Инвертор преобразователь напряжения 12 220. Выбираем качественный автомобильный инвертор. Когда хватит постоянки
Развитие бытовой техники и электроники предъявляет новые требования владельцам автомобилей. Для нормального использования ноутбука и других электронных или электрических устройств, необходимо напряжение 220 вольт, которого нет в машине. Автомобильный инвертор преобразует стандартное напряжение 12/24 вольта в 220 вольт с частотой 50 герц.
Как работает инвертор для авто
Основа инвертора – цифровой генератор с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ).
Частота работы генератора от 10 килогерц до 20 мегагерц, зависит от модели, мощности и производителя. Сигнал с генератора поступает на силовой ключ, который управляет работой высокочастотного трансформатора. На выходе трансформатора получается напряжение 220 вольт. При небольшой нагрузке на инвертор скважность импульсов генератора минимальна. За этим следит система обратной связи. Чем выше нагрузка на выходе инвертора, тем больше скважность импульсов (максимальное значение 1:1). Такая система позволяет снизить расход электроэнергии и нагрузку на силовой ключ в режиме минимального потребления. После выпрямления переменного тока, на выходе получается постоянное напряжение 220 вольт. Постоянное напряжение снова преобразуют в переменное, но уже с частотой 50 герц. Такая схема позволяет серьезно снизить размеры, вес и стоимость инвертора, ведь трансформатор для частоты 50 герц в сотни раз больше и дороже, чем работающий на частоте 100 и выше килогерц.
Чаще всего инвертор применяют для подключения ноутбука, принтера, сканера и других устройств к бортовой сети автомобиля. Нередко возникает необходимость подключить к бортовой сети небольшой , мощный , дрель или углошлифовальную машину. Использование инвертора позволяет в дороге пользоваться микроволновкой, феном, вибромассажером и другими полезными устройствами. Инвертор позволяет подключить к бортовой сети автомобиля любой электрический или электронный прибор, для питания которого необходимо переменное напряжение 110/220 вольт.
Инвертор и электрические/электронные устройства
Любой инвертор оказывает влияние на электрические и электронные устройства. Сложная форма выходного сигнала, который получают из меандра частотой сотни килогерц, производит большое количество гармоник, что может негативно повлиять на некоторые устройства. Таблица ниже поможет вам понять, как инвертор влияет на различную электрическую и электронную технику.
Электрическое или электронное устройство | мощность | чувствительность к гармоникам | продолжительность работы от автомобильного аккумулятора емкостью 55 ампер часов |
Зарядное устройство для видеокамеры | больше суток |
||
Зарядное устройство для телефона | больше суток |
||
Плейер, приемник с наушниками | больше суток |
||
Бритва или машинка для стрижки волос | больше суток |
||
Телевизор, домашний кинотеатр | |||
Дрель, перфоратор, болгарка, мойка | 20-40 минут |
||
Микроволновка, конфорка, утюг, фен |
Как выбирать автомобильный преобразователь напряжения
При выборе инвертора необходимо учитывать следующее:
- напряжение аккумулятора (12/24 вольта);
- выходное напряжение (110/220 вольт);
- суммарная мощность нагрузки;
- подключение к прикуривателю или аккумулятору;
- сертификат соответствия и оформление в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Выбирая инвертор, помните, преобразователи для напряжения 12 и 24 вольта не взаимозаменяемы, если об этом не написано на корпусе прибора и в его инструкции по эксплуатации. Подключение инвертора на 12 вольт к аккумулятору на 24 вольта приведет к перегреву и быстрому выходу из строя ключевых транзисторов и других деталей из-за превышения входного напряжения. Подключение инвертора на 24 вольта к аккумулятору на 12 вольт приведет к быстрому перегреву и выходу из строя ключевых транзисторов из-за слишком большой скважности импульсов увеличения тока коллектора.
