Методы и формы работы с родителями в дополнительном образовании. Работа с родителями в учреждениях дополнительного образования Работа с родителями в дополнительном образовании
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями учащихся во многом зависит от форм организации работы.
Данные рекомендации помогут начинающим педагогам создать систему работы с родителями учащихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся - это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся
Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание .
Организация и структура родительского собрания
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ учащихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:
Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель - представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Не менее важной является просветительская форма работы, например, оформление информационных стендов «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей. Подобная информация размещается и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.
Активными и популярными формами работы у родителей являются:
Совместные воспитательные и праздничные мероприятия;
Консультации педагога-психолога;
Посещение занятий родителями;
Индивидуальные беседы.
Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей. Примерами таких мероприятий могут быть творческие конкурсы и фестивали «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я - дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я - читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:
Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;
Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама - солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.
По результатам конкурсов оформляются выставки и выпускаются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.
Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.
Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».
Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
Удалось избежать противостояния и конфронтации;
Удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
Удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;
Обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.
Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
- Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
- Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
- Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
- Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
- Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
- Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
- С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
- Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
- Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
- Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
- Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
- Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?
Анкета 3
«ВАШ РЕБЁНОК»
С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
- Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
- Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
- Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
- Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
- Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Методика
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.
Предложения для учащихся:
Центр для меня - это …
Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …
Педагог для меня - это человек, который …
Мои товарищи по коллективу - это …
Занятия для меня - это …
Деятельность, которая мне нравится, - это …
Деятельность, которая мне не нравится, - это …
Предложения для родителей:
Центр, где занимается мой ребенок, - это …
Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …
Товарищи моего ребёнка по коллективу - это …
Выполнение домашних заданий для моего ребёнка - это …
Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …
Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …
В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения .
Для воспитанников:
Я радуюсь, когда …
Я огорчаюсь, когда…
Я плачу, когда…
Я злюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Мне не нравится, когда….
Я верю, когда…
Если у меня хорошие новости, то я…
Если у меня, плохие новости, то я …
Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей:
Я радуюсь, когда мой ребёнок….
Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….
Я плачу, когда мой ребёнок….
Я злюсь, когда ребёнок…
Мне нравится, когда мой ребёнок…
Мне не нравится, когда мой ребёнок…
Я не верю, когда мой ребёнок…
Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
Если у моего ребенка хорошие новости, то…
Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
Если у моего ребёнка что-то не получается, то….
Рисуночный тест
«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.
Это может выглядеть так:
мама |
папа |
|||
книга |
газета |
уроки |
||
кухня |
диван |
друзья |
Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
Тест
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.
Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.
Сочинение-размышление
Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть в них искренними.
Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,
«Мой дом - моя крепость?!»,
«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей»,
«Законы жизни семьи» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Тест
«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»
На вопросы этого теста предлагается ответить родителям .
- Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?
А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;
Работа с родителями в дополнительном образовании.
Автор: Брюшинина Татьяна Юрьевна.Должность и место работы: Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования Учебный Центр, Бурятия Муйский район п. Таксимо.
Назначение:
Данный материал предназначен для преподавателей, методистов дополнительного образования. Поможет в организации работы с родителями в дополнительном образовании. Акцент сделан на описании форм работы с родителями в ДО, что поможет выбрать наиболее удобные для вашего образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:
образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
семью (основной институт социализации личности)
социум (стихийное влияние «улицы»).
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.
Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:
Дни открытых дверей.
Конференция.
Родительское собрание.
Творческие мастерские.
Совместная игровая деятельность.
2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Посещение семьи на дому.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.
Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.
Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.
Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.
Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Совместная игровая деятельность.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей.
Через игру взрослым легче корректировать отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.
Традиционные формы работы.
Дни открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).
3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.
Просветительская работа.
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.
Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
Государственно-общественные формы работы.
Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.
Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.
Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
В Центре внешкольной работы города Новоуральска выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций педагогов и психологов, а также различных досуговых мероприятий. Одной из наиболее популярных форм организации семейного досуга являются конкурсные программы. Игра - это педагогическое средство развития и воспитания применимое в любой сфере деятельности, связанной с педагогическими задачами формирования личности ребенка. Там, где ребенок стремится подражать взрослым, на помощь приходит игра.
