Понятие морфемы. Виды морфем. Что такое морфемы? Значение, виды и правописание морфем Виды морфем в русском языке
В морфологии языков, в которых присутствует словоизменение, под морфологическими формами понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений (или одно такое значение ), например форма именительного падежа множественного числа существительного, форма 1-го лица единственного числа настоящего времени глагола, форма сравнительной степени наречия в русском языке. Присутствие в слове делимости на значим.части представляет его морфологическую форму.
Среди морфологических форм выделяются:
синтетические , или простые;
аналитические , или сложные - представляют собой сочетание знаменательного и служебного слов (русск. буду говорить , говорил бы), функционирующее как одно слово.
Конкретное слово в данной морфологической форме называется словоформой . Все формы изменяемого слова составляют его парадигму.
Морфе́ма (от греч. μόρφημα) - наим.яз.ед., облад. знач. (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем. При сравнении родств.слов и форм выявляется их морфологич.членение. Несамост . значимые части слов, получаемые в рез-те такого членения наз-ся морфемами
Морфемы могут выражать понятия: а) корневые – вещественные; б) некорневые двух видов: значения признаков и значения отношений.
Классификация: корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы)
Корневые (корни), обязательные.
Корень - основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», однако в эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o - вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o - гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффиксальные (аффиксы), необязательные.
Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений . Не могут самостоятельно образовывать слово (в русском языке) - только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, какаду ), не бывают единичными , встречающимися только в каком-то одном слове.
Классификация аффиксов
По положению относительно корня : (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)
префиксы - перед корнем. Традиционное название в русском языке - приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) - все грамматические отношения выражаются постфиксами.
постфиксы - после корня. Почти не употребляются в некоторых языках (напр., суахили семья банту, Центральная Африка) - используются префиксы. Явный перевес в использовании (по сравнению с префиксами) - в индоевропейских языках (напр., русский язык). Постфиксы, не являющиеся флексиями, обычно называются в русском языке суффиксами.
интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс ), Трубецкой называл их «морфемами связи»;
конфиксы - комбинации префикса с постфиксом , которые всегда действуют совместно , окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t - «хваленый»);
инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня ; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском : sumulat "писать", ср. sulat "письмо");
трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень , состоящий из одних согласных , сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar - самый большой, Kabir - большой, Kibar - большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.
Нулевой аффикс – это отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы
По смыслу:
1) «обычные» аффиксы - передают грамматическое и лексическое значение
2) флексии - передают реляционное (указывающее на связь с другими членами предложения) значение. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются - окончания (так как являются исключительно постфиксами), однако в языках банту и некоторых других языках являются исключительно префиксами, а в некоторых могут быть как префиксами, так и постфиксами.
19. Грамматические категории
- это совокупности элементов (слов, их значимых частей, их сочетаний), образующие грамматические общности и выражающиеся посредством определенных грамматических способов.
Например, категории совершенного и несовершенного виды глаголов. Противопоставление выражается разными способами: делать – сделать(префиксация – приставка с-), толкать – толкнуть(суффиксация – суффикс -ну-). (В англ. противопоставление единств.и множ.числа может быть выражено разными способами: book-books = внешняя флексия, foot-feet = внутр.флексия). *Изоморфизм граматич.способов – разные способы могут выступать в одной и той же грамматич.конструкции.
Категории: 1) моционные
. Противопоставление самостоятельных
частей (корень имеет смысловое значение сам по себе) несамостоятельным
(суффикс, приставка без корня не имеют значения).
2) реляционные . Противопоставление конкретного и абстрактного . (корень, приставка, суффикс противопоставляются окончанию. Окончание не имеет никакого смысла само по себе, а только выражает грамматические признаки).
3) деривационные . Те, которые имеют определенное сближение и с тем, и с другим . Например суффикс сближается первым противопоставлением с окончанием, и вторым противопоставлением с корнем.
*Грамматич.способ – это материальное выражение грамматич.значений, как реляционных, так и деривационных: аффиксация разного типа, внутр.флексия, повторы, сложения, служеб.слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм.
