До скольки лет растет человек и как долго развиваются его органы. Возрастные периоды развития человека Что представляет собой рост
Задания
Физическая культура, 6 класс
Во всех вопросах только один правильный ответ.
Учитель физической культуры Мусин А.Н
Формирование человеческого организма заканчивается к:
14-15 годам
17-18 годам
19-20 годам
22-25 годам
Лёгкая атлетика - , включающий:
бег, ходьбу, прыжки, метания
бег, плавание, прыжки
художественную гимнастику, футбол
волейбол, баскетбол
Алина Кабаева – это известная:
фигуристка
гимнастка
пловчиха
теннисистка
Бег на короткие дистанции относится к:
спринту
спортивным играм
тяжёлой атлетике
бобслею
В какой игре используют волейбольный мяч?
футбол
пионербол
баскетбол
гандбол
Назовите зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях.
бобслей
санный спорт
шорт-трек
кёрлинг
Как называется игра в футбол на мотоциклах?
мотофут
мотобол
байкфут
футмотобол
В 2006 году он стал лучшим футболистом по версии самых авторитетных спортивных изданий страны - еженедельника "Футбол", газет "Спорт-Экспресс" и "Советский спорт". Кто это?
Евгений Плющенко
Андрей Аршавин
Марат Сафин
Александр Овечкин
В 2014 году в Минске прошёл чемпионат мира по хоккею. Чемпионом мира стала сборная:
Швеции
Канады
России
Финляндии
Считается, что этот человек основал Олимпийские игры после победы над царем Авгием.
Аид
Посейдон
Геракл
Гермес
Как называется комплекс жилых помещений для спортсменов, участников Олимпийских игр?
Олимпийская деревня
Спортивный городок
Чемпионское село
Поляна рекордсменов
13. Какого цвета полотно Олимпийского флага?
Белое
Жёлтое
Красное
Голубое
14. На Олимпийских играх в Сочи были представители из:
88 стран
50 стран
106 стран
37 стран
15. Общее количество медалей, завоеванных Российскими спортсменами на Олимпийских играх в Сочи, составило:
ОТВЕТЫ:
1. Ответ: Формирование человеческого организма заканчивается к 22 - 25 годам. В периоды роста и развития организма увеличивается масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем.
2. Ответ: Лёгкая атлетика - , включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: , (бег по шоссе) и (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
3. Ответ: Алина Кабаева - гимнастка, заслуженный мастер спорта. Она является единственной в мире гимнасткой, занесенной в Книгу рекордов Гиннеса, так как уже в 15 лет стала абсолютной чемпионкой Европы среди взрослых.
4. Ответ: Гольф (англ. golf) - спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.
5. Ответ: Спринт - это разновидность бега, выполняемая в очень быстром темпе и только на короткие дистанции (до 400 метров).
6. Ответ: Пионербол - спортивная игра с мячом, схожая по правилам с . Игра ведётся с на .
7. Ответ: Зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Родиной бобслея является Швейцария.
8. Ответ: Мотобол - один из видов мотоспорта, представляет собой игру в на . Игра проводится на поле размером с футбольное, но имеющем небольшие различия в разметке: отсутствует центральный круг, площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно не грунтовое, а асфальтовое. Играют мячом, размеры которого значительно больше футбольного. В каждой команде 5 человек - вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах. , второго . В 2006 году он стал лучшим футболистом по версии самых авторитетных спортивных изданий страны - еженедельника "Футбол", газет "Спорт-Экспресс" и "Советский спорт".
10. Ответ: В 2014 году в Минске прошёл чемпионат мира по хоккею. Чемпионом мира стала сборная России, обыграв команду Финляндии в финальном матче со счётом 5:2.
11. Ответ: Считается, что Олимпийские игры основал Геракл после совершения своего шестого подвига − очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл согласился очистить в один день весь громадный двор Авгия, если тот отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий принял предложение о помощи, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Когда Геракл справился с заданием и пришел к Авгию требовать награду, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его. Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю добычу, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.
12. Ответ: Олимпийская деревня -это комплекс зданий, в которых располагаются члены делегаций стран-участниц Олимпийских игр.
13. Ответ: Олимпийский флаг - белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов.
