Требования к лаборатории кип и а. Начальник лаборатории контрольно-измерительных приборов и средств автоматикидолжностная инструкция. Что такое КИПиА
Зачем вообще нам нужно спать, во сколько лечь, во сколько встать? Во сне человек проводит около 1/3 своей жизни. Потребность во сне очевидна, и возникает вопрос «Зачем нужен сон?»
И я решила узнать о сне больше и посвятила этому свой проект.
Так как после сна самочувствие бывает не всегда одинаковым, я выдвинула гипотезу : предположим, что от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и его учебную деятельность.
Цель проекта: выявить параметры здорового сна.
Предмет исследования: параметры здорового сна.
Объект исследования: сон.
Задачи проекта:
- изучить литературу по данной теме;
- узнать и понять естественные физиологические процессы сна;
- определить параметры здорового сна;
- выявить проблемы сна у обучающихся 2 - 4 классов;
- составить рекомендации для обучающихся 2 - 4 классов о правильной организации сна.
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2 - 4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья.
Ученикам была предложена анкета. В социологическом исследовании, проведённом в нашем лицее, участвовало 167 респондентов.
Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники. При этом большая часть школьников (68%) просыпается в течение ночи. И 65% опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.
Менее 15% опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20%. Подавляющее большинство школьников -«голуби». У 52% опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному.
Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание -достаточно актуальная проблема в нашем лицее. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособностии ухудшение качества сна.
Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67%. Однако во всех параллелях более 30% учащихся вообще не занимаются спортом. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.
Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик. Среди 2-классов 63% школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25%. Среди школьников 39% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали.
Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?
Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения.
Исследование показало, что:
- Если лечь спать в 21.30, не смотреть телевизор, засыпаешь сразу, утром просыпаешься с хорошим настроением, активно работаешь на уроках и не устаешь.
- Если перед сном с увлечением играть на компьютере или смотреть телевизор, сон пропадает. Утром не хотелось просыпаться, на уроках снизилась внимательность и работоспособность.
Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
- младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
- только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
- требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
- школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.
Приложение 1. Проект «Зачем нужен сон?»
Приложение 2. Презентация.
Муниципальное общеобразовательное учреждениеВерхнеспасская средняя общеобразовательная школа
Вечное чудо – сон
(проект по биологии; образовательная тематика «Психофизиологические основы сна и сновидений»)
Выполнила: ученица 10 класса
Маняхина Маргарита
Руководитель: учитель биологии
Скакалина Галина Викторовна
с. Верхнеспасское, 2011 год
2.2 Виды сна ………………………………………………………… с. 7-8 2.3 Стадии сна ………………………………………………...……с. 8-10 2.4 Потребность во сне и последствия нарушения режима сна...с. 10-12
2.5 Сновидения, их толкование ………………………………….. с. 12-15
2.6 Выводы ……………………………………………………….…… с. 15
Заключение …………………...…………………………………… с. 16-17
Информационные источники ………..……………………….……… с. 18
Введение
Интерес к проблеме сна существует столько, сколько существует человек. Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Лишь строго научное изучение этого явления стало приносить реальные результаты. Вот и я решила окунуться в эту ещё до конца не разрешённую проблему и ответить на волнующие всех вопросы о сне и сновидениях. Именно поэтому темой своей исследовательской работы выбрала «Вечное чудо – сон».
Цель – определить взаимосвязь сна и сновидений и их роль в жизнедеятельности человека.
Задачи:
изучить научную литературу по основам сна и сновидений, выделить основные теории сна;
познакомиться с видами сна, его стадиями, функциями;
выяснить основы сновидений и их толкование;
предложить рациональный режим дня, благотворно влияющий на жизнедеятельность человека.
Предмет исследования - психофизиологические основы сна и сновидений.
Гипотеза - сновидение имеет психические основы, сон - физиологические основы.
^ Вечное чудо – сон
На сегодняшний день имеется множество теорий сна. Все они описывают сон как особое состояние организма, вызываемое длительными физическими и психологическими нагрузками.
В современной науке наиболее широкое признание получило учение о сне, разработанное И. П. Павловым и его последователями.
^ Теория сна И.П. Павлова основана на учении об условных рефлексах. Результаты многочисленных опытов и наблюдений над животными и людьми привели его к выводу, что у высших животных и человека сон и бодрствование связаны с работой высших отделов центральной нервной системы - коры больших полушарий головного мозга. В основе работы головного мозга лежат два нервных процесса - возбуждение и торможение, они возникают под действием внешних и внутренних раздражителей. Возбуждение заставляет организм работать, а торможение задерживает деятельность органов и выключает процесс в самой нервной клетке.
Сон - это один из видов торможения, которое охватывает кору головного мозга и нижележащие его отделы.
Современные теории сна
В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального назначения сна и отдельных его стадий можно свести к трем основным типам: 1) энергетическим, или компенсаторно-восстановительным, 2) информационным, 3) психодинамическим.
Согласно "энергетическим" теориям во время сна происходит восстановление энергии, затраченной во время бодрствования. Особенная роль при этом отводится, так, называемому, дельта-сну, увеличение продолжительности которого следует за физическим и умственным напряжением. Любая нагрузка компенсируется увеличением доли дельта-сна. Именно на стадии дельта-сна происходит секреция нейрогормонов, обладающих анаболическим действием. Были выделены морфологические образования, имеющие отношение к регуляции сна. Ретикулярная формация управляет начальным этапом сна. Гипногенная зона, находящаяся в передней части гипоталамуса также оказывает регулирующее влияние на функции сна и бодрствования. Теория П.К. Анохина придает в этом процессе решающее значение функциям гипоталамуса. При длительном бодрствовании уровень жизненной активности клеток коры мозга снижается, поэтому их тормозное влияние на гипоталамус ослабевает, что позволяет ему “выключать” активизирующее воздействие ретикулярной формации.
^ Информационные теории утверждают, что сон это результат уменьшения сенсорного потока к ретикулярной формации. Уменьшение информации влечет за собой включение тормозных структур. Имела место и такая точка зрения, что нуждаются в отдыхе не клетки, не ткани, не органы, а психические функции: восприятие, сознание, память. Воспринимаемая информация может «переполнить» мозг, поэтому ему необходимо отключиться от окружающего мира (что и является сущностью сна) и перейти на иной режим работы. Сон прерывается, когда информация записана, и организм готов к новым впечатлениям.
^ Согласно "психодинамическим" теориям сна, кора мозга оказывает тормозное влияние сама на себя и на подкорковые структуры. К психодинамическим теориям можно отнести гомеостатическую теорию сна. Под гомеостазом в этом случае понимается весь комплекс процессов и состояний, на котором основана оптимальная работа мозга. Согласно его теории, существует два типа бодрствования - спокойное и напряженное. Спокойное поддерживается деятельностью ретикуло-таламокортикальной системы (активизирующей импульсы, которые посылает ретикулярная формация, побуждают к усиленной работе таламус и кору головного мозга), а напряжение, кроме того, и деятельностью лимбической системы. Сочетание работы этих двух систем обеспечивает напряженное бодрствование - необходимую основу для координированных реакций. Во время быстрого сна работает одна лимбическая система: эмоции взбудоражены, а координированные реакции парализованы. Если судить по активности мозговых структур, то быстрый сон - аналог не спокойного, а напряженного бодрствования. Также можно отметить, что сон относиться к одному из видов циклических ритмов деятельности человеческого мозга. Цикличность лежит в основе нашего существования упорядоченного ритмичной сменой дня и ночи, времен года, работы и отдыха. На уровне организма цикличность представлена биологическими ритмами, в первую очередь, так называемыми циркадными ритмами, обусловленными вращением Земли вокруг своей оси.
