Порядок проведения повторной выездной проверки. Повторная налоговая проверка. Повторную ВНП проводит вышестоящий налоговый орган
В отдельных случаях возможно проведение повторной выездной проверки налоговыми органами. Рассмотрим правила, актуальные в 2019 году.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Определим, как такой контроль выполняется. Выездная проверка – нечастое явление для тех компаний, которые не нарушают законодательства.
Отдельные же фирмы все-таки проверяются, причем возможно и проведение повторных проверок. Каков же порядок осуществления такого контроля?
Что нужно знать?
Уточним, какие сведения являются базовыми относительно проведения проверок налоговым органом. Рассмотрим определение выездной и повторной проверок выездного типа.
Необходимые понятия
Выездная налоговая проверка – вид проверки, которая проводится налоговыми структурами относительно плательщиков налоговых сумм, сборов, и лиц, что являются налоговыми агентами.
Повторная выездная налоговая проверка – это проверка по тому же налогу и периоду, что проверялся ранее при осуществлении первой выездной проверки.
Кем осуществляется?
Обязательство проведения налоговой проверки выполняет региональная налоговая служба, в которой компания регистрировалась в качестве налогоплательщика.
При реорганизации, ликвидации проверка осуществляется вышестоящими налоговыми структурами – представители такой инстанции будет проверять, соблюдены ли все правила проверки, проводимой Налоговой инспекцией.
Проводит проверку отдел ВНП. Это может быть 2 или более инспектора, которые являются уполномоченными осуществлять подобные процедуры и назначены руководством Налоговой.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящей налоговой инстанцией в целых контроля налоговой службы, что осуществляла первоначальный контроль.
Решение о назначении повторной проверки имеет право принимать и руководство того органа, что раньше осуществлял контроль за деятельностью предприятия (при представлении уточненных ).
Назначение процедуры
В налоговом кодексе не сведений о том, когда именно принимается .
Но есть Концепция, в соответствии с которой проводится планирование, и где прописаны основные критерии отбора компания для назначения проверки.
К примеру, основанием для включения фирмы в план ВНП может стать:
- смена юридического адреса несколько раз за короткий промежуток времени;
- неявка представителя фирмы на заседание комиссии по легализации базы налога (если нет уважительных причин);
- участие предприятия в инвестиционных проектах;
- применение в увеличенных размерах;
- занижение налоговой базы и т. д.
Концепция не содержит указания на то, какое количество фактов (оснований) должно быть зафиксировано, чтобы лицо попало в план.
Законные основания
Установленный порядок проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика
Налогоплательщикам стоит знать такие нюансы проведения выездных проверок налоговой структурой:
Проверка не может осуществляться относительного одного плательщика налогов | По одним и тем же налогам |
Налоговая служба не имеет права провести больше 2 проверок в одном году по одним и тем же налоговым платежам | Но вот повторную проверку допускается выполнять в независимости от того, сколько было проверок в текущем году |
Длительность такой проверки составляет 2 месяца, в отдельных случаях – 3 месяца | Если предприятие имеет филиалы, то срок проверки увеличивается – отводится 1 месяц на один филиал |
Филиалы и подразделения | Могут проверяться независимо от того, осуществлялась проверка головного предприятия или нет |
Отсчет времени | Проведения выездной проверки начинается с того момента, как работники налогового органа прибудут на территорию плательщика налогов |
Смена юридического адреса | В процессе проведения проверки предполагает включение в бригаду инспекторов лиц, что уполномочены на такие действия по новому месторасположению организации |
Осуществление по принятому решению (основание)
Итак, основанием для проверок выездного вида является принятое руководством налоговой решение ().
Форма такой справки унифицирована. Решение выносится налоговым органом по месту расположения компании или по месту проживания физлица.
Решение о том, что будет проводиться проверка крупнейшей организации, выносится налоговой инстанцией, что ставила такую фирму на учет.
Такие решения должен подписать руководитель налоговой службы или его заместитель. В таком документе указывается, кто будет руководить процессом, организовывать работу отдела, давать задания инспекторам.
Если проводится проверка обособленного подразделения, решением утверждается перечень лиц, которые будут работать по месту нахождения такого подразделения.
Документ, являющийся основанием для проведения ВНП, содержит:
Как это происходит?
Проверка проводится в отношении одного или нескольких налогов. Если проверка осуществляется по федеральным налогам для предприятий на спецрежимах, предмет проверки определяется так:
«По всем налогам, сборам и страховым взносам»
Проверка может охватывать несколько периодов, но начинается не раньше того времени, как наступят сроки подачи декларации в последнем отчетном периоде.
