Структура занятости населения россии. Гончарова Е., Колесник В.С. Проблема занятости населения в Российской Федерации
По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2016 года составила 76,7 млн человек или 52% от общей численности населения страны. 4,1 млн человек или 5,4% экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2016 года по сравнению с ноябрем 2015 года уменьшилась на 321 тыс. человек или на 7,2%. В конце ноября 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 848 тыс. человек, что на 9,9% меньше по сравнению с ноябрем 2015 года. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 1,0 человека на одну вакансию в конце ноября 2015 года до 0,8 человека на одну вакансию в конце ноября 2016 года.
Легализация неформальной занятости
Сегодня проблемы, связанные с легализацией занятости, представляются одними из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.
Сложилась ситуация, при которой значительное число граждан, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях, не имеют статуса предпринимателя, соответственно, не уплачивают налоги и иные обязательные платежи, но при этом пользуются в полном объеме всеми имеющимися социальными благами фактически за счет законопослушных граждан, что не отвечает принципам справедливости и солидарности.
Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного страхового стажа негативно влияет на формирование пенсионных прав этой категории работников.
Кроме того, наличие неформальной занятости населения создаёт негативную среду для возникновения недобросовестной конкуренции, подрывающую основы нормальной рыночной экономики.
По оценке, численность таких граждан составляет на сегодняшний день около 15 миллионов человек (без учета детей, пенсионеров, многодетных семей, военнослужащих и приравненных к ним лиц).
Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в себя:
- выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
- проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
- оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
- создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
- формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
- проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
- организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.
По данным мониторинга Роструда по состоянию на 22 декабря 2016 года выявлено более 2 млн 328 тыс. человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано - более 2 млн 179 тыс. работников. Наиболее эффективно данная работа ведется в Белгородской, Липецкой, Ростовской, Тамбовской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Татарстан, Башкортостан и Мордовия.
Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда
В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного 1 марта 2016 года, предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 155 бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены субсидии на софинансирование следующих мероприятий:
- опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан;
- возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан:
в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу;
в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;
- обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.
Межведомственной рабочей группой по рассмотрению и отбору региональных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, одобрены региональные программы 34 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Бурятия, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Карелия, Чувашской Республики, Алтайского края, Красноярского края, Забайкальского края, Брянской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Нижегородской, Курганской, Ульяновской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областей.).
Участниками мероприятий региональных программ, в основном, стали работники крупнейших системо- и градообразующих предприятий, осуществляющих экономическую деятельность, имеющую ключевое значение как для экономики региона, так и в целом для отрасли (транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, автомобильная промышленность, легкая промышленность, добыча энергетических ископаемых). В организациях приняты и реализуются программы модернизации производства по проектам импортозамещения, переход на новые виды выпускаемой продукции, реализующиеся в несколько этапов и, как следствие, носящие долгосрочный характер и требующие постепенного внедрения.
По состоянию на 1 декабря 2016 года в реализации дополнительных мероприятий принимают участие 126 214 человек или 128,7% от запланированной численности, в том числе:
- опережающее профессиональное обучение и стажировку проходят 25 336 человек;
- трудоустроены 7 209 работников, из числа уволенных из иных организаций и выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках мероприятия по возмещению работодателям затрат на частичную оплату труда принятых работников;
- во временных работах заняты 92 541 работник, находящихся под риском увольнения;
- оказано содействие в трудоустройстве 721 инвалиду с привлечением 427 наставников.
Размер субсидий из федерального бюджета составил 2,3 млрд рублей.
Реализация дополнительных мероприятий положительно сказывается на рынке труда: позволяет снизить риски высвобождения работников предприятий, стимулирует переток работников на более эффективные предприятия, в том числе других видов экономической деятельности, уменьшает масштабы безработицы, сохраняя стабильность в социальной сфере.
Программа повышения мобильности трудовых ресурсов
Важным фактором эффективного использования трудовых ресурсов и источником роста инвестиционной привлекательности регионов является повышение внутренней трудовой мобильности населения.
В целях повышения трудовой мобильности в 2015 году начата реализация проектов по стимулированию работодателей к привлечению из других регионов.