2.2 Виды сна
У человека и многих животных период сна и бодрствования приурочен к суточной смене дня и ночи. Такой сон называется монофазным. Если же смена сна и бодрствования происходит несколько раз в сутки, сон называется полифазным. У ряда животных наблюдается также сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятным для организма условиями среды: холод, засуха и т.д.
Кроме перечисленных, существует еще несколько видов сна: наркотический (вызываемый различными химическими или физическими агентами), гипнотический и патологический .
Наркотический сон может быть вызван различного рода химическими воздействиями: вдыхание паров эфира, хлороформа, введением в организм различного рода наркотиков, например, алкоголя, морфия и других. Кроме того, этот сон может быть вызван электронаркозом (воздействие прерывистого электрического тока слабой силы).
Патологический сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, наличии опухолей в больших полушариях или поражении некоторых участков ствола мозга. Сюда же относится и летаргический сон, который может возникнуть как реакция на сильную эмоциональную травму и может длиться от нескольких дней до нескольких лет. К явлениям патологического сна следует отнести также и сомнамбулизм , физиологические механизмы которого до сих пор неизвестны.
Особый интерес вызывает гипнотический сон , который может быть вызван гипнотическим действием обстановки и воздействиями гипнотизера. Во время гипнотического сна возможно выключение произвольной корковой активности при сохранении частичного контакта с окружающим и наличием сенсомоторной деятельности.
На всех этапах эволюционной лестницы наблюдается циклическое чередования сна и бодрствования: от низших позвоночных и птиц до млекопитающих и человека. Однако следует отметить и нередкие нарушения ритмичности сна, к которым можно отнести бессонницу и так называемый непреодолимый сон (нарколепсию) .
2.3 Стадии сна
Сон человека имеет правильную циклическую организацию.
В.М. Ковальзон предлагает следующее определение сна: «сон – это особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определённых полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий» (Ковальзон, 1993).
Изучение сна проводится посредством полиграфической регистрации физиологических показателей. В 1957 году У. Демент и Н. Клейтман предложили ставшую классической схему сна. Восьми - девяти часовой сон подразделяется на пять - шесть циклов, перемежающихся краткими интервалами пробуждения, не оставляющих как правило никаких воспоминаний у спящего.
Каждый цикл включает в себя две фазы: фазу медленного (ортодоксального) сна и фазу быстрого (парадоксального) сна.
Главной функцией медленного сна является восстановление гомеостаза мозговой ткани и оптимизация управления внутренними органами. Хорошо известно так же, что сон необходим для восстановления физических сил и оптимального психического состояния.
Что касается парадоксального сна, то считается, что он облегчает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, хранение информации и ее дальнейшее считывание.
К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы.
Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна.
В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне - на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.
Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом повышен тонус мышц, закрывающих веки. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становятся все более равномерными.
2.4 Потребность во сне и последствия нарушения режима сна
Потребность во сне зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.
Человек должен спать с 21 до 3 часов ночи (по солнечному времени). Возможны крайние варианты: с 10 ночи, до 4 утра или с 8 вечера до 2 ночи. Как бы у Вас не сложились обстоятельства с 12 до 4 часов ночи надо обязательно спать. Теперь разберём, что происходит, если человек не спит в эти промежутки времени.
^ Последствия нарушения режима отхода ко сну
Самые глубокие функции в нашем организме отдыхают раньше, более поверхностные отдыхают позже.
Разум и ум отдыхают активнее всего с 9 вечера до 11 вечера (по солнечному времени). Поэтому, если Вы не легли спать или не заснули в 10 часов вечера, то у Вас будет страдать ум и разум. Если пренебрегать этой информацией, ложась спать после 11 вечера, то умственные способности и разумность человека будет постепенно падать.
Если по каким-то причинам человек не спит с 11 до 1 ночи (по солнечному времени), то у него будет страдать прана - жизненная сила , а также нервная и мышечная системы. Поэтому, если человек не отдыхает в это время, то слабость, пессимизм, вялость, снижение аппетита, тяжесть в теле, психическая и физическая разбитость чувствуется практически сразу.
Если человек не спит с 1 ночи до 3 утра (по солнечному времени), то от этого страдает его эмоциональная сила . Таким образом, появляется чрезмерная раздражительность, агрессивность, антагонизм.
Если деятельность человека проходит в суете и сильном нервном напряжении, то ему показано спать 7 часов и вставать в 4 утра (по солнечному времени), или даже спать 8 часов и вставать в 5 утра. Однако во всех случаях ложиться спать после 10 часов вечера вредно, как для психического, так и для физического здоровья.
Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе. Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.
2.5 Сновидения, их толкование
Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой культуры и до сегодняшнего дня представляется как граница между реальным и потусторонним миром.
И не удивительно, сновидения часто бывают очень яркими, порою ярче, чем обыденная реальность. Но уже Аристотель подходил к трактовке снов с более научных позиций, выделяя в механизме возникновения сновидений роль ощущений и эмоций. Однако только в 19 в. вера в сверхъестественную природу снов стала убывать. Современные теории снов подчеркивают, что сновидения являются продолжением состояния бодрствования.
В возрасте старше 10 лет и до середины шестого десятилетия жизни люди проводят в состоянии "быстрого" сна около четверти всего времени сна. Различают следующие основные формы сновидений , наблюдаемые при достаточно глубоком сне:
1. сон-желание, основывающийся на стремлениях к самосохранению и размножению, действующих в подсознании;
2. сон-страх, основанный на боязни боли, страданий и т. п. и на (никогда полностью не исчезающем) чувстве страха перед жизнью или перед миром;
3. сон-прошлое, воспроизводящий сцены и эпизоды детства;
4. сон-mononeir (от греч. monos - единственный и oneiron - сон) - совершенно непонятные и бессмысленные образы, не имеющие на первый взгляд никакого отношения к спящему; они-то и являются истинным предметом толкования снов; особый интерес эти образы вызывают у сюрреалистов;
^ 5. сон, носящий печать "коллективности"; здесь речь идет о таких переживаниях, которые не могут быть постигнуты сознанием бодрствующего индивида; в этих снах спящий приобщается к сокровищнице опыта своих предков или всего человечества.
Полностью постичь внутренний механизм, физиологию сновидений помогло учение о высшей нервной деятельности, и в частности раскрытие особенностей процесса торможения. Опыты показали, что переход нервной клетки из состояния возбуждения к полному торможению и обратно совершается через ряд промежуточных, так называемых гипнотических фаз. Когда сон глубок, сновидений не бывает, но, если по тем или иным причинам сила тормозного процесса в отдельных клетках или участках мозга ослабевает и полное торможение сменяется одной из переходных фаз, мы видим сны.
На фоне различного торможения во время сна нередко ярко вспыхивают те тлеющие в нашем мозге возбуждения, которые связаны с желаниями и стремлениями, настойчиво занимающими нас в течение дня. Этот механизм (который физиологи называют оживлением дремлющих доминант) лежит в основе тех нередких сновидений, когда мы видим реально исполнившимся то, о чём наяву лишь мечтаем.