Относительно проверки нескольких налогов и сборов устанавливается единый период, когда рассматриваются материалы компании и анализируется ее деятельность.
Если налоговая инстанция планирует провести более 2 проверок по одной компании, она должна направить мотивированные запросы в вышестоящие структуры.
При проверке будет исследовано документацию, что имеет отношение к исчислению и уплате налоговых сумм.
Налоговая инстанция обратит внимание на такие документы:
- учредительную документацию;
- свидетельство о том, что фирма состоит на учете в налоговой службе;
- бухгалтерскую отчетность компании;
- банковскую и кассовую документацию;
- и т. д.
Затем будет определено метод и прием осуществления проверки учетной документации. Иногда привлекается специалист в отрасли информационных технологий.
Уделяется внимание тому:
- соответствуют ли показатели, что отражены в декларации, сведениям в бухгалтерских отчетах;
- полностью ли устранено нарушения, зафиксированные на прошлых проверках;
- соответствуют ли данные отчетов сведениям синтетического и аналитического учета;
- в полной мере и правильно ли сформирована база по налогу;
- правильно ли применены цены на продукцию;
- обоснованно ли применяются налоговые ставки, льготы;
- правильно ли рассчитана сумма платежа.
Если будет выявлено правонарушение, инспектор создает доказательную базу и обеспечивает документальные подтверждения:
- снимет ксерокопии;
- осуществит выемку подлинника;
- опросит свидетелей;
- назначит экспертизу и т. д.
Работники налогового органа имеют право осматривать используемые юридическим лицом или ИП территории и помещения, объекты обложения налогом;
В соответствии с п. 12 ст. 89 НК, организация не должна препятствовать проведению проверки компетентными структурами, а также предоставлять сведения, которые запрашивает должностное лицо ().
Документация должен быть представлена в течение 10 дней момента из требования. При повторной проверке налоговая инстанция заново перепроверит деятельность предприятия за период, который проверялся ранее.
В таком случае возможна переоценка вывода, сделанного инспекторами при первоначальной проверке. Могут обнаружить новую недоимку по налоговым платежам.
Видео: выездные налоговые проверки
Но вот повторное назначение штрафа по уже выявленным нарушениям, не может осуществляться. Исключением являются ситуации, когда нарушения скрыты по сговору компании с предыдущим проверяющим.
Завершающий этап
На протяжении 2 недель руководителем налоговой инстанции рассматривается , составленный после завершения проверки, документацию, материалы, что были предоставлены плательщиком налога.
После рассмотрения таких сведений, руководство вынесет решение:
- привлечь плательщика к ответственность за нарушения налогового законодательства;
- не привлекать такое лицо;
- назначит дополнительные мероприятия по налоговому контролю, если невозможно принять решение на основании результата проведенной работы.
Затем юрист налоговой службы визирует проект. Если нарушения не были обнаружены, решение выносить не нужно. Исключение – когда уполномоченное лицо решает провести дополнительные мероприятия
Возникающие нюансы
Повторная проверка имеет ряд особенностей, о которых стоит помнить каждому плательщику налогов.
При подаче уточненной декларации
В Налоговом кодексе нет указания, когда именно можно предоставлять уточненную декларацию. Она может подаваться на любом этапе осуществления выездных проверок.
Прямого разрешения вопросов о правилах налогового типа администрирования при подаче уточненной отчетности нет.
Но отсутствие соответствующих положений в законах не дает права налоговым органам игнорировать данные уточненной декларации, что была представлена во время проведения проверки соответствующего налога.
Решение должно быть вынесено с учетом таких сведений ().
Так как возникает обязательство по учету откорректированной информации в декларации, выездная проверка может быть продлена.
Суд придерживается мнения, что утоненная декларация должна учитываться даже в том случае, если она представлена в последний день проведения проверки.
Если подается уточненная декларация после завершения мероприятий налогового контроля, может назначаться повторная выездная проверка или назначаться дополнительные мероприятия.
Чтобы избежать выездных проверок в таких ситуациях лучше своевременно дать пояснения (на стадии проведения камеральной проверки).
Если декларацию подано с уменьшенными суммами до завершения налоговой проверки, и будет заявлено о возврате излишне перечисленных средств, лучше провести камеральную проверку.
О необходимости совмещать камеральные и выездные проверки относительного одного плательщика говорится в законодательстве, что рассматривает вопросы подачи уточненных или по (при ).
