Казанник генеральный прокурор. Алексей Казанник: "Я думаю, что в ближайшее время могут быть запрещены какие-то политические партии и ограничены права и свободы граждан". Россия готова принять такой поток беженцев
Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975-1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).
Политическая деятельность
Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.
После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.
Генеральный прокурор России
В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России». 5 октября 1993 года, сразу после разгона Верховного Совета, был назначен Генеральным прокурором РФ согласно указу президента Б. Н. Ельцина. Сменил в этой должности В. Г. Степанкова, сотрудничавшего с Верховным Советом после указа о его роспуске. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко. На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с попытками путча в августе 1991 года и государственного переворота в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.
С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра. В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна. В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудящихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).
Персональные данные
В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири)». Доктор юридических наук (1991 г., тема диссертации «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР»). Научная проблематика работ А. И. Казанника крайне широка: в 1960-е гг. - советское государственное право, с 1970-х гг. - правовая охрана природы. Сегодня в круг его интересов входят проблемы научной организации управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях.
Имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (май 2006 г., «за заслуги в развитии юридической науки и подготовке юридических кадров»)
Женат, имеет двоих сыновей. Увлекается пешим туризмом, переплыл на байдарке оз. Байкал, чтением классической литературы.
А. И. Казанник считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Совет Национальностей Верховного Совета выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. Тогда же был делегирован Верховным Советом РСФСР в Совет Республик Верховного Совета СССР.
После отзыва из союзного парламента 12 декабря 1991 года вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 годах был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий.
С февраля 1993 по февраль 1994 года - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции Российской Федерации. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия президента Российской Федерации в его противостоянии с Верховным Советом России.
Генеральный прокурор Российской Федерации
В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России».
5 октября 1993 года, сразу после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета, был назначен в нарушение конституции, указом президента Б. Н. Ельцина Генеральным прокурором Российской Федерации (по действовавшей на тот момент конституции генерального прокурора мог назначать только Верховный Совет). Сменил на этом посту В. Г. Степанкова. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко.
На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с событиями 19-21 августа 1991 года и с разгоном Съезда народных депутатов и Верховного Совета в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако, после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.
Партийная карьера
С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра.
В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна.
В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудяихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).
На государственной службе
В марте 1996 года назначен заместителем губернатора Омской области, председателем комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области. 30 сентября 2003 года добровольно подал в отставку.
Персональные данные
В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири)». Доктор юридических наук (1991), тема диссертации - «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР»). Научная проблематика работ А. И. Казанника крайне широка: в 1960-е гг. - советское государственное право, с 1970-х гг. - правовая охрана природы. Сегодня в круг его интересов входят проблемы научной организации управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях.
Имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (май 2006 г., «за заслуги в развитии юридической науки и подготовке юридических кадров») Награждён юбилейной медалью им. А. Ф. Кони.
В декабре 2012 года Алексею Ивановичу Казаннику присвоено почетное звание «Заслуженный профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского» за выдающийся вклад в развитие научной, образовательной и культурно-воспитательной деятельности университета.
Женат, имеет двоих сыновей. Увлекается пешим туризмом, чтением классической литературы, переплыл на байдарке оз. Байкал.
Ссылки
- Кто есть кто в Омске. А. И. Казанник
- Алексей Казанник. Жизненный путь.
