Зима в подготовительной группе фгос. Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: Зима. в подготовительной группе
Валентина Панкратова
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Зимушка-зима»
Цель : Систематизировать знания детей о зиме .
Задачи :
Формировать обобщённые представления о зиме, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, о взаимосвязи явлений природы.
Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.
Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
Развивать умение отражать свои впечатления в разных видах деятельности.
Развивать способность строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы
Приобщать к русской национальной культуре
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Итоговое мероприятие : Вернисаж «Зимняя сказка» (изготовление поделок, рисунков, коллажей) .
ПОНЕДЕЛЬНИК
Коммуникативная игра «Я пришел, здравствуйте!» Ц : формировать доброжелательные отношения, развивать связную речь, способствовать сплочению детского коллектива.
Просмотр презентации «Художники рисуют природу» Ц : показать детям красоту русской зимы, познакомить с творчеством И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Иванова, А. Мещерского и др.) замотивировать на деятельность.
Индивидуальная работа
С Максимом Б., Женей «Лепим из пластилина снежинку из жгутиков» (развитие мелкой моторики) .
ЗДРАВСТВУЙ, МИР! «Зимушка-зима » Ц.: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать учить самостоятельно находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни.
РИСОВАНИЕ «Снежинки-балеринки» Ц : Продолжать учить детей рисовать узорчатые снежинки, самостоятельно подбирать для своего рисунка материалы и инструменты. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать умение восхищаться красотой природы.
ФИЗКУЛЬТУРА (по плану физ . инструктора.
«Уроки добра» Ц : учить детей анализировать собственное поведение и поступки других.
Разгадывание загадок о зимних явлениях природы. Ц : учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, развивать память, мышление.
Дидактическая игра «Снежинки» Ц : знакомить детей с разнообразием форм снежинок и их условным обозначением.
Индивидуальная работа
С Ромой И. - выложить узор из крышечек по схеме (развитие образного мышления) .
Рассматривание ТА «Виды снежинок» , Лепка снежинок из соленого теста.
Изготовление папки передвижки «Подвижные игры зимой» .
Минутка безопасности «Как оказать первую помощь зимой»
Тренинг «Свеча» Ц : Расслабление, эмоционально положительный настрой, рассказ о своих чувствах, эмоциях.
Дидактическая игра «Целый год» Ц : закрепить последовательность времен года, месяцев, дней недели , частей суток.
Индивидуальная работа
С Димой Б. - Д/и «Далеко и близко, высоко и низко (развивать пространственную ориентацию) .
МАТЕМАТИКА «Цифра 9. Число 9» Ц : Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам. Закрепить счет в пределах 9.
АППЛИКАЦИЯ Вырезание снежинок для театрализованной игры. Ц : Вызвать интерес к созданию снежинок для дальнейшего использования в игровой деятельности. Учить вырезать снежинки четко по выделенному контуру. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать умение работать дружно.
МУЗЫКАЛЬНАЯ. Д-ТЬ (по плану музыкального руководителя.)
Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев» Ц : донести до детей неразрывную взаимосвязь времен года.
Д/и «Что было бы, если.» Ц : решение нестандартных ситуаций, ОБЖ по развитие речи, мышление, воображение)
П/И «Два мороза» Ц : продолжать учить бегать в колонне, не мешая друг другу.
Индивидуальная работа
С Миланой Н., Женей М. – работа в рабочей тетради, доделать то, что не успели в ННОД.
Самостоятельная деятельность детей
Изготовление елочек, снежинок способом оригами, Игра-театрализация – 12 месяцев.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Привлечение родителей к пополнению РППС (атрибуты к режиссерским и сюжетно-ролевым играм) .
Беседа «Как звери в лесу зимуют » Ц : закрепить представления о разных способах приспособления животных к зимним условиям, воспитывать любовь к природе.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зиме. Ц : учить детей понимать смысл пословиц, уметь привести пример из жизни.
Индивидуальная работа
Аленой К., Миленой Г. (рассказывание чистоговорок со звуками «Б» и «П» ).
ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ «Звуки Б-П, Бь-Пь» Ц : совершенствовать умения дифференцировать согласные, осуществлять звуковой анализ слов, умение преобразовывать слова путем добавления и замены звуков и слогов. Развивать мышление, память, внимание. Воспитывать умение внимательно слушать.
ЛЕПКА коллективная «Волшебница Зима» Ц : совершенствовать технику рельефной лепки при создании зимней композиции, развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа зимнего дерева. Воспитывать умение работать сообща, договариваться о работе.
ФИЗКУЛЬТУРА НА ВОЗДУХЕ (по плану физ . инструктора) .
ВАЛЕОЛОГИЯ «Осторожно! Зимние травмы» Ц : предупреждение детского травматизма.
Опыты с водой, крахмалом и мукой Ц : воспитывать аккуратность, умение пользоваться приборами и соблюдать правила безопасности.
Дидактическая игра «Минутка безопасности – мой безопасный путь домой» Ц : закрепить знания детей о ПДД, развивать внимание, умение вести себя на улице уверенно.
Индивидуальная работа
С Кирой, Ариной – учить прыгать через скакалку.
Самостоятельная деятельность детей
Дидактическая игра «Звучащая коробочка» (определение и сравнение на слух разных круп)
Разучивание стихотворения К Бальмонта «Снежинки» по мнемотаблицам.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации родителей по интересующим их вопросам.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Ц : закрепление знаний о последовательности и смене времен года, их отличительных признаках, сезонных изменениях.
Коммуникативная игра «Это я, узнай меня!» Ц : снятие эмоционального напряжения, создание в группе эмоционально- положительного климата.
Малоподвижная игра «Обувной салат» Ц : умение на ощупь определять свою обувь.
Индивидуальная работа
С Аленой Б., Настей С. - учить отбивать мяч от пола
МАТЕМАТИКА ««Цифра 9. Число 9» Ц : Закрепить счет в пределах 9, знания о составе числа, взаимосвязи целого и частей.
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Зимняя сказка» (плоскостное конструирование из счетных палочек) Ц : развивать мелкую моторику, воображение, умение выразить в рисунке задуманное, ориентировку на плоскости, чувство симметрии, развивать звуковую сторону речи и память.
ФИЗКУЛЬТ. Д-ТЬ (по плану физ . инструктора) .
С/р игра «Библиотека» Ц : продолжать учить брать на себя роли, следовать сюжету, играть дружно, использовать предметы-заместители.
Беседа «Почему мне нравится зима» Ц : Развитие монологической речи, умения строить красивый рассказ.
Индивидуальная работа
С Данилом К., Ромой Д/и «Веселая математика » (закрепить умение сравнивать числа в пределах 9) .
Самостоятельная деятельность детей
Экспериментальная деятельность в центре Ц : продолжать знакомиться со свойствами воды.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Дидактическая игра «Угадай, на что похожи узоры на окнах» Ц :,закрепление умений составлять рассказ с использованием прилагательных описательного характера, находить сходства и различия, развивать внимание, воображение, речь.
Подвижная игра «Иголочка, ниточка, узелок» Ц : учить бегать и ходить, меняя направление в колонне по одному, играть дружно.
Индивидуальная работа
С Пашей Б. Д/и «Найди отличия» . Ц развивать внимание, память, мышление.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Ц : Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств, обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
РИСОВАНИЕ «Сказки на стекле рисует нам мороз» Ц : учить детей рисовать декоративные растительные элементы, применяемые в кружевоплетении (волнистые линии, завитки, снежинки) . Побуждать придумывать узоры самостоятельно. Воспитывать эстетическое отношение к красоте природы.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по плану музыкального руководителя.) .
Вернисаж «Зимняя сказка» Ц : Учить детей презентовать,представлять свою работу, повышение самооценки детей, сплочение детского коллектива.
Индивидуальная работа
Костя, Илья, Арина - экспериментирование с пластилином» (закрепить приемы лепки) .
Самостоятельная деятельность детей
«Веселые пальчики» - работа в прописях (закрепить навыки штриховки, обведение по контуру) .
Взаимодействие с семьями воспитанников
Оформление информации «Зимние травмы» .
ПРОГУЛКА
Погулка «Как стали одеваться люди»
Ц : продолжать формировать представления о сезонной одежде, уточнять названия частей одежды, название материала, из которого она сшита.
Художественное слово
Выучить русскую народную потешку :
Наша Маша маленька.
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Труд : помочь друг другу очистить одежду от снега.
Ц : Формировать заботливое отношение к сверстникам.
П/и «Мороз-красный нос» . Ц : развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
«Бабка ежка» Ц : Упражнять детей в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть дружно.
Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе.
Тема занятия: Зимушка-зима
Цель: Обобщить и расширить знания детей о зиме
Задачи: учить свободно общаться, умение давать развернутые ответы в виде простых и сложных предложений
2. расширить и обогатить знания детей о зиме, расширить словарный запас
3. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
Оборудование: игрушка- щенок, ёлочки, карточки – зима, мнемотаблицы, аудиозапись, муляжи (фрукты и овощи)
Ход занятия.
1. Приветствие. Ребятки, встанем дружно встанем в круг: встали все ребята в круг, ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Посмотрите друг на друга и подарите улыбки.
2. Введение. Ребята, когда я сегодня шла на работу и подходила уже к садику, на дорожке увидела щенка. Оказалось, что его зовут Тобик и он заблудился. Он первый раз вышел на улицу и всему очень удивляется. Щенок спросил меня «А почему на улице так холодно?». Ребята, как вы думаете, что я сказала Тобику? Да, я ответила, что на улице зима. Он удивился: «А что такое зима?». Тогда я ему предложила пойти со мной в гости к вам. Ребята, вы поможете Тобику разобраться, что такое зима?
1.Какая зима? 2. Перечислите зимние месяцы. 3. За что вы любите зиму?
Работа с карточками 4. Что надо делать чтобы не замёрзнуть зимой?
Поиграем ребята в лото о зиме? да!
2. Стих о зиме. Тобику Варя расскажет стихотворение о зиме, давайте послушаем её.
3. Пословицы о зиме. — Может вы ещё о зиме и пословицы знаете?
Много снега — много хлеба
Снег холодный, а от стужи укрывает
Солнце блестит, а мороз трещит
![](https://i1.wp.com/img.portal2011.com/wp-content/uploads/2017/12/Konspekt-zimnego-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-6-7-let-Zimushka-zima-.jpg)
4. Прогулка в зимний лес. Ребятки, я предлагаю вам совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес, чтобы Тобик лучше понял, что такое зима, его мы тоже возьмём с собой. А как же мы попадём в лес? (Ответы детей) Я предлагаю поехать на машине, но чтобы машина завелась, мы должны выполнить задание «Назови ласково»
5. Игра « Назови ласково» Зима- , снег-, ветер- , сосулька-, лёд-, горка-, санки-, снежинка-, мороз- морозец. (Молодцы) По пути сосчитайте, сколько ёлочек в лесу?
(«Бибика» припев)
Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько ёлочек в нашем лесу, что можно сказать про них?
Давайте подойдём к первой ёлочке, посмотрим, что там?
6.Эксперимент со снегом. Да это снег. Возьмите снег на руки, он какой, расскажите про снег (холодный, непрозрачный, белый, тает, превращается в воду. Почему тает? (ладошка тёплая) Что можно слепить из снега?
Вывод: Кому нужен снег и почему?
7. Мнемотаблицы.Пойдёмте, ребята, дальше, тут какие-то схемы, попробуем по этим схемам Тобику рассказать о зиме. (составление рассказа о зиме по мнемотаблице)
Ребятки, вот и подходит к концу наша прогулка. Вам понравилась наша прогулка?
8. Угощение для лесных жителей. Ребята, скоро Новый год, давайте лесным жителям мы устроим праздник, оставим под ёлочку разные угощенья, пусть они тоже радуются, каждый выбирает фрукт или овощ и рассказать, почему вы выбрали именно это угощение.
Молодцы, сколько разных угощений мы оставили в лесу нашим лесным друзьям, они будут очень рады, ведь зимой им тяжело находить корм.
9. Рефлексия.
А теперь, ребята, с лесом нам пора расстаться
В детский сад всем возвращаться
Все мы едем в детский сад. (Под музыку «Бибика» возвращаются в свою группу)
Ребята, вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Как вы думаете, понял ли Тобик, что такое зима?
-Да, Тобику, очень понравилось у вас, он стал весёлым, и теперь о зиме он расскажет и своим друзьям.
Номинация:
конспект занятия на тему зима в подготовительной группе (6-7 лет).
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «СЕМИЦВЕТИК»
Месторасположение: Удмуртская республика п. Кез
Конспект занятия в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».
Коррекционно-образовательные задач и: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширить словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развивать языковое чутья путём образования родственных слов. Обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года. Обучать объяснять смысл пословиц. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать чувство ритма.
Воспитательные задачи:
воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование:
Доска магнитная
Магниты
Ноутбук
Мяч
Сюжетные картинки «Зима»
Схема описательного рассказа Ткаченко
Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ»
Конверты с заданиями
Волшебная коробка
Звуковые символы и картинки для звукового анализа
Словарная работа:
номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
адъективная лексика - снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы.
предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила
Методические приемы.
1. Сюрпризный момент
2. Презентация «Зима»
3. Игра «Что наделала зима?».
4. Игра «Назови как можно больше красивых слов?» с мячом.
5. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
6. Музыкальная пауза «Танец снеговиков».
7. Игровое упражнение «Исправь письмо».
8. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
9. Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
10. Звуковой анализ слов: лето, зима, осень, белка, лось, волк».
11. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
12. Заключительная часть: сюрпризный момент, рефлексия.
I. Вводная часть.
Организационный моментЛогопед:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Логопед: Назовите месяцы зимы.
Дети: декабрь, январь. Февраль.
Логопед: Правильно, молодцы
II. Основная часть.
Зима нам прислала видео - письмо. Хотите его прочитать.
Презентация «Приветствие Зимы»
Зима:
«Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. И мои сестрицы.
Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки заметает.
Вьюга-это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Завьюжила.
Поземка-метель без снегопада, поднимающий снег с поверхности земли.
Пороша-это выпавший ночью и переставший к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. Пороша все запорошила.
Логопед Ребята кто запомнил помощниц Зимы.
Дети: Метель, вьюга…
Зима:
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю по схемам найти интересные задания. На схеме вы видите номер конверта, который вы найдете. За правильно выполненное задание подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!
Логопед
: Вот и чудо-коробка. В ней лежат схемы (дети ищут конверты, ориентируясь по схеме). Разложите конверты по порядку от 1до 7.
Задание 1. Игра «Что наделала зима?»
(образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).
Логопед: Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.
Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Логопед: Вы справились с заданием, вручаю Вам первую снежинку.
Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? низкое, неяркое.
Логопед вручает вторую снежинку.
Задание 3. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Логопед:
Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу(у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
Рассказы детей
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть) .
7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Рассказы детей.
Логопед вручает третью снежинку.
Музыкальная пауза. Танец снеговиков.
Логопед: Что бы Вы хотели подарить Зиме?
Дети: конфеты, игрушки, танец.
Зима: Какой веселый и замечательный танец. Спасибо!
Задание 4. Игровое упражнение «Исправь письмо».
Логопед: «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так наступают холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в речке, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику - Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима - чудесное время года!».
Дети исправляют ошибки.
Логопед вручает четвертую снежинку.
Задание 5. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
Тихо, тихо как во сне падает на землю СНЕГ
С неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИ
Вот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАД
Снежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ
(снег ласково)
Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕ
Словно для холодной королевы они СНЕЖНОЙ
Кто же это? СНЕГОВИК
Рядом снежная фигура-это девочка СНЕГУРКА
На снегу то посмотри с красной грудкой СНЕГИРИ
На хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТ
Набирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОД
Словно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ
Логопед: Какие слова похожи на слово снег? (ответы детей).
Логопед вручает пятую снежинку.
Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
Речевое сопровождение Зрительные упражнения
Снежинка - пушинка кружится, летает.
Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.
Задание 6.
Звуковой анализ слов «Лето. Зима. Весна. Осень. Белка. Лось. Волк» (индивидуальная работа, логопед просит проверить выполненную работу друг у друга).
Логопед вручает шестую снежинку.
Задание 7.
Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Логопед вручает седьмую снежинку.
III. Заключительная часть.
Волшебный сундучок с сюрпризом.
Логопед:
Зима, ребята справились со всеми заданиями.
Зима
: Положите снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».
Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!
Логопед
: Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей.
А мне приятно было слышать как Ваня правильно произносил звук Р, Матвей был очень внимательным, Сережа приходил на помощь друзьям.
Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:
- закрепление знаний детей о временах года (зима);
- продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью,отвечать полными предложениями на вопросы.
- развивать мелкую моторику,сенсомоторику.
- побуждать детей бережно относиться к природе.
- активизировать и пополнять словарь детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
комплексного-обобщающего занятия
«ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Конспект комплексного-обобщающего занятия
Тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Цель:
- продолжать закреплять знания детей о временах года, а именно о зиме;
- продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Побуждать детей к бережному отношению у природе;
- Воспитание сенсорики;
- Развивать память, внимание, мышление;
- Активизировать и пополнять словарный запас;
- Совершенствовать координацию движений.
Материалы и оборудование: картинно-графический план; ковролин(фланелеграф); шнуровка «снежинка», конверты для игры «кто быстрее?»; цветные заготовки для изготовления кормушек (оригами); музыкальное произведение А. Вивальди «времена года»(зима); кукла со сменной одеждой; фигурки животных и птиц, хвойных и лиственных деревьев, небо, солнце, сугробы на липучке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступление
Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила . (зима)
(Дети угадывают загадку)
Воспитатель: сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме и зимних забавах.
А кто из вас назовет сколько зимних месяцев? (Дети отвечают: три зимних месяца)
А вы сможете назвать зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц. Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (дети отвечают: это декабрь)
А второй зимний месяц называется. . . . . (дети хором отвечают: январь)
И третий, самый последний и холодный месяц? (дети называют: февраль)
Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)
2. Работа по картинно-графическому плану .
(вывешивается картинно-графический план на магнитной доске)
На картинно-графическом плане изображены картинки в той последовательности, которая указана на схеме(см. ниже)
(На фланелеграфе прикрепляется панно: ковролин голубого цвета, а на столе раскладываются атрибуты: фигурки животных, небо, солнце, сугробы, деревья хвойные и лиственные на липучке
Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку к голубому полотну. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают).
Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)
Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).
Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).
Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).
Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).
День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.
Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).
Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки), дети катаются на лыжах, санках, коньках.
День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).
Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).
Сугробы (снежные, глубокие, высокие).
Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о зиме? (Дети отвечают: да, знаем )
- В зимний холод всякий молод.
- Что летом родится, зимой пригодится.
- Зима не лето – в шубу одета.
- Зима без снега – лето без хлеба.
- Мороз не велик, а стоять не велит.
- Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
- Много снега – много хлеба.
- Много снега на полях – много хлеба в закромах.
Воспитатель: молодцы ребята. Посмотрите на наш зимний пейзаж, вам он нравится? (Дети отвечают: Да, нравится).
Воспитатель: А чего в картине не хватает? Посмотрите внимательно. (В картине не хватает сугробов, ведь зима и много снега).
Воспитатель: правильно, сугробов не хватает. Ведь столько снега намело. Кто из вас прикрепит сугробы? (ребенок встает и прикрепляет сугробы к полотну)
Воспитатель: Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок. (дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).
3. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)
СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Гладкий гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И. . . . . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами.
Воспитатель: Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручки. Какой этот снежок на ощупь?
(Дети отвечают: снежок мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый)
Воспитатель: Ребята, а что будет если нам на ладошку снежинка упадет? (Дети отвечают: Она растает и превратится в капельку воды).
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему снежинка превратится в капельку воды? (Дети: потому, что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы знаете почему снег хрустит?
(Дети: да, знаем, потому, что снег состоит из снежинок, а снежинки состоят из маленьких кристалликов. Когда мы наступаем на снег, хрусталики ломаются и издают хруст ).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про зиму. А вы рассматривали снежинки? Они такие все разные, ни одна снежинка не похожа друг на друга. Но если снежинка попадает нам на ладошку, она быстро растает.
А вы хотите сделать себе такие снежинки, только которые не растают даже в самый жаркий день? (Дети: да, очень)
Воспитатель : Тогда давайте пройдем к своим местам и я покажу вам как сделать такие снежинки. (Дети проходят на свои места и воспитатель показывает ребятам как изготавливать снежинку. Дети под музыку выполняют шнуровку «снежинка»)
Воспитатель: Какие у вас снежинки получились. Вам нравятся снежинки? (Дети: да, очень нравятся).
Воспитатель: А теперь давайте подойдем к нашему зимнему пейзажу и прикрепим снежинки к картинке. (Дети прикрепляют снежинки к ковролину).
Воспитатель: Дети, вам нравится зима ?(Дети: да, нравится ). А какие зимние забавы вы знаете?(Дети начинают рассказывать о том, какие зимние забавы и развлечения они знают ).
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поиграем в одну зимнюю забаву – слепим снеговика (Дети становятся в круг).
4. Физминутка «СНЕГОВИК»
Давай дружок, смелей дружок Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой
Кати по снегу свой снежок снежный ком.
Он превратился в снежный ком Остановились, «рисуют» двумя руками круг
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.
Его улыбка так светла показывают руками на лице улыбку и улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла, показывают 2 глаза, прикрывают голову ладошкой
Показывают нос, встают прямо и держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка - Медленно приседают.
Увы! И нет снеговика! Пожимают плечами, разводят руками.
Воспитатель: Как жаль, если такой веселый и красивый снеговик растает на солнышке. А вы, ребята, хотите сделать снеговика не из снега, чтобы но никогда не растаял? (Дети отвечают: да, хотим)
Тогда давайте пройдем на свои места и поиграем в игру «Кто быстрее».
(Дети проходят и садятся на свои места)
5. Складывание снеговика. Игра «Кто быстрее?» (развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики)
Воспитатель: Ребята, давайте вместе посчитаем:
Раз, два, три – начало игры!
(Дети под музыку начинают собирать снеговика из частей. Кто первый собрал снеговика, поднимает руку. Воспитатель помогает ребенку, который немного затрудняется и подбадривает остальных.)
Воспитатель: Какие у вас красивые снеговики получились. Посмотрите них. Какого цвета туловище снеговиков? (Туловище у них белое)
А ведерки какого цвета? (Ведерки зеленого цвета).
Посмотрите на его глазки, какого они цвета? (Глазки у снеговика черные)
А на что похожи они? (Глазки похожи на угольки )
Воспитатель : Такие снеговики точно никогда не растают. Вам понравилось собирать снеговиков? (Дети отвечают)
Вам нравится зима? (Дети отвечают: да )
А зимние забавы любите? (Дети: да, любим!)
Тогда давайте встанем в круг и покажем как мы любим зимушку-зиму.
6. Хоровод «Зимушка-зима»
(Дети вместе с воспитателем встают в хоровод, звучит мелодия и дети поют хороводную песню «Зимушка-зима».)
7. Воспитательный момент. Беседа с детьми.
Воспитатель: А теперь послушайте ребята стихотворение А. Яшина
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Столько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло!
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь птичкам зимой? (Дети: мы можем смастерить для птичек кормушки и покормить их).
Воспитатель: А кто знает, как сделать кормушку? (Ребенок говорит: Я знаю как помочь птичкам, можно для них сделать кормушку и начинает рассказывать стихотворение А. Чепурова:
Трудно птицам зимовать
Надо птицам помогать
Распилить я пополам
Досочку еловую
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую
Прилетают птицы в сад
Посидят, поговорят.
Им бояться нечего
Пусть мороз трещит сердито
Их столовая открыта
От утра до вечера.
Воспитатель: Какой молодец. Но мы не будем делать деревянную кормушку. А сделаем кормушку из бумаги. А кормушки будут у всех разные, разноцветные, и нашим птичкам точно понравятся такие кормушки.
Воспитатель: Давайте я вам покажу как изготовить такие кормушки. (Дети садятся на свои места и воспитатель показывает им технологию изготовления кормушки в технике «оригами». Звучит мелодия)
Воспитатель: Поднимите свои кормушки вверх, вам нравятся кормушки? Ну а птичкам они точно понравятся, давайте покормим наших птичек (воспитатель насыпает корм в кормушку и дети вместе с воспитателем уходят кормить птиц)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима
Ибатуллина Любовь СемёновнаДолжность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.
Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:
Глава первая.
Зимние месяцы.Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.
Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой
.
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.
Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.
Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)
Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)
Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)
Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.
Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.
В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.
А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)
В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)