Результаты первоначальной проверки оспорены в суде
При проведении повторных проверок налоговые работники заново рассмотрят все материалы по тому же периоду.
И если результат первой проверки оспорен в судебном органе, повторная проверка все равно может назначаться. Такое мнение имеет Конституционный суд.
Но должны быть переоценены обстоятельства, что ранее исследованы и оценены судами, которые урегулировали спор между плательщиком налога и налоговой инспекцией.
В том же случае, если будут обнаружены новые обстоятельства, которые ранее не рассмотрены налоговой службой и судом, то проведение повторных проверок будет вполне законным.
Контролирующие структуры должны во всех случаях определять, может ли повторная проверка привести к тому, что будет вынесено решение, которое противоречит судебному решению.
Решение суда не спасает от повторных проверок, но может отразиться на ее результате. И, кстати, не нужно спешить с уплатой доначислений, штрафов и пеней по результатам первоначальной проверки.
Так налоговые органы решат, что вам есть что скрывать, и нагрянут с повторной проверкой. Итог таких действий – сумма доначислений будет еще больше увеличена.
Поэтому желательно оспорить результат проверки в суде. Так при проведении повторных проверок права налоговых работников будет ограничены решением суда.
Если были обжалованы в вышестоящий налоговый орган
В таком случае также возможно назначение повторной выездной проверки. При этом не имеет значение, отменено ли первоначальное решение налоговой инстанцией, проводившей проверку, при рассмотрении .
Судебные органы с такой позицией согласны. В говорится, что можно оспорить решение о назначении повторных проверок, если результат по окончанию первой проверки признается незаконным.
Это может быть, например, такой случай – при вынесении решения ВНП фирма состояла на учете в другом налоговом органе. В результате принято решение провести повторную проверку.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.
Повторная выездная проверка - это проверка, которая проводится в уже проверенной организации, когда заново проверяются те же налоги за тот же период независимо от того, когда проводилась предыдущая выездная проверка.
В каком случае могут провести повторную проверку
Начнем с того, что повторная выездная проверка — это проверка, которая проводится в уже проверенной организации, когда заново проверяются те же налоги за тот же период независимо от того, когда проводилась предыдущая выездная проверка.
В общем случае повторную выездную налоговую проверку проводить нельзя. Существует лишь несколько ситуаций, когда ИФНС может инициировать такую проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- Вышестоящий налоговый орган проводит повторную налоговую проверку, чтобы проконтролировать работу ИФНС, которая проводила выездную налоговую проверку. Причем налоговый орган может проверить период не больше 3 календарных лет, предшествующих году, когда вынесено решение о проведении повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
- Организация представила уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению. В этом случае проверяется только период, за который представлена «уточненка». Но в любом случае этот период не может быть больше трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Что грозит компании, у которой нашли ошибки
Если в ходе повторной проверки налоговый орган обнаружит нарушения, которые не были выявлены первоначальной проверкой, компании начислят надоимку. Кроме того, если выяснится, что налоговые правонарушения не выявлены из-за сговора между организацией и проверяющими, компанию ждет штраф (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ). В противном случае оштрафовать компанию не получится: налоговому органу придется довольствоваться недоимкой и пенями.
Сказанное относится только к выездным налоговым проверкам. Действующее законодательство не содержит оснований для проведения повторных камеральных налоговых проверок представленной отчетности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 №А66-594/2008). Понятно, что, если компания подаст уточненную декларацию, то она будет подвергнута обязательной камеральной проверке.
Основания для повторной проверки
Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.
Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки. С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации. Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции .
Ответ: да, может, но это бесперспективно.
С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ). Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций. Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.
С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя. Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см., например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г. № Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).
В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы. Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.
Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.
Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию. Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить. В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.
В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку. Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.
Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу ?
Ответ: нет, не может .
Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются. Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.
Порядок проведения и оформление результатов
Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке , Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки .
Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет. Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции. Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию ?
Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.
По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.
Кроме того, инспекция может повторно запросить:
- документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
- документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.
Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.
Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.
С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.
С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ. В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим. По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ. Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.
Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).
Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации .
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.
Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).
Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).
Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).
Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).
Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?
Ответ: да, может.
В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога. В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.
Ограничения по количеству проверок
В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ). Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.
Проверки при ликвидации и реорганизации
Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций. Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок. Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.
Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?
Ответ: нет, не может.
В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ). Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).
Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.
