Чтобы был комфорт в коллективе. Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум). Как преодолеть дистресс в работе продавца
Почему так происходит: одни люди легко уживаются с коллегами по работе, а другие, как магнитом, притягивают к себе неприятности и становятся объектом постоянных придирок и претензий. В чем причина подобного невезения в отношения?
К сожалению, манипулирование и самореализация за счет других - это тип поведения, часто встречающийся в современном обществе.
Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на службу без галстука, нечаянно задели чьи-то бумаги на столе, сделали ошибку, не сразу поняли задание, которое вам дали и т. д. Вы можете стать объектом насмешек и пренебрежения за то, что принадлежите к группе людей, которые традиционно отличаются от большинства или считаются неприятными. Например, «этническое меньшинство», с «особенностями развития», полные, левши, имеющие осужденных родственников и т. п.
Различают три вида унижающего поведения: агрессивное, оскорбительное и самоуничижительное.
Агрессивное - включает в себя грубое прямое высказывание или действие.
Оскорбительное - это завуалированная форма унижения через игнорирование, нарочитое создание трудностей, вызывающих высказываний или жестов.
Самоуничижительное - свойственно людям, неуверенным в себе, которые «излучают сигналы потенциальной жертвы».
Душевные переживания, связанные с взаимоотношениями с коллегами, выматывают больше, чем любая работа. Как же сделать, чтобы работа была в радость, а не в тягость? Легко сказать: относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Но на практике бывает трудно справиться с чувствами и эмоциями. В такие моменты особенно остро чувствуешь, как необходимо владеть приемами психологической защиты. Поэтому психологи разработали пять правил, позволяющих в некоторых случаях достаточно эффективно обеспечить себе психологический комфорт.
Правило 1. Потенциальные агрессоры прежде всего обращают внимание на поведение людей. Если у вас слегка опущенные плечи, поверхностное дыхание, суетливая походка - все это свидетельствует о внутренней неуверенности. Любому сразу понятно, что с человеком, который в себе не уверен, справиться легче. Почему бы не реализоваться за его счет? Напротив, прямые расправленные плечи, решительная походка, спокойные движения показывают, что человек способен быстро сориентироваться и дать решительный отпор. Возможно, с таким лучше и не связываться. Следите за своей осанкой, если у вас привычная сутулость, избавьтесь от нее при помощи физических упражнений. Заодно и здоровье укрепите.
Правило 2. Рассеянный взгляд человека, избегающего смотреть другим прямо в глаза, выискивающего что-то у себя под ногами, - свидетельство несобранности, рассредоточенности. Это показывает, что человек не улавливает всей информации из внешнего мира. Такому легко стать жертвой не только коллег-грубиянов, но и преступников. Прямой, невозмутимый взгляд обычно является залогом безопасности, как психологической, так и криминальной. Хотя, если вы проходите мимо агрессивно настроенных сотрудников, лучше не смотреть в их сторону. Дайте им время остыть.
Правило 3. Эмоционально неустойчивый, импульсивный, обидчивый человек - всегда хорошая приманка для агрессора. Повышенная эмоциональность «сужает» внимание и восприятие времени: человек «живет здесь и теперь», зацикливается на ситуации, не в состоянии взглянуть на все «со стороны». Он мобилизует свои внутренние резервы на эмоции и не в состоянии оказать эффективного сопротивления, потому что либо оправдывается, либо кричит, либо плачет. Чрезвычайно важно всегда сохранять спокойствие, не вовлекаться в склоки и скандалы. Сдержал первую реакцию - сделал первый шаг на пути к победе!
Правило 4. Улыбающийся человек выглядит более уверенным в глазах окружающих. Улыбка - свидетельство внутреннего хладнокровия и спокойствия! Приветливость и положительные эмоции способствуют эффективному общению. В этом поможет следующий ход мыслей, который полезно повторять перед рабочим днем: «Я ежедневно встречаюсь с тружениками, а не бездельниками. Эти люди работают со мной в одной организации; так же, как я, каждый день идут на работу. Они, как и я, любят своих родных, детей, свой дом. Они такие, какими я хочу их видеть: не лучше и не хуже. Если я радуюсь встрече с ними, значит, радуются мне и они. Я буду так думать и доброжелательно вести себя до тех пор, пока кто-нибудь не докажет мне, что я ошибаюсь. Но и в этом случае я буду поддерживать теплые отношения со всеми. Вежливость и корректность - мои друзья навсегда!»