14. Ответ: На Олимпийских играх в Сочи были представители из 88 стран.
15. Ответ: Сборная России завершила выступление на Олимпийских играх в Сочи, завоевав в общей сложности 33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых; этот результат позволил хозяевам Игр победить в общекомандном зачете как по числу золотых, так и по общему числу медалей.
Смысл жизни заключается в постоянном воспроизведении видов. Рост организма и развитие организма являются важнейшими элементами при становлении живой особи. Какими особенностями обладают эти процессы? Выделяют ли ученые отдельные закономерности развития и роста? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.
Что представляет собой рост?
Под ростом биологи подразумевают процесс увеличения массы организма в процессе его развития. Уже в определении находится первая взаимосвязь между развитием организма и ростом организма.
Рост является важнейшим и необходимым процессом. Без него организм так бы и оставался не оплодотворенным яйцом. На рассматриваемый процесс влияет множество самых различных факторов. В частности, здесь стоит выделить:
- увеличение количества и размера клеток;
- рост продуктов жизнедеятельности - неклеточного вещества.
В объеме веществ происходит особенный сдвиг. Появляются условия, благоприятствующие поступлению воды, синтезу, отложению межклеточного вещества. Все эти факторы также указывают на процесс роста.
Какие существуют особенности роста и развития организма человека? Биологи выделяют две формы роста: неограниченную и ограниченную. В первом случае рост не прекращается вплоть до биологической смерти. Ограниченный же процесс роста конечен - однако, у каждого организма по-разному.
Что такое развитие?
Если рост можно назвать количественным изменением организма, при котором увеличивается число клеток, то развитие - изменение качественное. Происходит процесс синтеза новых соединений, посредством дифференцирования образуются различные клетки.
Не стоит думать, что рост организма и развитие организма - процессы исключительно возрастающие. В животном мире большое количество видов могут быть подвержены и отрицательным процессам, то есть деградации. Важно понимать, что рост - это, в первую очередь, изменение. Отдельные части организма утрачиваются и добавляются новые. При положительных процессах развития синтез более активен, чем распад. При этом преобладание процесса распада над синтезом именуется старением. Большую часть жизни в организме живого существа процессы распада и синтеза сбалансированы. Однако постоянному обновлению подвержены лишь клеточные органеллы.
Одноклеточные организмы
Как соотносятся рост организма и развитие организма у одноклеточных существ? В данном случае существует одна интересная особенность. Одноклеточный организм способен прожить ровно столько, сколько может прожить одна клетка. Однако бактерии и протисты - существа чересчур изменчивые, а потому подвержены процессам мутации. Одноклеточные организмы обмениваются друг с другом генетическим материалом. Из-за этого процесс развития клетки становится необязательным.
Как долго живет один конкретный одноклеточный организм? Здесь все зависит от полученной наследственной информации. Существу требуется синтез белка. Новый белок есть гарантия новой функции. При этом функция может вести как к повышению жизнеспособности, так и к вреду организму. В последнем случае организм становится менее способным к жизни и погибает.
Многоклеточные организмы
В случае с организмами, содержащими в себе множество клеток, ситуация обстоит несколько сложнее. Сразу стоит отметить, что многоклеточное существо более приспособлено к жизни, чем одноклеточное. У него есть гораздо больше функций, к тому же, отсутствует изоляция. Значение роста и развития организма в данном случае особенно велико. Это максимально сбалансированные процессы, постоянно дополняющие друг друга.
На первых этапах развития и роста одна клетка многократным образом делится. Плод организма увеличивается в размере, после чего появляется на свет. Организм многоклеточного существа обладает сбалансированным ростом и развитием до определенного возрастного периода. Все компоненты и параметры уже заложены в геноме: здесь и цвет кожи, и физиологические особенности, и максимально возможный рост. Большая часть живых организмов останавливается в развитии в первой половине жизни. Однако существуют такие многоклеточные, что способны расти постоянно. Это, например, некоторые виды рептилий или земноводных. Крокодил - простое тому подтверждение.
