Гласная. Пищевые добавки. Что значит буква Е… Обозначение звука е
Гласный [е] в начале слова на письме обозначается буквой э (ср. это, экий - произносится [ётъ], [ёкъі]). Тот же гласный после согласных, кроме немногих заимствованных слов, где после твердого согласного пишется э, обозначается буквой е: сел, пел, бел, зеркало, шест, честь, дельта, пюре и т.
Д. Примеры единичного употребления буквы э после твердого согласного: пэр, мэр, сэр, в собственных именах: Тэн, Бэкон, Улан-Удэ.
В начале слова и после гласного сочетание обозначается
буквой е. Ср. Пел], Цёс’т’], [пліёл], , [с’]ел], [ф-с’эм’]ё] (ел, есть, поел, поесть, съел, в семье).
Гласный [е] употребляется чаще всего после мягких согласных. Под ударением после мягких согласных гласный [е] имеет два основных оттенка - так называемое открытое, широкое [е] и закрытое, узкое.
Рассмотрим раньше первый из этих оттенков, который можно назвать нормальным, встречающимся и в изолированном произношении, например в междометии э. Он употребляется также после мягкого согласного перед твердым или на конце слова. Например: лето, дело, сёла, сено, посев, лепка, бегал, на столе, на коне. Произносится: [л’ётъ], [д’ёлъ], [с’ёлъ], [с’ёнъ], [плс’ёф], [л’ёпкъ], [б’ёгъл], [нъ-стлл’ё], [нъ-клн’ё]. Перед
твердым и велярным [л] гласный [е] имеет к концу своей длительности более.заднее и напряженное образование: [с’ёлъ], [б’ёлъі], [т’ёлъ].
В положении перед мягким согласным гласный [е] после мягкого согласного (иначе - в положении между мягкими согласными) звучит закрыто, узко. Такой [е] обозначаем знаком [ё]. Например: весело, дерево, север, ветер, лестница, наместник, лезвие, зверь, песня, рея, тесть, фея, ей, ель, поесть. Произносится:
[в’ёт’эр], [л’ёс’н’ицъ], [нл- [п’ёс’н’ъ], [р’ёіъ], [т’ёс’т’],
[в’ёс’элъ], [д’ёр’эвъ], [с’ёв’эр], м’ёс’н’ик], [л’ёз’в’иіъ], [з’в’ёр’],
[ф’ёіъ], Пёі], П"ёл’], ,
Чтобы заметить различие между [е] и [ё], полезно произнести
подряд такие, например, пары слов, как [с’ел] и [с’ёл’э], [п’ел] и [п’ёл’э], [злл’ёс] и [злл’із’л’э], [с’в’ет] и [с’в’ёт’эт].
Гласный [е] употребляется также и в начале слова. При этом перед твердым согласным произносится его широкий, открытый оттенок, а перед мягким - узкий, закрытый. Ср. [ётът] и [Іт’и] (этот и эти), [ёкъвъ] и [ёк’их] (экого и эких), [еі], [ёхъ], [ёпъс], [ёп’икъ], [ёл’инг] (эй, эхо, эпос, эпика, эллинг). Также после гласных: [с’илуёт} и [л-с’илует’э] (силуэт но силуэте).
Различие между этими двумя разновидностями [е] заключается прежде всего в степени поднятия языка: при произнесении [е] открытого, или широкого, средняя часть спинки языка поднимается к нёбу в меньшей степени, чем при произнесении [е] закрытого, или узкого. В последнем случае язык поднимается выше, но не настолько, чтобы образовался звук [и]. Таким образом, когда произносят [е] закрытый, язык Поднимается выше, чем это нужно для [е] открытого, и ниже, чем нужно для [и]: [е] закрытый до своему образованию - звук, средний между [е] открытым и [и]. Другое отличие этих звуков заключается в том, что языковое тело при образовании [е] закрытого находится в более напряженном состоянии, чем при [е] открытом. С этим связано то, что [е] открытое представляет собой звук, неоднородный в своей длительности: в конечной своей части этот звук заметно более открытый, чем в начальной - более закрытой.
Звук [е] образуется в русском литературном языке со слабым [и] -образным приступом, а в конечный момент своей длительности он заключает в себе заметно более задний и открытый элемент; он представляет собой как бы [иеъ]. Так произносится, как уже было отмечено, [е] под ударением после мягкого согласного перед твердым: [с’ёр]ый, [с’н’ёк] (снег), а[р’ён]да, [т’ём] а (другие примеры см. выше). Близко к этому произносится [е] после мягких согласных на конце слова: в воде- [в-влд’ё].
Эта норма нередко нарушается представителями части русских говоров, знающих в положении после твердого согласного перед
мягким или на конце слова звук [е] закрытый: [ё], т. е. произносящих [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё] и т. д. Особенно часто она нарушается в русской речи ряда народов как Советского Союза, так и зарубежных. Так, например, в русской речи марийцев или коми можно часто услышать: [л’ёт]о, [с’ёл], [н’ёт], на сто [л’ё], [гд’ё], а также [д’ёл]о, [слв’ёт], [хл’ёп] (хлеб),
[т’ёкст], конс[п’ёкт], [т’ём]а и т. д. Во многих случаях образование звука [е] в этом положении в речи нерусских не имеет описанного выше неоднородного характера - более узкого в начале и более широкого в конце, не имеет характерного для правильного русского произношения [и] -образного начала: произносится звук, однородный в своей длительности. Это связано частью с неполной мягкостью предшествующего согласного, частью - с более высокой и энергичной артикуляцией гласного, связанной с особой напряженностью языкового тела, в то время как русское [е] является гласным ненапряженным.
После твердых согласных образование гласного [е] уже с начальной фазы является более задним - языковое тело заметно отодвигается назад (обозначим такое [е] знаком [э]). Эта ото- движка назад происходит после твердых шипящих [ж], [ш] и после [ц], а в части слов иноязычного происхождения - также после других согласных. Чтобы заметить эту отодвижку назад в образовании [е], полезно обратить внимание на произношение соответствующего гласного, например в словах тесто и шест: [т’ёстъ] и [шэст]. При этом перед твердыми согласными, а также на конце слова гласный [э] имеет.открытое образование, а перед мягкими согласными - более закрытое. Закрытый гласный [э] в конце своей длительности имеет более переднее и верхнее, образование, т. е. уклад языка, близкий к [и]: произносится как бы [эи] . Подвинутый вперед в своей конечной фазе гласный [э] (т. е. с [и] -образным окончанием) обозначим знаком [§]. Чтобы заметить различие между [э] и [э], полезно понаблюдать произношение гласного в таких случаях, как [шэст] и [шёс’т’], [жэст] и [ж§с’т’]([цзп] и [ц§п’].
Примеры на [з] после твердых шипящих и [ц]: женский, жертва, жемчуг, шедший, шенкель, ценный, цех, на ноже, в шалаше. Произносится: [жэнскъі], [жэртвъ], [жэмчук], [шэтшъі], [шэнк’эл’], [цэн:ъі], [цэх], [нъ-нлжэ], [ф-шълашэ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: тент, терция, дерби, секс, темп, тембр, безе, пюре. Произносится: [тэнт], [тэрцыіъ], [дэрб’и], [сэкс], [тэмп], [тэмбр], [б’езэ], [п’ урэ].
Примеры на [§] после твердых шипящих и [ц]: женин, женьшень, жерех, шелест, шельма. Произносится: [жін’ин],
[ж§н’шён’], [жёр’эх], [шёл’эст], [шёл’мъ]. После других согласных в словах иноязычного происхождения: дельта, теннис,
отель, сепия. Произносится: [д§л’тъ], (гён’ис), о [тЗл’], [сэп’иіъ].
Гласный [е] в нейтральном стиле произношения употребляется только в ударном слоге. В высоком стиле, а также в сценической речи, в пении он может употребляться также и в безударных слогах (см. выше, § 2.2).
Пищевые добавки (ПД) - вещества, намеренно добавляемые в продукты питания с целью улучшения производственного процесса, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или изменения органолептических свойств (вкус, цвет, запах).
Все пищевые добавки кодируются при помощи буквы «Е» и четырех- или трехзначного номера. Почему «Е»? Специалисты связывают это как со словом Европа, так и с аббревиатурами ЕС/ЕУ, а также со словами ebsbar/edible, что в переводе на русский (соответственно с немецкого и английского) означает «съедобный».
Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):
Е100-Е182 - красители;
Е200-299 — консерванты;
Е300-399 — антиокислители (антиоксиданты);
Е400-499 — стабилизаторы консистенции, загустители, эмульгаторы;
Е450, Е1000 - эмульгаторы
Е500-599 - регуляторы кислотности и вещества против слеживания;
Е600-699 - усилители вкуса и аромата, ароматизаторы;
Е700-800 — запасные индексы для другой возможной информации;
Плюсы и минусы «Е»
- Увеличенные сроки хранения продуктов.
