Как во время войны немцы общались с русскими. Привычки немцев, которые шокировали русских на великой отечественной войне Немцы и русские во время войны
22 июня 1941 года советские немцы, как и всё население Советского Союза, узнали о нападении Германии на СССР и начале Великой Отечественной войны. В первые недели и месяцы войны судьба немцев, проживавших в различных регионах страны, сложилась по-разному. Одни находились в тылу и были вовлечены в общенациональную борьбу за отражение агрессии, другие довольно быстро оказались в зоне боевых действий или даже под оккупацией германских и румынских войск. Наиболее характерной, в этом плане, является судьба немецкого населения Республики немцев Поволжья и Украины.
Буквально с первого же дня войны по всей республике прокатилась волна патриотических митингов, в которых участвовало свыше 270 тыс. человек. В Энгельсе, Марксштадте, Бальцере, в кантональных центрах и крупных сёлах, люди, выступая на митингах, осуждали нападение Германии, выражали «непоколебимую уверенность» в быстрой победе Красной армии, «преданность идеям Коммунистической партии Ленина-Сталина», готовность «грудью встать на защиту социалистической родины».. Конечно же, митинги были организованы партийно-советским руководством АССР НП, поэтому выступления на них носили такой официозный характер. Тем не менее, всё же чувство возмущения агрессией, охватившее значительную часть немецкого населения, особенно молодёжи, было вполне искренним. С 22 по 24 июня в военкоматы, по неполным данным, поступило 1060 заявлений о желании добровольно вступить в ряды Красной Армии. На предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, МТС развернулась кампания «борьбы» за выполнение и перевыполнение производственных планов и заданий.
22 июня ближе к вечеру по приказу сверху в АССР НП в действие был введён мобилизационный план. В течение 23 июня были открыты все призывные и сборно-сдаточные пункты, оповещены поставщики автомоторесурсов и подлежавшие мобилизации призывники. В последующие дни начался призыв военнообязанных, поставки на сборные пункты из народного хозяйства техники и других ресурсов, развёртывание госпиталей. В целом эти мероприятия прошли организованно, сказались регулярно проводившиеся перед войной тренировки и мобилизационные учения.
- Докладная записка о ходе мобилизации в Немреспублике
С первого дня мобилизации недоумение, обиду и даже возмущение многих мужчин немцев, особенно молодёжи, вызывал тот факт, что их не призывали в ряды Красной Армии и не отправляли на фронт. «Как в партийные органы, так и в военкоматы, - отмечалось в одном из донесений республиканского руководства в Москву, - обращается очень много людей с просьбой разъяснить им, почему их не берут, а на объяснение, что сейчас пока требуются люди определённых военных специальностей, просят зачислить их в любой род войск».
Вместе с тем, в Республике немцев Поволжья, как и во многих других местностях СССР, начало войны вызвало и некоторые негативные явления. В частности, в Энгельсе отмечались большие очереди в магазинах за продуктами, мылом, спичками, вызванные, как отмечал горком ВКП(б), «провокационными слухами о недостатке продовольственных запасов в СССР». В ряде населённых пунктов были предприняты попытки разграбления магазинов, складов государственного и кооперативного имущества, фиксировались случаи мародёрства, возросло число уголовных преступлений. Однако эта вспышка уголовщины была быстро и жёстко пресечена органами НКВД. Под охрану милиции и подразделений внутренних войск были взяты стратегические объекты, усилен контроль за состоянием общественного порядка. С населением проводилась разъяснительная работа о том, что «государство в своём распоряжении имеет достаточно запасов продовольствия и промтоваров».
Если с уголовщиной удалось справиться довольно быстро, то «борьба» с паническими и «пораженческими» слухами и настроениями требовала гораздо больших усилий. В еженедельных донесениях обкома ВКП(б) Республики немцев Поволжья, направлявшихся непосредственно И. Сталину, каждый раз отмечалось, что наряду с высоким патриотизмом основной части населения, в том числе и немецкого, имели место отдельные факты «контрреволюционных, профашистско-националистических проявлений», которые выражались, главным образом, в соответствующих разговорах.
Так, «бывший кулак» Б. Кунстман утверждал, что Гитлер «скоро доберётся до Москвы, чтобы положить конец большевикам. Для нас, во всяком случае, это было бы не хуже, а лучше». Некий Кремер распространял слух, что в ближайшее время Япония нападёт на СССР. Служащий из Энгельса Рейхерт говорил: «в войне против СССР Германия прежде всего постарается создать опору у нас в Немреспублике. Мы, по всей вероятности, в ближайшем будущем можем ждать первых парашютных десантов. На территории нашей республики будут ожесточённые бои…»
Даже единичные факты «пораженческих настроений», а по сути дела безответственной болтовни недалёких людей в условиях определённой двусмысленности положения советских немцев, сложившегося в связи с началом войны с Германией, попадали в донесения, шедшие высшему руководству Советского Союза, лично Сталину, и не могли не влиять на решения, принимаемые центром в отношении Немреспублики и всех советских немцев.
Используя в своих целях факты, аналогичные приведённым выше, органы НКГБ в июле 1941 г. «разоблачили» на территории АССР НП «контрреволюционное формирование фашистско-эмиграционного направления». При всём своём старании спецорганы не смогли предъявить этому мифическому «формированию» обвинения серьёзнее, чем «стремление распространять провокационные слухи и вымыслы, сеять панику в народе с одновременным восхвалением Гитлеризма». С 22 июня по 10 августа 1941 г. в Республике немцев Поволжья было арестовано 145 человек, в том числе по обвинению в шпионаже - 2, «террористических намерениях» - 3, «диверсионных намерениях» - 4. Остальных арестовали в основном за «пораженческие и повстанческие высказывания».
Из приведённых цифр видно, что даже если они соответствовали действительности (а в этом, зная практику фальсификации дел ведомством Берии, вполне допустимо сомневаться) и то поволжских немцев, изменивших Родине, оказались считанные единицы. Подавляющее большинство жителей Немреспублики, как немцев, так и представителей других национальностей, восприняли войну как личную трагедию, несмотря на прошлые обиды, сохраняли лояльность правящему режиму и своими практическими делами стремились внести посильный вклад в победу над агрессором.
Наиболее важным мероприятием первых недель и месяцев войны в АССР немцев Поволжья стала уборочная кампания и хлебозаготовки. Благоприятная погода позволила вызреть богатому урожаю. На уборку были мобилизованы не только все колхозники и рабочие совхозов и МТС, но и все учащиеся старших классов, студенты, служащие учреждений, часть рабочих, особенно с мелких предприятий, домохозяйки. Всего в уборке урожая в июле - сентябре 1941 г. участвовало до 40 тыс. горожан, жителей рабочих посёлков и кантональных центров. Начало нового учебного года в школах перенесли на 15 сентября, в техникумах и вузах - на 1 октября.
Темпы уборки и хлебосдачи в АССР НП постепенно нарастали, однако дальнейшие события, связанные с депортацией немецкого населения, передвинули проблемы уборочной кампании на задний план, что, вполне естественно, привело к полной дезорганизации этой кампании.
Война внесла свои коррективы и в промышленное развитие республики. Было прекращено строительство целого ряда промышленных объектов, не имевших оборонного значения: мелиоративных систем, предприятий лёгкой и пищевой промышленности. С первого же дня войны марксштадтский завод «Коммунист» начал перестройку своего производства на выпуск боеприпасов и осуществил её в течение месяца. Другие предприятия Немреспублики не меняли профиля производства, однако продукция большинства из них направлялась на нужды армии и фронта.
В связи с неудачами на фронте и отступлением Красной армии в Республику немцев Поволжья, как и в другие тыловые районы страны, был эвакуирован целый ряд предприятий, в том числе военных. Довольно скоро на новом месте они начали выпускать продукцию, необходимую фронту. В республике было также размещено большое количество эвакуированного скота. Появились первые беженцы.
