Экология в творчестве советских писателей. Сочинение: Экология в произведениях современных писателей. Виктор Астафьев "Царь-рыба"
В рубрике «Экология и литература» продолжает собирать для вас библиотеку. В этот раз мы обратились к активистам разных экологических организаций и спросили у них, какие книги оказали на них влияние, помогли иначе взглянуть на взаимоотношения природы и человека. Ответы получились удивительно разнообразными: фантастика и социология, технология и экология. Проверьте, может быть, эти издания изменят и ваше отношение к окружающей среде?
Екатерина Способ (Ассоциация «Образование для устойчивого развития»):
И в Европе, и в Америке о синдроме дефицита общения с природой говорят как об очень серьёзной проблеме. Когда я впервые услышала о нём, то подумала, что это не про нас. У нас-то дети и у бабушки в деревне лето проводят, и на природу с родителями выезжают. Однако углубившись в чтение книги Ричарда Лоува «Последний ребёнок в лесу» (Richard Louv, «Last Child in the Woods») по дороге из Ганновера в Минск, я поняла, что не всё так просто. Мы смотрим, но не видим. Мы проходим мимо цветов, запахов, звуков, не пропуская их через себя.
Эта книга, как и последующая за ней «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» Джозефа Корнелла , научили меня останавливаться, позволять детям вести меня за собой к необычной козявке или искрящемуся на солнце замёрзшему листку, находить моменты, чтобы замедлять свою жизнь и показывать малышам, как получать радость через свои ощущения.
Павел Горбунов (ОО «Минское велосипедное общество»):
На меня сильное воздействие оказало творчество братьев Стругацких . Не могу не перечитывать их хотя бы раз в год. Их книги - не совсем про экологические проблемы, но про системные кризисы, которые становятся причинами наших экологических проблем. Рекомендую почитать «Град Обречённый» и «Пикник на обочине» - про цивилизации, пережившие катастрофы.
«Улитка на склоне» - один из их самых сложных романов, в котором поднимается много тем, в том числе возможность «понять» биосферу. «Хищные вещи века» - про общество потребления и общественную бездумность. «Трудно быть Богом», «Обитаемый остров», «Попытка к бегству» - про конфликт одномоментно существующих цивилизаций, промывку мозгов, этичность вмешательства более «развитых цивилизаций». «Гадкие лебеди» и «Жук в муравейнике» - про проблемы, с которыми мы столкнёмся в ближайшем будущем, когда человечество неминуемо разделится на части по некоему критерию (в некотором смысле мы уже с этим столкнулись). Книги Стругацких многослойные и сразу про многое: открываются не сразу, и каждый видит в них то, что готов увидеть в данный момент времени.
Ольга Каскевич (ОО «Багна»):
Это книга Йозефа Вагнера и Нади Шнейдеровой «Царь зверей не лев». Она - часть их трилогии (другие - «Африка: рай и ад для животных» и «Сафари под Килиманджаро»).
Для меня издание ценно тем, что сочетает в себе достоинства энциклопедии и увлекательной приключенческой книги - дневник путешествия автора и интересные факты о животном мире Африки. Оно написано живым языком, красиво иллюстрирована древними рисунками африканцев, многочисленными фотографиями Вагнера и иллюстрациями Мирослава Ципара.
Известный исследователь и путешественник Йозеф Вагнер (чехословацкий учёный, создатель зоосада в городе Двур-Кралове, где самые разнообразные виды животных практически обитали на воле) много лет прожил в Африке, став активным защитником её природных богатств. Он ярко и образно описывает уникальный животный мир континента, размышляет о путях спасения африканской флоры и фауны, рассказывает о самых значительных национальных парках, о быте африканских народов.
«На континенте, где твоя жизнь зависит лишь от собственной смекалки - всё имеет свою пользу: в Северной Африке весьма ценится верблюжий помёт. На дорогах пустыни, где нет деревьев, по утрам собирают маленькие круглые твёрдые и сухие шарики помёта величиной с грецкий орех: они служат топливом».
Йозеф связал свою жизнь с этой страной: 7 экспедиций на этот удивительный континент, 10 лет плодотворной и опасной работы. Думаю, книга стоит того, чтобы хотя бы раз её прочесть. Меня всегда очень вдохновляла цитата, с которой она начинается: «В ближайшее столетие, а может, и десятилетие, люди наверняка не отправятся в путешествие, чтобы взглянуть на чудеса современной техники. Наоборот, из душных, закопченных городов они устремятся к уцелевшим уголкам живой природы, дышащем покоем и тишиной. Страны, сумевшие сохранить такие оазисы природы, будут вызывать всеобщую зависть и благодарность, ведь с природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, - их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь».
В детстве я читала эти слова известного немецкого зоолога, писателя и директора Франкфуртского зоопарка и долго рассматривала африканскую картинку с рыбаками и изобилием рыбы.
Ещё меня вдохновляет «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо .
Это книга о другом состоянии души. Её автор - американский натуралист, философ и писатель, живший в XIX веке, который уходит в близлежащий лес к пруду Уолден, сам строит себе дом, возделывает бобовое поле, выращивает горох, картофель, кукурузу, добывает рыбу, печёт хлеб, обедает ежевикой, словом, ведёт там независимое от остальной цивилизации хозяйство, живёт просто и с самым необходимым. В произведении подробно описаны все нюансы для ухода от цивилизации. Его жизнь у пруда наедине с природой продолжалась чуть более двух лет… Книга очень атмосферна, настраивает на определённый лад. Я порекомендовала бы её прочесть ближе к весне, когда по завершению чтения можно уехать на хутор, в лес на пару недель и закрыться от внешнего мира, позволить себе стать частью природы и просто течь в пространстве. Это рождает в тебе аутентичность, помогает увидеть как нас формирует наш ландшафт.
Последняя книга для третьего настроения. Это Себастьян Сальгадо . Он известен по всему миру как фотограф, недавно выпустил автобиографическое интервью и документальный фильм, который называется «Соль земли» . Я с жадностью читала его интервью, не хотелось, чтобы оно заканчивалось. Забрела как-то в один из книжных магазинов Берлина и наткнулась на сборник его рассказов «From my Land to the Planet» .
Сальгадо не просто фотограф, он - общественный деятель, который боролся за сохранение биосферы Земли и много на эту тему выступал. Он мне интересен тем, что он начинал с любви к человеку как существу, а затем переключился на природу, частью которой человек и является. Мне нравится эта непрерывная связь. А чего стоят названия его проектов - «Генезис», «Исход», «Homo Sapience».
«Генезис» помог мне осознать, что по мере нашего отрыва от природы в связи с урбанизацией мы стали очень сложными животными; по мере того, как мы становились чужими планете, мы стали странными существами».
Себастьян один из моих любимых фотографов. Он глубокий, планетарного масштаба.
Мне нравятся авторы, которые рассказывают о вещах и мире, который они пережили на себе. Люди-практики. Когда каждое их слово точно выверено, передаёт суть, настоящее. У таких авторов нет в текстах лишних слов, которые писались бы ради украшения текста.
Дмитрий Герилович (Общественная кампания «Городской Лесничий»):
Есть книга, которая сперва показалась мне чем-то очень нестандартным, как будто даже социологической шуткой. Это «Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс (Jane Jacobs «The Death and Life of Great American Cities») . Она написана не в академическом стиле, но затрагивает важные для общества вопросы: кто же живёт в городе? Архитектор, который создал город, словно демиург, или это реальные жители, которые реализуют в городе свои каждодневные нужды? Джейн Джекобс - первая, кто заинтересовалась этой темой и начала исследовать, почему американские города выглядят именно так, как они выглядят (строительство вдоль дорог, большое использование автотранспорта). Она исследовала также, как в подобных одинаковых случаях появлялись исключения: как люди в конкретных районах конкретных городов оставались внутри города, а не уезжали из него.
Она ставит много интересных вопросов, которые и меня навели на размышления о современных городах. Эти вопросы универсальны для современного урбаниста и применимы к любому населённому пункту в мире. Кто живёт в твоём городе? Кто живёт с тобой по соседству? Знаешь ли ты этих людей? Удобно ли вам жить в городе? Я задаю эти вопросы о Минске, в котором я живу: почему у нас именно такая транспортная система, именно такой подход к озеленению? Насколько городские территории пригодны для отдыха? Сами жители должны брать на себя ответственность и возвращать себе город. В то же время это обоюдонаправленный процесс: архитекторы и градостроители тоже должны идти навстречу жителям, спрашивать их мнение и предлагать различные варианты решений.
Инна Панчковская (правовая служба Товарищества «Зелёная сеть»):
- «Замыкающийся круг» Барри Коммонера - книга про природу, человека и технологии. Барри Коммонер выводит 4 закона экологии, объясняющие глобальные процессы, в которых главным актором выступает человек. Человек, который разорвал гармоничные связи с природой и за своим стремлением к благосостоянию и власти не замечает того, как мир катится в тартарары! Используя конкретные факты, цифры, цитаты, автор призывает читателя избавиться от иллюзии всеобщего благосостояния и здраво взглянуть на экологические угрозы.
Книгу Барри Коммонера я прочитала ещё в школе. Тогда, в 2009-м, я не знала, насколько все серьёзно, а Коммонер знал ещё в начале 1970-х. На фоне проходивших в то время протестных действий из-за строительства в моём городке химического предприятия книга сделала для меня проблему моего населённого пункта неуникальной. Коммонер часто говорит о социальной несправедливости, о том, как благоприятная окружающая среда становится камнем преткновения для большой группы жителей и маленькой группы власть имущих.
Я советую прочитать эту книгу, чтобы развеять иллюзии об успехах человечества в отделении от природы и принять факт существования кризиса окружающей среды. А также для того, чтобы увязать логику окружающей среды со всеми теми экономическими, социальными и политическими силами, которые управляют и нашей повседневной жизни, и ходом истории в целом.
Описание презентации по отдельным слайдам:
3 слайд
Описание слайда:
Задачи: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к рациональной созидательной деятельности в современном мире; -формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям природы; -развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных литературных сведений и понятий; -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
8 слайд
Описание слайда:
Родился 15марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Окончив университет в 1959 году, Распутин стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска С 1966 года Распутин - профессиональный литератор. С 1967года - член Союза писателей СССР. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман газета». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск). В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения). Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин 15.03.1937- 14.03.2015гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
9 слайд
Описание слайда:
Прощание с Матёрой В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Матерой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. "Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень". Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
10 слайд
Описание слайда:
Прощание с Матёрой Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе. Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как пришельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил. Смешалось необходимое и кощунственное. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
11 слайд
Описание слайда:
Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, "Прощание с Матерой" представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира. Прощание с Матёрой Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
12 слайд
Описание слайда:
Чингиз Айтматов родился в селе Шекер, ныне Талаской области Киргизии. Окончив восемь классов, поступил в Джамбулский зоотехникум. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1956 поступил на высшие литературные курсы в Москве.(окончил в 1958). В июне1957 года была опубликована Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке в журнале «Ала-Тоо». В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кочаловским на «Мосфильме»» Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГЛР В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986). С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 - посол Киргизии в странах Бенилюкса - в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе « Ата-Бейит» в пригороде Бишкека. Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов 12.12.1928- 10.06.2008гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
13 слайд
Описание слайда:
Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из ниханок несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе. В центре повествования - драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным.. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
14 слайд
Описание слайда:
Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири - куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное - восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением - ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев». Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
15 слайд
Описание слайда:
Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его - он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта женщина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
16 слайд
Описание слайда:
Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и животных. Одухотворенными, реалистично живут в романе не только люди, но и растения и животные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун -белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он почти очеловечен. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
18 слайд
Описание слайда:
Первый эпизод - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
19 слайд
Описание слайда:
Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
20 слайд
Описание слайда:
Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
21 слайд
Описание слайда:
В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
22 слайд
Описание слайда:
В ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
23 слайд
Описание слайда:
Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе". «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
24 слайд
Описание слайда:
Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке и следующий в очереди – он сам. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
25 слайд
Описание слайда:
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев 12.12.1928- 29.11.2001гг. Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить».
Современный писатель В.Распутин утверждал: «Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении». К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что «происходит постепенное привыкание к опасности», то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.
В.Распутин в статье «В судьбе природы - наша судьба» размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. «Сегодня не надо гадать, „чей стон раздаётся над великой русской рекой“. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций», - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.
Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении «Плаха». Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.
Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: «Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения...» В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли «выпотрошить земной шар, как тыкву», не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.
Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.
Академик Д.Лихачёв писал: «Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу». Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир… Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.
В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.
Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.
«Чувство природы – одно из основных
звеньев этико-эстетического воспитания,
стоит выпасть этому звену, и нравственный
мир терпит ущерб… Растите, обязательно
растите в человеке чувство природы».
Ф. Гладков
Образы природы наиболее часто встречаются в сти¬хотворениях русских поэтов. Кузбасские поэты не исключение. В большинстве случаев эти мотивы окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила¬ми окружающего мира.
Но все чаще поэты обращают внимание читателя на проблему «человек и природа», в которой первый является разрушителем прекрасного мира природы. Кузбасские поэты в полный голос заявили о всеобщем увлечении планами перестройки сибирской природы на благо человека, увидев теневую сторону процесса.
Одним из поэтов, обратившихся к проблеме разрушения природы человеком, является Евгений Буравлев. В поэме «Земля» поэт гневно клеймит неразумное обращение с природой, протестует против бесконечного “покорения” Земли, против её разбазаривания, против “доведения Земли до ручки”.
Вообще у поэмы "Земля" была трудная судьба: её долго не принимали в печать редакторы, не увидевшие в ней злободневного смысла, актуальной темы. В поэме возник образ обеспложенной и замусоренной Земли, образ-предостережение. В шестидесятые годы, он казался беспочвенным преувеличением. А это было предвидение.
В ней пронзительно прозвучала тема природных сил, заглохших по вине человека, тема земли, ставшей черным, бесплодным полем.
В произведениях Виктора Баянова "смятенный вид родного края" не стал ведущим мотивом, но поэт не остался безразличным к проблеме уничтожения природы человеком. Это же "бомба замедленного действия", которую как-то надо обезвредить, не довести до "критической массы", после чего сожалеть уже будет поздно.
А пока ведь есть только сожаленье, то есть воспоминание о здоровой природе, когда-то данной нам "задаром". Баянов, кажется, перешагнул эту стадию сентиментального сожаления, что-то более веское и суровое слышится в его стихах:
Ты б к роднику сейчас приник?
Он, вспомни, здесь, средь чернотала.
Но трактор траки вмял в родник –
И он заглох, его не стало.
Оказывается, поэт имеет в виду вполне конкретный адресат, источник беды ему ясен. Ведь не сами машины наступают на леса, не сами собой загрязняются реки. Автор говорит о неумных головах, о равнодушных руках, теряющих землю, и теряющих вполне безразлично, если не сказать – невменяемо.
Как это трудно – «быть в ответе за каждую песенку птичью» и творить новую землю! Из книг Игоря Киселева можно составить отдельный сборник, посвященный теме убыли, дефицита природы.
И это реальность современной жизни: природа ждет от нас милосердия, пощады. Об этом стихотворение "Молитва лани". Это именно молитва – обреченная природа взывает к не слышащему ее человеку. Монолог лани – мольба вернуть ей подлинную жизнь, ту, для которой она родилась:
Отпусти мня в лес, в кольцо
Быстрых рек, где трава и птицы!
Посмотри: на твое лицо
Тень от клетки моей ложится!
Подхватывает тему убыли природы Валентин Малахов:
Там, где ели и сосны шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
Но страдают не только поля и леса, животный мир также гибнет. У Игоря Киселева беззащитный и обреченный зверь пытается вразумить человека, намекая на нравственную глухоту "царя природы".
Именно, сыновьего чувства, так не хватает современным людям, привыкшим видеть в природе только сырье, мастерскую или кладовую. Как будто только для нас жила земля, копила и хранила богатство и красоту миллиарды лет, чтобы люди, явившись, дали волю своему необузданному аппетиту.
Наша задача состоит в том, чтобы сохранить чувство меры, не впасть в сплошное отрицание или безудержную хвалу прогрессу механизмов. Если речь о черном снеге, об отравленной реке, о сведенных под корень лесах, - а их можно было хотя бы на треть сохранить, - если о воздухе, которым все труднее дышать, то конечно, здесь уместнее будет раздумье. Здесь надо взывать и к разуму, и к чувству.
Сминая многомиллионную жизнь вокруг, мы духовно калечим самих себя, да еще и обездоливаем судьбы отдаленных потомков, которым жить на этой земле. Лишать землю нажитого ею до нас, ну не разбойное ли это дело?
Но много ли проку в сожаленьях? Что может быть поэзия, зачем бьет она колокол, если не от нее зависит судьба ручьев и рек? Разве спасешь леса песней? Поэт верил в силу слова. Ведь только слову дано проникать в самые глубины, в тайники сознания, и оно, слово, - оружие совести.
Валентин Малахов также создавал стихотворения об убыли природы. Они немногочисленны, но тревога и озабоченность в них выношенные.
Там, где ели и солнце шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшие сосны закат.
Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему…
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.
Поэт не может не верить в человеческий разум, в понимание того, что в наше время природа уже не успевает своими силами залечивать раны, нанесенные ей прогрессом. Природа взывает о помощи, но эта помощь чаще оказывается предательской. Но опять-таки в финале победил прирожденный оптимизм автора. Ведь трудно будет жить человеку, если он потеряет веру в то, что реки вновь станут чистыми, леса – густыми.
И все-таки противоречие цивилизации и природы – вопрос надолго. Здесь важнее всего найти меру, такт, памятуя, что сама природа идет путем совершенствования. Как выразился Василий Федоров, "вы как бы у самой реки спросите, куда б она сама хотела повернуть". Может быть, надо больше всего, чтобы культ машины не затмил, не уничтожил начисто древний культ природы?
Друзья мои! Процесс необратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.
Нет, поэт не оставляет нас в неведении, в гадании о том, что же будет и что от нас требуется. Он выражает свою мысль с предельной, может быть, даже слишком уверенно звучащей прямотой:
Друзья мои! Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим вечно.
В стихотворениях Виктора Коврижных мы видим продолжение темы – развитие цивилизации и итоги:
На отвале, как на БАМе
Мы прокладываем путь.
Солнце жаркими ручьями
Льется на спину и грудь.
Здесь безжизненно и голо:
Камни, пыль да зноя звон,
Да испуганное соло
Заблудившихся ворон…
Впереди бульдозер замер.
Машинист, задрав стекло,
Подзывает нас руками-
Что-то там произошло…
Из камней, из опаленных,
Как по воле волшебства
Робко бьет фонтан зеленый
Молодого деревца.
Он пульсировал сквозь камни
Юный кленик, жизни- грамм.
И резным своим дыханьем
Щекотал ладони нам.
Поэт испытывает причастность, ответственность за то, что своим, казалось бы, созидательным трудом человек наносит вред родной природе:
Льет породу в рощу экскаватор,
Вздыбились отвалы позади.
Все равно я буду виноватым,
Хоть сияет орден на груди.
Подберу к мелодии металла
Молодой черемухи слова.
Вспыхнет свет заводов до Урала,
Но цветы погаснут и трава…
Видно так начертано судьбою
И скажу известною строкой:
Людям свет несу одной рукою,
Высыхают реки от другой.
Не преувеличиваю долю,
Загадала так Природа-мать:
Нянчить свет удобно мне в ладонях
И … топор убийственный держать.
Заброшенных отвалов становится все больше год от года. И матушка-природа пытается возобновить жизнь, уничтоженную человеком: появляются цветы и растут грибы. А вот на действующих отвалах - тоска. Ничего не растёт. Только камни породные. Двигаются они вдаль и вширь, раздавливая всё на своём пути. Полюбоваться природой можно, съездив за границу. Свою-то угробили экскаваторами...
Опять смутил локальный катаклизм -
отвал карьера справа от Белова,
как недостроенный в боях социализм,
возвысился нелепо и сурово.
Я знаю: ваши помыслы чисты.
Но движутся отвалы постоянно,
раздавливая травы и кусты,
согласно предписаниям и планам.
В стихотворениях Виктора Коврижных изображена страшная картина природы, загубленной человеком, во имя собственного благополучия. В каждой строчке – крик души, призывающий остановиться и посмотреть вокруг, что останется после нас?!
Породой выбиты поля,
Согласно планам и науке.
Кричала, корчившись, земля,
Берез заламывая руки!
Во имя свергнутых святынь,
За всех безжалостно забытых,
Бродили синие глаза
Невинных ангелов убитых.