Инверторы необходимо использовать для питания тех приборов и оборудования, которые соответствуют им по напряжению. Многие электронные устройства рассчитаны на работу под напряжением от 100 до 260 или 380 вольт. Для таких устройств можно использовать любой преобразователь. Если же устройство рассчитано на работу с напряжением 110 или 220 вольт, то необходимо выбирать соответствующий ей инвертор.
Не менее важный параметр – суммарная мощность нагрузки. Для его определения необходимо посчитать мощность всех устройств, которые могут быть включены одновременно, при этом они не обязательно будут использоваться постоянно. Вот пример определения суммарной мощности:
- ноутбук (70-100 ватт);
- зарядка для телефона (10 ватт);
- небольшой холодильник (50 ватт);
- домашний кинотеатр (200 ватт);
- суммарная мощность 330-360 ватт.
При выборе инвертора учитывайте, что максимальный постоянный ток прикуривателя не должен превышать 15 ампер, поэтому максимальная мощность, которую вы сможете получить без риска повреждения проводки или сгорания предохранителя, составляет 180 или 360 ватт, в зависимости от напряжения аккумулятора. Поэтому адаптер мощностью свыше этого значения желательно подключать не через прикуриватель, а напрямую к аккумулятору. Для этого в его комплекте должны быть соответствующие разъемы и переходники. Если же вы переделаете шнур питания, то лишитесь гарантии на устройство.
Несмотря на то, что подобные устройства не подлежат обязательной сертификации, все крупные и надежные производители или поставщики не только получают сертификат соответствия, подтверждающий безопасность устройства, но оформляют устройство в соответствии с российскими законами. То есть прикладывают к нему руководство пользователя на русском языке, а на упаковке описывают все характеристики, условия эксплуатации, данные производителя, а также телефон и электронный адрес для направления претензий, связанных с качеством продукции.
Инвертор и емкость автомобильного аккумулятора
Если вы планируете подключать к аккумулятору электрические приборы, то учитывайте, что его емкости хватит ненадолго. Аккумулятор емкостью 45 ампер часов способен выдать до полного разряда 540 ватт часов или 0,54 киловатт часа. То есть, подключив к нему устройство мощностью 100 ватт, вы сможете пользоваться им в течение 5 часов. Подключив суммарную нагрузку мощностью 1 киловатт, вы сможете пользоваться ей 20-30 минут. После чего и вы не сможете завести двигатель. Если же двигатель автомобиля включен, то основная нагрузка ляжет на генератор, который способен вырабатывать до 1 киловатт час электроэнергии. Если же вам необходима большая мощность, придется устанавливать нестандартный генератор.
Обзор лучших автоинверторов
- мощность;
- качество выходного напряжения;
- поведение при перегрузках;
- комплектация;
- дополнительные функции (если есть);
Преобразователь напряжения, или другими словами, инвертор – это техническое устройство, служащее для преобразования постоянного тока напряжением 12 В, в переменное, напряжением 220 В. В зависимости от модели, преобразователи различаются по мощности и форме выходного сигнала.
Разновидности устройств
Преобразователи напряжения (инверторы) можно разделить на несколько видов, согласно которым их можно классифицировать по группам, в которых инверторы различаются по:
- Мощности:
- До 0,1 кВт – чисто автомобильный устройства, работающие от прикуривателя автомобиля.
- От 0,1 до 1,5 кВт – работают от аккумуляторной батареи, к клеммам которой, посредством переходников и кабелей, выполняется подключение устройства.
- Более 1,5 кВт – могут обеспечить создание малой бытовой электрической сети, важным условием успешной работы которой, является соответствие мощности устройства и мощности подключаемой нагрузки.
- По виду создаваемой синусоиды.
- С постоянной (нормальной) синусоидой – такие инверторы способны обеспечить подключаемую нагрузку качественным напряжением, соответствующим напряжению традиционной электрической сети, от внешних источников.
