Экономика совместного использования. Что такое шеринг-экономика? Полмиллиона водителей Яндекс.Такси выходит на линию ежедневно
По данным РАЭК и ТИАР-Центра, объем транзакций онлайн-сервисов совместного потребления (шеринг-сервисов), работающих в России, по итогам 2019 г. составит около 769,5 млрд руб. и покажет рост в 50% по сравнению с результатами прошлого года.
Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.), каршеринг (20,5 млрд руб.), капулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.). Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50% вместо прошлогодних 30%.
Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории – развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии – рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц.
2017
`Экономика совместного потребления (ЭСП) – динамично развивающаяся в России социально-экономическая модель, уже сегодня вносящая серьезный вклад в развитие национальной и региональной экономик. Исследование определяет компании сферы экономики совместного потребления (КСЭП) как онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям объединяться с целью совместного использования принадлежащих им ресурсов. Компании ЭСП развивают собственную систему контроля качества услуг, основанную на доверии пользователей, их оценках друг друга: в частности, отзывам и системе рейтингов. Традиционные средства защиты прав потребителей замещаются механизмом, в котором пользователи сами оценивают и контролируют друг друга`, - комментирует Антон Губницин, PBN Hill+Knowlton Strategies.
Организаторы исследования - РАЭК , PBN Hill+Knowlton Strategies, Яндекс и AVITO выделяют следующие критерии отнесения к КСЭП:
- Работает онлайн
- Создает сообщество людей - пользователей и владельцев ресурсов
- Предполагает пользование вместо покупки
`Экономика совместного потребления, ее сервисы не могут существовать без сообщества пользователей. Таким образом, платформы экономики совместного потребления становятся местом, где встречаются предложения и пользователи`, - отмечает Горный Александр , Mail.ru Group .
Компании ЭСП позволяют рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран мира, тем самым выполняя важную социальную функцию. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота. Остальное получают пользователи.
Пользователи ЭСП, как правило, получают дополнительный заработок (около 25% от годового дохода семьи), который в основном идет на покрытие расходов, связанных с содержанием имущества (топливо, оплата коммунальных услуг, страховка и т.п.) и выплату налогов.
Компании ЭСП позволяют экономить не только индивидуальным пользователям онлайн- сервисов, но и целым городам. Они помогают существенно разгрузить городскую инфраструктуру (в особенности транспортную), упростить доступ к целому ряду услуг и товаров.
Изменения, которые несет ЭСП:
- создание цифровой экосистемы
- снижение нагрузки на экологию
- доверие к незнакомцу; феномен онлайн-репутации
- изменение сознания людей – приоритет пользования над владением
- развитие микропредпринимательства
Особое внимание исследование уделяет законодательной и регуляторной среде экономики совместного потребления в России.
Регулирование сектора ЭСП идет скорее «от частного к общему», т.е. через отрасли законодательства. Несмотря на всеобщий интерес к данной теме, сегодня консенсуса на тему того, что же понимается под экономикой совместного потребления в российском законодательстве, нет.
Важно отметить, что в законодательстве России встречается понятие «совместного использования» (когда имуществом владеют несколько собственников и пользуются им совместно), но оно не отражает сути ЭСП и неприменимо для новой социально-экономической модели. Таким образом, рамки использования в России модели экономики совместного потребления задаются конституционной нормой о праве граждан РФ пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом для осуществления не запрещенной законом деятельности.
В рамках конференции `Рунет 2017: итоги года` были представлены главные цифры исследования экономики совместного потребления в России:
- $15 млрд. - объем мирового рынка ЭСП в 2013 году по оценкам PwC
- €28 млрд. - объем транзакций ЭСП в 2016 году в Евросоюзе по данным Еврокомиссии
- только €3,6 млрд. из €28 млрд.можно засчитать в доход самих компаний ЭСП, остальное заработали пользователи
- $335 млрд. может достичь мировой объем ЭСП к 2025 году по прогнозам PwC
- 190 млрд рублей- объем российского рынка
- Основную долю участников сообществ пользователей ЭСП составляют люди в возрасте 25-44 лет
- Более 80% пользователей считают, что ЭСП помогает экономить и заботиться об окружающей среде одновременно
Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.
С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.
Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.
Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.
Экономика совместного потребления в мире: как это работает
В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап , основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн.
Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.
В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.
Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.
Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?
Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.
Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.
Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.
«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».
Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.
По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.
Sharing economy в России
В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили , что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.
Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.
Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн. Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.
Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании, по информации YouDo, появляется около 4,5 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». За последние четыре года сервисом воспользовалось около 2,5 млн человек.
Как регулируется sharing economy
Пока правительство России не успевает за развитием экономики совместного потребления. Если в Италии действие в мобильном приложении, будь то заказ такси или бронирование жилья, считается юридически значимым, то у нас такие нормы пока только обсуждаются, говорит представитель BlaBlaCar в России Алексей Лазоренко.
Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.
Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили , что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.
Другой пример - разбирательство Роспотребнадзора и Uber. Претензии надзорного ведомства вызвала реклама сервиса, благодаря которой у потребителей складывалось впечатление, что услуги по перевозки оказывает сама Uber, а не сторонние подрядчики. В другом разбирательстве российский суд указал на посреднический характер действий приложения, но обязал Uber сообщать полную информацию потребителю, как если бы сама компания выступила исполнителем (таксистом или таксомоторным парком).
На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.
Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.
Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 13% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.
Почему экономика совместного потребления вызывает такой интерес? Благодаря ей знакомятся люди, которые иначе никогда бы не повстречались. Она строится на взаимном доверии, учит людей полагаться друг на друга. Она повышает эффективность использования ресурсов. Вдобавок она стимулирует новые и инновационные решения повседневных проблем и укрепляет частный сектор экономики. ======================================================================== Ничто не ново под луной. Очень напоминает коммуны, существовавшие в раннем СССР, когда все обобществлялось. Правда ныне шведы не заходят слишком далеко, но поживем увидим. Еще, в советских коммунах, в отдельных конечно, отрицался брак как таковой. Грубо говоря провозглашена была "групповуха". Учитывая западноевропейский менталитет это должно понравиться шведским поборникам экономики совместного потребления. Так что вперед к коммуне - светлому будущему человечества!
06:55 23.07.2016 | 2
mmihin
Ходжа Насреддин, Да, я уже давно замечаю что "посвящённая" Европа отстала в развитии от нас лет так на 100. Но учится не хотят - желают сами "наступать на грабли")
14:31 23.07.2016 | 0
Чтоб я так жил
Ходжа Насреддин, что Вы имеете против взаимного доверия? Никому не доверяете? Либерал? Или законченный циник? Народ пытается приспособиться, выжить в кризис. Ничего смешного. А газетный пропагандёры радуется, что опущеный народ не идёт на баррикадки. Каждый умирает в одиночку. (с) Что и требовалось доказать. Удачливые буржуины не хотят терять своих привелегий качественного потребления, поэтому в условиях стагнации, выход - экономичнское гетто для плебеса. Один подгузник на всех. Унизительно, ведь людям нужно объединяться для созидания, а не потребления. Но Западное общество - гедонистическое, а работают пусть негры (китайцы, пакистанцы и т.д.). Но так как средства производства (собственность) и его охрана (закон, полиция) на стороне удачливых прохиндеев, то кроме как при диктатуре наёмного труда рассчитывать не на что, а в нынешних условиях "скрипач не нужен"(с).
15:00 23.07.2016 | 0
Ходжа Насреддин
dendo, попробую ответить на Ваши вопросы. 1.Против взаимного доверия не имею ничего. Но всем верить глупо, потому-что обязательно останешься в дураках. К сожалению такова человеческая природа. Я доверяю очень ограниченному кругу людей и это проверено всем моим жизненным опытом, к сожалению уже большим. 2. От либерализма сразу открещиваюсь. В эпоху гласности и перестройки слегка этим приболел, но слава богу быстро излечился. 3. Циник, может быть и так, но это благодаря прожитым годам. По-моему общество взаимного доверия это очень близко к идеям коммунизма. Но коммунизм это утопия. Лет 40 назад услышал от своего отца следующее - идеи коммунизма прекрасны, но сознание человечества похоронят их. Но опыт последующих 40 лет моей жизни подтвердили правоту этих слов.
14:43 23.07.2016 | 0
Чтоб я так жил
Ходжа Насреддин, на предмет экспериметов (или идей) с коммунами. Вам до понимания этого как до Луны. Извините за резкость. Вы у своего ребёнка (если у Вас есть или были) кусок изо рта будете вырывать? Или у Вас в семье всё построено на доверии? Люди в трудностях либо помогают друг другу, либо дерутся за кусок. Люди разные, воспитание разное. Привыкшие не загадывать наперёд обыватели ищут способ сэкономить, а предприимчивые господа придумывают свои услуги, чтобы заработать на бедах свой гешефт (всякие Uber и прочие софтоделия). Скоро чихнуть забесплатно будет нельзя, всё монетизируют. Навевает тема в детской книжке Носова "Незнайка на Луне", хотя там конкретный отсыл на европейский образ жизни того времени (кризис - явление частое и этот не первый). Компьютеры как инструмент коммуникации (в философском плане, любой рукотворный предмет - это инструмент опосредованной коммуникации) служит как средство решения проблем, так и обмана (одно другое не исключает). Ширше нужно смотреть(с).
15:10 23.07.2016 | 0
Ходжа Насреддин
dendo, так, кажется вы и сами отвечаете на свои вопросы. Очень скоро появятся фирмы организующие все эти общества взаимного доверия. И будут делать свой гешефт и, поверьте, не малый.
15:09 23.07.2016 | 0
Чтоб я так жил
Ходжа Насреддин, "Грубо говоря провозглашена была "групповуха". Учитывая западноевропейский менталитет..." Это у Вас европейский менталитет. Эдак Вы и приём пищи осудите тем фактом, что есть обжоры. Скоропалительный секс на отвязной вечеринке - это не более чем форма протеста от навязанных социальных пут. Все люди хорошие, просто многие - разочарованные, запутавшиеся, завистливые и мстительные вследствие аналогичных действий в отношении них в прошлом. Люди из семьи попадают в циничный мир, порождённый эгоизмом семей по отношению к чужим. Можно уничтожить семью разъединением человеческих уз (превращение в эгоистов), а можно путём объединения (комунны), третий путь - сохранение семьи, консервация родовых отношений (клановые войны). Напомню, что какие-то 200 лет назад такое чувство как "любовь" (тайная страсть, помешательство) считалось развратом и как правило относилось к изменам. Выбор половины в "экономическую ячейку" производится по строгим экономическим расчётам (социальный статус, подходящая внешность, здоровье для потомства), а не на стихийном влечении, обогащающем духовно и информационно (Вы не будете отрицать, что общение расширяет кругозор и стимулирует интеллект?). Семья - буржуазный институт наследования прав (собственности, социального статуса). Она появилась до мануфактурного периода, но тогда имела клановую основу (имело значение кто кого родил), а партнёров меняли как перчатки. Более древние периоды адаптированы под современную трактовку, хотя связи имели лишь хозяйственно и демографическую подоплёку, никаких "институциаций". Церковь в разные периоды времени призывала а разному (из конъюнктуры соображений), а "неправильная" информация подвергалась сокрытию или уничтожению. Догматизм не поможет осознать законы природы и общества, что всё в этом мире относительно и взаимосвязано. Если для Вас семья - это не только институт легализации интимной сферы отношений (ограничение венерических заболеваний), то Вы понимаете, что те, кто Вам не родня не являются Вашими врагами. Вас разделяет лишь страх перед будущим, выраженный через обладание собственностью. Поэтому и отношения в браке превратились в меркантильную форму. Человек влюблён в свой социальный статус (дом, машина, партнёр по сексу), но не понимает цпли своего существования. Многие смеялись "над смыслом жизни", а всё просто: гармония внутреннего мира с окружающим, а это и есть счастье. Только, если мы не являемся истинными хозяевами своей судьбы, то наше счастье хрупко и недолговечно.
15:32 23.07.2016 | 0
Ходжа Насреддин
dendo, очень понравилось в вашем комментарии следующее: "Выбор половины в "экономическую ячейку" производится по строгим экономическим расчётам (социальный статус, подходящая внешность, здоровье для потомства), а не на стихийном влечении, обогащающем духовно и информационно". В жизни есть и такой подход к данному вопросу. Не исключены и другие случаи, связанные со стихийным влечением - любовью.Нельзя исключить и комбинации этих вариантов.
15:41 23.07.2016 | 0
Чтоб я так жил
Ходжа Насреддин, "всем верить глупо". Никто не говорит, что нужно так сразу. Следует понять, что другие люди ничем от нас не отличаются, хоть и с виду разные. Среда, культура общая, а частный опыт нас дифференцирует. Если шарахаться от каждого, мы вообще никуда не попадём, кромп как в ад. Вы, я так понял, на сайте решаете частные задачи, а что за забором - Вам любопытно и только, по большому счёту до лампочки. Я же больше стараюсь делать упор в постах на осмысление, философию. Конечно, за срок нашего жизненного цикла мы мало что сможем изменить. Но ведь в этом мире жить нашим детям, внукам, правнукам. Можно конечно ерундой не париться и сосредоточиться исключительно на добывании материальных благ. Но согласитесь, порассуждать иногда хочется, обменяться мыслями, и возможно, заразив определённым мыслями друг друга наши потомки создадут что-то лучшее, к чему мы имеем отношение. Коммунизм - не утопия, а вполне обоснованная концепция, опирающаяся на реальные проявления в нашей жизни, на основе анализа исторического опыта в развитии (возможно, Вы застали времена изучения диалектики?). А ведь это ценнейший материал для осмысления. Нужно шире смотреть на вещи и глубже проникать в суть явлений, видеть в возмутительных фактах объективные причины. Возьмём преступность. Многие считают её неизбежной, не пытаясь понять причины. Некоторые договорились до генетической предрасположенности, а это путь в никуда. Если "призрак коммунизма" так сильно напугал посвящённый Запад, значит для этого есть причины (каннибалы, педофилы, организованная преступность их пугает гораздо меньше). СССР был по сути раздавлен внешними силами, в том числе агентами влияния, и главной ошибкой была открытость по отношению к миру варваров, к тому же помешали различия во взглядах (революция или эволюция). Сам строй -социализм, коммунизм - созидательный, пацифистский. Но что могут противопоставить олени стае вечноголодных шакалов? Только учиться прислушиваться, бежать и отбиваться. Это как во время пожара упрекать пострадавшего в отсутствии такта, делая вывод, что тот всегда был паникёром и хамом. С волками жить, по волчьи выть. В условиях интервенций, постоянных нападок, клеветы, саботажа, блокад, войн трудно построить что-то впечатляющее, но нашим предкам это удалось через нечеловеческий подвиг, ради нас. А мы всё просрали, да ещё ставим их усилия им же в вину. Это является "утопией" лишь с позиции морального пораженчества, разочарования в людях, закрытия в скорлупе персонального имущественного райка.
15:56 23.07.2016 | 0
Ходжа Насреддин
dendo, соглашусь с Вами в следующем: подавляющее большинство посетителей сайта просто присутствуют. В основном обозначают свое присутствие мало значащими комментариями, в которых, зачастую, с моей точки зрения, нет смысла. По сути, именно поэтому я кажется впервые обсуждаю какую-то проблему довольно широко.
Считается, что экономика совместного потребления станет моделью развития, принятой во многих сферах. В Италии она уже приводит к существенному изменению образа жизни. Например, по результатам недавнего исследования компании Frost&Sullivan, все больше итальянцев отказывается от собственных автомобилей, отдавая предпочтение каршерингу. Благодаря этому страна занимает второе место в Европе (после Германии) по количеству участников в схемах совместного использования машин.
Пристрастия итальянцев к средствам передвижения постоянно меняются. Главные причины популярности каршеринга - изменение отношения людей к транспорту и высокая плотность населения в городах. Согласно докладу Министерства охраны окружающей среды о совместном использовании транспортных средств в Италии, услуги каршеринга предоставляются в 29 городах. Эта цифра будет лишь возрастать, поскольку население 43 городов Италии насчитывает более 100 тыс. жителей, в десяти из которых проживает больше 300 тыс. человек. Услуги каршеринга в этих городах процветают. По данным сервиса Urbi, только в Милане для аренды доступно почти 2 тыс. транспортных средств, а число клиентов данной услуги достигло 370 тыс. человек. В Риме же частота использования услуг каршеринга достигла 5741 раза в день. В целом в Милане и Риме насчитывается 2,1 млн таких поездок в год. В результате отсутствие собственного автомобиля стало обычным явлением: двое из десяти людей, пользующихся схемами каршеринга, либо распрощались со своим автомобилем, либо решили не покупать его.
Сокращение числа владельцев автомобилей - первый признак существенных изменений, происходящих в итальянском обществе, при которых в модели экономического роста важное место отводится сфере услуг. В последние годы переход к экономике совместного потребления стал развиваться ускоренными темпами, так как молодое поколение миллениума не поддерживает одержимость автомобилями, свойственную их предшественникам - послевоенному поколению.
Каршеринг - это первый выбор молодого поколения, выросшего в непростой экономической ситуации. Оно является экологически сознательным, заботясь об окружающей среде, и получает удовлетворение от совместного использования имущества, а не от накопления материальных благ и долгов. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, 57% опрошенного взрослого населения согласны с тем, что доступность - это новый вид собственности.
Процветание экономики совместного потребления затронуло не только транспорт, но и жилье, дизайнерскую одежду, еду и оборудование для производства в домашних условиях (DIY). Если предположить, что к 2020 году поколение миллениума достигнет 2,3 млрд человек (что составит более трети мировой рабочей силы), можно прогнозировать значительный рост экономики совместного потребления в будущем. Производственно-сбытовая цепочка уже подверглась изменениям. «Платформы для обмена товарами - это явление, знакомое итальянцам больше всего. Ведь услуга совместного потребления впервые появилась в Италии именно в этом секторе экономики»,- отмечает Марта Майньери, основательница Collaboriamo.org и автор ежегодных исследований, отражающих развитие экономики совместного потребления в Италии.
Для последних исследований, опубликованных в 2016 году, сотрудники Collaboriamo.org опросили 138 платформ для обмена, представленных на итальянском рынке (в том числе 27 иностранных платформ, офисы которых находятся в Италии),- это на 17% больше, чем в 2015 году. Помимо аренды транспорта, сферами, в которых насчитывается самое большое количество итальянских платформ совместного потребления (18 штук), являются обмен, прокат и продажа товаров. Наиболее известны широкой общественности такие сервисы продажи использованных товаров, как Bakeka и Subito. Но есть и другие. К примеру, LocLoc или Useit сдают напрокат все виды товаров, а Sharewood специализируется на обмене спортивным оборудованием.
Однако самым быстрорастущим сектором экономики являются услуги, предоставляемые компаниями, где количество платформ совместного использования за год увеличилось вдвое - с 6 до 12 штук. По словам Марты Майньери, такая динамика наглядно показывает: теперь компании понимают суть экономики совместного потребления. Большую активность в этой области проявляют две организации: Brodolini Foundation, которая участвует в разных проектах по переосмыслению отношений между компаниями, начинающими свою деятельность в экономике с многооборотным использованием продукции и экономике совместного потребления, и Политехнический университет в Турине, координатор европейского проекта Retrace, ориентированного на создание умного, экологически рационального и универсального дизайна.
Популярны также платформы по обмену рабочим инструментом (Toolsharing) и рабочим пространством (Sharepro и Co-hive). Сервисы ShopShareing и Theshopshare помогают владельцам магазинов розничной торговли сдавать в аренду площади магазинов производителям, ремесленникам и предпринимателям. В то же время концепция совместного потребления нашла поддержку среди традиционных компаний. Например, компания Leroy Merlin, один из крупнейших DIY-ритейлеров, создала в Италии сеть поддержки, предоставляющую возможность обмена строительными площадками вместе с необходимыми для работы материалами и опытными строителями.
Развитие экономики совместного потребления в Италии только начинается. Исследование Павийского университета, авторами которого являются Лучано Канова и Стефания Мильявакка, показало: оборот товаров совместного использования в Италии составляет €3,5 млрд. К 2025 году эта цифра увеличится до €14 млрд, а в оптимистичном сценарии может превысить €25 млрд. Эта перспектива определяет многооборотную экономику как главную движущую силу будущего развития итальянской экономики.
Елена Комелли, Nova/Il Sole 24 ore, Италия
В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).
Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».
Что такое sharing economy
Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному - экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.
Один из основных принципов - это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, - инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.
На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.
Аргументы в пользу шеринг экономики - в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.
С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.
С другой стороны - благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.
Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг - это, прежде всего, про некоммерческий обмен.
В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».
Они обращают внимание на другие аспекты - например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный - равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».
А как с шерингом обстоит в России?
Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.
Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.
Вторая жизнь вещей
Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, - и тем самым продлевать их жизненный цикл.
Один из давних некоммерческих проектов - это «Дарудар» . По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.
Другой вид проектов, который развивается в России - это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.
Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая - непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.
Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра» . Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.
Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка» , который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.
Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.
Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.
Аренда вещей
Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей - они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.
А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)