«Небывалая комбинация белых впечатлений» - так назвал знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов сновидения. Этот образ хорошо отражает одну важную особенность сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что не было когда-то воспринято нашим мозгом.
Интерпретацию сновидения к настоящему времени принято рассматривать в нескольких аспектах. Можно выделить следующие основные стили, подходы к анализу ночных видений:
Народный - основан на многовековом наблюдении и передачи народной мудрости в виде сонников, примет, фольклора, сказок, легенд, мифов, преданий, эпосов;
^ Шаманский и магический - сформирован из соответствующих традиций. Связан с вхождением в контакт с духами-помощниками из других миров и получении информации «оттуда». Это трактовка сновидений в рамках колдовства и различного вида магии.
^ Духовный, религиозный - толкование сновидения происходит в рамках той или иной религия или духовной системы. Так, например, в буддизме акцент делают на кармической, причинно-следственной связи, в соответствии с которой явилось то или иное содержание сна.
^ Психологический, психотерапевтический, психоаналитический - сновидение рассматривается в контексте тех или иных научных направлений со своими особенностями (классический психоанализ, онтопсихология, аналитическая психология, психодрама, гештальтпсихология, микропсихоанализ, трансперсональная психология, экзистенциальная психотерапия и т.д.).
Какой же подход к анализу сновидений возможно считать наиболее точным, эффективным, достоверным и полезным для самого сновидца? Любой из них может быть правильным. Это зависит, конечно, от того, какие задачи, цели ставит перед собой сотрудничество специалиста в области снов и сновидящего. А также от уровня образованности, интеллекта, установок и характера мировоззрения испытуемого. Очень важно на что ориентирован, что хочет узнать, получить сам человек. Но наиболее значительным, более высоким в толковании сна представляется такой подход, который учитывает духовное измерение, духовную перспективу роста личности.
Основополагающим законом толкования является факт наличия установки сновидения. Будучи гибким и пластичным, оно поддается одновременно многим интерпретациям. Поэтому ведущий принцип работы со сном гласит - выводы, заключительный анализ сновидения, проводит сам сновидец. Результат толкования должен прийти творчески, интуитивно, иногда как озарение, прорыв внутри самой личности испытуемого.
По сей день необычайной популярностью пользуются сонники, дающие возможность более полно истолковать значение увиденного сна.
2.6 Выводы
В науке о сновидении еще не сказано последнее слово. Совершенно ясно только одно, что сон - неотъемлемая часть жизни человека. Сон имеет физиологические основы, но на его протекание оказывают влияние множество факторов, в том числе и психических.
Многие механизмы сновидений до сих пор не понятны. Сновидения - отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного . Изучая символику, проявляющуюся в сновидении можно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане.
Сновидение - прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека. Главное - научиться пользоваться этим инструментом.
Заключение
Поэтому мне хочется в завершении своей работы предложить примерный вариант режима дня, соблюдая который вы будете активны и жизнеспособны в течение всего дня, после полноценного сна:
Подъем 7.00.
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30
Утренний завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20
Занятия в школе 8.30-14.00
Горячий завтрак в школе около 11 ч.
Дорога из школы или прогулка после занятий в школе 14.00-14.30
Обед 14.30-15.00
Послеобеденный отдых или сон 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Приготовление домашних заданий 16.15-17.30
Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00
Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.30
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) 20.30-21.00
Сон 21.00-7.00
В этом заключается жизненно важная функция сна и его неотъемлемого компонента - сновидений.
Информационные источники
Немов Р.С. «Общая психология», СП-б.: Питер, 2005 г.
Смирнов Т. «Психология сновидений», М.: «КСП+», 2001 г.
Тутушкина М.К. «Практическая психология», СП-б.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2004 г.
Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека».
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Усть–Лабинский район.
4 «Б» класс.
I. Введение.
1. Цели и задачи.
2. Обоснование выбора темы.
II. Основная часть.
1. Что такое сон.
2. Когда ложиться спать?
3. Что происходит в организме человека, когда он спит.
4. Как правильно спать.
5.Как долго человек может не спать.
6. Интересные факты.
7.Что мы видим в своих снах.
III. Практическая работа.
IV. Заключение.
V. Приложения.
Введение.
Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя сестричка Машенька. Я обратил внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовался, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.
А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решил сделать эту работу.
(Проблема )
Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания.
Поэтому объектом своего исследования я выбрал продолжительность сна в течение дня и недели.
(Гипотеза ) Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.
Я поставил перед собой следующие цели:
1. Узнать мнения учёных - специалистов о продолжительности и качестве сна.
2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.
3. От чего зависит качество сна?
4. Что происходит во время сна с человеком.
5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.
Основная часть.
На первом этапе своей исследовательской работы я обратился к научным источникам психологии, и выяснил:
Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.
Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы , а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.
У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» - так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.
До одного года - от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью
От 2 до 7 лет - от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью
С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.
Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.
Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.
Премьер-министр Великобритании
известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.
Когда ложиться спать
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.
Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.
Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.
Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.
Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
Что происходит в организме, когда мы спим.
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
Как правильно спать
Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1.) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите .
«Калачиком» (рис.2) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.
Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» (рис.3) . Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.
«На боку» (рис.4) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.
Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.
Как долго человек может не спать
Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.
18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.
Американец" href="/text/category/amerikanetc/" rel="bookmark">американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.
Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения.
В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.
Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.
Интересные факты
https://pandia.ru/text/78/483/images/image005_106.gif" align="left" width="90" height="135">Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.
Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.
Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.
Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»
Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».
Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».
Что мы видим в своих снах
Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения.
Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.
В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.
Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов.
Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.
Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.
Практическая работа.
На следующем этапе своей работы я провёл в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.
Я предложил ребятам :
1) Заполнить анкету.
2) Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.
3) Нарисовать рисунки о своих снах.
Результаты моих исследований.
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решил исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.
Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение). В ходе анализа анкеты я получил следующие результаты.
1. Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т. к. он не высыпается. 65% учеников ложатся спать поздно, поэтому 44% - не высыпаются.
2. Во сколько вечером вы ложитесь спать
Как вы чувствуете себя после сна?
37% хорошо
15% нормально
44% сонные
3. Сравнив продолжительность сна своей младшей сестрёнки и
https://pandia.ru/text/78/483/images/image015_46.gif" align="left" width="244" height="202 src=">Чем занимаешься за 30 минут до сна?
15% читают, кушают, играют
15% смотрят телевизор
65% занимаются гигиеной
https://pandia.ru/text/78/483/images/image017_38.gif" align="left" width="222" height="194">
Какие сны снятся?
Цветные 88%
Чёрно - белые 12%
4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.
https://pandia.ru/text/78/483/images/image019_40.gif" align="left" width="302" height="178 src=">
63% 10 часов
7% 11 часов
15 % 9 часов
4. Затем я раздал ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели.
Я составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.
Так как, по мнению специалистов, младшие школьники в среднем должны спать по 9 часов, то по проведённому исследованию видно, что
74 % ребят спят положенное время и больше.
Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребёнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером
Вот что получилось:
37% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8-9 часов в сутки, а 63%- учатся на хорошо и отлично и спят от 9-13 часов в сутки.
По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.
Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.
Как же можно помочь моим одноклассникам улучшить успеваемость? Я предложил Ирине Анатольевне провести классный час на тему «Роль сна в жизни человека», подготовил ребятам буклеты с рекомендациями. Думаю, что это в какой-то мере поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.
Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.
Теперь я понял, почему моя сестрёнка так много спит.
Заключение.
Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.
Выводы
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна
4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
ИТОГ: гипотезы подтвердились.
Приложение 1. Анкета
1) В какой позе ты чаще всего спишь?
На спине
На животе
- «калачиком»
2) Во сколько утром вы просыпаетесь? _______
3) Во сколько вечером вы ложитесь спать_______
4) Чем занимаешься за 30 минут до сна?
5) Какие сны снятся?
Цветные
Чёрно - белые
6) Что чаще всего видишь во сне?
7) Как часто тебе снятся сны?
8) Вы встаёте утром сами или вас будят родители?
9) Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших
10) Как вы чувствуете себя после сна?
11) Кто вы « жаворонки» или « совы»?
12) Сколько раз в день вы спите в учебные дни?
13) Сколько раз в день вы спите в выходные дни?
Приложение 2.
Задание для учеников
Дни недели | Количество времени на дневной сон | Количество времени на ночной сон | Количество времени всего на сон |
Понедельник | |||
Воскресенье |
Рисунки моих одноклассников «Мои сны»
Приложение 3.
Кол-во времени на дневной сон за неделю | Кол-во времени на ночной сон за неделю | Кол-во времени всего на сон за неделю | Среднее кол - во времени на сон в сутки | Средний бал успеваемости уч-ся |
||
Андреев Филипп | ||||||
Базаров Егор | ||||||
Баканова Милена | ||||||
Владимирова Анна | ||||||
Гавриш Анна | ||||||
Григорьев Никита | ||||||
Гусейнов Алим | ||||||
Дубовиков Иван | ||||||
Жарикова Софья | ||||||
Журавлев Илья | ||||||
Иванов Иван | ||||||
Кочукова Юлия | ||||||
Латуш Родион | ||||||
Левченко Иван | ||||||
Лубешко Ангелина | ||||||
Лытченко Даниил | ||||||
Михайличенко Ксен. | ||||||
Низиенко Елизавета | ||||||
Новиков Артем | ||||||
Павликов Илья | ||||||
Симонян Артур | ||||||
Третьяков Александр | ||||||
Устинова Екатерина | ||||||
Черножуков Илья | ||||||
Шилова Полина | ||||||
Щеголев Артем | ||||||
Щербина Ярослав |
Ленинский район МБОУ СОШ № 136 Секция биологии Сапрыкина Софья Сергеевна Сухова Александра Евгеньевна 9А класс Контактный телефон 3469182 3463081 СОН И СНОВИДЕНИЯ Научный руководитель Смирнова Елена Викторовна учитель биологии высшей квалификационной категории Контактный телефон 3447034
Новосибирск 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ I. Введение……………………………………………………...……….35 II. Теоретические исследования. 1.Сон. Функции сна…………………………………………………… …6 2. Механизмы сна ………..………………………...................................6 3. Структура ночного сна человека..………………………………… ....7 4. Фазы сна…………………………………………...................................7 5. Необходимая продолжительность сна…………………………..……7 6. . Физиология сна………………………………………………...……89 7. Патология сна……………………………………………………..….911 8. Виды сновидений…………………………………………………...1113 9. Позы сна………….……………………………………………….....1314 10. Работа в сложных и необычных условиях…………….……….……15 III. Практические исследования………………………………………1620 Вывод……………………………..…………………………………..……21 Заключение…………………………………………………………..…….21 Список литературы………………………………………..………………22 2
I Введение. «Жизнь и сновидениястраницы одной и той же книги» Артур Шопенгауэр 1. Актуальность вопроса. История его изучения. С глубокой древности сны были чемто удивительным для человечества. Даже в 21м веке, когда люди достигли такого удивительного технического прогресса, свершив полёт на Луну и покорив космическое пространство, сны не потеряли для них своей мистической привлекательности. Сны все ещё остаются тайной для нас, наделяют нас чувством счастья и страхом перед неизвестностью и мистерией сновидений. Обычно мы делим свои сны на хорошие и плохие. Естественно, увидев плохой сон, мы будем считать его плохим предзнаменованием и наоборот. Так называемые современные "учёные" высмеивают веру во сны, говоря, что это не больше чем суеверие. Но, также есть много заинтересованных учённых, особенно в западных странах подобным США, которые уже достигли значительного прогресса в техническом развитии, где сны представляют интересный предмет для исследований, с точки зрения в современной науки. Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какойто очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение. Менделеев увидел сон в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса. Люди проводят во сне примерно треть своей жизни, но исследователи сна до сих пор не знают, какой в этом смысл. Поэтому уже много лет ученые бьются над выяснением значения сна для жизни человека. Что же мы знаем о сне? Во время сна мы отдыхаем, набираемся сил, чтобы утром быть сильными и энергичными. Но если бы предназначение сна в жизни человека было только в отдыхе, то природа нашла бы оптимальный вариант, более эффективный и безопасный способ отдыха, нежели полное отключение от активной деятельности на столь продолжительное время. Ведь беззащитность спящего не подлежит сомнению…Значит, назначение сна в нашей жизни не для того чтобы только отдыхать. Эту мысль подтверждает ещё одна странность. Сон цикличен и периоды расслабления и отдыха организма человека чередуются с фазами так называемого быстрого сна, который сопровождается резким повышением 3
активности мозга (зафиксировано с помощью электроэнцефалограммы). А состояние мозга во время этой фазы никак не вяжется с понятием отдыха. Известно, что во время сна ночью мы активно потеем, и вовсе не потому, что под одеялом жарко. Вместе с потом из организма выводятся шлаки. К больным клеткам доставляются необходимые вещества для самоизлечения, а в случае неудачи клетка просто отмирает, и на её месте появляется новая. Во сне происходит обновление кожи. То есть во сне организм восстанавливает себя! К сожалению, подавляющая часть детей и взрослых спит меньше, чем им хотелось бы. Образуется «долг сна». Чем больше вы тянете с возвратом этого долга, тем быстрее будете уставать днем, станете более раздражительными, менее внимательными на дороге (если Вы за рулем). Норма сна для здорового человека – 8 часов. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, нагрузок она заметно колеблется. Но можно сказать определенно: человек должен спать не менее 5 часов в сутки. Достаточно длительный отдых центральной нервной системы – важнейший фактор достижения здоровой старости. Желая оставаться работоспособным в старческом возрасте, необходимо в течение всей жизни беречь свою нервную систему, постоянно следить за ее отдыхом. А обеспечить настоящий отдых может лишь здоровый сон. Сон необходим людям еще и по тому, что он представляет собой средство защиты организма от переутомления. Подобно тому, как голод вызывает потребность в пище, так усталость вызывает сон. Человек может жить без еды до трех недель. Но три недели без сна привели бы к тяжелейшим психическим и физическим расстройствам. У человека возникают разного рода галлюцинации. Он, например, видит, как начинают “ходить” стены и пол, слышит лай собак, шум машин, человеческие голоса и т.д. И наоборот, отдельные психологические заболевания сопровождаются тяжелейшими нарушениями сна. С помощью сна на время выключаются наши самые энергоемкие органы. Так, мозг занимает всего 2% тела, а тратит до 20% его энергии. Поэтому организму выгоднее выключить его на 810 часов, нежели полноценно питаться 56 раз в течение дня. А значит, значение сна в жизни человека состоит в сбережении энергии организма! Да, но не совсем так. Что самое интересное во сне, так это возможность значительно замедлить обмен веществ, сохраняя при этом высокий уровень реакции на окружающую среду. Пример этого способность родителей мгновенно просыпаться, как только начинает хныкать их ребенок, в то время как те же родители спокойно спят, даже если вокруг бушует буря. Второй пример животные, впадают в зимнюю спячку и экономят энергию, которая потребовалась бы им, чтобы дойти до более теплых мест. Замечено, что если человек спит на свежем воздухе, то продолжительность сна сокращается примерно на один час. Встречаются люди, которым для сна необходимо совсем мало времени. Так, Петр I на сон тратил не более 5 часов, Т. 4
Эдисон немногим более 2 часов, а Наполеону достаточно было немного вздремнуть, чтобы он почувствовал себя выспавшимся. Основателем «науки о сне» была М. М. Манассеина (18431903), ученица и сотрудница физиолога И. Р. Тарханова, которая в 1870е гг. на щенках изучала значение сна для организма. Анализируя свои результаты, Манассеина пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи Во время обучения в 8 классе, мы с интересом обсуждали на уроках данную проблему: подготовили презентации, наглядно представляющие многие стороны этого интереснейшего процесса, пытались анализировать природу и сущность сна, обсуждали его фазы и значение для человека. Поэтому тема «Сон и сновидения» при всей ее изученности и большом количестве материала в литературе и прессе попрежнему привлекает наше внимание. Для нас проблема в исследовании данной темы состояла не только в поиске противоречивых сведений о сне в литературе и интернете, но и в поиске ответа на вопрос: проявятся ли закономерности в вопросах сна и сновидений при анкетировании учеников нашей школы. Для анкетирования мы выбрали учащихся 510 классов. Общее количество респондентов составило более 200 человек. Им была предложена анкета, состоящая из 10 наиболее значимых на наш взгляд вопросов. 2. Цель и задачи работы. Целью нашей работы был поиск ответа на вопрос: есть ли закономерности в области сна и сновидений учеников нашей школы. Для решения данной проблемы мы поставили перед собой задачи: 1) Прочитали научнопопулярную литературу о сне и сновидениях; 2) Провели опрос среди школьников на интересующие нас темы; 3) Сопоставили наши знания с ответами опрашиваемых. В ходе работы мы выдвинули несколько рабочих гипотез: А. Результаты исследований ученых носят статистический характер и не могут быть подтверждены только при анкетировании очень большого числа людей. Б. Достаточно ограниченного числа респондентов для выявления какихлибо общих закономерностей В. Анкетирование вообще не может дать полной картины о закономерностях сна и сновидений у учеников. Мы предполагаем, что на сон людей школьного возраста очень сильно влияют внешние факторы: события, происходящие вокруг, ритуалы, условия, продолжительность 5
II Теоретическое исследование. Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым (например, дрозофилам).Кроме того, словом «сон» называют те последовательности фантастических образов, которые человек помнит после окончания сна. Сон не следует путать с анабиозом(спячкой). Засыпание Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся: А)снижением уровня сознания; зевотой; Б)понижением чувствительности сенсорных систем; В)урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных глаз, слипание век). 1. Функции сна 1. Сон обеспечивает отдых организма. 2.Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов. 3. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю. 4. Сон - это приспособление организма к изменению освещённости (деньночь). слизистой рта; слёзных сухость → → жжение 6
5. Сон восстанавливает иммунитет путём активизации Tлимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями. 2. Механизмы сна. В состоянии медленного сна клетки мозга не выключаются и не снижают своей активности, а перестраивают ее; при парадоксальном сне большая часть нейронов коры головного мозга работает столь же интенсивно, как и при самом активном бодрствовании. Таким образом, обе фазы сна играют важнейшую роль в жизнедеятельности, они, повидимому, связаны с восстановлением функций мозга, полученной в предшествующем бодрствовании, и т. п., но в чем именно эта роль остается неизвестным. переработкой информации, 3. Структура ночного сна человека. Естественный сон включает два состояния (фазы), так же отличных друг от друга, как и от бодрствования, медленный сон (медленноволновый, ортодоксальный, синхронизированный, спокойный, телэнцефалический сон, сон без быстрых движений глаз) и быстрый сон (парадоксальный, десинхронизированный, активированный, ромбэнцефалический, сон с быстрыми движениями глаз). При засыпании человек погружается в медленный сон, последовательно проходя 4 стадии: 1)дремоту; 2)поверхностный сон; 3)сон умеренной глубины; 4)глубокий сон. Для человека, как и для большинства организмов на Земле, ведущих дневной образ жизни, период активности и бодрствования соответствует светлому времени суток, период же покоя и сна темному. Такое распределение ак тивности и покоя по времени суток у человека сложилось в процессе его эволюционного развития в условиях периодического освещения Земли Солнцем. 4. Фазы сна. Медленный сон (медленноволновой сон, ортодоксальный сон) Первая стадия. Дремота с полусонными мечтаниями, абсурдными или галлюциногенными мыслями и иногда с гипнагогическими образами (сноподобными галлюцинациями). В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы или иллюзия существования их. 7
Вторая стадия. На этой стадии появляются так называемые «сонные веретёна» .С их появлением происходит отключение сознания; в паузы между веретёнами (а они возникают примерно 2-5 раз в минуту) человека легко разбудить. Повышаются пороги восприятия. Самый чувствительный анализатор - слуховой (мать просыпается на крик ребёнка, каждый человек просыпается на называние своего имени). Третья стадия. Характеризуется всеми чертами второй стадии, в том числе наличием «сонных веретён». Четвёртая стадия. Самый глубокий сон. Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием дельтасна. В это время человека разбудить очень сложно; возникают 80 % сновидений, и именно на этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные страхи, однако человек почти ничего из этого не помнит. Первые четыре медленноволновые стадии сна в норме занимают 75- 80 % всего периода сна. Предполагают, что медленный сон связан с восстановлением энергозатрат. Быстрый сон (быстроволновой сон, парадоксальный сон, стадия быстрых движений глаз, или сокращённо БДГ). Это пятая стадия сна. Эта стадия открыта в 1953 г. Клейтманом и его аспирантом Асеринским. Это напоминает состояние бодрствования. Вместе с тем (и это парадоксально!) в этой стадии человек находится в полной неподвижности, вследствие резкого падения мышечного тонуса. Однако глазные яблоки очень часто и периодически совершают быстрые движения под сомкнутыми веками. Существует отчётливая связь между БДГ и сновидениями. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении. Фаза быстрого сна от цикла к циклу удлиняется, а глубина сна снижается. Быстрый сон прервать труднее, чем медленный, хотя именно быстрый сон ближе к порогу бодрствования. Прерывание быстрого сна вызывает более тяжёлые нарушения психики по сравнению с нарушениями медленного сна. Часть прерванного быстрого сна должна восполняться в следующих циклах. Предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, её обмен между сознанием и подсознанием. Слепым от рождения снятся звуки и ощущения, БДГ у них нет. 5. Необходимая продолжительность сна А сколько же на самом деле нужно времени для сна? Цифра эта для взрослых и для детей, естественно, неодинакова. Продолжительность сна у новорожденных, 8
взрослых и пожилых людей составляет 12-16, 6-8 и 4-6 ч в сутки соответственно. Таким образом, существует индивидуальная, личная норма часов, которую необходимо знать каждому. Замечено, что если человек спит на свежем воздухе, то продолжительность сна сокращается примерно на один час. Встречаются люди, которым для сна необходимо совсем мало времени. Как мы заметили, чем старше дети, тем меньше им требуется времени на сон. Многие ученые также утверждают, что с возрастом человеку требуется меньше времени на сон. 6. Физиология сна Во сне повышается уровень анаболических процессов и снижается катаболизм. Сон в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа, хотя внутренние часы человека обычно идут с циклом в 24,5-25,5 часа. Этот цикл переопределяется каждые сутки, наиболее важным фактором которых является уровень освещения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина. Повышение уровня мелатонина вызывает непреодолимое желание спать. Помимо ночного сна в некоторых культурах существует физиологически обусловленный кратковременный дневной сон - сиеста. В какойто степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. Учёные не ставили таких экспериментов, но это подтверждает казнь, которую проводили в древнем Китае. Люди, которых лишали сна во время такой казни, не жили дольше 10 дней. Всё же учёные проводили опыты, во время которых человека лишали сна, но во время этих опытов они пытались выяснить значение каждой фазы сна. Человека будили на определённой стадии сна, затем человек засыпал вновь. Все результаты фиксировались с помощью специальных приборов. Было выяснено, что лишение быстрого сна приводит к тому, что человек становится рассеянным, агрессивным, у него снижается память, возникают неопределённые страхи и галлюцинации. Учёные сделали вывод, что во время быстрого сна в организме происходят различные процессы, направленные на восстановление функций нервной системы. 7. Патологии сна. В литературе встречается несколько классификаций патологии сна. Наиболее значимыми и заметными являются инсомии (нарушение сна) и гиперсомия (непреодолимая патологическая сонливость). 9
Инсомнии (диссомнии) - нарушения ночного сна. Пример: бессонница. Причины: неврозы, психозы, органические поражения мозга (энцефалит, эпилепсия), соматические заболевания. Гиперсомнии (непреодолимая патологическая сонливость). Примеры: нарколепсия, летаргический сон. Парасомнии. Причина: невроз. Примеры: (снохождение/лунатизм), эпилептические припадки и т. д. скрежетание зубами, ночные сомнамбулизм кошмары, Бесс нница оо (инсомния) - это расстройство которое характеризуется неспособностью заснуть в течение значительного периода времени ночью. Люди, страдающие от бессонницы (insomnia), обычно не могут закрыть глаза больше чем на несколько минут, ворочаются и никак не могут найти того самого положения, в котором они смогут заснуть. сна, Причины бессонницы У здорового человека временная бессонница может быть вызвана чрезмерным нервным возбуждением, или действием нейротропных медикаментов (фенамин и др.). Причины бессонницы определяют тактику и стратегию её лечения. Нередко бессонница является лишь проявлением того или иного психического или соматического заболевания. Диагностика бессонницы должна быть основана на анализе всех сведений анамнеза, клинической картины, должна включать оценку индивидуального хронобиологического стереотипа (тип «сова», «жаворонок» или «голубь»), определение его соответствия образу жизни. Отрицательное влияние на структуру сна оказывает сменная работа, авиаперелеты со сменой часового пояса. Из всех разновидностей сна наиболее запоминающимися и травмирующими являются кошмары(от фр. Cauchemar, однокоренного с Мара) - тревожный сон, вызывающий эмоции паники и страха. Ночные кошмары считаются нефизиологическим расстройством сна и возникают преимущественно во время фазы быстрого сна, длительность которой варьирует между несколькими минутами и получасом. Кошмар заканчивается обычно резким пробуждением в испуге, после чего обычно немедленно приходит осознание пробуждения ото сна, связанное с возвращением ощущения пространства и времени. Причинами кошмаров считаются неосмысленные, непереработанные текущие события, травматизирующие переживания, стресс или психические или телесные нагрузки. В мифологии кошмар зачастую объясняется действием потусторонних сил. Например эльфы в германской мифологии отвечали за сны и считались виновными в ночных кошмарах. Эльфов изображали сидящим на груди 10
спящего, создавая неприятное чувство давления. Ночные кошмары часто становится предметом литературных произведений и фильмов ужасов - к примеру, «Кошмар на улице Вязов». Медицинские исследования сна показывают, что примерно три четверти повествования сна и связанные с ним эмоции несут негативный характер и в свою очередь приводит к прерыванию цикла сна и пробуждению. В среднем это происходит один раз в месяц. У детей до 5 лет кошмары встречаются редко, чаще у детей младших классов (у 25% детей раз в неделю) и реже у взрослых от 25 до 55 лет с падающей частотой. Принято считать, что кошмары вызываются приёмом тяжелой, особенно мясной, пищи перед сном. Симптомы кошмара. Обычно сновидение в виде ночного кошмара принимает явные сюжетные формы - причём, в центре сюжета оказывается сам сновидец. Сюжет развивается в виде преследования, череды какихлибо несчастных случаев, итогом которых становится как правило смерть сновидца - но в самый последний момент он просыпается. В психоанализе кошмар объясняют как состояние сна, основанное на сильном подавлении вытесненных желаний. Такие симптомы как давление на грудь, подчинение чужой воле и сладострастные ощущения считаются доказательствами этого утверждения. В литературе достаточно часто встречается описание еще одной патологи сна летаргии (греч. ληθη - река забвения в древнегреческой мифологии, и греч. αργια - бездействие) - болезненное состояние, похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни (т. н. «малая жизнь», «мнимая смерть»). Летаргический сон, как правило, длится от нескольких часов и до нескольких недель, а в редких случаях и месяцев. Наблюдается также в гипнотическом состоянии. Есть версия, что летаргический сон Николая Гоголя был ошибочно принят за его смерть. К этому выводу пришли, когда при перезахоронении на внутренней обшивке гроба обнаружили царапины, кусочки обшивки были под ногтями Гоголя и изменено положение тела («Перевернулся в гробу»). Однако исследователи не рассматривают эту версию всерьёз. В подростковом возрасте часто встречается сомнамбулизм (от лат. somnus - сон и ambulo - хожу, брожу) - лунатизм, болезненное состояние, выражающееся в бессознательных, внешне упорядоченных, подчас нелепых или опасных действиях, совершаемых во сне, которые не 11
запоминаются. Спящий может производить различные движения и иногда выполнять сложные поступки, разговаривать. Около 40 % лунатиков изза неконтролированных действий во сне наносят себе физические повреждения различной степени. Редкая агрессивная форма течения лунатизма может принимать непредсказуемый оборот. Лунатик может проявлять насилие по отношению к людям, которые пытаются ему помочь или просто попадаются на пути. Устаревшее название - лунатизм, происходит от позднелатинского lunaticus - безумный, от латинского luna - луна. Термин «лунатизм» связан с представлениями многих древних народов о влиянии лунных циклов на психику человека. 8. Разновидности сна. Мы слишком много знаем о физиологической природе сна, что бы заниматься толкованием сновидений, однако многие исследователи все же выделяют несколько их разновидностей: Компенсационные. Это те сны, в которых мы уверенно побеждаем своих врагов, становимся властелинами мира, живем во дворцах, имеем то, о чем в обычной жизни не смеем и мечтать. Роль этих снов сбалансировать психическое состояние человека, дать выход накопившемуся чувству неполноценности, ущербности, ущемленности. Таким образом, нервная система обретает необходимое равновесие. Возможен и обратный вариант в те периоды, когда жизнь становится необычайно веселой, приятной, полностью свободной от какихлибо отрицательных эмоций, сны приобретают негативную окраску. Человек часто видит себя униженным, растоптанным, сны оставляют тягостное и гнетущее впечатление Творческие. Как правило, такие сны видят писатели, поэты, артисты, прочие творческие личности. Сознание их постоянно занято поиском новых сюжетов, персонажей, актерских ходов, не прекращается этот процесс и во сне. Учитывая, что при этом сознание полностью раскрепощается, творческие сны часто бывают необычайно продуктивными. Так, например, именно во сне Чарлз Диккенс впервые увидел многих персонажей своих будущих романов; именно сон подал Роберту Льюису Стивенсону идею "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда", сны были источником вдохновения для Сальвадора Дали, Джузеппе Тартини и многих других. 12
Фактические. Эти сны, в большинстве своем, обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий. Как правило, связаны они с влиянием объектов окружающего мира, подсознательно воспринимаемых человеком во время сна. Это может быть тиканье часов, шум за окном, звук открывающейся двери. Как правило, эти сны не несут никакой смысловой нагрузки, если они не относятся к категории повторяющихся. Повторяющиеся. В том случае, когда сон начинает повторяться достаточно часто, это явное указание на некоторую неразрешенную проблему. Подсознание раз за разом пытается подстегнуть нас, направить силы сознания на ее решение. Какая именно проблема имеет место в том или другом случае сказать трудно. Наиболее общие рекомендации Вы сможете найти в нашем соннике с Сны продолжением. В том случае, если человеку снятся сны с продолжением, их следует истолковывать как один сон. Обычно комплексный анализ таких сновидений позволяет понять и что мучает человека, и в чем источник этих проблем, и как устранить их. В целом, по своему характеру сны с продолжением очень сходны с повторяющимися снами. Физиологические. Содержание этих снов определяется внешними условиями, в которых находится спящий. Например, чувство холода может стать причиной появления во сне снега, падение с вершины небоскреба окажется на деле падением с кровати, чувства жажды и голода также могут быть причинами возникновения соответствующих сновидений. Предупреждающие. Эти сны, как правило, основаны на подсознательном знании того или иного факта и попытке подсознания передать эти сведения сознанию. Например, человеку снится, что он едет на машине, и у него внезапно отказывают тормоза. Все дело в том, что подсознательно он давно уже ощущал, что тормоза пора проверить, но повседневные дела и заботы не давали этой мысли сформироваться окончательно. На том же механизме основаны сновидения, в которых мы обнаруживаем утерянную вещь, что, после пробуждения, оказывается правдой: мы находим потерю именно в том месте, которое видели во сне. В данном случае все также объясняется тем, что подсознательно мы заметили то место, 13
где, скажем, обронили ключ от двери, но некие внешние помехи отвлекли нас, и факт долгое время оставался скрыт на уровне подсознания. Вещие. А это самый загадочный и самый непонятный тип сновидений. И единственное, что можно сказать о них совершенно определенно это то, что они существуют. Помните: вещие сны приходят во второй половине сна, когда тело и сознание уже отдохнули. Также имейте в виду, что наверняка не вещие те сны, которые, как описано выше, навеяны посторонними шумами, неудобствами и прочими внешними причинами. Не относятся к вещим и сны, в которых Вы заново переживаете события прошлого Психологи выделяют несколько поз сна, которые могут дать исчерпывающий ответ на многие вопросы, связанные с психическим состоянием человека и дать ответы на трудные вопросы. 9. Позы сна. ПОЗА ЗАРОДЫШ Внешние проявления: человек лежит на боку, свернувшись калачиком с подтянутыми к подбородку коленями, руки и ладони образуют кольцо, обхватывая колени или подушку. Человек как бы свертывается вокруг некоей оси - сердечника. Постельное пространство занимается в углах, обычно стены. верхних, отворачивается лицо от Интерпретация: скрытое лицо и большая часть внутренних органов, закрытый руками центр тела говорят о человеке, сопротивляющемся попыткам подвергнуть себя полному, открытому опыту радостей и огорчений жизни, человек еще не осмеливается развернуться и подставить себя событиям жизни. Не позволяя себе раскрыться, в жизни такие люди проявляют сильную потребность в защите и в «сердечнике», вокруг которого они могут организовать свою жизнь и от которого могут зависеть. Линия поведения - зависимая, обеспечивающая безопасность со стороны более сильного. ПОЗА ПОЛУЗАРОДЫШ Наиболее распространенная поза, то есть на бок со слегка подтянутыми коленями. Интерпретация: адекватность личности окружающему миру - ее уравновешенность и надежность. Приспособленческие хороший «здравый смысл», 14
способности личности не связаны с чрезмерными нагрузками. Такие люди не очень ранимы, не ищут защиты перед лицом неопределенного будущего. ПОЗА ПРОСТЁРТАЯ Внешние проявления: лицо вниз и набок, человек лежит на животе, обычно с руками, закинутыми выше головы, вытянутыми ногами и слегка раздвинутыми ступнями. Поза отражает попытку обрести господство над постельным пространством. Интерпретация: защита от неприятных сюрпризов, потребность регулирования жизни, избегания неожиданных неприятностей, включая опоздания и негативную реакцию на опоздания других. Такой человек печется о мелочах, обязателен, точен и аккуратен. Если чтото препятствует его доминирующим потребностям - человек удвоит силы, чтобы привести мир в соответствие своим требованиям. Повышенная чувствительность к неожиданности может проявляться в стремлении спать по диагонали, достигая этим еще более полного господства над миром сна ПОЗА КОРОЛЕВСКАЯ Внешние проявления: человек лежит на спине лицом вверх, руки и ноги вытянуты вдоль туловища, слегка раскинуты. расслаблены, Интерпретация: показатель чувства безопасности, уверенности и силы личности. Они чувствуют себя как рыба в воде, открыты всему, рады давать и принимать от жизни все доступное. Разновидностью позы на спине является «морская звезда», при которой человек широко раскидывает руки и ноги. Для современного человека преодоление трудностей современной жизни является привычным, а для некоторых повседневным делом. Однако смена часового пояса, сменная работа и даже пребывание в условиях космоса могут для неподготовленных людей создать массу проблем 10. Работа в сложных и необычных условиях. Для космонавтов, находящихся в космическом полете, тоже важно систематически правильно соблюдать чередование сна и бодрствования, труда и отдыха. Только сохранение в космосе привычного «земного» распорядка труда и отдыха, нормального и своевременного сна поможет им сберечь здоровье. Пребывание космонавтов А. А. Губарева и Г. М. Гречко на борту научноисследовательской космической станции «Салют4» в течение 30 суток показало, что несмотря на 6разовую смену дня и ночи в течение 24 часов, космонавты смогли выдержать строгий «земной» режим сна и бодрствования. На протяжении всего времени пребывания в космосе они сохранили отличное самочувствие и высокую работоспособность. 15
III Практические исследования. После обработки результатов анкетирования мы получили следующие данные (в %). 16
№ вопроса 1. 2. 3. 4. 5. Ответ Да Да Да Да 78 часов 910 часов 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 18 чел 33 чел 35 чел 12 чел 52 чел 40 чел 24 чел 11 22 50 81 79 21 57 55 69 21 54 46 27 18 54 69 78 22 31 28 62 54 75 25 40 36 67 41 69 31 42 54 65 35 66 34 50 45 70 25 59 41 17
6. 7. 8. 9. 10. 72 18 Будят Есть ритуал Одинаково 86 74 Влияет Влияет 40 42 21 81 69 48 44 29 74 78 49 41 34 70 79 54 32 34 44 59 12 30 35 35 38 22 27 36 30 32 27 1. Вы чаще запоминаете свои сны? С возрастом увеличивается доля учащихся, запоминающих свои сны. Это может говорить о том, что просыпаются они чаще в фазу быстрого сна и, вероятно, общая доля «быстрого сна» в общем объеме сновидений.. 2. Случается ли вам видеть «вещие сны»? С возрастом у учащихся возрастает вера в «Вещие сны» вероятно потому, что они получают много дополнительной информации о значении снов, их толковании, увеличивается количество проблем, в решении которых учащиеся заинтересованы, поэтому они больше доверяют своим ощущениям и снам. 3. Случается ли вам видеть «кошмары»? С чем они обычно связаны? 18
Большинство школьников достаточно часто видят кошмар. Доля таких учащихся стабильно возрастает с возрастом ребенка. Это связано, по видимому с формирование психики в подростковом возрасте и с увеличением общей массы впечатлений и загруженности. Чаще всего они связанны с телевизионными программами, компьютерными играми, родственниками и близкими им людьми. Только потом идут их собственные страхи и переживания. 4. Вы чаще ложитесь спать в одно и тоже время? К сожалению, доля учащихся, засыпающих в одно и тоже время с возрастом уменьшается. Напряжение современной жизни, активный образ жизни ведут к тому, что понятие «режим дня» для многих становится пустым звуком. 5. Сколько часов вы спите? Учащиеся в возрасте 1015 лет должны спать не менее 89 часов. Снижение продолжительности ночного сна должно происходить в более взрослом возрасте. Очевидно, что увеличение учебной нагрузки, личная жизнь «крадет» отведенные на сон часы, вероятнее всего с ущербом для здоровья и самочувствия. 19
После того, как мы опросили учащихся разных возрастов, мы выяснили, что среди подростков 1013 лет 23% требуется 67 часов сна, 55% 89 часов, а 22% школьников требуется 1012 часов сна. А результаты опроса тинейджеров в возрасте 1416 лет оказались другими… 67 часов сна требуется 45,5% опрошенных, 37,5% нужно 89 часов сна и лишь 17% требуется 1012 часов. 6. Вы просыпаетесь чаще сами или вас будят (родители, будильник)? С возрастом возрастает ответственность учеников и их самостоятельность. Поэтому доля учеников, просыпающихся самостоятельно возрастает. 7. Есть ли у вас какойлибо ритуал при подготовке ко сну? С возрастом увеличивается доля учеников, соблюдающих какойлибо ритуал при подготовки ко сну. Это облегчает засыпание и с годами даже входит в привычку. 20
8. Вы одинаково комфортно спите у себя дома и в гостях? Результаты анкетирования по этому вопросу являются подтверждение предыдущего. В гостях трудно соблюсти какиелибо привычные правила и многие учащиеся спят тревожно, сон не приносит свежести и бодрости. 9. Имеет ли для вас значение положение вашей подушки и кровати, включенный свет и звуки? Детский беззаботный сон характеризуется безразличием к внешним раздражителям. У учащихся более старшего возраста глубина сна уменьшается, поэтому посторонние раздражители нарушают его. Проведение нашего опыта заключается в том, чтобы узнать поведение человека и его состояние здоровья, если он сменит свой режим засыпание и условия жизни. Мы попросили добровольцев, которые привыкли спать в тишине и с выключенным светом попытаться заснуть с включённым телевизором(шум) и включённым светом. Это создает непривычную, нервозную обстановку сна. Наш опыт показал, что: на утро участники опыта чувствовали себя более сонными и не выспавшимися, чем когда засыпали в тишине с выключенным светом. Теперь мы знаем, что нельзя нарушать привычный порядок и условия засыпания, так как это повредит нашему здоровью и нарушит наше состояние на утро. 21
10 Реагируете ли вы на фазы луны? Не стоит искать у всех людей склонность к лунатизму. Однако чувствительность к фазам луны у многих объясняется их биологическими часами. По данным исследований ученых и наших одноклассников, до 90% людей школьного возраста чувствуют беспокойство и тревожность в полнолуние, раздражительность в новолуние и активизацию мозговой деятельности в первую ее фазу. IV ВЫВОДЫ. При анализе результатов исследования мы обнаружили определенные закономерности в снах и сновидениях учащихся нашей школы: с возрастом увеличивается доля учащихся, которые: Запоминают свои сны Видят «вещие» и «кошмарные» сны 22
Используют какойлибо ритуал при подготовке ко сну Придают значение внешним раздражителям Реагируют на фазы лунного цикла. При этом стабильно уменьшается доля учащихся, которые: Ложатся спать в одно и тоже время Спят 89 часов Комфортно спят в гостях и дома. V ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Человек и весь мир созданы таким образом, что всё находится во взаимосвязи. Наш сон связан с физическим состоянием, физическое состояние связано с умственной деятельностью и эмоциональным состоянием, а это в свою очередь влияет на отношения с людьми, которые влияют на всё остальное. «Сновидения являются наилучшим доказательством того факта, что мы не замкнуты наглухо в наших оболочках, как это нам кажется.» К.Ф.Хеббель http http . ucoz:// snobdenie . org:// ru . wikipedia VII СПИСОК ЛИТРАТУРЫ. . ru / forum / wiki /% /481 D 0% D 0% A 1% BD % D 1%8 B 23
http http http http . sunhome:// www . sleepnet:// www:// doctor 54. :// www . medical /13350 . ru / journal . ru / break / article _5. /671394. ru / wiki / item / smompl center . ru / index html html . html 1. Алексей Ксендзюк. Физиологическая природа сна. М.: София, 2005 2. ВоронцовВильяминов Б.А., Опарин А.И., Никольский В.К.. Беседы о природе человека. М.: Молодая гвардия, 1947 3. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М.: Прогресс, 1984 4. Карлос Кастанеда. Искусство сновидения. М.:Говорящая книга,2008. 5. Н. Клейтман. Сон и сновидения. Самара.: РазСвят. 1912. 6. Ковальзон И. В мире сна и сновидений. 7. Мир детства: юность: Книга 4 / Ред. А.Г. Хрипкова, Г.Н. Филонов; Сост. 8. Мольц Максуэлл “Я это я или как стать счастливым” 1994 г. 9. Популярная медицинская энциклопедия под редакцией А. Н. Бакулева и Ф. Н. Петрова. Пурвциемс. Москва,1963. 10. Роберт Джонсон. Сновидения и фантазии. М.:Ваклер, Рефлбук, 1996 11. Рохлин Л. Л. “Сон, гипноз, сновидения” Москва,2004 12. Стивен Лаберж Наши сны. М.: София,1996. 8 24
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)