По решению Государственного Комитета Обороны СССР на территории Немреспублики силами местного населения началось строительство 6 оперативных аэродромов.
Издержки военного времени (перераспределение финансовых средств, необходимость в помещениях для эвакуированных предприятий и учреждений, развёртывавшихся военных объектов и т. п.) прежде всего ударили по системе образования АССР немцев Поволжья в короткий срок приведя её к фактическому краху. Первой жертвой стал сельскохозяйственный институт. Его работа была «приостановлена на период военных действий», а все студенты и преподаватели были направлены на постоянную работу в колхозы, совхозы и МТС. Буквально несколько дней спустя были закрыты все средние специальные учебные заведения, лишились своих зданий и помещений многие школы. В конце сентября, после депортации немецкого населения, за ненадобностью был ликвидирован педагогический институт, который ещё раньше лишился своих помещений и вынужден был «временно» размещаться в Марксштадте в помещениях педагогического техникума.
Наряду с образованием под военный топор попала и пресса. Сохранились только „Nachrichten“, «Большевик» и кантональные газеты, однако значительно уменьшились их объём и формат, сократилась периодичность выхода (три раза в неделю).
В связи с войной в Республике немцев Поволжья проводились мероприятия по военной подготовке населения, организации противовоздушной обороны, предотвращению высадки десантов, попыток совершения диверсионных актов и т. п. Уже ко 2 июля в Энгельсе, во всех кантональных центрах и посёлке Красный Текстильщик были созданы истребительные отряды, перед которыми стояла задача своевременного обнаружения и уничтожения воздушных десантов и диверсионных групп противника. В истребительные отряды производился тщательный отбор. В основном их членами были партийные, комсомольские и советские активисты. Национальных различий не делалось. Основная масса входивших в эти отряды людей, а также многие командиры являлись немцами. С середины июля в АССР НП начали создаваться отряды народного ополчения. К 15 августа в народном ополчении числилось уже около 11,2 тыс. человек. Немцам не чинилось каких-либо препятствий к участию в ополчении и даже к занятию командных и политических должностей.
- Постановление бюро Каменского канткома ВКП с утверждением комсостава для подразделений народного ополчения
Одной из форм патриотического порыва населения Немреспублики стал сбор средств в фонд обороны. К 1 августа была собрана 161 тыс. рублей - сумма по тем временам немалая.
В июле-августе 1941 г. почти всё взрослое население Республики немцев Поволжья было втянуто в мощную контрпропагандистскую кампанию, направленную, на вооружённые силы и население Германии. Граждане Немреспублики должны были активно демонстрировать свой советский социалистический патриотизм и взывать к соответствующим социальным слоям и группам в Германии и её вооружённых силах в целях пробуждения в них просоветских и антифашистских настроений.
По указанию ЦК ВКП(б) обком ВКП(б) АССР НП составил специальный план поступления резолюций митингов, патриотических писем и обращений из всех городов и кантонов республики. План был расписан по кантонам, датам, социальным и профессиональным группам, предприятиям, организациям, учреждениям и т. п. Например, один из самых маленьких кантонов - Эрленбахский - по разнарядке должен был представить в обком партии резолюции митингов: от рабочих артели "Цукунфт" - 16 июля; от Розенбергской МТС - 17 июля; от двух лучших колхозов - 18 июля; от интеллигенции кантона - 19 июля.
Все резолюции, письма и обращения в тот же день направлялись в ЦК ВКП(б). Многие из них публиковались в центральных газетах, использовались в радиопередачах на Германию, в качестве листовок для «распропагандирования» германских войск.
Контрпропагандистскими документами самого высокого уровня стали обращения к германскому народу Председателя Верховного Совета АССР НП К. Гофмана и Председателя Совнаркома АССР НП А. Гекмана. К. Гофман, обращаясь к солдатам, рабочим, крестьянам, интеллигенции Германии, заявлял: «С чувством величайшей тревоги мы думаем о вас, страдающих под гнётом гитлеровской шайки жалких выродков, гнусных разбойников и головорезов, затоптавших в грязи и крови всё лучшее, что есть в трудолюбивом и культурном германском народе». И далее он призывал: «Солдаты, рабочие, крестьяне, интеллигенция Германии! Не проливайте своей крови во имя разбойничьих целей Гитлера! Поверните ваше оружие против вашего заклятого врага Гитлера и всей его кровожадной банды насильников. Лишь после уничтожения Гитлера и его своры вы сможете зажить свободной и счастливой жизнью. Долой кровавый фашизм! Восставайте на борьбу за свободную Германию!»
К. Гофману вторил А. Гекман: «Жизнь немцев Поволжья в стране Советов свободна, радостна и зажиточна. Жизнь трудового народа Германии под господством фашистской клики является сплошным кошмаром, полна страданий, неслыханного гнёта и лишений... Поверните штыки против фашистских людоедов, помогите народам стереть с лица земли агрессоров, освободить народы от ужаса, бедствия и страданий, в которые повергли их германские фашисты».
Все другие обращения, резолюции и письма «трудящихся» по содержанию и стилю удивительно похожи на отмеченные выше выступления руководителей АССР НП и друг на друга. В обязательном порядке в них присутствуют: рассказ о «зажиточной, культурной и счастливой жизни» немцев в АССР НП, о трудовых подвигах во имя социализма её тружеников; живописание «нужд и мучений», которые испытывают германские «трудящиеся» под «гнётом фашизма»; призыв к различным слоям населения Германии (в зависимости от того, кто принимал резолюцию или обращение) «повернуть оружие» против Гитлера «и его своры» и переходить на сторону СССР.
«Германские крестьяне! Слушайте наш голос, голос свободных и счастливых крестьян Советской Республики немцев Поволжья... Гитлер и его банда коричневых убийц поработила вас... Вашим жёнам приходится в изнурительном труде обеспечивать и поле, и двор, потому что крестьяне-мужчины загнаны в фашистскую армию... Свергайте фашизм, завоюйте себе такую же свободную и счастливую жизнь, какой живём мы, ваши братья!» (Из обращения общего собрания колхозников села Швед, 12 июля 1941).
«Рабочие Германии! Братья по классу! К вам наше слово. Мы, рабочие Республики немцев Поволжья, живём счастливо и зажиточно... Фашистские правители угнетают и германских рабочих, страдания которых мы хорошо понимаем. Мы знаем, что вы горите страстным желанием освободиться от ига гитлеровских банд, стереть позорное пятно фашизма с лица германского народа... Поверните оружие против ваших действительных врагов - гитлеровских фашистов...» (Из резолюции митинга рабочих завода «Коммунист». Марксштадт, 12 июля 1941).
«Немецкие солдаты! Слушайте слово красноармейцев Немреспублики, представителей единственной области в Европе, где немцы действительно свободны и счастливы... Кончайте войну! Переходите на нашу сторону, где вам гарантирована жизнь, хлеб, и хорошее обращение... Свергайте Гитлера и его банду! Этим вы боретесь за свободную и счастливую Германию!» (Из открытого письма красноармейцев-немцев Поволжья германским солдатам. Энгельс, 15 июля 1941).
Несомненно, что такие контрпропагандистские документы, основанные на наивной вере в национальную и классовую солидарность, составленные на удивление примитивно по грубому шаблону, вряд ли могли сыграть какую-то положительную роль в борьбе с оккупантами, поскольку германские солдаты, напавшие на СССР, были оболванены ещё более изощрённой нацистской пропагандой, опьянены рядом лёгких побед в Европе. Именно по этой причине контрпропагандистская кампания с использованием немцев Поволжья в августе начала постепенно ослабляться и к концу месяца вообще сошла на нет.
В июле - августе 1941 г. по указанию ЦК ВКП(б), видимо, в тех же контрпропагандистских целях обком партии АССР НП еженедельно представлял в центр доклады «о фактах патриотического и трудового подъёма трудящихся АССР немцев Поволжья». Их анализ позволяет составить довольно объективную картину того патриотического порыва, который охватил многих тружеников Немреспублики.