Бывают ситуации, когда ИФНС необходимо провести повторную налоговую проверку. Руководителю и бухгалтеру организации важно понимать причины, послужившие поводом для проведения данной проверки, порядок проведения проверки и юридические аспекты, знание которых может позволить оспорить полученные в ходе проверки результаты. В статье расскажем, в каких случаях проводится повторная налоговая проверка, рассмотрим ее порядок.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная налоговая проверка проводится в тех компаниях, где ранее проверка уже проводилась. Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная налоговая проверка может проводиться в любое время, независимо от времени проведения первой проверки, но обязательным условием является:
- проверка тех же налогов;
- проверка того же налогового периода.
Кто проводит повторную налоговую проверку
В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ повторная налоговая проверка может проводиться различными инстанциями и по разным поводам:
Что является предметом повторной налоговой проверки?
Предметом повторной налоговой проверки является деятельность организации за тот период, который проверке уже подвергался. В ходе проверки не исключается переоценка выводов, полученных в ходе первоначальной проверки, составление нового юрисдикционного акта, в котором будут отражены полученные в процессе проверки недоимки по налогам и пени (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 5-П).
Какой период охватывается при повторной проверке
Повторная налоговая проверка может охватывать различные периоды в зависимости от ситуации (ст. 89 НК РФ):
Причина, послужившая поводом для проведения повторной налоговой проверки | Период |
Предоставление налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного | Период, за который предоставлена уточнённая налоговая декларация |
Контроль за деятельностью налогового органа, проводившего проверку | |
Реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика | Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки. |
Пример 1. ООО «АБВ» в 2016 году получило письмо от ИФНС с Постановлением о проведении повторной налоговой проверки. Таким образом, на основании вынесенного решения, налоговый орган имеет право проверить организацию за период с 2013 г. по 2015 г. Периоды, предшествующие 2013 году, налоговой проверке подлежать не могут.
Алгоритм проведения повторной налоговой проверки
Повторная налоговая проверка проводится лишь на основании Решения о проведении данной проверки. Внезапность повторной налоговой проверки исключена! При проведении повторной налоговой проверки возможен следующий порядок:
Этап проверки | Комментарий |
Ознакомление с Решением ИФНС о проведении проверки | Данное Решение чаще всего направляется почтовым отправлением. |
Проверка документации | Представители ИФНС могут запросить: · учредительные документы; · Свидетельство о постановке на налоговый учёт; · бухгалтерские документы и т.д. |
Предоставление Акта налоговой проверки | Через 2 недели после проведения повторной налоговой проверки предоставляется Акт о проведении проверки, где отражены все аспекты проведённой проверки с принятием соответствующего решения. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (ст. 100 НК РФ) |
Повторная налоговая проверка после оспаривания первоначальной проверки
Пример 2. ООО «АБВ» оспорило в суде результат проверки, где ИФНС было принято решение об исключении контрагента ООО «ГДЕ» из сделки и признании сделки незаконной с наложением соответствующих взысканий. Суд принял решение о законности сделки. Таким образом, при повторной проверке обязанностью ИФНС является пересмотр данной ситуации уже с учётом постановления суда.
Поводом для принятия решения, противоречащего решению суда, могут быть выявленные в ходе проверки обстоятельства, не исследованные судом и, соответственно, не получившие должной судебной оценки.
Санкции, применяемые к организации после повторной налоговой проверки
Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ при повторной налоговой проверке санкции могут как применяться, так и не применяться:
Применение санкций | Пояснение |
Санкции не применяются, но назначаются:
| Выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки. |
Санкции применяются и назначаются:
| Невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. |
Рубрика “Вопросы и ответы”
Вопрос №1. При проведении повторной налоговой проверки инспектор запросил у нас оригиналы документов, хотя все копии мы предоставляли. Законно ли это?
Вопрос №2. В ходе проведения повторной налоговой проверки ИФНС запросила предоставление документов, наличие которых в данный момент мы организовать не в состоянии. Что в этом случае мы можем предпринять?
Согласно п.3 ст. 93 НК РФ предоставление необходимых документов должно быть осуществлено в 10-дневный срок со дня получения соответствующего требования.
Если по каким-то причинам предоставление документов не является возможным – необходимо в течение дня, следующего за днём получения требования, письменно уведомить налоговый орган о невозможности предоставить необходимые документы в указанные сроки с указанием причин, по которым требуемые документы не могут быть предоставлены. В данном же уведомлении необходимо указать сроки, в течение которого проверяемое лицо может предоставить истребуемые документы.
Вопрос №3. У нас проводилась повторная налоговая проверка, но я не согласен с результатами. Что мне можно предпринять?
При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений».