Белый дом в 1993. Ельцин затянул, стрелять по белому дому надо было раньше. Посещение Белого дома
Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти - исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в виде парламента (Верховного Совета (ВС) РСФСР), возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3-4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента - Дома Советов (Белого дома).
Согласно заключению Комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, исходной причиной и тяжких последствий их явилась подготовка и издание Борисом Ельциным Указа Президента РФ от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00. В Указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.
Через 30 минут после телевизионного сообщения Ельцина по телевидению выступил председатель Верховного Совета (ВС) Руслан Хасбулатов. Он квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот.
В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина".
В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая свое заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице-президента Александра Руцкого. Страна вступила в острый политический кризис.
23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х съезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице-президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" - Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.
Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.
27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.
29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.
1 октября в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.
Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния" , ставший результатом переговоров.
2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.
3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.
Около 16.00 Александр Руцкой с балкона приз вал взять штурмом мэрию и "Останкино".
К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.
Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.
В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице-президента РФ. Начался ввод войск в Москву.
4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Ведется стрельба из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.
Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.
Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.
В 19.30 группой "Альфа" взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.
Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Путч 1993 года
После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.
В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.
К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.
Суть конфликта
В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.
Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.
После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.
В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.
Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.
В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .
Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.
Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.
Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:
к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%
Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.
Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.
Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.
В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.
Заключение
Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти
Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.
Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.
Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.
По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
Назад в раздел
Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.
Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации
(также известный как «Расстрел Белого дома », «Расстрел Дома Советов », «Октябрьское восстание 1993-го », «Указ 1400 », «Октябрьский путч »,«Ельцинский переворот 1993 года» ) - внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября - 4 октября 1993 года. Произошёл вследствие конституционного кризиса, развивавшегося с 1992 года.
Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 157 человек и 384 были ранены (из них 3 и 4 октября - 124 человека, 348 раненых).
Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны - президента Российской Федерации Бориса Ельцина (см. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года), правительства, возглавляемого Виктором Черномырдиным, части народных депутатов и членов Верховного Совета - сторонников президента, а с другой стороны - противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым, большинство в котором составлял блок «Российское единство», в который входили представители КПРФ, фракции «Отчизна» (радикальные коммунисты, отставные военные и депутаты социалистической ориентации), «Аграрный союз», депутатской группы «Россия», руководимой инициатором объединения коммунистических и националистических партий Сергеем Бабуриным.
События начались 21 сентября с издания президентом Б. Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Сразу после издания этого указа Ельцин де-юре был автоматически отрешён от должности президента в соответствии со статьёй 121.6 действовавшей конституции. Собравшийся в тот же день Президиум Верховного Совета, осуществляющий контроль за соблюдением конституции, констатировал этот юридический факт. Съезд народных депутатов подтвердил данное решение и оценил действия президента как государственный переворот. Однако, Борис Ельцин де-факто продолжал осуществлять полномочия президента России.
Существенную роль в трагической развязке сыграли личные амбиции председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова, выразившиеся в его нежелании заключать компромиссные соглашения с администрацией Бориса Ельцина в ходе конфликта, а также самого Бориса Ельцина, который после подписания указа № 1400 отказывался напрямую разговаривать с Хасбулатовым даже по телефону.
По заключению комиссии Государственной думы, значительную роль в обострении обстановки сыграли действия сотрудников московской милиции по разгону митингов и манифестаций в поддержку Верховного Совета и задержанию их активных участников в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года, что в некоторых случаях приобретало характер массовых избиений манифестантов с применением спецсредств.
С 1 октября при посредничестве патриарха Алексия II под эгидой РПЦ проводились переговоры противоборствующих сторон, на которых предлагалось выработать «нулевой вариант» - одновременные перевыборы президента и народных депутатов. Продолжение этих переговоров, назначенное на 16:00 3 октября, не состоялось из-за начавшихся в Москве массовых беспорядков, вооружённого нападения группы защитников Верховного Совета во главе сАльбертом Макашовым по призыву и. о. президента Александра Руцкого на здание мэрии и отъезда группы вооружённых сторонников Верховного Совета на угнанных армейских грузовиках к телецентру «Останкино».
Мнения о позиции Конституционного суда Российской Федерации с В. Д. Зорькиным во главе, расходятся: по мнению самих судей и сторонников Съезда, он сохранял нейтралитет; по мнению стороны Ельцина - участвовал на стороне Съезда.
Расследование событий не было завершено, следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года Государственная дума приняла решение об амнистии для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября - 4 октября 1993 года, связанных с изданием Указа N 1400, и противодействовавших его реализации, независимо от квалификации действий по статьям УК РСФСР. В результате общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях - в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, действиях провокаторов, о том кто виноват в трагической развязке.
Имеются лишь версии участников и очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавляемой коммунисткой Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов, которую товарищи по партии, в частности Алексей Подберёзкин, называли «ортодоксом».
В соответствии с новой Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и действующей с некоторыми изменениями до настоящего времени, президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия, чем по действовавшей на тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989-1992 годов). Должность вице-президента РФ была ликвидирована.
Итог
Победа президента Ельцина, ликвидация поста вице-президента, роспуск Съезда народных депутатов и Верховного СоветаРоссийской Федерации, прекращение деятельности Советов народных депутатов. Установление президентской республикикак формы правления в России взамен существовавшей ранее советской республики.
Президент России
Совет министров России
Администрация президента России
Сторонники президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина:
Демократическая Россия
Живое кольцо
Август-91
Общественно-патриотическое объединение добровольцев - защитников Белого дома в августе 1991 года в поддержку демократических реформ «Отряд „Россия“»
Демократический союз
Союз ветеранов Афганистана
Таманская дивизия
Кантемировская дивизия
119-й гвардейский парашютно-десантный полк
Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения им. Дзержинского
1-й отряд специального назначения внутренних войск «Витязь».
Съезд народных депутатов России
Верховный Совет России
Вице-президент России
Сторонники Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов Российской Федерации в том числе:
- Фронт национа́льного спасе́ния (ФНС)
- «Русское национальное единство » (РНЕ , по имени лидера также «Баркашовцы », «Гвардия Баркашова »)
- «Трудовая Россия» и другие.
Командиры со стороны Бориса Ельцына -
Борис Ельцин
Виктор Черномырдин
Егор Гайдар
Павел Грачёв
Виктор Ерин
Валерий Евневич
Александр Коржаков
Анатолий Куликов
Борис Поляков
Сергей Лысюк
Николай Голушко
Командиры Белого Дома (за власть советов):
Александр Руцкой,
Руслан Хасбулатов
Александр Баркашов
Владислав Ачалов
Станислав Терехов
Альберт Макашов
Виктор Анпилов
Виктор Баранников
Андрей Дунаев
Граждане, погибшие в результате штурма Дома Советов и массовых расстрелов в районе Дома Советов 4-5 октября 1993 года
1. Абахов Валентин Алексеевич
2. Абрашин Алексей Анатольевич
3. Адамлюк Олег Юзефович
4. Альенков Сергей Михайлович
5. Артамонов Дмитрий Николаевич
6. Боярский Евгений Станиславович
7. Бритов Владимир Петрович
8. Бронюс Юргеленис Жуно
9. Быков Владимир Иванович
10. Валевич Виктор Иванович
11. Веревкин Роман Владимирович
12. Виноградов Евгений Александрович
13. Воробьев Александр Вениаминович
14. Вылков Владимир Юрьевич
15. Гулин Андрей Константинович