Слесари Визенмиллерской МТС Зельманского кантона Ф. Циммерман, И. Цигельман и токарь Я. Еккель выполняли в июле - августе дневные задания на 200 - 300 %. Трактористка Базельской МТС Унтервальденского кантона Элла Шандер выполняла дневные нормы на 180 %. Колхозницы Луиза Винтергольцер и Анна Кексель из села Мангейм Гнаденфлюрского кантона вместо 300 снопов по норме ежедневно вязали по 500 и более снопов. В том же селе колхозник Карл Айферт изобрёл специальные волокуши, позволившие в 3 раза поднять производительность труда на вывозе соломы из-под комбайнов.
На 1 августа 1941 г. по республике 1707 женщин заменили на производстве мужчин, ушедших на фронт. Из них - 392 вернулись на работу в качестве трактористок, 215 - в качестве комбайнёров и штурвальных, 14 - в качестве шоферов. Работницы и инженерно-технический состав фабрики им. К. Либкнехта в г. Бальцере работали в выходной день и всю заработанную сумму - 10770 руб. передали в фонд обороны. Колхозники колхоза им. Сталина Лизандергейского кантона собрали для раненых бойцов госпиталя в г. Энгельсе по одному центнеру масла и молока, три центнера мяса, 50 кг сыра. Широкое распространение получило донорство. Если до войны в Бальцерском кантоне было всего 4 донора, то к августу 1941 г. их стало 1005. В августе кровь сдали: в Энгельсе - 470 доноров, в Шиллинге - 233, в Байдеке - 255, десятки и сотни людей в других населённых пунктах.
- Из докладной записки первого секретаря обкома ВКП(б) АССР НП С.Малова на имя Сталина. 31.07.1941
В Республике немцев Поволжья, в первые месяцы войны широкое распространение получила такая кампания, как отправка на фронт своим землякам открытых коллективных писем. Кампания была инициирована обкомом ВКП(б), и поэтому многие из этих писем носили высокопарный официозный характер. В них искренние душевные слова к воюющим на фронте солдатам перемежались с официальными пропагандистскими штампами, демонстрацией верноподданичества Сталину. Вот, например, какой наказ давали своим односельчанам, бойцам действующей армии Давиду Иордану, Виктору Киршу, Генриху Флике, Филиппу Герману и Фридриху Цинну, колхозники села Гуссенбах Франкского кантона: «Боритесь с фашистами достойно, не зная страха и пощады к врагу, не щадя ни сил своих, ни жизни своей. Мы убеждены, что вы вернётесь домой в родной колхоз победителями, с честью и славой выполнившими долг советского гражданина перед любимой родиной, перед Великим Сталиным!»
Однако нередко авторам открытых писем на фронт удавалось избегать высокопарности и пропагандистских штампов. Тогда письма носили действительно тёплый искренний характер. Такое письмо направили на фронт своим выпускникам преподаватели Немецкого государственного педагогического института. «Гордимся Вами, дорогие наши друзья, - писали они, - радуемся, что из нашей среды вышли стойкие борцы за свободу, честь и независимость нашей Родины, за освобождение порабощённых народов от фашистского варварства».
Итак, с началом войны подавляющее большинство немецкого населения Республики немцев Поволжья никак не отделяло себя от всего советского народа, своими конкретными делами и поступками демонстрировало патриотизм, гражданственность, активно включилось в общенациональную борьбу за отражение агрессии.
На Кавказе, в Оренбуржье, Сибири, Казахстане, Киргизии и других регионах страны немцы в целом также продемонстрировали свой патриотизм, который выразился в желании идти добровольцами на фронт, в сборе денежных и вещевых пожертвований для армии, в оказании помощи беженцам и раненым, в высоких трудовых показателях. Однако все эти проявления патриотизма советских немцев в тылу фактически перечёркивались неблагоприятным развитием событий на фронте.
Как известно, в первые месяцы войны германские войска быстро продвигались вглубь территории СССР. К 11 июля части Красной армии оставили Минск, Витебск, Житомир, в районе Могилёва германские войска вышли к Днепру. 13 августа румынские войска блокировали Одессу.
В период затяжных боёв за Одессу целый ряд немецких сёл (Мангейм, Гросслибенталь, Нейдорф, Александргильф и др.) был разрушен. Население немецких сёл, прилегавших к Одессе стремилось сохранять нейтралитет, участия в военных действиях ни на чьей стороне не принимало. Это была выжидательная позиция, поскольку исход борьбы предопределить было трудно, а ошибка обошлась бы очень дорого.
Тем не менее, советским военным командованием было зафиксировано несколько фактов изменнического поведения советских немцев, проживавших в сёлах в районе между Днестром и Одессой (обстрел отходящих советских войск, торжественная встреча оккупантов) Эти факты были доложены командованием Южного фронта лично И.Сталину. Как теперь выясняется, они, среди прочих факторов, стали той критической массой, которая заставила руководство СССР принять решение о массовой депортации немцев из европейской части СССР. На донесении имеется резолюция И.Сталина: «Товарищу Берия. Надо выселить с треском. И.С.»
Занимая немецкие сёла, германские оккупационные власти первым делом выискивали там коммунистов, советских работников, сотрудников милиции, спецслужб, лиц, активно поддерживавших советскую власть и жестоко расправлялись с ними. Так, сразу же при вступлении оккупантов в колонию Карлсруэ немецкая жандармерия наряду с двумя местными евреями расстреляла работника милиции Ландайса вместе с женой и четырьмя детьми, а также местных активисток Варвару Шох, Софию Кернер, Цецилию Илли. В Раштадте были расстреляны местные коммунисты В. Бенскильментебель и И. Райхерт.
15 августа 1941 г. командующий 11-й германской армией генерал-полковник Э. Фон Шоберт своим приказом объявил, что этнические немцы, оказавшиеся в зоне операций его армии находятся «под защитой германского вермахта. Кто посягнёт на их жизнь или их имущество, будет расстрелян». Эта мера была направлена, прежде всего, против широко развернувшегося на оккупированных территориях мародёрства румынских войск.
После взятия Одессы и установления на юго-западных территориях Украины оккупационного режима Румынии, там была создана румынская провинция Транснистрия. В первое время по соглашению между германскими и румынскими оккупационными властями в немецких сёлах этой провинции, для защиты их населения от мародёрства, размещались подразделения германского полка специального назначения «Бранденбург».
Украинских немцев, проживавших на неоккупированных территориях, в тылу Красной Армии, как и в Республике немцев Поволжья, советские власти и военное командование пытались использовать в контрпропагандистских кампаниях. Их, как и других жителей Украины, активно привлекали для строительства оборонительных сооружений, уборки урожая, для эвакуации на восток предприятий, техники, имущества колхозов и МТС, людей.
31 августа 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос «О немцах, проживающих на территории Украинской СССР». Было принято постановление, предписывавшее в 9 областях Украины - Днепропетровской, Ворошиловградской, Запорожской, Киевской, Полтавской, Сталинской, Сумской, Харьковской, Черниговской - весь «антисоветский элемент» среди немецкого населения арестовать, а всех немцев-мужчин в возрасте от 16 до 60 лет мобилизовать в строительные батальоны. Из-за стремительного продвижения германских войск это постановление в значительной мере не было выполнено, тем не менее, всё же удалось довольно быстро сформировать 13 строительных батальонов общей численностью 18600 человек. Они были направлены на четыре объекта НКВД - Ивдельлаг, Соликамбумстрой, Богословстрой и Кимперсайлаг - и уже в конце сентября приступили к работам. С них, по сути, дела начала своё существование так называемая «Трудовая армия».
