Экономики есть важное и. Из-за чего возникают экономические трудности в РФ: основные причины. Закон спроса и предложения - основной закон экономики
В результате изучения материала главы студент будет:
знать
- основные положения экономической теории предложения;
- историю ее возникновения и основных представителей;
- ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;
уметь
- анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
- оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
- прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;
владеть
- основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
- логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".
Предпосылки возникновения экономической теории предложения
Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.
Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).
Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).
Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.
Важно запомнить!
Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.
Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.
В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.
Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.
Исторический экскурс
Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.
Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.
Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .
Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.
Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.
Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.
Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.
В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .
Важно запомнить!
Можно выделить 3 основных направления экономической мысли: 1)неоклассическое, 2)кейнсианское, 3)институционально-социологическое.
Представителями неоклассического направления являются Менгер, Визер.
Неокласическое направление представлено следующими теориями:
1) Маржинализм - это теория представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющие экономические процессы и явления, исходя из новой идеи исполнения предельных крайних величин, кот. хар-ет не сущность явления, а их изменения в связи с изменением др. явлений и процессов. (маржиналисты заменили качественный экономический анализ количественным. Ученые стремятся оптимизировать использование ограниченных ресурсов) Главная категория – предельная полезность, пред-е издержки. Маржинализм опирается на полит-ий анализ и использует экономико-математич-е модели, в основе кот-х лежат субъективные оценки.
2) Монетаризм –теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой эмиссией денег, количеством денег, находящимся в обращении или запасах. Достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента.
3) Неолиберализм –это течение согласно которому необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
Кейнсианское направление ставило в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и факторов, влияющих на его изменение. В центре внимания кейнсианства находились три проблемы: стабильность рыночной системы, ее способность к поддержанию полной занятости; роль денег; долгосрочная динамика рыночной экономики. Кейнс создал теоретическую основу для государственного управления совокупным спросом и предвидел все возрастающую роль государства в этой области. Кейнс исследовал функциональные количественные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления. Для того чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности совокупных показателей: национального дохода, инвестиций, потребления, сбережения и т.д.
Институционально - социологическое направление (Гелбрейт, Веблен). Название концепции происходит от латинского слова “institutum”- установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди кот. исключительную роль играют технико-экономические. Понятие ”institutum ” трактуется очень широко: предприятие, корпорация, конкуренция и т.д. В этом направлении эк. теории отмечаются недостатки капитализма: засилие монополий, растущая милитаризация экономики. Это направление появилось в качестве реакции на распространение маржинализма. В институционально - социологическом направлении важное место занимает проблема преобразования современного общества под влиянием научно-технического процесса, переход от индустриального общества к постиндустриальному. Его сторонники полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий бесконфликтной общественной эволюции общества. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и большое внимание к человеку, к социальным проблемам.
Еще по теме 2. Основные направления экономической мысли.:
- ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- 1. Возникновение и развитие экономической теории. Характеристика основных течений экономической мысли
- Вопрос 56. Классификация теорий и направлений мировой экономической мысли
- § 4. Квалитативная и квантитативная проблема денег.-Основные направления в вопросе о сущности денег,-Абстрактно-номиналистическая теория.- Государственно-номиналистическая теория.-Теория доверия.-Товзрно-металлисти- ческая теория.-Функциональная теория,-
- 1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.
- 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- 3. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- 1.2. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -
Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
Три основных вопроса экономики:
Что? – проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
Как? – проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?
Для кого? – проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?
Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.
5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.
Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.
Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.
Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).
Средства производства (Y)
Предметы потребления (Х)
О Х В Х С
Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.
График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.
Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.
Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.
Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.
Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).
Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).
Экономическая ситуация в Российской Федерации всегда была далека от идеальной. За века своего существования Россия (изначально - Империя, затем - Советский Союз и современная РФ) практически всегда сталкивалась с самыми различными проблемами. Однако каждый этап кризиса имел и имеет свои нюансы.
Ниже IQReview разберется с тонкостями текущего и его основными причинами.
Д ля начала - общее состояние экономики на данный момент.
Статистические данные:
6 место в мире по уровню ВВП по ППС (паритету покупательской способности);
48 место по ВВП на душу населения;
инфляция: 5% (за январь 2017 года);
экспорт и импорт: 333.5 и 177.3 миллиарда долларов (за 2015 год).
Сферы занятости граждан:
Сфера услуг: 58.1%.
Промышленность, производство: 32.9%.
Сельскохозяйственный сектор: 9%.
Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ?
В России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности:
Сильно выраженная сырьевая направленность.
Монополизация экономики.
Экономическая централизация.
Низкий уровень государственного контроля в экономике.
Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах.
Высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве).
Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик.
Раздутый банковский сектор, в который вливается большое количество средств.
Несбалансированное финансирование рабочих.
Проблемы образования (в том числе и отсутствие жесткого контроля за подготовкой специалистов).
Слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии.
Слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата.
Низкий уровень медицинского обслуживания.
Низкий уровень внимания к науке.
Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности.
Ниже разберем перечисленные причины экономических трудностей более подробно.
Сильно выраженная сырьевая направленность
Государственный бюджет РФ очень сильно «завязан» на экспорте нефти и газа. Вспомните 2014-2015 годы: цена барреля поползла вниз - вместе с ней поползла вниз и экономика России.
Это крайне серьезная ошибка: в такой ситуации стабильность всей страны прямо зависит от ситуации на нефтяном рынке. Во второй половине «нулевых», когда цена нефти была устойчиво высокой, это было плюсом - государство много продавало сырья и получало много средств. Как следствие - это привело к росту благосостояния. Однако, когда наступил кризис, быстро проявилась и негативная сторона.
Сырьевая направленность
Вдобавок, сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже.
Получается серьезный перекос - компании, занимающиеся нефтью и газом, быстро богатеют, и в них охотно вкладываются инвесторы. А прочие отрасли промышленности и сельского хозяйства стагнируют. Чтобы восполнить недостающую потребность в продукции (которую сама страна не производит или производит в малом количестве), приходится ее импортировать, еще больше усложняя работу отечественным предприятиям, приводя на рынок конкурирующие иностранные производства.
Монополизация
П рактически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо - есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан.
С другой стороны, это пагубно воздействует на компании поменьше - им очень сложно конкурировать с таким гигантом. Крупное предприятие, чтобы выдавить конкурентов, легко может держать наценку всего в 1-2% от себестоимости изделий, все равно оставаясь на плаву за счет объемов. Для населения это хорошо - граждане могут покупать товары по сравнительно низкой стоимости. Для бизнеса это плохо - убивается конкуренция, и маленькие предприятия вынуждены закрываться.
В результате высокий уровень монополизации (и отсутствие жесткого государственного контроля за ситуацией на рынке) приводит к тому, что в сложно войти. Как следствие - открывается меньше компаний, которые могли бы придумывать что-то новое, давать новые рабочие места, экспортировать продукцию за рубеж.
Также монополизация является причиной:
роста цен;
роста инфляции;
задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.
Экономическая централизация
Текущее положение дел в стране выглядит примерно так: регионы зарабатывают деньги, а делит их Москва. Как следствие - формируется слабая заинтересованность регионов в экономическом развитии. Вдобавок растет недовольство такой формой распределения средств, и процветает теневая экономика с сокрытием доходов.
Низкий уровень государственного контроля в экономике
Сейчас со стороны государства очень слабо осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции. Как следствие - на внутренний рынок поступает существенное количество второсортных изделий. Из-за низкой цены они все равно находят своего покупателя, и при этом создают конкуренцию более качественной продукции.
![](https://i0.wp.com/iqreview.ru/wp-content/uploads/2017/03/ekonomicheskie-trudnosti-rossii.jpg)
Это приводит к тому, что некоторые предприятия сознательно начинают ухудшать качество - с целью снижения себестоимости изделий. Такие действия вредят покупателям, которые страдают от низкопробной продукции.
Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах
Человеку, который не учился на юридическом факультете (или не изучал самостоятельно ), будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях законов и правил, связанных с экономическим сектором. Помимо того, что их очень много - в них находятся различные лазейки, неточности и неопределенности.
Такая ситуация способствует возникновению нескольких проблем:
Начинающим предпринимателям сложно разобраться в тонкостях законодательства. Они либо боятся начинать свое дело, либо их развитие существенно замедляется.
Случайно (или намеренно) допускаются ошибки, нарушающие законодательство.
Высокий уровень правонарушений в области экономики
По статистике, страны бывшего СССР стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств).
Коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. От пожарного инспектора и до региональных представителей власти - взятки берут везде, и за деньги решают самые различные вопросы.
Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик
Ситуация, когда государство и коммерческий сектор тесно связаны, является одной из самых главных причин возникновения коррупции. Это приводит к тому, что государственный аппарат на всех уровнях имеет свой интерес в коммерческих структурах. Как следствие - чиновники из всех инстанций оказывают влияние на бизнес, получая от его представителей деньги.
Раздутый банковский сектор
Из-за высокой сложности предпринимательства компании неохотно вкладывают деньги в дальнейшее развитие. Очень часто юридические лица, получающие прибыль, вместо реинвестирования несут ее в банк.
Такой капитал приносит доход только своему владельцу. Он ничего не производит, не создает рабочих мест, не предоставляет услуги. Возможно, для отдельного предприятия это выгодно, но для государственной экономики в целом это вредно.
Несбалансированное финансирование рабочих
Сравните зарплату врача в небольшом городе и зарплату менеджера в Газпроме. И затем сравните, сколько пользы обществу приносят эти два человека.
Отсутствие баланса, даже приблизительного, приводит к перекосу на рынке труда. Граждане охотно идут туда, где высокие зарплаты и есть большие перспективы. И наоборот - мало желающих занять должности, где мало платят, плохие перспективы, но есть высокая ответственность.
Помимо того, что наблюдается недостаток специалистов в ряде отраслей, в них же присутствуют и другие проблемы:
Низкий уровень профессионализма.
Плохое качество оказания услуг.
Отсутствие у сотрудников мотивации к дальнейшему развитию, повышению квалификации.
Сложности при поиске нового сотрудника.
Ситуацию усугубляет то, что низкооплачиваемыми являются как раз одни из самых важных отраслей. В первую очередь - это медицина и образование.
Проблемы образования
Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования:
Низкий уровень зарплат у в заведениях всех категорий - от детских садов до университетов.
Высокий уровень коррупции.
Устаревшие программы, которые обновляются с существенным запозданием.
Низкий уровень контроля за работой образовательных учреждений.
Низкий уровень контроля за знаниями выпускников.
![](https://i1.wp.com/iqreview.ru/wp-content/uploads/2017/03/trudnosti-ekonomiki.jpg)
Как следствие, это приводит к следующим проблемам:
Низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности.
Получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике.
Слабая заинтересованность государства в социально -общественном развитии
Какая-то социально-общественная деятельность более-менее активно ощутима лишь в нескольких самых крупных городах. Речь идет о различных соревнованиях, развитии детских спортивных секций, проведении субботников.
Напрямую это не влияет на экономическую ситуацию в стране. Однако такие меры могли бы благоприятно сказываться на настроении населения.
Слабый контроль государства за работой госаппарата
Работу государственного аппарата по всем инстанциям ругают повсеместно. Чиновники всех уровней и всех сфер мало того, что берут взятки - свою работу выполняют спустя рукава. Это приводит к тому, что решение многих бюрократических вопросов серьезно замедляется или требует денежной «стимуляции».
Подобная обстановка мешает не только рядовому гражданину. На экономике такая ситуация отражается ростом уровня коррупции. «Сверху» это контролируется очень слабо - в основном вышестоящее начальство периодически устраивает показной разбор полетов, чтобы продемонстрировать свою работу. В большинстве случаев все факты плохой работы государственного аппарата остаются без внимания.
Низкий уровень медицинского обслуживания
Бесплатная медицина в России официально существует - в каждом городе есть как минимум 1 муниципальное оздоровительное заведение. Другое дело, что работают они из рук вон плохо. Плохое обслуживание проявляется во всем - от качества оказания услуг до отношения сотрудников к пациентам. В большинстве своем более-менее тяжелые заболевания приходится лечить в платных клиниках.
Это приводит к тому, что население, на налоги которого содержатся бесплатные больницы, вынуждено тратить свои деньги на платную медицину.
Низкий уровень внимания к науке
Научно-исследовательские организации в Российской Федерации со стороны государства финансируются крайне слабо. Страна проявляет интерес лишь к нескольким отраслям (космическая, военная, нефтегазовая), выделяя минимум средств (или не выделяя вообще) на остальные.
В какой-то мере на научно-исследовательские мероприятия деньги дают частные инвесторы. Такой вариант частично улучшает обстановку, но направлен только на определенные сегменты промышленности. Это ослабляет и замедляет технический прогресс, заставляя государство тратить бюджет на покупку технологий и оборудования вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать необходимые технологии.
Об основных экономических трудностях (видео)
Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?
Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.
Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.
Вопросы и задания к документу
По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.
Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?
По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.
Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.
В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.
Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.
Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.
Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.
Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.
В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.
Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.
Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.
Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;
Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).
Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?
Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)
Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.
Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.
Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.
Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.
Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.
Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.
Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.
Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)
Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.
В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.
Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).
Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.
Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.
Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?
Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.
Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.
Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.
Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.
В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.
Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.
В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).
Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.
Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.
Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.
Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)
Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?
Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.
В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.
Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.
Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.
Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?
Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.
Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.
Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.
Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.
Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)