Традиционным в Центре внешкольной работы стало проведение интеллектуально-творческого семейного марафона "Лабиринт" для детей первого года обучения в возрасте 9-11 лет и их родителей в отделе интеллектуально-творческой ориентации.
Организация конкурсных программ - многоэтапный процесс, предусматривающий учет многих деталей, проблем, вопросов. При этом все конкурсные программы проводятся по одному алгоритму. Организатору конкурсной программы необходимо определить круг участников, придумать задания, разработать критерии оценивания, пригласить и подготовить жюри и ведущего, найти призы, подумать о реквизите, технике, помещении, зрителях. Основными признаками любой интеллектуально-познавательной игры являются:
1. Наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать во время игры ее участникам.
2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней оболочкой игры.
Для интеллектуально-творческого марафона были сформулированы следующие цели:
- создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми;
- повышение интереса к интеллектуальной деятельности у детей и родителей;
- знакомство и приобщение к деятельности детских коллективов отдела;
- установление системы взаимосвязей между всеми участниками марафона.
Включение интеллектуально-творческого марафона в воспитательную программу Центра дало возможность использовать систему взаимодействия всех элементов образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. В разработке и проведении игры участвуют отдел досуга, специалисты и педагоги прикладного творчества, а также старшие учащиеся.
Предварительная подготовка
Для разработки положения об интеллектуально-творческом марафоне, конкурсных заданий и вопросов, для написания сценария создается творческая группа из числа педагогов Центра. В положении указываются сроки и место проведения игры; состав команд; характер конкурсных заданий; критерии оценки. Подготовка интеллектуально-творческого марафона включает в себя разработку правил, заданий, вопросов, игрового сюжета и создание сценария игры. Игра рассчитана по времени на 1,5 часа.
Правила игры
В течение нескольких лет были выработаны определенные правила, которые стали традиционными:
1. В игре принимают участие команды, состоящие из пары ребенок-родитель.
2. Ведущий задает командам специально подготовленные вопросы.
4. Вопросы "Разминки" задаются последовательно всем командам-участницам.
5. Каждая команда следует по своему маршруту, нанесённому на карту, выполняя задания на станциях. Баллы, полученные на станциях, проставляются в оценочный лист.
6. Ответы команд оценивает компетентное жюри.
7. Баллы за ответ начисляются в соответствии со специально разработанными критериями.
Разработка заданий и вопросов игры
Составление вопросов, пожалуй, - самая трудная и ответственная часть всей подготовки к игре. Обычно эту часть работы выполняет творческая группа разработчиков, привлекая в случае необходимости дополнительно консультантов.
Самостоятельные творческие конкурсы: "Визитная карточка команды", "Воображалка", "Мастерица" требуют от участников проявления фантазии, выдумки, артистических способностей, сценической культуры.
Творческие конкурсы всегда создают тёплую семейную атмосферу в зале, располагающую к раскрытию творческого потенциала, как детей, так и родителей.
Подготовка членов жюри
Оценивать выступления команд-участниц в игре непросто, так как некоторые задания имеют творческий характер.
До начала марафона необходимо проводить предварительную работу:
Познакомить членов жюри с ходом игры;
С правилами игры;
С критериями оценок выступлений и ответов команд;
Члены жюри заранее должны знать о том, что им придётся взять слово и объяснить ту или иную оценку.
Музыкальное и художественное оформление
Музыкально-художественное оформление создает особую атмосферу в зале, воспитывает культуру и эстетический вкус участников марафона.
Место проведения, реквизит, техника
Для проведения игры используется учебные помещения Центра внешкольной работы, станции располагаются в кабинетах соответствующего профиля с необходимым оборудованием. Начальный и заключительный этапы марафона проводятся в большом помещении, со сценой для театрально-творческих конкурсов, с местами для размещения команд-участниц, ведущих, жюри, звукооператора.
Обязательной частью реквизита являются маршрутные карты, оценочные листы, материалы с ответами на вопросы для работы жюри.
К техническим средствам, необходимым для успешного проведения игры, относятся: интерактивная доска, компьютеры, музыкальный центр, микрофоны (желательно иметь радиомикрофон для удобства работы с залом).