Сегодняшнее поколение немцев считает себя в равной мере потомками как пособников, так и противников гитлеровского режима. DW - о результатах нового исследования.Мемориал жертвам Холокоста в Берлине
Вторая мировая война крепко связала историческую память двух народов - российского и немецкого. В России победа СССР в той войне стала едва ли не главным идеологическим и государствообразующим нарративом, вытесняющим менее славные страницы отечественной истории, в частности, сталинщину.
Для немцев война 1939-1945 годов тоже важный элемент национального самосознания. Но вспоминают о ней в Германии иначе, чем в России, хотя и тоже не совсем объективно, о чем свидетельствует исследование, проведенное по заказу фонда "Память, ответственность и будущее" (EVZ).
Что самое важное в истории Германии?
"Какое событие, произошедшее после 1900 года, вы считаете самым важным в истории Германии", - спросили социологи респондентов, не предложив им ни одного ответа на выбор.
39 процентов назвали воссоединение Германии, 37 процентов - Вторую мировую войну. Для тех, кто постарше, второе событие было на первом месте. Остальные указали какое-либо другое событие или вообще оставили графу незаполненной.
Но это, скорее всего, не от незнания, а из-за трудности с определением, что именно считать самым главным. Собственной же историей немцы интересуются на удивление активно. Более половины опрошенных заявили, что испытывают к истории Германии большой или даже очень большой интерес, 80 процентов называют крайне важными уроки истории в школах. Примечательно, почему они так думают.
Оказалось, потому, что такие уроки, во-первых, учат, какое зло таит в себе расизм, а, во-вторых, служат профилактикой ренессанса национал-социализма. При этом значительная доля опрошенных (47 процентов) опасаются, что нечто подобное Холокосту может повториться, 42 процента считают, что надо делать больше, чтобы это предотвратить. Впрочем, это и не удивительно, учитывая то повышенное внимание, которое уделяют немецкие СМИ проблемам роста антисемитизма, ксенофобии и правого популизма в Германии.
Чему учат немецких школьников?
Практически все немцы (98,4 процента) узнают о Второй мировой войне и преступлениях национал-социализма на уроках истории в школах. О том, что и как написано в немецких учебниках на эти темы, недавно рассказывал историк из Брауншвейга Роберт Майер (Robert Maier) на открытии выставки "Разные войны: национальные школьные учебники о Второй мировой войне" в берлинском музее "Берлин-Карлсхорст".
Сравнивая, в частности, немецкие учебники с польскими, он обратил внимание на тот факт, что в Польше истории Второй мировой войны отводят в три раза больше места, чем в школах Германии. Польские учебники, говорил Майер, детально рассказывают о ходе военных действий после 1 сентября 1939 года, описывают те события как войну на два фронта, что и предопределило, по мнению авторов учебников, поражение Польши.
"В немецких же учебниках, - указал Майер, - советская агрессия против Польши и пакт Молотова - Риббентропа порой вообще не упоминаются, что приводит к ошибочному предположению, будто в сентябре 1939 года вся Польша была оккупирована вермахтом".
В польских школах, добавил он, рассказывают о героизме польских солдат, в немецких - преимущественно о вероломстве и жестокости вермахта. Главный мотив немецких учебников, по словам Майера, - признание вины за развязывание Второй мировой войны и преступления нацистов, тема Холокоста, которая, например, в российских учебниках практически отсутствует.
Парадокс, однако, состоит в том, что сегодняшнее поколение немцев считает себя в равной мере потомками как пособников, так и противников гитлеровского режима, что явно противоречит историческим фактам, отмечает руководитель исследования, проведенного по заказу EVZ, профессор Андреас Цик (Andreas Zick) из Института по изучению конфликтов и насилия университета в Билефельде.
Лагерь смерти Освенцим
В самом деле, около 18 процентов респондентов признают, что среди их предков были виновные в участии в войне и нацистских преступлениях. И примерно столько же уверяют, что их отцы или деды оказывали помощь тем, кто подвергался гонениям и репрессиям в гитлеровской Германии. 36 процентов затруднились с ответом. Зато более 54 процентов заявляют, что среди их родственников были жертвы нацистского режима и Второй мировой войны.
Такое обманчивое восприятие прошлого, скорее всего, объясняется тем, что в ходе опроса не уточнялось, кого считать пособником, а кого - жертвой того режима. Следовательно, не только казненный участник антифашистского подполья, но и погибший на фронте солдат вермахта, и взятый в советский плен, и просто раненый или испытавший лишения может считаться жертвой гитлеровского режима. Но есть и другая причина, на которую указывает Андреас Цик.
"Это эффект, который был и вскоре после окончания войны: никто не хочет быть частью народа виновников, - поясняет профессор. - Люди вытесняют из собственного сознания тот факт, что мы происходим из семей пособников нацистов". "Из народа преступников мы превращаемся в народ помощников жертвам нацистского режима и его противников", - констатирует и председатель фонда EVZ Андреас Эберхард (Andreas Eberhardt).
Освенцим как часть школьной программы?
Вместе с тем только незначительная часть опрошенных (14 процентов) решительно требует подвести окончательную черту под нацистской страницей истории Германии. И хотя три четверти немцев не чувствуют собственной вины за Холокост, большинство считает, что история возложила на Германию особую моральную ответственность.
Особенно важным для понимания собственного прошлого и предотвращения его забвения они называют посещение мемориальных комплексов, устроенных на месте бывших нацистских концлагерей, будь то Дахау, Бухенвальд, Ораниенбург или Освенцим в Польше.
По словам опрошенных, именно такие места, напоминающие о массовом истреблении нацистами людей, оставляют наиболее сильный и устойчивый отпечаток в человеческой памяти. Поэтому некоторые немецкие политические деятели даже предлагают сделать экскурсии в бывшие концлагеря обязательным элементом школьной программы.
Предлагаемый читателям материал представляет собой выдержки из дневников, писем и воспоминаний немецких солдат, офицеров и генералов, впервые столкнувшихся с русским народом в годы Отечественной войны 1941–1945 годов. По существу, перед нами свидетельства массовых встреч народа с народом, России с Западом, которые не теряют своей актуальности и в наши дни.
Немцы о русском характере
Из этой борьбы против русской земли и против русской природы едва ли немцы выйдут победителями. Сколько детей, сколько женщин, и все рожают, и все приносят плоды, несмотря на войну и грабежи, несмотря на разрушение и смерть! Здесь мы боремся не против людей, а против природы. При этом я снова вынужден признаваться сам себе, что эта страна с каждым днём становится мне всё милее.
Лейтенант К. Ф. Бранд
Они думают иначе, чем мы. И не трудись - русского ты всё равно никогда не поймёшь!
Офицер Малапар
Я знаю, как рискованно описывать нашумевшего «русского человека», это неясное видение философствующих и политиканствующих литераторов, которое очень пригодно для того, чтобы его, как платяную вешалку, обвешивать всеми сомнениями, которые возникают у человека с Запада, чем дальше он продвигается на Восток. Всё же этот «русский человек» не только литературная выдумка, хотя и здесь, как и всюду, люди различны и к общему знаменателю неприводимы. Лишь с этой оговоркой будем мы говорить о русском человеке.
Пастор Г. Голлвицер
Они так многосторонни, что почти каждый из них описывает полный круг человеческих качеств. Среди них можно найти всяких, от жестокого грубияна до Святого Франциска Ассизского. Вот почему их нельзя описать несколькими словами. Чтобы описать русских, надо использовать все существующие эпитеты. Я могу о них сказать, что они мне нравятся, они мне не нравятся, я перед ними преклоняюсь, я их ненавижу, они меня трогают, они меня пугают, я ими восхищаюсь, они во мне вызывают отвращение!
Менее вдумчивого человека такой характер выводит из себя и заставляет воскликнуть: Незаконченный, хаотический, непонятный народ!
Майор К. Кюнер
Немцы о России
Россия лежит между Востоком и Западом - это старая мысль, но я не могу сказать ничего нового об этой стране. Полумрак Востока и ясность Запада создали этот двойственный свет, эту хрустальную ясность разума и загадочную глубину души. Они находятся между духом Европы, сильным по форме и слабым в углублённом созерцании, и духом Азии, который лишён формы и ясных очертаний. Я думаю, их души влечёт больше Азия, но судьба и история - и даже эта война - приближает их к Европе. И так как здесь, в России, всюду много не поддающихся учёту сил, даже в политике и хозяйстве, то не может быть единого мнения ни о её людях, ни о их жизни… Русские всё измеряют расстоянием. Они всегда должны с ним считаться. Здесь часто родственники живут далеко друг от друга, солдаты с Украины служат в Москве, студенты из Одессы учатся в Киеве. Здесь можно ехать часами, никуда не приехав. Они живут в пространстве, как звёзды в ночном небе, как моряки на море; и так, как необъятен простор, так же безграничен и человек, - всё у него в руках, и ничего у него нет. Широта и простор природы определяют судьбу этой страны и этих людей. На больших просторах медленнее протекает история.
Майор К.Кюнер
Это мнение находит подтверждение и в других источниках. Немецкий штабной солдат, сравнивая Германию и Россию, обращает внимание на несоизмеримость этих двух величин. Немецкое наступление на Россию представилось ему соприкосновением ограниченного с безграничным.
Сталин является властелином азиатской безграничности - это враг, с которым силам, наступающим из ограниченных, расчленённых пространств, не справиться…
Солдат К. Маттис
Мы вступили в бой с врагом, которого мы, находясь в плену европейских жизненных понятий, вообще не понимали. В этом рок нашей стратегии, она, строго говоря, совершенно случайна, как приключение на Марсе.
Солдат К. Маттис
Немцы о милосердии русских
Необъяснимость русского характера и поведения нередко ставила в тупик немцев. Русские оказывают гостеприимство не только в своих домах, они выходят навстречу с молоком и хлебом. В декабре 1941 года при отступлении из Борисова в одной оставленной войсками деревне старушка вынесла хлеб и кувшин молока. «Война, война», - повторяла она в слезах. Русские с одинаковым добродушием относились и к побеждающим, и к побеждённым немцам. Русские крестьяне миролюбивы и добродушны… Когда мы во время переходов испытываем жажду, мы заходим в их избы, и они дают нам молоко, будто паломникам. Для них каждый человек нуждающийся. Как часто я видел русских крестьянок, голосивших над ранеными немецкими солдатами, как будто это были их собственные сыновья…
Майор К. Кюнер
Странным кажется отсутствие вражды у русской женщины к солдатам той армии, с которой борются её сыновья: Старая Александра из крепких ниток… вяжет мне носки. Кроме того, добродушная старуха варит картофель для меня. Сегодня в крышке моего котелка я нашел даже кусок солёного мяса. Вероятно, у неё есть где-то спрятанные запасы. Иначе не понять, как эти люди здесь живут. В сарае у Александры стоит коза. Коров у многих нет. И при всем том эти бедные люди делятся своим последним добром с нами. Делают ли они это из страха или действительно у этого народа врождённое чувство самопожертвования? Или же они это делают по добродушию или даже из любви? Александра, ей 77 лет, как она мне сказала, безграмотна. Она не умеет ни читать, ни писать. После смерти мужа она живёт одна. Трое детей умерли, остальные трое уехали в Москву. Ясно, что оба ее сына в армии. Она знает, что мы против них сражаемся, и всё-таки она для меня вяжет носки. Чувство вражды ей, вероятно, незнакомо.
Санитар Михельс
В первые месяцы войны деревенские женщины… спешили с едой для военнопленных. «О, бедные!» - приговаривали они. Они также приносили пищу для немецких конвоиров, сидящих в центре небольших скверов на скамейках вокруг белых статуй Ленина и Сталина, сброшенных в грязь…
Офицер Малапарт
Ненависть в течение продолжительного времени… не в русском характере. Это особенно ясно на примере того, как быстро исчез психоз ненависти у простых советских людей по отношению к немцам во время Второй мировой войны. При этом сыграло роль… сочувствие, материнское чувство русской сельской женщины, а также молодых девушек по отношению к пленным. Западноевропейская женщина, встретившаяся с Красной Армией в Венгрии, удивляется: «Разве это не странно - большинство из них не испытывают никакой ненависти даже к немцам: откуда у них берётся эта непоколебимая вера в человеческое добро, это неисчерпаемое терпение, эта самоотверженность и кроткая покорность…
Немцы о русской жертвенности
Жертвенность не раз отмечена немцами в русских людях. От народа, официально не признающего духовных ценностей, как будто нельзя ждать ни благородства, ни русский характер, ни жертвенности. Однако немецкий офицер поражён при допросе пленной партизанки:
Неужели можно требовать от человека, воспитанного в материализме, так много жертвенности ради идеалов!
Майор К. Кюнер
Вероятно, это восклицание можно отнести ко всему русскому народу, по-видимому сохранившему в себе эти черты, несмотря на ломку внутренних православных устоев жизни, и, по-видимому, жертвенность, отзывчивость и подобные им качества характерны для русских в высокой степени. Они отчасти подчеркиваются отношением самих русских к западным народам.
Как только русские входят в контакт с западными людьми, они их коротко определяют словами «сухой народ» или «бессердечный народ». Весь эгоизм и материализм Запада заключен в определении «сухой народ»
Выносливость, душевная сила и в то же время покорность также обращают на себя внимание иностранцев.
Русский народ, особенно больших просторов, степей, полей и сёл, является одним из наиболее здоровых, радостных и умудрённых на земле. Он способен сопротивляться власти страха с согнутой спиной. В нём столько веры и древности, что из него, вероятно, может изойти самый справедливый порядок в мире»
Солдат Матисс
Пример двойственности русской души, в которой сочетаются и жалость, и жестокость одновременно:
Когда уже в лагере пленным дали супу и хлеба, один русский отдал кусок от своей порции. Так же поступили и многие другие, так что перед нами оказалось столько хлеба, что мы не могли его съесть… Мы только качали головами. Кто их может понять, этих русских? Одних они расстреливают и могут даже над этим презрительно смеяться, другим они дают вволю супу и делятся с ними даже своей собственной дневной порцией хлеба.
Немка М. Гертнер
Присматриваясь ближе к русским, немец вновь отметит их резкие крайности, невозможность их полностью постигнуть:
Русская душа! Она переходит от нежнейших, мягких звуков до дикого фортиссимо, трудно только эту музыку и особенно моменты её перехода предугадать… Слова одного старого консула остаются символичными: «Я недостаточно знаю русских - я живу среди них всего тридцать лет.
Генерал Швеппенбург
Немцы о недостатках русских
От самих же немцев мы слышим объяснение тому, что нередко русских упрекают в склонности к воровству.
Кто пережил послевоенные годы в Германии, тот, как и мы в лагерях, убедился, что нужда разрушает сильное чувство собственности даже у людей, которым воровство было чуждо с детства. Улучшение жизненных условий быстро исправило бы этот недостаток у большинства, и то же случилось бы и в России, как это было до большевиков. Не шаткие понятия и не появившееся под влиянием социализма недостаточное уважение к чужой собственности заставляют людей воровать, а нужда.
Военнопленный Голлвицер
Чаще всего беспомощно спрашиваешь себя: почему здесь не говорят правды? …Это можно было бы объяснить тем, что русским крайне трудно сказать «нет». Их «нет», правда, прославилось во всем мире, однако это, кажется, больше советская, чем русская особенность. Русский всеми силами избегает необходимости отказа в какой-либо просьбе. Во всяком случае, когда у него зашевелится сочувствие, а это у него бывает нередко. Разочаровать нуждающегося человека кажется ему несправедливым, во избежание этого он готов на любую ложь. А там, где отсутствует сочувствие, ложь является, по крайней мере, удобным средством избавить себя от надоедливых просьб.
