Гараж из плоского шифера руками. Крыша гаража своими руками. Как обшить дом шифером своими руками - технология
Завершением строительства любого здания является возведение крыши. Для гаража могут использоваться разные конструкции, но оптимальным и наиболее дешёвым вариантом будет односкатная кровля. Это объясняется тем, что декоративность и внешний вид здесь обычно уходят на второй план, уступая место надёжности, простоте и скорости строительства. Односкатная крыша обладает всеми перечисленными преимуществами, поэтому используется для гаража чаще всего, тем более что сделать её своими руками сможет любой домашний мастер.
Виды односкатных крыш
При создании односкатной крыши стропила укладывают параллельно друг другу, при этом один их конец находится немного выше другого, за счёт чего обеспечивается нужный уклон. На стропила монтируется обрешётка, которая и служит основанием для выбранного кровельного материала.
Для того чтобы один край стропил был выше другого, могут использоваться следующие конструктивные решения.
- Во время проектирования гаража предусматривается, что одна его стенка будет выше другой. В зависимости от того, в какую сторону должен быть направлен скат крыши, противоположные стены делают разной величины. Если уклон будет спереди назад, то выше делают переднюю стену, в противном случае более высокой должна быть задняя стена. В таких случаях длина стропил получается более 5–6 метров, поэтому их надо дополнительно усиливать. При создании поперечного уклона выше делают одну из боковых стен. Здесь стропила будут короче, обычно 4–5 метров, поэтому их усиливать не надо, а конструкция получается более простой.
Необходимый уклон ската обеспечивается за счёт разницы высоты стен
- Односкатная крыша может возводиться уже на готовое здание, у которого все стены одинаковой высоты. В этом случае уклон обеспечивается установкой на одну сторону крыши стоек. Сверху стойки обвязываются бруском, который выполняет роль мауэрлата. После монтажа кровли фасадная часть и боковые треугольники зашиваются, для чего может использоваться дерево или металл. Такое решение позволяет экономить стеновой материал, так как не надо возводить трапециевидные фронтоны, а процесс строительства происходит намного быстрее.
Если стены имеют одинаковую высоту, необходимый уклон ската может обеспечиваться за счёт установки стоек на одну из сторон
- При одинаковой высоте стен гаража стропильные фермы можно сделать на земле, а уже потом установить их на мауэрлат через определённое расстояние. Чтобы упростить работу, надо сначала собрать шаблонную ферму и уже по ней изготавливать все остальные. После того как все треугольники будут готовы, они поднимаются на крышу. Нижние углы фиксируются к мауэрлату, а верхние обвязываются брусом в единую конструкцию. Такое решение позволяет создавать длинные стропила, так как их можно усилить при помощи стоек и подкосов. В гараже получается горизонтальный потолок, поэтому его проще будет подшить и утеплить.
При одинаковой высоте стен необходимый угол наклона ската можно получить при помощи установки собранных на земле стропильных ферм
- Если гараж пристраивается к капитальному зданию, нижний край стропил опирается на мауэрлат или на стойки, а второй конец фиксируется на опорном брусе, предварительно закреплённом на стене здания. Могут фиксироваться как стропила, так и стропильные фермы, как это было описано в предыдущем варианте.
В случае примыкания гаража к дому один конец стропил фиксируется на стене здания, для чего на ней можно собрать поддерживающий каркас
Односкатная крыша на гараж своими руками
Односкатная крыша является простым решением, которое часто применяется при строительстве гаражей. В зависимости от используемого кровельного материала и климатических условий местности угол её наклона должен быть разным:
- для шифера - 20–35 o ;
- для профнастила - не менее 8 o ;
- для мягкой кровли - более 10 o ;
- для фальцевой кровли - 8–30 o ;
- для металлочерепицы - от 30 до 60 o .
Несмотря на то, что такая крыша имеет простую конструкцию, если всё сделать правильно, то служить она будет не один десяток лет. Для изготовления стропильной системы и обрешётки надо брать только хорошо высушенную древесину (влажность должна составлять не более 18%) . Если она будет более влажной, то во время высыхания конструкция может изменить свои размеры и форму.
Односкатную крышу вполне под силу сделать своими руками любому домашнему мастеру. При выборе для гаража именно этой конструкции следует учитывать её основные преимущества:
- простой расчёт;
- небольшое количество строительных материалов;
- дешевизна;
- высокая скорость возведения;
- возможность усовершенствования, утепления и модернизации в будущем.
Несмотря на это, есть у односкатной конструкции и свои недостатки, которые также надо принимать во внимание:
- придётся отводить большое количество осадков, поэтому надо делать соответствующую водосточную систему;
- если уклон ската будет меньше 30 o , при сильных снегопадах потребуется вручную счищать снег, так как из-за незначительного угла наклона самостоятельно он сойти не сможет;
- не получится сделать полноценное чердачное помещение;
- здание будет иметь не очень привлекательный внешний вид, но для гаража это не имеет решающего значения.
Материалы для изготовления стропильной системы
Если вы решили строить гараж своими руками, то для создания его односкатной крыши необходимо подготовить следующие материалы:
- балки и брус для стропильной системы;
- необрезные доски для обрешётки;
- гидроизоляционные материалы - для этого используется специальная плёнка;
- утеплитель - это может быть минеральная вата или пенопласт;
- кровельные материалы;
- крепёжные элементы: саморезы, гвозди, скобы.