В русском языке наблюдаются прежде всего два основных вида морфем: 1) корневые морфемы и 2) морфемы служебные, или аффиксы.
К корневым морфемам относятся: 1) непроизводные основы, которые являются совершенно обязательной и неотъемлемой принадлежностью любого слова (как простого, так и сложного), и 2) аффиксоиды (корневые морфемы, выступающие в функции аффикса - приставки пли суффикса), которые наблюдаются лишь в отдельных моделях сложных слов.
Непроизводная основа свойственна абсолютно каждому слову и является основным элементом, мотивирующим его значение. Она выделяется даже в пределах тех словесных единиц, которые этимологически исходного корня уже не имеют или возникли на базе служебных морфем.
В качестве слов «без корня» можно привести существительное Шурочка и глагол вынуть; слово Шурочка формально состоит сейчас, если иметь в виду его происхождение, из трех суффиксов и окончания: Александраgt;Сашаgt;Са!шІурІаgt;ШІурІа"gt;ШІурІочкІа; глагол вы
нуть - из приставки вы-, инфинитивного -ть, суффиксов -н- и -у- на месте корневого я (ср.: снять, принять) по аналогии с глаголами на -путь. Однако все такого рода слова не имеют в своем составе лишь первоначального корня, но отнюдь не корня вообще, иначе говоря, не производной основы. Последний у них есть (ср. Шур-; -Н-, одновременно относящееся и к корню, и к суффиксу), как и во всех остальных словах, и именно им выражается основная «часть» их семантики.
В качестве слов, восходящих к аффиксам, можно назвать существительные измы, пере, пра, маны и т. п.; ср.: ...А поскольку спор шел на сплошных «пере» в ту и другую сторону, то в конце концов критики ушли от объективной ценности книги... (Лит. газ., 1961, 16 ноября). Но и в этих словах отсутствие корня мнимо; этимологически служебная морфема в них выступает уже в качестве корневой, выражающей лексическое значение слова в целом.
Аффиксоиды, выполняя роль аффиксов, в той или иной мере формализовались, но вместе с тем еще не перестали осознаваться корневыми. Таковы, например, морфемы -вод в словах оленевод, садовод и т п., полу-в полушубок, полузабытый, полусидеть и т. п. -образный в шарообразный, киселеобразный и т. п.
К служебным морфемам в пределах производной основы относятся суффиксы, приставки и соединительные гласные, а за пределами основы (как производной, так и непроизводной) - окончания.
Все выделяющиеся в слове морфемы всегда являются значимыми частями слова, хотя их конкретная семантика и характер ее выявления могут быть самыми различными.
Особенность морфем в подавляющем большинстве слов выступает четко и выразительно, несмотря на то что образующие русское слово морфемы всегда составляют слитное целое. Однако в отдельных случаях объединение морфем в составе слова оказывается таким тесным, что определение их может быть делом довольно трудным.
Учение о структуре слова и его частях сложилось в лингвистике давно, но сам термин морфемика относительно новый. Он вошел в широкий научный обиход в 1970 г., после выхода «Грамматики-70». Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.
Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове и функции; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.
1) Классификация морфем по месту в слове и функции.
Морфемы делятся на корневые и служебные. Последние называются родовым термином аффикс. К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.
Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна) или -ить (белить). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.
Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать) или формообразующее значение (видовая пара делать – сделать). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.
Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник) или формообразующее значение (учить – учил) значение.
Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая морфологические значения и связывающая слова в синтаксическую конструкцию. Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика, раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви), синий – синь, выходить – выход.
Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже). Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение. Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbrockeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование: соберу – собирать – собрать. Строго говоря, корень здесь -бр-, а не -бир- / -бер-, как принято говорить в школе.
Постфикс – часть слова после окончания: ся-, кто-нибудь, где корень к-, окончание -то (к-ого-нибудь, к-ому-нибудь) и постфикс -нибудь.
Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.
Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск. sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.
Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем. machen – gemacht, голл. maken – gemaakt (от переходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный), wonen – gewond (от непереходного глагола – действительное причастие: жить – проживший); венг. legnagyobb ‘самый большой’ – сравнительная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс, описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем. В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е, под-зем-ный.
Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб. katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср. qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.
2) Классификация морфем по типам значений.
Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими, что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.
3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами. Морфема -друг- может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга), [друк] (друг), [друш] (подружка), [друз,] (друзья), [друж] (дружить).
Учение о структуре слова и его частях сложилось в лингвистике давно, но сам термин морфемика относительно новый. Он вошел в широкий научный обиход в 1970 г., после выхода «Грамматики-70». Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.
Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.
1) Классификация морфем по месту в слове.
Морфемы делятся на корневые и служебные . Последние называются родовым термином аффикс . К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.
Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна ) или -ить (белить ). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.
Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать ) или формообразующее значение (видовая пара делать – сделать ). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.
Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник ) или формообразующее значение (учить – учил ) значение.
Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая словоизменительное значение и связывающая слова в синтаксическую конструкцию. Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика , раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви ), синий – синь , выходить – выход . Окончание не теряет словоизменительного значения, если служит средством словообразования. В любом случае часть слова без окончания называется словоизменительной основой .
Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже). Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение. Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы ’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbröckeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование : соберу – собирать – собрать . Строго говоря, корень здесь -бр- , а не -бир- / -бер- , как принято говорить в школе.
Постфикс – часть слова после окончания: ся- , кто-нибудь , гдекорень к- , окончание -то (к-ого-нибудь , к-ому-нибудь ) и постфикс -нибудь .
Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.
Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск. sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.
Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем. machen – ge macht , голл. maken – gemaakt (от переходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный ), wonen – gewond (от непереходного глагола – действительное причастие: жить – проживший ); венг. legnagyobb ‘самый большой’ – превосходная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс , описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем. В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е , под-зем-ный .
Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб. katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср. qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.
2) Классификация морфем по типам значений.
Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими , что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.
3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами . Морфема -друг - может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга ), [друк] (друг ), [друш] (подружка ), [друз, ] (друзья ), [друж](дружить ).
С одной стороны, морфемы могут быть омоничными: пропол-к-а – опредмеченное действие; студент-к-а – показатель женского рода. С другой стороны, между морфами одной морфемы может отсутствовать всякое фонетическое сходство: сказ-к -а >сказ-оч -к-а.
§ 2. Словообразование: производящая и производная основа. Способы словообразования. Словообразовательный тип.
Главной единицей словообразования является производное слово. Большинство слов в языке являются производными (приблизительно 88 %). У производного слова особое значение – словообразовательное. Оно, как правило, не совпадает с суммой морфемных значений. Коровник ‘помещение для коров’, а не, например, человек, ухаживающий за коровами. Словообразовательное значение – это общее для ряда производных слов значение. Слова с одинаковыми аффиксами могут иметь разное словообразовательное значение: коровник , курятник – помещение для того, что названо производящей основой; курортник , выпускник – люди, имеющие отношение к тому, что названо производящей основой; чайник , кофейник – посуда для того, названо производящей основой.
Важно разграничивать синхронический и диахронический аспекты словообразования. С точки зрения реального источника слов в языке – все слова производные, т.е. откуда-то произошли. Просто производность одних слов находится в другом языке или неизвестна, производность других со временем перестает осознаваться или переосмысляется. Диахроническое словообразование включает этимологию и историческое словообразование в рамках данного языка. Этимология устанавливает первичный источник слова, который может быть и в другом языке: помада из лат. pomum ‘яблоко’ > фр. pommade , ит. pomata (Первоначально помада изготавливалась из яблок). В любом случае диахроническое словообразование выясняет реальное происхождение слова.
Синхроническое словообразование выясняет не реальный источник происхождения слова, а то каким он представляется современным носителям языка. Синхроническая производность имеет системный характер. Для синхронии важно уяснить, какому слову противопоставлено анализируемое слово. Слово ложка , образованное, по данным истории языка, от утраченного слова лъжа , в современном русском языке воспринимается как не мотивированное. В слове вилка тоже не выделяется суффикс -к- , хотя даже рядовому носителю языка понятно, что оно происходит от вилы . В синхронии производным является слово, осознаваемое как более сложное с формально-семантической точки зрения.
Итак, диахронически производное – это образованное в реальном времени, порожденное слово. Синхронически производное – слово, мотивированное чисто логически; логика обусловлена не реальными словообразовательными процессами, а системой языка.
Словообразование в узком смысле – производство слов на базе существующих. Если рассматривать широко, как область ономасиологии, то в словообразование должны включаться семантические дериваты, заимствования, кальки.
Производящее слово обычно проще формально и семантически. Бывает и наоборот. Что проще радовать или радоваться ? Радовать проще с формальной стороны, но семантически сложнее, поскольку в его толковании есть отсылка к радоваться : радовать – «делать так, чтобы кто-либо радовался».
Морфологические (точнее, морфематические) способы словообразования в национальном языке определяются набором его словоообразовательных аффиксов. В соответствии с ними выделяются префиксальный, суффиксальный, трансфиксальнный, инфиксальный, флексийный способы и т.д. Словообразование осуществляется и аффиксальными комбинациями, которые могут быть весьма изощренными: венг. meg-szent-ség-telen-ít-hetetlen-ség-es-kedés-e-i-tek-ért .Приблизительный перевод этого слова ‘по причине [вашего] постоянного стремления быть неоскверняемыми’. Слово образовано присоединением к корню -szent- ‘святой’ префикса meg- с грамматическим значением продолжительности действия и 11 суффиксов, выражающих различные значения (предмета, отношения к лицу, повторяющегося действия и т.п.).
Специфика словообразования зависит от общей специфики строя языка. В английском языке основными способами словообразования являются суффиксация и префиксация: natural ‘естественный’ > naturally ‘естественно’, usual ‘обычный’ > unusual ‘необычный’; decryptor ‘расшифровщик’. Продуктивно в английском и словосложение. Здесь оно без соединительной гласной, обычно с ударением на первом слове: handbook ‘справочник’– hand ‘рука’ и book ‘книга’. Гораздо продуктивнее, чем в русском, конверсия. Наиболее частотная модель « существительное > глагол»: a test ‘испытание’ > to test ‘испытывать’.
В древнекитайском языке вообще не было служебных морфем. Соответственно словообразование в нем могло быть только неморфологическое. Современный китайский язык, наряду с неморфологическими способами, использует и морфологические. Основным способом словообразования в нем является словосложение. Слово dàxué ‘университет ’ складывается из слов dà ‘большой’ и хuéxí ‘изучение’.
§ 3. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ. Опрощение.
Морфемный анализ предполагает выяснение морфемной структуры слова. В школе он обычно называется разбором слова по составу.
Словообразовательный анализ проводится в два этапа: 1) необходимо найти слово, непосредственно мотивирующее данное, т.е. максимально близкое к нему в формальном и семантическом отношении; 2) выяснить способ словообразования.
Подробнее о морфемном и словообразовательном анализе см. в методичке «Морфемика и словообразование».
Этимологический анализ выясняет первоисточник слова – его этимон (греч. ‘истина’). Этимологический анализ требует специальных знаний. Студенты да и сами лингвисты, научные интересы которых не включают изучение этимологии, пользуются уже готовыми результатами, представленными в этимологических словарях. Легко установить, что слова уподоблять(ся) , расподоблять(ся), подобный , (не)подобает , сподобиться произошли от основы -подоб (л )- . В этих словах выделяется повторяющийся элемент -доб- (с-доб-ный , у-доб-ный ), который уже не раскладывается на более мелкие компоненты. Данный корень и будет этимоном для всех исторически (диахронически) однокоренных слов, хотя бы и разошедшихся по значению. Но значение этимона непонятно, а дальнейший анализ для неспециалиста невозможен. Смотрим в этимологическом словаре. Русские слова с корнем -доб- восходят к общеславянскому слову, а оно в свою очередь к индоевропейскому: о.-с. * doba- ‘период времени, срок’ < и.-е. * dhabros ‘соответствовать, подходить’, ‘быть удобным’.
С течением времени в морфемной структуре слова происходят различные изменения. Самое распространенное из них опрóщение . Оно представляет собой упрощение морфемной структуры, т.е. зарастание морфемного шва и уменьшение количества морфем: двор-ец → дворец; в-кус → вкус.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что изучают морфемика и словообразование?
2. Какие разделы выделяются в морфемике?
3. Какие существуют морфемы и способы словообразования?
4. Перечислите основные единицы морфемного и словообразовательного уровней и дайте им определение.
5. Что такое морфемный, словообразовательный и этимологический анализ?
6. Дайте определение опрощения и приведите собственные примеры.
Лекция № 11. Лексикология.
§ 1. Слово как предмет лексикологии ицентральная единица языка
§ 2. Лексическое значение
§ 3. Системные отношения в лексике (полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия)
§ 4. Этимология и внутренняя форма слова
§ 5. Фразеология
§ 6. Лексикография
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Наприм.: Возвращение
ВОЗ имеет значение «обратное действие» или «направление движения». Действие обычно направлено на субъект или объект.
ВРАЩ – круговое движение
ЕНИj – процесс, мыслимый предметно
Е – ср.р., ед.ч., им.п.
Также как и фонема, морфема – это структурный элемент слова. Поскольку морфема явл-ся языковой единицей, мы наблюдаем в ней те же системные признаки, что и у фонемы. Морфема – инвариант (образец, эталон), а варианты морфемы наз-ся морфами.
Наприм.: ДРУГ – ДРУЖ, ДРУЗ’, ДРУГ, ДРУ[К], ДРУ[Ш]
Морфы одной морфемы по отн-ию друг к другу наз-ся алломорфами . Даже если морфема равна по структуре фонеме, наприм., О, С, К, она все равно имеет знач-ие.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования; от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
Морфема и слово
Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.
Отличительные признаки:
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корневые морфемы
К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.
Корень – общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.
Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).
Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду , очень , увы , многие собственные существительные, называющие географические названия.
Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник’ - не выражен ни одной из морфем.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над , если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти .
Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.
В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.
Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.
Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).
Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень
Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.
Наприм., ТРЯПица , ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка
Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.
Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД
-ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»
Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.
Аффиксальные морфемы
– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.
Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» -ЕЦ-
К аффиксам относятся: ПРЕФИКС (), СУФФИКС (), ИНТЕРФИКС (), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ().
Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию : морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию : морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.
Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы
И, ТЕЛЬ - словообразоват ф-я
А - формообраз. ф-я
НИЦ - словообраз. ф-я + формообраз. ф-я
Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными .
Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.
Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.
Непродуктивные аффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные
Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).
Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.
Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.
Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские
ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные
Суффикс -
Аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.
МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс
СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма
РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс
В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.
Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК
Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-
Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.
Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи
Префикс (приставка) –
Аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.
Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий
писать→Написать – формообразующий
Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)
Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные
Интерфикс
В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.
Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.
Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.
К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.
Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).
Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец
Флексия (окончание)–
Значимая морфема в изменяемых словах.
Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.
Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.
Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.
Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.
Постфикс –
Аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.
Наприм., крутитСЯ – словообразовательный
СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.
Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.
-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.
Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ
Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И ; другие считают, что это суффикс.
Основа слова -
это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окн о , груст ный , гнал ся . Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .
Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной , например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,
суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а - горн-ый - горн-о-лыж-н-ый; брат - брат-ск-ий - по-братски. Таким образом, производная основа - это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.
В составе производной основы, кроме корня, может быть:
1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость );
2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук );
3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый ).
Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть ) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-съ ).
У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа - это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода ->вод-ян-ой - водянистый -водянистость.
4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ ).
К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.
В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.
22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.
Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
Словообразование связано с лексикологией , так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.
Словообразование также связано с морфологией , так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.
Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.
Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:
1. морфологический; 2. неморфологический.
При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.
Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.
К неморфологическим способам словообразования относятся:
Лексико-семантический способ
Лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)
Лексико-синтаксический способ
Неморфологические типы словообразования
Лексико-семантиченский
Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.
Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)
Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!