Построение учебного центра внутри компании: зачем, какой и как? Как и зачем организовывать учебные центры на промышленном предприятии Учебный центр в организации
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».
Лев Толстой
Сегодня существует много вариантов организации обучения персонала. Во многих крупных компаниях созданы отделы, занимающиеся развитием персонала, или даже тренинговые центры, в которых одновременно проходят обучение сотни сотрудников. В свою очередь относительно небольшие компании обычно ограничиваются краткосрочными тренингами и семинарами, для проведения которых приглашают профессионалов со стороны либо направляют своих сотрудников на открытые обучающие мероприятия (тренинги, семинары, конференции и т. д.).
Обучение персонала - одна из затратных статей бизнеса любой компании, а его эффект не всегда заметен сразу. Направленность внутрикорпоративного обучения - поддержать и повысить результативность персонала, а через сотрудников увеличить прибыльность и доходность компании. В условиях кризиса многие организации, забывая об этом, предпочли до минимума урезать расходы на обучающие программы.
Могу согласиться с тем, что верный путь сокращения расходов на обучение - определение правильного экономически обоснованного и эффективного подхода в обучении. Я имею в виду следующее: если ваша организация для проведения обучения персонала привлекает внешнюю тренинговую компанию, то эта компания должна быть правильно идентифицирована, а также ей должны быть четко поставлены задачи по обучению вашего персонала, основанные на потребности в обучении отдельных групп специалистов, а не навязанные извне и неприменимы в будущем на практике внутри вашей компании.
Если это открытые тренинги, на которые вы отправляете специалистов-то же самое: необходимо четко понимать, какая компания проводит обучение, соответствует ли заявленная тематика бизнес-потребностям вашей организации и вашему персоналу, какие тренеры проводят обучение, каким сотрудникам оно необходимо. Подходу в выборе внешних обучающих программ можно посвящать отдельные статьи и писать о нем книги.
В данной статье я остановлюсь на альтернативе дорогостоящего обучения с привлечением внешних тренеров и тренинговых компаний, а именно - организации собственной внутрикорпоративной обучающей структуры - создании учебного центра («обучающего», «тренингового» - название можно применить то, которое вам больше нравится).
Учебный центр позволит реализовать основные принципы построения образовательных программ: своевременность, индивидуальность достаточность.
Целью создания и функционирования учебного центра является обеспечение сотрудников (существующих и вновь принимаемых), работающих в компании, качественными обучающими программами и совершенствование уровня знаний для достижения долгосрочного конкурентного преимущества вашей компании.
Задачи, которые будут решены благодаря внедрению учебного центра:
- - систематизация обучения;
- - качественное планирование обучающих программ как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно, с учетом развития всего персонала и отдельных категорий/личностей. Данная задача также реализует качественную подготовку кадрового резерва компании;
- - использование единого стандарта в обучении;
- - обеспечение сотрудников качественными программами обучения и совершенствования знаний;
- - предоставление своевременных для бизнеса и персонала данных;
- - обучение с учетом потребностей и особенностей конкретной бизнес-структуры и ее персонала;
- - методическое обеспечение для внедрения новых продуктов и услуг;
- - постоянный анализ и контроль результативности обучения сотрудников;
- - обучение с учетом корпоративных ценностей, в том числе исторических, культурных и проч.
На схеме 1 показана взаимосвязь учебного центра и составляющих в направлении развития персонала.
Схема 1. Место обучающего центра в системе обучения
Информация, формирующаяся на основании определенных составляющих жизнедеятельности организации, и информация, которая должна поступать в учебный центр, отображены ниже в таблице в виде коротких заметок и направлений для использования в учебном центре.
Таблица 1. Взаимосвязь некоторых аспектов развития персонала и учебного центра
Составляющие
| Направление | Учебный центр |
Отбор персонала | Квалификационное соответствие нового сотрудника должности, на которую его отбирают |
|
Адаптация сотрудников | Введение новых сотрудников в должность. Приспособление специалистов к содержанию, условиям трудовой деятельности и непосредственному окружению |
|
Анализ профессиональной деятельности и оценка рабочих результатов | Определение соответствия выполнения функциональных обязанностей согласно должностным требованиям. Аттестация и оценка персонала. Оценка персонала при необходимости переквалификации или ротации сотрудника |
|
Планирование развития персонала | Определение необходимого количества персонала для выполнения тех или иных задач с учетом развития бизнеса компании или его оптимизаци |
|
Создание организационной структуры «Учебный центр» на базе управления персоналом (развития персонала, управления человеческими ресурсами) состоит из определенных этапов, которые отображены на схеме 2.
Схема 2. Этапы создания учебного центра
Детально описывать все этапы в рамках данной статьи я не стану. Остановлюсь на этапах формирования обучающей команды (3 этап - Отбор «тренерского состава» и 4 этап - «Обучение тренеров»), а также на самой модели организации обучения в компании.
К огда речь идет о формировании состава внутренних тренеров, то здесь встает ряд вопросов, из них можно выделить следующие:
1) Сколько нужно тренеров для компании?
2) Какими компетенциями, навыками они должны обладать?
Два вопроса очень сильно взаимосвязаны, поскольку математика и экономика всегда идут в ногу с логикой и эффективностью. Частично ответив на второй вопрос, можно понимать первый, и наоборот.
Тем не менее ответом на первый вопрос могут послужить несколько примеров по реализации создания обучающих центров в банковских структурах. Ниже в таблице приведено два примера организации и функционирования учебного центра в очень схожих бизнес-структурах.
Таблица 2. Сравнение вариантов формирование тренерского состава
При этом в первом случае 7 тренеров - это тренеры, задействованные исключительно в учебном центре для создания и проведения обучающих мероприятий, а во втором - тренеры, задействованные в работе структурных подразделений головного банка и выполняющие функцию внутренних тренеров в учебном центре. И в том и другом случаях есть свои недостатки и преимущества.
Таких схем можно приводить в пример большое множество. Но лишь определив цели, задачи для учебного центра, установив логическое и математическое количество мероприятий к проведению в периоде (лучше всего брать год), спланировав тематически направления для развития персонала, можно понимать и организовать оптимальную структуру для компании.