Кровельные покрытия
Для односкатной крыши существует большой выбор кровельных материалов, каждый из них имеет свои особенности:
- профнастил. Отличается небольшим весом, доступной стоимостью и возможностью повторного использования;
Профнастил является наиболее популярным кровельным материалом для гаража
- шифер. Его просто укладывать, он имеет длительный срок службы. Хотя вес этого материала сравнительно большой, а внешний вид не самый современный, на протяжении многих лет он не теряет своей популярности;
Современный шифер может быть не только серым, но и окрашенным в другие популярные цвета
- ондулин. Это современная альтернатива шиферу, которая имеет меньший вес и оптимальное соотношение цена-качество. К тому же его гораздо легче монтировать;
Ондулин внешне похож на шифер, но делается из других материалов, имеет меньший вес и намного легче монтируется
- металлочерепица. Имеет красивый внешний вид и отлично подходит для крыш больших размеров с увеличенным уклоном ската;
Металочерепица имитирует натуральную черепицу, но имеет меньший вес и стоимость
- фальцевая кровля. Для её изготовления используется листовой или рулонный материал, при этом поверхность получается прочной и герметичной. Укладка такого покрытия производится с помощью специального оборудования, так как фальц делается на месте проведения строительных работ, а это не самое дешёвое удовольствие;
Фальцевая кровля обеспечивает высокую герметичность, но для её монтажа необходимо специальное оборудование и навыки
- мягкая кровля. Стоимость её небольшая, монтаж проводится просто и быстро. Самые современные покрытия имеют срок службы до 15–20 лет, но всё равно он будет меньше, чем у других кровельных материалов;
Самым бюджетным вариантом для крыш гаража с небольшим уклоном является мягкая рулонная кровля
- гибкая черепица. Её просто укладывать, но требуется сплошная обрешётка, а это дополнительные расходы. Срок службы такой крыши будет сравнительно небольшим - порядка 10–15 лет;
Для укладки гибкой черепицы требуется сплошная обрешётка, а её создание связано с дополнительными расходами
- натуральная черепица. Она имеет красивый внешний вид, но много весит и требует специальных навыков при проведении монтажа. Для гаража этот материал используется редко, обычно в том случае, когда гараж находится рядом с домом и должен быть выполнен в едином с ним стиле.
Для гаража черепица обычно используется только в тех случаях, когда надо, чтобы он был выполнен в едином стиле с рядом расположеными зданиями
Необходимые инструменты
Для выполнения работ потребуются следующие инструменты:
Устройство односкатной крыши
Как уже было сказано, односкатная крыша устроена довольно просто, в её состав входят следующие элементы:
- стропильная система. Является основой несущей конструкции, воспринимает все нагрузки и служит для крепления других элементов кровельной системы;
- стойки, раскосы и другие элементы, необходимые для усиления стропильной системы. Обычно они используются, когда длина пролёта превышает 5–6 метров;
- обрешётка. Служит опорой для выбранного кровельного материала, может быть как сплошной, так и разреженной;
- гидро- и теплоизоляционные материалы. Предназначены для защиты здания от влаги и для сохранения в нём тепла;
- кровельный материал. Защищает крышу от воздействия внешних негативных факторов. Варианты используемых кровельных покрытий при строительстве гаража были рассмотрены выше.
Так как стропильная система является главным несущим каркасом односкатной крыши, поговорим о ней более подробно. Основным элементом этой системы является стропило, которое может быть подвесным, когда опирается на концы, и наслонным, если оно имеет промежуточную опору. Обычно пролёт гаража между опорными стенами, на которые устанавливается крыша, составляет порядка 4–5 метров, поэтому в таких случаях можно обойтись без усиления стропильной системы. В местах соединения стропил и мауэрлата делают надёжное соединение, которое фиксируется при помощи гвоздей и анкеров.
Если длина пролёта более 6 метров, то необходимо проводить усиление стропильной системы при помощи дополнительных рёбер жёсткости
Кроме стропильных ног в состав стропильной системы входят такие элементы:
- мауэрлат - брус, который устанавливается на стены и равномерно распределяет нагрузку от крыши. В каменных или кирпичных гаражах крепится к стене анкерами. В деревянных строениях роль мауэрлата играет последний венец стеновой обвязки;
- свес - длина выступа стропила за периметр гаража;
- фронтон - часть стены, расположенная между углом крыши и карнизом;
- обрешётка - основа для укладки кровельного материала.
Монтаж элементов односкатной крыши для гаража
После того как приобретены все необходимые материалы и инструменты, можно переходить непосредственно к монтажу крыши.
- Укладка мауэрлата. Указанный элемент служит для равномерного распределения нагрузки от крыши на стены здания. Это должен быть брус сечением не меньше, чем 10х10 см. Монтируется он на несущие стены при помощи анкеров с шагом 1–1,5 м, его укладка контролируется при помощи уровня. Между стеной и брусом надо уложить гидроизоляционный материал, обычно это рубероид. Чем больше наклон ската, тем толще должно быть сечение мауэрлата.
Между стеной и мауэрлатом обязательно укладывается гидроизоляционный слой
- Монтаж стропильной системы. В зависимости от типа кровельного материала и суммарной внешней нагрузки на крышу выбирается сечение стропильных балок и расстояние между ними. Обычно берут стропила размером 100х50 или 150х50 мм, при этом брус устанавливают на ребро. Расстояние между стропильными ногами обычно выбирают в пределах 60–100 см. Для фиксации стропила в мауэрлате делают врезку, чтобы крепление было максимально надёжным. Сначала укладывают крайние балки под одинаковым углом, затем между ними натягивают верёвку и монтируют все остальные. Если необходимо, устанавливают элементы для усиления стропильной системы: стойки раскосы и т. д.
При укладке стропил необходимо обеспечить одинаковый угол наклона кровли по всей длине, поэтому их обычно выравнивают по натянутой верёвке
- Обрешётка. Для неё обычно используются необрезные доски толщиной 20–25 мм, которые укладываются поперёк стропил и фиксируются при помощи гвоздей. В зависимости от используемого кровельного материала выбирается шаг обрешётки, а для укладки рулонных материалов или гибкой черепицы создаётся сплошное основание.
Обрешётка может быть разреженной или сплошной, это зависит от используемого кровельного материала
- Укладка кровельного материала. На обрешётку монтируется выбранный вид кровельного материала. В зависимости от его типа крепление может выполняться по-разному. Профнастил и металлочерепица фиксируются при помощи кровельных саморезов с уплотнителями, шифер и ондулин крепятся специальными гвоздями, рулонные материалы приклеиваются при помощи битумной мастики или за счёт самоклеящегося слоя.
Кровельный материал может быть листовым или рулонным, от этого зависит способ его монтажа
- Утепление. Если это необходимо, то выполняется утепление кровли. Сначала к стропилам при помощи степлера крепится гидроизоляционная плёнка. Затем укладывают и фиксируют утеплитель, обычно это минеральная вата или пенопласт. После него натягивается пароизоляционная плёнка и материал внутренней отделки потолка - фанера, ДСП, МДФ и т. д.
В качестве утеплителя для односкатной кровли чаще всего используется минеральная вата или пенопласт
Чтобы уменьшить нагрузку на стропильные балки и получить возможность использовать для них брус меньшего сечения, расстояние между стропилами нужно делать небольшим.