В настоящее время перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включает 16 субъектов Российской Федерации: Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Калужская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Сахалинская и Ульяновская области, Чукотский автономный округ.
В 2016 году в рамках реализации региональных программ предполагается привлечь более 1000 граждан.
Развитие портала «Работа в России»
В целях совершенствования информирования населения о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания в постоянном режиме проводится работа по совершенствованию Общероссийской базы вакансий «Работа в России».
В настоящее время на ресурсе доступно свыше 1,1 млн предложений о трудоустройстве по всей стране, из которых 170 тысяч - с возможностью предоставления жилья. Соискателям доступны вакансии крупнейших работодателей страны, в числе которых «Газпром», «Российские железные дороги», «Почта России», «Сбербанк России», «Ростелеком», «Росгосстрах», «Дальспецстрой». Кроме того, успешно функционирует раздел, содержащий сведения о вакансиях в организациях оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ПАО «РКК «Энергия», ГК «Ростех», АО «Росэлектроника», АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», АО «ОСК» и другие.
Пользователям портала «Работа в России» также доступны вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов - они собраны в отдельном разделе. Теперь, обратившись за поиском нужной вакансии, соискатель сможет не только получить список соответствующих предложений о трудоустройстве, но и ознакомиться с информацией о том, какую поддержку при переезде оказывает тот или иной работодатель.
На портале также содержится специальный раздел для людей с ограниченными возможностями здоровья, в котором размещено свыше 76 тыс. вакансий для инвалидов. Так, наряду с вакансиями представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане, ухаживающие за инвалидами.
Кроме того, пользователям портала стал доступен фильтр «Квотируемое рабочее место», отражающий количество у работодателя свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов.
Еще одним нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность выбрать вакансию с учетом определенного ограничения функции жизнедеятельности (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.).
С момента обновления портала «Работа в России» в 2015 года более 18,5 млн человек стали его пользователями.
В общероссийской базе вакансий представлены различные предложения о трудоустройстве как для высококвалифицированных специалистов и руководителей, так и для работников без опыта. Среди наиболее востребованных профессий - медицинские и строительные специальности. Российским медучреждениям требуются более 46 тыс. врачей и медсестер. В базе вакансий содержится более 58 тыс. предложений о работе для каменщиков, бетонщиков, монтажников, штукатуров и плотников. Также высоким спросом на рынке труда пользуются швеи и повара.
Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2017 год
Потребность на 2017 год в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, имеет тенденцию к снижению.
Минтрудом России подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 1288 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2017 год».
Потребность на 2017 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
В соответствии с Постановлением потребность на 2017 год определена в размере 177 043 человека, что составляет 82,7% от потребности на 2016 год.
Потребность имеется преимущественно в замещении рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Так распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2017 год.
Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты.
Минтрудом России также подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года №1315, которое установило на 2017 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.
Установление на 2017 год допустимых долей сформировано на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минпромторга России, Минстроя России, Минсельхоза России, Минспорта России, Минздрава России и Минтранса России.
В некоторых сферах экономической деятельности сохранена установленная на 2016 год допустимая доля иностранных работников, в ряде видов экономической деятельности - снижена. Так, снижена допустимая доля иностранных работников в сфере деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта - с 40 до 30% общей численности работников, в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта - с 35 до 30%.
Важно отметить, сохраняется запрет (доля - 0%) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.
Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50% распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей.
Установление допустимых долей позволяет более полно использовать имеющуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации рабочую силу, а также стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство, организовывать замещение рабочих мест, на которые привлекаются иностранные работники российскими гражданами, стимулировать участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.
Ни для кого не секрет, что безработица в России всегда находилась на высоком уровне. Вот, почему многих интересует, какой она была в 2016 году и какой процент составила по отношению к общему количеству населения.
Как показывает статистика, в 2016 году безработица затронула 5,8% от общего числа населения. И хотя эта цифра не кажется слишком большой, но на практике это почти 4,5 миллиона человека, числящихся на бирже труда и по факту находящихся в бедственном состоянии. Это на 0,2% больше, чем было в 2015 году, но на 2,5% меньше, нежели в 2009 году, когда страна находилась в бедственном состоянии, а процент безработицы достиг 8,3%.