Программа игры
1 этап. Визитная карточка команды. Время выступления 3 минуты.
Команды представляют себя (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам).
Критерии оценки:
- содержательность выступления;
- яркость, артистизм выступления.
2 этап. Разминка.
Блиц-вопросы командам из разных областей знаний. Если команда затрудняется с ответом, то её соперники имеют возможность получить дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.
Критерии оценки:
- точность;
- полнота ответа.
3 этап. Поиск карты.
Место, где спрятана карта, указано в слове. Каждая буква русского алфавита представлена в виде двоичного кода. Нужно расшифровать это слово и найти карту. Код шифровки прилагается.
4 этап. Прохождение марафона по индивидуальным маршрутам.
На станциях участников игры ждут педагоги и старшие учащиеся, которые предлагают слепить из пластилина авангардную скульптуру, на компьютере сыграть в логическую игру и нарисовать семейный портрет, ответить на вопросы лингвистического турнира, расшифровать сообщение, сыграть в дартс, спеть караоке (баллы полученные за игру дартс и караоке переводятся по шкале: 20 очков = 1 баллу). Выполнение заданий оценивает один из членов жюри, проставляя баллы в оценочные листы каждой команд.
Критерии оценки:
- точность;
- самостоятельность.
5 этап. Интеллектуальная викторина.
Участникам предлагаются вопросы из выбранной ими области знаний.
Критерии оценки:
- точность;
- полнота ответа.
6 этап. Подведение итогов, защита творческих работ.
Члены жюри оценивают выступление команды после каждого этапа по пятибалльной системе. По окончании игры подсчитывается общее количество баллов каждой команды. Победительницей считается команда, набравшая большее количество баллов.
7 этап. Награждение.
Награждаются:
Три лучшие команды (1, 2, 3 места)
Вручаются подарки всем участникам марафона.
Позитивные результаты игры можно рассматривать с нескольких позиций:
Для МОУ ДОД "ЦВР"
- освоено новое направление работы;
- благодаря интеллектуально-познавательной программе расширилось образовательно-воспитательное пространство МОУ ДОД "ЦВР";
- создан определенный положительный имидж МОУ ДОД "ЦВР" как учреждения, способного на хорошем организационном уровне проводить досуговые мероприятия для детей и родителей;
- вырос профессионализм педагогических работников МОУ ДОД "ЦВР" в области методики и практики подготовки и проведения мероприятий для детей и родителей.
Для участников игры:
По итогам игр проводились опросы, беседы, целью которых было нахождение возможности совершенствования технологии проведения игры, исправления недочетов, допущенных в ходе подготовки и проведения.
Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить детско-родительские отношения, учат принятию совместных решений.
Участвуя в марафоне, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, оказаться на "территории интересов" ребёнка, осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право быть таким, какой он есть.
В свою очередь, участие детей в марафоне обеспечивает повышение мотивации к интеллектуальной деятельности, создание комфортной психологической среды, способствует развитию "эмоциального интеллекта", повышает престиж семьи в глазах ребёнка.
Л.А.Латыпова,
ООДТДМ им.В.П. Поляничко, г.Оренбург
Работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.
Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку работы объединения.
Специфика организации дополнительного образования позволяет использовать широкие практические возможности взаимодействия с семьями учащихся, как традиционные (собрания, лекции, консультации), так и инновационные (интерактивные), причем приоритет отдается современным формам.
Особенности активных методов связаны с включением диалога и полилога, наличием обратной связи, самостоятельной формулировкой запросов со стороны родителей.
Понятие «интерактивные методы» («interactive » с англ.: «inter » означает «между», «active » - действовать) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).
К интерактивным методам относятся: работа в мини-группах, ролевые игры, «мозговой штурм», имитационная игра, дискуссия и др.
Преимущества интерактивных методов в том, что они:
- Ставят родителей в активную позицию;
- Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
- Проясняют родительские ожидания, представления;
- Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.
Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является семинар-практикум. Данная форма проведения позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Эта форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в этот процесс.
- Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:
- упражнения, направленные на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра-энергизатор);
- работа в группах;
- тематическое выступление ведущего;
- заключительное задание участникам;
- рефлексия прошедшего занятия;
- «обратная связь».