Более важно в вопросе организации тренерского состава - это то, каким должен быть внутренний тренер, как его идентифицировать, какими компетенциями он должен обладать и какие навыки необходимо развивать. Обучающие мероприятия эффективны только в том случае, если они проводятся экспертами в данной сфере. Это сразу ограничивает поле для поиска тренеров только по той причине, что не так много специалистов, счастливо сочетающих экспертный опыт в своей области, и имеющих способности/желание обучать других. Особенно если речь идет о профессиональных тренингах, соответствующих должностным задачам сотрудников компании.
П режде чем начинать поиск внутреннего тренера для компании, нужно определиться, какой уровень тренерского профессионализма необходим? Кажется, чем выше компетентность - тем лучше? Это не всегда так. Профессионалов в любой сфере найти сложно, их услуги, как правило, стоят дорого. Кроме того, «суперстар» высоко ценит свою квалификацию, для него важны сложные нестандартные задачи, поэтому перспектива неделями проводить тренинги может его и не вдохновить.
При организации учебного центра с нуля лучше привлечь специалистов (1–2 человека) высокого профессионального уровня, которые смогут на первых этап помогут руководителю организовать работу и обучить тренеров-новичков.
Е сли в компании планируется привлечение единственного тренера, который будет проводить различные тренинги для сотрудников разных уровней и направлений функциональной деятельности, тогда этот тренер-профессионал должен быть еще более профессионален. Чем сложнее задачу перед внутренним тренером ставит компания, тем профессиональней должен быть сотрудник. Когда в компании уже есть учебный центр, в котором заняты несколько тренеров, разработаны корпоративные стандарты обучения, тогда эффективнее привлечь перспективного тренера-новичка с высокой мотивацией к работе и развитию. Из него можно вырастить профессионала, который будет соответствовать специфике компании.
Приведу несколько вариантов переквалификации сотрудника в тренера из других подразделений.
Таблица 3. Переквалификация сотрудников в тренера из других подразделений
Плюсы
| Минусы
| Рекомендация | |
Специалист становится тренером учебного центра | Получаем носителя профессионального опыта, который, получив обучение для тренера, будет передавать свой опыт другим | Теряем хорошего сотрудника определенного направления | Необходимо четко взвесить, на какой позиции выгоднее использовать данного сотрудника |
Специалист остается работать на своей должности и при этом привлекается к проведению обучения | Организация не теряет специалиста и при этом получает тренера профессионала в своем деле. Он всегда в бизнесе и может делиться опытом, приобретенным в реальном времени | Сотрудник может не выдержат нагрузку, перегореть либо относиться к тренерским задачам безответственно. Если тренинг проводится для других структурных подразделений, прямой руководитель может быть против отсутствия своего сотрудника для обучения других структурных подразделений | Позиция тренера в компании должна быть престижной. Для этого нужно разработать систему мотивации для тренера. Качественно планировать и регулировать нагрузку тренера с учетом функциональной загрузки и понимания того, что в таком режиме тренеру нужно больше времени на подготовку обучающих мероприятий. Руководство компании должно всячески поддерживать тренера |
Руководитель работает тренером | Обучение проходит под четким пониманием самого руководителя, какие знания, навыки необходимы специалистам на их рабочих местах. Никто не будет обвинен в неэффективности обучающих мероприятий. Проходит как постоянная оценка рабочих результатов, так и прогресс в обучающем процессе | Нехватка времени. Сбой в проведении запланированных мероприятий | Пусть руководитель обучает своих подчиненных общим и обязательным знаниям и навыкам, а для остального необходимо привлечение внешних тренеров |
Создавая учебный центр, каждая компания выбирает свой метод подбора тренера. Как сделать оптимальный выбор? Принимая решение об обучении собственного специалиста по профессии бизнес-тренера, HR-директор должен тщательно подобрать подходящего кандидата. Прежде чем обучать других, будущий тренер сам обязан пройти качественное обучение (тренинг для тренеров), поработать под руководством наставника, пройти стажировку у более опытного коллеги (в качестве со-тренера).
О сновные модули для обучения по программе «Тренинг для тренеров» приведены в таблице ниже.
Таблица 4. Тематические направления в обучении внутренних тренеров
Чтобы не ошибиться с выбором тренера для компании, необходимо тщательно подготовиться к поиску подходящего кандидата.
- - Нужно заранее четко определить требования, которым должен соответствовать корпоративный тренер, составить его «идеальные» профили (компетентностей и личности).
- - Необходимо также определить критерии отбора.
- - Надо оценить всех кандидатов по выбранным критериям.
- - Нужно сравнить профили кандидатов с «идеальным» профилем тренера.
Основные критерии для отбора - профессионализм, стремление к развитию, лояльность, готовность разделять корпоративные ценности. Но самое важное, на мой взгляд, условие - тренер должен быть фанатом своей профессии, иметь огромное желание обучать людей.
Ниже на схем е показана модель обучения сотрудников разных структурных подразделений с учетом последовательности формирования любого обучающего проекта.
Схема 3. Модель обучения сотрудников разных структурных подразделений
Единых рецептов «стандартизированных учебных программ» для компании, по моему мнению, не существует, так как различная бизнес-направленность компаний предполагает свои особенности.
О днако можно выделить важнейшие элементы, которые могут быть включены в комплекс стартовых/стандартных обучающих мероприятий. Ниже в таблице представлены некоторые из них.