- С модифицированной синусоидой – у таких инверторов, форма сигнала несколько отличается от постоянной синусоиды, но на работы большинства бытовых приборов это не отражается. Исключение составляют сложные приборы, чувствительные к качеству напряжения (розжиг газового оборудования, медицинская и прочая техника, оснащенная сложной электроникой).
- По конструкции.
- Автомобильные – используются в различных видах транспорта, включение в сеть автомобиля осуществляется через разъем прикуривателя.
- Компактные – могут использоваться как автомобильные, так и переносные. В этом случае подключение выполняется к клеммам аккумулятора посредством соединительных проводов.
- Стационарные – имеют большой вес и обладают значительной мощностью. Работают с группой аккумуляторов для создания электрической сети, вне зависимости от внешних источников электроснабжения.
Основные характеристики
Возможность использования и условия эксплуатации преобразователей напряжения определяют их технические и эксплуатационные характеристики, основными из которых являются:
- Номинальная мощность.
- Вид синусоиды выходного сигнала.
- Ток на входе при максимальной нагрузке.
- Защита от аварийных режимов и перегрузки.
- Способ охлаждения устройства (активное или пассивное).
Основной параметр, который остается неизменным, вне зависимости от прочих характеристик, это величина и частота напряжения на выходе инвертора, которые должны соответствовать значениям домашней сети напряжением 220 В и частотой 50 Гц, при подключении приборов к внешней электрической сети. В простых моделях эти значения могут иметь небольшую погрешность, что не отражается на работе простых бытовых приборов.
Преобразователь напряжения с 12 на 220 В для автомобиля
Автомобильные инверторы, это устройства малой мощности (до 0,1 кВт), с выходным сигналом в виде модифицированной синусоиды, включаемые в работу посредством включения в прикуриватель автомобиля.
В настоящее время в данной группе товаров, популярностью пользуются следующие модели:
- «ОРИОН ПН-70» (Россия).
Мощность устройства – 0,9 кВт, выходной сигнал – модифицированная синусоида, выходной напряжение 220 В, частотой 50 Гц. Предусмотрена защита от короткого замыкания. Устройство оснащено одним штепсельным разъемом (розеткой) и USB-портом.
- «AIRLINE API-150-01» (Россия).
Выходная мощность устройства – 0,15 кВт, выходной сигнал – модифицированная синусоида. Устройство включается непосредственно в прикуриватель автомобиля и оснащено одним штепсельным разъемом на напряжение 220 В. Модель оснащена USB-портом, ее вес – 400,0 грамм.
- «AIRLINE API-200-02» (Россия).
Данная модель подключается к прикуривателю посредством соединительных проводов. Мощность устройства – 0,2 кВт. У данной модели предусмотрена защита от токов короткого замыкания, один USB-портом и одно гнездо на напряжение 220,0 В.
- «WESTER MSW250» (Германия).
Мощность – 0,25 кВт, модель оснащена устройством защиты токов короткого замыкания, USB-портом и гнездом на напряжение 220,0 В. Выходной сигнал – модифицированная синусоида.
- «MYSTERY MAC-1000» (Китай).
Мощность устройства – 1,0 кВт, количество гнезд на напряжение 220 В – 2 шт., USB порт.
Вес модели — 2.6 кг.
Как сделать своими руками
Умея работать с паяльником и имея начальные знания в электротехнике и зная, как работают электронные устройства, можно изготовит преобразователь напряжения своими руками.
В зависимости от наличия радиодеталей и возможности их приобретения, схемы собираемого инвертора, могут быть различны. Наиболее просто изготовить выпрямитель на основе ШИМ-контроллера марки TLT494 (схема приведена ниже):
При такой конфигурации, устройство, после сборки, будет обладать следующими техническими характеристиками: мощность – до 0,3 кВт, сигнал на выходе – модифицированная синусоида, напряжение на выходе – 220 В, частотой несколько выше 50,0 Гц.
Используя генератор импульсов, в качестве которого может выступать микросхема КР1211ЕУ1, также можно собрать преобразователь напряжения. Подобная схема приведена ниже:
Мощность инвертора, собранного по этой схеме, может достигать 0,4 кВт.
