Особенности банкротства унитарных предприятий. Деятельность органов местного самоуправления. Читать на эту тему
Принципиально важный вопрос при банкротстве государственных и муниципальных унитарных предприятий: имеет ли право руководитель предприятия-должника самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом?
Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямого ответа на данный вопрос не дает. Неоднозначность судебной практики относительно полномочий руководителя унитарного предприятия обращаться в арбитражный суд с заявлением должника объясняется тем, что законодатель такого вопроса вообще, похоже, не ставил. Поэтому ответ на него приходится искать, следуя общим принципам и на основе анализа гражданского законодательства.
Статьей 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что при наступлении признаков несостоятельности законом предусмотрено, что руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании несостоятельным (банкротом) в случае, если:
1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приведет к невозможности удовлетворить требования остальных в полном объеме;
2) органом, уполномоченным собственником имущества, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
3) обращение взыскания на имущество должника осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
Причем заявление должника должно быть подано не позднее чем через месяц с даты возникновения вышеуказанных обстоятельств.
Вместе с тем ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Собственник имущества должника – унитарного предприятия обязан принимать своевременные меры по предупреждению банкротства предприятий и восстановлению платежеспособности должника до подачи заявления должника.
Статьей 65 ГК РФ установлено, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Решения о ликвидации в отношении государственных и муниципальных предприятий могут приниматься только собственником.
Заявление должника о признании предприятия банкротом, как правило, направлено на ликвидацию предприятия, соответственно решение об обращении в арбитражный суд с таким заявлением должно приниматься уполномоченным собственником имущества органом.
Таким образом, можно сделать вывод, что без согласования с собственником имущества руководитель должника не уполномочен на обращение в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом.
Вопрос относительно прав руководителя унитарного предприятия без согласования с собственником имущества предприятия обращаться в суд с заявлением должника на практике имеет колоссальное значение. Поскольку если руководитель такое право имеет, то с помощью известных технологий при условии четкой юридической работы руководителю ничего не стоит в самые короткие сроки обанкротить вверенную ему организацию и выбрать саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен управляющий.
К сожалению, правоприменительная практика пошла по пути упрощения процедуры подачи заявления на банкротство. В Постановлении от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Высший Арбитражный суд РФ указал, что «при рассмотрении вопроса о применении ст. 9 Закона о банкротстве, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами, заявление руководителя должника принимается арбитражным судом к рассмотрению независимо от наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия».
Такая практика явно не направлена на защиту интересов собственника и существенно ослабляет его контроль за действием руководства. В случае обращения руководителя с заявлением должника о признании его банкротом собственник вообще может узнать о таком заявлении только после его принятия арбитражным судом и введения процедуры наблюдения.
Время на чтение: 8 мин
Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость. Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями. В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса
На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.
Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.
По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:
- МУП – муниципальные унитарные предприятия.
- ГУП – государственные унитарные предприятия.
При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:
- Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю .
- МУП и ГУП отвечают по всем своим принадлежащим им имуществом .
- Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.
Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:
- Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
- Банкротство – процедура признания , которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.
Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.
ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские , юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.
Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.
Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:
- Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
- Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия . ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
- Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества .
Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.
Основания для признания предприятий банкротами
Процесс признания предприятий финансово несостоятельным опирается на положения ст. 65 Гражданского кодекса и ФЗ-127 от 2002 года. На основании положений ст. 65 Гражданского кодекса любое юрлицо может стать банкротом, кроме казенных учреждений, политических партий и религиозных организаций. ГУП и МУП в списке исключений не перечислены, поэтому признаются банкротами на общих основаниях.
Для соответствия унитарного предприятия признакам банкротства оно должно отвечать ряду условий:
- Иметь документально подтвержденные долговые обязательства в сумме 300 тыс. р. и более.
- Иметь просрочку по срокам погашения долгов с продолжительностью 3 месяца и более.
В сумму долговых обязательств включаются долги перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед унитарных предприятий по зарплате и выходным пособиям.
МУП, которые имеют статус управляющих компаний в сфере ЖКХ, обладают еще одним признаком наступления несостоятельности. Кроме задолженности перед своими кредиторами, они утрачивают способность исполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не способны поставлять им коммунальные услуги должного качества.