- Казанник Алексей Иванович
- Интервью А. И. Казанника корреспонденту «Независимой газеты» 12 апреля 1994 года
После недавнего судилища, когда вашими усилиями, Дмитрий Алексеевич, закрыли в СИЗО предпринимателя Калинина, я чувствую себя обязанным задать вам несколько вопросов.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144554, "yandex_ad_article_in", { stat_id: 5, ad_format: "direct", font_size: 0.8, font_family: "tahoma", type: "vertical", limit: 1, title_font_size: 1, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", title_color: "000000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "000000", sitelinks_color: "000000", no_sitelinks: false }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Способны ли вы, хотя бы на мгновение, представить себе ощущения молодой женщины, Екатерины Талызиной, которая вышла, рыдая, из зала суда в состоянии шока? Наверное, ей было страшно возвращаться домой. Ведь там она должна будет увидеть глаза детишек: восьмилетней отличницы Маруси, двухлетнего Петечки и Александры, которой не исполнилось еще и года. Что сказать им про папу, которого дядя-прокурор Казанник посадил в тюрьму из-за шенгенской визы? Раз, мол, у папы есть такая виза, значит он может сбежать от своих детишек за границу, бросить своих Марусю, Петечку и Александру.
Неужели вы, г-н Казанник, действительно в это верите? Если так, то мне вас просто жаль.
Ваш отец, Алексей Казанник, уже вошел в историю России как кристально честный человек, не изменивший идеалам. В лихие 90-е он мог бы легко отбросить их как нечто лишнее, чтобы сохранить и высокий пост Генпрокурора России, и все, что к нему причитается. Но он не сделал этого. Отказался выполнять распоряжение тогдашнего Хозяина Кремля Ельцина, потребовавшего держать в тюрьме амнистированных Госдумой участников печальных событий 1993 года. И в тот же час оказался на улице.
Я встретился с уже бывшим Генпрокурором Казанником, вернувшимся в свою квартиру-хрущевку, в омском университете, куда экс-генпрокурор пришел вновь трудоустраиваться на лето в студенческую приемную комиссию:
«Пять месяцев я дышал воздухом кремлевских интриг... Опасное занятие. Один мой приятель шутил: «оттуда» не возвращаются. Человек, побывавший «там», меняется на биологическом уровне. Опять же, дачи, лимузины-«членовозы», охрана, лесть подчиненных... Мне кажется, что я это испытание выдержал», – заметил Алексей Казанник.
А вот вы, Дмитрий Алексеевич, можете сказать о себе то же самое? Как вы, к примеру, выдерживаете прессинг вашего нынешнего Хозяина – первого зампрокурора Лоренца, требующего засадить Калинина? Только не делайте вид, будто не знаете, на какой клан работает первый зам. Анастаса Спиридонова, почему-то неожиданно уехавшего вдруг в отпуск. Сцепились две «стаи»: «камерцелевские» объявили беспощадную войну «голушкинским»...
Но при чем здесь Катя Талызина с малолетними детьми?
Моя сестра, учитель физики с 50-летним стажем, свой первый урок в мальчиковом инженерном классе начала с вопроса: «Что для мужчины главное?»
В ходе развернувшейся дискуссии назывались в качестве главного: карьера, деньги, семья, любовь, путешествия и многое другое: «Нет, не угадали...»
И вот уже перед самым звонком Любовь Сергеевна, подняв указательный палец, в наступившей тишине назвала это Главное: ЧЕСТО - ЛЮБИЕ, происходящее от слов «ЛЮБИТЬ ЧЕСТЬ».
Мне искренне жаль, что вам, прокурору Казаннику, следователю СК Поноровскому и судье Мурастову, видимо, таких уроков Често - Любия в школе не преподавали. А потому вы с такой торжествующей легкостью, втроем, отправили в нокаут молодую женщину, родившую России трех замечательных детишек.
Как тут не вспомнить великого комика Вицина и его слова про самый гуманный суд в мире?
Скажу более, своим решением вы, Дмитрий Алексеевич, беспардонно дискредитировали здесь, в Омске, президента России Путина, неоднократно рекомендовавшего вам, правоохранителям, не садить в тюрьмы предпринимателей за подозрение в экономических преступлениях. Калинина, безусловно, можно было посадить и под домашний арест, тем более, что никакого влияния на ход следствия он уже оказать не мог, да и сбегать будучи уверенным в своей правоте депутат Засобрания вряд ли собирался даже теоретически.
Но, увы, клановые интересы для вас выше.