- Улучшение технологий производства или, как в некоторых случаях, единственная возможность производства.
- Улучшение вкуса и привлекательности товара, его консистенции.
- Данное вещество проверено на безопасность.
- Для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые для достижения определенного уровня качества продуктов питания.
1. Применение ПД ставит вопрос об их безопасности. При этом учитываются ПДК (мг/кг) — предельно допустимая концентрация чужеродных веществ (в том числе добавок) в продуктах питания, ДСД (мг/кг массы тела) — допустимая суточная доза на среднюю величину массы тела — 60 кг. Например, предполагается, что среднестатистический человек питается копченостями реже, чем другими видами колбасных изделий, поэтому предельно допустимая концентрация нитратов в копченостях будет выше. Следовательно, при частом потреблении копченостей, легче суммарно превысить безопасную дозу.
2. Большинство пищевых добавок не имеет, как правило, пищевого значения, т. е. не является энергетическим или пластическим материалом для организма человека (из него нельзя что-то построить или получить энергию).
3. Пищевые добавки часто являются аллергенами.
4. Необходимо помнить и о том, что некоторые вещества обладают свойством кумулятивности, т.е. способностью накапливаться в организме и вызывать нежелательные явления.
Список вредных пищевых добавок
Код…воздействие Код воздействие
Е102……………О Е240……………Р
Е103……………З Е241……………П
Е104……………П Е242……………О
Е105……………З Е249……………Р
Е110……………О Е250-Е251……РД
Е110……………З Е252……………Р
Е120……………О Е270……………О
Е121……………З Е280-283………Р
Е122……………П Е310-Е312……С
Е123………ОО,З Е320-Е321……Х
Е124……………О Е330……………Р
Е125……………З Е338-Е343……РЖ
Е126……………З Е400-Е405………О
Е127……………О Е450-Е454……РЖ
Е129……………О Е461-Е466……РЖ
Е130……………З Е477……………О
Е131……………Р Е501-Е502……О
Е141……………П Е503……………ОО
Е142……………Р Е510……………ОО
Е150……………П Е513……………ОО
Е151…………ВК Е527……………О
Е152……………З Е620……………РК
Е153……………Р Е626-Е635………РК
Е154………РК,РД Е636……………О
Е155……………О Е637……………О
Е160…………ВК Е907……………С
Е171……………П Е951…………ВК
Е173……………П Е952…………З
Е180……………О Е954…………Р
Е201……………О Е1105………ВК
Е210-Е219……Р
Е220-Е228……О
Е230……………Р
Е321-Е232……ВК
Е233……………О
Е239…………… ВК
Условные обозначения вредных воздействий:
О- опасный;
П - подозрительный;
РД - артериальное давление;
Р - канцерогенный;
ВК - вреден для кожи;
РК - кишечные расстройства;
Х - холестерин;
ОО - очень опасный;
РЖ - расстройство желудка;
З - запрещены
E250 (нитрит натрия) обычно применяют в колбасах, Хотя нитрит натрия и является общеядовитым токсичным веществом, но на практике его не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).
Некоторые производители в маркетинговых целях не указывают ингредиенты с буквенным кодом E, заменяя это на название добавки, например, «глутамат натрия».
Часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны слишком опасными и запрещены; кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому рекомендуется по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых людей и аллергиков.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.
образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;
развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;
воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!
II. Динамическая разминка
- Упражнение “Зубная щетка”
- “Разбудим язычок”
- Ароматный цветок
- Свеча
- Воздушный шарик
III. Повторение
На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)
Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)
Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)
От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)
Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)
В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?
Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?
Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.
IV. Постановка темы и цели урока
Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (Cлайд 2, 3). Приложение
О еноте еще говорят так
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. -
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)
Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)
В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)
А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)
Ребята, сколько слогов в слове ели?
Какой первый? Второй?
Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)
На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)
Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)
Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.
V. Работа над новым материалом
1. Беседа о звуке
Произнесем этот звук. Как мы его произносим?
Какой он? (Гласный)
Слого-звуковой анализ слов:
Еда, енот, моет, воет, роет. (Слайд 8)
Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? (В начале слова и после гласного звука)
Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. (Слайд 9)
(Мягкость предыдущего согласного)
Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э) (Слайд 10)
2. Знакомство с новой буквой
А) На что похожа буква (Слайд 11)
На дворе - такая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е
зато осталась. (Е. Тарлапан)
Ева гребнем причесалась -
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)
Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)
Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)
Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)
3. Физминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4. Работа по учебнику, с.76-77
1. Отгадайте загадку:
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)
Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)
Какое время года изображено?
Чему удивились и люди, и птицы, и звери?
Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)
Какие еще чудеса происходили с Емелей?
В какое время года произошло это событие?
Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)
Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?
Се, ре, ле, ве, не, ке, те.
Доведение слога до слова. (Слайд 13)
3. Чтение столбиков слов
Каких зверей мы видим на картинке?
На какие две группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие)
Еще что видим? (Птицы)
Скажите на какой вопрос отвечают слова – белка, лиса, снегирь, сорока? (кто?) Почему? (Одушевленные)
Что еще можно о них сказать. (Нарицательные)
Когда будут собственными. (Если дать им кличку)
Какие еще слова отвечают на этот вопрос? (Емеля, бабушка, дедушка)?
Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)
4. Чтение текста с.77
Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)
Отгадайте ребусы. (Слайд 14-17)
Работа с пословицами.
5. Беседа по иллюстрации с.78
Что изображено на рисунке?
Можно ли сказать о реке, что она полноводна?
Какие деревья растут на правом берегу реки? (Сосны, ивы) А на левом? (Березы, ели, ивы)
На какие виды можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)
(Рисунки деревьев)
6. Знакомство со словами – антонимами с.78
Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)
Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18 )
Чтение текста. Лес
Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)
7. Чтение с.79
Какой берег крутой? А какой пологий?
Что делает мальчик у реки? Каким образом он попал из деревни на противоположный берег?
Чтение текста. Река (учителем)
Где росли ели?
Какая была река?
Какие ветви у ивы?
Куда они склонили свои ветви?
Что есть в реке?
Кто находится в иле и тине? Кто они такие? (Рыбы)
V. Подведение итога урока
Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)
Какие виды речи вы знаете?
Какую речь на уроке мы с вами использовали?
С какой новой буквой вы сегодня познакомились?
Сколько звуков она обозначает?
Когда она обозначает два звука?
Домашнее задание: с.77-79.
Подчеркнуть букву е .
Урок законен. (Слайд 19)
Здоровье человека напрямую зависит от образа жизни, которую он ведет, и только на 13% зависит от уровня здравоохранения и на 17% от наследственной предрасположенности. Важнейшим слагаемым здорового образа жизни является правильное питание, состоящее из полезных организму продуктов. Между тем, практически любой продукт, который мы покупаем в магазине - будь то детское питание или обычная буханка хлеба, содержат в себе пищевые добавки, которые обозначаются буквой "Е".
Буквой "Е" стали обозначать пищевые добавки с 1953 года, до этого названия пищевых добавок на упаковках писали полностью. Учитывая сложность наименования многих пищевых добавок, Европейская комиссия разработала универсальную систему их обозначений. Например, диоктисульфосукцинат натрия теперь просто обозначают индексом Е480, а поливинилполипирролидон - индексом Е1202. Кроме того, названия пищевых добавок на разных языках звучат по разному и единая система кодирования буквой "Е" пищевых продуктов существенно снизило путаницу у производителей продуктов.
Среди пищевых добавок , кодируемых буквой "Е", достаточно много и тех, вред которых не доказано, но содержание их в продуктах рекомендуется контролировать. Особенно внимательно изучайте содержание пищевых добавок в продуктах ввозимых к нам из зарубежных стран. Многие продовольственные компании, которые импортируют продукты питания в Россию, выпускают три вида одного и того же продукта: первая - для потребления жителей страны-производителя, вторая - для экспорта в развитые страны и третья - для потребления населения с низким уровнем достатка.
Третий вид продукции предназначен для вывоза в страны, где население предпочитает экономить деньги на продуктах . Как бы не было печально об этом говорить, но 80% продуктов питания экспортируемых к нам из зарубежных стран относятся к третьему виду. Учитывая это обстоятельство, избегайте употребления в пищу продуктов, где есть красители с обозначением Е123, Е128 и Е121, а также консерванты Е217, Е240 и Е216. Эти пищевые добавки запрещены к использованию в России.
В индустриально развитых странах запрещена также для реализации продукция, имеющая на упаковке индекс Е330, но у нас потребление ее, к сожалению, продолжается. Сам по себе Е330 - это обычная лимонная кислота, но он может оказать вредное влияние на состояние желудка и намного увеличивает риск развития раковой опухоли.