Согласно положениям 127-ФЗ от 2002 года, инициатива о признании предприятия банкротом может быть подана должником, кредитором или уполномоченным органом. Никаких исключений и оговорок относительно МУП и ГУП ГК и 127-ФЗ не содержат. Но с учетом того, что собственником имущества таких учреждений могут стать только региональные или муниципальные власти, то право на обращение в суд о признании банкротства принадлежит только им, а не руководителю МУП или ГУП.
Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия, используя механизм . Если после решения о закрытии учреждения и подготовки ликвидационного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается весьма редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими инстанциями. Им предстоит заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и пр.
Особенности процедуры банкротства
127-ФЗ не содержит принципиальных особенностей банкротства унитарных предприятий, только если они не относятся к числу градообразующих по ст. 169.
С принятием 127-ФЗ, регулирующим процедуру банкротства, у собственников имущества появилась реальная возможность влиять на ход процесса признания финансовой несостоятельности.
Должник оказывает влияние на ход процесса банкротства через реализацию следующего спектра прав:
- Подачу ходатайства к и арбитражному суду о введении . Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
- Включение в план пункта о продаже предприятия , как имущественного комплекса.
- Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения . Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.
В целом при проведении процедуры банкротства по правилам 127-ФЗ с 2002 года позиция должника была усилена, и должен учитывать не только позицию кредиторов при принятии решений.
Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.
С учетом ст. 9, 30 127-ФЗ и ст. 65 ГК при возникновении неплатежеспособности МУП или ГУП руководитель обязан сообщить об этом факте собственникам имущества (муниципальным и региональным властям). Собственник имущества на основании поступившей информации об угрозе банкротства принимает своевременные меры по восстановлению платежного баланса должника или передает в арбитражный суд заявление о банкротстве.
Если предприятие отвечает признакам несостоятельности, то собственник имущества унитарного предприятия обязан обратиться в суд с о банкротстве в течение месяца. Если собственник пренебрежет такой обязанностью, то он будет нести ответственность. Она будет заключаться в обязанности возмещения убытков, возникших из-за этого нарушения. Собственник имущества при этом будет нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия.
Пошаговый порядок
Процедура банкротства унитарных предприятий происходит по общему алгоритму, который предполагает прохождение следующих шагов:
- В арбитражный суд подается заявление о банкротстве .
- В ходе первого судебного заседания поступившее заявление оценивается на предмет обоснованности .
- Если предприятие соответствует признакам банкротства, то в отношении него вводится процедура . Назначается управляющий в деле о банкротстве.
- В ходе наблюдательного этапа анализируется финансовое положение должника, формируется кредиторов, и проводится их первое собрание . На первом собрании принимается решение о будущей судьбе должника: о переходе к одной из реабилитирующих процедур (финансовому оздоровлению или внешнему управлению) или к конкурсному производству.
- Суд переходит к этапу , если реабилитирующие процедуры не привели к должному результату , или если суд не нашел потенциала для восстановления платежеспособности должника.
- По результатам конкурсного производства происходит погашение требований кредиторов через продажу имущества предприятия на торгах .
- После завершения расчетов с кредиторами по результатам формирования суд выносит постановление о завершении процедуры банкротства . Такое определение становится основанием для исключения сведений об учреждении из ЕГРЮЛ, что фактически означает прекращение его деятельности.
В случае если инициатива о признании предприятия банкротом исходила от ликвидационной комиссии, то потребуется прохождение ряда предварительных этапов перед началом процесса банкротства. В их числе следующие:
- Принимается решение собственником имущества унитарного предприятия о ликвидации МУП или ГУП.
- Назначается по ликвидации или . К ним переходят все руководящие функции.
- В публикуется информация о принятом решении , и указываются сроки для предъявления требований кредиторами, а также адрес для их передачи.
- Готовится промежуточный , в котором перечисляются активы унитарного предприятия и его задолженность перед кредиторами. Если был выявлен факт недостаточности имущества для погашения всех долгов, то передается заявление о банкротстве в суд.
Последствия получения статуса банкрота
Последствия банкротства МУП или ГУП могут быть различны. Они отличаются в зависимости от того этапа, на котором завершилась данная процедура.
При введении наблюдения на деятельность руководства предприятий не накладывается определенных ограничений, кроме обязанности соблюдать порядок согласования при заключении отдельных сделок. Наблюдение не может длиться более 7 месяцев.
Если предприятие сможет заручиться поддержкой гаранта, то в отношении него может быть введен этап финансового оздоровления.