16. Девонисский Алексей Викторович
17. Демидов Юрий Иванович
18. Денискин Андрей Алексеевич
19. Денисов Роман Владимирович
20. Дузь Сергей Васильевич
21. Евдокименко Валентин Иванович
22. Еговцев Юрий Леонидович
23. Ермаков Владимир Александрович
24. Жилка Владимир Владимирович
25. Иванов Олег Владимирович
26. Калинин Константин Владимирович
27. Катков Виктор Иванович
28. Климов Юрий Петрович
29. Ключников Леонид Александрович
30. Ковалев Виктор Алексеевич
31. Козлов Дмитрий Валерьевич
32. Кудряшев Анатолий Михайлович
33. Кургин Михаил Алексеевич
34. Куренной Анатолий Николаевич
35. Курышева Марина Владимировна
36. Лейбин Юрий Викторович
37. Лившиц Игорь Елизарович
38. Маневич Анатолий Наумович
39. Марченко Дмитрий Валерьевич
40. Матюхин Кирилл Викторович
41. Морозов Анатолий Васильевич
42. Мошаров Павел Анатольевич
43. Нелюбов Сергей Владимирович
44. Обух Дмитрий Валерьевич
45. Павлов Владимир Анатольевич
46. Пантелеев Игорь Владимирович
47. Папин Игорь Вячеславович
48. Парнюгин Сергей Иванович
49. Песков Юрий Евгеньевич
50. Пестряков Дмитрий Вадимович
51. Пименов Юрий Александрович
52. Полстянова Зинаида Александровна
53. Руднев Анатолий Семенович
54. Сайгидова Патимат Гатинамагомедовна
55. Салиб Ассаф
56. Святозаров Валентин Степанович
57. Селезнев Геннадий Анатольевич
58. Сидельников Александр Васильевич
59. Смирнов Александр Вениаминович
60. Спиридонов Борис Викторович
61. Спицин Андрей Юрьевич
62. Сурский Анатолий Михайлович
63. Тимофеев Александр Львович
64. Фадеев Дмитрий Иванович
65. Фимин Василий Николаевич
66. Хануш Фади
67. Хлопонин Сергей Владимирович
68. Хусаинов Малик Хайдарович
69. Челышев Михаил Михайлович
70. Челяков Николай Николаевич
71. Чернышев Александр Владимирович
72. Чопоров Василий Дмитриевич
73. Шалимов Юрий Викторович
74. Шевырев Станислав Владимирович
75. Юдин Геннадий Валерьевич
Граждане, погибшие в других районах Москвы и Подмосковья в связи с осуществлением государственного переворота 21 сентября - 5 октября 1993 года
1. Алферов Павел Владимирович
2. Бондаренко Вячеслав Анатольевич
3. Воробьева Елена Николаевна
4. Дробышев Владимир Андронович
5. Духанин Олег Александрович
6. Козлов Александр Владимирович
7. Малышева Вера Николаевна
9. Новокас Сергей Николаевич
10. Остапенко Игорь Викторович
11. Солоха Александр Федорович
12. Тарасов Василий Анатольевич
Военнослужащие и сотрудники МВД, погибшие при выполнении задач по поддержке государственного переворота
1. Алексеев Владимир Семенович
2. Балдин Николай Иванович
3. Бойко Александр Иванович
4. Грицюк Сергей Анатольевич
5. Дроздов Михаил Михайлович
6. Коровушкин Роман Сергеевич
7. Короченский Анатолий Анатольевич
8. Коршунов Сергей Иванович
9. Красников Константин Кириллович
10. Лобов Юрий Владимирович
11. Маврин Александр Иванович
12. Мильчаков Александр Николаевич
13. Михайлов Александр Валерьевич
14. Панков Александр Егорович
15. Панов Владислав Викторович
16. Петров Олег Михайлович
17. Рештук Владимир Григорьевич
18. Романов Алексей Александрович
19. Рубан Александр Владимирович
20. Савченко Александр Романович
21. Свириденко Валентин Владимирович
22. Сергеев Геннадий Николаевич
23. Ситников Николай Юрьевич
24. Смирнов Сергей Олегович
25. Фарелюк Антон Михайлович
26. Хихин Сергей Анатольевич
27. Шеварутин Александр Николаевич
28. Шишаев Иван Дмитриевич
Опираясь на все открытые источники информации, мы попытались выяснить с точностью до нескольких минут, что происходило в центре Москвы 20 лет назад.
16:00 МСК. Мужчина в камуфляжной форме заявил журналистам. Что он – боец спецподразделения «Альфа» и войдет в Белый дом, чтобы начать переговоры о капитуляции его защитников.
