Игральные карты в ссср. Как игральные карты стали "оружием" советской пропаганды Смотреть игральные карты ссср на аукционах
Десять лет тому назад, в 2004 году, "Комбинат цветной печати" в Санкт-Петербурге прекратил выпуск отечественных игральных карт, и теперь россияне режутся в "подкидного дурака" иностранным ширпотребом. При этом многие даже не подозревают, что в СССР на игральные карты возлагались большие пропагандистские надежды. Было напечатано много оригинальных карточных колод, которые высмеивали "пережитки царизма", "религиозный опиум для народа", "боролись с пьянством", "акулами капитализма" и так далее.
"Донские карты" - 1919 год
Первыми игральными картами советской эпохи, как ни странно, стали белогвардейские "донские карты". На уникальных эскизах белогвардейских карт, выпущенных во время Гражданской войны в 1919 году в Новочеркасске, в виде королей изображены донские атаманы, дамы - казачки, валеты - казачата. Четыре масти этой колоды показывают историю Дона на протяжении четырех столетий. Фигурные карты бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые - XVII, червовые - XVIII и пиковые - XIX. Тузы также украшены рисунками, соответствующими эпохе. Например, на тузе треф показан донской герб, который был еще до Петра I, - "Елень, стрелою поражёнъ, но не покорёнъ", кстати, также восстановленный Красновым как официальный символ казачьей республики.
Появление подобной колоды во время Гражданской войны на Дону неслучайно. С ее помощью атаман Краснов пытался популяризировать среди местного населения свою идею создания сепаратной Донской республики, - рассказал "РГ" автор монографии "Русские игральные карты: история и стиль" Евгений Григоренко. - Есть мнение, что сюжеты для игральных карт придумал сам атаман Краснов, который был сторонником донской автономии и весьма увлекался созданием всего казачьего. Донскую область он переименовал во Всевеликое войско Донское, утвердил написанную им самим же конституцию, приказал изготовить "казачий" Георгиевский крест, на котором вместо Святого Георгия был изображен казак в донском "национальном" костюме и т. д.
Правление атамана Краснова было недолгим, и потому донские игральные карты очень редки. Единственный комплектный образец сохранился в альбоме, носящим название "Образцы работ экспедиции заготовления ценных бланков Всевеликого войска Донского". г. Новочеркасск, 1919 г.". Он хранится в частной коллекции.
"Битые карты" - 1932 год
Своим идеологическим оппонентам большевики ответили только спустя 13 лет. В популярном советском журнале "Крокодил" была напечатана статья "Битые карты", язвительно высмеивающая истинных и мнимых врагов Советской власти. Текст сопровождался рисунками полного набора фигур и тузов карточной колоды, где в карикатурном виде были показаны описываемые персонажи.
"Изображенные здесь деятели достаточно известны всем далеко за пределами журнала. Все эти люди в свое время ходили в козырях, но в настоящий момент "иных уж нет, а те - далече", - писал автор журнальной статьи.
Черви, по замыслу художника, олицетворяли белогвардейских военных и политических деятелей. Причем адмирал Колчак был напечатан в виде дамы - верхняя часть рисунка, нижнюю даму изображал барон Врангель. Бубны - это были зарубежные противники СССР: Клемансо, Пуанкаре, Черчилль и т. д. Трефы - деятели творческой интеллигенции и меньшевики, не разделявшиеся взглядов советской власти. А вот пики олицетворяли "родимые памятна капитализма" в социалистическом обществе.
"Пиковый король (сверху) - кулак с обрезом винтовки в руке, король (снизу) - Спекулянт-перекупщик. Дамы - Волокита (сверху) и Бюрократизм (снизу). Родные сестры. Несмотря на тяжелый характер, отлично уживаются под одной крышей", - писал сатирик из журнала "Чудак".
"Народности СССР" - 1929 год
Не все карты, которые предлагало советское государство, пользовались популярностью. Такая участь, например, постигла игральные карты "Народности СССР", где были изображены различные национальности Советского Союза. В 1929 году произошел настоящий скандал, о котором сообщал журнал "Чудак". Автор журнальной статьи "Обновленные валеты" довольно цветисто описал ситуацию.
"Госкартмонополия решила работать "в плане культурного подхода". И вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза. Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - белорус в бараньей шапке. Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик. Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз)", - писал критик.
Не случайно, что эта колода так и не прижилась, и до наших дней дошел лишь один ее экземпляр. Из-за нерентабельности и "неполиткорректности" колоду с производства сняли.
"Антирелигиозные" - 1934 год
В 1930-х годах на Карточной фабрике в Ленинграде была выпущена антиклерикальная пропагандистская колода, что вполне соответствовало духу строительства новой, советской жизни. Карты назывались просто и прямолинейно - "Антирелигиозные". Нарисовал карты Сергей Левашов, художник и один из руководителей Карточной фабрики. К сожалению, об истории создания Левашовым своих карт практически ничего неизвестно, но сам способ организации композиции этих карточных фигур удивителен по своей простоте и оригинальности.
Каждая карта представляет собой "ларец с двойным дном": на переднем плане - духовные лица одной из четырех мировых религий, а на заднем плане - настоящие помыслы и дела этих "лиц". Общей идее антирелигиозной пропаганды соответствуют джокер и карточные рубашки. На джокере Вседержитель показан в виде благообразного и упитанного капиталиста в цилиндре, галстуке и с крылышками, как марионетками руководящим и шаманом, и пастором - довольно заурядный рисунок в стиле карикатур из выходившего в те же годы советского журнала "Безбожник". Карточные рубашки получились гораздо выразительнее. Например, "озорная" рубашка для "внутреннего использования". На ней лихая и совсем не старая Баба Яга в ярко-красном сарафане, помогая себе помелом, улетает в своей ступе в непроходимые сказочные дебри, унося с собой несчастное украденное дитя.
Ксати, карты выпускались также в экспортном варианте на дорогой бумаге и несколько отличались рисунками.
"Антифашистские" - 1941 год
Краткосрочная советско-финская война 1939-1940 годов задала новые темы для художников игральных карт. Сохранился эскиз, выполненный в черно-белой графике и с акварельной раскраской, где в остром карикатурном виде были представлены лидеры фашистских стран, поддерживавших Финляндию. О том, что карты созданы в связи с советско-финским конфликтом, можно судить по надписи на тузе червей "Voitto" - на финском это означает "Победа". Вообще все карточные тузы этой колоды - варианты того, что может сделать русская винтовка с "вражеской кликой".
Рисунки фигурных карт выполнены в карикатурной манере. Короли червовые - маршал Антонеску (Румыния) и адмирал Хорти (Венгрия), один со скрипочкой, другой - с плеточкой. Бубновый король - Гитлер и Муссолини "в одном флаконе", первый - с нибелунговским двуручным мечом в обнимку, а второй -толстяк в нелепой чалме с перьями. Дамы в этой колоде тоже отличаются завидным ассортиментом вариантов и персонажей. Это толстые, но грустные фашистские пассии, застигнутые в момент винно-табачной печали по поводу явных неудач своих "героев".
Из блокадного Ленинграда - 1942 год
Еще в предвоенные годы 7-м специальным отделом ГУППКА была разработана методика ведения информационной войны, в основу которой легло формирование системы идеологической и психологической обработки личного состава вооруженных сил врага. В работе принимали участие известные художники Мандель, Григорьев, Емельянов, Певзнер, но лучшими были признаны эскизы Василия Власова, ему и поручили работу по созданию грозного карточного "оружия".
Эта колода карт, получившая название "Антифашистская", в тяжелых условиях блокады была изготовлена на Карточной фабрике. Истощенный и обессиленный художник в холодной полутемной квартире на Васильевском острове, ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. Дело в том, что акварелью необходимо рисовать только при естественном цвете, иначе искажаются тона. После того как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся в 23 километрах от квартиры художника. На это у ослабевшего Власова сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы и передавать готовые наброски.
В начале 1942 года 17 карточных рисунков были готовы для печати. Короли: Гитлер с арийским черепом, чернорубашечник Муссолини с окровавленным топором на плече, венгерский адмирал Хорти, финский маршал Маннергейм с плеткой в руке. Валеты - шаржи на соратников "бесноватого фюрера" - Геббельс, Гиммлер, Геринг и Риббентроп. Всего было напечатано более 700 листов карт.
Упакованные в водонепроницаемую бумагу карты опустили в ведро с водой и так оставили на несколько часов. Колода выдержала испытание. "Экспортный" товар был готов к "заброске" - силами партизанских отрядов карты разбрасывали во вражеских частях. Второй тираж этой "убойной" колоды увидел свет лишь в начале 1943 года, что и неудивительно для тех условий, в которых "Антифашистские" карты появились на свет.
"Антифашистские" - 1943 год
Известна еще одна колода игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем, который в 1942 -1943 годах служил в редакции агитационной газеты Soldatenfreund ("Друг солдата"). Особенностью работы Харткевича стали надписи "окопного жаргона" немецких военнопленных. К примеру, на шестерке поместили (в переводе на русский язык) "6 лет Гитлер сеял - вы собираете урожай", на семерке - "7 дней на Востоке - неделя ада на утраченных позициях". Особенно интересным получился джокер - простой немецкий солдат, осененный мыслью: "Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!"
Эти карты, задуманные еще и как пропуск на линии фронта при сдаче в плен, во время войны так и не были отпечатаны. Сам Харткевич охарактеризовал эту ситуацию так: "Началось стремительное наступление Красной Армии, и, возможно, какие-то детали устаревали. Да и потом, агитация и пропаганда - дело тонкое, может быть, эта идея не была одобрена кем-то на самом верху", - писал в своей книге "Интервью с художником Харткевичем" Алесь Карлюкевич.
Правда, оригиналы карт сохранились. Они долго лежали в одном из музеев и были недавно напечатаны в Белоруссии.
Кстати
После окончания Великой Отечественной войны советское правительство отказалось от производства оригинальных карточных колод. Причина тому - большие расходы и слабые типографские мощности. До начала перестройки советские граждане играли колодой под названием "Атласные". Рисунки этих карт были созданы еще в 1862 году академиком живописи Адольфом Шарлеманем. С упадком идеологии марксизма-ленинизма, в конце 80-х годов прошлого века, стали производиться другие известные, но идеологически неправильные, игральные карты. Например, колода "Русский стиль", которой многие россияне играют до сих пор, была создана в 1911 году по мотивам национальных костюмов XVII века, показанных во время "Исторического бала" в Кремле. Прообразом червового короля послужил сам российский император Николай II, а дамы - императрица Мария Федоровна. К сожалению, карточная фабрика "Комбинат цветной печати" в Санкт-Петербурге, не выдержав испытания временем и конкуренции с дешевыми иностранными картами, в 2004 году прекратила свое почти двухвековое существование. Впрочем, традиции русских карточных художников и графиков в современной России продолжают небольшие полиграфические предприятия в разных регионах страны.
Игральная карта из колоды "Атласные"
Карты игральные известны с давних времен. А популярны они были всегда, во все времена, даже сейчас. В советские времена в карты умели играть, наверное, все. И стар и млад. Игра в карты была просто народной.
Игральная карта из колоды "Лубочные". Художник В.М.Свешников.
Знакомство с картами начиналось с изучения названий карт. Король - старый дядька, Дама - женщина, Валет - молодой дядька, Туз, шестерка, семерка, восьмерка, девятка, десятка. Буби - ромбик, красное сердечко - вини или черви, черное сердечко - пики, крест - крести. Так постепенно узнавали названия карт и их масти, главное не перепутать. Так, впрочем, учили и цифры. Помните первые детские игры в карты? «Зассыха», «Кулак», «Пьяница» и другие. С восторгом вспоминаются карточные фокусы и просто обманы с картами.
Игральная карта из колоды "Майя". Художник В.М.Свешников.
Если вспомнить, то в карты играли везде. Играли в основном в знаменитые повсеместно карточные игры: «Дурак», «Преферанс», «Подкидной и переводной дурак», «Покер», «Очко» и другие. Для игры в карты необходима была компания. Три человека, колода игральных карт и уже есть чем заняться.
Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Русский стиль"
А помните, карты брали с собой в любое место: в дорогу, в поход, на турбазу, просто на отдых и пляж, в больницу. За игрой в карты быстрее проходило время. Во дворах мужики забивали не только «козла» в домино, но и играли в карты. В карты играли целыми семьями, проводили так вечерний досуг. Помню бабушку с дедушкой, которые проводили свободное время за игрой в карты. К ним приходили играть и соседи, которым было скучно в одиночестве. Когда приезжали родственники, с ними нужно было непременно сыграть в карты и навесить погоны. Даже на днях рождениях иногда играли в карты на поедание оставшихся блюд со стола.
Игральная карта из колоды "Палех" . Художник П. Баженов
Были и злостные картежники, которые без игры в карты и жить не могли. Для кого-то карты были средством заработка и профессиональной деятельностью. Кто-то играл в них ради развлечения в свободное время.
Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Славянские"
А мы, будучи детьми, умудрялись тоже везде ходить с колодой карт. Носили их в школу, играли в карты на переменах или после уроков, просто от нечего делать. В летних лагерях основным развлечением тоже были карты. Разумеется, детям приходилось скрываться от взрослых. Играли мы, конечно просто так, ради самой игры. Иногда, бывало, играли на желания, и даже на деньги. Сколько колод карт было отобрано взрослыми и не сосчитать.
Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Рококо"
В карты не только можно было играть. Девочки, девушки и женщины на картах еще и гадали. Это целая наука – гадание на картах. Каждой карте обычно приписано свое значение, а суть гадания складывалось исходя из того, как выпадут карты. Способов гадания на картах была масса. Гадали на судьбу, на желание, на суженого, на дорогу. Каждая девушка знала какой-то способ гадания и гадала и себе и другим. Для гадания на картах есть свои правила, свои обычаи. Были и гадалки к которым ходили, чтобы погадать на картах. Что-то сбывалось, что-то не сбывалось. Но часто гадать было нельзя, говорили, что якобы всю жизнь прогадаешь. А престарелые дамы, которые не играли в карты и не гадали на них, в свободное время раскладывали из карт пасьянс. Видов пасьянса тоже есть великое множество. Главное в пасьянсе, что вся колода карт должна разложиться по каким-то определенным условиям.
Игральная карта из колоды "На мотивы оперных сжетов". Художник В.М.Свешников.
И никуда мы от карт не денемся. Они шагают с нами в ногу. Только сейчас они немного усовершенствовались и модифицировались. Игральные карты сейчас ушли в казино, в игровые автоматы, в компьютерные и телефонные игры. В компьютерных играх карточные игры и пасьянсы занимают не последнее место. Даже гадают сейчас не простыми картами, а специальными гадальными картами, или картами «таро». Ну, а в массах, люди все равно играют в карты, в обычного «дурака».
Для сравнения изменения атласных карт разных периодов в СССР и России на примере червонного валета.
Слева направо: 1911 год, 1930 год, 1959 год, 1989 год, 1996 год.
Итак, основные изменения.
После революции/переворота 1917 года на картах исчезли символы империи – двуглавые орлы.
Примерно после 30-х до 80-х на старших картах отсутствует рамка и сложная тонировка на лицах.
80-е пик качества отечественного картпрома. Возвращаются рамки на старших картах и сложная тонировка на лицах.
С 95 года изменены индексы – они увеличиваются, так же появляется другой логотип на тузе бубён. Джокер становится цветным.
В первой половине 20-го века так же изменяется силуэт на значках мастей, особенно это заметно на пиках и червах.
Мне кажется, в 1995 году индексы увеличили не совсем удачно, шрифт не в духе атласных карт получился. Единственный раз издание с удачным шрифтом было у колоды отечественного неизвестного издателя в 2003 году
По мнению некоторых коллекционеров, например, Александра Сухорукова, джокер появился в атласной колоде после первой мировой войны.
Вот для примера, несколько джокеров разных периодов справа налево сверху вниз: джокер из колод 50-х годов, джокер из колод 80-х годов, джокер из экспортной колоды, два джокера в цвете из колоды 1995 года.
В 2004 году атласные карты перестали производить в России в связи с закрытием фабрики.
Карты китайского картпрома делаются из мягкого ламинированного картона и продаются в ларьках за 20 рублей.
Другие посты про атласные карты.
Окунемся немного в историю российских игральных карт. А поможет нам в этом, как ни странно один интернет-магазин, который продает в числе прочего репринты старинных карт. Это абсолютно новые карты, но выпущенные по эскизам когда-то выпускавшихся. Ссылка на сайт в конце поста.
Первые игральные карты в России появились во времена правления Федора Иоанновича. Но до Петра I все карты были исключительно привозными. И вообще считались большим грехом. При царе реформаторе отношение к карточным играм (как и к алкоголю, табакокурению, кофе и т.д.) меняется. Даже начинается их производство в Москве. Но больших масштабов оно достигло гораздо позже, при Александре I, который монополизировал производство игральных карт. Это приносило немалый доход, который направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.
РУССКИЙ ТАРОК
С последней четверти XVIII века в России среди карточных игр впервые упоминается тарок. Для игры в тарок используется весьма специфическая колода из 78 листов, включающая 22 особые номерованные карты, именуемые Старшими Арканами. Колода для тарока стала одной из первых, изготовлявшихся в карточных цехах Александровской мануфактуры. О необходимости выпускать тарокковые карты было особо упомянуто в специальном положении 1819 года при заведении Карточной фабрики. Тарокковая колода в 30-е - 40-е годы XIX века была самой дорогой в сортаменте Карточной фабрики и стоила 70 копеек (8 рублей 40 копеек за дюжину колод). Производство русских тарокковых карт продолжалось по крайней мере до 1855 года, когда они в последний раз упоминаются в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1798 ГОДА
Производились на русских откупных карточных мануфактурах.
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1815 ГОДА
ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО
Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны - вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ
Географические карты придуманы и составлены К. М. Грибановым в 1830 году. Это - первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге. Колода Константина Грибанова состоит из 60 карт, хотя стандартная полная колода имеет 52 карты. Это объясняется тем, что автор преследовал цель создать тематическую географическую колоду с изображением всех административно-территориальных единиц Российской империи. В 1830 году таких единиц было 60. На лицевой стороне каждой карты, разбитой на четыре части, показана карта игральная, губернский герб, местный костюм и список городов губернии. Еще одной особенностью этих карт является ее «рубашка» (обратная сторона) — на каждой карте она своя и представляет из себя географическую карту административной единицы с указанием расстояния до Санкт-Петербурга и Москвы
РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1850 ГОДА
Очень редкая русская колода, выпускавшаяся на Императорской Карточной фабрике.
ЭСКИЗЫ А.Е.БЕЙДЕМАНА
В начале 1860-х годов академик исторической живописи Бейдеман был привлечён к созданию проектов новых игральных карт. Талантливый рисовальщик и иллюстратор, Бейдеман в рисунках этой колоды показал классические литературные типы. Колода никогда не издавалась.
Бейдеман также был мастером юмористических композиций, что заметно и в рисунках этой колоды. По рисункам был сделан пробный оттиск, но колода никогда не издавалась.
ОХОТНИЧЬИ КАРТЫ
Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.
ДОРОЖНЫЕ
Колода, выпускавшаяся на Императорской карточной фабрике в 1860-х годах. Художник А.И.Шарлемань.
НОВЫЕ ФИГУРЫ
Одна из колод карт, подготовленная в 1862 году академиком А.И.Шарлеманем по заказу Карточной фабрики.
ГЛАЗЕТНЫЕ
Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1870 году.
2 СОРТ
Колода, также выпущенная в 1870 году.
1 СОРТ
Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1875 году. Качество прорисовки действительно выше, чем у 2 сорта.
ПОЛЬСКИЕ
Колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Эти карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» - по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.
ВЫСШИЙ СОРТ
Колода, выпущенная на Императорской Карточной фабрике в 1897 году. Художник Каразин.
М.О.МИКЕШИН. ЭСКИЗ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ
Проект игральных карт для Императорской Карточной фабрики известного русского скульптора и художника М.О. Микешина срздан в 1890 году. Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря.
РУССКИЙ СТИЛЬ
Колода "Русский стиль" относится к числу самых удачных карточных проектов в России. Неоднократные попытки создать колоды в русском национальном духе до этого были неудачны. В основу рисунков этой колоды были взяты костюмы участников знаменитого "Исторического" бала, прошедшего в Кремле в январе 1903 года. Присутствующие были одеты в русские костюмы 17 века, а император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича.
НОВЫЙ СТИЛЬ
Впервые колода с этими рисунками была выпущена в 1911 году по названием "Новый стиль". При переиздании в 1935 году в прейскурантах Государственной карточной монополии это название сохранилось. В послевоенное время с 1964 года колода выпускалась под названием "Преферансные" и состояла из 32 листов.
ФАНСИ
Колода была выпущена в 1910 году. Рисунки были созданы художником известной немецкой карточной фабрики Дондорф и были весьма похожи на рисунки колоды "Mittelalter".
РОКОКО
Оригинал колоды выпущен в 1911 году. В 1930-х годах был разработан и выпускался экспортный вариант колоды - с латинскими индексами, посеребрённым срезом. В послевоенный период рисунок карт долгое время использовался для пасьянсных колод уменьшенного размера.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
Колода игральных карт, впервые изданной Императорской карточной фабрикой в 1911 году под названием "Исторические". Повторно колода начала выпускаться в 1930 году, в том числе и в экспортном варианте - с латинскими индексами. Фигурные карты показывают представителей древних цивилизаций - египетской, ассирийской, греческой и норманнской.
СЛАВЯНСКИЕ
Экспортная колода создана по эскизам 1911 года. Но выпущена была только в 1928 году Ленинградским комбинатом цветной печати. У колоды латинское написание индексов.
СОЮЗНЫЕ АРМИИ
Колода 1917 года. Изображения посвящены государствам участникам Антанты.
Upd. Хотя данная колода выпущена не в нашей стране, я решил ее оставить. Поскольку она имеет непосредственное отношение к истории России.
Самые узнаваемые и популярные в России и СССР были "атласные" карты.
Поэтому мне захотелось именно о них сделать первый пост в этом сообществе.
Они были созданы в 1860 году академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем.
Ещё дизайн этих карт называется русским шаблоном (pattern).
У каждой страны или региона есть свой шаблон
http://www.altacarta.com/russkij/overview.html
Сейчас самые исторически достоверные, те самые "атласные" печатает фабрика Piatnik (Австрия) под названием Great Russia.
От карт советского периода они отличаются тем, что на бубновом тузе и червовом вальте находится двуглавый орёл.
Из статьи Евгения Николаевича Григоренко про атласные карты.
Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то "нерусскими". Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами в России. Кажется, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Но это не так - у этих карт есть автор, и появились они в России в середине 19 века.
Непосредственное производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.
После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А.Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.
За решение этого вопроса взялись достаточно серьезно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.
Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски - черную, желтую, синюю и красную. Однако не только "технологичность" сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.
А.И.Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, "старые" рисунки имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.
Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие "атласные" в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.
Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт "Экстра" уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя.
Карты второго сорта, конец 19-го века. Эти карты с упрощённым дизайном стоили дешевле и пользовались спросом у низших сословий.
Карты первого сорта, конец 19-го века.
У атласных сорта "экстра" кроме клечатой рубашки была ещё такая.
А вот тузы послереволюционного периода.
1925 год.
И ещё джокер, напоследок:)
Продолжение следует...