это еще один вариант самостоятельного изготовления подобного устройства. Вариант схемы, при использовании транзисторов, приведен на ниже следующем рисунке:
В данной схеме использованы транзисторы IRFZ44, которые в случае необходимости заменить на IRFZ40/46/48 или IRF3205/IRL3705, и транзисторы TIP41 (КТ819), которые также заменяемы, при необходимости, на КТ805, КТ815, КТ817 и подобные.
Собранная схема (устройство), обладает следующими характеристиками: мощность – до 0,3 кВт, входное напряжение — 3,5-18 В, выходное напряжение – 220 В, частотой 57 Гц, форма выходных импульсов – прямоугольная.
Достоинствами данной схемы являются: простота и возможность сборки даже человеку с начальными знаниями и умениями, малая стоимость комплектующих, компактные размеры монтажной платы и устройства в целом, возможность замены комплектующих.
Цены на преобразователи
Стоимость преобразователе напряжения зависит от технических и эксплуатационных характеристик, бренда производителя и места приобретения устройства.
Для определения ценового диапазона на инверторы различных конструкций и технических показателей, можно рассмотреть модели автомобильных устройств, приведенные выше, а также модели прочих конструкций.
Стоимость, при реализации посредством интернета, составляет, для моделей:
- Автомобильные преобразователи.
- «ОРИОН ПН-70» – от 3000,00 рублей;
- «AIRLINE API-150-01» — от 900,00 рублей.
- «AIRLINE API-200-02» — от 1400,00 рублей.
- «WESTER MSW250» — от 1700,00 рублей.
- «MYSTERY MAC-1000» — от 5500,00 рублей.
- Компактные преобразователи.
- «DEXP CAR 600W» (Китай) – от 2200,00 рублей.
- «Орион ПН-70» (Россия) – от 3000,00 рублей.
- «MYSTERY MAC-800» (Китай) – от 4000,00 рублей.
- «Airline API-1000-06» (Китай) – от 5400,00 рублей.
- «AcmePower AP-PS1000» (Китай) – от 13500,00 рублей.
- Стационарные преобразователи.
- «AcmePower AP-DS1600» (Китай) – от 9000,00 рублей.
- «AcmePower AP UPS2500» (Китай) – от 20000,00 рублей.
- «AcmePower AP DS 4000» (Китай) – от 27000,00 рублей.
Где купить
Преобразователи напряжения продаются в различных торговых сетях, занимающихся реализацией силовых электронных приборов, торговых организациях, специализирующихся на продажах подобных устройств, у дилеров компаний, производящих товары из этой группы изделий, а также на различных интернет ресурсах. Кроме этого, автомобильные модели, реализуются в автосалонах и магазинах по продажам автозапчастей.
Зная требуемые параметры и характеристики устройства и напряжения на его выходе, достаточно просто выбрать необходимую модель, соответствующую предъявляемым к ней требованиям.
Радиосхемы начинающим для самостоятельной сборки
В настоящее время интернет пестрит всевозможными схемами инверторов 12-220 Вольт , которые построены на микросхемах серии TL и полевых транзисторах и нет ни одной схемы максимально простой, на отечественной элементной базе. Я решил заполнить этот пробел.
Предлагаю для повторения очень простую и надежную схему инвертора
(преобразователя) напряжения из 12В в 220вольт, для энергосберегающей лампы. Схема до безобразия проста и вместе с тем очень надежна, запускается без каких либо проблем сразу, содержит всего два транзистора и три детальки в обвязке - проще не бывает.
Рис. 1. Принципиальная схема простого инвертора напряжения 12В - 220В на двух транзисторах.
В качестве трансформатора использовал ферритовые чашки с такимим размерами: диаметр - 35 мм, высота - 20мм. Намотка данного трансформатора не имеет никаких особенностей. Фото феррита, катушки и собранного трансформатора для инвертора напряжения прикладываю ниже.
