщик. Она была первой, кто попытался структурировать движения в некую систему, что до нее не сделали ни Дункан, ни Сен-Дени. Основу ее техники, «contraction-release» – «сжатие и расслабление», танцовщики пытаются постичь годами.
В своих творческих поисках она определила, что движение подчиняется трем основным константам: времени, пространству, энергии. Она считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и «выплескивается» в пространство во время танца. Как и К.С. Станиславский, М. Грэхем делала акцент на то, что эмоция провоцирует движение. Движение, считала она, должно и может определить эмоцию более точно, чем слова. «Не важно, что говорят слова — движения никогда не лгут…, танец не должен делать ничего, что вы можете сказать словами. Он должен выражаться действиями, окрашенными глубокими чувствами, которые могут быть выражены только движениями». Создав свою школу и труппу, она создала и свой язык движений, детально разработав его технику исполнения. Важной составляющей ее техники был так называемый внутренний импульс: «Она использовала не только наши тела, она использовала также нашу душу, нашу внутреннюю жизнь…», - вспоминают ее ученики.
Уроки техники М. Грэхем начиналась с простых движений, которые превращались в длинные танцевальные цепочки с добавлением различных позиций рук и ног и изменением направлений, уровней движения
Она стремилась создать язык танца, который бы смог выразить человеческую душу и дух через мифы, архетипы и откровенные эмоции. Это был сложный процесс переосмысления, соединения новых форм с уже существующими формами. Это был путь всецелой отдачи и выразительности, наполненный уверенностью, что танец может выразить все в человеческой жизни и переживаниях. М. Грэхем создавала спектакли, а не упражнения, а затем из найденных для хореографической постановки движений формировала упражнения для класса. Некоторые движения появились в результате импровизации, некоторые были созданы под влиянием движений из классического танца, другие были созданы как хореографические образы. Так развивалась ее техника танца. Совершенствуя технику, она развивала и свою душу. Это для нее стало задачей первостепенной важности. Грэхем уделяла большое внимание внутреннему миру персонажей своих спектаклей и выражала эту внутреннюю жизнь через движения.
Техника Грэхем характеризуется двумя базовыми понятиями: контракшэн (contraction) — сжатие и релиз (release) удлинение, расширение. Ей также присущи импульсный характер движения и использование пространства за счет перемещения по полу. Лексика Грэхем вырабатывалась постепенно, по мере того как расширялся диапазон тем и образов в ее постановках. «Ее лексика была проста, сильна, правильна и ударна. Это было одновременно пугающе и возбуждающе. Мы ходили, прыгали, скакали, сжимались, высвобождались, работали на полу, падали», — вспоминает Беси Шонберн.
Главным источником движения в технике Грэхем является центр сил, она открыла его новые возможности. Тело нужно сделать управляемым, владение телом должно постоянно совершенствоваться и подчиняться анатомическим законам движения.
Эта новая техника и являлась очень смелой и не была ограничена общепринятыми традициями и стереотипами. Она начиналась с собственного красивого тела Грэхем и экстраординарных движений, которые она исполняла. Эта техника танца была и является возможностью найти путь самовыражения через движение тела в танце, облик которого во многом составляет дыхание. М. Грэхем нашла ответ на собственные вопросы, открыв новые движенческие возможности тела. Она проложила путь для создания собственной манеры танца, используя сжатие и высвобождение. Любое движение должно быть мотивировано внутренней жизнью танцора. Марта говорила, что когда внутренняя жизнь не развита, развивается «бесплодие», а недостаток мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение — к упадку. Это совершенно новый подход к физике движения, подчиненного дыханию и анатомическим изменениям при дыхательном процессе. М. Грэхем обнажила механизм движения — усилие и расслабление, тщательно скрываемые в классическом танце. Это стало важнейшими элементами ее техники, ее концепцией движения, базирующегося на «сжатии — высвобождении». Это излияние, которое наполняет все тело. Она говорила, что движение нужно не изобретать, а обнаруживать в себе. Марта Грэхем использовала всевозможные способы пробуждения воображения, включая в уроки работу над сотней образов животных. Марта учила в свободной манере, полностью сконцентрировавшись на предмете. Каждый год в классы добавлялись новые движения.
Американская танцовщица и хореограф Марта Грэм вошла в историю как одна из основоположников американского танца модерн, как человек, изменивший танцевальный мир. Между тем, начало жизни ее, казалось, не предвещало сценической карьеры. Марта Грэм родилась 11 мая 1894 года в штате Пенсильвания в глубоко религиозной пресвитерианской семье, где танцы были не в чести, считаясь занятием греховным. Впрочем, у Марты уже в детстве была возможность познакомиться и с иными культурами: няня девочки была католичкой, среди прислуги были японцы и китайцы.
Очень интересную идею усвоила Марта от своего отца – врача-психиатра, использовавшего движение для лечения нервных расстройств: он был убежден, что движение способно выражать душевное состояние человека. Благодаря этому, когда девушка из консервативной семьи все-таки познакомилась с хореографическим искусством, для полученного ею впечатления была подготовлена благодатная почва. Произошло это, когда Марте было почти двадцать лет – она посетила концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Девушка поняла, что танец – это ее судьба, и поступила в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе, а затем в школу «Денишоун», основанную той самой Рут Сен-Дени, чей концерт оказался для Марты Грэм судьбоносным.
В 1920 году состоялся ее дебют в труппе «Денишоун» в спектакле «Ксочитл», основанном на ацтекских мотивах. Его поставил один из основателей труппы – Тед Шоун – специально для нее. Он разглядел особенности ее дарования и понял, что лиричность, которой поначалу требовали от ученицы, ей не присуща. Истинной стихией молодой танцовщицы стала «страсть пантеры».
В те времена искусство танца подразделялось на две категории: балет, признаваемый высоким искусством, и танцевальные номера в шоу, водевилях и кабаре – причем в Америке процветало именно второе направление (балет в большей степени был европейским явлением). Классический балет был практически недоступен танцовщице, начавшей заниматься в 20 лет – но Марта к нему и не стремилась. Не привлекала ее и судьба танцовщицы в кабаре – она хотела быть настоящей артисткой. Ей предстояло найти свой собственный путь. После ухода из «Денишоун» в 1923 году она два года работает в Greenwich Village Follies, а затем начинает сольную карьеру, одновременно занимаясь преподаванием.
В 1926 году Марта Грэм основывает собственную труппу «Martha Graham Dance Company». Изначально она была чисто женской, но в 1938 году в труппу приходит Эрик Хоукинс, а позднее – другой хореограф-новатор, .
Одним из направлений творческих исканий Марты Грэм становится отказ от гендерных условностей, господствовавших в то время в искусстве танца: мужчинам «полагались» прямолинейные и толчковые движения, а женщинам – криволинейные и плавные. Отвергая подобные традиции, она не желала быть на сцене «ни деревом, ни цветком, ни волной». Не занимаясь борьбой за права женщин в политическом плане, Марта Грэм – как писала о ней однажды газета «Нью-Йорк таймс» – «освободила и женщину, и танец». Она представляет на сцене не женственных, а условно-безличных персонажей, воплощающих человеческую силу.
Немало постановок Марты Грэм посвящено трагическим героиням: поставленный в 1946 году балет «Пещера сердца» на музыку С. Барбера повествует о Медее, «Ночное путешествие» на музыку У. Шумена – о матери Эдипа царице Иокасте, в 1950 году был создан балет «Легенда о Юдифи» на музыку того же композитора, в 1958 году – «Клитемнестра» на музыку Х. Эль-Дабха, а в 1962 – «Федра» на музыку Р. Старера. Спектакль «Письмо миру» связан с творчеством американской поэтессы Эмили Дикинсон. Некоторые постановки – «Еретик», «Граница», «Плач» – связаны с размышлением о месте женщины в обществе. Были у Марты Грэм и такие творения, в которых человеческих персонажей нет вообще – например, созданный в 1946 году спектакль на музыку Чавеса «Темная долина», раскрывающий тему реинкарнации.
За свою творческую жизнь Марта Грэм создала 180 спектаклей, и каждый из них отличался предельной цельностью – ведь она сама продумывала все его детали: костюмы, декорации, выбор музыки. Не всем современникам приходились по душе творческие искания М. Грэм – некоторым критикам движения в ее постановках казались уродливыми, и все же танцовщица покорила публику своим особым шармом и экспрессией. После гастролей по Европе и Ближнему Востоку ее труппа приобрела мировую известность. Распространению хореографических идей Марты Грэм поспособствовал и фильм «Мир танцовщицы», снятый в 1957 году, а также изданная в 1973 году книга «Тетради Марты Грэм».
Танцовщица последний раз вышла на сцену в 60-летнем возрасте, а деятельность хореографа продолжала до самой смерти в 1991 году. Основанная ею труппа продолжает свою деятельность и сейчас, сохранив в репертуаре множество постановок Марты Грэм.
Музыкальные Сезоны
Великая Марта... Именно так называют американцы гениальную танцовщицу, хореографа-новатора Марту Грэм. Если в нашей стране Марта Грэм
известна в основном лишь профессиональным танцорам и , то в Америке эта яркая брюнетка со скульптурными чертами лица и горящими выразительными глазами стала поистине национальным достоянием.
Участвуя в создании танца модерн, Марта внесла неоценимый вклад в развитие не , создала незабываемые постановки и образы, воспитала достойных учеников.
Становление личности, становление таланта
В мир танца Марта Грэм пришла достаточно поздно, лишь в 20 лет. Родившись в Америке в мае 1894 года, в силу пуританского образования, она была далека от искусства и, тем более, хореографии. Однако увидев на сцене балетную диву Рут Сен-Дени, была покорена ею и приложила все силы, чтобы поступить в ее школу. Страстная, темпераментная, экзотичная Марта не прижилась в школе, где требовали от воспитанниц плавной и нежной грации.
Молодая женщина покидает школу и создает в 1926 году труппу Martha Graham Center of Contemporari Dance, состоящей только из танцовщиц. Марта ставит талантливые номера, призванные осознать роль женщины в обществе, в судьбе любимого мужчины, в жизни страны. Одной из знаменитых постановок того периода стала работа "Плач", в которой Марта предстала скульптурой, разрывающей условности, навязанные женщине обществом.
В 1938 году в труппе появляются двое мужчин, один из которых, Эрик Хоукинс становится мужем Марты.
На сцене появляются все новые номера, настоящие танцевальные драмы, в которых исследуются не столько внешние события, сколько самые глубокие и тайные движения души. Великую Марту не зря стали называть "Шекспиром танца".
Марта вдохновлялась античными и библейскими мифами, историей Америки, обращалась в своем творчестве к Фолкнеру, Теннеси Уильямсу, сестрам Бронте. Ее постановки становились все масштабней, а их психологизм все глубже и изощренней.
Техника Марты Грэм
В особой, необычайно выразительной технике танцовщицы в отличие от плавных главенствуют резкие, угловатые движения. Напряженность и суровая откровенность поз отрывают зрителя от равнодушного созерцания и призывают к мысли и самопостижению.
Техника Марты, в основе которой соединились "сжатие и растяжение" столь выразительна, что до сих пор привлекает хореографов.
Вариации на тему
Гастроли “Компании Марты Грэм” проходят в центре Манхэттена на сцене Сити Центра впервые после пятнадцатилетнего перерыва (прошлые - редкие после смерти Грэм выступления театра в Нью-Йорке - происходили на других площадках). Три программы составлены из балетов Грэм разных лет.
Эти спектакли - настоящий праздник для тех, кто любит искусство танца во всех его проявлениях.
Марта Грэм (в русской литературе раньше писали Грэхем) - великий хореограф, великая женщина, великая творческая личность ХХ века. Как только ее не называли в американской прессе: “Танцовщица века”... ”Икона века”... все будет справедливо, Марту Грэм нельзя переоценить.
Еще раз напомню ее биографию. Грэм (1893-1991) по рождению принадлежит к коренному населению Америки, она - индианка. Грэм училась танцу в знаменитой школе танцовщиков-модернистов начала прошлого века Рут Сен Дени и Х.Шоуна. В 1926 году Грэм основала свою труппу и школу. Она создала язык танца модерн. Из ее школы вышли многие знаменитые современные модернисты-танцовщики, модернисты-хореографы, включая Мерса Каннингэма и Пола Тейлора. Грэм была не только танцовщицей и хореографом, она сама заказывала известным композиторам музыку к своим балетам, в большинстве случаев сама создавала костюмы. Словом, Грэм была разносторонне одаренной творческой личностью, как бы Дягилев, Фокин и Бенуа в одном лице.
Марта Грэм ставила танцевальные номера и для артистов других театров: Марго Фонтейн, Михаилу Барышникову, Рудольфу Нурееву. Вместе с ее труппой и в репертуаре труппы выступали звезды мирового балета Макарова, Плисецкая, Барышников и Нуреев.
Марта Грэм считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души (к сожалению, эту основополагающую часть учения Грэм последователи оставили без внимания, занимаясь в основном “перемещением тела в пространстве”). Грэм считала, что танец - это “инструмент самой жизни”, язык души. Тело, по словам Грэм, хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека.
Марта Грэм хорошо знала не только европейскую культуру, но и культуру Востока. В ткань ее хореографии, кроме прочего, включены позы и движения традиционных фольклорных танцев восточных культур, восточная символика.
Грэм интересовали древние индейские мистерии, предания, греческая мифология и литература. Трагический женский образ - постоянный персонаж балетов Грэм, она была долгие годы и первой исполнительницей своих балетов (текст “манифеста” Грэм напечатан в программках к спектаклям).
Все, что говорила Грэм, она осуществляла в своих постановках. Я хочу сразу выделить два балета, которые произвели на меня вновь ошеломляющее впечатление, вновь - после двадцатилетнего перерыва, когда я увидела их впервые. Это прежде всего “Пещера сердца” на музыку Самуэля Барбера (постановка 1946 года). Балет создан по знаменитому греческому мифу о Медее и Язоне. Медея, одна из величайших волшебниц греческих мифов, полюбила вождя аргонавтов Язона и помогла ему добыть золотое руно. В результате целого ряда приключений Медея и Язон поселились на острове Коринф, где Медея родила от Язона двух сыновей. Но Язон решил жениться на дочери коринфского царя Креонта. Медея подарила новобрачной отравленное покрывало, и та сгорела заживо. В довершение Медея, чтобы у Язона не оставалось утешения, убила своих сыновей и улетела из Коринфа на колеснице, запряженной драконами, которые подарил ей ее дед Гелиос, бог Солнца. Таков вкратце сюжет мифа. Грэм вывела на сцену Медею, Язона и Принцессу, его невесту. Еще одна танцовщица исполняет роль греческого хора.
Хореографический язык танцев Грэм более ограничен, чем, скажем, язык классического танца или язык современных модернистов. Но комбинации и композиции бесконечно изобретательны и подчинены смыслу. Каждый жест точен и символизирует состояние души героя. Сколько бы персонажей ни находилось одновременно на сцене, они никогда не танцуют в унисон (я не имею в виду редкие сцены с ансамблем), но общая хореографическая картина завораживает. Средствами своего танцевального словаря Грэм создавала образы такой эмоциональной выразительности, давала своим героям такую точную характеристику, какую не всегда встретишь у хореографов других направлений. Язон (единственный и превосходный исполнитель роли - артист Кеннет Топпинг) - самовлюбленный самец, постоянно демонстрирующий свои накачанные бицепсы. Даже в прыжке тело Язона сохраняет неподвижность: как будто подбросили вверх застывшую статую. И только увидев мертвое тело невесты, Язон забывает о своем величии. Тело теряет монументальность, профильные линии напоминают разбившуюся на части, падающую статую: пластика полностью выражает отчаяние героя.
Танец невесты беззаботен, в основном мы видим ее приникающей к телу Язона. Балет - это не только движение, это и поза, застывшее мгновение. Грэм часто пользуется в своих балетах застывшими группами танцовщиков для усиления смысловой и эмоциональной выразительности спектакля. Так, например, застывшая группа - победный, монументальный Язон, глядящий куда-то поверх голов окружающих его людей, и маленькая девочка, приникшая к его ноге, - великолепно контрастирует с мечущейся по сцене страдающей Медеей. Когда Медея подбегает к Язону в надежде оторвать от него Принцессу, Язон отстраняет ее рукой, не поворачивая головы, не взглянув на бывшую возлюбленную. Как не вспомнить строчки из стихов Марины Цветаевой: “Отцеловал - колесовать: другую целовать”, - ответствуют”.
Женщину, олицетворяющую хор, исполняет высокая танцовщица в длинном платье, складки которого как бы танцуют вместе с ее телом. Грэм любила одевать своих героинь в подобные платья, складки которого дополняли эстетический образ, подчеркивали женственность и красоту танца. К сожалению, исполнительницы двух составов, которые я видела, были неравноценны: величественную, выразительную Катерин Крокетт заменяла Хейди Стоеклей, высокая танцовщица, которая абсолютно не чувствовала особенности пластики Грэм.
Декорация создана Исаму Нагучи. Декорации в балете Грэм всегда лаконичны: это несколько существенных для замысла конструкций на фоне рисованного (чаще - однотонного) задника.
В центре балета - Медея. Когда открывается занавес, мы видим в глубине застывшую фигуру “женщины из хора”. А справа на фоне какого-то фантастического серебряного “дерева” с длинными ветвями-иглами стоит Язон, сзади него, обняв его, - Принцесса. Медея, которая стоит позади всех, нам не видна, мы видим только ее руки, которые обхватили Язона и его невесту: Медея старается удержать Язона. Но Язон с невестой вырываются из рук Медеи. Язон стоит величественный и непогрешимый. Невеста застыла, закрыв лицо руками, - она в этой истории ничего не понимает и судьбы своей не видит. Невозможно перечислить все символы, которыми пользуется хореограф.
Я видела в роли Медеи двух исполнительниц: Терезу Капучилли и Кристин Дакин. Обе танцовщицы начинали свою карьеру еще при Марте Грэм, а теперь они же являются директорами труппы. Медея Капучилли - страстная, страдающая, неистовая. Но Дакин, актриса скрытого темперамента, произвела на меня большее впечатление. Ее Медея - странная, нервная, загадочная маленькая колдунья. Медея Капучилли - женщина, Медея Дакин - скорее существо иного мира. Даже когда она не танцует, а неподвижно лежит на полу за экзотическим серебристым “деревом” и смотрит в зал, от нее нельзя оторвать глаз. Пока невеста танцует свой детский, безмятежный танец или ластится к Язону, Медея обдумывает план мести. Я как завороженная следила за сменой душевных состояний, потаенных, идущих из глубины оскорбленной души, которые читались на лице Дакин, в ее огромных, светлых, почти немигающих глазах. И, конечно, верх мастерства Дакин - сцена колдовства. Вместо шарфа Медея в балете надевает на голову принцессы венец, который давит ей голову. Принцесса и Язон убегают за кулисы, и Медея одна на сцене - колдует, собственно, убивает своим колдовством Принцессу. Эту хореографическую сцену и волшебство исполнительницы нельзя передать никакими словами. Когда Медея-Дакин закончила свой ритуал колдовства, зал разразился аплодисментами.
В конце балета, пока страдает Язон, безгласно “вопит” женщина из хора, Медея поднимает экзотическое дерево, уносит его вглубь сцены, прикрепляет его к возвышению и сама становится в середину этой странной конструкции. Так и стоит посреди вибрирующих серебряных веток, торжествующая и загадочная. Грэм называла это дерево “паучьей одеждой”, в которую Медея облачается для волшебной трансформации: по идее Грэм, совершив преступление, должна потерять облик земной женщины.
После окончания балета зрители вставали с мест, аплодировали, кричали. Гениальный хореограф. Гениальная Марта Грэм.
В программу включены и другие балеты на тему греческих мифов с главной героиней - сильной, страстной женщиной. Балет “С поручением в лабиринте” на музыку Джиана Карло Менотти (1947 год) основан на мифе о герое греческих мифов Тезее и Ариадне. Тезей прибывает на остров Крит, он обречен на съедение Минотавру, живущему в лабиринте. Ариадна, влюбившись в Тезея, помогает ему избегнуть смерти. Она вручает герою клубок нитей. Убив Минотавра, Тезей с помощью нити, прикрепленной к входу, смог выбраться наружу. Грэм сделала героиней своего балета Ариадну, Тезея в балете нет. Сюжет балета скорее напоминает легенды о девушке, принесенной в жертву дракону. Ариадна спускается в центр лабиринта, где встречает Минотавра и убивает его. Жуткое “хождение” Ариадны по таинственному лабиринту, танцы Минотавра, эротичный дуэт-схватка Минотавра и Ариадны, возвращение Аридны из лабиринта, - все это поставлено Мартой Грэм на самом высшем уровне ее дара и мастерства.
Несколько необычной предстает перед нами и Ирадиада (балет 1944 года на музыку П.Хиндемита). Эта страдающая женщина, оказавшаяся одинокой в конце своей жизни, проводит время, всматриваясь в свое изображение в зеркале. Художник Ногучи поставил вместо зеркала довольно своеобразную конструкцию, которая напоминает скелет или один из образов Сальватора Дали. У многих народов зеркало - магический символ. Возможно, в данном случае это зеркало-скелет - символ грехов Ирадиады. Глядя в него, Ирадиада не выдерживает тяжести совершенных ею преступлений и решает покончить с собой.
Один из балетов, “Цирцея”, связан с образами поэмы Гомера “Одиссея”. Премьера 1963 года на музыку Алана Хованеса поставлена как фантастическая сказка. Женщина здесь - злая волшебница, соблазнительница, которая превращает мужчин в животных. Но Одиссею и его спутнику удается избежать этой участи. Эротическому, но недоброму миру Цирцеи они предпочитают свой трудный жребий - быть человеком. Можно только вновь поражаться бесконечной изобретательности и находчивости хореографа, четкости пластических характеристик, как всегда, точных, выразительных и понятных.
В одну из программ включен веселый комедийный балет о любви кошечки “пусикат” и совы (1978 год). В другом, шуточном балете 1990 года “Тряпичные липовые листья”, уходя из жизни, Грэм сочинила веселую пародию на себя и созданный ею театр.
Особняком стоит в программе балет 1936 года “Эпизоды из хроники”. Это один из немногих балетов Грэм на политическую тему. В 1936 году ее компания была приглашена на гастроли в Германию во время Олимпийских игр. Грэм отказалась от поездки. Она не хотела выступать в стране с фашистским режимом, тем более что часть артистов ее труппы не могла бы поехать на гастроли, поскольку были евреями. Она была оскорблена за своих коллег, артистов-евреев, которым пришлось покинуть свою родину, Германию. Грэм создала балет, состоящий из серии темпераментных танцев. Скорбный монолог женщины-солистки (Мики Орихара) перемежается или сочетается с массовыми танцами, страстными, скорбными, гневными. В балете нет военных сцен, но в нем передана боль одиночества, изгнанничества. Этот спектакль давно не исполнялся труппой. Сейчас он восстановлен по небольшим видеосъемкам того времени и по снимкам знаменитого фотографа прошлого - Барбары Морган.
Балетный мир ХХ века менялся, возникали и развивались новые направления, появлялись и исчезали новые кумиры. Но великая Марта Грэм и сегодня - великая Марта Грэм. Великая и бессмертная, потому что ее балеты - как и более поздние, так и созданные больше полувека назад - не устарели.
Несколько лет после смерти Грэм казалось, что театр гибнет. Но сегодня мы увидели превосходно подобранную и правильно тренированную труппу танцовщиков-актеров. И сегодня артисты в целом исполняют ее балеты с полным пониманием воспроизводимого ими стиля. Страстные эмоции, “закодированные” в хореографии Грэм, и сегодня передаются зрителю.
Последнее представление труппа Марты Грэм дает 25 апреля.
Фото Нины Аловерт