Вы, прокурор Дмитрий Казанник, позорите на всю Россию имя своего отца – Алексея Казанника.
P.S.:
должен признаться, что меня всячески отговаривали от написания этой реплики: Сергей Сергеевич, «голушкинские», оптом «скупившие» журналистов «Бизнес-курса», среди которых были и ваши ученики, довели вас до язвы! Они же в союзе с другими олигархами внесли свою лепту в отъем бизнеса и разорение вашего сына. Но я сделал свой выбор. Эта заметка не про Калинина, а про "прокуроров казанников" и об их отношении ко всему российскому бизнесу.
История Российской прокуратуры. 1722–2012 Звягинцев Александр Григорьевич
Казанник Алексей Иванович (р. 1941), государственный советник юстиции I класса
Казанник Алексей Иванович
государственный советник юстиции I класса
Родился в Городнянском районе Черниговской области. Получив среднее образование, в течение двух лет работал столяром в стройуправлении в городе Темиртау Карагандинской области. В 1961–1963 служил в Советской армии в городе Ашхабаде. После демобилизации поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, который с отличием окончил в 1967. Оставлен при университете для научной работы. В 1967–1969 ассистент кафедры государственного права и советского строительства. С 1969 учился в аспирантуре. После защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук в течение пяти лет был старшим преподавателем и доцентом на той же кафедре.
В 1975 А. И. Казанник переехал на жительство в Омск, где на юридическом факультете местного университета стал читать лекции по государственному праву. В 1990 возглавил кафедру государственного и муниципального права. В 1989 его избрали народным депутатом СССР. На Первом Съезде народных депутатов СССР он вошел в члены Верховного Совета СССР, но уступил свое место «кумиру» демократов Ельцину, который не сумел набрать нужного количества голосов. Тем не менее А. И. Казанник был включен в Комитет по экологии.
В октябре 1991 Алексей Иванович защитил диссертацию и получил ученую степень доктора юридических наук, а в 1992 стал профессором кафедры государственного и муниципального права. К этому времени он был автором более 120 научных работ. С 1993 - член Президентского совета.
5 октября 1993 Президент России Ельцин своим указом назначил А. И. Казанника Генеральным прокурором Российской Федерации. Ему был присвоен классный чин государственного советника юстиции 1 класса. В этой высокой должности он пробыл всего пять месяцев. 12 марта 1994 Ельцин принял отставку Казанника.
А. И. Казанник покинул Москву и вернулся в Омск.
Москва, октябрь 1993 г.
А. И. Казанник незамедлительно приступил к исполнению своих новых обязанностей. Квартиру в Омске он сдавать не стал (возможно, чувствовал неуверенность своего положения), а поселился на государственной даче в Архангельском. 25 октября 1993 года Президент России присвоил ему классный чин Государственного советника юстиции 1 класса.
Правовое положение нового Генерального прокурора было непростым. Дело в том, что согласно действовавшей в момент его назначения Конституции РСФСР Генеральный прокурор утверждался Верховным Советом РСФСР. Но действия последнего были приостановлены Президентом еще 21 сентября 1993 года. По вновь принятой Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор утверждался Советом Федерации по представлению Президента. Однако и после начала функционирования Совета Федерации такого представления в него не поступало.
В одном из своих первых интервью А. И. Казанник заявил: «Занимая пост Генерального прокурора России, я не представляю ни Президента, ни бывший Верховный Совет, ни бывший съезд. Я представляю только закон. Ни один виновный не должен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен пострадать - именно этим принципом будут руководствоваться органы российской прокуратуры».
О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве
3 октября 1993 г. в г. Москве был поднят мятеж. Вооруженные группы, руководимые и направляемые экстремистскими лидерами бывшего Верховного Совета Российской Федерации и другими лицами, занимавшими ответственные посты, совершили нападение на важные государственные объекты, учинили массовые беспорядки, сопровождавшиеся убийствами, разрушениями, поджогами. Пролилась кровь многих невинных людей - мирных жителей, военнослужащих, сотрудников милиции, журналистов, в том числе иностранных корреспондентов. Нанесен большой материальный ущерб.
