Беседы по электробезопасности в начальной школе. Урок по электробезопасности. Методическое пособие для образовательных учреждений. Классный час на тему «Электробезопасность»
Классный час на тему «Электробезопасность»
Цели и задачи:
раскрыть роль электричества в быту, сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом, познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами; показать, чем опасно поражение электрическим током, как выглядит опасность и почему она возникает; воспитывать бережное отношение к своей жизни.
Оформление
: картинки электроприборов и плакат электробезопасности; шарики, ручки, вырезанные бабочки из бумаги
Ход классного часа
Отгадайте загадку:
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается. (Электричество)
- Ребята посмотрите вокруг, как светло, хорошо. Давайте закроем глаза. Что же произошло? (Стало темно
).
- А как же быть с наступлением вечера, темноты. Ведь, когда темно совершенно ничего не видно? (ответы детей
)
Люди перестали пользоваться и свечками, и газовыми фонарями, и керосиновыми лампами, когда один очень умный человек изобрел электрическую лампочку. Она горела ярко и была удобной и безопасной. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и... загорится свет!
А почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку? Отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам? (Электрический ток).
Сегодня невозможно себе представить жизнь человека без электрической энергии. Электричество – наш верный помощник дома и в школе, на работе и на отдыхе, но оно становится очень опасным для жизни человека, если с ним неправильно обращаться.
Чтобы не попасть в беду каждый из вас должен запомнить и соблюдать несколько очень простых правил, о которых мы с вами сегодня и поговорим.
Для начала давайте посмотрим, что же такое электричество? Откуда оно берется? Самый простой пример источника электрической энергии – батарейка! У всех вас, ребята, наверняка есть много игрушек, которые работают от батареек. Если такая игрушка перестала работать, значит в батарейке, которая у нее внутри, закончился заряд.
Кто знает, что нужно сделать, чтоб игрушка опять начала работать? (ответы детей )
В нашей жизни используется большое количество электрических приборов. Какие электрические приборы вы можете назвать? (ответы детей)
Для того, чтобы работали маленькие игрушки и приборчики (например, фонарик), хватает напряжения от батареек, а для того, чтобы работали большие приборы – холодильник, телевизор или электрообогреватель – нужно гораздо больше электричества. Поэтому в каждой электрической розетке имеется напряжение как в 150 батарейках вместе! Это - очень много!
Электричество передается по проводам. Все вы, дети, видели такие провода на улице, видели, что провода прикреплены к специальным высоким опорам и от них спускаются к каждому дому, чтобы в каждом доме было такое полезное электричество.
Но дело в том, что электричество не только полезно, но и очень опасно!
Для того чтобы правильно и безопасно пользоваться электричеством каждому человеку необходимо знать и соблюдать несколько очень простых правил.
Электричество на улице. Что нужно помнить и выполнять.
Электричество подводится в дома, как правило, по воздушным линиям электропередачи – так называются опоры с прикрепленными к ним проводами. Опоры воздушных линий специально сделаны такими высокими для того, чтобы люди даже случайно не могли к ним прикоснуться или приблизиться.
Однако, из-за сильного ветра или гололеда, а также от других различных повреждений на воздушных линиях провода могут провисать или обрываться. Если притронуться к оборванному или провисшему проводу, то обязательно получишь сильный удар электрическим током! Это очень больно и опасно! Очень часто от прикосновения к проводам люди получают ожоги и даже погибают!
Итак, ребята, запомните 1-е правило:
Нельзя прикасаться к оборванному или свисающему с опоры проводу воздушной линии, залезать на опоры, растущие под проводами деревья или постройки рядом с которыми проходят электрические провода!
Электрическим током может ударить и даже убить человека, который просто подошел к проводу, который лежит на земле, на расстояние меньше 8 метров, то есть на расстояние, равное … (наглядно показать расстояние 8 метров, используя размеры классной комнаты).
Итак, ребята, запомните 2-е правило.
Нельзя подходить к лежащему на земле проводу ближе, чем на 8 метров, а также не подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод!
Теперь, ребята, мы с вами знаем, что линии электропередачи очень опасны для людей, и поэтому провода подвешены на высоких опорах, а с этих опор спускаются к каждому дому. А откуда же приходят провода? Где начинаются воздушные линии?
Все воздушные линии подключены к трансформаторным подстанциям, в которых напряжение во много раз больше, чем розетке! Конечно же, такое напряжение еще более опасно для человека, поэтому нужно уметь отличать трансформаторные подстанции от других зданий.
Трансформаторные подстанции могут выглядеть по-разному. Это может быть небольшой кирпичный домик, может быть железный киоск, похожий на сарайчик, а может быть и железный ящик, стоящий на столбах. Для того чтобы кто-нибудь случайно не перепутал очень опасную трансформаторную подстанцию с каким-то другим домиком, на дверях подстанций рисуют специальные знаки. Например, эти знаки предупреждают всех людей, что дальше идти нельзя! Может убить электрическим током. (Показать знаки )
Конечно же, ни в коем случае нельзя подходить к трансформаторным подстанциям, играть возле них, а тем более входить внутрь или залезать на них!
И это будет наше 3-е правило , ребята:
Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решеткам, устраивать рядом с ними игры!
А что же нужно делать, если вдруг кто-нибудь из вас увидит где-нибудь лежащий на земле провод? Или увидит трансформаторную подстанцию с открытыми дверями? (ответы детей )
В таком случае, ребята, нужно как можно быстрее рассказать обо всем взрослым.
А теперь давайте вспомним все наши правила, которые мы сегодня узнали!
Нельзя прикасаться к оборванному или свисающему с опоры проводу воздушной линии, залезать на опоры или растущие под проводами деревья!
Нельзя подходить к лежащему на земле проводу ближе, чем на 8 метров!
Нельзя заходить в трансформаторные подстанции, прикасаться к их дверям и решеткам, устраивать рядом с ними игры!
Если видишь оборванный или провисший провод, открытые двери трансформаторной подстанции или что другие дети нарушают правила обращения с электричеством – немедленно расскажи взрослым!
А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов
», где мы научимся ловить электричество.
Опыты.
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Я предлагаю повесить их на стену. (Ученики пытаются повесить их на стену, у них не получается
).
Учитель
:
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей
).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся
).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод
:
в волосах тоже живет электричество.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите ручки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно
).
Сейчас мы сделаем эти ручки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им ручку. Медленно поднесите ручку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Ручки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как ручки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод:
электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Техника безопасности (работа с плакатом)
Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом, если не знать правила безопасного пользования электричеством.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать
1. Используй электрические розетки только по назначению.
2. При любой поломке вызови мастера.
3. Не включай электроприборы во влажных помещениях.
4. Не подходи к поврежденным электрическим проводам.
5. Не открывай электрические щиты.
6. Не оставляй включенный утюг без присмотра.
Запомни : (выучить с учащимися )
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Итак, будем использовать электричество только по назначению, т. е правильно им пользоваться.
Итог:
Электричество друг или враг?
- Какие правила по электробезопасности вы запомнили?
Ребята, а как вы думаете, мы сегодня всё узнали об электричестве? (ответы детей )
Конечно же, нет, мы только затронули поверхностно эту тему, а более глубоко вы будете изучать её в старших классах на уроках физики.
Учитель . Ну все не мешайте нам. Иван Царевич, показывайте нам свои загадки
(Иван Царевич показывает кроссворд)
Учитель. Да, большой кроссворд. Давайте подумаем.
Вопрос 1: ключевое слово (самое длинное) – от чьих ударов нужно оберегаться? Вспомните, какое понятие объяснила вам Лампочка?
Дети . От электрического тока.
Учител ь . Правильно, молодцы!
(Баба Яга и Леший недовольны, начинают шуметь. Иван Царевич останавливает их.)
Учител ь. А теперь слово на букву Л. Вспомните, кто был гостем в начале урока.
Дети . Лампочка,
Учител ь . Верно.
Баба Яга (Лешему). Так гляди, деревянный, они все отгадают.
Л еши й (озабоченно) Прямо и не знаю.
Иван Царевич . Я знал, что ребята очень умные, и зря вы смеялись.
Учител ь. Ну что, будем отгадывать дальше? Какими руками нельзя трогать электрические приборы?
Дети . Мокрыми.
Учитель. Правильно, ребята! Видно вы внимательно слушали рассказы охотников. А теперь следует вопрос: каким бывает электрический ток, если выполнять все правила при обращении с ним?
Дет и . Добрым.
Учитель . Молодцы! Вы не устали? Давайте постараемся, осталось всего 3 слова.
Иван Царевич . Ребята, подумайте же еще немного, пожалуйста, а то мне без вас ни за что не отгадать.
Баба Яга и Леший . Да, бросьте вы, ребята, посмотрите какая на улице
погода, идите гулять.
Учитель . Ну что поможем Ивану Царевичу, а потом и погуляем? Дети, а ведь есть такая пословица: “Сделал дело, гуляй смело” (Дети соглашаются)
Учител ь . Ну так вот, слушайте: под чем нельзя стоять во время грозы?
Дети . Под деревом.
Учитель . Очень хорошо, ну а какой бывает электрический ток, если его разозлить?
Дети . Злой.
Баба Яга (Лешему) Бежим, а то придется все рассказать Ивану Царевичу про невесту.
(Иван Царевич удерживает их.)
Учитель . Ну вот и последний вопрос: что любят все дети, но этого нельзя делать во время грозы?
Дети . Купаться!
Тест на знание ключевых правил электробезопасности
Где человек встречается с электричеством?
Какие основные причины поражения человека электрическим током?
Почему опасно пользоваться электроприборами без разрешения взрослых?
Можно ли пользоваться телевизором, чайником, пылесосом, если они неисправны?
Что нужно сделать, если искрят контакты в розетке и пахнет горелым?
Почему нельзя трогать оголенные концы провода?
Как нужно себя вести на улице, чтобы не получить удар электрическим током?
На что нужно обратить тебе внимание, выбирая место для игр? А для рыбалки?
Что необходимо делать, если ты увидел на улице оборванный провод?
Как правильно оказать первую помощь пострадавшему от действия электрического тока?
Что означают предупреждающие знаки?
Занятие по электробезопасности в начальной школе
Цель: учить детей безопасному поведению в быту
Цели урока.
Образовательные : 1. Раскрыть вопрос: что такое электрический ток
2. Сформулировать пути решения проблемы экономии электричества.
Развивающие: 1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умений работать с научной информацией, анализировать, сравнивать, излагать свою точку зрения.
Воспитательные: 1. Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат, чувства ответственности при эксплуатации электроприборов.
Задачи : Познакомить детей с электрическим током, с использованием его в быту;
Учить осторожному обращению с электричеством для предупреждения травматизма;
Познакомить с правилами электробезопасности;
Воспитывать бережное отношение к электричеству;
Оборудование: резиновые шарики, кусочки шерстяной ткани по количеству детей, плакаты со знаками электробезопасности.
Проблема: Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести свой вклад в решение проблемы? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? Какую технику безопасности нужно соблюдать при эксплуатации электроприборов?
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а о чем мы с вами будем говорить попробуйте угадать,прослушав стихотворение.
Мой дед - большой любитель басен.
Вещает мне о том, о сем,
А чтобы смысл всегда был ясен,
Я сам читаю обо всем.
Давным-давно была пора,
Еду варили у костра,
Подъем лишь солнышко взойдёт,
Отбой - как темнота придет.
Но изменились времена,
И жизнь чудес теперь полна.
Компьютер можем мы включить,
И в город дальний позвонить,
Волны движенье уловить,
По новому людей лечить,
Дровами печи не топить,
Камином новым удивить,
И обогреть и накормить,
Что надо -ярко осветить.
Ведь электричество наш друг.
Но надо умным быть, чтоб вдруг.
Не превратилось во врага.
Во вред не сделало шага.
Мораль сей басни такова-
Должна работать голова.
И делать надо всё с умом
Чтоб слёз не проливать потом.
Учитель:
Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Презентация №1 (слайд №1)
(ответы детей ) Правильно, об электрическом токе. А вы знаете, что это такое и откуда берётся электрический ток? (ответы детей ) а сейчас мы с вами проведём опыт.
Опыт с воздушным шариком и тканью. Когда натираешь предметы о ткань они получают энергию, поэтому начинают притягивать предметы более лёгкие, натирая шары о шерстяную ткань, мы с вами увидели что мелкие, мелкие бумажки) предметы притягиваются к шару.
Это происходит, потому что шар получил энергию, иначе говоря, наэлектризовался.
Существует безопасное электричество,как случае с шариками опасное, которое идёт по проводам.
Приведите, пожалуйста, примеры электрических приборов, которые использует человек.
(ответы детей)
Учитель:
Впервые способность натёртых тел притягивать к себе лёгкие предметы обнаружили древнегреческие ткачи. Они обратили внимание на то, что отдельные детали станков, изготовленные из янтаря при трении о шерсть притягивали пушинки, пылинки, соломинки и другие легкие предметы. Это свойство приписывали только янтарю. от названия которого и произошло слово «электричество», которое произошло от греческого слова «электрон» - янтарь.
Стихотворение
Мы сестрёночки - близняшки
Нас частичками зовут.
Мы на помощь к вам приходим,
Когда нам заряд дадут.
По тонким и толстым бежим проводам,
И в нужный момент попадаем мы к вам.
О каких сестренках идет речь?
Как их зовут?
А их зовут мельчайшие заряженные частицы. (слайд№2)
Электричество это поток мельчайших заряженных частиц - электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда этих электронов накапливается много возникает электрическое напряжение.
Как вы думаете, электричество попадает в наш дом?
(ответы детей)
Правильно по проводам. (слайд№3)
Подобно тому, как вода бежит по шлангу, так электричество попадает в наш дом по проводам. А к проводам оно подходит от электростанций, а самые первые электростанции были ветряные(слайд№4)
Как вы думаете, какое значение для нас имеет электрический ток?
(ответы детей)
А скажите есть ли на свете профессия, которая могла бы обойтись без электрического тока?
Кто же изобрёл электричество?
(слайд№5)
Как же появилась первая лампочка?
Сначала в античную эпоху появилась масляная лампа-глиняный или металлический чайничек с маслом, сквозь носик которого пропущен фитиль(слайд№6)
Лампа коптила много столетий, затем в середине 19 века из нефти получили керосин, появилась керосиновая лампа(слайд№7)
Одновременно изобретали и осваивали газ и в наш дом пришли газовые горелки (слайд№8)
А теперь отгадайте загадки (загадки про лампочку)
Она снаружи вроде груши,
Вист без дела днём.
А ночью освещает дом.
Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырёк-
Загорелся огонёк!
С потолка свисает груша.
И не думай грушу скушать,
Светиться как солнце,
Уронишь - разобьётся!
Ведущий:
Лампа сутки погорит
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где же экономия сырья?
Кто же изобрёл лампочку?
(слайд №9 фото Томаса Эдисона)
Ребята, а как вы думаете, можно ли экономить электричество?
(ответы детей)
А как?
(ответы детей)
(слайд №10«Правила экономных и бережливых ребят)
(слайд №11)
(слайд №12)
(слайд №13)
(слайд №14)
(слайд №15)
(слайд №16)
(слайд №17)
(слайд №18)
(слайд №19)
Заходит ТОК
Здравствуйте друзья! Я загадаю вам загадку. а вы отгадаете кто я.
По тропинке я бегу
Без тропинки не могу
Где меня ребята нет-
Не зажжется в доме свет! (ответы детей)
ТОК: Правильно, меня зовут электрический ток. А что вы обо мне знаете(ответы детей)
ТОК: Верно ребята. Сейчас я загадаю загадки, а вы их отгадаете. За каждый правильный ответ я вам дам жетон, тому, кто наберет больше жетонов присвоится звание главного электрика.
*Берегитесь пыль и мусор,
Живо с вами разберусь я!
И не прячьтесь по углам,
Все равно найду вас там!(слайд №20) (пылесос)
*Этот прибор идеальный
Греет воду моментально.
Стоит лишь его включить
Вскоре чай нам можно пить!(слайд №21) (чайник)
*Живет в нем вся вселенная
А вещь -необыкновенная (слайд №22)(телевизор)
*Поверчу волшебный круг
И меня услышит друг! (слайд №23) (телефон)
*Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты
Мясо, рыбу, фрукты (слайд №24) (холодильник)
*к дальним селам-городам
Кто идет по городам?
Светлое Величество-
Это……. (-ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)
ТОК:
Вы молодцы ребята! Давайте посчитаем заработанные жетоны (награждение лентой победителя)
ТОК: а теперь давайте поиграем в игру. я буду называть предмет, а вы если он электрический – сидите, а если не электрический – встаёте(телевизор,тарелка,лампочка,дерево,самолёт,стул.холодильник.вилка. утюг и т.д.)
ТОК: Молодцы ребята! Я уверен в том, что вы усвоили, что такое электрический ток, могу спокойно вас покинуть и пойти к другим ребятам! До свидания!
Ведущий: очень помогает нам электричество. но к себе требует уважения: хочет чтобы с ним обращались как положено. (презентация №2 «Правила электробезопасности»)
Ведущий:
Ребята. Не огорчайте своих родителей своими необдуманными действиями! Предостерегите товарищей от опасной шалости вблизи электрообьектов! этим вы спасёте ему жизнь!
Каждый год на территории России из-за незнания правил безопасности, личной неосторожности и попыток хищения проводов и цветного металла погибает около 70 человек и 130 получают травмы от воздействия электрического тока. Задумайтесь над этими цифрами - эти люди оказались жертвами собственной беспечности, нарушив правила элементарной безопасности. Впереди лето, и в преддверии каникул школьникам необходимо вспомнить о тех правилах, которые должен знать каждый. Мы продолжаем серию уроков по электробезопасности.
Насколько опасно электричество?
Электроприборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе и на улице, при нормальной работе безопасны. Энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям. Все электроустановки имеют ограждение, предупреждающие знаки и плакаты безопасности и закрыты на замок. Однако при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитки возникает реальная угроза для жизни.
Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.
Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети напряжением 220 и 380 вольт: первое - для освещения и бытовых приборов, второе - для трехфазных электродвигателей машин и механизмов. Это напряжение экономически выгодно, но очень опасно для человека.
Правила обращения с электричеством в быту
1. Нельзя пользоваться электроприборами без разрешения взрослых.
2. Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик.
3. Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. И не проходите мимо подобных фактов, тем более не разбивайте из озорства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку. Тем самым вы совершаете проступок, равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.
4. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Если из телевизора, холодильника или пылесоса пахнет горелой резиной, если видны искры - надо немедленно отключить прибор от сети и рассказать о неисправном приборе взрослым.
5. Выключая электроприбор, нельзя тянуть за шнур. Надо взяться за штепсель и плавно вынуть его из розетки.
6. Помните: электричество не терпит соседства с водой (чтобы не получить удар током, нельзя касаться включенных электроприборов мокрыми руками или протирать электроприборы влажной тряпкой).
Правила поведения вблизи энергообъектов
Энергообъекты - это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.
Воздушные линии электропередачи напряжением 35, 110 киловольт и выше отвечают за электроснабжение городов и поселков. Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6 и 10 киловольт отвечают за электроснабжение внутри городов и поселков, а также сельских населенных пунктов. Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома, а 220 вольт - отдельные квартиры.
Подстанции предназначены для понижения напряжения в сети переменного тока и для распределения электроэнергии. Трансформаторные подстанции расположены в каждом населенном пункте и в силу их повсеместности представляют особую опасность для населения!
1. Ни в коем случае нельзя касаться оборванных висящих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним.
2. Смертельно опасно влезать на опоры высоковольтных линий электропередачи, играть под ними, разводить костры, разбивать изоляторы на опорах, делать на провода набросы проволоки и других предметов, запускать под проводами воздушных змеев.
3. Ни в коем случае нельзя открывать лестничные электрощиты, находящиеся в подъездах домов, влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, заходить в трансформаторные будки, электрощитовые и другие электротехнические помещения, трогать руками электрооборудование, провода.
4. Если вы увидели оборванный провод, незакрытые или поврежденные двери трансформаторных будок или электрических щитов, ничего не трогайте и немедленно сообщите взрослым.
5. Летом, отправляясь в поход или на рыбалку, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи либо подстанций и рыбачить под проводами линии электропередачи.
Что такое шаговое напряжение?
Удар током можно получить и в нескольких метрах от оборванного, лежащего на земле или провисшего провода, за счет шагового напряжения. Поэтому давайте договоримся любой провод или электроприбор считать находящимся под напряжением! Даже если до тебя его трогали два десятка человек. А вдруг именно в тот момент, когда ты взял в руки провод, кто-то за несколько километров от тебя включил рубильник или нажал на выключатель!
Если все же человек попал в зону «»шагового напряжения нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. Запомните, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.
Как воздействует электрический ток на организм человека?
Опасность электрического тока состоит в том, что без специальных приборов невозможно почувствовать, находится ли данная часть электроустановки под напряжением или нет: электричество не имеет вкуса, запаха и действует бесшумно. Поэтому люди часто не осознают имеющейся опасности и не принимают необходимых защитных мер.
Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма. Наиболее неблагоприятный исход поражения будет в случаях, когда прикосновение произошло влажными руками в сыром или жарком помещении. Кроме того, имеет значение, какой путь проходит ток в теле человека, касается ли он сердца, грудной клетки, головного и спинного мозга.
Непосредственными причинами смерти человека, пораженного электрическим током, является прекращение работы сердца, остановка дыхания вследствие паралича мышц грудной клетки и электрический шок.
Почему поражения электрическим током относятся к самым тяжелым видам травм?
Поражения электрическим током - одни из самых тяжелых видов травм. Тело человека на 80% состоит из воды. А она хорошо проводит ток. Повреждения от электрического тока определяются силой тока и длительностью его воздействия. Чем меньше сопротивление человеческого тела, тем выше ток. Сопротивление уменьшается под действием следующих факторов:
Высокое напряжение;
Влажность кожи;
Длительное время воздействия;
Понижение парциального давления кислорода в воздухе: в горах, в плохо проветриваемых помещениях человек становится существенно более уязвим;
Повышение содержания углекислого газа в воздухе;
Высокая температура воздуха;
Беспечность, психическая неподготовленность к возможному электрическому удару.
Больше всего от действия электрического тока страдает центральная нервная система. Из-за ее повреждения нарушается дыхание и сердечная деятельность.
Электроожоги излечиваются значительно труднее обычных термических. Некоторые последствия электротравмы могут проявиться через несколько часов, дней, месяцев. Пострадавший должен длительное время жить в «щадящем» режиме и находиться под наблюдением специалистов.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Задача 1
Вы отправились рыбачить на водоем. Неподалеку проходит линия электропередач. Расстояние от места, где вы находитесь, составляет 7 - 10 метров. Какой длины должна быть удочка, чтобы рыбалка не закончилась поражением электрическим током, если учесть, что удочка изготовлена из углепластика - проводника электрического тока, а возле водоема повышенная влажность?
Ответ: Длина удочки с леской должна быть такой, чтобы случайно не задеть провода. В противном случае не избежать смертельной травмы.
Задача 2
Вы играли с приятелем дома, и он неожиданно попал под действие электрического тока. Его бьют судороги, но он не может отцепиться от провода. Каковы ваши действия?
Ответ: Если человек попал под действие электрического тока, необходимо, прежде всего, быстро (дорога каждая секунда!) освободить пострадавшего от действия электрического тока, так как человек, находящийся под напряжением, не может из-за судорог или потери сознания самостоятельно оторваться от провода, корпуса прибора. Если это произошло в помещении, отключите провод или прибор, выключив выключатель, выдернув вилку из розетки, выключив автоматические выключатели у электросчетчика, выкрутив предохранители у электросчетчика. Но в реальных условиях это сделать достаточно сложно. Лучше это сделают взрослые, либо специалисты - энергетики. Позовите их на помощь!
Задача 3
Наступила непогода. Грохочет гром и видны вспышки молний. Как узнать, насколько близко гроза от того места, где вы находитесь?
Ответ: Скорость света выше, чем скорость звука. Поэтому зачастую мы видим вспышку молнии, а лишь спустя несколько секунд до нас доносятся раскаты грома. Известно, что звук распространяется в воздухе со скоростью 330 м/с. Поэтому достаточно умножить эту цифру на секунды, на которые «отстает» звук от вспышки света - и вы получите расстояние до эпицентра грозы.
ВАЖНО!
Как наказывается хищение с энергообъектов?
Воровство провода с линии или оборудования с подстанции - уголовное преступление, и взрослые, чтобы избежать наказания, предлагают детям принять участие в кражах цветных металлов с объектов энергетики. В результате дети получают серьезные ожоги и травмы.
Помните, что смертельно опасно соглашаться на противоправные дейст вия по хищению оборудования с энергетических объектов, на которые могут толкать вас взрослые или даже друзья. Кроме того, кражи энергооборудования влекут за собой наказание по ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса РФ - «Кража чужого имущества» в виде лишения свободы сроком до 5 лет и возмещением причиненного материального ущерба».
Накануне летних каникул, надеемся, что наш урок электробезопасности пригодится в работе вожатым и педагогам детских оздоровительных и школьных лагерей. Присылайте нам рассказы и фотоотчеты о самых интересных уроках по адресу: 454091, Челябинск , ул. Красная, 4, офис 606.
Мы обращаемся к вам, ребята! Помните: электричество - это опасно! Не забывайте о простых правилах безопасности, которые могут спасти жизнь вам, вашим друзьям и близким!
Введение
Представление об опасности электрического тока
Опасность для жизни человека представляют электроустановки любого напряжения.Запомните: безопасного тока не существует!
Электроустановки – это оборудование, которое используется энергетиками для передачи электрической энергии, а также все бытовые приборы, окружающие нас в повседневной жизни.
Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце, возникают тяжелые ожоги. Человек может погибнуть или стать инвалидом.
Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее!
Величина тока тем больше, чем выше напряжение, под которым оказался человек.