Рис. 2. Ферритовые чашки для изготовления трансформатора к инвертору напряжения.
Сперва мотается первичная обмотка, она содержит 14 витков провода диаметром 0,5 мм, после намотки ее нужно обернуть изолентой в один слой. Вторичная обмотка трансформатора мотается проводом диаметром 0.2мм и содержит 220 витков, поверх ее также обматываем изолентой в один слой. Все, трансформатор готов, осталось только собрать половинки и посадить на болтик.
Рис. 3. Каркас трансформатора с намотанными катушками индуктивности.
Рис. 4. Готовый трансформатор для схемы простого инвертора напряжения 12В - 220В.
Методом проб и ошибок подобрал для схемы транзисторы, ориентируясь на минимальный ток потребления схемы. Получилась пара КТ814 и КТ940, затем были подобраны сопротивления и емкость. В результате моих опытов получилась вот такая схема с указанными номиналами, она приведена выше.
Данная конструкция простого инвертора напряжения отлично подходит для питания энергосберегающей лампы мощностью в 8,9,11 Ватт. Лампы мощностью в 20 ватт не хотят работать, скорее всего вторичка слабовата - переделывать я не стал. Лампа мощностью в 9 ватт светит так же ярко как и при питании напрямую от сети переменного тока 220В. Потребляемый ток схемы преобразователя напряжения колеблется в пределах 0.5 - 0.54 Ампера.
Рис. 5. Внешний вид готового устройства в сборе.
Рис. 6. Размеры конструкции в сравнении .
Примечание: пачка сигарет указана здесь лишь только с одной целью- показать сравнительные размеры устройства.
Курить вредно!!
Если использовать вместо транзистора КТ940 транзистор КТ817 и аналогичные то ток, потребляемый схемой инвертора напряжения и лампой, возрастает до величины 0,86 Ампера. Данная конструкция простого инвертора напряжения доступна к изготовлению всем радиолюбителям и начинающим. Преимущества данной конструкции очевидны: простота изготовления и надежность в работе.
Нужно отметить что очень много радиолюбителей проживает в сельской местности и не имеют возможности приобрести импортные детали, к тому же хоть и недорого но стоят денег те же полевые транзисторы, которые при ошибке тут же могут сгореть или выйти из строя, не говоря уже о микросхемах.
Рис. 7. Подключение инвертора напряжения к батарее и энергосберегающей лампе.
Рис. 8. Самодельный инвертор напряжения в работе - ярко горит энергосберегающая лампа.
А чаще всего у сельского радиолюбителя запасы радиодеталей ограничены старым советским телевизором. Вот так и появился простой инвертор напряжения, собранный из деталей, полученых из советского хлама. Имея в распоряжении аккумулятор емкостью в 7 Ампер-Часов нетрудно подсчитать на сколько времени его хватит - проверял лично.
От гелевого китайского аккумулятора эмкостью в 7 Ампер-Часов лампа горит на полной яркости в течении 6 часов, и горит практически до полного разряда аккумуляторной батареи (падение напряжения до 5.5 вольт). Схема надежно запускается и при питании от 9 Вольт. Применение в быту данной конструкции каждый найдет сам для себя.
Автомобильный инвертор напряжения порой бывает невероятно полезен, но большинство изделий в магазинах либо грешат качеством, либо по мощности не устраивают, а стоят при этом недёшево. Но ведь схема инвертора состоит из простейших деталей, потому мы предлагаем инструкцию по сборке преобразователя напряжения своими руками.
Корпус для инвертора
Первое, что нужно учесть — потери преобразования электричества, выделяющиеся в виде тепла на ключах схемы. В среднем эта величина составляет 2-5% от номинальной мощности устройства, но показатель этот имеет свойство расти из-за неправильного подбора или старения комплектующих.
