Урок по технологии. Тема: Получение и применение пиломатериалов. Пиломатериалы и древесные материалы. презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему План конспект производство и применение пиломатериалов
Вы ознакомились с основными видами пиломатериалов. К ним относят: брусья, бруски, обрезные и необрезные доски и т. д.
В России основной объем пиломатериалов получают на лесопильных рамах. Подают бревна к лесопильным рамам цепными бревнотасками.
Лесопильная рама
(рис. 9) состоит из пильной рамки 1 с набором вертикально закрепленных полосовых пил 2. Набор пил в пильной рамке, установленных на определенном расстоянии одна от другой для выпиливания досок заданной толщины, называют поставом
.
Пильная рамка установлена в направляющих 3. Она может совершать вертикальные движения вверх-вниз (V r) с помощью кривошипно-ползунного механизма , приводимого в движение от электродвигателя .
Спереди и сзади лесопильной рамы закреплены приводные, вращающиеся рифленые сдвоенные вальцы 4, подающее бревно в направлении V s .
Перед рамой и позади нее на рельсах установлены тележки для размещения на них бревен и досок.
Принцип работы лесопильной рамы следующий. Бревно 5 с бревнотаски сбрасывают на установленную впереди рамы тележку и подают его между двумя подающими, вращающимися рифлеными вальцами 4. Вальцы захватывают бревно и проталкивают его на движущуюся вверх-вниз пильную рамку 1 с пилами 2.
Обрезные доски на лесопильных рамах получают путем распиливания бревна за два прохода (рис. 10). За первый проход выпиливают центральный брус и боковые доски (рис. 10, а). Затем брус поворачивают на пласть и распиливают на второй раме на доски требуемой толщины (рис. 10, б), или изменяют постав на одной и той же раме после накопления брусьев и пропускают их через нее.
Доски применяют для настилки полов и потолков, обшивки стен, изготовления дверей, окон, столов, кузовов грузовых автомобилей и многих других целей.
Из брусьев изготавливают строительные конструкции , балки потолочных перекрытий, стены домов.
Брусья в виде шпал идут на укладку железнодорожного полотна под рельсы. Бруски применяют для изготовления конструкций вагонов, дверей, окон, мебели .
Каждая рамная пила в бревне пропиливает паз (щель) шириной 5...7 мм, называемый пропилом. Таким образом, каждой пилой в опилки перерабатывается до 7 мм толщины бревна. А если учесть, что в лесопильной раме одновременно установлено 6...8 пил, то в отходы может уйти 7 х 8 = 56 мм толщины бревна. Это означает, что на каждом бревне теряется 1...2 доски. Следовательно, возникает необходимость уменьшения ширины пропила.
Гораздо выгоднее бревна распиливать на ленточно-пильных станках, имеющих ширину пропила 3...4 мм, и из каждого бревна получать еще одну доску.
Перспективным является резание древесины лазерным лучом, имеющим диаметр, а следовательно и ширину пропила, около 0,4 мм. Однако лазерные установки пока не нашли широкого применения в промышленности.
В целях экономии древесины все большее распространение получают малоотходные и безотходные технологии раскроя, а также переработки отходов лесопиления в виде кусков, стружек и опилок для изготовления древесно-стружечных (ДСП) и древесно-волокнистых плит (ДВП).
Практическая работа
Изучение видов и получения пиломатериалов
1. По таблицам и образцам определите виды пиломатериалов. Назовите их применение.
2. Измерьте толщину и ширину пиломатериалов.
3. По заданным толщинам и ширине обрезных досок, а также диаметру бревна и ширине пропила составьте схему их выпиливания на лесопильной раме за два прохода. Определите, какие еще пиломатериалы получатся при таком распиливании.
♦ Лесопильная рама, постав пил, бревнотаска, пропил, подающие вальцы, тележка.
1. Чем транспортируют бревна к лесопильной раме?
2. Что называют пилорамой?
3. Что называют поставом пил?
4 Для чего нужны тележки впереди и позади лесопильной рамы?
5. Как получают на пилораме обрезные доски?
Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Тема урока «Пиломатериалы»
Тип урока комбинированный
Цели урока.
1) Образовательные :
Активизировать знания учащихся по теме «Пиломатериалы. Виды Пиломатериалов»;
Изучить процесс производства пиломатериалов;
2) Развивающие :
развитие технического мышления и пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей;
Овладение информационными способностями (работа с маршрутной картой);
3) Воспитательные:
развитие у учащихся таких качеств как: трудолюбие, аккуратность и бережливость;
Воспитание у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (Приложения 1-3), бруски, ткань, ножницы, лак, кисточки, нитки, рубанки, линейки, киянка, шило, сверлильный станок, мелок.
Структура урока:
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин.
2. Повторение пройденного материала – 7 мин.
3. Сообщение нового материала – 15 мин.
4. Выполнение практической части – 50 мин.
5. Подведение итогов урока – 5 мин.
Методы и формы обучения: устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации и видеофильма, практическая работа.
Ход урока
Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. (Слайд 1-2)
Повторение пройденного материала.
- Что же такое пиломатериалы? Учащимся предлагается составить определение из набора слов, представленных на слайде №3.
Пиломатериалы - материалы, получаемые путем продольной распиловки бревен (Слайд №4).
Для активизации знаний учащихся по теме «Виды пиломатериалов» им предлагается заполнить кластер «Виды пиломатериалов» (Слайд №5), (Приложение №1).
Дальнейшую активизацию знаний можно провести в виде фронтального опроса с опорой на презентацию (Слайды 6-8)
Вопросы учащимся :
Что такое доска?
Назовите виды досок.
Назовите элементы пиломатериалов.
Что такое брус?
Назовите виды бруса.
Что такое горбыль?
Материалы для беседы-опроса:
Доска – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины (Слайд №6).
Необрезная доска
У пиломатериалов выделяют следующие элементы:1- пласть (широкая плоскость),2- кромка (узкая пласть), 3-торец (поперечная торцовая плоскость), 4-ребро (линия пересечения пласти и кромки).
Брус – пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, его называют двухкантным , если с четырех, то – четырехкантным (Слайд №7).
Горбыль (обапол) – выпиленная боковая часть бревна (Слайд №8).
3. Изложение нового материала.
- Существуют различные способы продольного раскроя бревна на пиломатериалы. Из бревна могут выпиливать только необрезные доски (распиловка бревна в развал), брус и необрезные доски (с брусовкой), а также комбинация этих способов.
На примере слайда №9 учащимся предлагается самостоятельно составить схему раскроя бревна на пиломатериалы (Приложение №2).
Применение пиломатериалов (Слайд №10).
- Пиломатериалы получили широкое распространение в промышленности. Подумайте и назовите те отрасли промышленности, где применяются пиломатериалы (Устный опрос).
Пиломатериалы используются:
при строительстве зданий и сооружений (Слайд №11);
для внутренней отделки помещений (Слайд №12);
изготовлении наличников (Слайд №13);
для производства оконных и дверных блоков (Слайд №14);
для производства мебели (Слайд №15);
в автомобильной промышленности (Слайд №16);
в авиационной промышленности (Слайд №17).
Производство пиломатериалов (Слайд №18).
- Для производства пиломатериалов используется специальное лесопильное оборудование:
лесопильные рамы;
круглопильные станки;
ленточнопильные станки.
- В России большинство лесопильных предприятий раскраивает бревна на пиломатериалы на лесопильных рамах (Слайд№19).
- Схема лесопильной рамы представлена на слайде №20 .(Приложение 3)
- Лесопильная рама состоит из пильной рамки, на которую устанавливаются пилы, направляющей пильной рамки и вращающихся вальцов.
- Бревно подается в лесопильную раму, пильная рамка совершает возвратно-поступательные движения вверх вниз, распиливая бревно.
Для более наглядного представления о работе лесопильной рамы на предприятии, учащимся предлагается посмотреть видеофильм. (На слайде 21 имеется ссылка на видеоролик, если в кабинете есть доступ к сети Интернет, или нет, то его можно скачать по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=uy3UjDnJ710)
Физминутка (учащиеся выполняют упражнения под музыку)
4. Практическая часть.
- Пиломатериалы получили широкое распространение в различных сферах промышленности. Во времена Петра I , пиломатериалы использовались при строительстве парусных кораблей. Петр I не только построил город на Неве, но и является основателем первого регулярного военно-морского флота России (Слайд № 23).
- Сегодня мы, с вами построим свой парусный флот, изготовим модели парусных кораблей (Слайд №24).
Основные элементы корабля представлены на слайде № 25.
Учащимся предлагается изготовить модель парусника, используя маршрутный лист (Приложение 4), объединившись в группы по 2-3 человека.
Учащиеся слушают и вспоминают правила техники безопасности при ручной обработке древесины (Инструкция №33), получают необходимый материал и инструмент, приступают к работе.
5. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось и не понравилось во время работы? С каким настроением вы уходите с урока? Пожалуйста, отметьте смайликом у себя в тетради и на доске.
6. Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся, разбор допущенных ошибок.
Домашнее задание (повторение пройденного материала).
Уборка рабочих мест.
Список источников:
Статья «Пиломатериалы и их применение».
http://www.discontstroy.ru/component/content/article/158.html
Статья «Пиломатериалы».
http://www.parthenon-house.ru/content/gost_snip/index.php?article=5106
Видеофильм «Работа лесопильной рамы».
Тема урока: «Получение и применение пиломатериалов»
Цель урока:
Освоение технологических знаний о древесине как природном конструкционном материале; о видах пиломатериалов и древесных материалах.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о строении ствола дерева и породах древесины.
2. Способствовать запоминанию материала о видах и элементах пиломатериалов.
3. Способствовать осознанию основного технологического материала, о получение и использование древесных материалов.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
1. кабинет технологии;
2. инструменты: комплект столярного инструмента;
3. материалы: образцы различных пиломатериалов и древесных материалов.
Дидактическое обеспечение:
1. Учебник: Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Плакаты: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».
3. Образцы объектов труда: табурет; скворечник.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок с элементами беседы.
Межпредметные связи: Природоведение, 3 кл. Растения леса. Биология, 4 кл. Строение стебля. Хвойные и лиственные растения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальное обучение.
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие; проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана урока.
(Запись в тетрадях темы урока).
2. Актуализация прежних знаний.
Обобщающая беседа.
ТП, которые вы будете выполнять в 5 классе, потребуют от вас новых знаний о свойствах различных материалов. Самым доступным конструкционным материалом является древесина.
Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень.
Проблемные вопросы:
1. Где в строительстве домов используют материалы из древесины?
2. Почему древесина некоторых пород не одинаково окрашена?
3. Какими достоинствами и недостатками обладает древесина как конструкционный материал?
Подведение итогов.
Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.
Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкаязагораемость, коробление при высушивании, загниваемость.
3. Изложения нового знания.
Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою - хвойными.К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.
Из чего же состоит дерево?
Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой (7). Кора - «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).
Что по ним можно узнать?
Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» - от латинского «обмен» (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола. Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.
Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.
При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)
Рис.6
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро. (Указать на плакате.)
В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.
Как ее получают?
Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона. Шпон в переводе с немецкого - «щепка». Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 7). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.
Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.
Где ее применяют?
В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.
Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?
Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.
Что из них изготавливают?
Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях
А что такое ДВП?
Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?
Они боятся сырости.
4. Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов»
Вводный инструктаж учителя:
- сообщение учащимся названия практической работы;
- разъяснение учащимся задач практической работы;
- ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельная работа учащихся по УТД.
1.Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек - невозможно, даже приложив большое усилие.
2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.
Проверяют на прочность образцы из цельной древесины и фанеры одинаковых размеров.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
Усвоение новых знаний:
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
Повторное объяснение способов устранения ошибок.
5. Уборка рабочих мест.
Учащиеся убирают рабочие места, приводят себя в порядок.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке.
(Беседа)
Сегодня на уроке вы узнали о строении ствола дерева и породах древесины; познакомились с видами и элементами пиломатериалов, узнали технологиюполучения и области использованя древесных материалов.
Для закрепления нового материала ответьте на вопросы:
1. Какие породы древесины растут в районе нашего проживания?
2. Перечислите достоинства и недостатки древесины?
3. Что такое текстура древесины?
4. Какие виды древесных материалов вы знаете?
5. Что прочнее: фанера или доска такой же толщины?
Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
Домашнее задание.
Начало формы
Слайд 2
Получение лесоматериалов
Лесоматериалы, лесные сортименты, материалы из древесины, сохранившие её природную физическую структуру и химический состав. Лесоматериалы подразделяют на необработанные и обработанные. Необработанные лесоматериалы - продукция лесозаготовительной промышленности. Их получают из спиленных деревьев после очистки от ветвей и разделения поперёк ствола на части требуемой длины. Поперечное сечение таких лесоматериалов близко к форме круга, поэтому они называются круглыми.
Выработанные из круглого леса материалы, сохранившие природную структуру древесины, относятся к группе обработанных лесоматериалов. Они являются продукцией лесопильной и деревообрабатывающей промышленности. К таким лесоматериалам относятся: пиломатериалы (брусья, бруски, шпалы, шлюпочные и палубные доски, резонансовые доски для музыкальных инструментов), колотые лесоматериалы (паркетная фриза, клёпка для бочек), строганный и лущёный шпон и др.