Безопасным считается напряжение 12 вольт. Наибольшее распространение в промышленности и сельском хозяйстве и быту получили электрические сети, напряжением 220 - 380 вольт (220 вольт - для освещения и бытовых приборов, 380 вольт - для трехфазных электродвигателей и других промышленных потребителей). Но это напряжение очень опасно для человека.
Наибольшее количество смертельных электротравм происходит с людьми, попавшими под напряжение 220 - 380 вольт.
Электрические приборы, которыми вы пользуетесь дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых вы проходите во дворе, на улице и в поле, при нормальной работе безопасны. Конструкторы и энергетики позаботились о том, чтобы исключить случайное прикосновение к токоведущим частям.
Однако, при различных повреждениях изоляции, обрыве проводов, подъеме на опоры, проникновении в подстанции и электрические щитовые, играх вблизи электрооборудования возникает реальная угроза для жизни.
Вот почему так важно всем знать правила обращения с электрическими приборами и другими электроустановками, во время предупредить товарища об опасности шалости вблизи электрических линий и подстанций, уметь обезопасить себя и других людей при обнаружении повреждения в электрической сети.
Электричество в быту
Правила обращения с электрическими приборами не сложны, и их легко запомнить:
1). Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт электропроводки и бытовых приборов, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Пусть это сделают взрослые или специалист-электрик!
2). Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами. Это очень опасно!
Вы не должны проходить мимо подобных фактов. Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!
Запомните, разбивая ради боловства крышки выключателей, звонков, штепсельных розеток, повреждая электропроводку, вы, тем самым, совершаете проступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.
3). Опасность поражения людей электрическим током очень велика в помещениях с земляными, цементными и бетонными полами, хорошо проводящими электрический ток (это ванные комнаты, бани, сараи, гаражи, подвалы). В этих помещениях должны применяться электроприборы и переносные электролампынапряжением 12 вольт , включенные через специальный понижающий трансформатор. Такое же напряжение должно применяться для переносных приборов и ламп, применяемых в саду, огороде и во дворе.
Некоторые люди пренебрегают этим и присоединяют непосредственно к сети напряжением 220 вольт бытовые электроприборы в ванных комнатах, пользуются переносными электролампами в гаражах и подвалах, устанавливают электроплитки в сырых помещениях и сараях, а подобные нарушения приводят к печальным последствиям.
Примеры:
Мальчик решил приготовить уроки вечером в саду. Взяв включенную через удлинитель напряжением 220 вольт настольную лампу, в которой была повреждена изоляция внутренних проводов, он стал выходить из дома. В комнате по его телу, очевидно, проходил небольшой электрический ток, который он не ощущал, так как сухой деревянный пол оказывал большое сопротивление. Но как только мальчик коснулся земли, сопротивление резко снизилось, ток увеличился, и мальчик был смертельно поражен электрическим током.
Юноша 16 лет самовольно провел проводку напряжением 220 В в погреб и при ввертывании лампы коснулся пальцем цоколя и погиб.
Имеются случаи гибели людей, которые производили замену электроламп и ремонт электропроводок под напряжением, стоя на батареях отопления, водопроводных трубах, ваннах, газовых плитах и других хорошо заземленных предметах или касаясь их.
Запомните!
Запрещается пользоваться электрическими приборами и переносными электролампами напряжением 220 вольт в помещениях и на открытом воздухе при наличии земляных, цементных, бетонных и других полов, хорошо проводящих электрический ток, а также в сухих помещениях, в которых не исключена возможность одновременного прикосновения к электроприбору и хорошо заземленным предметам.
4). Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что данный предмет находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети. Это сигнал серьезной опасности!
В других, более худших условиях (например, стоя босиком на мокром полу), повторное прикосновение к этому же предмету, находящемуся под напряжением, может привести к смертельному поражению электрическим током.
Что необходимо сделать в этих случаях:
Немедленно отключить поврежденный электроприбор от сети;
Если появилось напряжение на трубах, ванне и т. д., немедленно отключить электросеть при помощи автоматических выключателей или выкручивания предохранителей у электросчетчика;
Предупредить окружающих об опасности и немедленно сообщить о случившемся взрослым!
Примеры:
При переходе с поднятым вверх удилищем под воздушной линией коснулся провода удилищем и погиб 18-летний юноша.
6-летний мальчик погиб от электротравмы, которую он получил, коснувшись провода на крыше одноэтажного дома, где он играл с друзьями.
3). Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или кустарников или вблизи от них. Не прикасайтесь к таким деревьям и не раскачивайте их, особенно в сырую погоду! Они служат проводником электрического тока.
Пример:
7-летний мальчик, играя во дворе дома, залез на высокую березу и, раскачиваясь на ветвях, приблизился к проводам линии напряжением 10 киловольт и был поражен электрическим током.
4). К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят.
Пример:
Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи и погибли от удара электрическим током.
5). Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. В воздушном промежутке между электроустановкой и телом человека возникнет электрическая дуга и нанесет несовместимые с жизнью ожоги.
Примеры:
Подросток влез на металлическую опору воздушной линии напряжением 110 киловольт, чтобы палкой спугнуть с нее голубя. Приблизившись к проводу, он был смертельно поражен электрическим током.
5-классник, игравший со своими сверстниками рядом с электроустановкой, несмотря на предупредительные плакаты, поднялся по дверцам ячейки на крышу электроустановки, приблизился к токоведущим частям и был поражён током.
Подросток 14 лет сломал вентиляционную решетку трансформаторной подстанции и залез в нее с целью хищения цветного металла. Случайно прикоснувшись к токоведущим частям попал под напряжение и погиб.
Два мальчика с насыпи полезли на крышу трансформаторной подстанции чтобы поиграть. Приблизились к высоковольтным проводам и получили удар током. Один из них остался инвалидом.
- играть вблизи воздушных линий электропередачи и подстанций;
- делать набросы на провода воздушных линий и запускать «воздушного змея» вблизи них;
- влезать на опоры воздушных линий, приставлять к ним лестницы и другие предметы;
- проникать за ограждение, внутрь или на крышу подстанций, открывать дверцы электрических щитков;
- залезать на крыши домов и сооружений, а также деревья, если вблизи проходят линии электропередачи.
6). Летом, находясь в походе, опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи, либо подстанций.
Пример:
Семья отдыхала па берегу реки, поставив палатку в уютном уголке под проводами воздушной линии электропередач. От порыва ветра дерево упало на провода, оборвав провод, и он упал на землю вблизи 15-летней девушки, которая в это время загорала около палатки. Девушка была смертельно поражена электрическим током. Ее мать, пытаясь оказать помощь, приблизилась к телу дочери и тоже погибла.
Запомните!
Вывод
Ребята, не огорчайте родителей своими необдуманными действиями! Остановите, предостерегите товарища от опасной шалости вблизи энергообъектов! Этим вы спасете ему жизнь!
При обнаружении обрыва проводов, искрения, повреждения опор, изоляторов, незакрытых или повреждённых дверей трансформаторных подстанций или электрических щитов, обнаружении сорванных знаков и плакатов по электробезопасности во избежание несчастных случаев необходимо незамедлительно сообщить взрослым и в РЭС.
Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление!
Будьте осторожны ребята! Берегите свою жизнь и жизнь своих друзей
Урок по электробезопасности для старших классов
Введение
Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в народном хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.
Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области
Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»
Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.
Тема: «Осторожно - электричество!»
Цели урока:
1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.
2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.
3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План проведения урока:
О чем пойдет речь?
Электрический ток: друг или враг?
Какой он бывает?
Как поражает человека?
Как этого избежать?
Как не пострадать во время грозы?
Кто они - удивительные и опасные животные?
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.
Ход урока:
Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )
Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)
Актуализация знаний учащихся
Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)
Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)
Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)
Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)
Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)
Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.
Правила поведения вблизи энергообъектов
Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.
Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.
Не кради и не помогай красть электрические провода.
Не влезай на опоры.
Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.
Изучение нового материала.
Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?
Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.
Знакомство с правилами «шагового напряжения»:
НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!
НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!
Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.
НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!
НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.
3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.
Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).
В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать, взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)
Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.
Решение проблемной ситуации.
Чтение стихотворения:
Для чего нужны розетки –
Знают взрослые и детки:
В них вставляем мы всегда
От приборов провода.
Посторонние вещицы
(Всем должно быть ясно!)
Гвозди, шпильки, иглы, спицы
В них совать опасно!
А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? (слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.
Проверка изученного материала.
Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)
Вопросы к кроссворду:
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается. (Электричество)
Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)
Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)
Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)
Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)
Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)
Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)
Выставление оценок за урок.
Итог урока.
О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?
Домашнее задание
Нарисовать правило по электробезопасности.
Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)
Рефлексия
Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)
Библиографический список
Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».
Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».
Сайт ОАО «Алтайэнерго».
Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.