Генерал максимус биография. Прообраз генерала максимуса из фильма "гладиатор". Сместить Максимуса было невозможно
Буккер Игорь 11.04.2019 в 8:00
Римский император с именем, напоминающим предмет мебели, хорошо известен по блокбастеру "Гладиатор". В конце голливудского фильма он гибнет на арене цирка от руки главного героя. Вот и вся крупица исторической правды - император Коммод не на шутку увлекался боями гладиаторов и даже погиб, задушенный своим спарринг-партнером. Только произошло убийство императора не на глазах публики, а в тени алькова. Давайте сопоставим прозу жизни и поэзию искусства.
Современники считали Коммода простодушным и недалеким, подверженным влиянию своих приближенных. А ведь был он старшим сыном "философа на троне", как называют императора Марка Аврелия, оставившего потомкам свои размышления в духе философской школы стоиков. Луций Аврелий получил свое имя в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. На всякий случай ударение ставится на первый слог.
В пятилетнем возрасте (166 год) был провозглашен цезарем, а когда ему исполнилось шестнадцать (в 177 году) - августом. Сын являлся соправителем отца до его смерти и после кончины последнего принял имя Марк Аврелий Коммод. В 180 году Коммод становится единоличным правителем и первым делом выпускает "декрет о мире". Он прекращает войну с германскими племенами маркоманов, квадов и сарматов, отказавшись от продолжения захвата новых территорий, успешно начатых при его отце, достигнув с ними такого соглашения, что оно устроило даже недовольных мирным договором.
Свернув преторий - палатку полководца, 20-летний юноша устремился в Рим, как полагал британский историк Эдвард Гиббон, за наслаждениями. Но вернувшись с берегов Рейна в Вечный город, Коммод едва не получил удар кинжалом. И от кого? От шайки убийц, подосланных его родной сестрой Луциллой! Заговорщиков казнили, Луциллу сослали на Капри, где она вскоре околела. Завистники и коллеги, как во все времена и у разных народов, наговаривали на не причастных к перевороту людей. Многих ждал палач.
Коммод отказался не только от агрессивной внешней политики, проводимой его отцом, но и от опоры Марка Аврелия на римских сенаторов. Свято место пусто не бывает, и его заняли любимчики и преторианские префекты. Словно для подкрепления высказывания, что "власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно", Коммод решил переименовать Рим в Коммодиану, всячески поощрял распространение ближневосточных культов и был не прочь установить неограниченную самодержавную монархию.
Однако смерти императора возжелала его любовница (скорее всего, не единственная) Марция. К ней присоединился вольноотпущенник (libertus, libertinus - отпущенный на свободу раб) Эклект и преторианский префект Квинт Эмилий Лет. Эта далеко не святая троица случайно прознала, что Коммод готов отправить их к праотцам-ларам, решили предупредить столь неприятное для них самих событие. Древнеримскую мафию поддержали отцы-сенаторы. Они объявили Коммода врагом Отечества и запустили процесс уничтожения последнего представителя рода Антонинов.
Предлогом для чудовищного преступления послужило намерение Коммода в день празднования его вступления в консульскую должность выйти на церемонию в облачении гладиатора во главе процессии этих презренных смертных. Увы, Коммод обожал подвиги мифического героя Геракла и вроде бы любил оборачиваться в львиную шкуру и носить палицу, подражая этому полубогу. На монетах Коммода чеканили надписи, где Геркулес провозглашался основателем бывшего Рима - "Колонии Коммодиана" (Hercules Romanus Augustus, Hercules Commodianus ).
Атлет Нарцисс (не путать с "шоколадным зайцем и ласковым мерзавцем"), с которым Коммод тренировался во время занятий борьбой, задушил императора. Пока толпа крушила статуи Коммода и уничтожала надписи с его именем, префект Лет тайно предал тело преданного им императора земле.
Драмы Р. Скотта «Гладиатор». Этот фильм вышел на мировые экраны в 2000 году и сразу получил всеобщее признание, а также выиграл пять премий Оскар. Однако картина имеет сильные расхождения с историческими реалиями поздней Это касается и личности главного персонажа киноленты, который на самом деле никогда не существовал, хотя его образ имеет реальный прототип.