В ходе финансового оздоровления готовится график выплат и план оздоровления, которым компания должна следовать. Если в ходе данного этапа удается погасить задолженность перед кредиторами (он вводится на период до 2 лет), то процесс банкротства прекращается.
При внешнем управлении основным гражданско-правовым последствием станет передача всего руководства МУП или ГУП в пользу внешнего управляющего. Данная процедура вводится на период до 18 месяцев.
Если должник остановился на этапе внешнего управления, то в ходе данного этапа с согласия собственников предприятие, как имущественный комплекс, может быть продано. Результатом станет фактическая смена собственника, но само предприятие продолжит действовать, возможно, под руководством частного лица. Если вырученных средств от продажи имущества оказалось достаточно для погашения всех долговых обязательств предприятия, то процедура банкротства закрывается.
Но в рамках внешнего управления допускается реализация иных мер, кроме продажи предприятия, как имущественного комплекса. Например, сокращение персонала, в формате юрлица в виде слияния или присоединения, перепрофилирование компании или закрытия нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и пр. Если указанные меры смогут восстановить платежеспособность предприятия, то оно сможет сохранить свой статус, а банкротство будет завершено.
Стороны могут на любом этапе подписать , и тогда погашение задолженности унитарным предприятием будет происходить в договорном порядке. Предприятие не будет ликвидировано, а делопроизводство по процессу банкротства досрочно прекращается.
В случае перехода к финальной стадии конкурсного производства руководство унитарного предприятия отстраняется от дел, и все руководящие полномочия передаются конкурсному управляющему. В его задачи входит формирование конкурсной массы путем , оценки и продажи имущества должника. Все вырученные средства распределяются между кредиторами должника в соответствии с очередностью и идут на погашение процессуальных издержек. По результатам непогашенная задолженность считается исполненной и аннулируется, а предприятие перестает существовать как хозяйственная единица.
Таким образом, по 127-ФЗ не запрещено банкротиться унитарным предприятиям в статусе МУП и ГУП. Процедура признания финансовой несостоятельности проводится в стандартном порядке. Основная особенность состоит в том, что собственник имущества унитарного предприятия и его руководитель не совпадают, и последний не наделен правом инициации банкротства. Банкротство МУП или ГУП предполагает прохождение следующих этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
Сейчас, когда рынок подвержен колебаниям, вызванного причинами объективного и субъективного характера, практически никто не застрахован от ситуаций, когда невозможно выполнить свои кредитные обязательства. Таким образом, банкротство муниципального унитарного предприятия - такое же обыденное явление. Крайне неприятное для кредиторов, но – обыденное. Поэтому нелишним будет знать каковы важные моменты и особенности процесса ликвидации МУП через признание его банкротом.
Принципиальные отличия банкротства МУП
Обычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня.
Есть еще несколько отличий:
- учредители фирмы не могут быть его участниками;
- организация управляется одним руководителем единолично;
- МУП отчитывается перед учредителями, но управляет имуществом самостоятельно;
- в случае банкротства сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП, а затем, на условиях субсидиарной ответственности – имущество учредителей.
Положения законодательства
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства
В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.
Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги
Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:
- организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
- сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.
Для организаций - коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.
Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия
Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.
- Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
- Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.
Обращение в арбитражный суд дает возможность кредиторам вернуть сумму долга
- Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
- Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.
Порядок процедуры банкротства
Если суд удовлетворит заявление истца, то далее происходит стандартная процедура, включающая в себя несколько пунктов. Начальным этапом будет являться наблюдение. Контролирующие структуры собирают всю информацию о фирме, создают планы выхода из финансового кризиса без ликвидации. Данный этап продолжается максимум 7 месяцев с момента подачи заявления.
Затем наступает этап санации. Здесь внешний управляющий получает некоторую возможность влиять на решения действующего руководителя. Составляется график погашения долгов. Действующий руководитель по-прежнему работает. Может продолжаться до двух лет.
Если на этапе санации восстановления платежеспособности не произошло, процесс переходит в третью стадию. Внешний управляющий полностью контролирует деятельность организации, проводит мероприятия по оздоровлению финансового состояния. Печати организации также находятся у внешнего управляющего. Единственное, что он не может делать – продавать имущество МУП для погашения обязательств перед кредиторами. Этот период длится до года, но может быть продлен еще на полгода. Если в периоде заключаются договора на крупные суммы, этот процесс обычно согласовывается с советом кредиторов организации.