В настоящее время принимаются меры к ликвидации последствий мятежа и восстановлению нормальной жизни города. Государство оказывает необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших.
Организаторы и активные участники мятежа задержаны. Генеральная прокуратура Российской Федерации возбудила уголовные дела. Ведется расследование. По завершении предварительного следствия уголовные дела будут переданы в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, а также в другие федеральные и местные суды.
В целях восстановления правопорядка постановляю:
1. Генеральному прокурору Российской Федерации (А. И. Казаннику), Министру безопасности Российской Федерации (Н. М. Голушко), Министру внутренних дел Российской Федерации (В. Ф. Ерину) обеспечить при расследовании быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение закона с тем, чтобы каждый организатор, руководитель и активный участник мятежа понес справедливое наказание и ни один невиновный не подвергся уголовному преследованию.
2. Министерству юстиции Российской Федерации создать необходимые условия для неотложного рассмотрения в судах расследованных дел о мятеже.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации обеспечить охрану судей, потерпевших, свидетелей, других участников судебного разбирательства, а также зданий судов.
4. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок выделить дополнительные финансовые и материально-технические средства, необходимые для выполнения настоящего Указа.
5. Указ вступает в силу с момента подписания.
Москва, Кремль
№ 1595
(Москва. Осень-93: Хроника противостояния. 2-е изд. М.: Республика. С. 537–538.)
Опьяненные разгромом Верховного Совета РСФСР, некоторые буйные головы тогда готовы были замахнуться и на всю правоохранительную систему. Бывший в то время министром юстиции Ю. Х. Калмыков высказался за то, чтобы переподчинить Генеральную прокуратуру и МВД России Минюсту. А. И. Казанник расценил такую постановку вопроса как «антинаучное забегание вперед». Он сказал: «При нынешнем размахе преступности, росте сепаратизма, полнейшем правовом нигилизме и повсеместном игнорировании законов чрезвычайно опасно перестраивать направо и налево всю правоохранительную систему. Надо максимально использовать достигнутое». И далее, признавая необходимость реформирования органов прокуратуры, подчеркивал, что на первое место по своей значимости должна выдвигаться правозащитная функция прокуратуры. «Защита прав и свобод человека, строгое соблюдение законности при задержании людей, правовых и нравственных норм при обращении с ними представителей власти, прав и интересов осужденных должны постоянно находиться в поле зрения прокурора».
20 октября 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал указ, касающийся деятельности органов прокуратуры.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О деятельности Прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации
В целях повышения эффективности деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации по обеспечению законности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
постановляю:
Свою деятельность прокуроры осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и настоящему Указу. Военные прокуроры, кроме того, руководствуются положением о военной прокуратуре в части, не противоречащей законодательству и указам Президента Российской Федерации.
2. Возложить на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров впредь до принятия Конституции Российской Федерации осуществление надзора за исполнением указов Президента Российской Федерации и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
3. Совету Министров - Правительству Российской Федерации предусмотреть необходимое финансирование, снабжение, материально-техническое и другое обеспечение органов военной прокуратуры.
4. Генеральному прокурору РФ по согласованию с Советом Министров - Правительством Российской Федерации в трехмесячный срок подготовить предложения по установлению льгот в пенсионном обеспечении прокурорских работников.
5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль
Генеральный прокурор Российской Федерации А. И. Казанник занимался повседневными прокурорскими обязанностями: проводил коллегии, совещания, вносил представления в министерства и ведомства, рассматривал письма граждан и должностных лиц.
12 декабря 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой нашли отражение и основные принципы организации органов прокуратуры.
А 12 марта 1994 года неожиданно для всех Б. Н. Ельцин издал указ за № 465. В нем отмечалось: «В связи с тем, что Казанник А. И. был назначен на должность Генерального прокурора Российской Федерации вне порядка, установленного статьей 102 Конституции Российской Федерации, а также учитывая его личную просьбу, постановляю:
Подлинной же причиной увольнения Казанника явилось то, что он отказался выполнить указание Президента Российской Федерации Ельцина о приостановлении процесса амнистии, объявленной Постановлением Государственной думы от 23 февраля 1994 года. По акту амнистии подлежали освобождению из следственного изолятора лица, содержащиеся там после октябрьских событий 1993 года.
Заявление Генерального прокурора Российской Федерации об отставке
Президент Российской Федерации Б. Ельцин обратился ко мне с призывом приостановить процесс амнистии по Постановлению Государственной думы Федерального собрания от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии». Я полностью разделяю гражданский пафос и содержание призыва главы государства.
В ходе первомайских и октябрьских беспорядков погибло 148 человек, больше тысячи получили увечья. Остались вдовы, осиротевшие дети, убитые горем родители. Причинен огромный материальный ущерб. Тем не менее Государственная дума прощает всех преступников. По ее воле на свободу выйдут организаторы массовых беспорядков, подстрекатели и активные исполнители. В их числе немало убийц, погромщиков, мародеров, грабителей. Акт «политической» амнистии, как безграмотно назвали его законодатели, навсегда останется одной из позорных страниц в истории отечественного парламентаризма.
Однако Генеральный прокурор Российской Федерации не наделен полномочиями по приостановлению акта амнистии. Не обладает он и правом законодательной инициативы, чтобы обратиться в Государственную думу с просьбой пересмотреть постановление об амнистии. Поэтому я заявляю о своей отставке с поста Генерального прокурора России.
Моя дальнейшая судьба меня беспокоит мало. Я всегда болел за Россию, за ее многострадальный народ. Верю: придет «золотой век», где правда будет называться правдой, ложь - ложью, добродетель добродетелью, а подлость - подлостью. Но в его наступлении не будут повинны ни коммуно-патриоты, ни жириновцы, ни опошлившие самое высокое звание русского интеллигента демократы.
А. Казанник
Генпрокурор России
Во исполнение Указа президента назначенный Б. Н. Ельциным исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Алексей Николаевич Ильюшенко, издал приказ об увольнении А. И. Казанника из органов прокуратуры с 15 марта 1994 года. Однако в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации Генеральный прокурор мог быть освобожден от своей должности только постановлением Совета Федерации Федерального Собрания. Некоторое время Совет Федерации не давал согласия на это. Такое решение состоялось лишь 25 апреля 1994 года. Подписал его Председатель Совета Федерации В. Ф. Шумейко. И. о. Генерального прокурора Ильюшенко пришлось изменять свой приказ об увольнении А. И. Казанника. К этому времени Алексей Иванович уже покинул Москву и вернулся в родной Омск, чтобы продолжать преподавательскую деятельность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Горемыкин Иван Логгинович (1839–1917), действительный тайный советник I класса, видный прокурорский и государственный деятель * * *Родился 27 октября 1839 в Новгородской губ. в родовитой дворянской семье. После окончания Училища правоведения (1860) определен на службу в
Шейнин Лев Романович (1906–1967), государственный советник юстиции II класса, писатель * * *Родился в 1906 в Велижском у. Витебской губ., в семье приказчика. Учился в школе г. Торопец. Увлекался литературой, писал стихи. Когда был создан комсомол, вступил в его ряды. Не прерывая
Тадевосян Врамшапу Самсонович (1900–1979), государственный советник юстиции II класса, известный прокурорский деятель, видный ученый-юрист * * *Родился в 1900 в с. Верхние Акулисы Эриванской губ. в семье крестьянина. Образование получил в сельской школе, затем в пансионе при
Сафонов Григорий Николаевич (1904–1972), государственный советник юстиции I класса * * *Родился в г. Ростове Ярославской губернии в семье кузнеца. Образование получил в ростовской средней школе, затем на правовом отделении Ленинградского государственного университета. С
Баранов Павел Владимирович (1905–1988), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 13 августа 1905 в Петербурге. Трудовую деятельность начал в 14 лет. В 1920 стал учиться в фабрично-заводском училище, где получил квалификацию электромонтера. Тогда же он вступил в
Карпец Игорь Иванович (1921–1993), государственный советник юстиции II класса, видный ученый * * *Родился 19 июня 1921 в г. Ленинград в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу (1939), в том же году призван в РККА. Служил солдатом в управлении коменданта г. Ленинграда, с началом
Круглов Алексей Андреевич (1907–1974), государственный советник юстиции II класса * * *Родился 5 октября 1907 в деревне Семкино Высокиничской волости Тарусского уезда Калужской губернии. Работать стал с 1924. В 1931 комсомолец Алексей Круглов был мобилизован на работу в милицию.