Видео: создание односкатной крыши
Эксплуатация и обслуживание односкатной крыши для гаража
Так как односкатная крыша имеет простое устройство, то и её обслуживание не требует больших усилий. Преимущества таких конструкций давно оценили в Европе, там они используются не только на хозяйственных постройках, но и для жилых домов.
Чтобы односкатная кровля служила надёжно и на протяжении длительного периода времени, за ней надо правильно ухаживать. Это несложно, достаточно придерживаться следующих правил:
- при небольшом уклоне крыши во время сильных снегопадов её надо очищать от снега, так как самостоятельно сходить он не сможет. Особенно это актуально весной, когда снег становится очень тяжёлым ;
- необходимо следить за состоянием элементов стропильной системы и в случае выявления серьёзных повреждений выполнять их замену. Если этого не делать, то через некоторое время может понадобиться полная замена вышедшей из строя стропильной системы или кровельного материала;
- следует проводить периодический осмотр кровельного покрытия. Желательно это делать два раза в год: осенью и весной. Если в нём выявляются повреждения, их надо срочно устранять, иначе в результате протечек начнут повреждаться деревянные элементы конструкции и утеплитель.
Если вы будете соблюдать описанные правила, то сможете обеспечить максимально возможный срок службы крыши.
Ремонт односкатной крыши
В гараже обычно делают односкатную крышу с небольшим углом наклона, а для её покрытия часто использую рулонные материалы. Если срок службы обычного рубероида не превышает 5 лет, то его современные аналоги могут служить до 15–20 лет.
Главным врагом рубероида является появляющаяся в холодное время года наледь, неправильное удаление которой при помощи стального скребка или лопаты приводит к повреждению кровельного материала. Кроме этого, повреждения могут возникать от хождения по такой крыше и от воздействия дождя, ветра и солнца.
Перед наступлением холодов надо обязательно выполнить профилактический осмотр покрытия для того, чтобы выявить возможные дефекты. Порядок и перечень ремонтных работ будет зависеть от степени повреждения покрытия.
Устранение трещин и небольших пробоин
Если кровельный материал покрылся трещинами, но ещё не протекает, достаточно качественно очистить его от мусора и снова покрыть битумной мастикой. Учитывайте, что на квадратный метр поверхности вам понадобится около 1,2–1,5 кг мастики.
Если есть небольшая пробоина, место вокруг неё следует хорошо очистить, после чего просто заполнить битумом, смешанным с опилками или песком. Лучше использовать не просто битум, а специальную мастику, так как в её составе есть добавки, которые улучшают пластичность и адгезию материала.
Для устранения трещин поверхность рубероида покрывается битумной мастикой
Ремонт повреждений
Если повреждение имеет значительные размеры, то на него накладывается заплатка. Для этого используют кусок рубероида, который больше по размерам, чем повреждённый участок. Место также очищают, после чего смазывают заплатку и прижимают её к поверхности. Если на рубероиде есть посыпка с обеих сторон, то она будет препятствовать его приклеиванию, поэтому её надо удалить. Делают это при помощи солярового масла, которое наносится на обсыпанный слой, а потом снимается при помощи шпателя. После установки заплаты её также надо покрыть слоем мастики.
Если повреждение небольшое, его можно устранить при помощи заплаты из рубероида
Устранение сквозных пробоин
Сквозные пробоины устраняются путём замены всех слоёв покрытия вплоть до основания.
Ремонт таких кровельных материалов, как шифер, металлочерепица, ондулин и металлопрофиль осуществляется путём замены повреждённого листа на новый.
Видео: ремонт крыши из рубероида
Односкатная крыша для гаража отличается простотой монтажа и обслуживания. Она может использоваться для покрытия других хозяйственных построек. Чтобы её правильно построить, надо определить угол наклона ската в зависимости от используемого кровельного материала и погодных условий региона, где проводятся работы. Если вы будете следовать рекомендациям специалистов, то сможете самостоятельно сделать надёжную крышу, которая будет служить не один десяток лет.
Оптимальный вариант, позволяющий сэкономить время и деньги, для владельца автомобиля – это постройка своими руками гаража из профнастила, который не потребует большого объема работ с цементными растворами. За счет этого общая стоимость строительства снижается как по затраченным материалам, так и в количестве необходимых квалифицированных рабочих рук. Если имеется инструкция по монтажу, металлический лист по всему периметру и кровле при наличии 1 помощника крепят самостоятельно. Такая конструкция имеет малый вес, поэтому не потребует мощного фундамента. Недорогие сорта более тонкие и для них растет расход крепежа. При стандартах толщины от 0,35 до 1,2 мм на гараж лучше приобрести марку «С» с параметром 0,5 мм.
Возводить следует на ровных площадках, находящихся на достаточном расстоянии от размываемых осадками склонов, подрабатываемых участков и растущих оврагов. Вопросы влияния геологических условий на основу постройки рассматривают на стадии проектирования.
Строительство фундамента под гараж
Весовая нагрузка на грунт каркасной конструкции размером 5х7 м и последующей обшивкой ее профлистом будет не больше 0,35 т. При ширине ленточного мелкозаглубленного основания 0,2 м, гараж допустимо сделать прямо у капитальной стены (цоколя) жилого здания без жесткой привязки к его опоре.
Самое простое для пенала на 1 автомобиль – свайное исполнение. Столбчатое может быть в одном из вариантов:
- буронабивные сваи;
- опоры из кирпича, блоков;
- винтовые элементы (наиболее быстрый способ для любой местности и времени года).
Сначала составляют чертеж с указанием расположения точек опоры. От выбранной схемы зависит конструкция полов, используемые для его изготовления материалы. Под гараж-пенал из профнастила на винтовых сваях достаточно установить и связать жестким ростверком из двутавровой балки или швеллера от 10 до 14 опор. Пример такого фундамета из 11 элементов: 4 шт по каждой стене, 2 шт под раму ворот, 1 шт – задняя стенка.
Технология монтажа пола включает операции:
- противоположные (поперек помещения) трубы свариваются швеллером;
- на них настилают усиление из 2 полос швелера 8 под правую и левую колесные линии;
- на остальную площадь полов наваривают обрешетку из стальной профильной трубы с толщиной стенки 4 мм и сечением 40×40 мм. Шаг между такими прутьями достаточно сделать от 0,4 до 0,5 м.