Существуют специальные приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. Одним из инновационных приемов является модерация.
Модерация –это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные, осознание собственных ресурсов в решении проблемы. Включает ряд этапов: определение и формулировка проблемы или темы обсуждения, обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов, обобщение и конкретизация результатов работы, подведение итогов работы и обмен впечатлениями.
Педагог, использующий данный прием, должен соблюдать следующие правила:
Не настаивать на собственном мнении и собственных целях;
Не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других;
Активизировать группу, задать тему и настраивать группу на эту тему, задавая вопросы (но при этом не высказывая предвзятые решения или утверждения);
Принимать все высказывания группы как сигналы, которые помогают ему понимать коммуникативные процессы в группе;
Пытаться пояснить участвующим их собственное поведение, чтобы было возможно увидеть и устранить конфликты;
Управлять процессом, но не вмешиваться в содержание обсуждения.
Отличие модерации от «мозгового штурма» - в краткости высказываний, письменном обсуждении проблемы, голосовании с помощью специальных знаков, это могут быть цветные стикеры, что делает наглядным выбор большинства и самостоятельное решение проблемы.
Одной из форм дискуссионного общения родителей является родительский ринг, который позволит родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что не так. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
- Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка?
- Нужны ли наказания?
Важную роль в интерактивном взаимодействии играют имитационные и ролевые игры.
Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Предлагаемые ситуации должны быть подобраны с учетом конкретной группы родителей. Родителям даются установки, как себя вести в соответствии с ролью, что дает возможность продемонстрировать разные стили поведения родителей, в том числе и нежелательные, лучше понять чувства ребенка.
Однако следует помнить, что проведение ролевых и имитационных игр возможно только в том случае, если между педагогом и родителями существует доверие.
При дефиците времени эффективно использование метода «Аквариум» (образуются 2 круга: внешний - наблюдатели и внутренний - участники), когда 2 - 3 участника проживают ситуацию, а остальные анализируют ее со стороны и «сопереживают».
Меняются даже такие традиционные формы работы, как родительское собрание, планируя которое необходимо заранее обсудить выбор тематики, с помощью анкетирования или беседы. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции, поэтому оптимальным решением будет использование мини-лекции со слайдовой презентацией и практической части в виде игр, упражнений, заданий, помогающих понять и усвоить главную тему встречи.
Интересной формой работы являются совместные занятия для родителей и детей в форме игры с элементами тренинга. Эта форма работы отличается от семинара-практикума большим количеством специально подобранных игр и упражнений, отсутствием теоретической части, участием родителей и детей. Одна из основных задач этих занятий - показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них проблемы, рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать о проблемах ребенка родителю.
Не менее важны эти занятия для детей, т.к. позволяют ребенку увидеть родителей без привычной родительской роли, более того - в непривычной творческой позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.
Однако если такая форма проводится впервые, следует помнить, что родителей надо заинтересовать, рассказать о назначении этого мероприятия, так как часто игру они воспринимают как что-то несущественное.
Необходимым условием является создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения, сплочение группы, что можно сделать с помощью специальных упражнений и игр. Первые задания имеет смысл делать не игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаги варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых, быстрее включить их в игру и поднять настроение участников.
Важную роль играют не только сами упражнения, но и обсуждение после их выполнения, что способствует рефлексии своих чувств и поведения участниками встречи.
Для активизации всех участников в обсуждении проблемы можно рекомендовать работу в мини-группах (2 - 3 человека) или паре. В паре складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, кроме того, появляется возможность получить обратную связь и поддержку.
Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы («Мой ребенок и его друзья»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание» и т.д.). Затем родители объединяются в пары, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.
В конце занятия необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности, сформировать потребность к подобному взаимодействию.
Говоря об использовании активных методов работы, мы намеренно не затрагиваем тренинги, так их могут проводить только психологи или педагоги, имеющие соответствующую подготовку и сертификат на ведение тренингов.
Таким образом, активные и интерактивные методы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с семьей и укрепить детско-родительские отношения в семье, создать условия для формирования партнерских отношений между родителями и детьми, учат принятию совместных решений.