Значение человеческого роста
Рост и развитие детского организма человека максимально сбалансировано, процессы соотносятся между собой. Однако существует здесь и небольшой парадокс. Связан он с социальной составляющей. Так, рост для человека действительно важен. Он влияет на развитие организма, его укрепление. Это движущий фактор воспроизводства, что имеет по-настоящему позитивный эволюционный смысл. Однако он противоречит самому существованию общества, которое выстроил человек. В социуме даже самый физически неразвитый человек способен воспитывать потомство - а все благодаря интеллектуальным способностям. В этом и заключается парадокс. Общество поддерживает человека, а потому возможность воспроизводиться появляется почти у всех.
Отличие человека от прочих животных организмов поистине велико. Особенно большую роль в этом играет явление социума. Сегодня на первый план выходят общественные процессы роста и развития, которые, однако, никак не противоречат процессам физиологическим.
О закономерностях роста и развития организма человека
Фактором человеческого роста является группа молекул белкового типа, что способствуют синтезу клеточной ДНК. Рост и развитие основаны на ряде закономерностей. Самыми важными являются принципы непрерывности и единства. Что они собой представляют?
Принцип единства развития и роста означает, что качественные и количественные изменения организма всегда будут сбалансированы. Простым примером является увеличение мышечной силы при наращивании мышечной массы.
Непрерывность роста и развития организма - закономерность еще более важная. За все время онтогенеза (индивидуального развития) процессы качественного и количественного изменения продолжаются непрерывно. Они могут быть менее или более интенсивными, более регрессивными или прогрессивными. Рост и развитие могут угасать, а могут и расцветать. Однако полное прекращение этих процессов возможно лишь со смертью организма.
Гетерохронность и надежность
Принцип гетерохронности развития и роста был сформирован знаменитым физиологом Петром Кузьмичом Анохиным. Согласно концепции этого ученого, созревание разных функциональных систем происходит в разновременном порядке. Необходимо это для достижения организмом адаптивного и максимально оптимального результата.
Гетерохронность подразумевает и системогенез. Это поэтапный процесс включения и смены разных функциональных систем. Системогенез всегда можно наблюдать на примере младенцев. Вначале созревают системы функционального типа, затем - вегетативные, и лишь в конце двигательные. Новорожденный должен научиться дышать, видеть и слышать, переваривать пищу и т. д. Лишь потом появляется способность к передвижению.
Еще один важный принцип был сформирован физиологом Акопом Маркосяном. Именуется он надежностью. В основе человека находятся механизмы, обеспечивающие развитие и рост организма. Все они надежно защищают человека от опасных вредных факторов. Такие механизмы способствуют дублированию функций (пара глаз, ушей, почек, легких и т. д.), избыточности (например, некоторые нервные клетки существуют в качестве запасных), пластичности и т. д.
Гармоничность и гетеросенситивность
Принцип гармоничности организма был сформирован Николаем Петровичем Гундобиным. Он утверждал, что все этапы развития и роста взаимосвязаны между собой. Один этап готовит почву для другого. Данный принцип несколько схож с теорией гетерохронности. Функциональная система является базой для формирования вегетативных органов, а вегетативная система есть основа для развития движения. В свою очередь, движение предполагает интеллектуальное развитие. Во всем этом физиолог Гундобин наблюдал некую гармонию, а потому и назвал свой принцип соответствующим образом.
Наконец, основной закономерностью роста и развития организма многие ученые называют гетеросенситивность - чувствительность формирующихся систем к внешним воздействиям. Наличие или отсутствие сенситивных периодов значительно сказывается на развитии и росте человека. Простой пример - отсутствие общения, которое приводит к ухудшению речи.
Сенситивные периоды не стоит путать с периодами кризисными и критическими. Кризис - это своеобразная перестройка организма. Критический же период знаменует собой переход от одного этапа развития к другому.
Периоды развития
Существует много классификаций, по которым ученые определяют периоды развития человека. Эмбриогенезом и фетогенезом именуют этапы от момента зачатия до формирования зиготы. Весь этот этап занимает 9 месяцев. Далее следует новорожденный период, длящейся 10 дней. Грудной возраст занимает период от первого месяца до одного года.
Грудной возраст сменяется ранним детством. Первый его период длится от 1 до 7 лет, а второй - от 8 до 12 лет. Подростковый период заканчивается в 15 лет у девочек и в 17 у мальчиков. После следует юность, длящаяся до 20 лет у представителей обоих полов.
Первый зрелый возраст длится с 22 до 35 лет. Второй период зрелости заканчивается в 60 лет. Далее следует пожилой возраст, заканчивающийся в 74 года. Старость прекращается в 90 лет, после чего можно говорить о таком явлении, как долгожительство.
Формирование человеческого организма продолжается после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22-25 годам. В периоды роста организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем. Каждый период характеризуется своими особенностями. Существует несколько схем периодизации развития человека. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Возрастные периоды онтогенетического развития
Основное название |
Другие названия |
|
Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез) |
||
Эмбриональный период |
Развитие эмбриона |
|
Фетальный период |
Развитие плода |
|
Внеутробное развитие |
Постнатальный онтогенез |
|
Период новорож- денности |
Неонатальный период |
От рождения до 4 недель |
Грудной возраст |
Младенчество |
4 недели - 1 год |
Раннее детство |
Ясельный возраст |
|
Первое детство |
||
Второе детство |
Отрочество, младший школьный возраст |
Мальчики 8-12 лет, девочки 8-11 лет |
Подростковый возраст |
Пубертатный период, старший школьный возраст |
Мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет |
Юношеский возраст |
||
Зрелый возраст |
Зрелость |
|
Зрелость |
Мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет |
|
Мужчины 36-60 лет, женщины 36-55 лет |
||
Пожилой возраст |
||
Старческий возраст |
||
Долгожители |
90 лет и старше |
В этой схеме учтены не только морфофизиологические особенности человека, но и социальные факторы, ориентированные на систему учреждений, связанных с обучением детей и уходом взрослого человека на пенсию.
Рост и развитие организма включают процессы, в течение которых из оплодотворенной яйцеклетки развивается взрослый индивидуум. Рост - это увеличение размеров тела и его частей; под термином «развитие » понимают различные функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения органов. Увеличение массы и поверхности тела обусловлено развитием тканей (клеток и межклеточного вещества), органов и отдельных частей тела. Рост и развитие - это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции и др.
Рост и развитие организма, его органов и систем с момента рождения до наступления зрелости протекают гетерохронно : периоды ускорения роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или их системы, которые необходимы для организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения формируется система питания жидкой пищей - молоком (при этом задерживается развитие функциональной системы питания твердой пищей). В процессе роста и развития физиологические функции адаптируются к особенностям существования организма, т.е. происходит его индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.
Достижение зрелости - продолжительный процесс. Среди высших млекопитающих у человека самое продолжительное детство, в течение которого происходят развитие мозга и становление психических функций - речи, мышления, сознания; для этого необходимо общение с другими людьми. На развитие ребенка оказывают влияние питание, уход, климатогеографические факторы, семья, школа, окружающие его предметы, люди (дети и взрослые), жизненные события и т.п. Все это имеет значение не только для физического развития ребенка, но и чрезвычайно важно для адекватного его возрасту психического развития. Для ребенка необходимы не только благоприятная обстановка в семье, детском коллективе, но и любовь самых близких ему людей - родителей, друзей. Для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и заброшенность.
Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает явление гетерозиса (греч. heteroisis - превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, большей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Причины удачного сочетания генов и их взаимодействия в основном у гибридов первого поколения в настоящее время не установлены. Известно, что гетерозис особенно часто встречается у людей, родители которых относятся к разным национальностям и находились до брака в географическом разобщении. Отсюда понятно, что в настоящее время, когда совершенствование средств связи позволяет преодолевать географическую изолированность, гетерозис начинает играть особо важную роль в эволюционном развитии человеческого общества.
При родственных браках часто возникает противоположное явление: дети слабо развиты физически, подвержены инфекционным заболеваниям, часто проявляются наследственные нарушения, характерна малая продолжительность жизни.
Изучение темы: «Опорно-двигательная система» является прекрасным способом и поводом к развитию познавательного интереса к анатомии и физиологии человеческого организма у ребят, увлекающихся спортом. Особенно такими его видами, как культуризм (атлетизм), бодибилдинг, силовые виды спорта, легкая атлетика и др.
Современный спорт предъявляет достаточно высокие требова-ния к физической подготовленности спортсменов. Тренировочные нагрузки в последние годы возросли практически во всех видах спорта. Тренировки и соревнования сопровождаются эмоциональным и физическим перенапряжением, что часто приводит к разного рода нарушениям в организме – от обычных болевых ощущений в мышцах до развития серьезных иммунодефицитных состояний.
Спортсмен, достигший определенных результатов в своем виде спорта, но которому не хватает всего чуть-чуть, чтобы победить, начинает задаваться вопросом: что делать? К тому же в его окружении часто муссируются слухи, что «лидеры что-то используют». В итоге он оказывается перед выбором: использовать или нет разрешенные фармакологические препараты или пищевые добавки для повышения эффективности тренировочного процесса, а может решиться на использование допинг-препаратов? В любом случае на выбор спортсмена должны повлиять полученные им сведения о всех плюсах и минусах применяемых препаратов, а также приобретенный им определенный багаж знаний из области биологии и медицины.
В любом виде спорта не обойтись без сильных или выносливых мышц, а для этого нужны белки и углеводы, витамины и минеральные вещества. На рынке спортивного питания для атлета имеется множество пищевых добавок, а фирмы-производители рекламируют чудодейственную силу своих продуктов. Однако там, где делаются большие деньги, велика вероятность и преувеличения эффекта. Спортсмен обычно «покупается» на рекламе в стиле «исповедь чемпиона», часто этикетка и продукция не имеют ничего общего, произволители и торговцы могут некорректно ссылаться на результаты исследований ученых, преувеличивая эффективность продукта или давая неправдивую информацию о дозировке входящих в него компонентов. Имя производителея дает, конечно, определенные гарантии качества, но это не решает всех проблем.
В этой статье мы постараемся описать основные компоненты сбалансированных композитных составов, существующих на рынке спортивного питания, и дать характеристику их влияния на функции организма и работо-способность. Но начать следует с физиологии мышц и возрастных особенностей организма.
I. Возрастные особенности развития организма
Формирование человеческого организма продолжается после рождения и заканчивается к 22–25 годам. В периоды роста и развития организма увеличиваетя масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем. Каждый период характеризуется своими особенностями. Согласно схеме, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.), различают несколько периодов развития человека (табл. 1).
Таблица 1. Возрастные периоды онтогенетического развития
Основное название |
Другие названия |
Возраст |
Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез) |
||
Эмбриональный период |
Развитие эмбриона |
|
Фетальный период |
Развитие плода |
|
Внеутробное развитие (постнатальный онтогенез) |
||
Период новорожденности, или |
Неонатальный период |
От рождения до 4 нед. |
Раннее детство |
Ясельный возраст |
|
Первое детство |
Дошкольный возраст |
|
Второе детство |
Отрочество, младший школьный возраст |
Мальчики 8–12 лет, |
Подростковый возраст |
Пубертатный период, |
Мальчики 13–16 лет, |
Юношеский возраст |
||
Зрелый возраст – I период |
Зрелость | Мужчины 22–38 лет, |
Зрелый возраст – II период |
Зрелость | Мужчины 36–60 лет, |
Пожилой возраст |
||
Старческий возраст |
||
Долгожители |
90 лет и старше |
В этой схеме учтены не только морфофизиологические особенности человека, но и социальные факторы, ориентированные на систему детских учреждений, связанных с обучением детей и уходом взрослого человека на пенсию.
Рост и развитие организма включают процессы, развития взрослого индивидуума из оплодотворенной яйцеклетки. Рост – это увеличение размеров тела и его частей; под термином «развитие» понимают различные функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения органов. Увеличение массы и поверхности тела обусловлено развитием тканей (клеток и межклеточного вещества), органов и отдельных частей тела. Одновременно развиваются функции органов и систем. Рост и развитие – это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, со-вершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции и др.
Рост организма, его органов и систем с момента рождения до наступления зрелости протекает гетерохронно (от греч. heteros – другой, chronos – время), т.е. неравномерно: периоды ускорения роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или системы органов, которые более необходимы для существования организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения сформирована система питания жидкой пищей (молоком). В то же время развитие функциональных систем, в которых в данный момент жизни нет необходимости, задерживается: например, развитие функциональной системы питания твердой пищей. Таким образом, в процессе роста и развития физиологические функции адаптируются к особенностям существования организма, т.е. происходит его индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.