Правило 5. В Библии сказано: «… что мыслит человек в своем сердце, тем он и является в действительности». Если человек внутренне уверен в себе, своих силах, то он никогда не станет потенциальной жертвой. Практические психологи убежденно доказали, что мнительные люди сами притягивают к себе неприятности. «Сходное притягивает сходное». Дурные мысли притягивают плохие поступки. Возможно, в этом есть доля мистицизма, но определенно можно сказать, что наши мысли программируют наше поведение. А значит, даже в мыслях необходимо проявлять уверенность.
Выделяют так же ошибочные реакции человека на провоцирующее поведение других, это:
Оправдание, или тактика убегания: «Не бейте меня - я хороший!», встречается в 60% случаев. Данная тактика не даст возможности занять достойное место в коллективе, так как похожа на детскую и показывает униженную позицию человека. Оправдания никому не нужны, их и не ждут, да и не хотят слушать.
Контратака, или тактика отражения, напоминающая поговорку: «Лучшая защита - нападение!». Так реагируют в 20% случаев. Такое поведение провоцирует конфликт, который редко приносит что-либо созидательное, а чаще - истраченные нервы и испорченные взаимоотношения. Вспышка гнева дает кратковременное успокоение, но всегда сжигает мосты к решению проблемы и в дальнейшем вызывает депрессию.
Молчание, или тактика замирания, похожа на народную мудрость: «Слово - серебро, молчание - золото!» Так реагируют примерно в 10% случаев. Многие воспринимают молчание либо как знак согласия, либо как молчание назло. Разве такого отношения добиваются молчанием? К тому же врачи и психологи знают, что молчать и «проглатывать» обиду чрезвычайно вредно. Неотреагированные эмоции порождают комплексы неполноценности.
Внимание! Полезно давать выход эмоциям, но не стоит срывать злобу на коллегах. Есть только один способ достойного поведения - уверенное. Стратегия заключается в том, чтобы выходить из любых ситуаций бесконфликтно с сохранением чувства собственного достоинства.
Для этого необходимо использовать четыре важных элемента:
Не спешить с ответом: дать возможность открыто выразить свои чувства другому, если ему это необходимо, (т. е. «выпустить пар»);
Спокойно показать, что вы понимаете чувства и мотивы поведения другого, можно извиниться даже в том случае, если вы чувствуете себя униженным;
Открыто высказаться по поводу своих чувств в связи с недостойным поведением в свой адрес;
Предложить решение, которое поможет закончить неприятную ситуацию и предотвратит их в будущем.
Предлагаемая методика называется «Метод торта». Как поступить, если вам в лицо бросили сладкий торт?
1. Увернуться (браво, если получится!).
2. Поймать весь торт ртом (покажите такой рот!).
3. Бросить его обратно (или тот маленький кусочек, который от него останется...).
А не лучше ли откусить кусочек, а остальное - пусть летит дальше. Признайте только часть высказываний или действий в свой адрес справедливыми, скажите об этом, не забыв про волшебное слово, чтобы успокоить бдительность собеседника и продемонстрировать свою готовность к взаимопониманию. Искренне уважайте право других не любить вас. Говорите не более двух предложений в ответ.
В ситуации открытой агрессии:
Сколько раз вам можно повторять, вы что - с Луны свалились?!
Да, задание с первого раза мне непонятно, хотя я землянин.
В ситуации оскорбительных намеков:
У некоторых такие манеры, что невольно думаешь, что они воспитывались папой Карлой или на помойке...
Да, при общении с некоторыми людьми так может показаться. Не всем нравятся манеры друг друга и не всем хватает терпимости.