По итогам третьего этапа возможны несколько вариантов. Если действия внешнего управляющего возымели успех, процедура банкротства прекращается и МУП возвращается к обычному режиму работы.
Грамотная деятельность внешнего управляющего является гарантией успешного финансового оздоровления предприятия
Если с кредиторами удалось договориться, то заключается мировое соглашение, организация продолжает функционировать, долги гасятся по плану.
Важно: мировое соглашение с кредиторами можно заключить на любом этапе банкротства. Если для кредитной организации, по каким-либо причинам важно существование конкретного МУПа, то оно может пойти на соглашение даже на этапе наблюдения.
Если улучшений не наступило, назначается конкурсное производство, в функционал которого входит продажа имущества и погашение долгов за счет полученных средств. Срок устанавливается до полутора лет. В этот период прекращаются все начисления неустоек, документация по кредитным обязательствам находится у внешнего управляющего.
Условия ликвидации
Основные условия ликвидации МУП – непогашение долгов в течение трех месяцев и размер долга свыше 300 тысяч – были описаны выше. Кроме этого, при ликвидации в добровольном порядке муниципалитет должен издать приказ о ликвидации, назначить комиссию для ликвидации. Как правило, она создается при участии сотрудников муниципалитета. Необходимо оповестить налоговые органы, рабочих предприятия, кредиторов.
Официальная информация о предстоящем банкротстве публикуется в средствах массовой информации. Создаются планы погашения долгов, которые затем воплощаются в жизнь. По итогам всех действий ломаются печати организации. Фирма исключается из учета в налоговых органах. Вся документация отправляется в архив.
Последствия и ответственность
К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.
Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом
08.02.2018
События.
ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия.
Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.
08.02.2018
События.
Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить.
Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.
07.02.2018
События.
Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе.
Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».
07.02.2018
События.
Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров.
Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.
07.02.2018
События.
ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора.
Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.
06.02.2018
События.
Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной.
Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.
06.02.2018
События.
Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке.
Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.
06.02.2018
События.
Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки.
Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.
05.02.2018
События.
От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным.
Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.
05.02.2018
События.
В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A.
Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.
Следует выделить, как минимум, три аспекта их деятельности.
Во-первых, уполномоченные органы местного самоуправления, обладающие правом на подачу заявления о признании должника - унитарного предприятия банкротом, представляют интересы муниципального образования как кредитора. Во-вторых, уполномоченные органы местного самоуправления (комитеты и департаменты по управлению муниципальным имуществом, отраслевые комитеты и департаменты) представляют интересы муниципального образования как собственника имущества должника - унитарного предприятия. В-третьих, муниципальное образование может быть дебитором унитарного предприятия, что связано с невыполнением администрациями муниципальных образований своих финансовых обязательств по отношению к МУП и является непосредственной причиной кризиса или его усугубляет.
Поскольку при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) муниципальных унитарных предприятий должна быть обеспечена консолидация интересов муниципального образования как кредитора и собственника, как правило, правом представлять интересы муниципального образования при банкротстве юридических лиц с правом требования от имени муниципального образования наделяется Комитет по управлению муниципальным имуществом или другой уполномоченный орган местной администрации. Комитет или иное структурное подразделение местной администрации (в случаях, когда оно выступает учредителем муниципального унитарного предприятия) имеет право:
- 1) рассматривать финансовое состояние муниципального унитарного предприятия и принимать решения о неплатежеспособности и неудовлетворительной структуре баланса;
- 2) принимать решения о добровольной ликвидации муниципального унитарного предприятия - должника;
- 3) принимать решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В соответствии со ст.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в случае возникновения признаков банкротства руководитель МУП обязан поставить об этом в известность собственника имущества должника - унитарного предприятия. В свою очередь, собственник имущества должника - унитарного предприятия, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В частности, собственник до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в рамках досудебной санации принимает меры, направленные на восстановление платежеспособности. Со стороны собственника унитарному предприятию может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.
Решения о ликвидации выносятся в случае невозможности финансового оздоровления, но достаточности активов предприятия для расчетов с кредиторами и на ликвидационные мероприятия. Если ни то, ни другое невозможно, вносятся предложения по инициированию процедур банкротства.
Если собственник унитарного предприятия не заинтересован в продолжении его деятельности, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дает возможность добровольного объявления о банкротстве предприятия-должника. Основанием для объявления должника - унитарного предприятия банкротом является решение собственника его имущества в лице уполномоченного органа.
По ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме руководитель муниципального предприятия или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Ситуация осложняется тем, что ряд муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, не имеют собственных средств и имущества для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов и возмещения расходов на ликвидационные мероприятия. По таким предприятиям арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом), ссылаясь на недостаточность средств для финансирования судебных расходов, а именно на вознаграждение арбитражного управляющего и оплату услуг привлекаемых лиц, на опубликование соответствующих сведений.
С июля 2005 г. в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий» и в ст. 49 Гражданского кодекса РФ появился новый способ прекращения деятельности юридического лица (кроме реорганизации и ликвидации) - исключение из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Если юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается фактически прекратившим свою деятельность.
Органом, координирующим и организующим проведение антикризисных мероприятий в отношении МУП, является Комитет по управлению муниципальным имуществом, который в соответствии с нормативными актами о несостоятельности (банкротстве) предприятий осуществляет следующие действия:
- 1) ежеквартально проводит анализ финансовой устойчивости МУП;
- 2) на основании данного анализа составляет акты о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;
- 3) на основании данных актов обязывает предприятие разрабатывать и представлять в установленном порядке на рассмотрение и утверждение в Комитет планы финансового оздоровления, предварительно согласованные в отраслевом отделе и комитете экономики местной администрации;
- 4) при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности подготавливает рекомендации по мерам, направленным на предотвращение банкротства МУП, разрабатывает предложения по его санации;
- 5) участвует в создании и организации деятельности целевых бюджетных фондов для проведения оздоровления (санации) неплатежеспособных предприятий;
- 6) рассматривает заявления и обращения заинтересованных лиц по вопросам, связанным с применением реорганизационных процедур в отношении МУП;
- 7) при проведении ликвидации предприятия по решению собственника в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов выходит в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Особая роль в процессе принятия решений отводится балансовым комиссиям, которые:
- (1) рассматривают результаты финансово-хозяйственной деятельности МУП за отчетный период;
- (2) проводят оценку эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения;
- (3) оценивают выполнение руководителями МУП условий контракта;
- (4) разрабатывают рекомендации по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов) и устанавливают сроки их предоставления;
- (5) принимают решения об обязательном погашении задолженности предприятиями-неплательщиками.
План финансового оздоровления должен содержать следующие разделы:
- - общая характеристики МУП;
- - анализ финансового состояния МУП;
- - анализ рынка производимой продукции (работ и услуг) и конкуренции на этом рынке;
- - аналитическая оценка структуры баланса;
- - перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
Обязанность по составлению планов финансового оздоровления возлагается на руководителя МУП. План согласовывается с отраслевым отделом, управлением экономики администрации, заместителем главы администрации, курирующим данное предприятие и утверждается председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом. Персональная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом, возлагается на руководителя МУП, а функции контроля за исполнением мероприятий возлагаются на отраслевые отделы администрации и Комитет. После окончания срока, на который был составлен план финансового оздоровления, результаты деятельности МУП рассматриваются на заседании балансовой комиссии, которая дает предложения по его дальнейшему функционированию.
В случае, если мероприятия по оздоровлению не дали положительных результатов, применяются процедуры банкротства.
Решения балансовой комиссии оформляются в виде протоколов ее заседаний, а при необходимости в виде проектов постановлений и распоряжений главы местного самоуправления.
Среди всего многообразия инструментов финансового оздоровления предприятий, в том числе унитарных, следует выделить их реструктуризацию.
Под реструктуризацией в узком смысле понимается комплекс мер, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством.
Если рассматривать реструктуризацию в широком смысле, то в данном понятии необходимо выделить, по крайней мере, три главных аспекта:
Ё финансовый (преобразование структуры активов и пассивов);
Ё структурный (преобразование внутренней структуры и системы внешних взаимосвязей);
Ё правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия).
Реструктуризацию муниципальных унитарных предприятий можно определить как совокупность правовых процедур, направленных на преобразование их организационной и (или) производственной структуры и (или) на оптимизацию структуры их активов и пассивов.
Реструктуризация муниципальных унитарных предприятий позволит:
- (1) привлечь дополнительные инвестиции и финансовые средства в развитие перспективных МУП, в т.ч. за счет их приватизации;
- (2) получить дополнительные бюджетные доходы за счет продажи или сдачи в аренду части неиспользуемого имущества;
- (3) снизить нагрузку на бюджет за счет прекращения или сокращения объемов деятельности убыточных МУП;
- (4) повысить эффективность деятельности МУП за счет оптимизации структуры собственности.
По способам юридического закрепления и перераспределения прав собственности и контроля различают два типа реструктуризации МУП:
- · реорганизация, изменение масштабов унитарного предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение);
- · изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия, в т.ч. преобразование унитарного предприятия в казенное предприятие или муниципальное учреждение, приватизация путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество со 100-процентной долей муниципальной собственности.
Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены формы реорганизации унитарных предприятий, представленные в таблице 3. Принятие решения о том, в какой форме будет осуществлять свою деятельность унитарное предприятие, имущество которого находится в муниципальной собственности, относится к компетенции муниципального образования как собственника в лице органов местного самоуправления.
Таблица 3 - Формы реорганизации унитарных предприятий
Характеристика |
Принятие решений собственником |
Определение прав и обязанностей |
|
1. Слияние двух или нескольких МУП |
Создание нового МУП с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких МУП и прекращением последних |
Утверждение передаточного акта, устава вновь возникшего МУП, назначение его руководителя |
Права и обязанности реорганизуемых МУП переходят к вновь возникшему МУП в соответствии с передаточным актом |
2. Присоединение к МУП одного или нескольких МУП |
Прекращение деятельности одного или нескольких МУП с переходом их прав и обязанностей к МУП, к которому осуществляется присоединение |
Утверждение передаточного акта, внесении изменений и дополнений в устав МУП, к которому осуществляется присоединение, назначение его руководителя (при необходимости) |
При присоединении одного или нескольких МУП к другому УП к последнему переходят права и обязанности присоединенных МУП в соответствии с передаточным актом |
3. Разделение МУП на два или несколько МУП |
Прекращение деятельности МУП с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным МУП |
Утверждение разделительного баланса, уставов вновь созданных МУП и назначение их руководителей |
При разделении МУП его права и обязанности переходят к вновь созданным МУП в соответствии с разделительным балансом |
4. Выделение из МУП одного или нескольких унитарных предприятий |
Создание одного или нескольких МУП с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного МУП без прекращения последнего. |
Утверждение разделительного баланса, уставов вновь созданных МУП, назначение их руководителей, внесение изменений и дополнений в устав реорганизованного МУП и при необходимости назначение его руководителя |
При выделении из МУП одного или нескольких МУП к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного УП в соответствии с разделительным балансом |
5. Преобразование МУП в юридическое лицо иной организационно-правовой формы |
Преобразование МУП в муниципальное учреждение или организацию иной организационно-правовой формы. |
Преобразование осуществляется по решению собственника имущества МУП. |
Новое юридическое лицо становится правопреемником МУП, в том числе по всем его долгам перед кредиторами |
Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия происходит при его преобразовании в открытое акционерное общество в соответствии с законодательством о приватизации. Данная процедура является одним из способов приватизации и предполагает обязательное включение унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации, подготовку к приватизации, составление передаточного акта, а также соблюдение всех остальных требований законодательства к порядку преобразования.
Преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в муниципальное учреждение производится по решению его собственника, которое предполагает соответствующую подготовку и обоснование.
Для упорядочения и комплексного решения вопросов реструктуризации местным администрациям целесообразно ежегодно формировать Программу реструктуризации муниципальных унитарных предприятий, которые не соответствуют составу долговременных и текущих социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Основной целью такой программы должно быть определение источников и механизмов финансирования, сроков и задач реструктуризации.
Программа должна включать в себя следующие основные положения:
Ё перечень реструктурируемых предприятий;
Ё цели, задачи и направления реструктуризации предприятий;
Ё порядок, способы и критерии принятия решения о реструктуризации;
Ё финансовое обеспечение и механизм финансирования;
Ё меры по социальной защите работников предприятий;
Ё взаимодействие предприятий с собственником имущества.
Для обеспечения финансовой поддержки унитарных предприятий по распоряжению главы муниципального образования формируется фонд финансовой поддержки за счет добровольных отчислений муниципальных унитарных предприятий, средства которого поступают на целевой бюджетный счет. Порядок отчислений в фонд и получения из фонда денежных средств муниципальными унитарными предприятиями регулируется специальным положением.
Таким образом, можно констатировать, что Восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление).
Мероприятия по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства, но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.
С июля 2005 г. появился новый способ прекращения деятельности юридического лица (кроме реорганизации и ликвидации) - исключение из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.