Святые и чудотворцы. Зосима и Савватий Соловецкие. Преподобный Зосима Соловецкий - основатель Соловецкой обители и её первый благоустроитель Схиархимандрит Зосима Сокур
Добрые, сердечные, простые и поучительные слова при жизни говорил отец Зосима (Сокур). Они открывают нам мир подлинной христианской духовной жизни, заключенный в милосердии, сердечном плаче и любви к ближним. Одновременно этот прозорливый старец грозно обличал страсти и пороки современного мира. Как гром звучало его слово с амвона, он обращал свой праведный гнев на бесстыжих раскольников-автокефалистов, раздирающих Христовый хитон.
Схиархимандрит Зосима Сокур
Иван Алексеевич Сокур (так звали в миру отца Зосиму) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Это случилось 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна (в будущем схимонахиня Мариамна), была крестьянкой. Она дружила с монахинями, и за это ее посадили в тюрьму. Там в больнице у нее родился сын. Сначала его хотели назвать Фадеем (в честь апостола), но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном - в честь Иоанна Крестителя.
Путь к священничеству
Мария Ивановна после ее освобождения с сыном Иваном переехала жить в Авдеевку Донецкой области. Там проживала ее родная сестра, которая была монахиней, и звали ее Антониной. Когда-то она была духовной дочерью самого отца Иоанна Кронштадского.
В 1961 году Иван с отличием окончил Авдеевскую общеобразовательную школу № 1. Вот только не сразу он вступил на священнический путь. Сначала с 1961 по 1964 год он проучился в сельскохозяйственном техникуме и даже успел поработать ветеринаром. Потом по благословению своего он стал послушником Киево-Печерской Лавры. Там по воле Божьей он попал в келью, где когда-то жил до своей кончины схиигумен Кукша Одесский. Духовник Ивана, схиигумен Валентин, предрек в его жизни много событий, можно сказать, даже всю жизнь.
Учеба в Ленинграде
Сначала у него была неудачная попытка поступить в Духовную воспрепятствовала этому служба госбезопасности. Иван Сокур переехал в Новосибирск и служил год иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева).
С 1968 по 1975 год он учился в Духовной семинарии и академии Ленинграда, причем его зачислили уже сразу на второй курс. В 1975 году Ивана Сокура, на тот момент студента 4 курса, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим постриг в монахи с именем в честь Савватия Соловецкого.
Сразу после учебы его направили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но тяжелая болезнь его матери заставили Савватия подать прошение о его переводе в Донецкую епархию. Там он стал служить сельским священником в храме святого князя Александра Невского в с. Александровка Марьинского р-на. Храм был бедным, но отец Савватий смог сделать так, что и прихожане появились, и необходимый ремонт, и все нужные для жизни церкви закупки были сделаны: иконостас, кресты, новые иконы. В то время, а это был 1980 год, церкви в СССР в основном закрывались, а отец Савватий делал буквально чудеса, сотворив достойный престол Господу.
Активность наказуема
В 1977 году его наградили в 1983 г. - орденом Преподобного Сергия Радонежского III ст., в 1984 г. - палицей. Советским органам такая активная и смелая деятельность сельского священника не нравилась, поэтому его не раз подвергали угрозам и избиениям. Здоровье его подкосилось. Отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы сломить дух неудобного для них священника. Каждый год он переезжал из храма в храм, из города в город, из села в село, пока в 1986 году не стал игуменом Свято-Васильевского прихода в с. Никольское Волновахского р-на (Луганская обл.). И опять первым делом он начинает ремонтировать, строить и приводить все в порядок. В 1988 году ему удалось возвести крестильню, настоятельские покои и паломническую трапезную.
В 1990 году он был возведен в сан архимандрита и в 1992-ом пострижен в схиму, получив при этом имя Зосима. В 1997 году благодаря его усилиям была утроена богадельня по и немощными людьми. В 1998-ом отцом Зосимой была основана Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами.
29 августа 2002 года старец Зосима (Сокур) почил. Он знал, что скоро умрет. Его тело было похоронено на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке. Его детище - монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.
Фильмы
О жизни этого выдающегося прозорливого старца украинский телеканал КРТ создал удивительные фильмы: «Дорога, длиною в жизнь», «Поминальная молитва». Издательство в 2005 году выпустило книгу «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышла вторая часть книги этого же издательства о старце под названием «О чем скорбит душа».
О пророчестве Зосимы Сокура
Сегодня уже много лет прошло со дня его кончины, и только теперь многие его пророческие слова стали до боли в сердце понятными, так как сбылись его самые роковые предсказания. Отец Зосима (Сокур) предрек, что прославится в лике святых в 2000 году царская семья Романовых. Из проповедей мы слышим, как он говорит о том, что конец приближается. Времена Антихриста уже подготовили свои жуткие бедственные сценарии, которые уже вот-вот начнутся.
Война, как гнев Божий, обрушится на русский народ. Блаженны будут те, которые не рождали, ибо это означает, что дети, которые сегодня появляются на свет, умрут мученической смертью. Отец Зосима (Сокур) предсказывал кровь, тяжелую жизнь и горе со слезами. Сегодня бомбы падают на Сербию, завтра натовцы-сатанисты будут бомбить Киев и до Москвы доберутся. Скоро преступников будет больше, чем просто нормальных людей. Везде - оружие, человек со стеклянными глазами может выстрелить в другого человека ради забавы. Падение нравов в обществе. Готовится предательство Церкви, Родины и всего святого.
Отец Зосима (Сокур) предупреждал, что вся колотня начнется с Киева - с колыбели городов русских. От него она покатится по всей Русской земле и не минует Россию. Автокефалисты будут прогонять истинных православных священнослужителей, многих из которых ждет тюрьма и сума.
С его слов «хохлы-западенцы» выступят против веры православной. Но монашество будет стоять войском против антихристовых слуг до самого скончания века. Много еще преподобномучеников и сподвижников иноков будет, именно они мужественно встанут в тот момент, когда все поклонятся Антихристу.
Отец Зосима (Сокур) вдохновил всех своих чад словами, что Дух Руси могучий и непобедимый. Медведь русский спит, терпит, но, как проснется и дубину в лохматую лапу возьмет, да как раскрутится и ударит, то вся масонская Европа полетит от этой русской святой дубинушки. Россия-матушка устоит, и будет там благодать великая. Силы Антихриста не одолеют Православную Церковь. Светильники истиной веры будут гореть всегда на святой земле русской. Главное - находиться в лоне Русской Патриаршей церкви и ее незыблемых канонов.
Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь ДекабрьПамять преподобного отца нашего Зосимы
Преподобный Зосима был родом финикиянин и родился в приморском финикийском селении Синде, отстоявшем от города Тира на расстоянии двадцати стадий. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями исходатайствовал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и презирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился вблизи того селения Синды, в котором он родился.