Понятно, что указанные правила и приемы будут мало эффективны в ситуации организованного психологического давления, но они помогут достойно пережить или несколько смягчить неприятные ситуации.
На работе мы проводим большую часть своего времени, а с коллегами видимся чаще, чем с родственниками. Очень важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие, иначе все вылезет в плохое настроение и проблемы со здоровьем.
Что необходимо для психологического комфорта на работе?
1. Команда!
Для психологического настроя на работе нужна настоящая команда. Если каждое утро просыпаться с мыслью, что сегодня от коллеги можно получить камень в спину, стимул работать вряд ли появится. Получается, что человек весь день пребывает в эмоциональном напряжении, и пускает все силы и энергию на защиту себя, а не на выполнение определенных задач.
Очень важно приходить на работу и окунаться в оптимистичную обстановку.
Совет руководителям: стоит сразу пресекать всевозможное появление сплетен, вплоть до лишения премии, а также сглаживать острые углы между сотрудниками с помощью переговоров.
2. Совместимость
Для психологического комфорта на работе между сотрудниками должна быть некая совместимость. Например, схожесть в определенных принципах, способе жизни, характерах и темпераментах. Тогда прийти к общему знаменателю, решая профессиональные вопросы, будет намного проще.
Совет: опытному руководителю стоит один раз пообщаться с человеком, чтобы понять, сможет ли он войти в сложившийся коллектив или нет. Также существуют специальные тесты, заполнив которые можно точно узнать о характере человека, его жизненной позиции и т.д.
3. Я - часть коллектива
Для каждого человека очень важно ощущать свою значимость, только тогда наступает ощущение психологического комфорта на работе. Когда человек чувствует себя ценным, ему хочется свернуть горы и прыгнуть выше своей головы.
Совет: повысить самооценку сотрудника и его статус в глазах коллег можно с помощью отдельного (небольшого) задания. К тому же, с его помощью можно раскрыть скрытые резервы человека.
Вышеперечисленные критерии очень важны для ощущения психологического комфорта на работе. Если они будут соблюдены, сотрудник будет более продуктивным!
Разделы: Школьная психологическая служба
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Отличительной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для активной творческой самореализации каждого ребенка. Творцом, так же как интеллектуалом не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени в той или иной форме присущ каждому из нас.
О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики. Это декларируется в законе “Об образовании”. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции общего среднего образования, других документах Министерства образования РФ фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. Именно в условиях такого психологического пространства может сформироваться личность, которая легко социализируется в новых условиях.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Как отметил Фергюсон, “творческие способности не создаются, а высвобождаются”. Но прежде, чем начать их высвобождать, необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс. Самая первая и очень важная стадия вовлечения ребенка в творческий процесс – это и есть создание в школе атмосферы психологического комфорта.
Что такое комфорт?
Комфорт – заимствовано из английского языка,
где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический
словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт
– условия жизни, пребывания,
обстановка, обеспечивающие удобство,
спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского
языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт
– условия жизни, при
которых человек чувствует себя спокойно, нет
необходимости защищаться.
Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Таким образом, цель деятельности психологической службы школы мы определили как “создание психолого-педагогического пространства” , которое решает следующие задачи:
Организация психолого-педагогического
сопровождения инновационных процессов;
- создание здорового психологического климата;
- сохранение здоровья всех субъектов
образования;
- повышение профессиональной компетентности
педагогов.
Свое видение организации образовательного процесса в школе мы отразили в следующей схеме.
Схема 1. Организация образовательного процесса.
Пространство
В школе главной фигурой был и остается учитель. Поэтому работу по созданию атмосферы психологического комфорта нужно было начинать с педагогического коллектива.
Изучение педагогического коллектива школы включало в себя следующие методики:
Анкета “Степень удовлетворенности работой”;
- анкета “Мотивы трудового поведения”;
- методика “Оценка профессиональной
направленности личности педагога”;
- мониторинг педагогической деятельности.
Вся работа с учителями имеет своей целью помочь им увидеть ученика как личность, обладающую своими неповторимыми особенностями, позволит им лучше реализовать возможности ребенка, строя обучение исходя из темпов его индивидуального развития. Ведь именно ребенок – как реальная целостность, единство и взаимообусловленность индивидного, субъективного и личностного является подлинной целью – ценностью образования, его содержанием и основным критерием.
Какие же результаты были достигнуты в результате работы проводимой с педагогическим коллективом.
- Если на этапе вхождения в эксперимент 53% педагогов занимались экспериментом, то сейчас весь коллектив находится в постоянной экспериментальной деятельности.
- Эти же результаты подтвердила диагностика “Эмоциональное отношение к инновациям”.
- Фактически отсутствуют конфликты с обучающимися.
- Изменился уровень качества взаимодействия педагога и ребенка, с авторитарной позиции до партнерства и лидерства.
- Идет совместное решение проблем.
- Рост профессиональной компетентности педагогов.
Рис 1 Отношение к инновациям
Рис.2 Качество взаимодействия педагогов и обучающихся
Следующим компонентом образовательного пространства, ради которого и работает любая школа являются обучающиеся. Основным критерием эффективности инновационной деятельности является успешность обучающихся.
Успешность учения предполагает наличие у учащихся таких умений, как:
Умение правильно ориентироваться;
- умение определять цель, планировать действия;
- умение действовать согласно плану.
Комплексный мониторинг развития учащихся включал в себя следующие психологические методики:
Опросник Леонгарда-Шмишека;
- адаптационные методики;
- анкета “Моя школа”;
- анкета “Учитель глазами ученика”;
- анкета “Мотивация учения”;
- ШТУР и другие методики.
Результаты анкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогам в целом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечают высокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваются способности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности. Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строить свои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностных особенностей.
Рис 3. Оценка способностей педагогов
Создание благоприятного психологического климата, совместная деятельность с педагогами способствовали росту активности обучающихся.
Рис 4. Активность обучающихся при проведении КТД
Данная атмосфера не могла не отразиться на третьем компоненте образовательного пространства – родителях. Снизился процент обращений родителей с жалобами в УО, родителе активнее сотрудничают со школой.
Рис 5. Участие родителей в делах класса и школы
Создаем психологический комфорт в офисе
Коллектив – важнейшая составляющая любой компании. Именно от работоспособности, сплоченности сотрудников зачастую зависит эффективность, а следовательно, и благосостояние фирмы. Но для того, чтобы человек мог результативно трудиться, необходимо создать ему условия для этого. Высокая зарплата не гарантирует хорошую «отдачу», если сотрудник не может настроиться на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос психологического комфорта в офисе. Он зависит от многих факторов, среди которых - интерьер офисного помещения, его цвет, свет в нем и прочие вопросы, касающиеся обустройства рабочего места. Как же обеспечить сотрудникам психологически комфортные условия для работы в офисе, подскажет наша статья.
Грамотный цвет – помощник от бед
Дизайн офиса может быть разным – это зависит и от специалиста, который его разрабатывает, и от архитектурных особенностей помещения, и от сферы деятельности компании. Так, например, рекламные агентства часто имеют креативный, необычный интерьер; для банка нередко выбирают сдержанную, внушающую доверие классику; а компаниям, специализирующимся на товарах для детей, вполне подойдет офис, выполненный в стиле уютной квартиры. Но какой бы дизайн вы ни выбрали, обратите особое внимание на цветовую гамму. В умелых руках она может стать достаточно мощным инструментом воздействия на психологическое состояние человека. В частности, реально скорректировать некоторые недостатки, которые снижают работоспособность сотрудников.
Так, например, если в офисе постоянно жарко, душно, для интерьера нужно использовать оттенки холодных цветов - синего, голубого, фиолетового, серого. Это будет создавать ощущение прохлады. Если же в рабочее помещение редко заглядывает солнце, есть смысл остановить свой выбор на теплых цветах – оранжевом, желтом, розовом, бежевом… Такие краски добавят света и тепла.
Учтите, что некоторые цвета являются достаточно агрессивными раздражителями, с ними надо быть очень осторожными. Интенсивно-желтый, например, может вызывать беспокойство. В то же время умеренное использование его в интерьере повышает творческую активность.
Опасен и фиолетовый – его воздействие на психику проявляется в понижении физической активности, работоспособности, он способствует проявлению угнетенного состояния.
Самый агрессивный цвет – красный. Он повышает раздражительность, может вызвать быструю утомляемость. К тому же преобладание красного цвета в дизайне зрительно уменьшает помещение, что также неблагоприятно сказывается на общем восприятии офиса.
Нейтральными считаются белый, черный и серый, важно, чтобы их сочетание было гармоничным и не очень пестрым.
Главное, чтобы удобно сидел
Рабочее место для сотрудника значит не меньше, чем интерьер в целом. Современный человек большую часть дня проводит в офисе, а там, в свою очередь, в основном находится на рабочем месте. Поэтому очень важно, чтобы оно было удобным: не отвлекаясь по мелочам и не чувствуя дискомфорта, проще настроиться на рабочий лад.
Прежде всего, обратите внимание на расположение рабочих мест в офисе. Слишком маленькое расстояние между ними (меньше 40 сантиметров) плохо скажется на работоспособности, потому что будет затронуто так называемое личное пространство – место, которое человек на подсознательном уровне воспринимает как «свое» и негативно относится к тому, кто в него вторгается. Однако расстояние более 3 метров также нежелательно: это создаст атмосферу безответственности, ведь сотрудники смогут беспрепятственно заниматься посторонними делами. А если потребуется работа в команде, не удастся достигнуть достаточной сплоченности членов коллектива. Оптимальный «шаг» между рабочими местами – 1,5 метра, так называемая дружеская дистанция (ее минимальный размер – расстояние вытянутой руки).
Далее - собственно само рабочее место. Здесь мы снова сталкиваемся с понятием «личное пространство». Человеку оно необходимо, чтобы чувствовать себя в безопасности, сосредоточиться на работе, абстрагироваться от отвлекающих шумов. Поэтому желательно отгородить каждое рабочее место от общего офиса. Нередко это делается при помощи мебели: с обеих сторон стола ставятся шкафы, стеллажи. Решение не всегда удачное, потому что таким образом можно лишить сотрудника возможности контактировать с коллегами. А между тем немаловажно, чтобы при желании человек мог с легкостью перекинуться парой слов с соседом или обратиться к работающим в той же комнате за советом. Так что необходимо соблюсти баланс. По мнению многих специалистов, занимающихся оформлением рабочих помещений, один из удачных вариантов решения этой проблемы – офисные перегородки.
Если требуется создать полностью закрытое помещение, лучше использовать стационарные офисные перегородки (они выполняют роль капитальных стен). Если же надо просто разделить столы работников, можно остановить свой выбор на мобильных офисных перегородках: они позволяют ограничить визуальный контакт между сотрудниками, однако не препятствуют их общению между собой в случае необходимости. Плюс этих конструкций в том, что при желании перегородки можно сделать любой высоты.
Если между рабочими местами ставятся перегородки, желательно делать их от пола (чтобы не видеть ноги соседа) и на высоту человеческого роста, - утверждает Анна Гуревич, психолог, генеральный директор тренинговой компании «Знания и навыки». – В таком случае соблюдается баланс между «личным» и «общественным».
Есть и другой вариант разграничения рабочих мест – настольные экраны, – отмечает Юрий Никитин, руководитель отдела продаж студии офисных систем и технологий «Астарта престиж». – Они могут быть выполнены из цельного стекла, что позволяет не только создать индивидуальное пространство для сотрудника, но и подчеркнуть эстетичность интерьера, придать ему легкость.
Но мало отвести каждому работнику личное место, надо сделать его комфортным. Немаловажно расположить предметы мебели, оргтехнику и справочные материалы так, чтобы человеку было удобно работать. Существует негласное правило: все, что может потребоваться, должно находиться на расстоянии вытянутой руки – это позволит избежать ненужных движений и суеты.
Да будет свет!
Освещение имеет первостепенное значение как для здоровья сотрудников, так и для психологического комфорта. Естественное освещение, конечно, полезнее для здоровья и воспринимается намного лучше, поэтому его нужно использовать по максимуму. Хорошо, если в офисе большие окна выходят на солнечную сторону. Однако часто света недостаточно, зато можно оптимизировать использование естественного освещения с помощью, например, офисных перегородок.
Если использовать каркасные перегородки со стеклянными панелями или цельностеклянные системы, можно дольше обходиться без искусственного освещения, - поясняет Юрий Никитин, компания «Астарта престиж» – Прозрачный материал пропускает лучи солнца, не препятствуя их проникновению даже в самые удаленные уголки офиса.
Но и этих ухищрений, конечно, недостаточно для обеспечения нужного уровня комфорта, поэтому офису без светильников не обойтись. А для того, чтобы зрение и психика офисных служащих были вне опасности, необходимо соблюдать несколько несложных правил.
Во-первых, искусственное освещение должно быть двухуровневым: общим и местным. Каждому сотруднику нужен автономный источник света. Это позволит избежать теней и бликов (которые отвлекают и плохо влияют на зрение), а также поспособствует созданию психологического комфорта: при помощи светового поля можно как бы отделиться от других людей, что позволяет лучше сконцентрировать внимание. «Персональная» концепция освещения сейчас достаточно популярна, что породило возникновение новинок в этой области. Так, ряд компаний, производящих мебель для офиса, предлагает специальные конструкции, в которые уже встроены светильники. Например, существуют столы с двумя лампочками разной направленности в корпусе. Они удобны еще и тем, что позволяют добиться единства в дизайне, улучшить эстетическое восприятие рабочего места.
Во-вторых, искусственный свет должен быть равномерным и мягким. Для этого можно использовать либо отраженное освещение (лампы направлены вверх, лучи отражаются от потолка), либо установки прямого света (монтируются в потолок, при этом используются люминесцентные или галогенные лампы).
Человеческий фактор
Но никакие усилия по организации удобного офиса не пойдут в прок, если сотрудники не смогут найти контакт друг с другом, сработаться. Конечно, внутригрупповые связи во многом зависят только от самих людей, но предпринять определенные шаги для оптимизации этого процесса можно.
Грамотное распределение рабочих мест сгладит потенциальные конфликты. Понаблюдайте за своими сотрудниками, определите, кто более общителен, кто замкнут. Не стоит сажать рядом говоруна и молчуна – присутствие антипода только вызовет глухое недовольство. Особенно это будет критично, если требуется совместная работа.
Совместное отмечание праздников, дней рождений, корпоративные вечеринки, выезды на природу – все это помогает лучше узнать людей, с которыми трудишься в офисе. Именно на таких неформальных встречах чаще всего завязываются личные отношения. Получив приятные впечатления от общения с коллегой, человек стремится перенести позитив и на деловые контакты. Это облегчит взаимодействие в коллективе, снимет возможные конфликты и приведет к тому, что группа сотрудников действительно станет командой. -
Мы рассмотрели самые важные моменты, на которые стоит обратить внимание при создании благоприятной психологической обстановки в офисе. Учтя эти нюансы, вы повысите степень комфортности рабочего помещения, что приведет в свою очередь к увеличению работоспособности сотрудников. А как результат - увеличится и доход фирмы.
Александр Майоров
по материалам пресс-службы компании «Астарта престиж»
На собеседовании вас спрашивают, насколько вам важен дружный коллектив. Что лучше ответить на такой вопрос рекрутера? Эксперты комментируют ваши возможные ответы.
«Да, это позволяет не отвлекаться на пустяки и более продуктивно работать»
1. Человек говорит о том, что он трудоголик, готовый всегда работать на результат. Хороший вариант, так как помимо прямого ответа на вопрос о важности психологического комфорта в коллективе соискатель заодно упомянул и о заинтересованности в работе. Однако может показаться, что он чересчур хочет понравиться рекрутеру.