Рассмотренные формы работы не исчерпывают разнообразия возможных способов взаимодействия с родителями. Использование интерактивных форм требует высокого уровня психологической компетентности, прохождения самими педагогами тренингов и семинаров-практикумов с целью освоения этих форм работы, что актуализирует более тесное взаимодействие с психологами учреждения.
Литература:
1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.
2. Маслихина,Н.В., Переина, М.Т. Руководство нравственным воспитанием в семье в системе работы освобожденного классного воспитателя. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск,
г. Менделеевск, 2006.
3. Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.
4. Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Дом детского творчества»
«Организация работы с родителями
(опыт работы)
Социальный педагог
С. Кочубеевское 2014 год
Введение ……………………………………………………………………………...3
Теоретическое обоснование…………………………………………………………5
Практическое решение……………………………………………………………….7
Выводы………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………….20
Приложения………………………………………………………………………….21
Введение
Одним из наиболее значимых процессов, протекающих в образовательной реформе, с полным основанием можно считать повышение качества и значения дополнительного образования детей, которое сегодня по праву рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем, учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО), как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, что позволяет наиболее полно реализовывать принцип взаимодействия с семьей в целях социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.
Анализ работы социального педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с семьями воспитанников показывает, что в этом направлении работы происходят изменения, обусловленные требованиями общества к процессу социализации ребенка.
Изменения отражаются на формах взаимодействия с родителями, целях и задачах, на содержании и формах работы с семьей в целом.
Процесс социализации складывается не только из необходимых базовых знаний и поведенческих навыков. Работа социального педагога и вся воспитательная работа в учреждении построена так, чтобы выработать у ребенка самые необходимые компетенции: личностные и профессиональные. И только в самом близком сотрудничестве с родителями это можно сделать наиболее успешно.
Именно по этой причине возникает потребность в разработке и создании системы взаимодействия семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, учитывающей особенности работы с семьей в сельской местности. Системный подход в работе с родителями содействует обогащению воспитательного потенциала УДО, обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и благотворно сказывается на жизнедеятельности и творческую реализацию ребенка в целом.
Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в социализации ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.
Цели одного из наиболее важных направлений в работе МОУ ДОД ДДТ – работе с семьей – создание условий для успешного взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся для всестороннего развития личности ребенка.
Задачи в работе данного направления:
· Изучить потребности родителей в педагогических знаниях;
· Разработать систему взаимодействия социального педагога, психолога, педагогов с семьями воспитанников;
· Привлечь в систему работы специалистов различных специализированных служб и ведомств ;
· Разработать единую программу с использованием эффективных форм работы с родителями;
Теоретическое обоснование
В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» накоплен определенный опыт работы с родителями.
Данное направление деятельности, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителям была действенной, а дело воспитания и развития детской личности стало общим делом семьи и образовательного учреждения, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения с целью успешной адаптации личности ребенка к последующей взрослой жизни.
В последние годы вопросы взаимодействия семьи и образовательных учреждений рассматривались доктором исторических наук, доктором философии, профессор Холостова издала ряд учебных пособий . В них не только изложена история развития социальной работы в России начиная с X в. по настоящее время, но и сформулированы теоретико-методологические аспекты социальной работы, проанализированы социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы, указаны принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей. Рассмотрены особенности социальной работы в различных сферах жизни общества, описаны различные технологии социальной работы.
В 2011 году под редакцией и вышло в свет уникальное издание - "Энциклопедия социальных практик". В нём были собраны и рассмотрены новейшие методики организации социальной помощи и социального обслуживания наиболее уязвимых категорий населения - пожилых, инвалидов, семьи и детей.
Изучив её работы, я пришла к выводу, что социальная адаптация семьи должна происходить в нескольких направлениях
И если учреждение дополнительного образования не может значительно изменить материальное положение семьи, то оказать психолого - педагогическую поддержку, и помочь семье социализироваться – наши прямая обязанность.
В настоящее время идет перестройка системы образования, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.
Практическое решение
Цель:
Внедрение в работу с семьей современных форм и методик.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей, повышений их педагогической культуры;
-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в учреждении дополнительного образования;
Предполагаемый результат:
· Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
· Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
· Повышение профессиональной компетентности педагогов;
· Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
· Привлечение большего числа родителей в образовательно-воспитательный процесс ребенка;
Описание опыта:
В 2009 году я пришла в профессию «социальный педагог», и первый год работа с семьей была построена с использованием традиционных методик и форм педагогического просвещения родителей.