Первый солдатский император
Генерал Максимус - это персонаж, биография которого отчасти схожа с известным деятелем поздней Максимином. Он происходил из Фракии, отличался прекрасными физическими данными (как и герой в исполнении Р. Кроу) и вскоре поступил на императорскую службу, став одним из лучших воинов в армии который очень его любил, уважал и всегда выделял из сослуживцев. И здесь снова наблюдается параллель с судьбой вымышленного генерала, который также пользовался особым доверием у императора.
При одном из преемников Севера Максимин ушел со службы и стал землевладельцем, однако скоро снова вернулся в армию. В рассматриваемое время правители часто сменяли один другого, государственные перевороты были не редкостью для приходившего в упадок римского государства. В результате одного из таких переворотов Максимин был провозглашен императором.
Судьба правителя
Генерал Максимус, как и его исторический прототип, был очень храбр в бою и пользовался любовью и уважением своих солдат. Кроме того, он обладал незаурядным талантом стратега, под его руководством армия одерживала блистательные победы. Максимин также стремился добиться поддержки со стороны гвардии, и это ему отчасти удалось.
Однако он жестоко преследовал инакомыслящих, и вскоре его правление превратилось в настоящую тиранию. Он вел войны, но эти кампании уже не приносили ему успеха в обществе. Взяточничество, вымогательство чиновников также вызывали всеобщее неудовольствие, что привело к новому заговору. Максимин был убит собственными легионерами, вместе с ним погиб и его сын.
Экранный герой
В начале фильма генерал Максимус предстает перед зрителями блестящим полководцем, который сделал головокружительную карьеру и своими победами добился полного доверия императора, который даже решил сделать его своим преемником на престоле, несмотря на то, что у него был наследник - сын Коммод. Однако на самом деле последний с самого детства носил титул цезаря, поэтому его права на престол были неоспоримы. Как и его исторический прототип, главный герой фильма имел собственное поместье, которое режиссер иногда показывал зрителю в виде флэшбеков. Точно так же, как и Максимин, генерал однажды принимает решение уйти со службы. Однако если первый при этом руководствовался политическими соображениями (он был недоволен правлением нового императора), то экранный персонаж желал вернуться к своей семье - жене и сыну.
Политические интриги
В фильме Скотта римский полководец стал жертвой политических интриг. Его как предполагаемого будущего правителя похищают и чуть не убивают, однако герой чудом избегает смерти и попадает в руки торговца рабами.
В результате он становится гладиатором. Здесь следует отметить, что заговоры и перевороты были самым обычным делом во времена поздней империи, однако в фильме неверно показан конец правления Марка Аврелия. Дело в том, что по сценарию он погиб от руки собственного сына, хотя на самом деле умер от чумы в современной Вене. Что касается дальнейшей судьбы главного персонажа, то она показана довольно драматично и убедительно: его как лучшего бойца берут в Рим для участия в гладиаторских сражениях.
Гладиаторские бои
Так римский полководец волей случая оказался в положении раба и был вынужден сражаться на арене как самый обычный невольник. Впрочем, его полководческие способности пришлись весьма кстати: благодаря умелой организации боя рабы под его командованием одержали неожиданную победу над превосходящими силами профессиональных воинов.
Все сцены с битвами выглядят в картине весьма впечатляющими, однако при съемках был допущен целый ряд ошибок: во-первых, в боях с животными принимали участие только специально подготовленные бойцы, а во-вторых, герои наносят массивные рубящие удары мечом гладиус, который на самом деле был колющим оружием.
Кульминация
Римский генерал Максимус стал настоящим героем римской толпы, поэтому Коммод не решился убить своего давнего противника. Последний же вместе с его сестрой принял участие в заговоре с целью его низвержения. Следует отметить, что это исторический факт: Луцилла действительно стала организатором заговора против брата, однако тот, кто должен был его убить, раскрылся еще до того, как успел осуществить свое намерение. После этого Луцилла была сослана и через несколько лет умерла в изгнании. Самым же напряженным моментом в фильме является, безусловно, финальный бой между врагами.
Император предварительно серьезно ранил своего беззащитного противника, который, тем не менее, на арене сумел его одолеть, после чего умер сам. Коммод действительно участвовал в боях на арене, однако погиб совсем не так, как это показано в киноленте. Он был убит собственным рабом после 12 лет царствия.
Фон картины
Итак, генерал Максимус, история которого отчасти напоминает судьбу его прототипа, в целом получился довольно колоритным экранным героем. Многие критики и зрители отрицательно относятся к искажению исторической действительности, однако фильму нельзя отказать в интересном сюжете и колоритной атмосфере, которая, хотя и не соответствует духу эпохи, тем не менее, получилась весьма красочной. Создатели попытались заинтересовать публику событиями древней истории, и им это удалось. Максимус - генерал Марка Аврелия - стал визитной карточной актера Кроу, который до сих пор у многих ассоциируется именно с этим персонажем.
«Гладиатор» Ридли Скотта – один из наиболее масштабных и впечатляющих современных фильмов об античных временах. Со времени релиза прошло 16 лет, но лента о Максимусе до сих пор популярной и непревзойденной.
Еще в 70-х годах прошлого века молодой писатель Дэвид Францони начал работу над сценарием о полководце, ставшем рабом в результате предательства и интриг. Почти 30 лет Францони писал историю, которая в итоге была воплощена и вышла на экраны в виде эпической исторической картины под названием «Гладиатор».
Описание картины «Гладиатор»
180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема . Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…
Сюжет
После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину . По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.
Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.
За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.
Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает . Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.
Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей
![](https://i0.wp.com/kinomoe.com/wp-content/uploads/2016/11/rassel-krou.jpg)
Создатели
«Гладиатор» стал далеко не первым шедевром, снятым британцем Ридли Скоттом, но точно одним из самых ярких. В создании картины ему помогал сценарист Дэвид Францони, сложную операторскую работу выполнил Джон Мэтисон.
История создания фильма и съемки
Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».
Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.
Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах , когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.
А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу , хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).
Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.
Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.
Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину . Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.
Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.
Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.
Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.
Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.
Саундтреки
Музыка к фильму была написана немецким метром Хансом Циммером в соавторстве с Лизой Джеррард. Наиболее запоминающимися из 35 саундтреков можно назвать композиции Progeny и The Wyeat.
Награды
Фильм был запланирован продюсерам как своеобразный эксперимент по возрождению жанра пеплум. Крупный бюджет был обусловлен тем, что продюсеры решили создать масштабный проект, но не для получения наград, а для получения прибыли.
Ирония в том, что именно «Гладиатор» стал лучшим фильмом года и получил пять Оскаров. Но и коммерческий успех был внушительным – при вложенных, в общей сложности, 145 миллионах, лента заработала в мировом прокате более 457 миллионов долларов.
Критика, рецензии
Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.
Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.
Видео: Гладиатор — смотреть трейлер
Ноя 5, 2016 Ирина
Ошибки в фильме
Станислав АГУРЕЕВ,
Александр ВАСИЛЬЕВ,
Андрей МИТРОФАНОВ
Люди, которые не интересуются
историческими изысканиями, но обладают
искренним желанием узнать хоть что-нибудь о
давних событиях, ходят в кинематограф. Сегодня в
области киноиндустрии по объему вложенных денег,
количеству выпущенных фильмов, их рекламной
поддержке и прокату пальму первенства, бесспорно,
держит Голливуд. Один из самых кассовых тамошних
фильмов - «Гладиатор». Классически красивые
лица, яркие краски, роскошные костюмы... И в итоге
- шесть Оскаров.
Наша задача - определить историческую
подлинность картины, недавно явленной столь
обширной аудитории.
В первую очередь нас интересуют два вопроса:
1) насколько сюжетная линия совпадает с реальными
событиями 176-192 гг. по Р.Х. - времени правления
императора Луция Элия Аврелия Коммода;
2) как точно отражен в фильме «дух времени».
Мы не претендуем на стопроцентное выявление всех
исторических ошибок «Гладиатора». Но факт
подмены настоящих событий четко выверенными
киношаблонами имеет место быть.
В центре киноповествования - судьба
римского генерала Максимуса Децимуса Винитаса.
Он доблестно сражается с варварами в Германии,
ему симпатизируют престарелый император Марк
Аврелий и его дочь. Предчувствуя свою кончину,
император хочет передать власть генералу, обойдя
при этом собственного сына. И так восстановить в
Риме сенатскую республику - идеал государства.
Однако этому плану не суждено сбыться. Сын
Аврелия Коммод, задушив отца в объятьях,
становится правителем Рима.
Единственным, кто посмел выступить против, был
генерал, за что и поплатился своей свободой и
жизнью семьи. Максимус Децимус Винитас делает
успешную карьеру гладиатора и попадает на бои в
Рим. Проявив на арене Колизея мужество и отвагу,
он становится кумиром публики.
Слава помогает ему вернуть свободу и выступить
против императора. Теперь с ним связывают свои
надежды часть Сената и императорская дочь Луция,
видевшая в тиране-брате угрозу жизни сына. Целью
заговорщиков становится свержение Коммода и
установление республики.
По ходу действия Колизей превращается в штаб
революции. Попытка восстания проваливается.
Однако это не мешает смертельно отравленному
Максимусу в строгом соответствии с законами
жанра убить тирана в финальном поединке. Всё это
происходит на фоне весьма удачно установленных с
помощью компьютерной графики декораций, которые
показывают нам античный Рим во всей его красе. А
главный герой постоянно вспоминает о своей
родной Испании.
Насколько сюжетная линия фильма
совпадает с событиями II в. по Р.Х.?
Если бы авторы фильма придерживались
исторических фактов, то не римляне вторглись бы в
Германию, а германцы во времена императора Марка
Аврелия прорвали бы укрепленную границу по Дунаю
и вторглись в Северную Италию. Сам же он правил
Римом не двадцать пять лет, как нас уверяют
сценаристы, а только девятнадцать, да и воевал
значительно меньше. Умер же он своей смертью от
чумы в Виндобоне 17 марта 180 г. по Р.Х.
Его сын Луций Элий Аврелий Коммод был убит
двенадцать лет спустя (никак не через год после
прихода к власти) в результате заговора,
организованного его любовницей Марцией и
начальником охраны Квинтом Летом. «Сначала они
дали ему яду, но яд не подействовал. Тогда по их
приказанию его задушил атлет».
Сестра Коммода Луцилла действительно стала во
главе заговора, потому что, когда брат женился,
она невзлюбила его жену Криспину, которой
перешло звание первой дамы Рима. Будучи
непомерно честолюбивой, Луцилла стала думать о
захвате власти… Говорить о реальности персонажа
Максимуса, основываясь на античных источниках,
не представляется возможным. Но думать, что и все
остальные киногерои - фикция - дурной тон.
Император Марк Аврелий действительно известен
как философ. Его сын «сражался на арене... как
гладиатор» и предавался разврату. В целом
признавая право режиссера на авторскую
интерпретацию событий, мы можем лишь с натяжкой
признать историческую канву фильма
соответствующей современными знаниям об
изображенной эпохе.
Как отражен в фильме «дух времени»?
Если сюжетная линия фильма, пусть и
приблизительно, но всё же совпадает с историей,
то с пониманием «духа эпохи» дело обстоит явно
хуже.
Во-первых, авторы киноблокбастера постоянно
путают эпоху античности со средневековьем. Это
выражается не только в подмене амуниции,
вооружения, но и в стилизации речи героев. Во-вторых,
что более важно, античная система ценностей не
отражается, а грубо заменяется современной,
голливудской. Тем самым у рядового зрителя
создается иллюзия вечности американской идеи.
Уже в первой сцене боя в лесу римские всадники
мчатся на лошадях, облаченных в стальные
намордники. Эта деталь скорее подходит для коня
византийского катафрактия или рыцаря эпохи
Крестовых походов. Вообще, само использование
кавалерии в лесу, да тем более горящем, вызывает
полное недоумение.
Непонятно также, зачем киногерманцам вступать в
открытый бой с римскими частями - вместо того,
чтобы заманить их в лес и там уничтожить, как это
они сделали с легионами Вара. Да и сам бой,
разбивающийся на отдельные поединки, не отражает
римскую тактику, одно из главных достоинств
которой состояло в том, что «армия могла
сражаться строем как в одну, так и в несколько
боевых линий».
Следующая ошибка, не бросающаяся в глаза
неискушенному зрителю, состоит в облачении
римских императоров Марка Аврелия и Коммода. Они
упорно появляются в кадре то в черном, то в синем
плаще, хотя символом императорской и военной
власти Древнего Рима считался красный (багряный,
пурпурный) цвет. Не совсем понятно, почему
численность легиона в фильме - пять тысяч
человек: в легионе эпохи империи было обычно
шесть тысяч.
Наряду с батальными картинами, одна из самых
зрелищных сцен фильма - гладиаторские бои на
арене Колизея. Здесь кинонеточности коснулись
вооружения гладиаторов, которые предстают в
невообразимых для той эпохи доспехах. Так, в
сцене сражения с африканцами перед изумленными
зрителями появляются воины в конических шлемах с
бармицей и в полных боевых доспехах. Вызывает
большое сомнение факт применения боевых личин на
шлемах и сплошных панцирей, скорее напоминающих
рыцарские доспехи.
Если по ходу фильма мы и замечаем ошибки,
связанные с амуницией и вооружением римского
войска и гладиаторов, то эти анахронизмы не столь
шокируют, как спорные моменты в стилизации речи
героев.
Создается впечатление, что Ридли Скот не знает
других античных титулов, кроме обращения цезарь.
В фильме постоянно звучат обращения, кои войдут в
обиход только через столетия после падения Рима.
Так, Максимуса постоянно величают генералом.
Однако в действительности его следовало бы
именовать легатом и, кроме того, сенатором.
Понятно, что человек, «отслуживший десять или
больше лет назад трибуном-латиквалием, но с тех
пор не имевший отношения к армии», не может
считаться кадровым военным.
Насколько известно современной науке, римляне не
величали друг друга сэрами, вашими милостями,
милордами и прочими англосаксонскими титулами.
Не совсем сходятся с нашими представлениями о
языческом полководце упоминания им Отца
небесного и рая и забвение Юпитера и Марса, не
говоря уже о других богах.
По ходу фильма нам постоянно внушается, что все
прогрессивные силы человечества борются за
Сенат и демократию. Отсюда диалог между
императором Коммодом и его сестрой -
сторонницей Сената:
- Может быть, разогнать Сенат? - вопрошает брат.
- Пока не время, люди к этому не готовы, -
констатирует сестрица.
Хотя Сенат уже двести лет «был в
действительности лишь чем-то вроде
государственного совета, удобным
приспособлением, которое придавало действиям
императора законные формы прежних времен. Всякое
политическое действие исходило от особы
императора, который пользовался своей властью
безраздельно, не находясь ни под чьим контролем».
Тема восстановления республики представляется
так: хороший, но немощный Марк Аврелий - за,
развратный тиран Коммод - против. Хотя логичнее
предположить, что власть в случае переворота
достанется вовсе не Сенату, тем более не сестре
свергнутого Коммода, а Максимусу, у которого и
популярность в войсках, и харизма.
По мысли Ридли Скота, власть в Риме обретет тот,
кто получит поддержку толпы (электората). На нее с
явным пиететом смотрят Сенат и Коммод. Здесь
проявляется американизированное представление
о важности позиции черни для победы демократии,
хотя во втором веке сенаторы с презрением
смотрели1 на плебс.
Фильм полон войн, крови, жестокостей. Его герои -
сплошь неординарные личности. Так что среди них
мы не найдем обычного человека. Это беда не
только художественной реконструкции прошлого. И,
на наш взгляд, в истории этого периода самая,
пожалуй, большая проблема - это отсутствие
простого человека: слишком мало источников,
чтобы узнать средневекового человека, и еще
меньше данных о рядовом человеке античности.Справедливости ради нельзя не отметить,
что Максимус Децимус - далеко не последний
человек в империи, и сюжет фильма справедливо
соответствует девизу «Стать императором или
умереть». От сценариста, как и вообще от историка,
требуется больше, чем просто понимание.
Требуется понять жизненные идеалы чужой эпохи.
Как бы отрекаясь от своих собственных
представлений, нужно перенестись на иную сцену
чужой эпохи. Возможно ли это? Можно ли в такой
мере вжиться в прошлое, чтобы полностью понять
его и воспроизвести на экране? Скорее, нет.
Гладиатор из фильма - это лишь образ. Образ
римского солдата, увиденный глазами нашего
современника. Но можем ли мы понять римскую
реальность? Как вообще мы можем понять
реальность Конго или Мадагаскара, сидя на месте?
Ведь время - это тоже расстояние, только его
труднее преодолеть.
Этот фильм - попытка преодоления времени. А те
недостатки, которые подмечены нами, являются
недостатками с точки зрения истории как науки, но
в фильме имеют право на существование.
Америка - относительно молодая сверхдержава, и в
общем понятен интерес Голливуда к началу
европейской истории. Вряд ли всерьез можно
рассматривать демократические ценности
современной Америки как уходящие корнями в
античное далеко, хотя это и не портит
развлекательную киноиллюстрацию.
А.Васильев, А.Митрофанов, С. Агуреев - студенты истфака Московского городского педагогического университета.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)