Достижение зрелости – продолжительный процесс. Среди высших млекопитающих у человека самое продолжительное детство, в течение которого происходит развитие мозга и становление психических функций – речи, мышления, сознания. Для их нормального развития необходимо общение с другими людьми. На развитие ребенка оказывают влияние питание, уход, климатогеографические факторы, семья, школа, двор, в котором он живет, окружающие его предметы, люди (дети и взрослые), жизненные события и т.п.
Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает и явление гетерозиса (от греч. heteroioises – превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, болшей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Известно, что гетерозис особенно часто встречается у людей, родители которых относятся к разным национальностям и находились до брака в географическом разобщении.
При родственных браках часто возникает противоположное явление: дети слабо развиты физически, подвержены инфекционным заболеваниям, часто проявляются наследственные нарушения, характерна малая продолжительность жизни.
Учитывая возможности задержки в развитии или часто встречающееся, особенно в последние десятилетия, опережающее развитие, необходимо определять и учитывать биологический возраст человека. Биологический возраст называют возрастом развития . Он отражает рост, развитие, созревание, старение организма и определяется его структурными, функциональными и приспособительными особенностями.
Биологический возраст можно определить по ряду показателей морфологической зрелости:
– степени развития вторичных половых
признаков;
– скелетной зрелости (порядок и сроки
окостенения скелета);
– зубной зрелости (сроки прорезывания молочных и
коренных зубов).
При оценке биологического возраста учитывают также физиологические и биохимические показатели (уровни основного и других видов обмена веществ, особенности сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и других систем) и уровень психического развития индивида.
Показатели физического развития
К показателям физического развития относят длину и вес тела, обхваты (окружности) головы и грудной клетки. Их называют антропометрическими показателями . Для каждого возрастного этапа характерна их определенная величина.
На протяжении всего периода внутриутробного развития, а также детского возраста развитие организма идет неравномерно. Верхняя часть тела опережает в росте и развитии нижнюю, а центральные части (голова и туловище) развиваются быстрее периферических отделов (конечностей). В период полового созревания конечности растут быстрее головы и туловища (рис. 1).
Рис. 1. Физическое развитие ребенка идет в двух направлениях: от головы к нижним конечностям – верхние части тела развиваются раньше нижних; участки тела, расположенные ближе к центру, развиваются раньше периферических участков
Возрастные изменения длины тела. Наиболее интенсивны рост и развитие человека в первый год жизни. Средняя длина тела новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков – 52,6 см; за первый год жизни она увеличивается на 25 см. На втором году жизни она возрастает на 10–15 см, на третьем году жизни – на 8 см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела составляет 4–5 см.
Увеличение длины тела в 6–7-летнем возрасте на 8–10 см пролучило название полуростового (или I ростового ) скачка. В период полового созревания (11–14 лет) происходит ростовой (II ростовой ), или пубертатный , скачок . Длина тела при этом возрастает в течение первого года сразу на 11–12 см, а в последний год на 6–7 см. Во время роста изменяются пропорции тела, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и туловища. У новрожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1: 8 (рис. 2).
Рис. 2. Изменение пропорций тела с возрастом у девочек и мальчиков и ростовые скачки у девочек и мальчиков
Увеличение длины тела и веса в течение каждого года происходит циклично. Так возрастание длины тела наиболее интенсивно идет в летние месяцы, в то время как увеличение веса в основном приходится на осенний период.
Возрастные изменения веса тела. Вес тела новорожденных девочек составляет в среднем 3,4 кг, мальчиков – 3,5 кг. Сразу после рождения вес новорожденного уменьшается примерно на 200 г, а затем начинает интенсивно возрастать: за первый месяц жизни он увеличивается на 600 г, за второй и третий – на 800 г, а в каждый следующий (до одного года) ежемесячное увеличение на 50 г меньше, чем в предыдущий месяц. Первоначальный вес тела ребенка к 4–4,5 мес. примерно удваивается, а к году утраивается и составляет 10,3 кг для мальчиков и 9,8 кг для девочек. За первый год жизни увеличение составляет 6–7 кг, за второй 2–3 кг, в последующие три года 1,5–2,0 кг, а на 6-м и 7-м годах жизни оно вновь возрастает. Пик скорости увеличения веса тела у девочек приходится на 13 лет (5,0–5,5 кг в год), а у мальчиков – на 15 лет (5,5–6,5 кг в год).
Окружность (обхват) грудной клетки у новорожденного составляет 34–36 см. За первый год увеличение составляет 11–13 см, за второй – 3–3,5, за третий – 2–2,5 см. К 6 годам окружность достигает 58 см (56,9 см у девочек и 59,1 см у мальчиков). Максимальное увеличение этого показателя приходится на пубертатный период, причем на протяжении всего периода по росту окружности грудной клетки девочки отстают от мальчиков.
Возрастные изменения пропорций тела.
У новорожденного длина головы составляет 1/4
часть общей длины тела, у 2-летнего –1/5, у 6-летнего
– 1/6, а у взрослого – 1/8. У новорожденных длина
верхних и нижних конечностей примерно одинакова
и составляет 1/3 длины тела. К 7 годам ноги с 18 см
удлиняются до 62,0–63,0 см. Длина рук к 7 годам
возрастает до 52,0–54,0 см. Гораздо меньше
изменяется длина туловища: к 8 годам она
становится равной 36,9 см.
За весь период развития длина нижних конечностей
увеличивается в 5 раз, рук – в 4 раза, а туловища –
в 3 раза.
Возрастные изменения показателей физического развития мальчиков и девочек. Изменения показателей физического развития, происходящие в разные периоды роста ор-ганизма, неодинаковы по своей интенсивности. Наибольшее уве-личение всех показателей отмечается на первом году жизни ребенка. У девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние периоды, чем у мальчиков. Так, у девочек они регистрируются в 7, 9, 11 и 13 лет, у мальчиков в 8, 10 и 12 лет. Скорость роста особенно интенсивно увеличивается в период полового созревания (у девочек – в 11–13 лет, а у мальчиков – в 12–14 лет). Рост тела в длину заканчивается у девушек в 16–17 лет, у юношей в 18–19 лет.
Продолжение следует
До скольки лет растет человек? Развитие и рост нашего организма - как всего тела, так и внутренних органов - непостоянно и, можно сказать, скачкообразно. Самое быстрое увеличение массы и размеров тела приходится на период За девять месяцев маленькая яйцеклетка достигает веса в три килограмма. Но и после появления на свет рост не прекращается, хотя и замедляется. В первый год жизни здоровый младенец вырастает в среднем на 23 сантиметра, а вот на второй год он прибавляет лишь десять сантиметров. Потом, до 11 лет у девочек и 13 лет у замедляется, хотя и не прекращается совсем, чтобы в период полового созревания стремительно увеличиться, сразу на десять или даже больше сантиметров. Тогда, как говорят, ребенок «вытянулся» и превратился в высокого и угловатого подростка.
Но и позже организм продолжает развиваться в высоту, хоть и незаметно - на пару миллиметров-сантиметр в год. Раньше не было единого мнения о том, до скольки лет растет человек. Считалось, что до двадцати, хотя эта цифра очень обобщена и условна. В 25 лет полностью заканчивается формирование тела, всех органов и жизненных функций. С подросткового возраста до двадцати лет идет интенсивная работа по укреплению внутренних органов - сердца, легких. Стремительно происходит половое развитие - всплеск гормонов буквально перекраивает женский организм, за один-два года превращая несуразного прыщавого подростка с торчащими ключицами и острыми коленками в соблазнительную красавицу с мягкими женственными чертами. Обычно удлинение тела у девушек прекращается в шестнадцать-девятнадцать лет, поскольку все ресурсы развития идут на то, чтобы подготовить организм к продолжению рода.
Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше - до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год. Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка. После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине - что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.
В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. и общего формирования организма у негроидной который живут на юге Азии, проходит несколько раньше. Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет - еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте - это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.
Наследственность - также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост? Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.
Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела. Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.