Но с введением образовательных стандартов и новых требований к качеству работы образовательного учреждения, повысились требования и к работе с родителями. Такие критерии как «качество» и «количество» стали неразделимы.
Для выполнения требований системы образования и в целях привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс были введены в работу социального педагога новые формы взаимодействия с родителями.
Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей. На основании данного мониторинга создается банк данных о детях из семей «группы риска» и социально-незащищенных семей.
«Культура поведения в семье»
«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому»
Особенно популярны среди родителей заседания, которые сочетаются с выступлениями детей и интересными развивающими играми – деловыми или ролевыми. В ролевых играх дети выполняют функцию родителей и подсказывают им, как бы они решили те или иные семейные проблемы. Благодаря использованию такой формы взаимодействия, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, они как бы оказываются на "территории интересов" ребёнка, учатся уважать его право на индивидуальность.
Особенно хочется отметить востребованность и эффективность индивидуальных консультаций. Вопросы, которые волнуют родителей, обусловлены социально-экономическими процессами в обществе и в каждой семье в частности. Больше всего волнует современных родителей следующие темы:
«Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка»
«Компьютерная зависимость»
«Организация досуга ребенка в домашних условиях»
«Формирование негативного отношения ребенка в ПАВ»
«Значение дополнительного образования на развитие ребенка»
«Что такое ответственность?»
Активным участников родительских университетов является психолог. Использование в работе психологических упражнений и тренингов, делает занятия не только интересными, но и плодотворными. Не обсуждая проблемы вслух, каждый участник может найти ее решение для себя.
Вот некоторые темы прошедших занятий:
«Профилактика кризисных состояний у подростков»
«Педагог и родители - схемы эффективного взаимодействия»
«Определение способностей ребенка»
«Учим ребенка общаться» и многие другие.
Ответы на эти вопросы родители получают не только у педагогов, но и у психолога. Примерное количество консультаций психолога в год составляет около 400.
Комфортное состояние ребенка в семье – это отдельное направление в работе всех педагогов Дома детского творчества. Для достижения целей в данном направлении используются различные формы совместной деятельности детей и родителей: спортивные соревнования, конкурса, игры, проекты.
Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка вся работа в объединениях, строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.
Педагоги стараются вовлечь родителей в совместное творчество по следующим направлениям:
· проведение совместных праздников и развлечений;
· участие в совместных конкурсах, выставках, соревнованиях;
· организация экскурсий, походов, целевых прогулок;
· отчет перед родительской общественностью по полугодиям
Подготовка к праздникам и развлечениям начинается с обсуждения того, каким быть празднику, какое культурное, духовное наследие и как можно передать детям.
Это, как правило, позволяет сплотить семью, помогают членам семьи научиться ценить индивидуальность, решать конфликты.
Так, очень дружно и весело прошел спортивный конкурс для семей ДДТ «Папа, мама, я – спортивная семья».
В ежегодном конкурсе «Семья года» принимают участие семьи Кочубеевского района. По итогам прошлого года 1 место заняла семья Хлопцевых из с. Ивановского, 2 место заняла семья Белоцерковец с. Кочубеевское, 3 место заняла семья Ивановых с. Заветное.
Неотъемлемой частью стали тематические выставки детских работ, организованные педагогом Куртвелиевой каждому малышу сделать его работу помогают родители, и делают это с удовольствием потому, что темы выставок самые разнообразные: «Путешествие в подводный мир», «В гостях у Феи цветов». Особую теплоту и сказочное настроение несут в себе концерты, посвященный Дню матери «Мамины глаза» и конкурсные программы к 8 марта «Я + бабушка + мама», новогодние и Рождественские праздники. Педагоги дополнительного образования организуют конкурсную программу для детей из социально-незащищенных семей.
С целью привлечения родителей в процесс социализации детей в учреждении прошли конкурсы с использованием нетрадиционных форм:
интерактивная интеллектуальная игра «Радуга знаний» целью которой являлось создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, проходила с участием семейных команд, которые, передвигаясь по специальному игровому полю выполняли творческие и интеллектуальные задания на предложенные темы по направлениям литературы искусства, природы, музыки.);
конкурс семейных проектов «Мой дом» проводился с целью повышение интереса к совместной деятельности у детей и родителей и использование возможностей информационных технологий в организации семейного досуга. В ходе конкурса дети разрабатывали проекты, в которых рассказывали о буднях своей семьи, о семейных ценностях и традициях, праздниках, досуге и увлечениях, и т. д. Защищали же проекты взрослые, это условие обеспечило совместную работу над проектом. Победителям конкурса семье Крамаренко выпала честь быть членами жюри в районном конкурсе «Семья года»);
конкурс презентаций «Мы всегда вместе » был нацелен на поддержку семейных ценностей и родовой культуры. В конкурсе приняли участие семьи обучающихся различных направлений: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное. Представление презентаций прошло с участием родителей, что вызвало много положительных отзывов.)
Привлекают родителей большие районные праздники организатором которых выступает наше учреждение, это наши рождественские и пасхальные праздники: « За рождественской звездой», «Пасха – наш любимый праздник», где совместные игры и конкурсы создают праздничное настроение для взрослых и малышей.
Но самым запоминающимся, масштабным и волнительным является наш отчетный концерт к Дню защиты детей 1 июня . Когда и дети, и родители волнуются одинаково – дети, потому что им предстоит выступление на сцене, а родители переживают за детей.
Ежегодно праздничный зал собирает около 600 человек на представление. В прошлом году наш творческий отчет назывался «Волшебная сила ореха Кракатук».
Совместная творческая деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление позитивных эмоций.
На современную семью и её микроклимат оказывает особое влияние множество факторов: уровень образованности и культуры родителей, общественные процессы, помощь социальных институтов. Но еще одним из важнейших факторов остается финансовая составляющая. Тем более, если в семье есть ребенок-инвалид или ребенок в хроническими заболеваниями. Особый уход за таким ребенком не позволяет родителям выбрать высокооплачиваемую работу с большой затратой времени. И это, безусловно, сказывается на семейном благосостоянии.
В Доме детского творчества в 2012-13 учебном году обучались 10 детей-инвалидов и 10 детей с ограниченными возможностями здоровья и хроническими заболеваниями. Они посещали следующие объединения: основы компьютерной грамоты», «Мастерица», «Дошкольник», «оркестр народных инструментов», «Чудо-пластилин», «Арт-дизайн».
В связи с этим Дом детского творчества выступает инициатором благотворительного аукциона, который проходит ежегодно, в декабре месяце, с участием воспитанников учреждения. Воспитанники МОУ ДОД ДДТ предоставляют свои работы для продажи на аукционе. Данное мероприятие проводится совместно с Храмом Успения Божьей матери. Материальные средства, полученные от аукциона, передаются родителям детей – инвалидов, в том числе и обучающимся в МОУ ДОД ДДТ.
Кроме того, учреждение организует участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах различного уровня. В 2012 году Курбатова Влада и Терлецкий Даниил участвовали в двух международных конкурсах детского творчества: «Мир русского слова»(Германия) и «Краски осени-2012» (Санкт-Петербург). Работы этих детей были выставлены в различных выставочных залах, а затем направлены в детские дома , находящиеся в Европе.
Педагоги ДДТ, привлекая родителей к совместной деятельности, всегда находят слова благодарности для самых активных родителей. С целью поощрения родителей, прилагающих все усилия для развития талантов своих детей, в Доме детского творчества ежегодно проходит церемония награждения «Звездный час-2013», где номинация для родителей называется «Путеводная звезда».
Современные требования к образовательному учреждению предполагают наличие программы по работе с родителями, которая разработана и в нашем учреждении в 2013 году. Она охватила все направления работы с родительской общественностью, определила дальнейшие формы сотрудничества и называется «Азбука воспитания».
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:
Внедрение новых форм в работу с родителями принесла отрадные результаты:
1. Повысился уровень активности родителей не только на уровне учреждения, но и на уровне объединений.
2. Удалось привлечь большее количество родителей к просветительской работе в школе для родителей «Родительский университет»..gif" width="577" height="510">