Где найти официальные данные о безработице
Если вы не привыкли верить обычным статистам, а предпочитаете официальные данные по уровню безработицы в России, то вам следует посетить сайт ФСГС России. Здесь представлено несколько статистических таблиц, включающих в себя следующие данные:
- таблица того, насколько работодатели нуждаются в работниках (учитываются лишь те организации, которые заявили о своей необходимости в службу занятости);
- статистика численности граждан, которые стоят на учете в службе занятости;
- динамика численности безработных, разделенная по продолжительности поиска трудового места;
- уровень занятости населения во временном промежутке от 15 до 72 лет;
- население, имеющее статус экономически активного.
На сайте можно посмотреть статистические данные по безработице, начиная с 2010 года и заканчивая 2016 годом.
Статистика безработицы в России на начало 2016 года
Итак, как уже было сказано в самом начале статьи, уровень безработных на начало 2016 года составил 5,8% или, если подсчитывать численно, это почти 4,5 миллиона человека . При этом, соответственно, процент работающих составил 94,2%, что равняется 71,3 миллиону человек. А вот статус экономически активного населения имеет 52% или 75,8 миллионов.
Как показывают данные, меньше всего не занятых людей сейчас проживает в столице – их процент составляет 1,5%. А вот больше всего нетрудоустроенных людей в настоящее время в Ингушетии – здесь процент безработных зашкаливает за 20%.
Данные еще и таковы, что, начиная с начала 2011 года, когда уровень безработицы достиг 7,8%, имеется существенная тенденция к ее снижению, так как на начало 2016 года она составила 5,8% . Однако есть и плохие новости, так как в последние годы наблюдается некоторое повышение уровня безработных – эксперты связывают это с сокращением персонала.
Как показывают графики динамики, в самом начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что и в конце 2013 года. Кроме того, в 2014 году даже наблюдалось некоторое понижение уровня безработицы, однако в середине лета график пошел вверх, что говорит о том, что большое количество людей осталось в этот период без работы.
Делаем правильны подсчеты
Зачастую люди судят о том, насколько много в наше время людей оказалось без работы по общей численности населения, которого в настоящее время в нашей стране более 140 миллионов. Это верно, но лишь отчасти, ведь при подсчете не стоит учитывать детей, пенсионеров, инвалидов и так далее. При подсчете учитывается лишь экономически активное население, которое равно примерно половине всех людей страны. Итак, какие же данные даны на этот счет?
В настоящее время процент активного населения составляет 52% , а это порядка 76 миллионов человек. Если же говорить, наоборот, о неактивном, то здесь процент чуть ниже – почти 71 миллион или оставшиеся 48%. И это исходя из того, что всего сейчас в стране почти 147 миллионов, что, соответственно, равняется 100%.
Безусловно, статистические данные несколько отличаются от действительности, о чем Росстат также предупреждает граждан России и дает следующие пояснения:
- В расчет берется лишь часть населения, а не все граждане, проживающие в стране . В официальном источнике так и сообщается, что учитывается лишь выборочная часть людей.
- Также во время подсчетов не учитывается Крым , о чем также указывается на сайте.
- Прежде всего количество безработных людей уменьшается не за счет того, что трудоустраивают безработных граждан, а за счет того, что уменьшается количество экономически активного населения , о котором шла речь ранее. Если говорить более простым языком, то молодых и пожилых становится больше, а вот людей трудоспособного возраста, наоборот, меньше.
Следует учитывать еще и следующий факт. К сожалению, ситуация такова, что о занятости многих людей просто нет никаких сведений, либо они со временем устарели (человек уволился или, наоборот, устроился на работу, но это не успели зафиксировать). Данные о таких людях несколько искажают общую статистику положения дел в стране.
Чего ожидать 2017 году
Как прогнозируют эксперты, количество людей, остающихся без работы, будет все так же расти, ведь кризис еще не минул нашу страну, а правительство России все так же продолжает оптимизировать бюджет, благодаря чему многие граждане теряют работу. Планируется, что количество людей без трудового места в нынешнем году достигнет 7%, что значительно больше, нежели в 2014 и 2015 году.
Конечно, нельзя никогда точно сказать, насколько высоким будет уровень, ведь оптимизация бюджета носит исключительно «волновой» характер, а это значит, что безработица будет увеличиваться не резко, а постепенно. Что же до властей, то они советуют гражданам не паниковать и не делать поспешных выводов, ведь с их стороны обещается оплачивать на бирже труда материальные пособия, а это говорит о том, что без средств на жизнь точно никто не останется. Правда, сумма пособия настолько маленькая, что прожить на нее будет откровенно тяжело.
К слову, экономисты говорят о том, что и здесь не все так просто. Из общего количества населения без работы устроиться смогут всего лишь 10%, а это говорит о том, что остальная часть людей будет жить на пособия, которые государству все же придется выплачивать, что не лучшим образом скажется на экономике страны (и действительно, такому количеству человек выплачивать пусть и небольшие по размеру пособия будет достаточно затратно).
Что об этом говорит правительство
По мнению Росстата данный вопрос выглядит весьма пессимистично, ведь, как утверждают специалисты, процент безработных опустится аж до десяти. Причем в каких именно сферах деятельности будет зиять окно, экспертам пока не ясно, однако, ясно одно – первыми пострадают те граждане, которые работают в среде предпринимательства, обслуживания либо заняты в производственных сферах.
К слову, предпринимателям придется хуже всего, ведь им придется платить увеличенные с этого года суммы по налогам, соответственно, их доход серьезно упадет, а некоторым придется и вовсе отказаться от своего бизнеса.
Есть и другие данные. Как прогнозируют специалисты в данной области, меньше всего не устроенных людей будет в центре страны (в Питере и в столице) – здесь ситуация с понижением спроса на кадры будет практически незаметна. А вот на периферии России все будет гораздо печальнее. О том же самом говорят и данные прошлых лет – достаточно посмотреть на Ингушетию, чтобы понять, насколько все плохо на окраинах страны.
Интересная статистика
К слову, радует хотя бы тот факт, что уровень молодежной безработицы в настоящее время находится на низком уровне, ведь молодежи в наше время гораздо проще найти места работы, нежели пожилым людям. Да и сами молодые люди стараются не сидеть на государственном обеспечении, а искать оптимально доходные места для обеспечения себе и близким безбедной жизни.
Какие можно сделать выводы
Если подводить итог под всем вышесказанным, то можно сделать выводы, что прогноз безработицы в 2017 году для страны звучит не слишком позитивно, о чем и говорят мнения разных специалистов. Однако слишком сильно переживать по данному поводу не стоит, так как всегда можно найти место для труда и зарабатывания денег, особенно если есть желание и определенное рвение. А для того чтобы как можно быстрее найти свое место на трудовом поприще, следует всенепременно зарегистрироваться на бирже труда, ведь здесь имеется множество вакансий для желающих заработать и даже обучающих курсов. А потеря работы, как показывает практика, не всегда является трагедией – зачастую это позволяет пересмотреть свои ценности и найти для себя работу по душе.
Сегодня безработица в России — обычное явление. Любому ясно, в чем ее суть и кто такие безработные. Уже из самого названия понятно, что это лица, не имеющие работы, при этом желающие трудиться, активно ищущие работу и готовые приступить к ней.
Статус безработного определяет ФЗ «О занятости населения в РФ». Он служит основным законодательным актом, регулирующим вопросы, касающиеся занятости и безработицы. Время от времени в трудовое законодательство вносятся изменения, но неизменным остается главное — статус этот присваивается только специальными учреждениями служб занятости после регистрации и при условии, что обратившийся соответствует определенным критериям:
- достиг 16 лет;
- не старше 72-х летнего возраста;
- не является инвалидом, не способным заниматься трудовой деятельностью;
- не числится официально где-либо на работе (даже если таковой нет);
- не отказался дважды от предоставленной вакансии либо от переобучения, не явился на перерегистрацию или получал доход, будучи зарегистрированным в Службе занятости.
Еще на заре Советской власти регистрацией безработных занимались биржи труда молодой республики. Они называли несколько источников роста безработицы в период 1927-29 годов:
- Работники неквалифицированного труда. Эту причину считали главной прежде всего потому, что было установлено ограничение на регистрацию лиц, ранее по найму не работавших, но в городах оседало слишком много «пришлого деревенского элемента».
- Подростки. Они слабо вовлекались в производство.
- Строители. Сезон 1929 открылся поздно.
Молодое правительство чрезвычайно гордилось тем, что в «исторически короткие сроки» полностью ликвидировало безработицу, отмечая, что подобного мировая история еще не знала. К 1930 году была обеспечена полная занятость трудоспособного населения. Об этот говорят цифры официальной статистики того времени.
Источники: сборники ЦСУ СССР
Это демонстрируют и официальные издания тех лет, содержащие международные сравнения.
Безработные в Новой России
Административные и экономические реформы, перестройка, развал Союза и институциональные преобразования, которые буквально сотрясали страну в начале 1990-х, вернули к жизни явление, которого за последующие после 1930-го 60 лет не знал Советский Союз, безработицу. Новая Россия в полной мере ощутила проблему загнивающего капитализма. Службы занятости заработали в полную мощь.
На 1 января 1992 года статус безработного имели уже 61876 человек. За первые полгода их число возросло в 3,2 раза, за год - в 9,3 раза, а за полтора - в 1,6.
Источник: Росстат
Рост числа безработных интенсивно продолжался до 1998 года, пока не достиг своего пика. На конец 1998 года был зарегистрированный рекордный уровень безработицы в 13,3%.
Основанием для получения этих данных о безработных являются обследования рабочей силы , цель которых в сборе сведений о численности и составе занятых и безработных, уровне участия в рабочей силе, уровне безработицы, а также их динамике по Российской Федерации и ее субъектам.
Краткая характеристика обследования
В России они стали проводиться с 1992 года. Обследования осуществлялись раз в год (как это было в 1992-94, 1997 и 1998 на последнюю неделю октября, в 1996 — марта), дважды (как в 1995 — в марте и октябре тоже на последнюю неделю), ежеквартально (1999 - август 2009), а с сентября 2009 оно проводится ежемесячно на вторую неделю месяца.
Применяется выборочный метод, а впоследствии итоги его распространяются на все население обследуемого возраста.
Обследованием охвачены частные домашние хозяйства всех российских регионов, а в них лица 15-72 лет. При определении возрастных границ учтены:
- 15 лет — принципы и рекомендации ООН;
- 72 года — факт наличия лиц этой возрастной группы в составе рабочей силы.
Как правило, опрашивается до 70000 человек, в каждом субъекте Федерации доля отбора может отличаться от средней по России (это 0,06% численности населения 17-72 лет). Основой для выборки служат материалы Всероссийских переписей населения о тех, кто постоянно проживает на территории конкретного города, района, населенного пункта.
Обследованию не полежат те, кто проживает в коллективных жилых помещениях:
- школы-интернаты;
- дома для престарелых;
- общежитиях;
- монастырях и пр.
Каждой отдельной единице наблюдения присваивается индивидуальный вес на уровне субъекта Федерации. Распространение заключается в сопоставлении численности обследуемых граждан с общей численностью населения обследуемого возраста. При этом обе категории стратифицированы по полу, пятилетним возрастным группам и типу поселения.
Лица, участвующие в обследовании, опрашиваются по бланку формы №1‑З «Анкета выборочного обследования рабочей силы». В ней есть сведения о:
- респондентах;
- наличии у них оплачиваемой работы или доходного занятия;
- признаках, характеризующих основную работу;
- второй работе;
- поиске работы;
- прошлой деятельности лиц, не занятых в обследуемую неделю;
- лицах, не входящих в состав рабочей силы;
- участии населения в других формах трудовой деятельности
На сайте Росстата, или , на ГАРАНТ.ру, вы можете скачать анкету.
Информация, содержащаяся в анкете, позволяет классифицировать каждого опрашиваемого в качестве занятого, безработного или лица, не входящего в состав рабочей силы. Если у респондента наличествует двойной статус, приоритет отдается:
- занятости перед безработицей;
- безработице перед отсутствием в составе рабочей силы.
Безработные в соответствии с определениями МОТ - лица в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после обследуемой недели) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.
Безработица сегодня
По данным обследования рабочей силы, в России на конец года — 4243 тыс. человек, не занятых в экономике, но активно ищущих работу.
Средний возраст безработных колеблется в пределах 35-36 лет.
При этом в общем их количестве наибольшая доля приходится на молодежь: 20-24 и 25-29 лет (19,1 и 16,6%, соответственно), — а наименьшая — на старшее поколение 60-72 лет (3,1%).
Как показало обследование, более половины безработных последние годы - это лица со средним образованием, профессиональным и общим.
На долю лиц со средним профессиональным образованием в 2016 году приходилось 40,4%, со средним общим - 29,8%.
В ходе опроса респондента называют и основные способы поиска работы, которые ими используются. Более половины из них обращаются к знакомым, родственникам и друзьям. К концу 2016 года их доля возросла с 57,5 до 68%. Увеличилась популярность СМИ и Интернета в этом деле. В 2011 на их долю приходилось 23,9%, сегодня практически каждый второй безработный пользуется возможностями, предоставляемыми глобальной сетью и печатью. Следует отметить, что поиски осуществляются в нескольких направлениях одновременно.
Источник: Росстат
Гендерный аспект безработицы
Активными поисками работы в России занимаются и мужчины, и женщины. На конец 2016 года из 4243 человек безработных 2268 - мужчины, а 1975 - женщины.
Источник: Росстат
Причем соотношение сохраняется почти неизменным на протяжении последних шести лет. Доля мужской половины колеблется между 53,5-54,5%, а женской сохраняется в пределах 45,5-46,5%.
Подобным же остается соотношение и среди разных возрастных групп. И лишь одна из них — 55-59 лет — выбивается из общего ряда. Среди безработных 55-59 лет женщин 34,1%, а мужчин — 66,3.
Средний возраст безработных меняется мало — от 35 до 36 лет. Обследование показало, что безработный мужчина чуть постарше женщины, ему 36. Хотя в 2011 году они были практически ровесниками.
Если говорить об образовании ищущих работу мужчин и женщин, то чаще находятся в поиске те, у кого среднее образование: с профессиональным это 41,5% мужчин и 39,1% женщин, а с общим - 30,2% мужчин и 29,4% женщин.
Как менялись эти соотношения, покажет график.
Уровень безработицы
Уровень безработицы — это отношение численности безработных определенной возрастной группы (15-72 лет) к численности рабочей силы (экономически активного населения) соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.
Учет безработных в России организован двумя разными ведомствами: Росстатом - в виде обследования рабочей силы (населения по проблемам занятости) и Министерством труда и занятости - путем регистрации обращений граждан в Службу занятости. По данным Росстата, безработных граждан в России за 2016 год было 4243 тыс. человек, это в 4,7 раз больше, чем зарегистрировали учреждения Службы занятости. А министр труда и занятости РФ М. Топилин о безработице говорит следующее:
Источники: Росстат, Федеральная служба труда и занятости
Различие в способах определения числа безработных влияет и на показатель уровня безработицы.
Безработица в мире. Международные сравнения
Среди других важнейших экономических показателей России и отдельных зарубежных стран Росстат публикует сведения об уровне безработицы.
ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гончарова Екатерина Сергеевна 1 , Колесник Валентина Сергеевна 2
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», студент
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», кандидат экономических наук, доцент ВАК
Аннотация
В статье исследованы причины, масштабы и проблемы снижения уровня занятости на российском рынке труда. Проведен анализ динамики численности экономически активного населения России, затронута молодежная безработица, рассмотрены социально-экономические мероприятия государства в области занятости.
THE PROBLEM OF POPULATION EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Goncharova Ekaterina Sergeevna 1 , Kolesnik Valentina Sergeevna 2
1 Kuban State Agrarian University of I.T. Trubilin, student
2 Kuban State Agrarian University of I.T. Trubilin, candidate of economic sciences, associate professor of VAK
Abstract
The article explores the causes, extent and challenges of reducing the level of employment on the Russian labour market. The analysis of the dynamics of the economically active population of Russia affected by youth unemployment, discusses the socio-economic activities of the state in employment.
Занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты, и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика.
Для современного рынка труда России характерен достаточно высокий процент безработицы и одновременно имеется недостаток квалифицированных кадров. На данную ситуацию на рынке труда значительное влияние оказывает уровень оплаты труда .
Причинами снижения занятости могут служить такие факторы, как динамичные изменения в экономике, которые связаны с кризисными явлениями, а также снижение темпов экономического роста. Снижение уровня экономической активности оказывает влияние на сокращение уровня занятости в отраслях, к которым относятся сельское хозяйство, строительство, промышленность и многие другие.
В России наблюдается вариация показателей численности занятых и безработных. Значительный рост безработицы наблюдался в 2009 году (8,5%), что обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса, который привел к спаду производства и снижению ВВП в России. Благодаря антикризисным мероприятиям правительства уровень безработицы снизился и в 2012 году составил 5,5%. В течение следующих четырех лет уровень безработицы существенно не изменился от 5,5 % до 5,6% .
Динамика уровня занятости и безработицы в России представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Численность занятого населения и уровень безработицы в России
Таблица 1 – Численность экономически активного населения и занятость населения России
Сравнивая динамику показателей 2016 года необходимо отметить, что снижение уровня занятости до 66,0% и снижения безработицы до 5,3%. А в 2015 году имеет место рост уровня безработицы на 0, 4 процентных пункта (5,6%) и занятости на 0,2 процентных пункта (69,1%).
Оценивая уровень занятости и безработицы федеральных округов в 2016 году, можно заключить, что Центральный федеральный округ характеризуется самым низким уровнем безработицы (3,3%), на втором месте находится Северо-Западный федеральный округ (4,2%) и на третьем Приволжский федеральный округ (4,6%), самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (11,0%). По сравнению с предыдущим годом, данный показатель имеет отрицательную динамику .
Исследования уровня безработицы в России показывает преобладание уровня безработицы сельского населения над городским. Рынок труда в сельской местности построен достаточно сложно, а также имеет свои особенности . По данным Росстата 2016 года уровень безработных сельского населения составил 8,1 %, что выше в 1,8 раз уровня безработных в городе .
Наблюдается высвобождение работников из отраслей экономики. Только в декабре 2016г. среди безработных доля лиц, которые оставили прежнее место работы из-за выпростания или сокращения численности работников, ликвидации организации или частного дела, составила 17,0%, а в связи с уходом с работы по собственному желанию – 25,4% (в декабре 2015г., соответственно, 20,6% и 25,5%). По данным Росстата в 2016г. были зафиксированы 3 забастовки, в которой участвовали 58 человек. Потери рабочего времени составили 98 человеко-дней.
Для современной России характерна молодежная безработица. Так, уровень безработицы молодежи до 25 лет в 2016 году составил 24,5%, в том числе от 15 до 19 лет – 4,7%, 20-24 лет – 19,8% . Вне зависимости от снижения данных показателей, по сравнению с предыдущим годом, проблема остается актуальной и основной из причин является отсутствие опыта работы у молодежи. На начальных этапах своей карьеры выпускники устраиваются на работу, которая требует значительно более низкой квалификации с минимальными заработками, что также отталкивает молодежь. Опыт и практика многих лет показывают, что на профессии, для которых не важно наличие определенной квалификации и подготовки, предъявляется больший спрос.
Вопросы занятости населения должны быть в центре внимания государства, так как они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности общества . Следовательно, целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.
В России разработана и реализуется Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020», которая нацелена на повышение уровня комфортности условий жезни в сельской местности, посредством улучшения жилищных условий для населения, престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни, улучшения демографической ситуации, развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского права .
Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государству необходимо обеспечивать ее на законодательном уровне.
Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2016 год составил 850 рублей, а максимальный 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума, субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д.
Библиографический список
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения 01.03.2017).
- Официальный портал федеральной службы государственной статистики. Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.gks.ru;
- Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.rostrud.ru.
- Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10-1. С. 69-72.
- Колесник В.С., Баркова А.А. Актуальные проблемы и перспективы развития рынка труда Краснодарского края // Современное состояние и пути развития. 2016. № 9 (3). С. 228-230.
- Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020».
Согласно плану Минтруда на каждого сотрудника региональных центров занятости должно будет приходиться и определенное количество вакансий, заявленных работодателями в центры. Лидером по этому показателю должна стать Еврейская автономная область, от каждого из специалистов которой ждут по 400 вакансий. На втором и третьем местах должны оказаться Краснодарский край и Волгоградская область — с 310 и 300 свободными рабочими местами на каждого из работников служб занятости. Москва, как ожидается, в этом списке будет только восьмой.
Наименьшего количества вакансий в расчете на одного сотрудника региональной службы занятости ждут от Чечни — 20. Чуть лучшая ситуация прогнозируется на Чукотке (ожидается регулярное появление 35 вакансий для безработных), в Ингушетии (30 предложений работы) и Калмыкии (60).
Существенное различие в целевых показателях для разных регионов, в частности, объясняется разницей в их социально-экономической ситуации, количестве граждан, которые обращаются в центры занятости, и численности зарегистрированных безработных, следует из пояснения Минтруда в ответ на запрос РБК. Также при определении показателей учитывались штатная численность службы занятости в разных регионах и фактические показатели регионов в предыдущие годы, уточнило министерство.
Ситуация с трудоустройством в Чечне и Ингушетии резко испортилась в течение 2015 года, видно из отчета Минтруда об исполнении госпрограммы занятости населения. В Ингушетии в 2015 году центрам занятости удалось трудоустроить лишь 4,5% от общего количества обратившихся за помощью, тогда как еще годом ранее работу через центры находили больше трети (33,9%) граждан, а в 2015 году долю успешно трудоустроенных планировалось довести до 40%. В Чечне доля трудоустроенных за 2015 год сократилась с 35 до 19,7%, хотя планировалось довести ее до 53%.
В большинстве регионов, от которых федеральные власти ждут лидерства, центры занятости и сейчас работают хорошо: в Липецкой области доля трудоустроенных в 2015 году превышала 84%, в Чувашии — 82%, в Саратовской области — 79,3%.
Безработные регистрироваться не хотят
По оценкам Росстата, на 1 августа 2016 года безработными в России были 4,1 млн человек, или 5,3% от всего экономически активного населения. Но зарегистрировано в качестве безработных было гораздо меньше — лишь 900 тыс. человек. Это обычный показатель зарегистрированной безработицы в России — официальный статус в последние годы решают получить лишь 23% от тех, кто остался без работы, следует из отчета Минтруда за 2015 год. Причина этого — недовольство величиной пособия по безработице, отмечено в отчете. Размер этого пособия не менялся с 2009 года, сейчас оно варьируется от 850 до 4900 руб. в месяц; за год (с 2014 по 2015 год) его доля в прожиточном минимуме сократилась с 56 до 47%, хотя планировалось довести ее до 100%.
Но в ряде регионов даже официальная безработица в разы выше общероссийского показателя реальной безработицы (5,3%), следует из отчета Минтруда за 2015 год. Наихудшая ситуация в Чечне, где официальный статус безработных имели 14,9% трудоспособных граждан, и Ингушетии — 14,4%. Реальная безработица в этих регионах в 2015 году оценивалась в 16,7% (в Чечне) и 30,8% (в Ингушетии). В тройке самых безработных регионов оказалась Тува — 20,8% реальных безработных (при официальном уровне безработицы в республике — лишь 4,5%).
За региональные центры занятости отвечают региональны власти: с 2007 года полномочия в области содействия занятости населения были переданы на региональный уровень, а с 2012 года регионы самостоятельно определяют и штатную численность своих центров, напомнил Минтруд в пояснении для РБК. В результате в ряде регионов численность служб занятости существенно сократилась, документы, которые регулировали бы штаты центров занятости в зависимости от ситуации на рынке труда в конкретном регионе, отсутствуют, следует из комментария министерства.
Результаты исполнения заданных министерством показателей будут доводиться до сведения губернаторов «с целью принятия ими управленческих решений». Усиление ответственности самих губернаторов за исполнение этих показателей сейчас обсуждается, следует из комментария Минтруда.
После публикации статьи в нее было внесено исправление. В первоначальной версии говорилось, что средняя доля успешного трудоустройства по всей стране должна составить 59% от общего количества обратившихся за помощью граждан. Правильная цифра — 63%. Редакция приносит извинения.