Однажды случилось ему быть в Кесарии палестинской, где в то время епископом был преподобный Иоанн, по прозванию Хозевит 1 , взятый на епископскую кафедру за добродетельную жизнь против желания из обители Хозевитской, находившейся не очень далеко от Иерусалима, по дороге, ведущей к Иерихону 2 . В том же городе Кесарии проживал некий благородный патриций 3 , по имени Аркесилай, - муж благочестивый, украшенный всякими добродетелями. У него обитал преподобный Зосима, быв принят с честью и радостью. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения 4 , старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания; и пролил весьма много слез. Затем, попросив кадильницу и наполнив ее ладаном и горящими угольями, он окатил всех находившихся там: после сего он распростерся крестообразно на земле и стал со умилением молиться Богу. Тогда Аркесилай спросил его:
По какой причине ты так опечалился?
Он во всеуслышание ответил:
Пред моим слухом пронесся шум от страшного разрушения и падения Антиохии; этот шум звучит и сейчас в ушах моих.
Аркесилай и другие, находившиеся там, удивляясь и ужасаясь, записали тот час, в который изрек преподобный, а затем вскоре ясно узнали, что сказанное старцем было истиной, ибо Антиохия пала в то самое время, когда старец, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвестил о том падении. Было совершено преподобным много и других чудес; упомянем здесь о некоторых из них.
Случилось как-то вышеупомянутому Аркесилаю прийти в находившуюся в Синде обитель преподобного. Обитель же сия отстояла от Кесарии палестинской на расстоянии пятисот стадий. В это время супруга Аркесилая по неосторожности выколола себе глаз спицей и жестоко страдала. Когда святой епископ Иоанн Хозевит узнал об этом, то с поспешностью отправился к ней осмотреть язву и увидал, что ресницы выпали у ней и глаз вышел из своего места. Тогда он приказал одному из врачей, бывших там, взяв губку, вложить выпавший глаз на свое место и привязать затем губку платком.
Когда все это происходило, к Аркесилаю поспешным шагом отправился посланный, дабы сообщить обо всем, случившемся в его доме. Аркесилай в это время находился в синдийской обители и беседовал с преподобным Зосимою. Узнав о происшедшем в его доме, Аркесилай стал горько рыдать и рвать свои волосы. Преподобный Зосима спросил его о причине плача и, получив ответ, пошел во внутреннюю келию свою, в которой по своему обыкновению всегда молился. Затем вскоре вышел к Аркесилаю с веселым и радостным лицом и сказал: "Иди к себе домой с радостью, ибо Хозевит, по дарованной ему от Бога благодати, исцелил твою жену; теперь у ней оба глаза совершенно здоровы; болезнь не причинила ей никакого вреда, ибо она чудесно исцелена Хозевитом".
Эти два чуда совершены были теми двумя праведными мужами в течение одного часа. Святой епископ Иоанн исцелил выколотый глаз женщины, преподобный же Зосима своими духовными очами издалека прозрел то исцеление и сообщил о нем Аркесилаю.
Однажды преподобный Зосима отправился в Кесарию; он взял с собою осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев; схватив осла, зверь побежал с ним в пустыню. Святой Зосима пошел по следам зверя.
Когда же лев, съев осла, насытился, старец подошел к нему и, улыбаясь, сказал:
Вот что, друг! Идти мне весьма тяжело, так как я сильно устал по причине своей старости; я не в силах на состарившихся плечах своих донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым согласно твоей природе.
Тогда лев, как бы позабыв свою естественную ярость, стал ласкаться к святому и сделался кротким как агнец и самой своей лаской показывал знаки послушания. Святой Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес осел, довел его до ворота Кесарии; затем, сняв здесь тяжесть, снова отпустил зверя в пустыню. Здесь, с одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая в послушание Своим рабам свирепых зверей, а с другой - очевидно обнаружилось, что добродетельному человеку, исполняющему заповеди Господни и от всего сердца служащему своему Богу Творцу - повинуется и служит все остальное, даже и неразумные создания. И наконец сей случай с несомненностью доказывает всем святость Зосимы финикийского 5 . Да будет же за все сие слава Богу нашему, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Иоанн Хозевит получил такое название от лавры Хузивской, в которой он подвизался. Эта лавра находилась в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, недалеко от низменной долины Иорданской. Хузивская лавра возникла в V в. Имя первого ее основателя неизвестно. Особенно процветала лавра в VI, VII и VIII в., когда она славилась строгостью жизни своих подвижников. Иоанн патриаршествовал в VI в. - Память его празднуется св. Церковью 3 октября.
Житие преподобного сообщает , что он подвизался в обители «во дни благочестивого князя Василия Васильевича», то есть Василия Темного, следовательно, после 1425 года (начало княжения Василия II). Иногда называют и более точную дату: 1436 год. Однако следует сразу отметить, что хронологические ориентиры, содержащиеся в Житиях преподобных Зосимы и Савватия , весьма смутны и во многом противоречивы.Житие Савватия так рассказывает о начале подвигов преподобного : «Услыхав о том, что в Новгородской же области находится озеро Нево (то есть Ладожское), а на нем остров, называемый Валаам, где находится монастырь во имя Преображения Господня, иноки которого пребывают в строгих подвигах, день и ночь благо-угождая Богу и питаясь трудами рук своих, преподобный Савватий стал просить игумена и братию Кириллова Белоезерского монастыря о том, чтобы его с благословением отпустили в монастырь Валаамский на жительство». Игумен дал ему свое благословение, и вскоре преподобный переселился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
На Валааме, также как и в Кирилловом монастыре , Савватий вел добродетельную и подвижническую жизнь. Однако, тяготясь общением с братией (которые, согласно Житию, высоко почитали и постоянно восхваляли его), Савватий задумывается об уходе из монастыря и отыскании безмолвного и уединенного места для поселения. Еще раньше он слыхал о пустынном и безлюдном Соловецком острове на Белом море (главном из шести Соловецких островов, расположенных при входе в Онежскую губу Белого моря). Преподобный решает переселиться туда. Он обращается с просьбой к игумену Валаамского монастыря, однако настоятель и братия отказывают ему.
Тогда Савватий ночью тайно покидает Валаамскую обитель. Он устремляется на север и достигает побережья Белого моря. Многих расспрашивает он о безлюдных Соловецких островах . Местные жители рассказывают ему, что остров Соловецкий (Соловки) удобен для проживания: на нем имеются пресная вода, рыбные озера, леса; однако связь его с материком очень затруднительна из-за его удаленности и трудности плавания по Белому морю. Лишь иногда, в хорошую погоду, к островам подходят рыбаки на своих лодках, но затем всегда возвращаются восвояси. Когда жители тех мест узнают о намерении Савватия поселиться на Соловецком острове , они начинают всячески отговаривать его, а иные даже осмеивают его.
Между тем преподобный пришел к устью реки Выги, впадающей в Онежскую губу Белого моря. На этом месте, называемом Сороки, издавна находилась часовня. Здесь Савватий встретился с иноком Германом , жившим при часовне уединенной жизнью. Савватий рассказал ему о своем желании, и оба подвижника решили вместе поселиться на Соловках . Положившись на Бога, они приготовили лодку, захватили с собой немного пищи и одежды , а также орудия, необходимые для работы. Дождавшись тихой погоды, иноки начали свое плавание и в два дня пути благополучно достигли острова. Подвижники отошли немного в глубь острова и нашли там весьма красивую местность, пригодную для поселения. Здесь преподобные водрузили крест, построили келью и начали жить в трудах и молитве. (Место их первоначального поселения находится в 12-ти верстах от нынешней Соловецкой обители , близ горы Секирной; впоследствии здесь была сооружена пустынь с часовней во имя преподобного Савватия.)
Житие рассказывает о столкновениях подвижников с местными жителями-рыбаками , также начинавшими селиться на Соловецких островах . Это обычное явление того времени, когда монастырская колонизация труднодоступных северных районов шла рука об руку с колонизацией крестьянской. Согласно рассказу Жития, лишь вмешательство Высших сил заставило местных рыбаков прекратить чинить препятствия преподобным. «Бог назначил сие место для пребывания иноков», - такие слова услышала некая местная женщина, жена рыбака, и муж ее поспешил покинуть остров.
По прошествии некоторого времени Герман покинул остров и переселился на реку Онегу, Савватий же остался один. Почувствовав приближение смерти, он стал размышлять о том, как бы ему причаститься Святых Тайн. На острове не было священника, и Савватий решил вернуться на материк. На лодке он переплыл море и, достигнув берега, отправился к устью реки Выги. Случилось так, что в пути Савватий повстречал некоего игумена Нафанаила, который со святыми дарами следовал в отдаленную деревню, чтобы причастить находившегося при смерти больного. Сначала Нафанаил хотел причастить Савватия на обратном пути и предложил ему подождать в церкви на Выге. «Отче, не откладывай до утра, - отвечал преподобный, - ведь мы не знаем того, будем ли сегодня дышать воздухом, а тем более, как мы можем знать о том, что случится потом». Не осмеливаясь более противоречить угоднику Божию, рассказывает Житие , Нафанаил причастил преподобного и стал умолять его дождаться своего возвращения на Выге; Савватий согласился. Он благополучно достиг церкви и затворился в келье, находившейся при ней. Здесь его повстречал некий купец, новгородец по имени Иоанн, плывший по Выге со своими товарами. Преподобный благословил его и попросил остаться на ночь; Иоанн сперва стал отказываться, но тут на реке началась буря, и купец увидел в ней знак Божий. Той же ночью преподобный скончался: наутро Иоанн пришел к нему в келью и нашел его сидящим во всем иноческом облачении. Вскоре вернулся игумен Нафанаил; вдвоем они предали тело преподобного Савватия земле.
Это случилось 27 сентября, однако в каком именно году, неизвестно (источники называют 1425, 1435 или даже 1462 год). Святые мощи пребывали здесь же, на Выге, до того времени, когда были перенесены на Соловецкий остров (по разным данным, 1465 или 1471 год). Житие святых Зосимы и Савватия рассказывает о чудесах, которые происходили у гроба преподобного. Так, брат Иоанна, Феодор, однажды был спасен молитвами святого Савватия от страшной бури, разыгравшейся в море.
Спустя год после кончины преподобного Савватия , сообщает Житие преподобного Зосимы Соловецкого , «благоугодно было Господу прославить то место на Соловецком острове, где подвизался сей святый муж, устроением здесь славной и великой обители. На это дело был избран Господом муж, подобный в подвигах преподобному Савватию, - преподобный Зосима ».
О личности Зосимы Соловецкого нам известно чуть больше, чем о личности Савватия . Зосима родился в Новгородской области. Его родина - село Толвуя, находившееся на берегу Онежского озера. (По-другому, его родители, люди весьма богатые, первоначально жили в Новгороде, а затем переселились в деревню Шунга, ближе к морю.) Родителей преподобного звали Гавриил и Варвара; своего сына они с юных лет воспитали в христианских добродетелях и выучили грамоте. Впрочем, Житие святого почти не содержит каких-либо фактических подробностей о жизни преподобного до его появления на Соловецком острове, ограничиваясь лишь самыми общими сведениями, характерными для житий многих русских святых. Так, желая сохранить чистоту душевную и телесную, отрок отказывается вступить в брак; когда же родители начинают настаивать на женитьбе, он покидает семью и живет отшельником в некоем уединенном месте, принимая на себя иноческий образ. В поисках наставника для себя, а также опасаясь, что родители воспрепятствуют его подвигам, он уходит еще дальше от дома.
Так Зосима повстречался с иноком Германом , тем самым, который ранее жил вместе с преподобным Савватием на Соловецком острове . Герман и рассказал Зосиме историю жизни и подвигов преподобного Савватия. Услышав об этом, рассказывает Житие, преподобный Зосима «весьма возрадовался духом и пожелал быть жителем того острова и преемником преподобного Савватия , почему и стал усердно просить Германа довести его до того пустынного острова и научить его там житию иноческому».
К тому времени отец Зосимы умер . Преподобный похоронил его, мать же уговорил оставить дом и принять пострижение в монастыре. После этого Зосима раздал оставшееся после родителей имущество нищим, а сам вернулся к Герману. Преподобные иноки приготовили все необходимое для плавания и для последующей жизни на пустынном острове и отправились в путь. Они благополучно достигли Соловецкого острова и избрали себе подходящее место для поселения. Согласно монастырскому преданию, это произошло в 1429 году, но современные исследователи склонны датировать начало подвигов основателей Соловецкого монастыря несколькими десятилетиями позже.
В день прибытия, рассказывает Житие, иноки соорудили себе шалаш , а затем срубили и кельи. Место же построения церкви указало чудесное знамение, которого сподобился увидеть преподобный Зосима: утром следующего после прибытия на остров дня, выйдя из шалаша, он узрел пресветлый луч, который сиял с неба. Впрочем, до построения церкви было еще далеко.
Вскоре Герман отправился на материк для пополнения запасов , необходимых для строительства монастыря. Ему пришлось задержаться на побережье; наступила осень, и плавание по Белому морю сделалось невозможным. Зосима зимовал на острове в одиночестве. Это было крайне тяжело: святому пришлось пережить и голод , и бесовские наваждения. Запасы продовольствия пополнились чудесным образом, когда преподобный уже отчаялся найти себе пропитание: к нему явились некие мужи с санями, полными хлеба, муки и масла. Неведомо: рыбаки ли это были, забредшие сюда с побережья, или Божьи посланцы. Наконец, весной вернулся Герман, а с ним еще один человек, по имени Марк, весьма искусный в ловле рыбы (позднее он принял пострижение с именем Макарий). Вскоре на остров приплыли и другие иноки. Они принялись рубить деревья и строить кельи, а затем срубили и небольшую церковь во имя Спаса Преображения .
Для освящения церкви необходимо было благословение архиепископа , а также церковная утварь, антиминс (четырехугольный плат, возлагаемый на престол, на котором совершается таинство причащения); необходим был и игумен для обители. Преподобный Зосима послал одного из братии в Новгород, к святителю Ионе (он занимал новгородскую кафедру с 1459 по 1470 год). Вскоре благословение и все необходимое для освящения церкви было получено; прибыл и игумен - иеромонах Павел. Церковь была освящена , и так начала свое существование Спасо-Преображенская Соловецкая обитель.
Братия вели многотрудную жизнь : проводили время в посте и молитвах, своими руками возделывали землю, рубили лес, ловили рыбу, варили соль, которую затем продавали заезжим купцам, получая взамен все необходимое для монастырской жизни. Не выдержав столь тяжкого жития, игумен Павел вскоре покинул монастырь. Его преемником стал Феодосий, но и он оставил обитель, переселившись на материк. Братия решили, что игумен должен быть избран непременно из иноков, живущих в монастыре, и обратились с мольбой к Зосиме , чтобы тот принял на себя руководство обителью. Преподобный долго отказывался, но, наконец, под давлением как монастырской братии, так и святителя Ионы, вынужден был согласиться. Преподобный отправился в Новгород, где был рукоположен в священнический сан и поставлен игуменом основанного им монастыря. Житие свидетельствует, что игумен привез из Новгорода в монастырь много золота, серебра, церковной утвари, хлеба и другого добра, которое передали обители новгородский архиепископ и бояре.
Число иноков в обители постоянно увеличивалось . По благословению игумена Зосимы была возведена новая деревянная церковь во имя Спаса Преображения, большая трапезная (ибо прежняя уже не вмещала братию), а также церковь во имя Успения Божией Матери.
В 1465 году (по другим данным, в 1471 году) в обитель были перенесены мощи преподобного Савватия Соловецкого . Житие рассказывает, что долгое время место его погребения оставалось неизвестным для соловецких иноков. Но однажды в монастырь пришло послание из Кирилло-Белозерского монастыря, в котором, со слов новгородского купца Иоанна, рассказывалось о последних днях преподобного, а также о чудесах возле его могилы, свидетелями которых были сам Иоанн и его брат Феодор. Братия тут же снарядили суда и поспешили в путь. Им удалось обрести нетленные мощи первого насельника соловецкого и, при попутном ветре, перевезти их в свою обитель, потратив на плавание всего один день, вместо обычных двух. Мощи преподобного Савватия были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы, в особой часовне. А в скором времени из Новгорода была привезена икона святого Савватия, пожертвованная в монастырь упомянутыми выше купцами Иоанном и Феодором.
В 70-е годы XV века игумену Зосиме пришлось еще раз отправиться в Новгород . Монастырь вел большое хозяйство, занимаясь рыбным и соляным промыслами и торговлей, и это приводило к столкновению его интересов с интересами крупных новгородских бояр. «По наущению от диавола, - читаем в Житии святых, - на Соловецкий остров начали приходить многие из боярских слуг вельможеских и насельников земли Корельской, которые ловили рыбу на озерах, запрещая в то же время инокам ловить рыбу на потребу монастырскую. Эти люди называли себя господами острова того, преподобного же Зосиму и прочих иноков поносили укорительными словами и доставляли им много неприятностей, обещая разорить монастырь». Игумен обратился за помощью к архиепископу Феофилу, преемнику святителя Ионы (он занимал новгородскую кафедру в 1470-1480 годах). Житие рассказывает, что во время этого своего пребывания в Новгороде преподобный предсказал разорение города, опустошение дома знаменитой Марфы Борецкой и казни шестерых наиболее видных новгородских бояр, что и исполнилось после завоевания Новгорода великим князем Иваном III. Что же касается основной цели его визита, то соловецкий игумен добился полного успеха: и архиепископ, и бояре обещали ему защиту от насилий со стороны боярских слуг. Более того, по свидетельству Жития, преподобный Зосима получил особую грамоту «на владение островом Соловецким, и островом Анзером, лежащим в десяти верстах от Соловков, и островом Муксомой, лежащим в трех верстах. И приложили к грамоте восемь оловянных печатей: первую - владыки, вторую - посадника, третью - тысяцкого и пять печатей - от пяти концов Новгорода». По грамоте, ни новгородцы, ни местные жители карелы не имели права «вступаться» в островные владения; все угодия, а также рыбный промысел и солеварение объявлялись принадлежащими исключительно монастырю. «А кто приедет на те острова на ловли, или на добыток, на сало, или на кожу, и всем тем давать в дом Святого Спаса и святого Николы изо всего десятину».
Неудивительно, что уже в XVI веке Соловецкий монастырь становится одной из богатейших обителей русского Севера. Он прославился и как военный страж северных рубежей России, не раз принимавший на себя удары врагов и в XVII, и в XVIII, и даже в XIX веке.
Последние годы своей жизни преподобный Зосима по-прежнему проводил в постоянных трудах и молитвах , ни на минуту не забывая о смерти и неотвратимости Божьего суда. Своими руками он соорудил себе гроб и держал его в сенях кельи, сам выкопал могилу. Предчувствуя приближение смерти, преподобный вверил монастырь своему преемнику - Арсению, затем собрал братию и преподал ей наставление. Скончался преподобный игумен Зосима 17 апреля 1479 года. Братия с честью похоронили его в могиле, которую он выкопал своими руками, за алтарем церкви Святого Преображения Господня; позднее над могилой сооружена была часовня. В 1566 году, 8 августа, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия торжественно перенесли в придел соборного храма во имя преподобных, где они покоятся и доныне.
Как и святой Савватий , святой Зосима прославился как великий чудотворец. Известны его многочисленные чудеса, которые стали совершаться уже вскоре после его кончины. Много раз преподобный являлся плавающим по морю, когда они находились в опасности, останавливал бурю и спасал корабли от потопления; иногда его видели в храме среди молящихся иноков; больные получали исцеление у гробниц Зосимы и Савватия молитвами преподобных.
Уже в конце XV века в Соловецком монастыре была составлена первая редакция Жития святых Зосимы и Савватия , до нас не дошедшая. Вскоре после смерти преподобного Зосимы, рассказывается в особом «Слове о сотворении Жития», старец Герман продиктовал свои воспоминания о святых «начальниках» Соловецких ученику Зосимы Досифею (одно время возглавлявшему обитель). Герман был человеком неграмотным и разговаривал «простою речью», что вызывало насмешки иных соловецких иноков. Однако Досифей прилежно записал рассказы старца. Впрочем, эти записи вскоре после смерти Германа (1484) пропали: на Соловки приехал некий инок из Кириллова монастыря и увез записки Досифея с собой. Впоследствии Досифей оказался в Новгороде, и новгородский архиепископ Геннадий благословил его написать Житие соловецких подвижников. Досифей принялся за дело, опираясь на собственные воспоминания и восстанавливая в памяти рассказы Германа. Однако Досифей не решился показать свой труд Геннадию, поскольку, по его мнению, он был написан слишком простым и безыскусным языком, не украшенным, по обычаям того времени, разного рода риторическими оборотами. Лишь несколько лет спустя, в 1503 году, Досифей побывал в Ферапонтовом монастыре и уговорил проживавшего там в заточении бывшего митрополита Спиридона-Савву переписать жизнеописание Зосимы и Савватия заново. Отредактированный Спиридоном труд Досифей отвез в Новгород, где он вызвал одобрение святителя Геннадия. (Эта редакция Жития Зосимы и Савватия дошла до нашего времени, хотя и в единственном списке.) Впоследствии Житие было отредактировано еще раз - знаменитым книжником Максимом Греком; позже к нему присоединялись рассказы о новых чудесах соловецких чудотворцев. Было составлено и Похвальное слово преподобным Зосиме и Савватию . Вообще, Жития святых основателей Соловецкой обители относятся к числу наиболее распространенных в древнерусской книжности.
Местное почитание преподобного Савватия началось вскоре после перенесения его мощей на Соловецкий остров ; кончина игумена Зосимы и чудеса, начавшиеся у его гробницы, привели к церковному прославлению и этого великого соловецкого подвижника. Общецерковное же празднование святым было установлено на церковном соборе 1547 года; позднее к лику святых был причтен и преподобный Герман Соловецкий .
Церковь празднует память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 8 (21) августа, в день перенесения их мощей, а также 17 (30) апреля (память преподобного Зосимы) и 27 сентября (10 октября) (память преподобного Савватия).
«Святые… Странные они были», – думает современный человек. Одни раздавали все свое богатство и становились нищими; другие уходили в пустыню и за счастье почитали жить в одиночестве; третьи носили вериги , измождали себя аскетическими подвигами и находили свое счастье в этом ; иные терпели ужасные мучения, пытки, их лишали жизни, но и тогда они были счастливы, потому что с того момента для них открывалась дверь в Жизнь Вечную. Не правда ли, странные?.. А, между тем, все они были такими же людьми, как и каждый из нас. В чем же их тайна?
Что ожидали мы увидеть, отправляясь в паломническую поездку в республику Башкортостан? Знакомиться с нравом этой страны, как называли Башкирию в старые времена, уже можно начинать, колеся по ее дорогам. Башкирия – это бескрайние степи, сменяющиеся богатыми лесами; это край сельского хозяйства; это многочисленные крепкие деревни и добротные дома, проезжая мимо которых, видишь, как где-то в глубине блестит полумесяц на мечети. Удивляться не приходится, ведь в этих местах ведущими религиями являются ислам и православие – но все равно непривычно.
Каждый раз, проезжая новый населенный пункт, с ревностью и надеждой внимательно вглядываешься в вереницу домов, желая отыскать взглядом золотой купол православного храма. (Это позже мы узнали, в каком соседстве живут две эти религии: мусульмане приходят на богослужения в православные храмы, а бывает, что и получают исцеления от святынь) . Но вот очередной подъем в гору, и при спуске – то, чего так долго искал взгляд. В Покрово-Эннатский мужской монастырь близ села Дедово заходим с радостью – будто после долгого пути вновь пришли домой.
Особые чувства испытывает душа, когда находишься в новом храме. Нет, он построен не вчера и не на пустом месте. За его плечами, как сказали бы мы о человеке, а применительно к храму – за его куполами, алтарем, колокольней – долгая и святая история. В конце XIX века в эти места (ныне село Дедово Федоровского района Уфимской митрополии) приехали помещики Эннатские – Дмитрий и Софья. Так уж они были очарованы красотой здешней природы, что не только остались тут жить, но и решили поставить храм, да не просто храм, а великолепный собор. Построенному на заре революции храму суждено было просуществовать недолго. Но милостив Господь, и вот через десятилетия храм словно заново родился.
Строили наши предки на века, поэтому, когда в начале XXI века сюда приехал игумен Николай с братией, пред ними предстала картина скорее не разрушенного храма, а опустошенного: снесенные купола, выбитые окна, полная пустота внутри… Восстановить этот огромный собор, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, удалось только спустя семь лет. Сегодня все крупные строительные работы завершены – остались мелкие, косметические и самые приятные: повесить уже приготовленную икону, закончить настенную роспись – все это последние важные штрихи.
Покровский собор прекрасен при взгляде с любой точки. Можно неустанно любоваться им утром, когда нежные солнечные лучи восходящего солнца подкрашивают белоснежный храм теплыми розовыми и оранжевыми бликами. Можно уйти за несколько километров, на монастырские холмы, и встречать, словно плывущий по реке Ашкадар, храм-корабль.
В конце XIX века в храме было образовано сестричество, которое, разрастаясь с каждым годом, к началу ХХ века переросло в женский монастырь. Был сначала построен деревянный храм в честь святителя Николая, и уже после 1900 года, когда умер Дмитрий Эннатский, София решила строить этот красивый собор.
Оценивая величие собора, легко можно представить, как когда-то в монастыре проживало более трехсот сестер. На огромных монастырских угодьях располагался чудный сад, где росли яблоки разных сортов, малина, слива, смородина. В Малинке, как называли сестры участок леса, держали пчел, а в конце деревни стояли мельницы. Были и своя пекарня, и мастерские, из которых особо славились швейные.
Настоятельницей этой славной обители была матушка Зосима, в 2006 году прославленная в святом сонме преподобных. Когда в 1923 году большевики разгоняли сестер монастыря, а сам храм закрывали, матушке Зосиме было уже за 100 лет. Скончалась же святая угодница Божия на 116-ом году жизни. Удивительной была ее жизнь – такой же удивительной, как и ее любовь ко Господу.
Преподобная Зосима Эннатская
Имя Зосима в переводе с греческого обозначает «живой». Удивительная святая Уфимской епархии, преподобная Зосима Эннатская, прожила на земле 115 лет. Родилась она 1 марта 1820, а скончалась 1 марта 1935 года, будучи схимницей Покрово-Эннатского женского монастыря. Сегодня обитель как величайшую святыню хранит ее чудотворные мощи, а люди, притекающие к ним, желают узнать о старице как можно больше.
С детства отличалась подвижница кротостью, молчаливостью и отрешенностью от мирской суеты. Шли годы, Евдокии (так звали ее в миру) прочили замужество, но девица решительно отказывалась. Тогда отец выпорол ее плетью, и послушная дочь вышла замуж за небогатого и богобоязненного парня. Позже мужа убили на русско-турецкой войне, а единственный сын погиб на охоте. Оставшаяся вдовой невестка позже стала келейницей старицы и не покинула ее до самой кончины. Так по Божиему промыслу Авдотья, как звали ее на селе, пришла в монастырь уже в зрелом возрасте.
Известно, что Евдокия неоднократно ходила пешком через Турцию в Иерусалим. Последний раз она была там в 1912 году. Видя схождение Благодатного Огня, она совершенно устремилась в свет Господа Иисуса Христа. Непрестанно молясь, полюбив тишину и уединение, в нескольких километрах от обители она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеления. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней в честь Святой Троицы.
«Вода из источника, который она ископала, целебная, – рассказывает игумен Покрово-Эннатского монастыря отец Николай (Чернышов). – Самое интересное, что больше исцелений получают мусульмане. Но, может быть, это оттого, что православные паломники приехали-уехали, мы и не знаем, что произошло дальше, а люди, живущие здесь, возвращаются в монастырь и рассказывают о благодатной помощи, которую получили».
Когда наступило время гонений на Церковь, матушка Евникия – таково было ее имя при принятии монашеского пострига – приблизительно в 1919 году приняла великую схиму с именем Зосима. С тех пор она уже до конца дней своих спала в кипарисовом гробу, привезенным ею некогда из Иерусалима.
Вскоре монастырь разогнали, и матушке пришлось переехать в дом одного благочестивого семейства. У маленькой кельи во дворе всегда толпилось много народу, приезжавшего к матушке Зосиме со всей России. Ночью старица Зосима молилась, а днем к ней как к «живому храму», как к святому источнику текли вереницы людей не только из Оренбургской, но и из соседних – Уфимской, Челябинской, Самарской и Саратовской областей.
Насельники монастыря часто ездят со святыми мощами по разным городам России. «И вот, когда мы снова приехали в Оренбург, – рассказывает отец Николай, – произошло такое чудо. Мать и дочь пришли к мощам. У 28-летней дочери признали рак груди и должны были делать операцию. Кафедральный собор, куда мы привезли мощи, был открыт всю неделю день и ночь. Они остались в храме на ночь перед операцией и молились, а мы уехали, так и не зная, что случилось потом.
Но когда через две недели мы вернулись, чтобы переехать в другое крыло Оренбургской епархии, то остановились опять в кафедральном соборе, чтобы мощи преподобной Зосимы переночевали в этом храме. И вот эта пожилая женщина с настоящим ревом подошла ко мне. Проплакавшись, она рассказала, что когда ее дочь пришла на операцию, врачи ее вновь обследовали и не нашли опухоли. На другой день эта женщина принесла целую горсть золотых украшений и пожертвовала матушке Зосиме, положив в раку.
Другой случай чудесной помощи матушки Зосимы в наши дни произошел в Орске. «Подошел молодой мужчина, лет двадцати пяти, – вспоминает отец Николай, – и сказал, что у него родился сын и не дышит – легкие не раскрылись, и пришлось подключить аппарат искусственного дыхания. Я ему посоветовал: сейчас закрывается храм, давай попросим, и ты останешься один и помолишься. Утром, когда мы уже уезжали и стали выносить мощи, он откуда-то вынырнул и говорит: «Батюшка! По молитвам преподобной Зосимы ребенок задышал!»
Еще при жизни святая старица исцеляла болезни ног, бесноватых, которых к ней привозили в цепях. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, ведомы были события, поступки, мысли людей. Преподобная провидела будущее и помогала всем, кто к ней обращался.
Вот одна из историй, случившихся при жизни матушки, которую можно назвать пророческой. Однажды, уже в советское время, к ней за советом пришел мужик, который был наслышан о благодатной помощи святой. А матушка Зосима его спрашивает:
– Аким, зачем ты ко мне пришел?
– Как жить и спастись нам, матушка?
Она в ответ:
– Разве мы спасемся? Купим акафист и положим за сундук, не прочитав.
Дала наставление, и он ушел. В скором времени верные люди посоветовали ему уехать, ибо он был в списке на раскулачивание за веру во Христа. Распродав имущество, ночью быстро стали загружать оставшийся скарб на подводу. Когда он отодвинул сундук, то нашел за ним акафист и только тогда уразумел, что имела в виду матушка Зосима.
Покрово-Эннатский монастырь села Дедово Уфимской епархии; Рака с мощами преподобной Зосимы Эннатской
Незадолго до кончины старица объявила своим близким:
– Когда родилась, тогда и умру. Вы смерти моей не увидите. Через три дня после похорон придут чекисты, могилку мою раскопают, в гробу будут что-то искать. Ничего не найдут. Меня перевернут лицом вниз, а вас всех арестуют, кроме одного человека. Вы не скорбите; коли будет так, значит, я у Бога достойная, а если нет – плачьте обо мне – погибла я.
Именно так все и вышло. Умерла старица 1 марта – в свой день рождения. Была ночь, и смерти ее никто не видел. Кто-то заявил в ГПУ, что с матушкой в могилу положили много золота. После похорон чекисты раскопали могилу, открыли гроб, развили ее (монахов по смерти облачают и свивают мантией). Ничего не нашли. Всех духовных чад ее вскоре арестовали, лишь один сумел чудом скрыться.
Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Сокур, - высокодуховный и прозорливый старец. Добрые, сердечные, простые и поучительные слова, которые при жизни говорил отец Зосима, открывают нам мир подлинной христианской духовной жизни, заключенный в покаянии, молитве, милосердии, сердечном плаче и любви к ближним.
Старец грозно обличал страсти и пороки современного мира, обращая свой праведный гнев на раскольников-автокефалистов, раздирающих Христов хитон. Как гром звучало с амвона его пастырское слово, призывая православных твердо стоять в вере.
Отошел старец ко Господу 29 августа 2002 года. Не желая омрачать великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, он вымолил себе еще один день жизни, продлив мучительные страдания, которыми его на закате дней посетил Господь, и мирно преставился в день Всемилостивого Спаса, незадолго до дня своего рождения.
В обители были посажены райские яблони, которые зацвели в годовщину кончины старца
Старец любил говорить, что после его кончины большие алтарные часы, своеобразная достопримечательность обители, остановятся. Так и произошло. Когда из больницы пришло печальное известие о кончине старца, часы показывали время 23-45 (по уточненным после публикации данным, в заголовке время указано не совсем верно). Часы остановились: время замерло, навсегда зафиксировав скорбный час отшествия старца в блаженную Вечность. В настоящее время эти часы находятся в алтаре Васильевского храма.
Примечательным является и тот факт, что о своей грядущей кончине отец Зосима говорил чадам и таким образом: «Когда увидите икону св. пр.Иоанна Кронштадтского с кропилом, значит, настала пора мне уходить». «Батюшка, да такого быть не может, - нет такой иконы», - смущались его чада. Однако в скором времени некие благотворители из России принесли ему в дар икону св. пр. Иоанна Кронштадтвского в полурост, на котором он изображен держащим в руках кропило. Икона дореволюционного письма, написанная на двух шпунтованных досках. Все поняли, что час пробил…
Обратимся к биогафии старца, славные вехи которой очень поучительны.
Иван Алексеевич Сокур (так звали отца Зосиму в миру) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна, в будущем схимонахиня Мариамна, была крестьянкой. Она была христолюбива и поддерживала дружеские отношения с монахинями, за что была посажена в тюрьму. Там, в больнице, у нее и родился сын. Первоначально его хотели назвать Фадлеем в честь апостола, но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном – в честь Крестителя Господня Иоанна.
С 1951 года будущий старец жил в г. Авдеевке Донецкой области, где с отличными отметками окончил школу в 1961 году. Там проживала родная сестра матери, которая была монахиней, и звали ее Антониной. Когда-то она была духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадского. Не сразу вступил он на священнический путь. Сначала, с 1961 по 1964 год, он проучился в сельскохозяйственном техникуме и даже успел поработать ветеринаром. Потом по благословению своего духовного наставника стал послушником Киево-Печерской Лавры. Там по воле Божьей он попал в келью, где когда-то жил до своей кончины схиигумен Кукша (Величко), прославленный в лике святых как прп. Кукша Одесский. Духовник Ивана, схиигумен Валентин, предрек в его жизни много событий, которые произошли впоследствии, и, можно сказать, изменили всю его жизнь.
Первоначально будущий старец пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но власти активно препятствовали этому. Гонимый органами госбезопасности, Иван Сокур переехал в Новосибирск и служил год иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева).
В 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, сразу на второй курс, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию на тему: «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение», получил степень кандидата богословских наук. В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим совершил монашеский постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. Спустя некоторое время он был рукоположен в диаконы, а позже - в иеромонахи.
Праздник Успения Божией Матери отмечается в обители почти так же торжественно, как Пасха
Непосредственно после учебы будущего старца направили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но тяжелая болезнь матери заставили иеромонаха Савватия подать прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию, в клир которой он был принят 25 декабря 1975 года, получив место сельского священника в храме святого благоверного князя Александра Невского в с. Александровка Марьинского района. Храм был чрезвычайно бедным, но тщанием отца Савватия в нем появилось множество прихожан, а вскоре был осуществлен необходимый ремонт и совершены все нужные для жизни церкви закупки. Был воздвигнут иконостас, приобретены кресты, новые иконы, разнообразная утварь.Впоследствии Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) вспоминал: «Меня всегда поражало его храмостроительство. Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на пра здник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку - на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».
Видимым образом отец Савватий совершил чудо, достойное Господа: подвиг восстановления храма. Все это время он жил при храме, и мама, обитавшая в Старомихайловке, нередко приезжала к нему на службу. Она любила молиться, стоя справа у алтаря, и, когда исполнились назначенные Господом сроки, отец Савватий постриг ее в великую схиму. О миролюбии и кротости матушки Мариамны ходили легенды.По словам бывшего алтарника Александровского храма, в настоящее время игумена Зинона, она была человеком высокой духовной жизни, настоящим Ангелом. Схимонахиня Иннокентия, много лет трудившаяся при Александровском храме, вспоминала: «Очень хорошая, обходительная, гостеприимная. Батюшка часто повышал голос, когда его не слушали или что-то не так делали. Матушка Мариамна ему: «Что ты кричишь, нельзя так людям грубить. Надо с людьми нормально разговаривать». Но батюшка и накричит, и поругает, и пожалеет всех. Одновременно и строгий и добрый был».
В Успенской Николо-Васильевской обители, основанной отцом Зосимой.
Схимонахиня Мариамна отошла ко Господу в 1981 году в конце Петрова поста, в канун праздника святых первоверховных Апостолов Петра и Павла во время чтения Псалтири и была погребена в Александровке недалеко от храма.
Священноначалие по достоинству оценило самоотверженный труд ревностного иеромонаха. В В 1977 году будушего старца наградили наперстным крестом, в 1980 он был возведен в сан игумена, а в 1983 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1984 году – палицей. Советским властным структурам такая активная и смелая деятельность сельского священника не понравилась, поэтому его не раз смиряли, подвергая всевозможным унижениям.Однако гонения только укрепили его в подвиге крестоношения. Тогда отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы лишить паствы и сломить дух неудобного для них священника. Скорби подорвали его здоровье, но не сломили дух.
Интерьер храма
В 1985 году он был назначен настоятелем Рождество-Богородичного храма в с. Андреевка Великоновоселковского района. Едва обосновавшись на новом месте, после Пасхи 1986 года, вновь переведен, на этот раз в Свято-Троицкий храм г.Макеевки, получив вскоре назначение настоятелем Свято - Покровского храма пос. Андреевка г. Снежное.
22 ноября 1986 года батюшка был определен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района. Приехал в Никольское отец Савватий в самом конце ноября 1986 года, и служил первый раз в Васильевском храме на праздник Введения Пресвятой Богородицы. Здесь, наконец, он обрел пристанище до исхода своих дней.
Впереди предстоял великий молитвенный и созидательный труд.
Уже подмораживало, а в полуразрушенном храме, как и в настоятельском доме с зияющими выбитыми стеклами, которые пришлось заткнуть матрасом, было холодно, гулял пронизывающий ледяной ветер.Кругом царила мерзость запустения.В лучших традициях безбожных времен непосредственно у входа размещались отхожее место и огромная мусорная куча. Прекрасный майоликовый иконостас, являвшийся украшением Васильевского храма до революции, был варварски разбит и выброшен, а его место заняла обыкновенная фанерная доска.
Еще долго в земле находили осколки этого уникального иконостаса, которые батюшка собирал и хранил, как святыню, в алтаре. Казалось, для того, чтобы восстановить поруганный храм, нужно будет потратить много времени и вложить огромные средства. Но то, что не под силу человеку, возможно Господу. Уже в 1988 году здесь была возведена крестильня, выстроены настоятельские покои и трапезная для паломников, которых становилось все больше и больше. Они притекали к любвеобильному игумену за добрым словом и мудрым советом, и никто не отходил неутешенным.