Таблица 5. Стандартные обучающие мероприятия
Обучающие программы | Основные моменты | Метод обучения |
Адаптация новых сотрудников | Ознакомление с кругом функциональных обязанностей, изучение организационной структуры и способов взаимодействия внутри компании (схема внутреннего документооборота, иерархическая структура организации, круг должностных лиц, с которыми сотрудник будет контактировать по работе, и сфера их профессиональной ответственности). Также в программу адаптации обязательно следует включить ознакомление с корпоративной культурой компании, миссией и стратегическими планами развития фирмы | Тренинги; семинары; рабочие группы; дистанционное обучение |
Профессиональные программы для различных должностей | Организованные обучающие блоки, содержащие теоретическую часть, практическую тренировочную часть в соответствии с должностью и тесты для проверки знаний | Тренинги; семинары; дистанционное обучение |
Бизнес-тренинги общей направленности | В этот блок входят тренинги лидерства, командообразования, работа над развитием управленческих, коммуникативных навыков, навыков проведения презентаций, умения продавать товары (продукты, услуги) и работать в конфликтных или стрессовых ситуациях и т. п. | Тренинги; семинары |
Информационная база | Передача знаний по нормативным документам, должностным инструкциям, справочникам и т. п. Данный обучающий блок может быть реализован силами специалистов различных подразделений (то есть не обязательно внутренними тренерами) | Дистанционное обучение; семинары; тренинги |
Обучающие курсы и программы должны быть сформированы модульно, с использованием различной компоновки учебных курсов (очное обучение в сочетании с электронным дистанционным обучением), что позволит существенно разнообразить процесс обучения, а также эффективно использовать рабочую нагрузку персонала.
В окончание статьи хочется отметить, что создание учебного центра - эффективный инструмент развития персонала и один из важнейших составляющих единой системы кадрового менеджмента компании.
Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.
Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.
За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.
Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.
В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.
Преимущества и недостатки
Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:
- высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
- быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
- высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
- первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
- возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.
К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.
В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.
Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.
Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.
Концепция и направление работы
Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:
- курсы для маркетологов;
- изучение различных бухгалтерских программ;
- курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
- образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.
На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.
После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:
Полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);
Авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);
Обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);
Оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;
Проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.
Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.
Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.
Выбор помещения
Мы не зря указали этот момент в самом начале, ведь для регистрации ООО компании необходим юридический адрес. Надо заметить, что данному моменту уделяется много внимания, поскольку важно, чтобы помещение соответствовало многочисленным условиям действующего законодательства. Если специализации будет четыре, то необходимо наличие как минимум четырех кабинетов соответственно. Дополнительно создается кабинет для директора и бухгалтера. Делается наиболее удобный холл. По возможности можно организовать раздевалку и другие дополнительные пространства.
Собственно, выбор помещения – это, пожалуй, даже главный вопрос, ведь сегодня образовательные учреждения должны открываться в наиболее подходящих для этого местах. Наверное, оптимальным решением можно назвать аренду нескольких помещений в каком-либо ВУЗе или школе, поскольку в этом случае вся площадка полностью соответствует тем условиям и требованиям, которые предъявляются к современным учебным заведениям.
Закупка оборудования
Для предоставления образовательных услуг, скорее всего, потребуется приобретение проектора (либо большой плазменной панели) и столов со стульями. Также покупаются компьютеры и иная техника, которая будет обеспечивать простоту и удобство учебного процесса. Непременно в распоряжении преподавателей должна иметься современная и актуальная учебная литература, которая также стоит определенных денег.
Регистрация бизнеса
Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.
Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.
Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).
Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:
- разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
- создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
- указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
- рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
- предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
- предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
- указываются и другие сведения по необходимости.
Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.
Поиск персонала
Другим важным моментом при открытии учебного центра считается набор преподавателей. Как и было сказано выше, их квалификация, опыт и образование полностью зависят от того, в каком направлении работает сам учебный центр. Количество преподавателей также напрямую зависит от специфики образовательного центра. Как правило, в самом начале деятельности выбирается примерно четыре разных курса, для каждого из которых нанимается один преподаватель. С ростом востребованности заведения количество курсов, а соответственно, и наемных работников, может быть увеличено.
Дополнительно в штате должен иметься секретарь, занимающийся составлением занятий и общением с потенциальными клиентами, а также бухгалтер, на котором лежит обязанность составления отчетов и подсчета налогов.
Привлечение клиентов
Чтобы учебный центр приносил высокую прибыль, важно, чтобы количество клиентов было большим, а также с 9:00 до 21:00 классы не пустовали. В этом случае следует привлекать клиентов разными способами. Для подобных целей используются листовки, распространяемые в различных организациях и предприятиях (возможно, даже профильных). Естественно, делается реклама на местном телевидении и создается свой собственный сайт, на котором каждый посетитель может найти всю необходимую ему информацию об учебном центре.
Финансовые расчеты
Итак, разобравшись с основными организационными моментами, посчитаем приблизительные расходы, необходимые для старта бизнеса. Для открытия учебного центра понадобится 765 тыс. рублей, из которых:
- регистрация бизнеса и получение лицензии – 40 000 рублей;
- аренда помещения на месяц– 55 000 рублей;
- закупка оборудования и литературы для работы – 350 000 рублей;
- реклама и иные меры для привлечения клиентов – 30 000;
- заработная плата сотрудников в месяц – 250 000;
- иные расходы (например, ремонт или закупка дополнительного оборудования) – 40 000.
Как показывает практика, общий доход в месяц при обучении ста человек составляет примерно 500 тысяч руб. Чистая прибыль в этом случае составляет 110 тысяч рублей. Таким образом, все вложения окупятся здесь примерно за восемь месяцев работы. В то же время, если будет увеличиваться количество учеников и будет увеличиваться число преподаваемых предметов, то закономерно будет расти и прибыль от деятельности.
Вывод
Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.
Для обеспечения упреждающей подготовки необходимого для предприятия количества высококвалифицированных рабочих и специалистов необходимо создать специализированный учебный центр по различным направлениям деятельности. Такая форма организации обучения позволит обеспечить подготовку широкого круга сотрудников - от рабочих начального уровня квалификации до высококвалифицированных специалистов с высоким потенциалом инновационной и творческой активности.
Стоит организовать специализированный Центр инженерной подготовки (ЦИП), в котором готовят специалистов, свободно владеющих компьютерными программными продуктами, на которых базируется сквозная технология конструкторско-технологической подготовки производства: конструкторов, технологов, расчетчиков. Специалисты инженерных служб могут проходить в Центре обучение по следующим направлениям:
- автоматизация инженерно-графических работ в среде SolidWorks;
- основы подготовки технической документации с помощью программ Word, Excel и Power Point;
- расчет деталей и узлов машин методом конечного элемента с использованием пакетов Cosmos Works/Dynamic Motion;
- электронная проработка запросных листов;
- работа с компьютерной системой «Техническая подготовка сварочного производства» и др.
Открытие Центра инженерной подготовки - революционный шаг в области развития, разработки и накопления корпоративных знаний и технологий для любого современного предприятия. Возможности такого Центра позволяют готовить профессионалов нового типа, способных внедрять на предприятии параллельный инжиниринг, обеспечивающий одновременное проектирование и моделирование процессов изготовления и эксплуатации высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной продукции.
Органично впишется в расширяющийся образовательный комплекс Тренинговый центр экономического обучения при главной бухгалтерии. Здесь сотрудники могут получить новые знания не только по экономике, но и по ряду других направлений деятельности.
Стратегия любого современного предприятия должна быть направлена на развитие производства, обновление станочного парка, приобретение современных обрабатывающих центров с ЧПУ. Новое оборудование предъявляет более высокие требования к квалификации рабочих, что обуславливает необходимость создания модернизированного специализированного Центра подготовки рабочих кадров (ЦПРК).
Актуальным для технологичного промышленного предприятия остается вопрос обучения персонала для эксплуатации высокотехнологичного оборудования. В Центре подготовки станочников (ЦПС) стоит использовать компьютерную обучающую программу Sinu Train, с помощью которой персонал овладевает знаниями и умениями, необходимыми для работы на металлорежущем оборудовании, оснащенном современной системой программного управления Sinumerik. С момента создания Центра стоит вести работу по совершенствованию учебного процесса на обучающем комплексе немецких фирм Siemens, Arinstain и австрийской «ЭМКО», которая предполагает разработку адаптированных к условиям производства учебных планов и программ, контрольных и экзаменационных заданий, методических пособий для преподавателей и слушателей.
Техническое перевооружение производства и его информатизация должны проводиться очень динамично. Новые возможности оборудования и систем управления меняют сложившуюся систему производственных отношений, особенно в низовом звене планирования и , выдвигают новые требования к линейным менеджерам. Поэтапное обучение навыкам эффективного управления отобранных в резерв на выдвижение руководителей и специалистов способствует развитию их способностей, выявлению управленческого потенциала.
Значительная часть рабочего времени координатора должна быть посвящена мероприятиям по рекламе и продвижению центра. В целях долгосрочного выживания, к вопросу продвижения центра нужно подойти творчески, а само продвижение необходимо осуществлять постоянно. Хороший координатор должен уметь описать все преимущества и недостатки различных курсов и средств передачи информации. Это важный маркетинговый аспект работы координатора, один из способов выявления и привлечения новых клиентов, а также повод для закупки новых программ с целью удовлетворения потребностей студентов. Многие сотрудники, проходя мимо корпоративного учебного центра, могут просто заглянуть, чтобы посмотреть, что он из себя представляет. Координатор должен постараться не упустить шанс продемонстрировать возможности центра и попытаться привлечь этих сотрудников воспользоваться его услугами. Стимулом может послужить важность непрерывного обучения для личностного развития и продвижения по карьерной лестнице.
Посетителям центра следует предложить просмотреть учебные курсы на стеллажах. Материалы необходимо расположить так, чтобы они привлекали внимание и возбуждали интерес. В подходящий момент координатор может отметить преимущества отдельных программ, в том числе и программ электронного обучения посредством сети Интернет, а также привести в пример людей, успешно завершивших какую-либо из них. Это должно пробудить любопытство посетителя, которому затем можно предложить записаться на одну из программ корпоративного учебного центра.
Когда клиент завершает программу, следует проинформировать его о том, что в наличии имеются дополнительные курсы, которые могут быть ему интересны, и продемонстрировать их. Такой проактивный подход поможет удерживать показатели использования центра на высоком уровне. Чем больше сотрудников пользуется услугами корпоративного учебного центра, тем глубже он внедряется в повседневную жизнь и культуру организации.
Миссия и видение
Пример маркетингового плана показан на рисунке 1. Все хорошие планы начинаются с формулировки миссии. Таким образом заявляется цель создания корпоративного учебного центра и вклад, который он внесет в удовлетворение потребностей обучения и развития всей организации. Заявление о миссии и видении должно быть разработано совместными усилиями высшего руководства, отдела обучения и развития персонала, менеджеров среднего звена и отдельных сотрудников. Это представляет собой применение на практике концепции стейкхолдеров, согласно которой все заинтересованные стороны (стейкхолдеры), будучи вовлеченными в общее дело, испытывают чувство сопричастности и долга и благодаря этому поддерживают начатое. Миссию центра в общих чертах можно выразить следующими словами: создание доступного и гибкого учебного ресурса, который поможет руководителям отделов в достижении целей бизнеса путем согласования обучения с бизнес-планами и производственными программами.
Рисунок 1. Маркетинговый план
Видение
Миссия носит довольно общий характер и излагает основной смысл существования корпоративного учебного центра с точки зрения потребностей бизнеса и обучаемых. Она подтверждается видением, представляющим собой вдохновляющий мысленный образ будущего, к которому решительно стремится организация. Видение должно быть четким, лаконичным, легко визуализирующимся и потому легко запоминающимся. Невозможно забыть памятное заявление о миссии, сделанное Джоном Ф. Кеннеди: «Высадить человека на Луну к концу десятилетия!»
Частью видения может стать создание совершенного центра как источника превосходной практики, непрерывного обучения и личностного развития. Центр должен стать важным средством превращения компании в обучающуюся организацию. Видение должно вдохновлять, мотивировать и фокусировать энергию студентов на выполнение целей обучения. Как правило, цели имеют более специфический характер и в большей степени поддаются измерению. Цели и видение должны быть согласованными между собой.
Формулировку видения корпоративного учебного центра необходимо включить во все возможные коммуникационные каналы, включая информационные бюллетени, рекламу, маркетинговые кампании и таблички с символом центра, размещенные на видных местах по всему зданию.
Задачи корпоративного учебного центра
За формулировкой миссии и видения следует постановка задач корпоративного учебного центра. Задачи должны быть четко изложенными, реалистичными и измеримыми. Они определяют уровень развития, на котором центр хотел бы быть через несколько лет. Этот уровень можно выразить в виде показателя количества сотрудников, окончивших те или иные программы для удовлетворения потребностей бизнеса за определенный период времени.
Каково состояние центра в настоящий момент?
Следующим шагом является анализ текущего состояния. Каков уровень центра сейчас и какими ресурсами он располагает? Следует изучить существующую ситуацию - аппаратное и программное обеспечение, имеющееся в наличии, - составить список и решить, является ли оно самым лучшим из того, что можно приобрести, и соответствует ли настоящим и предполагаемым потребностям центра. В идеале следует ориентироваться на лучшее, что есть у ваших конкурентов, и лучшее из имеющегося в продаже на данный момент. Выгоднее покупать оборудование, обладающее усовершенствованными техническими характеристиками, необходимыми для работы с мультимедиа. Аналогично, покупка дешевого программного обеспечения учебных курсов зачастую является ложной экономией: оно может быть дешевым потому, что устарело, или потому, что ожидается появление обновленной версии.
Сравнив всю эту информацию с поставленными целями, вы увидите разницу между существующим и желаемым состоянием.
Маркетинговые задачи
Маркетинговые задачи корпоративного учебного центра должны соответствовать индивидуальным учебным планам, планам работника, бизнес-планам и, в конечном счете, стратегическому плану компании. Они могут быть следующими:
- побуждение имеющихся клиентов к более интенсивному использованию услуг центра;
- привлечение внимания новых клиентов к существующей продукции;
- приобретение новой продукции для имеющихся клиентов;
- приобретение новой продукции для новых клиентов.
В целом, следует рекламировать преимущества, а не характеристики имеющихся курсов. Под характеристиками понимается тип программного пакета, средства осуществления обучения, оборудование и поддержка преподавателя. Преимуществами могут быть:
- удобство и доступность открытого обучения;
- приобретение новых навыков, ведущих к получению большего удовлетворения от выполняемой работы и открывающих новые перспективы;
- получение квалификаций, ведущих к повышению общественного положения и продвижению по карьерной лестнице;
- более продуктивное использование свободного времени;
- расширение полномочий.
Как убедить имеющихся клиентов пользоваться услугами центра более интенсивно?
Здесь может быть три основных варианта:
- привлечь студентов к прохождению курсов повышенной сложности;
- предложить попробовать изучить новый курс;
- посоветовать воспользоваться услугой выдачи материалов на дом для занятий в свободное время.
Привлечение новых клиентов
Отправной точкой должен стать поиск новых клиентов среди сотрудников организации, которые еще ни разу не посещали центр и не пользовались его материалами. Привлечение высшего и среднего звена руководства к использованию услуг центра поможет в продвижении центра среди всех сотрудников, которые могут последовать примеру своих начальников.
После того как работа центра будет налажена, можно расширить диапазон охвата, то есть приступить к обслуживанию семей сотрудников, а также персонала других компаний или подрядных организаций. При принятии решения о расширении доступа к услугам центра необходимо учитывать миссию, видение и цели центра, а также предусмотреть вопросы, связанные с защитой информации, охраной здоровья, техникой безопасности и авторскими правами.
Членство в клубе
Еще один вариант - создать в рамках центра клубное членство с предоставлением годичного абонемента. Преимуществами членства могут быть: изучение любого курса за небольшую плату, получение абонентом ежемесячного или ежеквартального информационного бюллетеня, а также предоставление рекомендаций по имеющимся в наличии ресурсам и качеству того или иного курса. Советы по организации корпоративного учебного центра можно давать за отдельно оговоренную плату.
Членство в клубе поможет обеспечить загруженность центра в течение года и вместе с тем принесет ему доход.
Консультационная деятельность
Корпоративный учебный центр может выполнять роль как учебной базы, так и консультационной службы для внешних клиентов. Если центр предлагает консультационные услуги для третьей стороны, то для такого вида деятельности, возможно, понадобится страхование профессиональной ответственности. Опять же, решение о внедрении деятельности такого рода стоит принимать лишь в том случае, если она согласуется с миссией, видением и целями центра, а также при строгом соблюдении авторских прав.
Новые программы и услуги
Центр может расширить ассортимент предлагаемых услуг, например, за счет предоставления доступа к сети Интернет или приобретения новых курсов по дисциплинам, которые актуальны в настоящий момент, при условии, что они соответствуют интересам учащихся, имеют значение для повседневной жизни и карьерного роста сотрудников. Неплохо было бы обзавестись курсами развлекательного характера и курсами по личностному развитию. Необходимо усовершенствовать технические средства и сместить часы работы центра, если это будет отвечать потребностям клиентов. Продление времени работы сделает услуги центра доступными для сотрудников, которые не могут заниматься в течение рабочего дня. Иногда крупные компании разрабатывают собственное программное обеспечение учебных курсов и программы электронного обучения, которые впоследствии продают другим организациям.
Препятствием для пользования услугами центра нередко становятся пробелы в учебном материале. Если у потенциальных новых клиентов есть потребность, которую центр не может удовлетворить в настоящий момент, следует изучить возможности расширения ассортимента оказываемых услуг для привлечения новых клиентов. После того как они станут пользователями центра, можно попробовать привлечь их к обучению в рамках других программ, имеющихся в наличии.
Новые технологии
Программное обеспечение учебных курсов (как и аппаратное обеспечение) быстро теряет актуальность и поэтому должно заменяться более новыми версиями. Общепринятой практикой разработчиков компьютерного программного обеспечения и поставщиков программ электронного обучения является частая модификация своей продукции. Поэтому координатор должен следить, чтобы в центре использовались только самые последние разработки.
Компьютерные технологии развиваются со стремительной скоростью. Поскольку курсы на компьютерных CD/ DVD задействуют графику и характеризуются высокой степенью интерактивности, они занимают в памяти компьютера много места. Поэтому существует постоянная потребность в модификации технических характеристик компьютеров наряду с усовершенствованиями в области программного обеспечения и использования сети Интернет. На практике, при выборе технических характеристик компьютера лучше не скупиться, так как последующая модернизация может обойтись дороже, а в некоторых случаях окажется и вовсе невозможной. Амортизацию персональных компьютеров следует производить раз в два года, а не раз в четыре, если пользователь желает идти в ногу с последними разработками. Гордон Мур, основатель компании Intel Corporation, сформулировал закон Мура (Moore"s Laws), согласно которому каждые 18 месяцев вычислительная мощность компьютеров возрастает вдвое при цене, остающейся прежней.