При небольшой высоте подъема пола над уровнем земли внутреннее пространство иногда просто засыпают песком (с установкой стенок по периметру из плоского шифера) и делают стяжку. Для любого вида основы (свайная, МЗЛФ) внутри периметра снимается плодородный слой почвы и меняется на песок или щебень. Это продлит срок службы настила, особенно если используются деревянные балки.
Еще одним капитальным вариантом устройства основания является заливка бетонной армированной плиты толщиной не меньше 0,4 м. Цена материалов будет выше, но сразу решается вопрос прочного пола, и каркас не будет испытывать деформирующих усилий от подвижек грунта. При заливке бетона своими руками обязательно выгоняют воздух из него вибратором и проводят «железнение» поверхности – даже быстровозводимые разборные гаражи потом эксплуатируются не один десяток лет и им нужен надежный прочный фундамент.
Технология сборки стен из профлиста
Стальной каркас собирают из вертикально установленных профильных труб и приваренных к ним горизонтальных связей жесткости.
- Первоначально определяется, где будет проем для ворот. Стойки крепят на анкерные болты по углам и в проезде. По каждой боковой стене делают по 7 таких стоек, которые выверяются отвесом.
- Вертикальные опоры соединяют листом для обеспечения начальной жесткости. Проверяют диагонали (по верху и по полу) полученной коробки. До окончания формирования жесткой обвязки их нельзя снимать.
- Приваривают горизонтальные балки, начиная сверху (поперечины). Их расположение может варьироваться, если предполагается закладывать в стенки плиты пенополистирола для утепления. Мягкий рулонный материал укладывать проще.
Сварные швы лучше сразу закрасить, чтобы их со временем не разъела коррозия. Плиты монтируют к профилю саморезами с широкими шляпками, под которые установлены компенсирующие резиновые шайбы. Панели укладываются внахлест (как шифер), чтобы не было щелей. Для повышения прочности и герметичности покрытия пятно перехлеста смазывают клеевой мастикой. После ее полной полимеризации (2-4 дня) облицовка приобретает качества сплошного листа.
Крыша
Кровлю любой геометрии можно делать самому, исходя из предпочтений или необходимости. Для гаража выбирают следующие формы верхней части:
- односкатная;
- купольная;
- двускатная;
- плоская;
- комбинированная.
Важно при разработке ее чертежа учесть ветровую и снеговую нагрузку, характерную для данного региона. По количеству вертикальных столбов каркаса в продольной стене потребуется сделать элементы для опоры настила кровли из профлиста. Они состоят из 2 стропил, сходящихся под углом, который обеспечит угол ската не менее 20°, и вертикального упора конька в горизонтальную связь. Такие детали лучше заготавливать и сваривать по одному шаблону.
Начинают монтаж стропил с фронтона (от ворот) и на каждом шаге этой операции проверяют совпадение осей коробки и будущего настила. Комбинированная крыша из профнастила своими руками должна оказывать равномерное давление на нижерасположенные конструкции (стены, фундамент). Значительный перекос в распределении нагрузок и вибраций приводит к быстрому износу крепежных деталей и мест сварных соединений.
Частые ошибки при монтаже
Неправильный учет всех действующих разрушающих факторов создает риск повреждения не только самого гаража, но и автомобиля. Основные недостатки проекта и его реализации классифицируются следующим образом:
1. Неустойчивый (слабый) фундамент. Деревянные каркасные постройки часто ставят просто на шлакоблоки, разложенные по площадке. Структура древесины компенсирует незначительные искривления от движения грунтов. Сталь более прочная, но имеет остаточную деформацию, которая приводит к перекосу и дальнейшему разрушению, препятствует открытию/закрытию дверей, растрескивается антикоррозийное покрытие металла, лопается крепеж.
2. Большой шаг элементов жесткости, особенно стропил. Сборка профлиста в летнее время создает ощущение надежности металла даже при сильном ветре, но обильный снегопад сможет прогнуть крышу в обратную сторону, оперев ее на автомобиль.
3. Слабые стойки ворот. Въездной блок должен быть надежно зафиксирован по отношению к примыкающим стенам. Если случайный удар тяжелой створки по раме способен пошевелить прилегающий каркас, то он его достаточно быстро деформирует и разрушит.
4. Ослабление пошагового контроля геометрии каркаса приводит к нестыковкам на завершающем этапе, образованию щелей, потере внешнего вида, необходимости применения «народной смекалки» без гарантии сохранения расчетных технических характеристик деталей и материалов.
5. Вкручивание саморезов под разными углами, повреждения электроинструментом полимерной защиты листа, незакрытые щели, увеличенные зазоры. Экономия на резиновых шайбах не только даст возможность проникать влаге в местах крепления, но и приведет к дребезжанию облицовки под порывами ветра.
6. Урезание сметы на приобретение качественных материалов для строительства приводит к эффекту «не ждали, а оно случилось».
7. Экономия на утеплении и гидроизоляции. Значительный перепад температур под профлистом достигается не столько зимой, сколько летом. Больше всего он вреден резине и пластику. Образование конденсата отрицательно сказывается на сроке службы стали, дерева. Дополнительное преимущество от теплоизоляционного слоя – значительное снижение прохождения звуков как снаружи, так и изнутри помещения.
С внутренней стороны крепления к стойкам листы лучше прокладывать полиэтиленовой пленкой и деревянными рейками (сечением 4-5 см). Этот прием обеспечит достаточный вентиляционный промежуток для удаления водяного конденсата. При необходимости уменьшить расстояние в местах вкручивания саморезов стальную плоскость допустимо покрыть слоем силиконового герметика.
Обновить антикоррозионную защиту по линии резки поможет аэрозольная краска, напыляемая на еще не окислившийся металл. При отсутствии устойчивых навыков работы с электрическим шуруповертом лучше пользоваться ручным аналогом – случайный срыв повредит профлист. Эффективно и качественно выполняются такие операции при помощи шуруповертного автомата. Чтобы проводить монтаж настила своими руками, потребуется как минимум 2 человека.
Стоимость постройки гаража
Составлять приблизительную смету начинают с мониторинга цен на материалы в своем регионе. Если начать заготовку заранее, то удастся найти качественную продукцию в период сезонных скидок, распродажи остатков крупными оптовиками, сэкономить на транспортных расходах.
Показатели для предварительного расчета:
- количество материалов по проекту;
- транспортные затраты;
- цена инструмента и оборудования;
- зарплата рабочим.