Меж тем в 1989 году церкви был передан Никольский храм, который оказался в еще более ужасном состоянии. Фронт работ ощутимо увеличился, но это только удесятеряло усилия игумена Савватия.И усилия эти были оценены по достоинству.
В 1990 году подвижник, возрастая из силы в силу в меру возраста духовного, был возведен в сан архимандрита. Это не заставило его возгордиться. Напротив, восприняв это как некий аванс в счет будущих дел, он усилил молитвенное рвение и а в 1992-ом епископом Донецким и Славянским Алипием был пострижен в схиму. Православному миру явился схиархимандрит Зосима: с этим именем он навсегда вошел в историю старчества.
Годы созидания продолжались. Начало будущей обители положила обустроенная отцом Зосимой в 1997 году богадельня, где обрели пристанище немощные люди, оставленные на произвол судьбы. Чтобы обеспечить им достойный приют в старости, в аренду у сельсовета был взят Дом временного проживания, расположенный неподалеку от храма.
Проживающие там монахи и монахини радуют бодростью духа и очевидной ухоженностью. Они с благодарностью поминают старца Зосиму, которого многие сподобились знать при жизни.
В 1998 году, на Крестопоклонное воскресенье схиархимандрит Зосима попал в реанимацию с острой почечной недостаточностью: отказали почки. Старец умирал.
В этом тяжёлом состоянии он пережил то, что принято называть клинической смертью. Как вспоминал сам Батюшка, он уже видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение (только Великое Славословие напева Киево-Печерской лавры отдалённо напоминает это чудное пение – говорил он).
За порогом этой жизни он встретился со своим сотаинником и сомолитвенником – схиархимандритом Феофилом, который и вернул его обратно, на землю:
- Тебе ещё рано, по тебе вся земля плачет.
Неизвестно, было ли о.Зосиме откровение, или просто после возвращения из потустороннего мира он по-другому посмотрел на вещи – но он принялся за строительство монастыря. Достоверно можно сказать одно, что он ничего не делал без указания Господа, без воли Божьей, которая ему открывалась в молитве.
Господу было угодно, чтобы этот изнемогающий Старец совершил практически невозможное. То, на что он не мог решиться и при относительном здравии – воздвиг небесную обитель на земле, райский уголок для земных ангелов, как называют монахов.
«Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколение в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…» Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.
В 1998 году схиархимандрит Зосима был официально назначен назначен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. В ознаменование высоких заслуг перед Господом 26 марта 1999года его наградили орденом Нестора Летописца, 20 апреля 2000 - правом ношения второго креста с украшением, а к 2000-летию Рождества Христова – орденом «Рождество Христово – 2000» I степени.
В этом же году был официально зарегистрирован женский Свято-Николаевский, а в 2001 - Свято-Васильевский мужской монастыри, под благодатным покровом которых собрались. Первым наместником которого и стал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима. Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами была освящена.
Последние годы жизни старец тяжело болел и 29 августа 2002 года отошел ко Господу. Господь открыл ему время кончины, о чем он неоднократно говорил опечаленным чадам, приуготовляя их к этому печальному событию. Он был погребен на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке.
Его детище – монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.
О жизни этого выдающегося прозорливого старца украинский телеканал КРТ создал удивительные фильмы: «Дорога, длиною в жизнь», «Поминальная молитва». Издательство Сретенского монастыря в 2005 году выпустило книгу «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышла вторая часть книги этого же издательства о старце под названием «О чем скорбит душа».
Сегодня уже много лет прошло со дня его кончины, и только теперь многие его пророческие слова стали до боли в сердце понятными, так как сбылись его самые роковые предсказания. Отец Зосима (Сокур) предрек, что прославится в лике святых в 2000 году царская семья Романовых. Из проповедей мы слышим, как он говорит о том, что конец приближается. Времена Антихриста уже подготовили свои жуткие бедственные сценарии, которые уже вот-вот начнутся.
Сегодня, день памяти отца Зосимы обитель посетил правящий архиерей, Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Он возглавил заупокойную Литургию, посвященную памяти старца
Предсказания схиархимандрита Зосимы
Война, как гнев Божий, обрушится на наш народ. Блаженны будут те, которые не рождали, ибо это означает, что дети, которые сегодня появляются на свет, умрут мученической смертью. Отец Зосима (Сокур) предсказывал кровь, тяжелую жизнь и горе со слезами. Сегодня бомбы падают на Сербию, завтра будут бомбить Киев и до Москвы доберутся.
Скоро преступников будет больше, чем просто нормальных людей. Везде – оружие, человек со стеклянными глазами может выстрелить в другого человека ради забавы. Падение нравов в обществе. Готовится предательство Церкви, Родины и всего святого.
Но монашество будет стоять войском против антихристовых слуг до самого скончания века. Много еще преподобномучеников и сподвижников иноков будет, именно они мужественно встанут в тот момент, когда все поклонятся Антихристу.
Отец Зосима (Сокур) вдохновил всех своих чад словами, что силы Антихриста не одолеют Православную Церковь. Светильники истиной веры будут гореть всегда на нашей святой земле. Главное – находиться в лоне Русской Патриаршей церкви и ее незыблемых канонов.
Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно.
Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви:
«Строго держитесь Русской Православной Церквии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т. к. они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
Заупокойная панихида по почившему старцу
В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть.
В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные - по мере необходимости.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение…».
А вот эти беседы были записаны в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре 14 лет назад, но кажется, что схиархимандрит Зосима говорит с нами из сегодняшнего дня. Говорит о национализме, бандеровцах, раскольниках, любви, ненависти, Дне Победы, о западе и о Солнце Правды - Господе нашем Иисусе Христе.
«Прости нас, Господи! Ты нам принес любовь и мир, а мы зло и ненависть сеяли. Ты принес нам на землю смирение, а мы в гордости своей погибаем. Ты любовь принес - а мы ненавидим и презираем друг друга.
Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, - а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой - для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой - это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем - москали, хохлы и прочие народы - когда мы все единая Русь святая», - говорил старец Зосима 12 лет назад, Великим постом 2002 года.
После трапезы всем паломникам и прихожанам благословили календрики.
Приезжайте в Никольское! Скоро у батюшки - день рождения (3 сентября). Проезд из Киева Мариупольским поездом до Волновахи, затем - 20 минут на маршрутке, и вы - в удивительной обители. На блокпостах досматривают только молодых мужчин, но пропускают всех.
Приезжайте, - не пожалеете!
Фотографии для публикации предоставил Сергий Фрич