Ценообразование и оплата
Корпоративный учебный центр определяет стоимость своих услуг, отвечая маркетинговым и финансовым целям. Ценообразование - сложная сфера деятельности. Выбор системы ценообразования будет зависеть от целей организации. Самая простая структура ценообразования предполагает начисление такой наценки к общей себестоимости, которая позволит покрыть дополнительные накладные расходы и достичь желаемого уровня прибыли. Цена должна назначаться с учетом внутренней конкуренции. Не следует взимать плату за использование центра с отдельных сотрудников, однако можно возложить ее на отделы.
Продвижение
Продвижение обеспечивает осведомленность и стимулирует интерес к услугам центра и состоит из рекламных мероприятий, групповых и личных продаж. Рекламные буклеты, плакаты, карманные календарики, ручки и коврики для мышек с логотипом корпоративного учебного центра, книжные закладки, календари, информационные бюллетени, рассылки по электронной почте и доски объявлений - все это используется для рекламы и привлечения внимания. С течением времени плакаты сливаются с общим фоном и теряют свой эффект, особенно если они висят на общей доске объявлений и соперничают с прочей визуальной информацией. Порой для привлечения сотрудников в центр необходимо приложить специальные усилия, выражающиеся, например, в форме раздачи призов или участия в лотерее для пользователей корпоративного учебного центра. Другой способ привлечения людей в центр - проведение разнообразных мероприятий и семинаров. Для обсуждения текущих вопросов можно пользоваться услугами приглашенных тренеров. Также практикуется привлечение сотрудников к использованию центра в качестве места для проведения встреч и командных бесед в свободное от работы время. Формальное обучение не прекращается с окончанием школы или колледжа, как ошибочно думают многие люди. Маркетинг призван напомнить людям об этом и привлечь их к постоянному углублению знаний и приобретению новых навыков по мере необходимости. Как говорится в пословице, «пользуйся или потеряешь». Очевидно, что решение интеллектуальных задач совершенствует умственные способности людей.
База данных клиентов и рассылка
При наличии персонального компьютера, программ обработки текста и управления базами данных координатор центра располагает всеми необходимыми ресурсами для проведения прямой маркетинговой кампании. Система управления обучением будет содержать подробные данные о тех обучающихся, которые пользуются услугами центра, а также может быть связана с общей базой данных персонала, в которой содержится информация обо всех сотрудниках компании. Допустимо использование этой базы данных для адресного обращения к определенным группам сотрудников или к отдельным лицам с целью привлечения их внимания к новым курсам или к курсам, по которым они еще не занимались.
Экспозиция и образ бренда
Необходимо предусмотреть наличие специального экспозиционного пространства в помещении центра. Следует периодически пересматривать содержание рекламных плакатов. При включении компьютеров на экранах должен появляться логотип центра. У корпоративного учебного центра должен быть собственный веб-сайт. Также необходимо разработать дизайн канцелярских принадлежностей. Все это является частью процесса создания узнаваемого образа бренда.
Личные продажи
Личные продажи подразумевают рекламирование услуг центра заинтересованным сторонам. Можно разработать презентации для повышения уровня вовлеченности и осведомленности, создания доброжелательного отношения к центру, а также для привлечения новых клиентов. Личные встречи с руководителями помогут координаторам быть в курсе потребностей обучения и дадут им шанс продемонстрировать, как открытое обучение позволяет удовлетворять эти потребности. Интенсивное привлечение руководства к рекламированию новых дисциплин повысит интерес к центру и будет способствовать активизации занятий в центре. Лучший способ узнать, чего хотят руководители, - это пойти к ним и спросить.
Услуга выдачи учебных материалов на дом
Координатор должен иметь план по наличию программ обучения, а если в центре предусмотрена услуга выдачи на дом книг, аудио- и видеокассет и компакт-дисков, то необходимо определить канал, по которому они будут распределяться. Таким каналом может послужить внутрикорпоративная почтовая система, почтовое отделение или специальная курьерская служба. Если в рамках компании функционируют несколько корпоративных учебных центров, необходимо рассмотреть возможность организации единой сети. При работе с программами электронного обучения каналом распределения служит сеть Интернет или внутрикорпоративная сеть.
Информирование и обратная связь
После определения стратегии необходимо составить план действий, в котором будет отмечено время проведения тех или иных мероприятий и указаны лица, ответственные за их осуществление. План действий можно конвертировать в бюджет для осуществления контроля над расходами. Эффективная система управления обучением регистрирует предварительные записи на посещение курсов, осуществляет мониторинг учебной успеваемости и успешного завершения программ обучения, а также генерирует ежемесячные отчеты. Фактические издержки можно ежемесячно сопоставлять с запланированным бюджетом, а фактическое количество предварительных записей на посещение курсов можно сравнивать с фактической посещаемостью. Маркетинговое исследование приведет к получению обратной связи от пользователей центра. Полученную в результате информацию надлежит использовать для повышения качества услуг.
Жизненный цикл корпоративного учебного центра
Данный цикл состоит из четырех этапов: планирования, первоначального ознакомления, активного внедрения и, наконец, закрепления.
Планирование:
- определение потребностей в обучении;
- получение поддержки со стороны линейного руководства;
- аппаратное и программное обеспечение и телекоммуникационная инфраструктура;
- система управления обучением;
- поставщики программ электронного обучения;
- маркетинговый план;
- персонал;
- стандарты качества и критерии эффективности;
- составление бюджета.
Первоначальное ознакомление:
- продвижение центра;
- привлечение студентов;
- мониторинг эффективности оборудования и результативности курсов;
- общение с заинтересованными сторонами.