Отвод тепла от полупроводниковых элементов имеет ключевое значение: транзисторы очень чувствительны к перегреву и выражается это в быстрой деградации последних и, вероятно, их полному отказу. По этой причине основанием для корпуса должен служить теплоотвод — алюминиевый радиатор.
Из радиаторных профилей хорошо подойдёт обычная «расчёска» шириной 80-120 мм и длиной около 300-400 мм. к плоской части профиля винтами крепятся экраны полевых транзисторов — металлические пятачки на их задней поверхности. Но и с этим не всё просто: электрического контакта между экранами всех транзисторов схемы быть не должно, поэтому радиатор и крепления изолируются слюдяными плёнками и картонными шайбами, при этом по обе стороны диэлектрической прокладки металлсодержащей пастой наносится термоинтерфейс.
Определяем нагрузку и закупаем компоненты
Крайне важно понимать, почему инвертор — это не просто трансформатор напряжения, а также почему существует столь разнообразный перечень подобных устройств. Прежде всего помните, что подключив трансформатор к источнику постоянного тока, вы ничего не получите на выходе: ток в АКБ не меняет полярности, соответственно, явление электромагнитной индукции в трансформаторе отсутствует как таковое.
Первая часть схемы инвертора — входной мультивибратор, имитирующий колебания сети для совершения трансформации. Собирается он обычно на двух биполярных транзисторах, способных раскачать силовые ключи (например, IRFZ44, IRF1010NPBF или мощнее — IRF1404ZPBF), для которых важнейший параметр — предельно допустимый ток. Он может достигать нескольких сотен ампер, но в целом вам достаточно умножить значение тока на вольтаж аккумуляторной батареи, чтобы получить ориентировочное количество ватт выходной мощности без учёта потерь.
Простой преобразователь на основе мультивибратора и силовых полевых ключей IRFZ44
Частота работы мультивибратора непостоянна, рассчитывать и стабилизировать её — пустая трата времени. Вместо этого ток на выходе трансформатора снова превращается в постоянный с помощью диодного моста. Такой инвертор может быть пригоден для питания чисто активных нагрузок — ламп накаливания или электрических нагревателей , печек.
На основе полученной базы можно собирать и другие схемы, отличающиеся частотой и чистотой выходного сигнала. Подбор компонентов для высоковольтной части схемы сделать проще: токи здесь не такие высокие, в ряде случаев сборку выходного мультивибратора и фильтра можно заменить парой микросхем с соответствующей обвязкой. Конденсаторы для нагрузочной сети следует использовать электролитические, а для цепей с низким уровнем сигнала — слюдяные.
Вариант преобразователя с генератором частоты на микросхемах К561ТМ2 в первичном контуре
Стоит также заметить, что для увеличения итоговой мощности вовсе не обязательно закупать более мощные и стойкие к нагреву компоненты первичного мультивибратора. Задачу можно решить увеличением числа преобразовательных контуров, включенных параллельно, но для каждого из них потребуется собственный трансформатор.
Вариант с пареллельным подключением контуров
Борьба за синусоиду — разбираем типовые схемы
Инверторы напряжения сегодня используются повсеместно как автолюбителями, желающими пользоваться бытовой техникой вдалеке от дома, так и обитателями автономных жилищ, питающихся солнечной энергией . И в целом можно сказать, что от сложности устройства преобразователя напрямую зависит ширина спектра токоприёмников, которые можно к нему подключить.
К сожалению, чистый «синус» присутствует только в магистральной электросети, добиться преобразования постоянного тока в него очень и очень сложно. Но в большинстве случаев этого и не требуется. Чтобы подключать электрические двигатели (от дрели до кофемолки), достаточно пульсирующего тока с частотой от 50 до 100 герц без сглаживания.
ЭСЛ, светодиодные лампы и всевозможные генераторы тока (блоки питания, зарядные устройства)более критичны к выбору частоты, поскольку именно на 50 Гц основана схема их работы. В таких случаях следует включать во вторичный вибратор микросхемы, зовущиеся генератором импульсов. Они могут коммутировать небольшую нагрузку непосредственно, либо исполнять роль «дирижёра» для серии силовых ключей выходной цепи инвертора.
Но даже такой хитрый план не сработает, если вы планируете использовать инвертор для стабильного питания сетей с массой разнородных потребителей, включая асинхронные электрические машины. Здесь чистый «синус» очень важен и реализовать такое под силу лишь преобразователям частоты с цифровым управлением сигналом.
Трансформатор: подберём или сами
Для сборки инвертора нам не хватает всего одного элемента схемы, выполняющего трансформацию низкого напряжения в высокое. Вы можете использовать трансформаторы из блоков питания персональных компьютеров и старых ИБП, их обмотки как раз рассчитаны на трансформацию 12/24-250 В и обратно, остаётся лишь правильно определить выводы.
И всё же лучше намотать трансформатор своими руками, благо что ферритовые кольца дают возможность сделать это самому и с любыми параметрами. Феррит обладает отличной электромагнитной проводимостью, а значит, потери при трансформации будут минимальными даже если провод намотан вручную и не плотно. К тому же вы легко рассчитаете необходимое количество витков и толщину провода по имеющимся в сети калькуляторам.
Перед намоткой кольцо сердечника нужно подготовить — снять надфилем острые кромки и плотно обмотать изолятором — стеклотканью, пропитанной эпоксидным клеем. Далее следует намотка первичной обмотки из толстого медного провода расчётного сечения. После набора нужного количества витков их необходимо равномерно распределить по поверхности кольца с равным интервалом. Выводы обмотки соединяются согласно схеме и изолируются термоусадкой.
Первичная обмотка покрывается двумя слоями лавсановой изоленты, затем наматывается высоковольтная вторичная обмотка и ещё один слой изоляции. Важный момент — мотать «вторичку» нужно в обратном направлении, иначе трансформатор работать не будет. В завершение к одному из отводов нужно припаять в разрыв полупроводниковый термопредохранитель, ток и температура срабатывания которого определяются параметрами провода вторичной обмотки (корпус предохранителя нужно плотно примотать к трансформатору). Сверху трансформатор обматывается двумя слоями виниловой изоляции без клейкой основы, конец закрепляется стяжкой или цианакрилатным клеем.
Монтаж радиоэлементов
Осталось собрать устройство. Поскольку компонентов в схеме не так много, можно размещать их не на печатной плате, а навесным монтажом с креплением к радиатору, то есть к корпусу устройства. К штыревым ножкам подпаиваемся моножильным медным проводом достаточно большого сечения, затем место соединения укрепляется 5-7 витками тонкой трансформаторной проволоки и небольшим количеством припоя ПОС-61. После остывания соединения оно изолируется тонкой термоусадочной трубкой.
Схемы высокой мощности и со сложным вторичным контуром могут потребовать изготовления печатной платы, на краю которой в ряд размещены транзисторы для свободного крепления к теплоотводу. Для изготовления печатки пригоден стеклотекстолит с толщиной фольги не менее 50 мкм, если же покрытие более тонкое — усиливайте цепи низкого напряжения перемычками из медного провода.
Изготовить печатную плату в домашних условиях сегодня просто — программа Sprint-Layout позволяет рисовать обтравочные трафареты для схем любой сложности, в том числе и для двухсторонних плат. Полученное изображение распечатывается лазерным принтером на качественной фотобумаге. Затем трафарет прикладывается к очищенной и обезжиренной меди, проглаживается утюгом, бумага размывается водой. Технология получила название «лазерно-утюжной» (ЛУТ) и описана в сети достаточно подробно.
Вытравливать остатки меди можно хлорным железом, электролитом или даже поваренной солью, способов предостаточно. После вытравливания припекшийся тонер нужно смыть, просверлить монтажные отверстия сверлом в 1 мм и пройтись по всем дорожкам паяльником (под флюсом), чтобы залудить медь контактных площадок и улучшить проводимость каналов.