Блинов Владимир Михайлович (1918–1990), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 19 февраля 1918 в г. Иваново-Вознесенк в семье рабочего. В 1933, после окончания школы-семилетки, поступил в Ивановский энергетический техникум. В 1937 призван в армию и направлен на учебу в
Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные
Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной
Трубин Николай Семенович (р. 1931), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в селе Бурдыгино Сорочинского района Оренбургской области. После окончания школы поступил в Свердловский юридический институт, который закончил с отличием. С 1953 стал работать
Степанков Валентин Георгиевич (р. 1951), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в г. Перми в семье служащего. Окончив среднюю школу, работал в Пермском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток. Одновременно учился на вечернем отделении
Ильюшенко Алексей Николаевич (р. 1957), государственный советник юстиции I класса * * *Родился в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области. После окончания средней школы поступил на юридический факультет Красноярского государственного университета, который окончил в 1979. В
Гайданов Олег Иванович (р. 1945), государственный советник юстиции II класса * * *Родился в г. Актюбинске Казахской ССР. В 1973 О. И. Гайданов окончил Всесоюзный юридический заочный институт и получил диплом юриста.Еще до окончания учебы, в 1971, стал работать в органах
Скуратов Юрий Ильич (р. 1952), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в г. Улан-Уде Бурят-Монгольской АССР. В 1973 Скуратов с отличием окончил Свердловский юридический институт и был рекомендован в аспирантуру. Поскольку в то время институт не имел
Устинов Владимир Васильевич (р. 1953), действительный государственный советник юстиции * * *Родился в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края в семье прокурора. Учился в средней школе, затем стал работать токарем-инструментальщиком на Кореновском сахарном заводе в
- ГОСПОДИН Казанник, есть ли у нас сегодня генеральный прокурор России, и если да, то кто?
Де-юре есть генеральный прокурор Казанник Алексей Иванович, поскольку для оформл ения моей отставки требуется постановление Совета Федерации. Но я думаю, что оно будет принято без дискуссий. Что касается исполняющего обязанности, то если меня нет де-факто, то его нет ни де-юре, ни де-факто. Дело в том, что ни Конституцией РФ, ни законом о прокуратуре не предусмотрено назначение исполняющего обязанности генерального прокурора со стороны. Им может быть только заместитель генпрокурора, и он назначается на период отсутствия генерального прокурора его распоряжением.
Ситуация здесь действительно сложная. Ведь президент Ельцин и его окружение при назначении Алексея Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора пошли на нарушение статьи 102 Конституции (пункт 1 "з" относит к ведению Совета Федерации назначение на должность и освобождение от должности генпрокурора РФ. - О.Р.) и закона о Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
- Предполагали ли вы, что Совет Федерации может не утвердить вашу отставку?
По правде сказать, я об этом не думал. Во-первых, у меня были опасения другого порядка. Президент издал указ о том, что отставка генпрокурора принимается независимо от Совета Федерации. Логика была какая? Генерального прокурора Алексея Казанника назначал в октябре президент. Стало быть, Ельцин и должен принимать мою отставку, а не Совет Федерации. Но это было не что иное как попытка домыслить закон, именно так юристы и говорят.
Я назначался на основании пресловутого Указа # 1400, и тогда не было представительного органа государственной власти. Но в самом указе говорится, что он действует до принятия новой Конституции и созыва Федерального собрания. Совет Федерации в любом случае должен был принять мою отставку. Для меня самым главным было, что сенаторы, вопреки неконституционному указу, приняли этот вопрос к рассмотрению и разрешили его в соответствии со 102-й статьей Конституции. Для меня как юриста это было исключительно приятно. Я посчитал, что это - первый шаг на пути к правовому государству.
И тем не менее, по определению многих, ситуация зашла в "юридический тупик". В президентских кругах считают, что вопрос с вашей отставкой решен и исполнять обязанности генпрокурора должен господин Ильюшенко. Совет Федерации, не утвердив вашу отставку, оставил генпрокурором господина Казанника. Третьи утверждают, что генерального прокурора в России сегодня вообще нет.
Выход из сложившегося тупика состоит в следующем. Если бы разум восторжествовал, то я должен был бы издать распоряжение о назначении исполняющего обязанности генерального прокурора. Им мог быть только один из моих замов, и президент в срочном порядке представляет кандидатуру на утверждение в Совет Федерации. Этот прокурор будет уже легитимный, конституционный. Другого пути нет.
- Вы обозначили конституционный путь развития ситуации. А насколько реален другой поворот событий?
Ситуация уже развивается по-другому. И я не думаю, что это самый оптимальный вариант. Президентская сторона настаивает на том, что Ильюшенко является исполняющим обязанности генерального прокурора, и он может принимать и административные решения (то есть по руководству кадрами), и процессуальные решения. Это путь не правовой. А если президент представит кандидатуру Ильюшенко на пост генпрокурора, а я в этом не сомневаюсь, то гарантирую - на Совете Федерации эта кандидатура не пройдет.
- Так каков же все-таки выход?
Надо срочно представлять третью кандидатуру, исключая меня. При этом с сожалением констатирую, что для президентской стороны не имеет значения Конституция, не имеют значения законы, решения Совета Федерации. Просто они не допустят меня - физически не пустят в здание прокуратуры.
- Вы всерьез полагаете, что и до этого может дойти?
Теперь уже нет. Я не хочу, чтобы различные ветви власти встали на путь непримиримой конфронтации.
Да и останься я генеральным прокурором, меня бы задушили теми же финансовыми методами - вся система недополучала бы деньги. Они бы пошли на какие-то организационные провокации, чтобы любым путем дискредитировать меня. Я этих людей хорошо знаю. Поэтому считаю, что в интересах дела надо срочно подбирать соответствующего кандидата на пост генерального прокурора.
Как известно, президент Ельцин категорически настаивает на кандидатуре господина Ильюшенко, и ни о каком третьем лице в президентских кругах разговоров пока нет...
После моей драматической отставки я убедился, что президенту Борису Ельцину нужен карманный, марионеточный генеральный прокурор, который будет выполнять любые, в том числе и незаконные, указания не только президента, но и каких-то клерков администрации. Я опасаюсь, что он будет упорствовать именно на кандидатуре Ильюшенко, пойдет на грубейшие нарушения Конституции и вопреки мнению Совета Федерации поставит его исполняющим обязанности.
В последнее время все чаще можно слышать утверждения о том, что довольно большое влияние - и далеко не лучшее - на господина Ельцина оказывает его окружение. Насколько актуальны, по-вашему, эти разговоры?
Я общался с Борисом Ельциным неоднократно, информировал его о состоянии законности, о расследовании первомайских и октябрьских событий.
Когда я был на расстоянии, в Омске, то читал в газетах "окружение президента", "коллективный Распутин" и так далее. Но мне это ничего не говорило, поскольку я считал и теперь считаю, что президент - глава государства - несет личную ответственность за все указы и распоряжения, которые он подписывает.
После же общения с его окружением я убедился, насколько я заблуждался. В администрации президента есть такие люди, которые могут подписать любой указ - о назначении-смещении должностных лиц страны, о ликвидации Министерства безопасности, о передаче Генпрокуратуре следственного изолятора в Лефортове. Из последнего указа я, например, узнал, что Генпрокуратура - впервые за всю свою деятельность и вообще впервые в мире - обзавелась своей собственной тюрьмой. Видел я и другие распоряжения президента. Сегодня дискутируют, подписывал или нет президент указ о строительстве военных баз в Прибалтике. Из Генштаба заявляют: да, подписывал, и мы будет строить эти базы. Пресс-секретарь президента Костиков опровергает: у нас и в уме такого не было...
Все это просто удивительно. Для меня это было страшно необычно. В деятельность прокуратуры пытался вмешиваться не только Ельцин, но и его советники, помощники, вплоть до чиновников, которые считали себя вправе позвонить мне.
Не хотите ли вы назвать имена людей из окружения президента, которые пользуются особым авторитетом у господина Ельцина?
Вы знаете, в самой же администрации президента мне говорили, что если надо подписать какой-то указ без соответствующей разработки, то это сделает не первый помощник президента. Надо обратиться к начальнику его личной охраны Коржакову - он решит все проблемы.
На прошлой неделе в Совете Федерации вы сделали заявление, в котором предупредили о "грядущей открытой диктатуре". Интересно, а не жалеете ли вы сегодня о том, что некогда отдали свое место господину Ельцину?
Я об этом не жалею. Во-первых, у меня всегда было развито чувство справедливости, и я считал, что если за меня было подано полтора или два миллиона голосов в Омском национально-территориальном округе, а за Ельцина было подано шесть с половиной миллионов голосов, то надо формировать ВС по рейтингу. И я полагал, что будет выведен такой рейтинг: за кого больше проголосовало, тот и обладает приоритетным правом, поменьше - на втором месте... Я рассчитывал, что таким образом я попаду в Совет национальностей.
Не жалею я о своем решении и по другим мотивам. На тот период этот шаг был оправдан. Тогда стояла задача разрушить тоталитарную систему (или, как мягко ее называли, административно-командную). Я думаю, что Борис Николаевич выполнил эту задачу, но было бы очень здорово, чтобы он ушел в отставку в августе или сентябре 1991 года, после известных августовских событий.
Общаясь с ним, я убедился, что у него если и есть какой-то талант, то только разрушителя. Разрушены экономика, культура, нравственность, и он продолжает выполнять свою роль.
Что касается диктатуры - возьмите октябрьские события. Как бы мы ни рассуждали, указ # 1400 неконституционен. Тогда я переживал за президента Ельцина, поскольку в то время он представлялся мне мудрым политиком, руководителем. Мне было непонятно, почему он делает ошибки, которые видны невооруженным глазом.
Другой разрушительный момент. Разве можно было приостанавливать закон о Конституционном суде? Хороший или плохой суд, но он в какой-то мере заполнял правовой вакуум.
И, наконец, тупиковая ситуация с генеральным прокурором Российской Федерации. Она порождена искусственно.
Я думаю, что в ближайшее время могут быть запрещены какие-то политические партии и ограничены права и свободы граждан.
- Чем вы намерены заняться по возвращении в Омск?
Наряду с преподавательской и научной работой я намерен заняться и политической деятельностью. Я собрал своих доверенных лиц 1989 года, когда баллотировался в народные депутаты СССР. Мы приступили к созданию Партии единства и национального прогресса.
Я начал рассуждать так: в 1941 году сибирские дивизии спасли Москву от немецко-фашистского нашествия. Так, может быть, пришло время, когда сибирские политики спасут теперь Россию, но только уже не с оружием в руках, а в результате избирательной кампании. Я думаю, что наша партия будет ни справа, ни слева - она будет впереди.
В отличие от других партий на первое место мы должны поставить возрождение нравственности, культуры.