Активное внедрение:
- повышение качества услуг в соответствии с запросами заинтересованных сторон;
- интеграция деятельности центра с потребностями бизнеса и основным обучением сотрудников;
- добавление новых центров в соответствии с потребностями;
- списание и обновление курсов по мере необходимости;
- демонстрация эффективности с точки зрения затрат, соотношения цены и качества и вклада в удовлетворение потребностей бизнеса.
Закрепление:
- расширение роли центра в удовлетворении потребностей обучения и бизнеса;
- оценка и усовершенствование;
- замена, обновление и расширение ассортимента учебных материалов;
- непрерывная деятельность по рекламе и продвижению.
Услуги центра - подход с позиции тотального управления качеством (TQM)
Лучший вид маркетинга - это непосредственное общение. Клиентам нравится хорошее обслуживание и запоминаются приятные впечатления. Они порекомендуют воспользоваться услугами центра своим коллегам и начальству. Лояльное отношение со стороны клиентов приумножит и сохранит репутацию центра. Система тотального управления качеством означает, что однажды найденный верный подход обязательно станет целевой установкой корпоративного учебного центра. Тотальное управление качеством - это экономичное и непрерывное улучшение учебной обстановки, программного обеспечения учебных курсов, программ электронного обучения, аппаратного обеспечения и качества обслуживания. Необходимо осуществлять мониторинг качества, получать отзывы студентов, выявлять недостатки и вести непрерывное усовершенствование. Именно благодаря системе тотального управления качеством корпоративный учебный центр завоевывает друзей и оказывает влияние на людей. Программа знака качества Британской ассоциации открытого обучения (British Association or Open Learning, BAOL) позволяет центрам обучения оценить свою деятельность, сопоставляя ее со стандартами и передовым опытом.
Вся философия корпоративного учебного центра заключена в привлечении людей к учебе и продолжению обучения в течение всей карьеры. Любые препятствия, мешающие людям поступать именно так, необходимо устранить. Доступ к обучению должен быть легким. Эту цель надлежит отразить в политике корпоративного учебного центра. Процедуру предварительной записи на курсы и процесс пользования услугами центра следует сделать максимально упрощенными.
Резюме
В этой главе была отмечена важность составления маркетингового плана. Для осуществления маркетинга корпоративного учебного центра был предложен системный подход. Маркетинговую кампанию необходимо продумывать, а не пускать на самотек. Хороший план начинается с формулирования миссии и видения, за которыми следует постановка целей. Цели маркетинга состоят в удержании существующих клиентов и привлечении новых. Рассмотрен маркетинговый подход в рамках жизненного цикла корпоративного учебного центра. Стратегия формирования комплексного подхода к маркетингу, включающая качественное обслуживание, мероприятия по рекламе и продвижению центра и личные продажи, поможет в достижении поставленных целей.
Множество людей по ходу своей жизни переучивается на другие специальности, так как у них появляется возможность заработка в какой-то сфере. Перед открытием своего учебного центра вам потребуется определиться с теми специальностями и курсами, которые у вас будут преподаваться.
Для людей, которые не могут найти работу по специальности, а также для тех, кто хочет приобрести новые знания, небольшие учебные центры являются хорошим выходом из ситуации, когда работа нужна срочно, а долгие годы тратить на обучение поздно или не по средствам. Краткосрочные курсы позволяют таким людям приобрести основы знаний по предмету или освоить, смежную с основной, специальность. Указанные обстоятельства делают услуги таких небольших учебных центров весьма востребованными, а, следовательно, и деятельность этих учебных заведений способна приносить своим владельцам довольно ощутимые доходы.
Для оптимального использования площадей учебного центра и скорейшей окупаемости вложений лучше совмещать несколько направлений видов деятельности. В любом случае, ожидать быстрых и больших доходов от деятельности предприятия не стоит. Такой бизнес сможет приносить прибыли через некоторое время, которое понадобится на его становление. Но, при правильной организации дела и увлеченности своим занятием, учебный центр может стать для своего хозяина источником прибылей, привнесет новые, интересные события в жизнь и поможет завести полезные знакомства.
|
В перечень документов для лицензирования бизнеса учебного центра входят:
Заявление с указанием образовательных программ;
- сведения об укомплектованности и достаточности преподавательского персонала для обучения заявленного количества обучаемых;
- сведения о наличии подобающего ведению образовательной деятельности помещения;
- сведения об обеспеченности заведения учебно-методической литературой по каждой из заявленных программ и материально-техническом оснащении;
- сведения о педагогических работниках, которые будут курировать соответствующие образовательные программы;
- сведения об учредителях и регистрации учебного центра в качестве негосударственного образовательного учреждения.
Поданные документы рассматриваются лицензирующим органом в течение одного месяца, по истечении которого принимается решение о предоставлении лицензии либо об отказе в выдаче лицензии.
В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:
Создание и открытие учебного центра.
- Лицензирование.
- Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
- Создание обучающего сайта.
- Создание материально-технической базы.
- Поддержка и развитие учебного центра.
- Аренда.
- Оплата преподавателям и персоналу.
- Продвижение учебного центра.
- Добавление в лицензию новых профессий.
- Совершенствование материально-технической базы.
- Поддержка обучающего сайта.
- Создание и корректировка новых программ обучения.
![]() |
Минимальный комплект оборудования для учебного центра включает:
Проектор - $1 тыс.
10 компьютеров - порядка $3-3, 5 тыс.
30 столов - $1 тыс.
20 стульев - $500
Шкаф - $100
Факс - $100
Ксерокс - $200
Учебная литература - $500
Итого: около $6,5 тыс.
Инвестиции в открытие учебного центра площадью 200 м2, рассчитанного на обучение 100-150 человек в месяц, составляют порядка $13-15 тыс., срок окупаемости - 6-10 месяцев. Рентабельность вложений в среднем равна 30%.
Доходы будут прямо зависеть от объемов проводимых занятий, стоимости за обучение и расходов на поддержание работы центра.
Расходная часть состоит из следующих статей:
Арендная плата или разовая выкупная стоимость помещения и затраты на его содержание;
- оплата за коммунальные услуги и телекоммуникационные каналы связи;
- стоимость необходимой мебели, оборудования и аппаратуры;
-заработная плата сотрудников и обучающего персонала;
- затраты на рекламу.
Бизнес план учебного центра .
Собственный учебный центр - современный вариант развития бизнеса. Это простое решение, которое потребует аренды помещения, подходящего под учебу, а также организации самого рабочего процесса. Но, прежде чем начать важно заняться мониторингом рынка.
Для начала необходимо отметить, какие направления пользуются наибольшей популярностью, которых на рынке недостаточно и определиться с направлением. Так, сейчас существует тенденция к развитию языковых и различных программных курсов. И именно этими направлениями стоит заниматься.
Важно добавить, что в детей родители чаще всего вкладывают больше. Поэтому, организовывая курсы необходимо выбрать направление, которое пригодится младшему поколению. Но, опять же важно просчитать наполненность отрасли.
Выбираем преподавателей.
Выбор хороших преподавателей станет ключевым решением в организации бизнеса. Так, желательно и самому браться за ведение уроков. А также подобрать команду специалистов. Их бывает сложно найти, ведь далеко не каждое направление развито на 100%. Особенно если речь идет про компьютерные курсы. Стоит позаботиться про то, чтобы персонал был относительно молодым, подойдет средний возраст. А также имел достаточный опыт как теоретических, так и практических навыков.
Найти хороших преподавателей можно через интернет или попробовать подобрать среди уже состоявшихся преподавателей другого центра. Иногда люди, имеющие высокую квалификацию в определенной отрасли, стараются разнообразить выбранное направление для работы или достигают пика своей карьеры. И приходят к решению делиться своими знаниями. Именно такие категории лучше всего подходят для преподавания. И именно их необходимо найти. Всего для старта лучше подобрать 2-3 человека преподавательского состава. Чаще всего оплата для них почасовая.
На выплаты заработной платы стоит подготовить не менее 5 тыс. $ в месяц.
Помещение.
Для работы и организации учебного процесса необходимо взять в аренду несколько помещений. Это могут быть офисы в бизнес-центре. Для этого берется несколько комнат на 1 этаже. Одна из них станет под административные нужды, а другие - местом преподавания. Сами комнаты должны иметь свежий ремонт, современную и удобную мебель. Стоит создать максимально рабочую атмосферу. Для это стены красить в оттенки коричневого, желтого или зеленого. Стоит также минимальное внимание уделить аксессуарам и предметам декора. Ведь, в помещении ничего не должно отвлекать от рабочего настроения. Помещение должно отвечать нормам безопасности, санитарии и иметь средства для пожарной безопасности.
Требования к помещению учебного центра.
Ежемесячный оборот учебного центра - на уровне $10-15 тыс.
Основной канал привлечения новых учеников это реклама в печатных СМИ. Затраты на рекламу составляют примерно 10% с оборота, т.е. около 1000 долларов в месяц.
Сам учебный центр должен находиться в оживленной части города. Важно, чтобы к нему было комфортно добраться как своем автомобиле, так и существующими средствами передвижения. Желательно сделать офис примечательным со стороны дороги.
В зависимости от арендуемых площадей, а их должно быть не менее 30 квадратов, стоимость аренды составит около 1,2 тыс. $.
Оборудование и оснащение учебного центра.
В качестве оборудования необходимо купить такие приборы:
- Компьютеры (лучше стационарные с высокой мощностью) - от 600 $;
- Принтер - от 400 $;
- Ксерокс - от 350 $;
- Ламинатор - от 200 $;
- Телефоны - от 300 $.
Компьютеры необходимо будет закупить в количестве не менее 12 единиц, особенно если обучение будет идти по программам. Именно поэтому вложения в бизнес можно назвать достаточно высокими. Выбирая все современные и мощные устройства необходимо вложить не менее 6 тыс. $.
Из оснащения важно подготовить столы и стулья, а также доску и проектор для преподавания. В самом административном помещении стоит позаботиться про другие офисные предметы мебели. Такие, как тумбы, полки и другое.
В среднем, для организации работы учебного центра необходимо вложить около 10 тыс. $.
Важно создать хорошую рекламу в интернете, ведь именно там потенциальные клиенты ищут куры для себя. И первое впечатление складывается при хорошо оформленном сайте. Важно регулярно заниматься ресурсом и создавать все условия для его выгодного продвижения. Также стоит подготовить печатную продукцию. Это могут брошюры, каталоги, визитки и другая оформленная информация, которая может быть интересна как потенциальным, так и уже состоявшимся клиентам. Сам офис необходимо оформить с улицы визитками и указателями. Стоит арендовать баннер для продвижения своих услуг, можно организовать раздачу листовок непосредственно на улице, сделать временную акцию на первый взнос новым клиентам, а также подобрать выгодные условия для продления курсов.
Основные затраты.
В группу основных затрат будет входить следующее:
- Зарплата преподавателей - 5 тыс. $;
- Аренда помещение - от 1,2 тыс. $;
- Оборудование и оснащение - от 10 тыс. $;
- Реклама - от 1 тыс. $.
Для создания собственного учебного центра необходимо собрать стартовый капитал в размере 20 тыс. $.
Прибыль и период окупаемости.
Ежемесячный доход учебного центра зависит от количества групп и продолжительности курсов. К примеру, если собрать по 2 группы для утренних и вечерних занятий. Их продолжительность будет составлять около 1,5 академических часа. Стоимость курса будет около 100 $, а заниматься будут 2 месяца. То при наполненности группы - 8-10 человек, месячный доход составит 4 тыс. $. Из них половина сразу уйдет преподавателям. А на долю компании останется всего 800 $. Этот вариант растянет период окупаемости на 1-2 года. Но, если сразу предложить несколько вариантов курсов и набрать не менее 6 групп в месяц, то период окупаемости пройдет за 5-6 месяцев.
Клиенты и варианты развития.
В зависимости от выбранного направления клиентами станут как взрослые люди, которые желают подтянуть себя в выбранном направлении. А также подростки или сами дети разного возраста. Стоит добавить, что для развития важно предлагать разные курсы и программы. А также проводить регулярный мониторинг рынка, что позволит подобрать варианты для новых предложений. Также стоит не забывать про идеи от зарубежных партнеров по данному направлению.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)