При необходимости включаются энергоресурсы (например, заправка топливом электрогенератора на удаленной строительной площадке, где еще не подвели электричество). Непредвиденные расходы закладывают в размере 5-10 %.
Упрощенная смета постройки своими руками без фундамента:
- профнастил для гаража в количестве 18 листов по 420 руб/шт – 7 560 рублей.
- труба профильная 80×80×3 всего 70 м – 30 000.
- уголок 100×100×7 длиной 410 см – 2 500.
- труба профильная 60×40×2 всего 24 м – 5 000.
- Итого 45 060 рублей (без основания, внутренней отделки и труда рабочих).
Для утепления может приобретаться минеральная вата, ее стоимость за 1,5 м³ – около 4 300 рублей. В зависимости от типа фундамента, желания оборудовать смотровую яму, подвал к смете придется добавить от 1/3 и более от приведенного расчета.
Каждый автолюбитель прекрасно понимает, что автомобиль должен храниться в сухом месте. Излишняя влага может стать причиной коррозии металла, что приводит к порче кузова авто. Поэтому влажность в гараже, где стоит автомобиль, должна быть минимальной. Одним из основных мест, через которое может попадать вода, является крыша гаража. Именно поэтому ее монтажу и эксплуатации нужно уделить большое внимание. Далее мы рассмотрим, как сделать крышу на гараж своими руками правильно.
Для того чтобы начать работы, необходимо определиться с типом крыши, которая будет вооружаться. Ниже мы приведем наиболее популярные конструкции кровель, которые используют при строительстве гаражей:
- Плоская кровля. Плоской ее назвать можно, конечно, с трудом. Ведь даже такая крыша имеет небольшой скат, для предотвращения скапливания влаги. Уклон плоской кровли, как правило, не превышает 2⁰-3⁰. Обычно таким методом кроют крыши гаражей в гаражных кооперативах, где постройки стоят впритык друг к другу, что мешает сделать перекрытие по другому методу. Такой вид кровли наиболее популярен для строительства гаража, так как она монтируется довольно легко и быстро.
- Двухскатные крыши. Менее распространены при постройке гаражей. Такая кровля имеет более сложную конструкцию, чем плоская, и ее монтаж занимает более продолжительное время.
- Шатровые или вальмовые крыши. Довольно редко встречаются в качестве кровли для гаража из-за сложности конструкции. Единственным оправданным случаем использования такого метода покрытия является архитектурная однородность гаража с другими постройками.
- Крыши мансардного типа. Посредством такой кровли над гаражом обычно обустраивают жилое помещение или мастерскую. Стоимость данной конструкции очень высока, и оправдана, если есть необходимость в дополнительной площади. Процесс сооружения крыши мансардного типа достаточно сложен и требует специальных знаний и навыков.
Виды кровельных материалов
Для разных типов крыш используются различные кровельные материалы:
- Рулонные материалы. К ним относятся рубероид, рубемаст и другие материалы на битумной основе. Также в последнее время большое распространение получили мембранные покрытия и перекрытия на стеклооснове. Как правило, они применяются для плоских крыш. Их главным достоинством является хорошая гидроизоляция, относительно низкая цена и простота в монтаже. К недостаткам рулонных или мягких кровельных материалов можно отнести их сравнительно низкий срок службы, потенциальную пожароопасность и боязнь сильного нагрева.
- Шифер. Волновой шифер уже несколько десятилетий является лидером среди кровельных материалов. Как правило, им накрывают двухскатные, односкатные крыши или конструкции мансардного типа. Укладывается шифер на деревянную обрешетку и крепится с помощью саморезов. К его достоинствам можно отнести невысокую цену и прекрасные эксплуатационные характеристики. Из недостатков стоит отметить боязнь ударов и хрупкость, а также большой вес, что требует сооружения мощных стропильных систем.
- Металлочерепица. Используется для кровли скатных крыш. Представляет собой формированный под структуру черепицы лист оцинкованного металла, покрытый специальным антикоррозийным покрытием. Такой материал легко монтируется, обладает прекрасными эксплуатационными качествами, не боится ударов, имеет маленький вес. Срок службы металлочерепицы может достигать 50 лет. Из недостатков можно выделить только его цену. К тому же при попадании града или крупного дождя, крыша из металлочерепицы может давать неприятный резонанс.
- Профнастил, в принципе, похож на металлочерепицу. Единственное отличие – это структура профиля.
- Ондулин. Представляет собой листы картона, пропитанные битумом. Это не слишком популярный кровельный материал по ряду причин. Он быстро горит, не слишком практичен, требует большое количество крепежа, имеет короткий срок эксплуатации.
Кровля плоской крыши мягким рулонным материалом
Итак, наш гараж построен, на потолок уложены железобетонные плиты и нам необходимо конструкцию перекрыть.
- Для начала следует задать себе вопрос: будет ли отапливаться наше новое помещение. Если да, то необходимо будет уложить слой теплоизоляции, если нет – обойдемся только гидроизоляцией.
- Первым делом готовим покрытие. Убираем его от строительного мусора и пыли. Если этого не сделать, есть риск, что в пустоты, образованные из-за комков пыли, может просочиться вода.
- После уборки покрытие основательно грунтуем обыкновенно грунтовкой. Щели между плитами заделываем цементным раствором. Затем укладываем на поверхность рубероид с нахлестом не менее 150 мм.
- Далее на поверхность рубероида размещаем слой теплоизоляции. Это может быть керамзит, шлак или плиты пенополистирола. С помощью теплоизоляции можно сформировать необходимый уклон кровли.
- Следующим шагом будет укладка стяжки. Ее укладывают на основе цементно-песочного раствора, приготовленного по пропорции 1 часть цемента марки М-400 и три части просеянного речного или карьерного песка. После укладки стяжки необходимо подождать 2-3 суток, пока она окончательно не застынет.
- Когда стяжка застынет, на ее поверхность наносится битумный раствор. Для снижения стоимости работ можно использовать растопленную смолу. Из-за высокой температуры смолы с ней необходимо работать аккуратно, применяя средства индивидуальной защиты.
- На поверхность битумного слоя укладывается слой гидроизоляции. Как правило, в качестве изоляции используют рулонный материал, такой как рубероид, рубемаст или гидроизол. Их основой может быть битум или стекловолокно. Материал укладывается с нахлестом до 30% от его ширины. Если все работы провести правильно, то такая кровля будет служить довольно долго.
Ежегодно летом необходимо проводить осмотр мягкой кровли. В случае выявления незначительных повреждений, участок испорченного покрытия вырезается и накладывается латка, края которой промазываются битумом. Через 10-12 лет службы мягкую кровлю принято менять.
Односкатная крыша гаража своими руками из шифера
Для монтажа такой крыши необходимо сделать стропильную систему. При строительстве стен гаража следует предусмотреть уклон. Поэтому, как правило, одну из стен постройки делают выше.
Поэтапный порядок выполнения работ:
- Первым этапом необходимо смонтировать балки перекрытия. Для этого прекрасно подойдет брус размером 150х150 мм или 150х100 мм. При выборе дерева для установки стропильной системы необходимо его внимательно осмотреть. Брусья не должны иметь сучков, выбоин и дефектов. Древесина должна быть высушена.
- Балки кладут на так называемый сейсмический пояс. Они должны быть расположены параллельно полу. Если такой пояс отсутствует, то на высокой стене крепится специальная доска на высоте, равной высоте противоположной стены. Делают это дюбелями диаметром не менее 8 мм с шагом не более 500 мм.
- На прикрепленную доску и поверхность противоположной стены укладываем балки на расстоянии не более 800 мм друг от друга.
- Далее у высокой стены устанавливаем вертикальные стропильные стойки. Для них используем такой же брус, что и для балок. Стойка устанавливается на балку, а один из ее краев запиливается под стропила.
- Следующим шагом укладываем стропила одним концом на вертикальную балку, другим – на горизонтальную. Крепить балки и стропила нужно жестко, ведь от этого зависит надежность всей конструкции.
- Далее устанавливаем раскосы. Раскосы – диагональные балки, которые соединяют наклонные стропила с горизонтальной балкой. Их установка призвана улучшить жесткость конструкции и ее надежность.
- На наклонные стропила размещаем слой гидроизоляции. Как правило, в ее качестве используется полиэтиленовая пленка или гидроизол. Начинать укладку гидроизоляции необходимо снизу. Стык двух полос должен находиться на стропиле. Крепится материал к стропилам с помощью строительного степлера. Можно продублировать крепление с помощью деревянной планки, прибитой поверх стропила. Нахлесты и стыки материала заклеиваем строительным скотчем.
- Следующим шагом укладываем обрешетку, к которой будет крепиться кровельный материал. Для нее берем доску шириной 50 мм и толщиной 20 или 50 мм. Ее размещаем поперек стропил и крепим при помощи нержавеющих саморезов. Если планки размером меньше, чем длина крыши, то запиливаем их так, чтобы стык находился на середине стропила. Расстояние между досками обрешетки зависит от размеров кровельного листа. Лист должен накрывать две планки обрешетки и вступать на 120-150 мм с каждой стороны.
- Последним шагом станет монтаж кровельного материала. В нашем случае это будет шифер. Укладку начинаем с нижнего правого угла. Крепим шифер с помощью шиферных гвоздей или саморезов. Листы профнастила или металлочерепицы укладывают аналогично.
Укладка теплоизоляции
Если вы захотите утеплить крышу своего гаража, то для этого лучше всего использовать маты из минеральной ваты. Выбирать материал необходимо, когда разрабатывается проект крыши гаража. Делается это для того, чтобы ширина утеплителя совпадала с расстоянием между стропилами. Для того чтобы материал не тянул влагу, его ограждают от внутреннего помещения слоем пароизоляции. В ее качестве может выступать полиэтиленовая пленка или мембранный материал.
После укладки пароизоляции крышу можно отделать листами ДВП, ДСП или другого листового материала. Неплохим вариантом может стать обшивка из пластов гипсокартона. Однако стоит помнить, что утеплять только крышу не имеет никакого смысла, поэтому если вы желаете получить теплое помещение, то стоит подумать и об утеплении стен и ворот гаража.
Крыша гаража: фото
Порой назревает необходимость в использовании практичного материала, который можно применить как для облицовки здания, так и для ограждения на участке, а также в качестве кровли. Для всех этих целей подходит плоский шифер, который успешно используется на стройках самого разного типа.
Плоский шифер – технические характеристики
Именно этот материал не потребует от вас особых навыков при монтаже, кроме того, он стоит не слишком дорого. Шифер относительно прочен и долговечен. Плоские шиферные листы состоят из специальной смеси – портландцемента и асбестового волокна, а также воды. При этом общая доля самого асбеста достигает почти 18 % – этого достаточно, чтобы получить столь необходимую прочность на растяжение и нужную ударную вязкость.
Асбест, из которого состоят листы, используется в строительных работах уже не один десяток лет. Получается, что при достаточно низкой цене вы получаете высококачественный материал. Как отмечают профессионалы, у таких листов высокие показатели – как по гигроскопичности, так и по воздухонепроницаемости. Удобно еще и то, что на рынке есть большое количество различных видов шифера и цветовых решений. В зависимости от характеристик, разнится и цена за изделие.
Впрочем, прежде всего, строители обращают внимание на использование пресса в процессе изготовления шифера. Больше всего ценится именно прессованный – у таких листов прочность материала на изгиб больше и достигает 23 МПа, в то время как у непрессованного на 5 единиц меньше. Плотность материала также выше у прессованного и достигает 1,8 г/куб.см., а что касается морозостойкости, то в первом случае показатель достигает 50 циклов размораживания, во втором – 25.
При выборе лучше остановиться на листах, чья толщина будет как минимум 8 мм – это вам даст необходимую прочность. Наиболее предприимчивые граждане умудряются построить из такого асбестового изделия даже гараж или что-то наподобие ларька. Достаточно часто используются плоские листы и для облицовки, и для ограждений.
Плоский шифер – применение и возможные варианты
Помимо использования при строительстве малых построек, в последнее время этот материал стал чаще пользоваться спросом и при возведении жилых зданий. А это, прежде всего – отделка и облицовка фасада, а также внутренней части офисных помещений. Вы можете воспользоваться этим изделием, если вам надо решить вопрос с облицовкой перегородок, вентиляционных шахт, оконных перемычек.
Плюсы и минусы – что следует ценить, а чего бояться?