2. С таким утверждением можно поспорить. Как правило, чаще все происходит наоборот: чем ближе отношения между коллегами, тем больше они отвлекаются. Здесь лучше говорить о том, что нормальный психологический климат создает комфортные условия для работы.
«Конечно, без этого невозможно работать»
1. Ответ хорош своей откровенностью: соискатель говорит то, что думает. Он упоминает о своих эмоциях, настрое и ожиданиях от будущего коллектива.
2. Фраза «Без этого невозможно работать» вызывает определенные сомнения: слишком уж категорично подобное заявление. Такие резкие оценки говорят о характере человека, воспринимающего окружающий мир по принципу «либо хорошо, либо плохо».
3. Неплохо бы объяснить, почему с точки зрения соискателя так важен климат в коллективе. Ведь HR-менеджер хочет услышать довольно развернутый ответ, чтобы оценить, что именно кандидат считает важным для себя и может ли компания предоставить ему такие условия.
«Я способен ужиться с любым коллективом»
1. Рекрутеру придется задавать новые вопросы, чтобы понять соискателя. Что стоит за столь самоуверенным ответом? Возможно, человек привирает или ему кажется, что он прекрасно ладит с окружающими просто потому, что сам не замечает конфликтов. А может быть, он действительно способен ужиться с любым коллективом благодаря способности обходить острые углы.
2. Ситуация вполне вероятная: существуют сотрудники, обладающие необходимым коммуникативным опытом. Такой человек может найти ключ к любому работнику и даже со временем стать неформальным лидером коллектива. Чтобы понять соискателя, рекрутеру нужно сравнить данный ответ с ответами кандидата на другие вопросы.
3. Это не совсем верно. Таких людей крайне мало. Кандидат в какой-то мере переоценивает себя. Не самый замечательный ответ.
«Мне все равно, кто меня окружает, главное, чтобы не мешали работать»
1. Такой ответ сразу говорит о том, кто перед нами: это человек-одиночка, работник, ориентированный только на результат, которому совершенно не важны отношения с коллегами. Поэтому, если рекрутер ищет для компании командного человека, такой соискатель ему не подойдет.
2. Кандидат показывает свою оторванность от коллектива и нацеленность на индивидуальные результаты и работу. Это подходит не для всех компаний и не для всех позиций.
«А что, у вас в компании недружный коллектив?»
1. Соискатель использует вопрос-защиту. Такой вариант ответа говорит о том, что человек додумывает ситуацию и склонен обороняться. Данная позиция может свидетельствовать либо о сильно заниженной самооценке кандидата, либо о его прошлых проблемах: возможно, ему уже приходилось переживать конфликты, и теперь он боится столкнуться с новыми.
2. Это своего рода «наезд». На самом деле такой вопрос закономерен, но формулировку следует изменить: сначала дать ответ о своем отношении к психологическому климату в коллективе, а в конце высказывания поинтересоваться, чем вызван такой вопрос рекрутера. Было бы неплохо аргументировать свой интерес: сказать, что осведомленность о коллективе поможет кандидату заранее подготовиться, быстрее адаптироваться на новом месте и избежать ошибок.
3. Отвечать вопросом на вопрос - не самый лучший выход. Лучше продемонстрировать собственную здравую позицию и показать важность климата и взаимоотношений в подразделении.
«Нет, не важен, эмоции я оставляю дома»
1. Это абсолютная неправда, человек явно лукавит. У любого из нас есть эмоции, а постоянно сдерживать их вряд ли кому удастся. Для соискателя такой ответ нежелателен, а рекрутеру стоит предпринять попытки, чтобы помочь кандидату раскрыться, расположить его к себе и добиться более правдивых объяснений.
2. Эмоции оставить дома невозможно, они все равно будут присутствовать, и недооценка такого фактора может привести к катастрофическим последствиям.
По материалам «Труд»