Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Проект Центра постинтернатного сопровождения «С уверенностью во взрослую жизнь
 /  Центр постинтернатного сопровождения «Поверь в себя»
I. Актуальность
Сопровождение ребенка по жизни в семье не заканчивается с его совершеннолетием. Родители заботятся о своем чаде и после 18 лет. Что же происходит с детьми из государственных учреждений на практике? Ребенку исполняется 18 лет и вроде бы государство продолжает о нем заботиться и помогать, но в действительности совершеннолетний выпускник детского дома остается один на один с трудностями жизни. У него не остается ничего другого, как вернуться к своим родственникам, а иногда родителям и постепенно принять их образ жизни. «Кризисный круг», таким образом, продолжает существовать.
Поэтому, когда мы говорим о «семейном стиле воспитания в государственном учреждении», особое внимание уделяем созданию системы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.
Анализ жизнеустройства выпускников на протяжении многих лет нашего учреждения и подобных, показывает, что большинство выпускников не могут самостоятельно разрешить возникающие проблемы. На фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране выпускник вновь оказывается в социальной среде «один на один» со своими проблемами, он оказывается включенным одновременно в следующие сферы деятельности:
- жизнедеятельность учреждения профессионального образования;
- профессиональная самореализация;
- жизнедеятельность «общежития».
Поэтапное создание системы уже на ранних стадиях организации позволит:
Сохранить у подростков потенциал к социальной адаптации, накопленный за период пребывания в детском доме. Благодаря линии преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период, подросток не потеряет, а усилит свой потенциал достойного гражданина.
- обеспечить реальную отдачу от финансовых затрат государства на содержание воспитанников в детском доме.
- обеспечить профилактику правонарушений и стабилизацию социального климата.
- повысить социальный статус детского дома в глазах общественности села и города.
В рамках реализации программы возникают благоприятные условия для широкого взаимодействия с различными общественными организациями, деятельность которых направлена на оздоровление социального климата и оказание помощи сиротам и другим «группам риска».
После выпуска из детского дома воспитанник продолжает обучение в учебном заведении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования. Чаще всего это учреждения начального профессионального образования. При этом особое значение приобретают следующие факторы:
- отношение к подростку преподавательского состава (дополнительные хлопоты с несовершеннолетними воспитанниками детского дома);
- принятие или непринятие его в среде сверстников - однокурсников;
- мотивация обучения.
Мотивация обучения связана с наличием перспективной цели, сформированной в детском доме, и психологическим климатом в учебном заведении. Большая часть выпускников имеет недостаточную мотивацию обучения.
В последнее время наблюдается тенденция, что выпускники не желают продолжать образование. В этом случае встает вопрос о его трудоустройстве. При этом подросток, не достигший совершеннолетия, сталкивается с проблемами дефицита рабочих мест; отсутствием профессиональных знаний и умений.
Отсутствие мотивации к обучению обусловлено еще и тем, что Центром занятости населения для такой категории граждан предусмотрена выплата пособий по безработице значительно выше средней заработной платы.
Таким образом, организация профессиональной самореализации выпускника не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы быть продуктивной.
II. Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома
Цель : Создание условий для позитивной успешной социализации и самореализации выпускников детских домов.
Задачи :
- Создание организационно-управленческой структуры и нормативно-правовой базы по обеспечению постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников детских домов.
- Подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни.
- Создание базы данных о выпускниках детского дома для оказания им своевременной помощи в решении проблем жизнеустройства.
- Создание кураторства как действенного инструмента воспитания и передачи жизненного опыта.
Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома основывается на реализации следующих принципов:
- Принцип реализации государственных гарантий по обеспечению прав подростков на социальную адаптацию в обществе. Реализация данного принципа предполагает всемерное содействие различных государственных структур успеху постинтернатной адаптации выпускников детского дома, а также скоординированное взаимодействие различных служб, осуществляющих настоящее время свою деятельность в контексте помощи постинтернатной адаптации выпускников детского дома.
- Принцип формирования единой государственной системы постинтернатной адаптации выпускников детского дома. Реализация данного принципа предполагает создание технологически законченной системы постинтернатной адаптации с единой схемой управления, финансирования и личной ответственности за эффективность ее функционирования.
- Принцип ориентирования адаптационных мероприятий в интересах несовершеннолетнего. Реализация данного принципа предполагает целостное видение личности подростка при анализе отдельных сфер его жизнедеятельности, решении конфликтных ситуаций; понимания множества причин асоциального поведения и трудностей постинтернатной адаптации.
- Принцип адресности адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускников. Реализация данного принципа предполагает личностно-ориентированный подход к подростку; построение программы постинтернатной адаптации на основе его личностных особенностей и материально- бытовых возможностей.
Модели выпускника детского дома на данный момент не разработано. У государства нет четких запросов на то, каким должен стать ребенок, проживший часть своей жизни в детском доме.
Показателями готовности подростка к выпуску являются:
- благоприятный прогноз относительно состояния физического и психического здоровья ребенка;
- благоприятный прогноз относительно семейного психологического климата или его жизнеустройства в ином месте (собственная квартира или дом, наличие места в общежитии образовательного учреждения);
- остаточный уровень социальной компетентности, социального интеллекта выпускника (знание законодательства, культура поведения, умение конструктивно организовать досуг и др.);
- наличие нескольких вариантов продолжения обучения в образовательных учреждениях;
- наличие нескольких вариантов трудоустройства.
III. Основные направления реализации программы постинтернатного сопровождения
Программа постинтернатного сопровождения реализуется через два направления:
- создание маршрутов постинтернатного сопровождения и формирование механизма их реализации;
- создание «информационного поля» постинтернатного сопровождения.
3.1. Создание маршрутов постинтернатного сопровождения и формирование механизма их реализации
- Программа сопровождения выпускника (ПСВ) - это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника вне стен детского
дома. - ПСВ составляется для каждого выпускника за несколько месяцев (рекомендовано - за три месяца) до выпуска на основе следующих мероприятий:
Мероприятие | Ответственный орган |
1. Сбор информации о вариантах постинтернатной адаптации по следующим позициям:
| |
2. Составление проекта ПСВ с указанием вариантов проживания, обучения, трудоустройства и организации досуга | социальная служба детского дома |
3. Уточнение ПСВ в соответствии с пожеланиями выпускника | социальная служба детского дома |
4. Создание рабочего варианта ПВС и распределение «зон ответственности» за его реализацию между различными органами. Назначение лиц (или лица), лично ответственных за успех реализации ПСВ. | представитель социальной службы детского дома. |
3.2. Рабочий вариант ПСВ представляет собой документ, где содержится следующая информация:
- место проживания (с указанием точного адреса, телефона, имен и мест работы, проживающих совместно с подростком лиц);
- место учебы (с указанием точного адреса, телефонов, имен ответственных лиц);
- место работы (с указанием точного адреса, имен наставников и их контактных телефонов);
Реализация ПСВ предполагает назначение ответственных за патронаж лиц по каждой сфере жизнедеятельности (патронаж места проживания, места учебы, места работы, досуговой деятельности, здоровья), а также выбор (назначение) лица, осуществляющего координацию и общий контроль за реализацией маршрута. Один раз в год, в зависимости от конкретной ситуации, группа ответственных лиц оценивает эффективность реализации ПСВ, если необходимо, вносит коррективы, обсуждает возможные трудности и находит пути их решения.
Предусматриваются три основные формы ПСВ в зависимости от уровня готовности подростка к выпуску. ПС - «сопровождение». Составляется для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная категория маршрутов носит рекомендательный характер для выпускника и не требует специального контроля за исполнением. В этом случае достаточно назначения одного лица, ответственного за поддержку выпускника. ПС - «помощь». Составляется для выпускников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная категория ПС разрабатывается в случае, когда есть существенные проблемы по одной или некоторым сферам жизнедеятельности выпускника (например, семейное положение и условия проживания). Программа создается для тех выпускников, у которых достаточно высока вероятность «срыва» в силу действия неблагоприятных факторов и подразумевает назначение ответственных по всем сферам жизнедеятельности выпускника. ПС-«SОS». Составляется для выпускников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации и не готовых к выпуску и предполагает постоянный, четкий контроль за всеми сферами жизнедеятельности выпускника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях.
3.3. Создание «информационной базы » постинтернатного сопровождения.
«Информационная база » постинтернатной адаптации должна включать в себя:
- информацию о вариантах продолжения образования выпускника;
- информацию о возможностях трудоустройства выпускника;
- информацию о вариантах конструктивной организации досуга выпускника;
- информацию о вариантах поддержки, здоровья или лечения выпускника;
- информацию о вариантах получения подростком психологической помощи;
- информацию об альтернативных формах проживания;
- маршруты постинтернатной адаптации.
«Информационная база » должна быть оформлена в форме памятки выпускника, из которой подросток может получить полную информацию по интересующему вопросу.
IV. Основные формы обеспечения концепции
4.1. нормативно-правовое обеспечение происходит за счет внедрения Положения о маршрутах постинтернатного сопровождения.
4.2. научно-методическое обеспечение - создание системы экспертизы готовности воспитанников детского дома к выпуску.
4.3. материально-техническое обеспечение.
4.3.1. Дальнейшее совершенствование материально-технической базы детского дома. В особой финансовой поддержке нуждаются семейные блоки и гостевые комнаты для выпускников детского дома.
4.4. Кадровое обеспечение.
В системе постинтернатного сопровождения выпускников уровень квалификации и личностные качества специалистов имеют первостепенное значение. Предполагается, что специалист несет личную ответственность за успех реализации маршрутов постинтернатной адаптации. Наиболее востребованный специалист в системе постинтернатного сопровождения - социальный педагог.
4.5. Создание системы постинтернатного сопровождения.
В организационно-управленческую структуру входят основные субъекты системы постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детских домов, которые оказывают непосредственную помощь и поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, определяют внутриучрежденческую политику в отношении данной категории лиц и осуществляют необходимые мероприятия.
Публичная оферта о заключении договора пожертвования
Региональная общественная организация волонтёров Самарской области "Домик детства", в лице Рубина Антона Борисовича,
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:
1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Региональная общественная организация волонтёров Самарской области "Домик детства"».
1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.
2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.
3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.
4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.
5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования
Региональная общественная организация волонтёров Самарской области "Домик детства"
ОГРН: 1116300003368
ИНН/КПП: 6311997036/631101001
Адрес места нахождения: 443008, г. Самара, ул. Клиническая, 210-212
Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810451100001079
Банк: ПАО АКБ «Авангард»
БИК банка: 044525201
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810000000000201
Директор
Рубин Антон Борисович
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.
Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников учреждений интернатного типа остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Психолого-педагогические исследования, посвященные изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома или интерната, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов. Одной из проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме.
Актуальность и необходимость постинтернатного сопровождения обусловлена тем, что выпускник интернатного учреждения одновременно включен в разные сферы деятельности: жизнедеятельности учреждения профессионального образования, профессиональной самореализации, жизнедеятельности общежития, досуга. Продолжение обучения в профессиональной образовательной организации, построение конструктивных взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего хозяйства, распределение денежных средств и другие проблемы выпускнику сложно решать самостоятельно, оказавшись с ними «один на один» за пределами сиротского учреждения.
В школе-интернате реализуются программы подготовки к самостоятельной жизни по развитию коммуникативных, социально-быовых знаний, умений. Однако важным является оказание дальнейшей помощи выпускникам на этапе их самостоятельной жизнедеятельности.
Для организации сопровождения выпускниковв школе-интернате разработана и реализуется программа по организации работы по социализации и постинтернатному сопровождению выпускников «Шаг за шагом».
Сегодня я представляю опыт работы по реализации этой программы.
Цель: представить опыт работы по организации индивидуального постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников МКОУ « ШИ №37 ОВЗ».
Задачи: Обобщить опыт по реализации программы постинтернатного сопровождения выпускников «Шаг за шагом».
Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
1. Сущность постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Актуальность и необходимость исследования организации постинтернатного сопровождения определяются наличием комплекса проблем, характерных для детей-сирот после выпуска из сиротского учреждения: трудности адаптации к условиям в обществе, отсутствие жилья, навыков самостоятельной жизни, выбора профессии и возможности трудоустройства. Вхождение детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
По результатам общероссийских исследований, низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а так же интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые формируют большую часть безработных и правонарушителей, становится источником новой волны социального сиротства. То есть, с одной стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что подтверждается отказами в приеме на работу, нежеланием работодателей в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений. С другой стороны, самим выпускникам в силу особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе. Отсутствие с самого раннего детства условий, необходимых для полноценного психического и социального развития детей-сирот, препятствует формированию у них способностей, обеспечивающих достижение подлинной взрослости. В результате молодым людям с подобным жизненным опытом, как правило, свойственны пассивная жизненная позиция, безразличное отношение к своему статусу, иждивенчество, низкий уровень сформированности социальных умений и навыков.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.
Образование детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Мы понимаем, что на сегодняшний день нет службы, которая бы « из рук в руки» приняла наших повзрослевших, но далеко не взрослых детей. Мы согласны, что учреждения профессионального образования, при работе с нашими выпускниками, детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности. Наши дети имеют недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, который сочетается с отсутствием опоры на жизненный опыт, незначительной познавательной активностью.
Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе наши выпускники нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении, а одной из форм социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является постинтернатное сопровождение. Целью, которого является успешная социальная адаптация выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям профессиональной образовательной организации и к условиям самостоятельной жизни.
При реализации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно учитывать следующие условия:
Совместная деятельность наставника и выпускника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего;
Наличие у выпускника возможности установить постоянный эмоциональный контакт с наставником;
Признание центральным процессом адаптации выпускника не усвоение им знаний и навыков жизни, а реабилитацию его личности.
Данные условия могут быть реализованы через различные формы сопровождения.
Правовую основу деятельности по обеспечению социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет ряд федеральных и региональных нормативных документов. В региональных программах социальной адаптации выпускников в постинтернатный период рекомендуется предусматривать в качестве основного из направлений работы разработку и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации постинтернантого сопровождения.
Проанализировав существующие проблемы, администрация школы-интерната создали программу постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ «ШИ №37 ОВЗ» »«Шаг за шагом», цель, которой тесно пересекается с существующими проблемами данного учреждения.
2. Основные направления программы постинтенатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг за шагом»
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создает материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.
Изучив опыт постинтернатного сопровождения в России, в Кемеровской области, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы постинтернатного сопровождения выпускников направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шаг за шагом» содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе. Сопровождение осуществляется с момента выпуска из школы-интерната при поступлении в профессиональное образовательное учреждение и направлено на выпускников от 14 до 23 лет. Основные технологии программы постинтернатного сопровождения это кураторство и индивидуальный план сопровождения.
Целью Программы является подготовка выпускников коррекционной школы - интерната, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, с последующей организацией индивидуального сопровождения и поддержки выпускников для успешной социальной, профессиональной адаптации в постинтернатный период до 23 лет.
Задачи:
Организация и проведение работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии со способностями, медицинскими показаниями;
Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникативной культуры, формирование потребности в общении, интимно-личностных отношений);
Содействие адаптации выпускников коррекционной школы-интерната к условиям жизни и обучению в образовательном учреждении начального профессионального образования;
Повышение уровня социально-правовой грамотности выпускников;
Диагностика психологических причин нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей-сирот;
Профилактика и устранение нарушений в обучении и поведении выпускников учреждений для детей - сирот;
Оказание поддержки воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с целью их успешной социализации и интеграции в общество;
Оказание помощи в трудоустройстве выпускников;
Содействие в восстановлении связей с кровными родственниками.
Данная Программа является комплексной по содержанию, т.к. ее осуществление связано с применением различных методов работы и в ее реализации учувствует коллектив педагогов и специалисты школы-интерната.
Постинтернатное сопровождение это целостный, системный процесс и достигается в ходе реализации следующих этапов:
1 этап – Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах УИТ.
2 этап – Сопровождение выпускника в постинтернатный период педагогом-куратором.
Приемлемой моделью постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната на первом этапе является создание адаптационной группы для воспитанников юношеского возраста не менее чем за 2 года до фактического выпуска из школы-интерната и включает в себя задачи 1 этапа :
создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же гражданско-правовых знаний;
формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.
Адаптационная группа позволяет найти новый подход к решению проблем подготовки воспитанника к выпуску из школы-интерната и повышению его успешности в постинтернатный период.
В адаптационной группе создается ряд условий, позволяющих вести подготовку воспитанника к самостоятельной жизни:
организация быта, питания, планирования бюджета;
педагогическая поддержка самостоятельной организации воспитанниками жизненного пространства и свободного времени;
личное участие воспитанника в осознании собственных жизненно важных проблем и включение его в поиск путей их решения;
В период пребывания в адаптационной группе для каждого будущего выпускника, при его непосредственном включении в этот процесс и личной заинтересованности в успешном жизнеустройстве, составляется:
индивидуальный маршрут адаптации будущего выпускника;
программа постинтернатного сопровождения перед выпуском.
На 2 этапе при поступлении в учреждение профессионального образования выпускник сопровождается педагогом-куратором.
Цель этого этапа: Постинтернатное сопровождение выпускника школы-интерната, реализация индивидуального плана сопровождения выпускника (ИПС).
Задачи:
создание условий для успешной социально-психологической адаптации выпускника в социуме;
решение вопросов социальной защищенности;
профилактика социальной дезадаптации;
совместный поиск возможных путей решения возникающих проблем.
Работа кураторов по постинтернатному сопровождению направлена на помощь в решении психологических, межличностных, социальных, экономических и других проблем выпускника путем установления непосредственного прямого взаимодействия между куратором и выпускником.
Этап осуществляется с момента выпуска из интернатного учреждения до достижения выпускником 23 лет. Содержание этапа связано с сопровождением выпускника в процессе профессиональной и социальной адаптации (в период обучения в учреждении профессионального образования и/или после окончания образовательного учреждения).
Куратор закрепляется приказом директора школы-интерната, свою деятельность куратор осуществляет в соответствии с локальными актами образовательной организации.
На втором этапе проводится мониторинг плана сопровождения. Он включает:
промежуточные результаты работы и их оценку;
задачи на следующий этап сопровождения.
Мониторинг плана сопровождения предусматривает как отражение динамики процесса, так и оценку его эффективности. Мониторинг включает: оценку исходной ситуации, промежуточные и итоговые результаты деятельности.
При мониторинге:
Оценивается выполнение поставленных задач (овладение навыками и умениями), удовлетворение потребностей и реализация ожиданий;
Оценка производится и специалистами и самим выпускником, при этом приоритетным мнением является мнение выпускника;
Оценивается насколько выпускник реализует навыки и умения в повседневной жизни;
Производится анализ факторов, влияющих на процесс сопровождения (эффективность сотрудничества, пригодность методов, организационный уровень и т.д.);
Формулируются выводы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
готовность к самостоятельной жизни;
умение взаимодействовать в социуме;
развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения;
здоровый образ жизни;
профессиональная и трудовая самореализация.
Заключение
Для решения проблем подготовки воспитанников к жизнеустройству, освоению профессии и началу трудовой деятельности в школе-интернате осуществляется поиск новых социальных технологий, создается система постинтернатного сопровождения выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляется на основе принятых законов и нормативных правовых актов, регламентирующих организацию работы по постинтернатному сопровождению педагогами школы-интерната.
В результате поститернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями станет возможным более полное обеспечение социально-психологической, правовой защищенности выпускников из числа детей-сирот и возможности их полноценной жизни в обществе.
Литература
Байбородова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот [Текст] : учебн-метод. пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2010. – С.140-143.
Боброва, Л.М. Технологии социальной помощи выпскникам интернатных учреждений (из опыта проекта «Молодежные центры» в Мурманской области) [Текст] / Л.М. Боброва // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (22-23 июня, г. Смоленск) / под ред. И.А. Бобылевой. – Москва: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2010. – Ч. – С. 15-21.
Килина, И.А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : метод. рекомендации / И.А. Килина, Н.В. Осипова, Т.Н. Михайлова. – Кемерово: Изд-во ГО «КРИРПО», 2014. С. 7-52.
Электронные ресурсы:
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: фед.закон от 1 декабря 1996 г. № 159/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ Мастер. Версия от 9 янв. 014. – Москва, 2014.
О совершенствовании деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2013 г. № 06-369/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ МАСТЕР. Версия от 9 янв. 2014. – Москва, 2014.
Об основных гврантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон от 24 июля 1998 г. Т 124/ Система ГАРАНТ аэро – ГАРАНТ МАСТЕР. Версия от 29 янв. 2014г.