У каждой пищевой добавки есть свой химический состав и обозначение, которое проверено на безопасность. Красители, входящие в состав продуктов, обозначаются буквой "E" и цифрами рядом с ним от 100 до 182. Все искусственные красители могут вызвать аллергические реакции у детей. Особенно токсичны в больших количествах Е173, Е155 и Е102, а красители Е128, Е123 и Е121, как уже говорили выше, запрещено добавлять в пищевые продукты.
Если на упаковке продукта рядом с буквой "Е" стоят цифры от 200 до 299, то это говорит о том, что он долго не испортится, так как в его составе есть консерванты, удлиняющие его срок хранения. Многие консерванты канцерогенны и могут вызвать головную боль, тошноту, аллергию, приступы удушья и диарею. Так при регулярном употреблении Е250 и Е252 может развиться почечная недостаточность и анемия, а Е214, Е219, Е200 и Е220 могут спровоцировать астму, аллергию, мигрень и расстройства пищеварения. А потребление продуктов, содержащих консерванты Е216, Е217 и Е240 вообще запрещено.
Сходное с консервантами действие оказывают антиокислители и регуляторы кислотности, которые замедляют процессы окисления. Обозначаются они цифрами от 300 до 399 рядом с буквой "Е". Особую опасность для организма представляют Е330, Е311, Е 320 и Е 321. Повышенные их дозы способствуют повышению холестерина в крови, что может привести к серьезным заболеваниям сердца и кровеносной системы. Кроме того, многие антиокислители канцерогенны и вызывают аллергические реакции.
Цифрами от 400 до 700 рядом с буквой "Е" обозначаются различные пищевые добавки - стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, разрыхлители, усилители и аромата. Они помогают добиться нужной консистенции продукта и усиливают его вкусовые качества. Наиболее известный нам всем сахарозаменитель Е420 широко используется в производстве жевательных резинок, но если часто жевать жвачку, то гарантировано развитие кариеса, диареи и метеоризма. А пищевые добавки Е407, Е421, Е447, Е461-466, Е450 могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, печени, способствовать развитию кариеса и остеопороза.
Цифр от 700 до 899 рядом с буквой "Е" на продуктах вы не обнаружите, их держат в запасе для обозначения новых разновидностей пищевых добавок. А обозначения от Е900 до Е1521 указывают на то, что в продукт питания добавлены вещества, снижающие пенообразование. Например, аспартам, который обозначается Е951, добавляется в газированные напитки. Между тем употребление его очень вредно для организма в целом, попадая в желудок он превращается в канцерогенный формальдегид, который токсичен. А пищевая добавка Е952 может вызвать почечную недостаточность.
Сегодня нет наверно человека, который бы не засомневался в покупке баночки йогурта ребенку, в состав которого входит пищевая добавка с буквой "Е". Между тем ходить по магазинам и проверять продукты на наличие буквы "Е" в упаковке не следует, ведь многие из пищевых добавок с обозначением "Е" абсолютно нейтральны.
Если мы живем в век высоких технологий, то кушать только натуральную пищу и жить не употребляя продукты без буквы "Е" нам уже не удастся. Просто научитесь отличить полезную букву "Е" от вредной, ведь среди пищевых добавок много безопасных и полезных. Например, это Е101 (витаминВ1), Е161б (лютеин), Е406 (агар), Е440 (пектин), Е916 и Е917 - препараты йода.
- Вернуться в оглавление раздела " "
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .
Гласных букв 10:
2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.
Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].
4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] - и (ми лый ).
[ы] - ы (мы ло ).
[а] - а (ма й ) и я (моя ).
[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).
[э] - э (э то ) и е (мe л ).
[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).
Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]
) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у
; 2) я, ё, е, ю
.
Обратите внимание!
1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.
2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.
5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:
Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];
после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:
Я - , е - , ё - , ю - .
Например:
1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];
2. в начале слова: е л , я к ;
3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].
Обратите внимание!
1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!
Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].
2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .
Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].
3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.
Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].
4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
после гласных и на конце слова - буквой й ;
Май [ма́j ].
в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
Е л , я к .
на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .
Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].
7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .
Неразделительный ь :
1) указывает на мягкость предшествующего согласного:
Мель [м’э́л’];
2) выполняет грамматическую функцию.Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .
Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»
Другие темы