В Восточной Европе матушка-водка веками исполняет большую службу. Она обогревает людей, когда им холодно, сушит их слёзы, когда им грустно, обманывает желудки, когда они голодны, и даёт ту каплю счастья, которая каждому в жизни необходима и которую трудно получить в полуцивилизованных странах. В Восточной Европе водка - это театр, кино, концерт и цирк, она заменяет книги для безграмотных, делает героев из малодушных трусов и является тем утешением, которое заставляет забыть все заботы. Где в мире найти другую такую йоту счастья, причем такую дешёвую?
Народ… ах да, прославленный русский народ!.. Я несколько лет производил выдачу заработной платы в одном рабочем лагере и соприкасался с русскими всех слоев. Есть среди них прекрасные люди, но здесь почти невозможно остаться безупречно честным человеком. Я постоянно поражался, что под таким давлением этот народ сохранил столько человечности во всех отношениях и столько естественности. У женщин это заметно ещё больше, чем у мужчин, у старых, конечно, больше, чем у молодых, у крестьян больше, чем у рабочих, но нет слоя, в котором бы это совсем отсутствовало. Это чудесный народ, и он заслуживает, чтобы его любили.
Военнопленный Голлвицер
По пути из русского плена домой в памяти немецкого солдата-священника всплывают впечатления последних лет в русском плену.
Военный священник Франц
Немцы о русских женщинах
О высокой нравственности и морали русской женщины можно написать отдельную главу. Иностранные авторы оставили ей ценный памятник в своих воспоминаниях о России. На немецкого доктора Ейриха произвели глубокое впечатление неожиданные результаты осмотра: 99 процентов девушек в возрасте от 18 до 35 лет оказались девственницами… Он думает, что в Орле было бы невозможно найти девушек для публичного дома.
Голоса женщин, в особенности девушек, собственно немелодичны, однако приятны. В них скрыта какая-то сила и радость. Кажется, что слышишь звенящей какую-то глубокую струну жизни. Кажется, что конструктивные схематические изменения в мире проходят мимо этих сил природы, их не касаясь…
Писатель Юнгер
Между прочим, мне рассказывал штабной врач фон Гревениц, что во время медицинского осмотра преобладающее большинство девушек оказались девственницами. Это видно также по физиономиям, но трудно сказать, можно ли прочесть по лбу или по глазам - это блеск чистоты, которой окружено лицо. Его свет не имеет в себе мерцания деятельной добродетели, а скорее напоминает отражение лунного света. Однако как раз поэтому чувствуешь большую силу этого света…
Писатель Юнгер
О женственных русских женщинах (если я могу так выразиться) у меня создалось впечатление, что они своей особой внутренней силой держат под моральным контролем тех русских, которых можно считать варварами.
Военный священник Франц
Слова другого немецкого солдата звучат заключением к теме о нравственности и достоинстве русской женщины:
Что рассказала нам пропаганда о русской женщине? И какой мы её нашли? Я думаю, что вряд ли найдётся немецкий солдат, побывавший в России, который не научился бы ценить и уважать русскую женщину.
Солдат Михельс
Описывая девяностолетнюю старуху, которая в течение своей жизни ни разу не покинула своей деревни и поэтому не знала мира, находящегося вне деревни, немецкий офицер говорит:
Я думаю даже, что она гораздо более счастлива, чем мы: она полна счастьем жизни, протекающей в непосредственной близости к природе; она счастлива неисчерпаемой силой своей простоты.
Майор К.Кюнер
О простых, цельных чувствах у русских находим в воспоминаниях другого немца.
Я разговариваю с Анной, старшей дочерью, - пишет он. - Она еще не замужем. Почему она не оставит эту бедную землю? - спрашиваю я её и показываю фотографии из Германии. Девушка показывает на свою мать и на сестёр и объясняет, что ей лучше всего среди близких. Мне кажется, что у этих людей есть только одно желание: любить друг друга и жить для своих ближних.
Немцы о русской простоте, уме и таланте
Немецкие офицеры иногда не знают, как отвечать на немудрёные вопросы рядовых русских людей.
Генерал со своей свитой проезжает мимо русского пленного, пасущего овец, предназначенных для немецкой кухни. - «Вот глупа, - начал пленный излагать свои мысли, - но мирная, а люди, господин? Почему люди столь немирны? Почему они убивают друг друга?!»… На его последний вопрос мы не смогли ответить. Его слова шли из глубины души простого русского человека.
Генерал Швеппенбург
Непосредственность и простота русских заставляют немца воскликнуть:
Русские не вырастают. Они остаются детьми… Если вы посмотрите на русскую массу с этой точки зрения, вы и поймёте их, и простите им многое.
Близостью к гармоничной, чистой, но и суровой природе иностранные очевидцы пытаются объяснить и храбрость, и выносливость, и нетребовательность русских.
Храбрость русских основана на их нетребовательности к жизни, на их органической связи с природой. А природа эта говорит им о лишениях, борьбе и смерти, которым подвержен человек.
Майор К.Кюнер
Нередко немцы отмечали исключительную работоспособность русских, способность их к импровизации, сметливость, приспособляемость, любопытство ко всему, и особенно к знаниям.
Чисто физическая работоспособность советских рабочих и русской женщины стоит вне всякого сомнения.
Генерал Швеппенбург
Особенно следует подчеркнуть искусство импровизации у советских людей, всё равно, чего бы это ни касалось.
Генерал Фреттер-Пико
О сметливости и проявляемом русскими интересе ко всему:
Большинство из них проявляет интерес ко всему гораздо больший, чем наши рабочие или крестьяне; они все отличаются быстротой восприятия и практическим умом.
Унтер-офицер Гогофф
Переоценка приобретённых в школе знаний часто является препятствием для европейца в его понимании «необразованного» русского… Поразительным и благотворным явилось для меня, как учителя, открытие, что человек без всякого школьного образования может разбираться в самых глубоких проблемах жизни истинно по-философски и при этом обладает такими знаниями, в которых ему может позавидовать какой-нибудь академик европейской известности… У русских прежде всего отсутствует эта типично европейская усталость перед проблемами жизни, которую мы часто только с трудом преодолеваем. Их любознательность не знает пределов… Образованность настоящей русской интеллигенции напоминает мне идеальные типы людей ренессанса, уделом которых была универсальность знаний, не имеющая ничего общего, «обо всём понемножку.
Швейцарец Юкер, проживший в России 16 лет
Другой немец из народа удивлён знакомством молодой русской с отечественной и иностранной литературой:
Из разговора с 22-летней русской, которая закончила только народную школу, я узнал, что она знала Гёте и Шиллера, не говоря уже о том, что она хорошо разбиралась в отечественной литературе. Когда я по этому поводу выразил своё удивление д-ру Гейнриху В., который знал русский язык и лучше понимал русских, он справедливо заметил: «Разница между немецким и русским народом заключается в том, что мы держим наших классиков в роскошных переплётах в книжных шкафах и их не читаем, в то время как русские печатают своих классиков на газетной бумаге и издают изданиями, но зато несут их в народ и читают.
Военный священник Франц
О талантах, способных проявляться даже в невыгодной обстановке, свидетельствует пространное описание немецким солдатом концерта, устроенного в Пскове 25 июля 1942 года.
Я сел сзади среди деревенских девушек в пёстрых ситцевых платьях… Вышел конферансье, прочёл длинную программу, сделал ещё длиннее объяснение к ней. Затем двое мужчин, по одному с каждой стороны, раздвинули занавес, и перед публикой предстала очень бедная декорация к опере Корсакова. Один рояль заменял оркестр… Пели главным образом две певицы… Но произошло нечто такое, что было бы не по силам ни одной европейской опере. Обе певицы, полные и уверенные в себе, даже в трагических моментах пели и играли с большой и ясной простотой… движения и голос сливались воедино. Они поддерживали и дополняли друг друга: под конец пели даже их лица, не говоря уже о глазах. Убогая обстановка, одинокий рояль, и, однако же, была полнота впечатления. Никакой блестящий реквизит, никакая сотня инструментов не смогли бы способствовать лучшему впечатлению. После этого появился певец в серых полосатых брюках, бархатном пиджаке и в старомодном стоячем воротничке. Когда, так разодетый, он с какой- то трогательной беспомощностью вышел на середину сцены и трижды поклонился, в зале среди офицеров и солдат послышался смех. Он начал украинскую народную песню, и, как только раздался его мелодичный и мощный голос, зал замер. Несколько простых жестов сопровождали песню, а глаза певца делали её видимой. Во время второй песни вдруг во всём зале потух свет. В нём господствовал только голос. В темноте он пропел около часа. По окончании одной песни русские деревенские девушки, сидевшие за мной, передо мной и рядом, повскакивали и начали аплодировать и топать ногами. Началась суматоха долго не прекращавшихся аплодисментов, как будто тёмная сцена была залита светом фантастических, немыслимых пейзажей. Я ни слова не понял, но я всё видел.
Солдат Маттис
Народные песни, отражающие характер и историю народа, больше всего обращают на себя внимание очевидцев.
В настоящей русской народной песне, а не в сентиментальных романсах отражена вся русская «широкая» натура с её нежностью, дикостью, глубиной, душевностью, близостью к природе, весёлым юмором, бесконечным исканием, грустью и сияющей радостью, а также с их неумирающей тоской по красивому и доброму.
Немецкие песни наполнены настроением, русские - рассказом. В своих песнях и хорах Россия обладает большой мощью.
Майор К. Кюнер
Немцы о вере русских
Яркий пример такого состояния представляет для нас сельская учительница, которую хорошо знал немецкий офицер и которая, по-видимому, поддерживала постоянную связь с ближайшим партизанским отрядом.
Ия говорила со мной о русских иконах. Имена великих иконописцев здесь неизвестны. Они посвятили свое искусство благочестивому делу и остались в неизвестности. Всё личное должно отступить перед требованием святого. Фигуры на иконах бесформенные. Они производят впечатление неизвестности. Но они и не должны иметь красивых тел. Рядом со святым телесное не имеет никакого значения. В этом искусстве было бы немыслимо, чтобы красивая женщина являлась моделью Мадонны, как это было у великих итальянцев. Здесь это было бы кощунством, так как это ведь человеческое тело. Ничего нельзя знать, всему следует верить. Вот в чём секрет иконы. «Ты веришь в икону?» Ия не отвечала. «Зачем ты тогда её украшаешь?» Она бы, конечно, могла ответить: «Я не знаю. Иногда я это делаю. Мне делается страшно, когда я этого не делаю. А иногда мне просто хочется это делать». Какой раздвоенной, беспокойной должна ты быть, Ия. Тяготение к Богу и возмущение против Него в одном и том же сердце. «Во что же ты веришь?» - «Ни во что».- Она сказала это с такой тяжестью и глубиной, что у меня осталось впечатление, что эти люди принимают так же неверие свое, как веру. Отпавший человек и дальше несёт в себе старое наследие смирения и веры.
Майор К. Кюнер
Русских трудно сравнить с другими народами. Мистицизм в русском человеке продолжает ставить вопрос смутному понятию о Боге и остаткам христианско-религиозного чувства.
Генерал Швеппенбург
О молодёжи, ищущей смысла жизни, не удовлетворяющейся схематичным и мёртвым материализмом, находим и другие свидетельства. Вероятно, путь комсомольца, попавшего в концлагерь за распространение Евангелия, стал путём некоторой части русской молодёжи. В очень бедном материале, который опубликован очевидцами на Западе, мы находим три подтверждения того, что православная вера в какой-то степени передалась старшим поколениям молодёжи и что малочисленные и, несомненно, одинокие молодые люди, которые обрели веру, иногда готовы мужественно отстаивать её, не страшась ни заключения, ни каторги. Вот довольно обстоятельное свидетельство одной немки, вернувшейся на родину из лагеря в Воркуте:
Меня очень поразили целостные личности этих верующих. Это были крестьянские девушки, интеллигенты разных возрастов, хотя преобладала молодёжь. Они предпочитали Евангелие от Иоанна. Знали его наизусть. Студенты жили с ними в большой дружбе, обещали им, что в будущей России будет полнейшая свобода и в религиозном отношении. То, что многих из русской молодёжи, уверовавших в Бога, ждал арест и концентрационный лагерь, подтверждается немцами, вернувшимися из России уже после Второй мировой войны. Они встречали в концлагерях верующих людей и описывают их так: Мы завидовали верующим. Мы их считали счастливыми. Верующих поддерживала их глубокая вера, она же помогала им с лёгкостью переносить все тяжести лагерной жизни. Никто, например, не мог заставить их в воскресенье выйти на работу. В столовой перед обедом они обязательно молятся… Они молятся всё своё свободное время… Такой верой нельзя не восхищаться, ей нельзя не завидовать… Каждый человек, будь то поляк, немец, христианин или же еврей, когда обращался за помощью к верующему, всегда получал её. Верующий делился последним куском хлеба….
Вероятно, в отдельных случаях верующие завоевали уважение и сочувствие не только у заключённых, но и у лагерного начальства:
В их бригаде было несколько женщин, которые, будучи глубоко религиозными, отказывались работать в большие церковные праздники. Начальство и охрана мирились с этим и не выдавали их.
Символом России военного времени может послужить следующее впечатление немецкого офицера, случайно вошедшего в выгоревшую церковь:
Мы входим, как туристы, на несколько минут в церковь через открытую дверь. На полу лежат обгорелые балки и обломки камней. От сотрясений или от пожара осыпалась со стен штукатурка. На стенах появились краски, заштукатуренные фрески, изображающие святых, и орнаменты. И посреди развалин, на обугленных балках стоят две крестьянки и молятся.
Майор К. Кюнер
—————————
Подготовка текста - В. Дробышев . По материалам журнала «Славянка »
Если внимательно посмотреть на эту военную красоту, можно себе представить её зубами, а промежутки — забитыми людским мясом. Да так оно и было: любая военная красота есть людская смерть.
(Всего 45 фото)
1. Оборонительная линия «Зигфрид» на западной границе Германии. Очень мощная и красивая линия. Штурмовали американцы линию больше полугода. Мы-то справлялись с линиями куда куда быстрей, - известное дело: за ценой мы не стояли.
2. Немецкий солдат с детьми в оккупированной советской деревне. Два самых маленьких мальчика смолят папиросы. Немец, как отчётливо добрый человек, смутился своей доброты
3. Ирма Хедвиг Зильке, служащая шифровального отдела Абвера. Красивая задорная девушка. Было бы счастье мужчины любой национальности. А смотрит как!!! ...Если бы целовалась, глаза бы закрыла.
4. Немецкие горные егеря в районе Нарвика в Норвегии. 1940 год. Храбрые солдаты, они реально повидали смерть. Нам, без боевого опыта их знание "и не снилось", сколько бы ни читали. Однако, они не изменились. Может быть ненадолго, новый опыт не успел отстояться в перемены, записанные по морщинкам, но вот, они пережили и смотрят на нас оттуда, из своего. Проще всего отмахнуться: "фашисты". Но фашисты они - во вторую, а то и четвертую очередь (как командир "Графа фон Шпее", ценой своей жизни купивший жизнь своих людей), - в первую они люди, которые только что выжили и победили. А другие легли навсегда. И этого вот опыта нам можно только занять. Да и хорошо, что нам лишь занять, а не получить. Ибо... - понятно.
5. Экипаж двухмоторного Мессера - 110Е Zerstörer после возвращения из боевого вылета. Рады, не потому, что живы, а потому что совсем молодые.