15:50 МСК. Похоже, противостояние подошло к концу. По Белому Дому раскиданы листовки под названием «Завещание защитников Белого дома». В послании говорится: «Сейчас, когда вы читаете это письмо, нас уже нет в живых. Наши изрешечённые пулями тела горят в стенах Белого дома».
«Мы по-настоящему любили Россию и желали восстановления порядка в стране. Чтобы у всех людей были равные права и обязанности, чтобы нарушать закон запрещено было всем, независимо от должности. У нас не было планов побега за границу».
«Простите нас. Мы тоже прощаем всех, даже мальчиков-солдат, которых послали стрелять в нас. Это не их вина. Но мы никогда не простим эту дьявольскую банду, которая села на шею России. Мы верим, что в конце концов нашу Родину освободят от этого бремени».
15:30 МСК. Верные президенту Ельцину войска возобновили обстрел Белого дома.
15:00 МСК. Спецподразделения «Альфа» и «Вымпел» получили приказ штурмовать Белый дом. Однако командование заявляет, что еще какое-то время будет вести переговоры, пытаясь убедить защитников здания сдаться.
14:57 МСК. Защитники Белого дома утверждают, что не имеют понятия о том, что за снайперы засели на крыше.
По словам бывшего первого замминистра внутренних дел РСФСР Андрея Дунаева, на его глазах офицер милиции был застрелен снайпером. «Мы побежали на крышу, откуда послышался выстрел, но там уже никого не было. Судя по тому, как всё произошло, виноваты в этом не были ни КГБ, ни министерство внутренних дел. Это совершил кто-то ещё, может быть, даже агент иностранной разведки», - предположил Дунаев.
14:55 МСК. Один из офицеров группы «Альфа» убит снайпером.
«Погиб один из наших бойцов, молодой лейтенант Геннадий Сергеев. Его группа подъехала к Белому дому на БМП. На асфальте лежал раненный солдат, его надо было эвакуировать. Однако в этот самый момент снайпер выстрелил Сергееву в спину. Но выстрел был не из Белого дома – это точно. Это позорное убийство имело только одну цель – спровоцировать «Альфу», чтобы бойцы ворвались в здание и поубивали там всех», - рассказал командир группы «Альфа» Геннадий Зайцев.
14:50 МСК Неизвестные снайперы без разбора палят по толпе вокруг Белого дома. Мишенями для выстрелов становятся и сторонники Ельцина, и милиционеры, и обычные люди. Погибли двое журналистов и женщина, двое солдат ранены.
14:00 Короткое затишье у Белого дома. Несколько защитников здания вышли, чтобы сдаться.
13:00: По словам бывшего народного депутата Вячеслава Котельникова, на разных этажах Белого дома в Москве уже было множество жертв.
«Когда я шёл с одного этажа здания на другой, меня сразу же поразило, как много было везде крови, мёртвых и изуродованных тел. Некоторые из них были обезглавлены, у других были оторваны конечности. Эти люди погибли, когда по Белому дому начали стрелять из танков. Впрочем, довольно скоро эта картина перестала шокировать меня, потому что я должен был выполнять свою работу».
12:00: Фонд «Общественное мнение» организовал телефонный опрос москвичей. Как выяснилось, 72% респондентов поддерживали президента Ельцина, 9% были на стороне парламента. 19% респондентов на вопросы отвечать отказались.
11:40: Из-за неслаженных действий милицейских оградительных кордонов, нескольким подросткам удалось прорваться на парковку перед Белым домом. Агрессивно настроенная молодежь попыталась завладеть оружием, брошенным ранеными. Об этом объявил командующий Таманской дивизией. Было также угнано несколько машин.
11:30: Помощь медиков потребовалась 192 пострадавшим. 158 из них были госпитализированы, 19 впоследствии скончались в больницах.
11:25: Перед зданием возобновилась ожесточённая перестрелка. Договорённость о прекращении огня была нарушена. При этом в Белом доме оставались люди.
11:06: На Смоленской набережной и на Новом Арбате собрались толпы людей, желавших посмотреть на штурм Верховного Совета. Разогнать зевак милиции не удалось. По словам фотографа Дмитрия Борко, в толпе было много подростков и женщин с детьми. Они стояли в непосредственной близости от здания и, казалось, совсем не заботились о своей безопасности. 11:00: Объявлено о прекращении огня, чтобы здание Белого дома могли покинуть женщины и дети.
10:00: Защитники Белого дома заявили, что в здании множество погибших в результате танкового обстрела.
«Когда начали стрелять танки, я был на 6 этаже, - рассказал один из очевидцев событий. - Там было множество гражданских лиц. Все безоружные. Я думал, что после обстрела солдаты ворвутся в здание и попытался найти какое-нибудь оружие. Я открыл дверь комнаты, где недавно разорвался снаряд, но войти не смог: все было залито кровью и усыпано фрагментами тел».
09:45: Сторонники президента Ельцина с помощью мегафонов убеждают защитников Белого дома прекратить сопротивление. «Бросьте оружие. Сдавайтесь. Иначе вы будете уничтожены». Эти призывы раздаются снова и снова.
09:20: Танки обстреливают верхние этажи Белого дома с Калининского моста (ныне Новоарбатский мост). Шесть танков Т-80 дали по зданию 12 залпов.
«Первый залп разрушил конференц-зал, второй - кабинет Хасбулатова, третий - мой кабинет, - рассказывал бывший вице-президент и один из лидеров защитников Белого дома Александр Руцкой. - Я находился в помещении, когда в окно влетел снаряд. Он разорвался в правом углу комнаты. К счастью, мой стол стоял в левом углу. Я выбежал в полном шоке. Я не знаю, как вообще остался жив».
9:15: Верховный Совет полностью оцеплен войсками, верными президенту Ельцину. Они также заняли несколько соседних зданий. Здание постоянно обстреливают из автоматов.
09:05: В эфир вышло телеобращение президента Бориса Ельцина, в котором он назвал события, происходящие в Москве, «запланированным переворотом», организованным коммунистическими реваншистами, фашистскими главарями, частью бывших депутатов, представителей Советов».
«Те, кто размахивает красными флагами, вновь обагрили Россию кровью. Они надеялись на внезапность, на то, что их наглость и беспримерная жестокость посеют страх и растерянность», - сказал Ельцин.
Президент заверил россиян, что «вооруженный фашистско-коммунистический мятеж в Москве будет подавлен в самые кратчайшие сроки. Для этого у российского государства есть необходимые силы».
09:00: Защитники Белого дома ответили огнём на выстрелы со стороны сторонников президента. В результате обстрела на 12 и 13 этажах здания начался пожар.
08:00: БМП открыли прицельный огонь по Белому дому.
07:50: В парке, прилегающем к Белому дому, началась перестрелка.
07:45: Получившие ранения защитники Белого дома и тела погибших перенесены в один из вестибюлей здания.
«Я видел около 50 раненых. Они рядами лежали на полу в вестибюле. Скорее всего, там же были и тела погибших. Лица лежавших в первых рядах были закрыты», - вспоминал Николай Григорьев, хирург и бывший министр здравоохранения Чувашии, который фактически руководил импровизированной медсанчастью осажденного Верховного Совета.
07:35: Сотрудников службы безопасности Белого дома призывают покинуть здание.
07:25: Пять БМП разрушили баррикады, сооружённые защитниками Белого дома и заняли позиции на Площади Свободной России - непосредственно перед зданием.
07:00: У Белого дома продолжается перестрелка. Смертельно ранен капитан милиции Александр Рубан, который снимал всё происходящее с балкона гостиницы «Украина».
06:50: У здания Белого дома в центре Москвы слышны первые выстрелы.
«Нас подняли по тревоге в 06:45. Ещё заспанные, мы выбежали из здания и тут же попали под огонь. Мы легли на землю. Пули и снаряды свистели всего в десяти метрах от нас», - рассказала одна из защитниц Белого Дома Галина Н.