Если вам когда-нибудь понадобится провести демонтаж подобных листов или частичный ремонт, то вы можете спокойно произвести эти работы без разбора всего кровельного покрытия. Но достаточно сильный удар камней о такой материал может привести к дырам или трещинам. В зависимости от толщины изделия он может выдерживать определенную нагрузку ветра. Зато вы можете не беспокоиться о появлении вредителей-короедов, не покрывать антикоррозийным покрытием и не бояться низких минусовых или наоборот высоких плюсовых температур.
Такие плоские листы можно удачно декорировать и красить. Покрасить такой материал вы можете сами с помощью специальной , или купить листы уже в том цвете, который вам понравится. Ценить этот материал следует и за негорючесть, но при этом его эксплуатационный срок составляет всего 25–30 лет. Вопрос о токсичности или нетоксичности материала до сих пор не закрыт. Пока у нас его применяют, в Европе некоторые виды шифера с небезопасными веществами были сняты с производства. При этом разные лаборатории приводят свои доводы в защиту своей позиции.
А вот к плюсам изделия можно отнести имеющиеся в продаже размеры листов – сейчас можно купить как листы с параметрами 1000х1500 мм, так и 3000х1500 мм. Покупая листы, вы можете отдать предпочтение и нестандартной длине материала – при необходимости завод-изготовитель может выполнить заказ и под ваши размеры. Так что применять или нет подобный материал в строительстве своего дома, гаража, забора или фундамента – решать только вам!
Можно только позавидовать тем автовладельцам, которые имеют или получили возможность возвести собственный настоящий гараж. Зная менталитет наших мужчин, можно с высокой долей достоверности утверждать, что подавляющее большинство «счастливчиков» примется за собственноручное строительства «дома» для своей машины. В наше время предоставляется немало возможностей по выбору материалов для строительства гаража – как с позиций простоты самостоятельного возведения, так и с точки зрения максимальной экономичности.
Любую постройку всегда венчает крыша, и если, опять же, ориентироваться на минимальные затраты, то оптимальным вариантом становится односкатная ее конструкция. Кроме того, проблемы какой-то особой декоративности, как правило, отступают на второй план, уступая место надежности конструкции и скорости ее монтажа. Именно такими качествами и обладает упомянутый вариант. Итак, односкатная крыша для : от проведения необходимых расчётов до особенностей монтажа – в настоящей публикации.
В чем достоинства односкатной крыши, есть ли недостатки?
Итак, гараж в большинстве случаев рассматривается именно как подсобное техническое помещение, поэтому при его проектировании и строительстве обычно господствует утилитарный подход – простота, надежность, создание эффективной защиты автомобиля от попадания атмосферных осадков. Именно поэтому такую популярность в данном случае имеют односкатные кровли.
- Такая конструкция – несложна для самостоятельных расчетов. В основе ее лежит треугольник – самая «жесткая» изо всех двухмерных фигур, которая описывается простыми и понятными геометрическими соотношениями.
- Стоимость материалов и комплектующих всегда значительно ниже, чем для даже самой простой двускатной крыши. Важно, что экономия пиломатериалов в данном случае ни в коей мере не сказывается на надежности конструкции.
- Монтаж односкатной кровельной системы – прост и интуитивно понятен. Для самостоятельного возведения такой конструкции вовсе не обязательно быть квалифицированным мастером – при соблюдении технологических рекомендаций с подобной задачей способен справиться любой владелец гаража. Это ещё один «плюс» в плане экономичности строительства – нет нужды прибегать к найму специалистов.
- Еще одно достоинство – скорость выполнения работ. Перекрыть гараж односкатной крышей можно в считанные дни, тогда как при выборе более сложной стропильной системы и времени потребуется значительно больше.
Правда, хозяину гаража при выборе односкатной крыши придется смириться с некоторыми ее недостатками:
- Односкатная крыша в большей степени подвержена снеговой нагрузке –за счет небольшого уклона на ее поверхности могут образовываться сугробы. Это обязательно следует учесть при проведении расчетов.
- Такая конструкция или вовсе не предполагает чердачного помещения, или же его эксплуатационные возможности будут существенно ограничены.
- Существуют определенные сложности с обеспечением качественной термоизоляции такого гаража, особенно в том случае, если проектом не предполагается наличие хотя бы небольшого чердачного помещения.
- Наконец, не всем нравится внешний вид односкатной кровли, не предполагающий каких-либо декоративных изысков. Впрочем, это дело вкуса, да и при желании односкатную кровлю вполне можно вписать в общий «архитектурный ансамбль» своих загородных владений. Для многих этот недостаток вообще не является существенным.
Варианты односкатной крыши гаража
Система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельно друг другу , расположенных таким образом, что один их конец поднят относительно другого на определенную высоту, для создания уклона. Стропила становятся основание для монтажа необходимой обрешетки, а уже она, в свою очередь – для настила выбранного кровельного покрытия.
Превышение одного края стропил на другим может обеспечиваться несколькими способами:
- Еще в процессе проектирования гаража одна из стенок планируется выше противоположной, на величину (о расчете такого превышения будет рассказано чуть ниже). Двум другим стенам в этом случае придается форма трапеции.
Такой подход очень часто практикуется в каркасном строительстве. Еще при составлении чертежей предусматривается, что высота опорных вертикальных стоек каркаса с одно стороны будет выше. Таким образом, на разной высоте, с соблюдением необходимой ΔН окажутся и брусья верхней обвязки, который будут играть роль мауэрлата. В итоге сразу закладывается готовая система односкатной крыши, на которую останется только смонтировать стропила, а затем — нужную обрешетку.
Какие стены станут различаться по высоте, безусловно, будет зависеть от выбранного направления ската.
— Это может быть поперечный уклон, в сторону одной из боковых сторон гаража. Такой способ привлекает тем, что стропила получаются короче, и часто можно обойтись простейшей схемой, без создания для них дополнительных опор.
— Другой вариант, когда фасадная стена строения выше задней, и тогда уклон ската организуется назад. Длина строил в таком случае, применительно к гаражу, уже достигает 5÷6 и даже более метров, и без их усиления уже не обойтись.
- Если по проекту обе стены здания – одинаковой высоты, или же односкатная крыша возводится на ранее сооруженную постройку, то организовать уклон стропил можно подстановкой под них в одной стороны стоек той же высоты ΔН. Стойки поверху обычно объединяются брусом обвязки, который и станет выполнять функцию
В этом случае фасадную часть кровельной конструкции и остающиеся открытыми фронтонные треугольники после монтажа стропильной системы просто зашивают деревом или иным материалом, по своему усмотрению.
Такой подход нередко позволяет достичь экономии при возведении капитальных стен гаража – меньше уйдет кирпича или блоков, а сам процесс кладки пройдет быстрее – нет нужды выводить дополнительные боковые трапециевидные стенки фронтонов.
- Если стенки одинаковой высоты, то прибегают и к другому приему – на «земле» монтируют стропильные фермы, а затем уже устанавливают их с определенным шагов на мауэрлат.
Обычно в ходе работы изготавливается одна такая ферма, тщательно примеряется и подгоняется к месту. Ну а затем она становится шаблоном для «клонирования» — по ее образцу изготавливаются остальные, в удобных условиях на земле. Когда все фермы готовы – переходят к окончательному монтажу. Нижние углы ферм крепятся к мауэрлату, верхние – обвязываются между собой брусом, создавая единую жесткую конструкцию.
Такой подход особенно удобен, когда большое расстояние между стенами обязывает строителя усиливать стропила. А ферма уже сама по себе является жестким конструктивным элементом, так как сочетает в себе и своеобразную балку перекрытия, и стропильную ногу, с установленными между ними усиливающими перемычками – стойками или подкосами.
Крепление для стропил
Еще одно очевидное удобство – в таком гараже намного проще будет подшить потолок, при необходимости еще и утеплив его – горизонтальные балки ферм предоставляют для этого все возможности.
Еще один вариант – когда гараж пристраивается к готовой сплошной стене уже ранее возведенного капитального здания.
В этом случае один конец стропил опирается на установленные на стене на определенной высоте кронштейны или опорный брус, а второй – на вертикальные стойки с обвязкой – в случае каркасной конструкции, или на мауэрлат пристроенной рядом стены. В любом случае, эта точка опоры опять же расположена с расчетным перепадом высоты ΔН.
При необходимости, вместо стропил с стене дома могут крепиться и стропильные фермы, по аналогии с ранее рассмотренным случаем.
Основные параметры односкатной крыши гаража, проведение их расчетов
Итак, если принято решение возводить над гаражом односкатную крышу, то необходимо определиться с ее основными параметрами.
Из исходных данных, как правило, имеются только размеры «коробки» гаража – его длина и ширина. Отсюда и начнем «плясать».
Направление уклона кровли
В первую очередь, следует определить заранее направление уклона ската, руководствуясь при этом не только соображениями удобности и простоты монтажа стропильной системы, но и принимая в расчет преобладающее направление ветра на участке строительства.
Уклон крыши рекомендуется выполнять именно на наветренную сторону, чтобы движение воздуха не создавало подъемной силы, а наоборот, прижимало кровельную конструкцию вниз. Хотя гараж, как правило, невысокое сооружение, и может практически полностью зарываться от воздействия ветра другими зданиями, тем не менее, преобладание ветра может быть вызвано особенностями местности или соседней застройки – открытые пространства, лесные просеки и т.п. Ну и, конечно, определенную роль в выборе направления ската может играть и специфика участка – общий «фон» дизайна территории, расположение элементов системы ливневой канализации или иные факторы.
Определение крутизны ската
Следующий шаг – необходимо определиться с крутизной ската, то есть с величиной угла α.
Для односкатных кровель этот угол обычно не превышает 25, максимум — 30°. При слишком большой крутизне само строение выглядит нелепо, а самое главное – кровля становится весьма уязвимой к ветровой нагрузке. Слишком маленькие уклоны, менее 10°, также нежелательны, так как в этом случае резко возрастает значимость снеговой нагрузки на скат, затрудняется отток воды, особенно в период оттепелей или начала массового таяния снега.
На угол ската серьезно влияет и . Если хозяин гаража заранее отдает предпочтение тому или иному материалу для кровли, например, чтобы выдержать общий дизайн территории, то он должен руководствоваться определенными правилами при расчетах крутизны односкатной крыши.
Ниже приведена схема, показывающая допустимые типы кровельных покрытий для различных углов крутизны ската крыши.
Обратите внимание, что крутизны ската на диаграмме показана в трех различных вариантах – в градусах и в соотношении высоты подъема (ΔН) к базовой длине (D или L), которая, в свою очередь, может быть выражена в дробном соотношении или в процентах. Имея под рукой такую схему, несложно будет перевести одни единицы измерения в другие.
Числами в кружках обозначены типы кровельного покрытия, а стрелка, идущая от них, указывает на минимально допустимую величину уклона кровли, при которых их можно использовать.
Обозначение на схеме | Допустимый тип кровельного покрытия |
---|---|
① | Покрытие из дранки, щепы, натурального гонта. |
② | Натуральная штучная черепица, сланцевые и битумно-полимерные плитки. |
③ | Плоская крыша: не менее четырёх слоев рулонного покрытия на битумной основе, с внешней посыпкой из мелкофракционного гравия, утопленного в расплавленную мастику. |
④ | То же самое, но достаточно трех слоев материала с обязательно посыпкой. |
⑤ | То же самое, но без обязательной гравийной засыпки. |
⑥ | При использовании рулонного материала – два слоя, нанесенных на мастику «горячим» способом. Допускается применение металлочерепицы или некоторых типов профнастила. |
⑦ | Асбестоцементные шиферные волнистые листы усиленного профиля. |
⑧ | Глиняная черепица. |
⑨ | Листы плоского шифера усиленного профи |
⑩ | Листовая сталь кровельная, с фальцевыми соединениями листов. |
⑪ | Шифер асбестоцементный волнистый обычного профиля. |
Как придать скату заданный угол уклона?
Следующий вопрос – как придать скату нужный угол наклона.
Если с величиной α и с направлением уклона ската определились, то, зная исходный параметр длины или ширины гаража (), несложно определить и тот искомый перепад высоты ΔН , о котором уже не раз упоминалось.
Если стены имеют определенную толщину (например, выложены из блоков или кирпича), то промер линейных параметров постройки D и L проводим по внешним их краям.
Для расчета воспользуемся известной тригонометрической формулой:
H = L (D ) × tg α
Чтобы не заставлять читателя искать значения тангенса и проводить самостоятельные вычисления, ниже размещен калькулятор, который позволит выполнить расчет в считанные секунды. При желании можно «поиграть» значениями, чтобы найти оптимальный допустимый вариант.
Профнастил