6. Сам Эрик Хартманн. Эрик дрейфил в первом полете, потерял ведущего, был атакован советским истребителем, едва оторвался и, наконец, посадил машину в поле, на брюхо - кончилось горючее. Он был внимательным и аккуратным, этот лётчик. и быстро учился. Только и всего. Почему у нас не было таких? Потому что летали на дерьме, и учиться нам не разрешали, а лишь умирать.
7. ...Сколько легко отличим лучший боец даже среди профессионалов войны. Найдите здесь Дитриха Храбака, гауптмана, сбившего 109 самолетов на Восточном фронте и еще 16 на Западном, как будто добирая, чтобы до конца жизни вспоминать хватило. На этом фото, сделанном в 41-м, на хвосте его машины (Ме 109) только 24 гробика - знаки победы.
8. Радист немецкой подводной лодки U-124 что-то пишет в журнале приема телеграмм. U-124 - это немецкая подводная лодка типа IXB. Небольшая такая, очень крепкая и смертоносная посудина. За 11 походов она потопила 46 транспортов общим водоизм. 219 178 т., и 2 боевых корабля общим водоизмещением 5775 т. Очень везло людям в ней и не везло тем, с кем она встречалась: смерть в море - жестокая смерть. Но не более сладкая ждала бы и подводников - просто чуть-чуть иначе легла им судьба. Странновато, что мы, глядящие на это фото, можем ещё хоть что-то говорить о них. Об этих, кто выжил там, за отметкой "100" прячась от глубинных бомб, можно только молчать. Они жили, и, как ни странно, спаслись. Другие погибли, и их жертвы - что же, на то была война.
9. Прибытие немецкой подводной лодки U-604 на базу 9-й флотилии подводных лодок в Бресте. Вымпелы на рубке показывают количество потопленных кораблей - их было три. На переднем плане справа - командир 9-й флотилии капитан-лейтенант Генрих Леманн-Вилленброк - сытый, веселый человек, хорошо знающий своё дело. Очень точное и очень нелёгкое дело. И - смертельно опасное.
10. Немцы в советском селе. Тепло, но солдаты в машинах не расслабляются. Ведь их могут убить, да и почти всех убили. Чай не западный фронт.
12. Немец и убитые лошади. Улыбка солдата - привычка к смерти. Но как было иначе, когда шла такая страшная война?
15. Немецкие солдаты на Балканах играют в снежки. Начало 1944-го года. На заднем плане занесённый снегом советский танк Т-34-76. - Кому из них он сейчас нужен? И помнит ли кто-то сейчас, гоняя мяч, что каждый из них убивал?
16. Солдаты дивизии «Великая Германия» искренне болеют за свою футбольную команду. 1943-1944 год. Просто люди. Это закваска из мирной жизни
18. Немецкие части, в составе которых трофейные советские танки Т-34-76, готовятся к атаке во время Курской битвы. Я поместил это фото, потому что оно лучше многих показывает, что только одни безумцы на тронах, да значки на броне и обозначали полярные полюса. Трафаретная фраза, но вот, трафаретные советские танки, под нарисованными по трафарету другими значками готовы идти воевать собратьев с другими значками от других трафаретов. Все делается за милую душу. Управлено не людьми в железных коробках, другими, да вряд ли и вовсе людьми.
19. Солдаты полка СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» отдыхают во время привала возле дороги по направлению к Пабианице (Польша). Шарфюрер справа вооружен автоматом MP-28, хотя, какая разница, чем солдат вооружен. Главное, что он - солдат и согласился на убивать.
20. Немецкий десантник с ранцевым огнемётом Flammenwerfer 41 с горизонтальным расположением резервуаров. Лето 1944 года. Жестокие люди, страшные их дела. Есть ли разница с пулемётчиком, или стрелком? Не знаю. Быть может, дело решила бы склонность достреливать из табельного оружия горящих и мечущихся врагов? Чтобы не мучились. Ведь, согласитесь, не в обязанности огнеметчика брезентом сбивать пламя и их спасать. Но дострелить - милосерднее. Кажется.
21. Ишь, толстолапый какой. ...Добряк, работяга, - жена, поди, не нарадовалась. Танкист, значит, механик, надёжа семьи. Если выжил, а скорее всего выжил, фото сделано на Балканах, то после войны и поднял современный гигант Германии.
22. Стрелок-мотоциклист 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф». 1941 год. Тотенкопф - Мёртвая голова. Солдаты СС действительно сражались лучше обычных подразделений. И офицерам любого уровня там не говорили "господин". Просто должность: "Шарфюрер...", или "Группенфюрер..." Партия немецких Соцдемократов подчеркивала, что является партией равных.
23. И падали на льду одинаково. (солдаты полицейского батальона)
24. Самодельное и неустаное навершие офицерского кортика, сделанное в боевом походе. Время под водой у них было. Выстрелили и - время. ...Или же сверху винты и - сразу нет ничего.
25. Мой любимец, один из человечных генералов Второй мировой, из лучших тогда генералов, сохранивших человечность на войне, - Эрвин Роммель. Как ни крути, а именно что Матёрый человечище.
26. И еще Роммель. С рыцарским крестом, где-то во Франции. Танк заглох, и генерал тут как тут. Роммель славился своими неожиданными поездками по войскам, где даже штабные крысы теряли его, зато Эрвин Роммель не терялся и вновь и вновь опрокидывал вражескую оборону, находясь рядом со своими солдатами.
27. Обожаемый ими. ...Впоследствии генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель был вынужден умереть, так как участвовал в покушении на Гитлера и яд, принятый им, был ценой того, что гестапо отступилось от его семьи.
28. ...За работой. Это была их работа, как у и наших солдат - такая же. Так же скалились выбитые или, под фиксой, зубы. Война есть тяжелый труд при повышенной смертности участвующих.
29. Храбрец. Перед началом Западной кампании группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих, шеф полиции безопасности и СД, закончил лётную подготовку и участвовал в воздушных боях во Франции в качестве лётчика-истребителя на своём Мессершмитте Bf109. А после падения Франции Гейдрих совершал разведывательные полёты над Англией и Шотландией на Мессершмитте Bf110. За время своей службы в ВВС Гейдрих сбил три самолёта противника (уже на Восточном фронте), получил звание майора Люфтваффе запаса и заслужил Железный крест 2-го и 1-го классов, Знак пилота-наблюдателя и Знак истребителя в серебре.
30. Немецкие кавалеристы на занятиях перед Второй мировой. Показуха, процентов на 99 показуха, однако, характеризует "ихних кубанцев". Должно быть это самое, погордиться, погарцевать у всадников любого племени общее. Мы... Они... Есть ли разница? Не ограничена ли разница только одним направлением дула оружия?
31. Английские солдаты, взятые в плен в Дюнкерке, на площади города. Позднее, этим солдатам оказывалась помощь через Международный Красный Крест. СССР же отказался от женевской конвенции, объявивши своих военнопленных предателями. После войны советские солдаты, выжившие в немецких концлагерях, попали в лагеря наши. Откуда не выбрались. "Хорош, метаться..."
32. Свадьба унтершарфюрера СС из "Лейбштандарта СС Адольф Гитлер" проходит на открытом воздухе (возможно, аэродром), т.к. эсэсовцы не венчались в церкви. За спиной его друзья из родного Люфтваффе
33. Немец в трофейной бельгийской танкетке. Очень, ну очень рад покататься. Как любой из нас.
34. "Тигр" провалился в оледенелую дренажную канаву под Ленинградом, 19-го февраля 1943-го года. Человек, похоже, никак не придёт в себя. Ещё бы, только что сильнее его не было никого не было в радиусе прицельного выстрела 88-мм пушки. И вдруг... Бедняга.
43. но, словом, из-за немногих. Чем друг в друга стрелять, учились бы отличать меж людей их, подлецов сановитых. Но, несчастные бедняги не умеют
44. - все-все не умеют, равно. Только знай, тащат друг друга из-за уральской ли, крупповской брони: